Рабочая программа внеурочной деятельности «Моя первая экология» (2–4 классы)
Краснодарский край, Каневской район, ст-ца Стародеревянковская
__муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
______________средняя общеобразовательная школа № 11
УТВЕРЖДЕНО
решением педагогического совета
от 30 августа 2018 года протокол № 1
Председатель __________ И.Н.Баранова
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Кружка_______________ «Моя первая экология»
Ступень обучения (класс) начальное общее образование 2-4 классы
Срок реализации _____ 3 года_______________________________________
Количество часов 102_____________________________________________
Уровень _____базовый ______________________________
Учитель Власенко Марина Ивановна
Программа разработана на основе «Сборника программ внеурочной деятельности» под редакцией Н.Ф. Виноградовой — М.: ВентанаГраф, 2016. — 168 с.
Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности 2-4 класс «Моя первая экология» составлена на основе «Сборника программ внеурочной деятельности» под редакцией Н.Ф. Виноградовой — М.: ВентанаГраф, 2011. — 168 с.
1. Планируемые результаты
2 класс
Личностные результаты:
Ученик научится:
— развитие любознательности и формирование интереса к изучению природы методами искусства и естественных наук;
— воспитание ответственного отношения к природе, осознания необходимости сохранения окружающей среды;
— формирование мотивации дальнейшего изучения природы;
Ученик получит возможность научиться:
— развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, дающих возможность выражать своё отношение к окружающему миру природы различными средствами (художественное слово, рисунок, живопись, различные жанры декоративно-прикладного искусства, музыка и т. д.).
Метапредметные результаты:
Ученик научится:
— овладение элементами самостоятельной организации учебной деятельности, что включает в себя умения ставить цели и планировать личную, учебную деятельность, оценивать собственный вклад в деятельность группы, проводить самооценку уровня личных учебных достижений;
— освоение элементарных приёмов исследовательской деятельности, доступных для детей младшего школьного возраста: формулирование с помощью учителя цели учебного исследования (опыта, наблюдения), составление его плана, фиксирование результатов, использование простых
измерительных приборов, формулировка выводов по результатам исследования;
Ученик получит возможность научиться:
— формирование приёмов работы с информацией, что включает в себя умения поиска и отбора источников информации в соответствии с учебной задачей, а также понимание информации, представленной в различной знаковой форме в виде таблиц, диаграмм, графиков, рисунков и т. д.;
— развитие коммуникативных умений и овладение опытом межличностной коммуникации, корректное ведение диалога и участие в дискуссии, а также участие в работе группы в соответствии с обозначенной ролью.
Предметные результаты:
Ученик научится:
— сформируется представление об экологии как одном из важнейших направлений изучения взаимосвязей и взаимодействий между природой и человеком, как важнейшем элементе культурного опыта человечества;
применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни, для осознанного соблюдения норм и правил безопасного поведения в природной и социоприродной среде;
—овладеет навыками ухода за растениями комнатными и на пришкольном участке, за обитателями живого уголка, за домашними питомцами;
—научится приводить примеры, дополняющие научные данные образами из литературы и искусства;
— получит представление о зависимости здоровья человека, его эмоционального и физического состояния от факторов окружающей среды;
Ученик получит возможность научиться:
— наличие углублённых представлений о взаимосвязи мира живой и неживой природы, между живыми организмами; об изменениях природной среды под воздействием человека; освоение базовых естественнонаучных знаний, необходимых для дальнейшего изучения систематических курсов естественных наук; формирование элементарных исследовательских умений.
3 класс
Личностные результаты:
Ученик научится:
— развитие любознательности и формирование интереса к изучению природы методами искусства и естественных наук;
— вырабатывать в себе личностные качества, необходимые для работы на природе (внимательность, терпение, точность, сотрудничество);
— применять правила поведения на природе во время учебных занятий и в повседневной жизни;
— формирование мотивации дальнейшего изучения природы;
Ученик получит возможность научиться:
— развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, дающих возможность выражать своё отношение к окружающему миру природы различными средствами (художественное слово, рисунок, живопись, различные жанры декоративно-прикладного искусства, музыка и т. д.);
— воспитание ответственного отношения к природе, осознания необходимости сохранения окружающей среды.
Метапредметные результаты:
Ученик научится:
— формировать умение работать с различными приборами и оборудованием, необходимыми для проведения в природе наблюдений и измерений;
— учиться использовать полевой дневник для записи и/или зарисовки наблюдаемых объектов или явлений;
— выполнять измерения различных величин (на примере массы или температуры);
— учиться составлять план проведения простейшего исследования (под руководством учителя).
Ученик получит возможность научиться:
— формировать умение работать с информацией, что включает в себя умения поиска и отбора источников информации в соответствии с учебной задачей, а также понимание информации, представленной в различной знаковой форме — в виде таблиц, диаграмм, графиков, рисунков и т. д.;
— развитие коммуникативных умений и овладение опытом межличностной коммуникации, корректное ведение диалога и участие в дискуссии, а также участие в работе группы в соответствии с обозначенной ролью.
Предметные результаты:
Ученик научится:
— проводить наблюдения за природными объектами;
— работать с различными приборами и инструментами, необходимыми для проведения наблюдений и измерений;
— изготавливать простейшие модели приборов;
— составлять описания объекта изучения;
— изучать и развивать возможности органов чувств как источника информации об окружающей среде;
— проводить наблюдения за природными объектами, составлять описание природных объектов на основе предложенного алгоритма;
— выявлять в ходе наблюдений характерные особенности природных объектов;
— соотносить форму и свойства различных природных объектов;
Ученик получит возможность научиться:
— выявлять и описывать разнообразие определённых природных объектов и явлений;
— применять простейшие оценочные шкалы для характеристики состояния природных объектов;
— устанавливать зависимость особенностей внешнего строения живых организмов от внешних факторов среды, находить в ближайшем природном окружении примеры, подтверждающие взаимосвязь растений и животных.
4 класс
Личностные результаты:
Выпускник научится:
— развитие любознательности и формирование интереса к изучению природы методами искусства и естественных наук;
— воспитание ответственного отношения к природе, осознания необходимости сохранения окружающей среды;
— формирование мотивации дальнейшего изучения природы.
Выпускник получит возможность научиться:
— развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, дающих возможность выражать своё отношение к окружающему миру природы различными средствами (художественное слово, рисунок, живопись, различные жанры декоративно-прикладного искусства, музыка и т. д.);
Метапредметные результаты:
— формировать умение работать с различными приборами и оборудованием, необходимыми для проведения в природе наблюдений и измерений;
— учиться использовать полевой дневник для записи и/или зарисовки наблюдаемых объектов или явлений;
— выполнять измерения различных величин (на примере массы или температуры);
— учиться составлять план проведения простейшего исследования (под руководством учителя).
Выпускник получит возможность научиться:
— формировать умение работать с информацией, что включает в себя умения поиска и отбора источников информации в соответствии с учебной задачей, а также понимание информации, представленной в различной знаковой форме — в виде таблиц, диаграмм, графиков, рисунков и т. д.;
— развитие коммуникативных умений и овладение опытом межличностной коммуникации, корректное ведение диалога и участие в дискуссии, а также участие в работе группы в соответствии с обозначенной ролью.
Предметные результаты:
— проводить наблюдения за природными объектами;
— работать с различными приборами и инструментами, необходимыми для проведения наблюдений и измерений;
— изготавливать простейшие модели приборов;
— составлять описания объекта изучения;
— изучать и развивать возможности органов чувств как источника информации об окружающей среде;
— проводить наблюдения за природными объектами, составлять описание природных объектов на основе предложенного алгоритма;
— выявлять в ходе наблюдений характерные особенности природных объектов;
— соотносить форму и свойства различных природных объектов;
— выявлять и описывать разнообразие определённых природных объектов и явлений;
— применять простейшие оценочные шкалы для характеристики состояния природных объектов;
Выпускник получит возможность научиться:
— устанавливать зависимость особенностей внешнего строения живых организмов от внешних факторов среды, находить в ближайшем природном окружении примеры, подтверждающие взаимосвязь растений и животных;
— готовить проекты на темы «Жизнь животных в нашей местности», «Как я помогаю природе» и др.
2. Содержание программы
2 класс «Экология в красках и формах» ( 34 ч)
Раздел 1. Первые шаги по тропинке открытий (6 ч)
Знакомство с оборудованием, необходимым для работы на природе: полевой дневник, компас, лупа, определители растений и животных, справочники, карта местности и др. Правила ведения полевого дневника: запись наблюдений и зарисовка наблюдаемых явлений. Четыре основных качества, необходимые каждому во время проведения исследований в лесу: терпение, внимательность, точность, сотрудничество. Наблюдение — основной метод работы на природе. Его цель, планирование. Значение систематичности в проведении наблюдений. Четыре основных вопроса, на которые необходимо
ответить, прежде чем приступать к наблюдению: зачем? что? где? и как наблюдать? Десять заповедей друзей леса, составленные учёным-экологом
Ф. Тасси.
Необходимое оборудование: полевой дневник, простой карандаш, ластик,
повязки на глаза из плотной материи (из расчёта одна повязка на двух детей), аудиокассеты с записью звуков природы.
Раздел 2. Природа в наших ощущениях (7 ч)
Каждый человек связан с окружающей средой посредством органов чувств. Сенсорное восприятие — один из путей существования в гармонии с окружающим миром. Восприятие цвета и формы различных природных объектов. Цвета леса. Цветовая гамма растений: листьев, цветков, коры деревьев и кустарников. Составление палитры красок одного растения. Составление гаммы оттенков зелёного цвета — основного цвета леса, коричневого — цвета коры и почвы или голубого — цвета неба. Выразительность линий и форм живых организмов. Гармония в природе как «связь», «стройность», «соразмерность». Гармоничное сочетание в организме растений и животных отдельных частей, пропорциональность форм. Знакомство с различными техниками рисования, позволяющими выразить своё впечатление от посещения леса: монотипия, акватипия, рисунок пером, использование трафаретов и пр.
Необходимое оборудование: полевой дневник, простой карандаш, ластик, бумага для акварели, акварельные и гуашевые краски, тушь, кисточки и перья, аудиозаписи звуков природы, повязки на глаза, карточки-задания, пластмассовые или картонные стаканчики из-под пищевых продуктов, тонкая полиэтиленовая плёнка, цветные резиновые колечки.
Раздел 3. Геометрия живой природы (7 ч)
Живые организмы и симметрия. Двусторонняя и лучевая симметрия в строении различных органов животных и растений. Спираль в движении, росте и развитии растений и животных — способ достижения дополнительной жёсткости и устойчивости в пространстве. Описывая спираль, растут побеги; двигаясь по спирали, раскрываются лепестки цветков, развёртываются побеги папоротника; спиральное расположение почек и листьев на побеге. Разнообразие форм листьев и крон деревьев и кустарников. Различная степень густоты кроны: густая, средняя, сквозистая. Зависимость особенностей внешнего строения растений и животных от условий среды обитания и образа жизни.
Необходимое оборудование: полевой дневник, простой карандаш, ластик,
карманное зеркальце прямоугольной формы, разноцветные нити длиной 25–30 см, карточки-задания, листы плотной бумаги, широкий прозрачный скотч, цветные карандаши, фломастеры, аудиокассеты с записью звуков природы.
Раздел 4. Природа и её обитатели (7 ч)
Наблюдения за растениями и животными (по выбору). Изучение условий
обитания, особенностей произрастания (для растений) — одиночные
или образуют заросли, угнетён ли рост и т. д. Выявление взаимоотношений
между различными видами живых организмов (сотрудничество, конкуренция, хищничество, паразитизм и др.). Особенности поведения.
Изучение типов повреждений растений насекомыми и микроорганизмами.
Изучение зависимости состояния растений от условий произрастания.
Подвижные игры: «Белки, сойки и орехи», «Найди свой дом».
Необходимое оборудование: полевой дневник, простой карандаш, ластик,
повязки на глаза, карточки-задания, листы плотной бумаги, широкий
прозрачный скотч.
Раздел 5. Лесные ремёсла (7 ч)
Традиционные народные промыслы, связанные с лесом: резьба по дереву, бересте; плетение из луба, лыка, ивового прута, берестоплетение. Лесные мотивы в работах вышивальщиц, ткачих, кружевниц, в росписи павловопосадских платков. Игрушки пришли из леса: богородская игрушка, сергиевопосадские матрёшки. Элементарные представления об антропоморфизме в народном творчестве. Животные и растения, наделяемые различными положительными и отрицательными человеческими качествами. Преодоление стереотипов, выражающихся в негативном отношении к некоторым животным (отношение неприязни, брезгливости, отвращения, безразличия и т. п.). Лесная палитра: растения-красители. Красильная мастерская в работе — окрашиваем ткани. Рисуем природными красками. Лес — кормилец и врачеватель. Лесное «меню». Лекарственные растения леса.
Примерные объекты экскурсий
1. Ближайший лес, лесопарк или иные зелёные насаждения, в значительной
степени соответствующие естественным лесным сообществам, характерным для данной местности.
2. Памятники садово-паркового искусства.
3. Памятники природы.
4. Мастерские народного промысла, студии художников.
5. Краеведческий, этнографический, минералогический, зоологический
и иные музеи, соответствующие изучаемой тематике.
6. Выставки пейзажной и анималистической живописи; фотовыставки,
посвящённые природе.
7. Зоопарк, зоовыставка, террариум, зоологический уголок и т. п.
8. Ботанический сад, дендрарий, зимний сад и т. п.
9. Лаборатория экологического мониторинга, станция защиты растений.
10. Ближайший заказник, национальный парк, заповедник.
3 класс «Дом, в котором я живу» (34 часа)
Раздел 1. Дом, в котором я живу: человек и окружающая его среда. (10 ч)
Моя окружающая среда: дома, в школе, на улице, на природе. Понятие
о доме в его прямом и переносном смысле: дом человека, убежище животных, планета — дом всего человечества. От чего зависит порядок и уют в доме, как их поддерживать. Что должен знать и уметь каждый из нас, чтобы быть хранителем нашего общего «дома» — планеты Земля. Экология человека — наука, изучающая взаимоотношения и взаимное влияние человека и окружающей его среды. Человек защищается от воздействия окружающей среды: появление одежды и жилищ. Жилища первобытных людей. Как и из каких материалов строят дома различные народы. Постоянные жилища: вигвам, иглу, изба, дом на сваях и др. Переносные жилища: юрта, чум, палатка. Общие требования, которые предъявляет человек к жилищу: надёжная защита от неблагоприятных погодных факторов (низких или высоких температур, осадков, сильного ветра); доступность природных строительных материалов. Элементарные представления об экологии жилища. Как выглядел городской дом в разные эпохи. Появление многоэтажных домов. Новые строительные и отделочные материалы: бетон и железобетон, асбест, древесно-стружечные плиты (ДСП), линолеум, стекловолокно и др. Влияние синтетических материалов на окружающую среду и здоровье человека. Как городской дом обеспечивается водой и электроэнергией. Увеличение потребления воды и электроэнергии — одна из причин возникновения экологических проблем. Экономное использование ресурсов — одно из условий сохранения окружающей среды. Преимущества и недостатки малоэтажной застройки. «Экологический дом» — дом, не наносящий ущерба окружающей среде. Использование при его строительстве экологически безопасных для здоровья людей материалов, хорошо удерживающих тепло, а также специальных конструкций, позволяющих улавливать энергию солнца и ветра. Домашняя обстановка. Предметы домашнего обихода. Чистота, порядок и уют в доме. Семейные традиции и семейные праздники. Одежда и обувь, их назначение: защита от неблагоприятных воздействий окружающей среды, утверждение положения человека в обществе — принадлежность к определённому классу (касте, клану), профессии и т. п. Зависимость покроя одежды и используемых для её изготовления материалов от природных условий. Природные материалы, используемые для пошива, окраски и декорирования одежды и обуви: натуральный мех, кожа, замша; ткани из растительных, шерстяных, шёлковых и смешанных волокон. Синтетические ткани. «Экологический стиль» в манере одеваться. Стремление украшать себя и своё жилище — одна из древнейших потребностей человека. Первобытные «коллекционеры». Находки в пещерах первобытных людей — окаменевшие раковины, кристаллы кварца, различные минералы, букеты цветов. Первые украшения: фигурки из обожжённой глины, изделия из бивней мамонта, костяные изображения зверей и птиц. Животные, исчезнувшие с лица Земли или ставшие редкими из-за стремления человека украшать себя или своё жилище красивым мехом, перьями, чучелами животных.
Браконьерство. Международные соглашения по запрещению торговли
редкими (экзотическими) видами.
Практические работы: «Домашняя инвентаризация», «Дом, в котором
я бы хотел жить» (разработка проекта), «Мой гардероб».
Раздел 2. О городах и горожанах: человек в городе. (4 ч)
Кочевой образ жизни древних племён. Переход некоторых племён
к оседлой жизни, возникновение первых поселений. Появление городов.
Принципы выбора места для основания города: безопасность, близость к источникам пресной воды, необходимые запасы строительных материалов
(камень, глина, древесина и т. п.), возможность торговать с соседями и др. Города-государства. Изменение естественной (природной) среды в городе. Рост городов за счёт прилегающих к ним природных территорий. «Расползание» городов — одна из причин разрушения мест обитания растений, животных и других организмов. Зависимость города от окружающей его среды. Ресурсы, необходимые для нормального существования города: пресная вода, продукты питания, топливо. Экологические проблемы города: загрязнение воздуха промышленными предприятиями и транспортом; загрязнение водоёмов, рек, подземных вод в черте города и за его пределами; накопление бытовых и промышленных отходов. Проблема шума в городе. Разные города — разные люди: влияние города на образ жизни, характер, настроение, культурный уровень его жителей. Влияние городской среды на физическое и душевное здоровье человека. Футурология — наука о будущем. Научные прогнозы дальнейшего развития городов. Проблемы, которые необходимо решить архитекторам и градостроителям в связи с постоянным ростом численности городского населения планеты. Различные проекты городов будущего.
Практические работы: определение загрязнения воздуха в городе
по количеству частиц пыли, оседающих на листьях деревьев, на пластинках,
смазанных вазелином.
Раздел 3. О сложных системах, маленьком гвозде и хрупком равновесии:
как устроены экологические системы? (8 ч)
Система — одно из ключевых понятий экологии. Система как множество
закономерно связанных друг с другом элементов (предметов, явлений
и т. п.). Элемент — составная часть системы. Разнообразие систем.
Биологические системы: системы органов растений, животных, человека.
Организм как система. Понятие «экосистема». Природные (естественные) и искусственные экосистемы. Различие между естественными и созданными человеком экосистемами. Моделирование экосистем. Аквариум — модель природной экосистемы. Типы природных экосистем: наземные и водные экосистемы. Лес — один из наиболее распространённых типов наземных экосистем. Водоём как природная система. Болото — переходный тип между водными и наземными экосистемами. Тундра и пустыня — экосистемы, сложившиеся в сложных климатических условиях; их сходство и различие.
Природа как источник различных ресурсов, необходимых для удовлетворения потребностей человека. Материальные и духовные потребности. Влияние человека на природные экосистемы. Положительные и отрицательные примеры изменений в природе, вызванных деятельностью человека.
Практические работы:
— «Я и моя окружающая среда»: выявление объектов, с которыми прямо
или косвенно связан ребёнок; ранжирование их по степени значимости;
— изготовление модели, демонстрирующей распускание цветков водных
растений;
— изготовление модели, имитирующей какой-либо объект или явление
(по выбору учащегося);
— составление композиции из комнатных растений.
Раздел 4. В сетях жизни: многообразие экологических связей. (6 ч)
Биологическая экология — наука, изучающая взаимозависимость и взаимодействие организмов (или их совокупностей — популяций, сообществ и т. п.) и окружающей их среды. Простейшая классификация экологических связей: связи между живыми существами и неживой природой; связи между организмами (внутри одного вида и между различными видами). Пищевые связи в экосистеме. Растения — производители органического вещества. Травоядные и хищники. Всеядные животные. Животные падальщики. Цепи питания. Сети питания. Элементарные представления о пищевой пирамиде. Роль грибов и почвенных микроорганизмов в экосистеме. Внутривидовые отношения. Временные и постоянные группы животных: семьи, стаи, стада, колонии и т. п. Взаимопомощь в группе: совместные поиски корма, защита от врагов, забота о потомстве, о больных и раненых. Взаимовыгодные отношения и сотрудничество между различными видами: муравьи и тля; рак-отшельник, актиния и многощетинковый червь; мёдоед и мёдоуказчик и др. Общение животных. Способы передачи информации: окраска, звуковые сигналы, запахи, язык поз и движений. Передача информации от взрослых животных потомству. Подражание и обучение. Игра — один из способов усвоения навыков поведения, необходимых в дальнейшей жизни.
Практические работы: оригами «Птица». Моделирование отношений
в птичьей стае.
Раздел 5. Общий дом — общие проблемы: почему возникают и как решаются экологические проблемы? (6 ч)
Увеличение численности населения планеты. Необходимость производства
всё большего количества продовольственных и промышленных товаров. Рост потребностей человека. Экологические проблемы становятся глобальными — «всеобщими», охватывающими весь земной шар. Глобальные экологические проблемы: сокращение многообразия видов живых организмов; истощение природных ресурсов; загрязнение окружающей среды; продовольственная проблема. Пути решения экологических проблем (на примере борьбы с загрязнением окружающей среды бытовыми отходами). Переработка и повторное использование бытовых отходов. Охраняемые природные территории и объекты: заповедники, заказники, национальные парки, памятники природы. Что может сделать каждый из нас для сохранения окружающей среды: изменение повседневного образа жизни, продуманное отношение к приобретению товаров, участие в различных экологических движениях и т. п. Десять основных правил разумного отношения к окружающей среде.
Практические работы: «Вода, которую мы теряем»: насколько рационально
используется вода дома и в школе; способы её экономии.
4 класс «Мир вокруг нас» (34 ч)
Раздел 1. Человек и природа (2 ч)
Как человек связан с природой? Место человека как части природы. Представление о видах сельскохозяйственного труда, о некоторых сельскохозяйственных культурах и их значении. Знания и умения земледельцев. Пшеница – озимая, яровая. Человек – верный сын природы. Положительное и отрицательное влияние человека на природу. Составление моделей, показывающих место человека в природе. Защита проекта. Расширить представление детей об осени как времени года и о признаках осени: расположение солнца над горизонтом, продолжительность светового дня, характерные осадки, температура воздуха; живое в природе – желтеют листья, закладываются зимующие почки, созревают плоды, птицы и звери начинают готовиться к зиме.
Практическая работа: Сбор материала для гербария. Проект «Мой гербарий»
Раздел 2. Неживое в природе (7 ч)
Формирование представлений о неживой природе, ее многообразии. Экскурсия на пришкольный участок «Предметы и явления неживой природы вокруг меня» Солнце - источник тепла и света для живых существ. Влияние солнца на жизнь на Земле. Солнце и здоровье. Вода, ее признаки и свойства. Опыты по выявлению свойств воды: вода - растворитель, текучесть, прозрачность, переходные состояния, круговорот воды. Сообщения учащихся об охране и значении воды. Загрязнение Волги. Источники загрязнения. Почва – необходимая среда для растений Опыты по составу почвы (вода, воздух, органические вещества, песок, глина). Просмотр коллекции «Виды почвы». Практическая работа по обработке почвы комнатных растений. Значение почвы и меры по ее охране. Дать общее понятие погоды и климата. Кто определяет прогноз погоды и для чего это необходимо? Способы прогнозирования изменений в природе. Актуализация представлений у учащихся о загрязнении помещения, где не используют сменную обувь, осознание нанесения вреда здоровью взвешенной в воздухе пылью. Пыль – враг человека и комнатных растений. Создание ситуации выбора (ходить в сменной обуви или нет). Правила уборки помещения. Акция «Умоем растения». Ролевая игра «Пойми меня». Создание ситуаций эмпатии с предметами окружающей неживой природы. Актуализация представлений о мусоре как загрязнителе природы города.
Практическая работа: «Наблюдение за погодой». Проект - акция «Мы, против мусора!» Практическая работа: «Хорошо ли, что климат теплеет?».
Раздел 3. Живое в природе. Экологические связи между неживой и живой природой (3 ч)
Формирование потребности и практических умений заботиться о птицах. Кто чем питается? Конструирование модели кормушки. Формировать представления детей о приспособлениях птиц в связи с наступлением осени, о перелетах птиц. Анализ фенологических наблюдений за птицами. Работа по определению птиц края. Расширить представление учащихся об экологических связях неживой и живой природы. Соревнование на создание самой интересной и длинной цепи питания. Защита своей модели. Формировать представление о загрязнении воды и её очистке, воспитание ценностного и рачительного отношения к воде.
Раздел 4. Царство грибов (2 ч)
Сформировать представление о грибах как части живой природы; показать значение грибов для человека, растений и животных; познакомить с многообразием грибов, выделив группы съедобных и несъедобных. Грибы - накопители вредных веществ. Дать представление о строении шляпочных, пластинчатых и трубчатых грибов. Познакомить с правилами сбора грибов без нарушения лесной подстилки. Обобщить представления о сходстве и различии съедобных и несъедобных грибов. Воспитывать навыки экологически грамотного поведения в природе (мухомор опасен для человека, а для оленя он является лечебным). Дать представление о некоторых видах микроскопических грибов (дрожжевые, кефирные, плесневые). Рассмотреть свойства и значения их в жизни человека. Болезнетворные бактерии, вызывающие туберкулез, холеру.
Раздел 5. Среда обитания (4 ч)
Сравнение времен года в разных географических поясах Земли. Зависимость разных форм жизни от изменений температуры и осадков. Найти признаки ранней осени. Построить предположения о том, какими мы увидим небо, деревья и животных через 1-2 недели. Смена естественных и регулярных изменений, их взаимосвязь (количество растительности – численность травоядных – численность хищников). Виды сельскохозяйственного труда, выращиваемые культуры и их значение. Инструктаж по технике безопасности при работе с с/х инвентарем. Дикорастущие и культурные растения. Теплолюбивые и светолюбивые растения. Представление о классификации животного мира. Местообитание животных в экосистеме. Цепи питания.
Раздел 6. Жизнь животных (2 ч)
Обсуждение прочитанных книг о динозаврах, рассматривание рисунков. Рассматривание и обсуждение внешнего вида и образа жизни различных видов динозавров. Полезные взаимосвязи природы и человека. Что делать для сохранения вымирающих видов? Подбор и обрабатывание материала к теме проекта. Знакомство с разделами Красной книги. Красная книга Краснодарского края. Разгадывание загадок.
Практическая работа: проект «Почему нужно защищать природу?».
Раздел 7. Я и мое окружение (6 ч)
Происхождение слова «семья» (от слова «семя»). Маленькое семя, с любовью посаженное в землю, дает крепкий росток. Со временем на нем появляются сначала нежные цветы, затем и добрые плоды. Занятие и обязанности членов семьи по ведению общего хозяйства. Роль семьи в жизни человека. Помнить мудрую заповедь: «Почитай отца своего и мать, и будет тебе хорошо, и ты будешь долго жить. Доброжелательные отношения с ними. Все мы — соседи по планете. Кто наши соседи? Дружба народов, взаимопомощь, уважение традиций. Обычаи и традиции русского народа. Свет, тепло, уют. Для чего предназначена мебель, растения? Что необходимо сделать для создания уюта в классной и игровой комнатах? Чтение стихов, художественной литературы о семье, любви, дружбе, труде. Познавательное, эстетическое и гигиеническое значение, условия содержания, правила расстановки комнатных растении с учетом приспособленности к условиям существования. Знакомство с комнатными растениями класса.
Практическая работа: проект «Моя семья».
Раздел 8. Человек и животные (6 ч)
Жизнь в городах. Человек и животное. Знакомство с разновидностями домашних животных. Рассказы детей о своих питомцах. Конкурс загадок о животных. Работа в группах: аппликация – декупаж. Загадки, рассказ учителя (материал из энциклопедии). Понятие – паразиты. Питание за счёт других. Жизнь бактерий и вирусов под микроскопом. Полезные и вредные вирусы и бактерии. Иммунная система человека.
Практические работы: Мини- сочинение «Защити себя». Разработка инструкции по уходу и содержанию домашних питомцев (кошки, собаки, хомячки, морские свинки, попугаи, канарейки).
На изучение курса «Моя первая экология» по авторской программе выделено 68 ч, но по учебному плану МБОУ СОШ №11 на изучение внеурочного курса «Моя первая экология» выделено 102 часа. Авторская программа увеличена до 102 часов и будет использована не для 2-3 классов, а для 2-4 классов.
3. Тематическое планирование
2 класс (34 ч)
№ |
Раздел, тема |
Кол-во |
Раздел 1. Первые шаги по тропинке открытий 6 ч |
||
|
Готовимся наблюдать и изучать. |
1 |
|
Какие качества необходимы юному исследователю? |
1 |
|
Учимся наблюдать. |
1 |
|
Тренируем наблюдательность. |
1 |
|
Десять заповедей друзей леса. |
1 |
|
Экскурсия «Друг ли я лесу?» |
1 |
Раздел 2. Природа в наших ощущениях 7 ч |
||
|
Как мы воспринимаем окружающий мир? |
1 |
|
Тренируем органы чувств. |
1 |
|
Какого цвета лес? |
1 |
|
Что такое гармония? |
1 |
|
Экскурсия в парк «Рисуем впечатления». |
1 |
|
Учимся пользоваться приборами. |
1 |
|
Мини проект «Микроскоп из пластикового стаканчика». |
|
Раздел 3. Геометрия живой природы 7 ч |
||
|
Что такое симметрия? |
1 |
|
Лучевая симметрия. |
1 |
|
Живая спираль. |
1 |
|
Такие разные листья. |
1 |
|
Различаем деревья по коре. |
1 |
|
Экскурсия в парк «О кронах, густых и ажурных». |
1 |
|
Организм и среда его обитания. |
1 |
Раздел 4. Природа и ее обитатели 7 ч |
||
|
Учимся планировать наблюдение. |
1 |
|
Наблюдаем за животными. |
1 |
|
Изучаем условия обитания растений. |
1 |
|
Все связанно со всем. |
1 |
|
Изучаем поведение растений и животных. |
1 |
|
Экскурсия в парк «Чья «столовая»?» |
1 |
|
Что и кто влияет на живой организм? |
1 |
Раздел 5. Лесные ремесла 7 ч |
||
|
Лес в работе народных умельцев. |
1 |
|
Экскурсия в музей «Лесные мотивы». |
1 |
|
Животные и растения в народном творчестве. |
1 |
|
Лесная палитра. |
1 |
|
Лес – кормилец и врачеватель. |
1 |
|
Проект «Экология моего края» |
1 |
|
Итоговое занятие. Мы – юные экологи! |
1 |
Экскурсии (5 ч)
№ |
Название экскурсии |
Кол-во |
|
Экскурсия «Друг ли я лесу?» |
1 |
|
Экскурсия в парк «Рисуем впечатления». |
1 |
|
Экскурсия в парк «О кронах, густых и ажурных». |
1 |
|
Экскурсия в парк «Чья «столовая»?» |
1 |
|
Экскурсия в музей «Лесные мотивы». |
1 |
Проект (1 ч)
№ |
Название проекта |
Кол-во |
1. |
Проект «Экология моего края» |
1 |
Мини-проект
№ |
Название |
Кол-во |
1. |
Мини проект «Микроскоп из пластикового стаканчика». |
1 |
3 класс (34 ч)
№ |
Раздел, тема |
Кол-во |
Раздел 1. Дом, в котором я живу 10 ч |
||
|
Вводное занятие. |
1 |
|
Поговорим о доме. |
1 |
|
Сказочное занятие «Была у лисы избушка ледяная, а у зайца – лубяная…» |
1 |
|
Мой дом – моя крепость. |
1 |
|
Что нам стоит дом построить? А у нас в квартире газ, а у вас? |
1 |
|
Дом – это не только стены! |
1 |
|
Наша одежда. Практическая работа «Мой гардероб». |
1 |
|
Своя рубаха – ближе к телу. |
1 |
|
Когда бессильны рога, клыки и быстрые ноги? |
1 |
|
«Чудо в перьях». |
|
Раздел 2. О городах и горожанах 4 ч |
||
|
Дом тянется к дому – получается город. |
1 |
|
Как «растет» город? |
1 |
|
Как «живет» город? |
|
|
Будущее города – будущие города. Практическая работа «Мой город будущего» |
1 |
Раздел 3. О сложных системах, маленьком гвозде и хрупком равновесии 8 ч |
||
|
О том, что общего между тобой, механическими часами и Солнечной системой. |
1 |
|
От кочки до оболочки. |
1 |
|
Под пологом леса. |
1 |
|
Всяк кулик свое болото хвалит. |
1 |
|
Для кого пуста пустыня? |
1 |
|
О белых куропатках, полярных совах и маленьком лемминге. |
1 |
|
Кто живет рядом с нами? Практическая работа «Я и моя среда». |
1 |
|
Там, где ступала нога человека. |
1 |
Раздел 4. В сетях жизни 6 ч |
||
|
Соседи по планете. |
1 |
|
О нитях, сплетающихся в сети. |
1 |
|
В месте безопаснее. |
1 |
|
И вместе не тесно, и врозь – скучно. Практическая работа «Оригами - птицы». |
1 |
|
«Информатика» для волка. |
1 |
|
Школа под открытым небом. |
1 |
Раздел 5. Общий дом – общие проблемы 6 ч |
||
|
Наши общие проблемы. |
1 |
|
Что происходит с отходами, которые производят люди? |
1 |
|
Что оставляет после себя человек? |
1 |
|
Практическая работа «Вода, которую мы теряем» |
1 |
|
Будь достойным жителем Земли! |
1 |
|
Итоговое занятие. Защита экологического проекта «Что для меня значит экология»? |
1 |
Практические работы (5 ч)
№ |
Название работы |
Кол-во |
|
Практическая работа «Мой гардероб». |
1 |
|
Практическая работа «Мой город будущего» |
1 |
|
Практическая работа «Я и моя среда». |
1 |
|
Практическая работа «Оригами - птицы». |
1 |
|
Практическая работа «Вода, которую мы теряем» |
1 |
Проект (1 ч)
№ |
Название проекта |
Кол-во |
1. |
Итоговый проект «Что для меня значит слово «экология?» |
1 |
4 класс (34 ч)
№ |
Раздел, тема |
Кол-во |
Раздел 1. Человек и природа 2 ч |
||
|
Вводное занятие. Место человека в мире природы. Практическая работа «Сбор материала для гербария». |
1 |
|
Осень в природе. Проект «Мой гербарий». |
1 |
Раздел 2. Неживое в природе 7 ч |
||
|
Неживая природа. Проект - акция «Мы против мусор!» |
1 |
|
Человек – верный сын природы. |
1 |
|
Солнце – источник тепла. Практическая работа «Наблюдение за погодой». |
1 |
|
Вода, её признаки и свойства. Почва и ее значение для человека. |
1 |
|
Погода. Предсказание погоды. Практическая работа «Наблюдение за природой». |
1 |
|
Климат. Практическая работа «Хорошо ли, что климат теплеет? |
1 |
|
Кто определяет прогноз погоды и зачем он нужен? |
1 |
Раздел 3. Живое в природе 3 ч |
||
|
Экологические связи живой и неживой природы. Работа с гербариями. |
1 |
|
Растения. Комнатные растения. Практическая работа «Пересадка комнатных растений, формовка крон и обрезка». |
1 |
|
Размножение растений. Легенды о растениях. |
1 |
Раздел 4. Царство грибов 2 ч |
||
|
Грибы. Микроскопические грибы. |
1 |
|
Съедобные и не съедобные грибы. Мифы и реальность. |
1 |
Раздел 5. Среда обитания 4 ч |
||
|
Времена года на Земле. Наблюдения за сезонными изменениями в неживой и живой природе. |
1 |
|
Изменения окружающей среды. |
1 |
|
Условия жизни растений. |
1 |
|
Как живут животные. Цепи питания. |
1 |
Раздел 6. Жизнь животных 2 ч |
||
|
Экологический проект «Почему нужно защищать природу?» |
1 |
|
Красная книга – способ защиты редких видов животных и растений |
1 |
Раздел 7. Я и мое окружение 6 ч |
||
|
Моя семья. |
1 |
|
Слово «семья» в культуре народов. |
1 |
|
Проект «Моя семья». |
1 |
|
Мой класс – моя вторая семья. |
1 |
|
Мои друзья. Дружба. |
1 |
|
Домой моей мечты. |
1 |
Раздел 8. Человек и животное 6 ч |
||
|
Жизнь животных среди людей. |
1 |
|
Домашние животные. Правила ухода. |
1 |
|
Проект «Мы в ответе за тех, кого приручили». |
1 |
|
Может ли животное болеть? Мини – сочинение «Защити себя». |
1 |
|
Паразиты. Бактерии и вирусы. Борьба с болезнями |
1 |
|
Практическое занятие «Составление памятки по уходу за домашним животным». |
1 |
|
Итоговое занятие. Защита проекта экологической тематики. |
1 |
Практические работы (7 ч)
№ |
Название работы |
Кол-во |
|
Практическая работа «Сбор материала для гербария». |
1 |
|
Практическая работа «Наблюдение за природой». |
1 |
|
Практическая работа «Хорошо ли, что климат теплеет?» |
1 |
|
Практическая работа «Работа с гербариями». |
1 |
|
Практическая работа «Пересадка комнатных растений, формовка крон и обрезка» |
1 |
|
Мини – сочинение «Защити себя». |
1 |
|
Практическое занятие «Составление памятки по уходу за домашним животным». |
1 |
Проект (4 ч)
№ |
Название проекта |
Кол-во |
|
Экологический проект «Почему нужно защищать природу?» |
1 |
|
Проект «Моя семья». |
1 |
|
Проект «Мы в ответе за тех, кого приручили». |
1 |
|
Итоговый экологический проект. |
1 |
СОГЛАСОВАНО Протокол заседания образовательного совета начальных классов и здоровьесберегающего образования от __ августа 2018 года № 1 Руководитель ОС _________ /Н.А.Кинах/
|
СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР ______________ Л.В.Окульская
___ августа 2018 |