Программа внеурочной деятельности, 5-6 класс
Пояснительная записка
Век бурно развивающихся информационных технологий, бизнеса требует от личности развития таких качеств, как умение концентрироваться, рациональное мышление, практичности характера. Дети много времени проводят за компьютером, меньше общаются с природой, становясь менее отзывчивыми, поэтому развитие творческой личности в школе должно быть не только практическим, но и духовным.
Занятия в кружке позволяют существенно влиять на трудовое и эстетическое воспитание, рационально использовать свободное время учащихся. Работа с бумагой, природным и бросовым материалом, тканью - это самые распространенные виды декоративно - прикладного искусства среди школьников. Несложность оборудования, наличие инструментов и приспособлений, материалов, доступность работы позволяют заниматься декоративно- прикладным творчеством учащимся начальной школы. Теоретическая часть включает краткие пояснения по темам занятий и приемам работы, а практическая часть состоит из нескольких заданий. На начальном этапе работы осваивают приемы обработки материала. Необходимо воспитывать у детей умение доводить начатое дело до конца, следить за соблюдением элементарных правил культуры труда, приучать экономно и аккуратно использовать материалы, пользоваться инструментами и хранить их. Особое внимание в работе кружка уделено вопросам безопасности труда и санитарной гигиены
Курс “Оформительский” носит интегрированный характер. Интеграция заключается в знакомстве с различными сторонами материального мира, объединенными общими закономерностями, которые обнаруживаются в способах реализации человеческой деятельности, в технологиях преобразования сырья, энергии, информации.
В процессе разработки программы главным ориентиром стала цель гармоничного единства личностного, познавательного, коммуникативного и социального развития учащихся, воспитанию у них интереса к активному познанию истории материальной культуры и семейных традиций своего и других народов, уважительного отношения к труду.
Работа с пособиями представит детям широкую картину мира прикладного творчества, поможет освоить разнообразные технологии в соответствии с индивидуальными предпочтениями.
Занятия художественной практической деятельностью по данной программе решают не только задачи художественного воспитания, но и более масштабные - развивают интеллектуально-творческий потенциал ребёнка. Освоение множества технологических приёмов при работе с разнообразными материалами в условиях простора для свободного творчества помогает детям познать и развить собственные способности и возможности, создаёт условия для развития инициативности, изобретательности, гибкости мышления.
Важным направлением в содержании программы является духовно-нравственное воспитание младшего школьника. На уровне предметного воспитания создаются условия для воспитания:
патриотизма: через активное познание истории материальной культуры и традиций своего края;
ценностного отношения к прекрасному, формирования представления об эстетических ценностях;
ценностного отношения к природе, окружающей среде;
ценностного отношения к здоровью (освоение приёмов безопасной работы с инструментами, понимание детьми необходимости применения экологически чистых материалов, организация здорового созидательного досуга).
Наряду с реализацией концепции духовно-нравственного воспитания, задачами привития младшим школьникам технологических знаний, трудовых умений и навыков программа выделяет и другие приоритетные направления, среди которых:
интеграция предметных областей в формировании целостной картины мира и развитии универсальных учебных действий;
формирование информационной грамотности современного школьника;
развитие коммуникативной компетентности;
формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установление аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
Системно-деятельностный и личностный подходы в начальном обучении предполагают активизацию познавательной деятельности каждого учащегося с учётом его возрастных и индивидуальных особенностей. Раскрытие личностного потенциала младшего школьника реализуется путём индивидуализации учебных заданий. Ученик всегда имеет выбор в принятии решения, исходя из его степени сложности. Он может заменить предлагаемые материалы и инструменты на другие, с аналогичными свойствами и качествами.
Основные цели работы:
всестороннее эстетическое и интеллектуальное развитие детей;
создание условий для самореализации ученика в творчестве;
формирование практических трудовых навыков;
развитие индивидуальных творческих способностей.
Задачи:
развитие:
творчества;
сенсорики, мелкой моторики рук;
пространственного воображения;
технического и логического мышления, глазомера;
способности самостоятельного выполнения и создания различных поделок.
овладение:
начальными технологическими знаниями, умениями и навыками;
опытом практической деятельности по созданию поделок;
способами планирования и организации досуговой деятельности;
навыками творческого сотрудничества.
воспитание:
уважительного отношения к результатам труда;
интереса к творческой и досуговой деятельности;
практического применения правил сотрудничества в коллективной деятельности.
Цели и задачи достигаются через средства и методы обучения:
рассказ, беседа, иллюстрация, информационно-коммуникационные технологии, практическая работа. коллективная и групповая, индивидуальный подход к каждому ребёнку, исследовательские проекты, презентации.
Объем программы:
На реализацию кружковой работы «Оформительский» в 5-6 классах отводится 31 часов в год (1 часа в неделю).
Планируемые результаты освоения учащимися программы курса
«Оформительский»
Ожидаемые результаты:
Высокая степень интереса младших школьников к содержанию занятий. Приобретение навыка изготовления поделок из разных видов материала. Активное участие в выставках декоративно-прикладного творчества как на школьном, так и на более высоком уровне. Использование поделок-сувениров в качестве подарков; оформление класса, зала для проведения праздничных утренников и др. практическое применение своих умений и навыков.
Личностными результатами изучения курса является формирование следующих умений:
● оценивать жизненные ситуации (поступки, явления, события) с точки зрения собственных ощущений (явления, события), в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие;
● называть и объяснять свои чувства и ощущения от произведений искусства, объяснять своё отношение к поступкам с позиции общечеловеческих нравственных ценностей;
● самостоятельно определять и объяснять свои чувства и ощущения, возникающие в результате созерцания, рассуждения, обсуждения, самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей);
● в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Метапредметными результатами изучения курса является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
● проговаривать последовательность действий
● учиться высказывать своё предположение с помощью учителя -объяснять выбор наиболее подходящих для выполнения задания материалов и инструментов;
● учиться готовить рабочее место и выполнять практическую работу по предложенному учителем плану с опорой на образцы, рисунки учебника;
● выполнять контроль точности разметки деталей с помощью шаблона;
● учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на занятии.
Познавательные УУД:
● ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;
Коммуникативные УУД:
● донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в рисунках, доступных для изготовления изделиях;
● слушать и понимать речь других.
Знать
● виды материалов (природные, бумага, тонкий картон, ткань, клей,), их свойства и названия;
● названия инструментов и приспособления шаблонов, правила работы ими;
● технологическую последовательность изготовления несложных изделий: разметка, резание, сборка ;
● способы разметки: сгибанием, по шаблону;
● способы соединения с помощью клея ПВА;
● виды отделки: раскрашиванием, аппликационно, прямой строчкой и её вариантами.
Уметь под контролем учителя организовывать рабочее место и поддерживать порядок на нём во время работы, правильно работать ручными инструментами.
С помощью учителя анализировать, планировать предстоящую практическую работу, осуществлять контроль качества результатов собственной практической деятельности;
Уметь реализовывать творческий замысел в контексте (связи) художественно-творческой и трудовой деятельности.
Календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности: Кружок «Оформительский» 5-6 класс
Тема |
Планируемые результаты |
|||
Число |
№ занятия |
Базовый уровень |
Повышенный уровень |
|
25.09 |
1 |
Вводное занятие |
||
2.10 |
2 |
Открытка ко дню учителя |
Участие в беседе. Работа с Интернет ресурсами. Уметь найти применение различным материалам вышедшим из строя. Знать основные цвета цветового круга и их производные. Уметь работать по технологическим картам, знать технику безопасности. Уметь организовать рабочее место. Уметь формулировать темы творческого проекта, выделять главную цель, составлять план творческого проекта, его этапы. Уметь пользоваться источниками. |
Уметь конструировать и моделировать, выполнять намеченные работы. Уметь составлять план последовательной технологической обработки изделия. Познавательные предполагать, какая информация нужна, отбирать необходимые словари, энциклопедии, справочники, электронные диски, сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников (словари, энциклопедии, справочники, электронные диски, сеть Интернет). |
9.10 |
3 |
Складывание из бумаги. Оригами «Бабочка» |
||
16.10 |
4 |
Складывание из бумаги. Оригами «Цветок» |
||
23.10 |
5 |
Складывание из бумаги. Оригами «Кубик» |
||
6.11 |
6 |
Открытка ко дню рождения района |
||
13.11 |
7 |
Складывание из бумаги. Оригами «Коробочка с крышкой» |
||
20.11 |
8 |
Складывание из бумаги. Оригами «Коробочка с крышкой» |
||
27.11 |
9 |
Работа с гофрированной бумагой. Торцевание. |
||
4.12 |
10 |
Открытка ко дню матери |
||
11.12 |
11 |
Работа с гофрированной бумагой. Торцевание. |
||
18.12 |
12 |
Работа с гофрированной бумагой. Цветок розы. |
||
25.12 |
13 |
Работа с манной крупой. |
||
25.12 |
13 |
Работа с манной крупой. |
||
15.01 |
14 |
Гирлянда на школьную ёлку |
||
22.01 |
15 |
Работа с опилками.. |
||
29.01 |
16 |
Работа с яичной скорлупой. |
||
5.02 |
17 |
Как приготовить солёное тесто. Его особенности. Изготовление простейших фигур из солёного теста. |
||
12.02 |
18 |
Оформление панно фигурами из солёного теста. |
||
19.02 |
19 |
Работа с пластилиновым шариком. |
||
26.02 |
20 |
Выкладывание спичек в шахматном порядке. Панно. |
||
5.03 |
21 |
Открытка ко дню Отечества |
||
12.03 |
22 |
Модульное Оригами «Ваза с цветами» |
||
19.03 |
23 |
Открытка к 8 марта |
||
2.04 |
24 |
Модульное Оригами «Ваза с цветами» |
||
9.04 |
25 |
Модульное Оригами «Пингвин или цыпленок » |
||
16.04 |
26 |
Модульное Оригами «Пингвин или цыпленок » |
||
30.04 |
27 |
Открытка ко дню Космонавтики |
||
7.05 |
28 |
Открытка к 1 Мая |
||
14.05 |
29 |
Открытка ко дню Победы |
||
21.05 |
30 |
Плетем из бисера «Брелок имя» |
||
28.05 |
31 |
Плетем из бисера «Брелок имя» |