Рабочая программа внеурочной деятельности «Юный эколог» (1–4 класс)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Тип программы: тематическая
«ЮНЫЙ ЭКОЛОГ»
Срок реализации программы 2 года
Возраст обучающихся 7-10 лет
Учитель начальных классов Петренко Светлана Анатольевна
Пояснительная записка
Актуальность
О росте в общественном сознании приоритета экологических ценностей свидетельствует тот факт, что 21 век наречен мировым сообществом столетием окружающей среды. Осознание ужасающего состояния окружающей среды подвело к заключению о том, что культура, породившая технократическую цивилизацию, вошла в противоречие с законами природы - потребляя, общество превысило возможности биосферы восстанавливать утраченное. Поэтому и решение экологических проблем следует искать прежде всего в области культуры природопользования людей, в выработке таких форм взаимодействия с окружающей средой, которые помогут изменить ситуацию к лучшему. Не далек тот день, когда будущее окажется в руках наших детей, вот почему так важно сегодня помочь детям освоить новую систему ценностей в коммуникации с природой, противопоставив ее господствующей ныне психологии потребления и эгоизма. В этом процессе воспитанию принадлежит заглавная роль, поскольку тот или иной уровень культуры человека - общий или экологический есть результат воспитания, показатель человеческого в человеке, показатель его развития как существа разумного. Воспитательное пространство объемно, оно вбирает в себя влияние семьи и школы, учреждений культуры и дополнительного образования, средств массовой информации и поэтому объективно является фактором многоуровневого воздействия. Среди всего многообразия социальных институтов школа и система дополнительного образования занимают в нем особое место, так как их воспитательное воздействие длительно и целенаправленно.
Программа «Юные экологи» - одна из форм экологической работы. Основанием для разработки данного курса послужил тот факт, что начальная школа уделяет недостаточно внимания экологическому воспитанию, важную роль в котором играет краеведческий поход, который предполагает комплексное изучение природы родного края и способствует более глубокому пониманию взаимосвязей внутри ее, а также между природой и обществом.
Основной концептуальной идеей данной программы является организация интересной, содержательной, общественно значимой и практической эколого-краеведческой деятельности учащихся младших классов с позиции комплексного познания и изучения родного края с учетом развития личности, максимального выявления, использования индивидуального опыта каждого обучающегося; педагогической поддержки становления личности ребенка, в познании себя; личного практического вклада каждого в дело охраны природы своего края и изучения ее особенностей.
Данная программа ориентирована на детей младших классов, учитывает возрастные и психологические особенности их восприятия и познания природы.
Цель программы - создание оптимальных условий для развития и самореализации школьников, формирования познавательных жизненных ценностей в процессе экологической и краеведческой деятельности.
Программа нацеливает образовательный процесс на решение следующих взаимосвязанных задач:
- обучающих:
а) формирование потребности в углубленном изучении природы;
б) овладение формами и приемами учебно-исследовательской деятельности;
- воспитательных:
а) воспитание экологической культуры, чувства ответственности за состояние окружающей среды и стремления к конкретной деятельности по ее изучению, охране, воспитанию;
б) формирование умения видеть красоту окружающего мира;
в) воспитание потребности в здоровом образе жизни;
- развивающих:
а) интеллектуальное и духовно-нравственное развитие учащихся;
б) развитие творческой, познавательной и созидательной активности;
в) расширение знаний об окружающем мире.
Предполагаемые результаты:
- приобретение учащимися знаний о природе, истории, культуре родного края;
- овладение школьниками навыками изучения и описания природных объектов, разработка предложений по их рациональному использованию и охране;
- использование эколого-краеведческого материала в образовательном процессе;
- пропаганда эколого-краеведческих знаний;
- позитивное общение с окружающими.
Программа рассчитана на 2 года обучения учащихся младших классов. Время, отведенное на обучение, составляет 68 часов в год, причем значимую часть составляют практические занятия.
Занятия можно проводить как с детьми одного возраста, так и с разновозрастной группой детей (1-4 класс). Порядок изучения тем в целом и отдельных вопросов определяется педагогом в зависимости от местных условий деятельности объединения.
Изучение отдельных тем предполагает организацию экскурсий на природу, в ботанический сад и зоопарк, морской аквариум и дельфинарий, в музеи (краеведческий, геологический, зоологический). Практические занятия можно проводить в помещении при организации выставок, конкурсов, бесед и викторин.
Организация образовательного процесса
В первый год развивается познавательный интерес к эколого-краеведческой деятельности. Тематика первого года обучения предусматривает раскрытие понятия «экология», изучение способов охраны природы, знакомство с правилами поведения на природе, изучение природы родного края. При этом используются следующие организационные формы обучения: образовательное занятие, тематические экскурсии, практические занятия в помещении и на местности, занятия с элементами игры, конкурсы, викторины.
На втором году обучения программой предусматривается углубление и расширение экологических знаний, формирование навыков исследовательской работы и практическое участие в природоохранных мероприятиях. Большое внимание уделяется проведению наблюдений, ведению записей, участию в конкретных природоохранных мероприятиях.
Возрастная характеристика группы, на которую рассчитана программа:
В младшем школьном возрасте идет активный процесс целенаправленного формирования знаний, чувств, оценок, переживаний, развития способностей и интересов. Отзывчивость и восприимчивость являются важнейшей особенностью учащихся. Отсутствие собственного социального опыта делает их весьма податливыми на воспитательные воздействия.
Общение с природой вызывает у школьников эмоциональный отклик, так как она своей яркостью, многообразием, динамичностью воздействуют на все чувства. Проявляется симпатия и влечение к окружающему миру.
Исходя из общей цели экологического образования, особенностей психического развития ребенка, в младшем школьном возрасте необходимо заложить основы экологической культуры, так как именно в этот период накапливаются яркие, образные эмоциональные впечатления, закладывается фундамент правильного отношения к окружающему миру и ценностной ориентации в нем.
Психологические исследования показывают, что на этом этапе детства особое значение имеет развитие форм познания окружающего мира и восприятия, образного мышления, воображения. Умение по-детски видеть мир в его живых красках и образах очень нужно людям, так как такое умение - необходимая составная часть всякого творчества. Непосредственное восприятие предметов природы, их разнообразие, динамика эмоционально воздействует на детей, вызывают у них радость, восторг, удивление, совершенствуя тем самым эстетические чувства. У детей этого возраста важно развивать гуманные черты личности: отзывчивость, доброту, чуткость, ответственность за природу, за все живое, что делает личность духовно богатой, умеющей осознавать связь с природой и другими людьми.
Общение детей с природой поможет выработать и воспитать в их сознании правильные взгляды на нее, оценить ее современное экологическое состояние и взаимоотношения человека с окружающей средой.
II. Учебно-тематический план
№ |
Наименование разделов, блоков, тем. |
Всего, час. |
Количество часов учебных занятий |
||||||
Теоретические |
Практические |
Выездные |
|||||||
1 год обучения |
|||||||||
1. |
Что такое эко-логия |
2 |
2 |
- |
|||||
2. |
Изучаем способы охраны природы |
18 |
|||||||
2.1. |
Охрана природы и заповедное дело. |
10 |
6 |
- |
4 |
||||
2.2. |
Нормы и правила поведения в природном окружении |
6 |
4 |
2 |
- |
||||
3. |
Наш край. Экологические проблемы края. |
10 |
6 |
- |
4 |
||||
4. |
Краеведение |
44 |
|||||||
4.1. |
Географическое положение, природные условия и ресурсы края. |
22 |
16 |
2 |
4 |
||||
4.2. |
История и культура края. |
22 |
14 |
- |
8 |
||||
5. |
Организация экологической работы. Наблюдение за природой. |
70 |
|||||||
5.1. |
Наша планета - Земля |
30 |
18 |
4 |
8 |
||||
5.2. |
Понятие о биосфере. |
4 |
2 |
2 |
- |
||||
5.3. |
Изучение отдельных компонентов природного комплекса |
22 |
14 |
- |
8 |
||||
5.4. |
Наблюдения в природе |
14 |
10 |
4 |
- |
||||
Итого: |
144 |
92 |
16 |
36 |
|||||
2 год обучения |
|||||||||
1. |
Природа родного края. Мероприятия по ее охране. |
40 |
|||||||
1.1. |
Природные комплексы края, влияние деятельности человека. |
16 |
12 |
- |
4 |
||||
1.2. |
Государственные, научные и общественные организации по охране природы края. |
14 |
10 |
4 |
- |
||||
1.3. |
Охранные территории края. |
10 |
6 |
- |
4 |
||||
2. |
Изучение природы родного края. Экологические наблюдения |
32 |
|||||||
2.1. |
Растительный мир края. |
18 |
10 |
- |
8 |
||||
2.2. |
Животный мир края |
14 |
10 |
4 |
- |
||||
3. |
Краеведение |
30 |
|||||||
3.1. |
Краеведческие объекты родного края |
12 |
8 |
- |
4 |
||||
3.2. |
Рельеф и полезные ископаемые |
8 |
6 |
2 |
- |
||||
3.3. |
Климат |
10 |
8 |
2 |
- |
||||
4. |
Основы экологии. Организация экологической работы. Наблюдения в природе. |
42 |
|||||||
4.1. |
Охрана окружающей среды |
6 |
4 |
2 |
- |
||||
4.2. |
Фенологические наблюдения |
6 |
2 |
- |
4 |
||||
4.3. |
Природный комплекс и его компоненты |
14 |
10 |
4 |
|||||
4.4. |
Природоохранная деятельность |
16 |
12 |
- |
4 |
||||
Итого: |
144 |
98 |
14 |
32 |
Содержание программы
I год обучения
Тема 1. Что такое экология
Организм и окружающая среда. Экология - наука о связях между живыми существами и окружающей их средой, между человеком и природой.
Простейшая классификация экологических связей: связи между неживой и живой природой; связи внутри живой природы (между растениями и животными, между различными животными); связи между природой и человеком. О разумном вмешательстве человека в природное единство. Положительное влияние деятельности человека на окружающую среду, отрицательное влияние человека на природу, необходимость особо бережного отношения к редким и исчезающим растениям и животным, памятникам природы. Работы юных экологов по охране природы (теорет. 2 ч.).
Обзор книг об интересном в жизни растений, лес - природное единство. Интересные явления в природе. Выставка краеведческой литературы (практ.21 ч.).
Тема 2. Изучаем способы охраны природы
Охраняемые природные территории: заповедники, заказники, национальные парки. Памятники природы. Ботанические сады и зоопарки как место сохранения и размножения редких видов растений и животных. Питомники редких видов.
Мысленное путешествие по заповедникам нашей страны и мира (знакомство с 3-4 конкретными заповедниками).
2.1. Охрана природы и заповедное дело.
Международное сотрудничество по охране природы. Охрана природы в России – важная государственная задача.
Значение заповедников в охране природы. Заповедники своего края. Заказники, их роль, виды.
Устный журнал «По страницам «Красной книги» (теорет. 6 ч.).
Экскурсия (практическая работа) (практ. 4 ч.).
2.2. Нормы и правила поведения в природном окружении.
Правила поведения в природе. Правовые нормы охраны труда (теорет. 4 ч.).
Участие детей в охране природы (практ. 2 ч.).
Тема 3. Наш край. Экологические проблемы края
Географическое положение, природные условия и ресурсы, хозяйство края.
Историческое прошлое нашего края. Боевые и трудовые подвиги народа. Народное творчество нашего края.
Развитие промышленного освоения территории края, усиление воздействия хозяйственной деятельности человека на окружающую среду и возникшие экологические проблемы края (теорет. 6 ч.).
Практическая работа с экономическими и физико-географическими картами края. Составление ребусов, кроссвордов по природоведению, ознакомлению с окружающим миром края и культуре края.
Выбор краеведческого задания, индивидуального и группового: подборка краеведческой литературы.
Экскурсия в природу «Природные комплексы окрестности школы». Викторина «Знаешь ли ты свой край?». Участие в ее подготовке и проведении (практ. 4 ч.).
Тема 4. Краеведение
4.1. Географическое положение, природные условия и ресурсы края.
Рельеф, полезные ископаемые, климат, реки, озера, болота, растительность, животный мир края (теорет 16 ч.).
Практическая работа: «путешествие» по карте; посещение музеев, памятников истории и культуры; подготовка мини-докладов о природе родного края (практ. 6 ч.).
4.2. История и культура края.
Сведения о прошлом своего населенного пункта. Памятники истории и культуры (теорет. 14 ч.).
Практическая работа: краеведческая викторина, составление и решение кроссвордов; творческие мастерские; подготовка мини-докладов по истории, культуре родного края (практ. 8).
Тема 5. Организация экологической работы. Наблюдение за природой
5.1. Наша планета – Земля.
Наше место во Вселенной. Развитие понятия о Солнечной системе: Птолемей (геоцентрическая система мира), Дж. Бруно, Н. Коперник, Г. Галилей (гелиоцентрическая система мира). Теория Канта Лапласа, О. Ю. Шмидта.
Строение Солнечной системы. Происхождение нашей планеты и возникновение жизни. Эволюция. Геохронология. Земля как единое целое (теорет. 18 ч.).
Практические занятия: наблюдения за звездным небом, экологические игры, творческая мастерская «Мой адрес во Вселенной» (практ. 12 ч.).
5.2. Понятие о биосфере.
Понятие о биосфере. Биосфера – «живая» оболочка Земли. Границы биосферы (теорет. 2 ч.).
Практические занятия: экологические игры (практ 2 ч.).
5.3. Изучение отдельных компонентов природного комплекса.
Рельеф, почва, растения, животные. Природные комплексы леса, луга, поля, водоема. Экология – наука о взаимосвязях в природе. Экологические факторы, их влияние на природные комплексы. Типы взаимоотношений живых организмов (теорет. 14 ч.).
Практические занятия: изучение почвенного среза; изучение леса, луга, поля, водоема по фотографиям и гербариям; изучение типов взаимоотношений организмов.
Экскурсии в различные природные комплексы и по изучению различных форм рельефа (практ. 8 ч.).
5.4. Наблюдения в природе.
Значение наблюдательности и умения вести наблюдения.
Метеонаблюдения в лесу, на открытом месте. Признаки изменения погоды. Предсказания погоды по растениям и поведению животных. Гидрологические наблюдения (определение скорости течения реки, ее ширины и глубины). Гербаризация растений.
Дневник наблюдений. Запись наблюдений. Зарисовка, фото- и киносъемка. Сбор природного материала и его оформление.
Краеведческие наблюдения (теорет. 10 ч.).
Практические занятия: наблюдения за признаками изменения погоды в природе; определение скорости течения реки, ее ширины и глубины;
Сбор, засушивание растений и оформление гербария. Ведение дневника наблюдений. Экскурсии с целью развития наблюдательности на маршруте, по экологической тропе (практ. 4 ч.).
II год обучения
Тема 1. Природа родного края. Мероприятия по ее охране
1.1. Природные комплексы края, влияние деятельности человека.
Зональные и азональные природные комплексы края. Факторы, влияющие на их формирование. Взаимосвязь компонентов в природном комплексе, влияние хозяйственной деятельности человека на единство в системе «природа-общество-человек» (теорет. 12 ч.).
Практическая работа с краеведческой литературой и периодической печатью. Викторина «Знаешь ли ты свой край?». Экскурсия «Природные комплексы края» (практ. 4 ч.).
1.2. Государственные научные и общественные организации по охране природы края.
Меры по охране и преобразованию природы родного края. Государственные научные и общественные организации по охране природы края (теорет. 10 ч.).
Практическое занятие: игры-викторины. Мини-доклад (практ. 4 ч.).
1.3. Охраняемые территории края.
Охраняемые территории и объекты. Виды природоохранительной деятельности человека. Вклад школьников в дело охраны природы края (теорет 6 ч.).
Экскурсионный выход (практ. 4 ч.)
Тема 2. Изучение природы родного края. Экологические наблюдения
2.1.Растительный мир края.
Основные царства живой природы, их краткая характеристика. Значение растений в природе и жизни человека. Растительный мир родного края. Редкие и исчезающие растения и их охрана. «Красная книга» растений. Лекарственные растения края и их использование (теорет. 10 ч.).
Практические занятия: определение растений луга, леса, поля, водоема, болота; гербаризация сорных растений; составление картотеки охраняемых растений; подготовка и проведение бесед учащихся о редких и исчезающих растениях родного края. Экскурсии по изучению растений луга, леса, водоема (практ. 8 ч.).
2.2. Животный мир края.
Обзор животного мира края. Редкие и исчезающие животные края. «Красная книга» животных (теорет. 10 ч.).
Практические занятия: определение наиболее типичных животных визуально, по голосу, по следам жизнедеятельности; подготовка и проведение беседы учащихся об охраняемых животных родного края.
Экскурсия в краеведческий музей, в природу (практ. 4 ч.).
Тема 3. Краеведение
3.1. Краеведческие объекты родного края.
Экскурсионные объекты на территории края: исторические, архитектурные, природные, другие памятные места. Музеи. Промышленные и сельскохозяйственные предприятия. Особо охраняемые природные объекты. История и культура своего населенного пункта. Экскурсионная работа. Требования к организации экскурсии (теорет. 8 ч.).
Практические занятия: «Путешествие» по карте; составление паспорта на краеведческий объект; походы и экскурсии к наиболее интересным и экскурсионным объектам родного края (практ. 4 ч.).
3.2. Рельеф и полезные ископаемые.
Геологическое строение и полезные ископаемые края. Главные черты рельефа области, его влияние на формирование микроклимата, гидрография края, растительного и животного мира. Формирование современного рельефа.
Наиболее типичные горные породы и минералы края. Использование полезных ископаемых в народном хозяйстве.
Рациональное природопользование. Понятие об исчерпаемых и неисчерпаемых ресурсах (теорет. 6 ч.).
Практическое занятие: определение горных пород и минералов (практ. 2 ч.).
3.3. Климат.
Атмосфера. Проблемы охраны атмосферы.
Общее понятие о климате. Климатические факторы и их влияние на распространение растений и животных, хозяйственную деятельность человека. Характеристика климата края. Фенологические наблюдения. Знакомство с картой погоды. Учет характера господствующих ветров и других климатических факторов при размещении промышленных предприятий (теорет. 8 ч.).
Практическое занятие: организация фенологических наблюдений и наблюдений за погодой (практ. 2 ч.).
Тема 4. Основы экологии. Организация экологической работы. Наблюдения в природе
4.1. Охрана окружающей среды.
Охрана природы в России. Основные документы по охране природы. Закон об охране природы. Задачи особо охраняемых природных территорий: памятников природы, заповедников, заказников, национальных парков. Понятие об антропогенных факторах среды. Рациональное природопользование. Регуляция численности промысловых животных и ценных растений.
Рекреация. Научная организация рекреационных территорий. Туризм и охрана природы (теорет. 4 ч.).
Практические занятия: участие в благоустройстве сквера, парка, лесных территорий, мест и зон отдыха; сбор семян ценных пород деревьев и кустарников.
Экскурсия в рекреационную зону (практ. 2 ч.).
4.2. Фенологические наблюдения.
Использование фенологических наблюдений при изучении родного края и в народном хозяйстве. Значение фенологических наблюдений для человека. Народный календарь природы. Организация наблюдений и изучение сезонных явлений природы (теорет. 2 ч.).
Практические занятия: ведение дневника наблюдений; составление календаря погоды.
Экскурсия «Осень в природе» (практ. 4 ч.).
4.3. Природный комплекс и его компоненты
Зональные и азональные природные комплексы края. Факторы, влияющие на их формирование. Взаимосвязь компонентов в природном комплексе. Влияние хозяйственной деятельности человека на единство в системе «природа-общество-человек». Общая характеристика природных комплексов родного края (теорет. 10 ч.).
Практическое занятие: Экскурсия в лес, на луг, на водоем по изучению природного комплекса (практ. 4 ч.).
4.4. Природоохранная деятельность.
Охрана природы. Природные ресурсы края и перспективы их дальнейшего использования. Рекреационные территории (теорет. 12 ч.).
Практические занятия: учет порубок деревьев, разоренных гнезд, выявление степени депрессии, степени флуктуирующей асимметрии и т.д.; благоустройство рекреационных территорий (практ. 4 ч.).
Формы и виды контроля
№ |
Наименование тем |
Форма контроля |
1 |
Что такое экология |
Выставка краеведческой литературы |
2 |
Нормы и правила поведения в природе |
Участие детей в охране природы |
3 |
Наш край. Экологические проблемы края |
Викторина «Знаешь ли ты свой край?» |
4 |
Географическое положение, природные условия и ресурсы края. |
Мини-доклады о природе родного края |
5 |
История и культура края |
Краеведческая викторина, составление кроссвордов, мини-доклады по истории, культуре родного края |
6 |
Наша планета - Земля |
Экологическая игра, творческая мастерская «Мой адрес во Вселенной» |
7 |
Наблюдения в природе |
Заполнение дневника наблюдений, оформление гербария |
8 |
Природа родного края. Мероприятия по ее охране |
Викторина «Знаешь ли ты свой край?» |
9 |
Растительный мир края |
Гербаризация сорных растений, составление картотеки охраняемых растений |
10 |
Краеведческие объекты родного края |
Составление паспорта на краеведческий объект |
11 |
Рельеф и полезные ископаемые |
Определение горных пород и минералов |
12 |
Охрана окружающей среды |
Участие в благоустройстве сквера, парка и пр., сбор семян ценных пород деревьев и кустарников |
13 |
Фенологические наблюдения |
Ведение дневника наблюдений, составление календаря погоды |
Методические рекомендации
Программа рассчитана на детей 7-10 лет. В этом возрасте идет активный процесс целенаправленного формирования знаний, чувств, оценок, переживаний, развития способностей и интересов. Отзывчивость и восприимчивость являются важнейшей особенностью учащихся. Отсутствие собственного социального опыта делает их весьма податливыми на воспитательные воздействия.
Общение с природой вызывает у школьников эмоциональный отклик. Но они еще не умеют анализировать собственные поступки, свои успехи и неудачи, а поэтому каждая неудача вызывает у них чувство неуверенности. Вот почему важно оградить ребят от первых возможных неудач, поддерживать в них ощущение, что «все получится», создавать «ситуации успеха», которые позволили бы ощутить чувство уверенности в себе.
Часть ребят относятся к природе потребительски, а подчас и жестоко. Иногда наносят вред природе не по злому умыслу, а по незнанию. Очень важно приучить ребят восхищенно уважительно смотреть на все, что растет, цветет, движется.
Необходимо в процессе изучения природы использовать средства изобразительного и музыкального искусства (знакомить с репродукциями картин, прослушивать музыкальные произведения).
При изучении тем по краеведению учащиеся знакомятся с историей родного края, его природой, особенностями и специальностями хозяйственной деятельности людей. На примерах местного хозяйства важно показывать, как используются средства земли, водоемы и леса, какие меры применяются в целях их сохранения для последующих поколений.
Всю практическую работу учащихся необходимо связывать с государственными общенародными задачами по охране природы. Каждое дело, связанное с охраной и приумножением природных богатств, станет нравственной и трудовой высотой, взяв которую школьник вправе сказать: «В этом добром деле есть и мой взгляд, частица моего труда на благо родного края».
Связь с жизнью осуществляется при участии детей в посильных природоохранительных делах: озеленение школы, микрорайона города, поддержании чистоты в парках, у водоемов, уходе за домашними животными, подкормке птиц и зверей, прокладке учебной экологической тропы и др.
Эффективный путь освоения экологической культуры в соответствии с познавательной и адекватной ей образовательной парадигмой состоит в том, чтобы передавать знания, используя инструментарий науки, формировать способ мышления, необходимый для решения существующих и прогнозируемых проблем. Таким инструментарием в период детства являются игровые педагогические технологии. Детство неотделимо от игры, поэтому приобщение детей к экологическому образованию должно проходить через посредство игровых педагогических технологий, которые опираются на нормы общечеловеческой нравственности и социально-творческую деятельность. На занятиях могут использоваться: эколого-природоведческие игры («Кто в зоопарке живет?», «Море и его богатства», «По заповедным местам природы», «В царстве лекарственных растений» и др.), экологические проекты и сказки («Вода-кровь Земли», «Прекрасное рядом», «Экологическая ситуация в городе», «Экологические знаки» и др.), подвижные игры с элементами имитации, дидактические и сюжетно-ролевые игры («Юные спасатели», «Экологический суд», «Человек-верный сын природы», «Кто где живет?»), викторины и конкурсы, КВН, «Поле чудес», праздники и инсценировки.
Наблюдения за эмоциональным состоянием учащихся во время игр показывают, что кульминация общей заинтересованности, вдохновения, сопереживания достигаются в ситуации поиска правильного ответа. Игры придают занятиям непринужденность, вызывают увлеченность и радость ребят.
Список литературы:
1. В. М. Минаева. Экологическое воспитание в начальных классах-Минск.: Народная Асвета, 1987.
2. В. И. Ашиков, С. Г. Ашикова. Семицветик. Программа и руководство по культурно-экологическому воспитанию и развитию детей. – М.: 1998.
3. Л. И. Грехов. В союзе с природой. – М.: ЦГЛ, Ставрополь, 2003 г.
4. Л. И. Егоренков. Экологическое воспитание дошкольников и младших школьников. – М.: АРКТИ, 1999.
5. Егоренков Л. И. Основы экологии и охраны окружающей среды. – М.: ГУЗ, 1994
6. Л. И. Егоренков, Н. П. Матвеев. Полевой практикум по охране природы. – М.: МПУ, 1993.
7. В. В. Горбунов. Вода дарит здоровье. – М.: Советский спорт, 1990.
8. А. Г. Хрипкова, Д. В. Колесов. Гигиена и здоровье. – М.: Просвещение, 1984.
9. А. В. Даринский. Краеведение (пособие для учителя). – М.: 1987.
10. А. С. Потрясов. Спутник юного туриста. – М.: 1967.
11. Работа со школьниками в краеведческом музее (Под ред. Н. М. Ланковой. – М.: 2001).
12. Ю. П. Лаптев. Растения от А до Я. – М., 1992.
13. Охрана природы. Факультативный курс: пособие для учащихся (Под ред. К. В. Пашканга. – М.: Просвещение, 1990).
14. Г. С. Усыкин. Игры и соревнования юных туристов. – М., 1996.
15. С. А. Шмаков. Игры шутки – игры минутки. – М.: «Новая школа», 1993.
16. Атлас. Люби и знай свой край. – М.: «Педагогика», 1993.
17. Н. Амасов. Здоровый образ жизни. – М.: «Педагогика», 1988.
18. Г. В. Крылов, Б. С. Юдин. Умей отдыхать и беречь природу. – Новосибирск, 1975.
19. С. В. Обручев. Справочник путешественника и краеведа. Т.1 – М., 1989.
20. Г. В. Конникова. Береги свою планету // Нач. школа. – 1982. - № 6. – с.19-20.
21. В. А. Мазина. Охранять природу – значит охранять Родину // Нач. школа – 1982. № 6. – с. 18-19.
22. В. М. Минаева. Внеклассная работа по природоведению в начальных классах. – Минск., 1980.
23. И. С. Могилевская. Природа – вечный источник творчества // Нач. школа – 1980. - № 6. – с.50-51.
24. Е. С. Сластенина. Экологическое образование в подготовке учителя // Сов. Педагогика. – 1983.
25. Экологическое образование школьников / Под. Ред. И. Д. Зверева, Т. И. Суравегиной. – М., 1983.