12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Петренко Светлана Анатольевна19

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Тип программы: тематическая

«ЮНЫЙ ЭКОЛОГ»

Срок реализации программы 2 года

Возраст обучающихся 7-10 лет

Учитель начальных классов Петренко Светлана Анатольевна

 

Пояснительная записка

Актуальность

О росте в общественном сознании приоритета экологических ценностей свидетельствует тот факт, что 21 век наречен мировым сообществом столетием окружающей среды. Осознание ужасающего состояния окружающей среды подвело к заключению о том, что культура, породившая технократическую цивилизацию, вошла в противоречие с законами природы - потребляя, общество превысило возможности биосферы восстанавливать утраченное. Поэтому и решение экологических проблем следует искать прежде всего в области культуры природопользования людей, в выработке таких форм взаимодействия с окружающей средой, которые помогут изменить ситуацию к лучшему. Не далек тот день, когда будущее окажется в руках наших детей, вот почему так важно сегодня помочь детям освоить новую систему ценностей в коммуникации с природой, противопоставив ее господствующей ныне психологии потребления и эгоизма. В этом процессе воспитанию принадлежит заглавная роль, поскольку тот или иной уровень культуры человека - общий или экологический есть результат воспитания, показатель человеческого в человеке, показатель его развития как существа разумного. Воспитательное пространство объемно, оно вбирает в себя влияние семьи и школы, учреждений культуры и дополнительного образования, средств массовой информации и поэтому объективно является фактором многоуровневого воздействия. Среди всего многообразия социальных институтов школа и система дополнительного образования занимают в нем особое место, так как их воспитательное воздействие длительно и целенаправленно.

Программа «Юные экологи» - одна из форм экологической работы. Основанием для разработки данного курса послужил тот факт, что начальная школа уделяет недостаточно внимания экологическому воспитанию, важную роль в котором играет краеведческий поход, который предполагает комплексное изучение природы родного края и способствует более глубокому пониманию взаимосвязей внутри ее, а также между природой и обществом.

Основной концептуальной идеей данной программы является организация интересной, содержательной, общественно значимой и практической эколого-краеведческой деятельности учащихся младших классов с позиции комплексного познания и изучения родного края с учетом развития личности, максимального выявления, использования индивидуального опыта каждого обучающегося; педагогической поддержки становления личности ребенка, в познании себя; личного практического вклада каждого в дело охраны природы своего края и изучения ее особенностей.

Данная программа ориентирована на детей младших классов, учитывает возрастные и психологические особенности их восприятия и познания природы.

Цель программы - создание оптимальных условий для развития и самореализации школьников, формирования познавательных жизненных ценностей в процессе экологической и краеведческой деятельности.

Программа нацеливает образовательный процесс на решение следующих взаимосвязанных задач:

- обучающих:

а) формирование потребности в углубленном изучении природы;

б) овладение формами и приемами учебно-исследовательской деятельности;

- воспитательных:

а) воспитание экологической культуры, чувства ответственности за состояние окружающей среды и стремления к конкретной деятельности по ее изучению, охране, воспитанию;

б) формирование умения видеть красоту окружающего мира;

в) воспитание потребности в здоровом образе жизни;

- развивающих:

а) интеллектуальное и духовно-нравственное развитие учащихся;

б) развитие творческой, познавательной и созидательной активности;

в) расширение знаний об окружающем мире.

Предполагаемые результаты:

- приобретение учащимися знаний о природе, истории, культуре родного края;

- овладение школьниками навыками изучения и описания природных объектов, разработка предложений по их рациональному использованию и охране;

- использование эколого-краеведческого материала в образовательном процессе;

- пропаганда эколого-краеведческих знаний;

- позитивное общение с окружающими.

Программа рассчитана на 2 года обучения учащихся младших классов. Время, отведенное на обучение, составляет 68 часов в год, причем значимую часть составляют практические занятия.

Занятия можно проводить как с детьми одного возраста, так и с разновозрастной группой детей (1-4 класс). Порядок изучения тем в целом и отдельных вопросов определяется педагогом в зависимости от местных условий деятельности объединения.

Изучение отдельных тем предполагает организацию экскурсий на природу, в ботанический сад и зоопарк, морской аквариум и дельфинарий, в музеи (краеведческий, геологический, зоологический). Практические занятия можно проводить в помещении при организации выставок, конкурсов, бесед и викторин.

Организация образовательного процесса

В первый год развивается познавательный интерес к эколого-краеведческой деятельности. Тематика первого года обучения предусматривает раскрытие понятия «экология», изучение способов охраны природы, знакомство с правилами поведения на природе, изучение природы родного края. При этом используются следующие организационные формы обучения: образовательное занятие, тематические экскурсии, практические занятия в помещении и на местности, занятия с элементами игры, конкурсы, викторины.

На втором году обучения программой предусматривается углубление и расширение экологических знаний, формирование навыков исследовательской работы и практическое участие в природоохранных мероприятиях. Большое внимание уделяется проведению наблюдений, ведению записей, участию в конкретных природоохранных мероприятиях.

Возрастная характеристика группы, на которую рассчитана программа:

В младшем школьном возрасте идет активный процесс целенаправленного формирования знаний, чувств, оценок, переживаний, развития способностей и интересов. Отзывчивость и восприимчивость являются важнейшей особенностью учащихся. Отсутствие собственного социального опыта делает их весьма податливыми на воспитательные воздействия.

Общение с природой вызывает у школьников эмоциональный отклик, так как она своей яркостью, многообразием, динамичностью воздействуют на все чувства. Проявляется симпатия и влечение к окружающему миру.

Исходя из общей цели экологического образования, особенностей психического развития ребенка, в младшем школьном возрасте необходимо заложить основы экологической культуры, так как именно в этот период накапливаются яркие, образные эмоциональные впечатления, закладывается фундамент правильного отношения к окружающему миру и ценностной ориентации в нем.

Психологические исследования показывают, что на этом этапе детства особое значение имеет развитие форм познания окружающего мира и восприятия, образного мышления, воображения. Умение по-детски видеть мир в его живых красках и образах очень нужно людям, так как такое умение - необходимая составная часть всякого творчества. Непосредственное восприятие предметов природы, их разнообразие, динамика эмоционально воздействует на детей, вызывают у них радость, восторг, удивление, совершенствуя тем самым эстетические чувства. У детей этого возраста важно развивать гуманные черты личности: отзывчивость, доброту, чуткость, ответственность за природу, за все живое, что делает личность духовно богатой, умеющей осознавать связь с природой и другими людьми.

Общение детей с природой поможет выработать и воспитать в их сознании правильные взгляды на нее, оценить ее современное экологическое состояние и взаимоотношения человека с окружающей средой.

II. Учебно-тематический план

Наименование разделов, блоков, тем.

Всего,

час.

Количество часов учебных занятий

Теоретические

Практические

Выездные

1 год обучения

1.

Что такое эко-логия

2

2

 

-

2.

Изучаем способы охраны природы

18

     

2.1.

Охрана природы и заповедное дело.

10

6

-

4

2.2.

Нормы и правила поведения в природном окружении

6

4

2

-

3.

Наш край. Экологические проблемы края.

10

6

-

4

4.

Краеведение

44

     

4.1.

Географическое положение, природные условия и ресурсы края.

22

16

2

4

4.2.

История и культура края.

22

14

-

8

5.

Организация экологической работы. Наблюдение за природой.

70

     

5.1.

Наша планета - Земля

30

18

4

8

5.2.

Понятие о биосфере.

4

2

2

-

5.3.

Изучение отдельных компонентов природного комплекса

22

14

-

8

5.4.

Наблюдения в природе

14

10

4

-

Итого:

144

92

16

36

2 год обучения

1.

Природа родного края. Мероприятия по ее охране.

40

     

1.1.

Природные комплексы края, влияние деятельности человека.

16

12

-

4

1.2.

Государственные, научные и общественные организации по охране природы края.

14

10

4

-

1.3.

Охранные территории края.

10

6

-

4

2.

Изучение природы родного края. Экологические наблюдения

32

     

2.1.

Растительный мир края.

18

10

-

8

2.2.

Животный мир края

14

10

4

-

3.

Краеведение

30

     

3.1.

Краеведческие объекты родного края

12

8

-

4

3.2.

Рельеф и полезные ископаемые

8

6

2

-

3.3.

Климат

10

8

2

-

4.

Основы экологии. Организация экологической работы. Наблюдения в природе.

42

     

4.1.

Охрана окружающей среды

6

4

2

-

4.2.

Фенологические наблюдения

6

2

-

4

4.3.

Природный комплекс и его компоненты

14

10

 

4

4.4.

Природоохранная деятельность

16

12

-

4

Итого:

144

98

14

32

Содержание программы

I год обучения

Тема 1. Что такое экология

Организм и окружающая среда. Экология - наука о связях между живыми существами и окружающей их средой, между человеком и природой.

Простейшая классификация экологических связей: связи между неживой и живой природой; связи внутри живой природы (между растениями и животными, между различными животными); связи между природой и человеком. О разумном вмешательстве человека в природное единство. Положительное влияние деятельности человека на окружающую среду, отрицательное влияние человека на природу, необходимость особо бережного отношения к редким и исчезающим растениям и животным, памятникам природы. Работы юных экологов по охране природы (теорет. 2 ч.).

Обзор книг об интересном в жизни растений, лес - природное единство. Интересные явления в природе. Выставка краеведческой литературы (практ.21 ч.).

Тема 2. Изучаем способы охраны природы

Охраняемые природные территории: заповедники, заказники, национальные парки. Памятники природы. Ботанические сады и зоопарки как место сохранения и размножения редких видов растений и животных. Питомники редких видов.

Мысленное путешествие по заповедникам нашей страны и мира (знакомство с 3-4 конкретными заповедниками).

2.1. Охрана природы и заповедное дело.

Международное сотрудничество по охране природы. Охрана природы в России – важная государственная задача.

Значение заповедников в охране природы. Заповедники своего края. Заказники, их роль, виды.

Устный журнал «По страницам «Красной книги» (теорет. 6 ч.).

Экскурсия (практическая работа) (практ. 4 ч.).

2.2. Нормы и правила поведения в природном окружении.

Правила поведения в природе. Правовые нормы охраны труда (теорет. 4 ч.).

Участие детей в охране природы (практ. 2 ч.).

Тема 3. Наш край. Экологические проблемы края

Географическое положение, природные условия и ресурсы, хозяйство края.

Историческое прошлое нашего края. Боевые и трудовые подвиги народа. Народное творчество нашего края.

Развитие промышленного освоения территории края, усиление воздействия хозяйственной деятельности человека на окружающую среду и возникшие экологические проблемы края (теорет. 6 ч.).

Практическая работа с экономическими и физико-географическими картами края. Составление ребусов, кроссвордов по природоведению, ознакомлению с окружающим миром края и культуре края.

Выбор краеведческого задания, индивидуального и группового: подборка краеведческой литературы.

Экскурсия в природу «Природные комплексы окрестности школы». Викторина «Знаешь ли ты свой край?». Участие в ее подготовке и проведении (практ. 4 ч.).

Тема 4. Краеведение

4.1. Географическое положение, природные условия и ресурсы края.

Рельеф, полезные ископаемые, климат, реки, озера, болота, растительность, животный мир края (теорет 16 ч.).

Практическая работа: «путешествие» по карте; посещение музеев, памятников истории и культуры; подготовка мини-докладов о природе родного края (практ. 6 ч.).

4.2. История и культура края.

Сведения о прошлом своего населенного пункта. Памятники истории и культуры (теорет. 14 ч.).

Практическая работа: краеведческая викторина, составление и решение кроссвордов; творческие мастерские; подготовка мини-докладов по истории, культуре родного края (практ. 8).

Тема 5. Организация экологической работы. Наблюдение за природой

5.1. Наша планета – Земля.

Наше место во Вселенной. Развитие понятия о Солнечной системе: Птолемей (геоцентрическая система мира), Дж. Бруно, Н. Коперник, Г. Галилей (гелиоцентрическая система мира). Теория Канта Лапласа, О. Ю. Шмидта.

Строение Солнечной системы. Происхождение нашей планеты и возникновение жизни. Эволюция. Геохронология. Земля как единое целое (теорет. 18 ч.).

Практические занятия: наблюдения за звездным небом, экологические игры, творческая мастерская «Мой адрес во Вселенной» (практ. 12 ч.).

5.2. Понятие о биосфере.

Понятие о биосфере. Биосфера – «живая» оболочка Земли. Границы биосферы (теорет. 2 ч.).

Практические занятия: экологические игры (практ 2 ч.).

5.3. Изучение отдельных компонентов природного комплекса.

Рельеф, почва, растения, животные. Природные комплексы леса, луга, поля, водоема. Экология – наука о взаимосвязях в природе. Экологические факторы, их влияние на природные комплексы. Типы взаимоотношений живых организмов (теорет. 14 ч.).

Практические занятия: изучение почвенного среза; изучение леса, луга, поля, водоема по фотографиям и гербариям; изучение типов взаимоотношений организмов.

Экскурсии в различные природные комплексы и по изучению различных форм рельефа (практ. 8 ч.).

5.4. Наблюдения в природе.

Значение наблюдательности и умения вести наблюдения.

Метеонаблюдения в лесу, на открытом месте. Признаки изменения погоды. Предсказания погоды по растениям и поведению животных. Гидрологические наблюдения (определение скорости течения реки, ее ширины и глубины). Гербаризация растений.

Дневник наблюдений. Запись наблюдений. Зарисовка, фото- и киносъемка. Сбор природного материала и его оформление.

Краеведческие наблюдения (теорет. 10 ч.).

Практические занятия: наблюдения за признаками изменения погоды в природе; определение скорости течения реки, ее ширины и глубины;

Сбор, засушивание растений и оформление гербария. Ведение дневника наблюдений. Экскурсии с целью развития наблюдательности на маршруте, по экологической тропе (практ. 4 ч.).

II год обучения

Тема 1. Природа родного края. Мероприятия по ее охране

1.1. Природные комплексы края, влияние деятельности человека.

Зональные и азональные природные комплексы края. Факторы, влияющие на их формирование. Взаимосвязь компонентов в природном комплексе, влияние хозяйственной деятельности человека на единство в системе «природа-общество-человек» (теорет. 12 ч.).

Практическая работа с краеведческой литературой и периодической печатью. Викторина «Знаешь ли ты свой край?». Экскурсия «Природные комплексы края» (практ. 4 ч.).

1.2. Государственные научные и общественные организации по охране природы края.

Меры по охране и преобразованию природы родного края. Государственные научные и общественные организации по охране природы края (теорет. 10 ч.).

Практическое занятие: игры-викторины. Мини-доклад (практ. 4 ч.).

1.3. Охраняемые территории края.

Охраняемые территории и объекты. Виды природоохранительной деятельности человека. Вклад школьников в дело охраны природы края (теорет 6 ч.).

Экскурсионный выход (практ. 4 ч.)

Тема 2. Изучение природы родного края. Экологические наблюдения

2.1.Растительный мир края.

Основные царства живой природы, их краткая характеристика. Значение растений в природе и жизни человека. Растительный мир родного края. Редкие и исчезающие растения и их охрана. «Красная книга» растений. Лекарственные растения края и их использование (теорет. 10 ч.).

Практические занятия: определение растений луга, леса, поля, водоема, болота; гербаризация сорных растений; составление картотеки охраняемых растений; подготовка и проведение бесед учащихся о редких и исчезающих растениях родного края. Экскурсии по изучению растений луга, леса, водоема (практ. 8 ч.).

2.2. Животный мир края.

Обзор животного мира края. Редкие и исчезающие животные края. «Красная книга» животных (теорет. 10 ч.).

Практические занятия: определение наиболее типичных животных визуально, по голосу, по следам жизнедеятельности; подготовка и проведение беседы учащихся об охраняемых животных родного края.

Экскурсия в краеведческий музей, в природу (практ. 4 ч.).

Тема 3. Краеведение

3.1. Краеведческие объекты родного края.

Экскурсионные объекты на территории края: исторические, архитектурные, природные, другие памятные места. Музеи. Промышленные и сельскохозяйственные предприятия. Особо охраняемые природные объекты. История и культура своего населенного пункта. Экскурсионная работа. Требования к организации экскурсии (теорет. 8 ч.).

Практические занятия: «Путешествие» по карте; составление паспорта на краеведческий объект; походы и экскурсии к наиболее интересным и экскурсионным объектам родного края (практ. 4 ч.).

3.2. Рельеф и полезные ископаемые.

Геологическое строение и полезные ископаемые края. Главные черты рельефа области, его влияние на формирование микроклимата, гидрография края, растительного и животного мира. Формирование современного рельефа.

Наиболее типичные горные породы и минералы края. Использование полезных ископаемых в народном хозяйстве.

Рациональное природопользование. Понятие об исчерпаемых и неисчерпаемых ресурсах (теорет. 6 ч.).

Практическое занятие: определение горных пород и минералов (практ. 2 ч.).

3.3. Климат.

Атмосфера. Проблемы охраны атмосферы.

Общее понятие о климате. Климатические факторы и их влияние на распространение растений и животных, хозяйственную деятельность человека. Характеристика климата края. Фенологические наблюдения. Знакомство с картой погоды. Учет характера господствующих ветров и других климатических факторов при размещении промышленных предприятий (теорет. 8 ч.).

Практическое занятие: организация фенологических наблюдений и наблюдений за погодой (практ. 2 ч.).

Тема 4. Основы экологии. Организация экологической работы. Наблюдения в природе

4.1. Охрана окружающей среды.

Охрана природы в России. Основные документы по охране природы. Закон об охране природы. Задачи особо охраняемых природных территорий: памятников природы, заповедников, заказников, национальных парков. Понятие об антропогенных факторах среды. Рациональное природопользование. Регуляция численности промысловых животных и ценных растений.

Рекреация. Научная организация рекреационных территорий. Туризм и охрана природы (теорет. 4 ч.).

Практические занятия: участие в благоустройстве сквера, парка, лесных территорий, мест и зон отдыха; сбор семян ценных пород деревьев и кустарников.

Экскурсия в рекреационную зону (практ. 2 ч.).

4.2. Фенологические наблюдения.

Использование фенологических наблюдений при изучении родного края и в народном хозяйстве. Значение фенологических наблюдений для человека. Народный календарь природы. Организация наблюдений и изучение сезонных явлений природы (теорет. 2 ч.).

Практические занятия: ведение дневника наблюдений; составление календаря погоды.

Экскурсия «Осень в природе» (практ. 4 ч.).

4.3. Природный комплекс и его компоненты

Зональные и азональные природные комплексы края. Факторы, влияющие на их формирование. Взаимосвязь компонентов в природном комплексе. Влияние хозяйственной деятельности человека на единство в системе «природа-общество-человек». Общая характеристика природных комплексов родного края (теорет. 10 ч.).

Практическое занятие: Экскурсия в лес, на луг, на водоем по изучению природного комплекса (практ. 4 ч.).

4.4. Природоохранная деятельность.

Охрана природы. Природные ресурсы края и перспективы их дальнейшего использования. Рекреационные территории (теорет. 12 ч.).

Практические занятия: учет порубок деревьев, разоренных гнезд, выявление степени депрессии, степени флуктуирующей асимметрии и т.д.; благоустройство рекреационных территорий (практ. 4 ч.).

Формы и виды контроля

Наименование тем

Форма контроля

1

Что такое экология

Выставка краеведческой литературы

2

Нормы и правила поведения в природе

Участие детей в охране природы

3

Наш край. Экологические проблемы края

Викторина «Знаешь ли ты свой край?»

4

Географическое положение, природные условия и ресурсы края.

Мини-доклады о природе родного края

5

История и культура края

Краеведческая викторина, составление кроссвордов, мини-доклады по истории, культуре родного края

6

Наша планета - Земля

Экологическая игра, творческая мастерская «Мой адрес во Вселенной»

7

Наблюдения в природе

Заполнение дневника наблюдений, оформление гербария

8

Природа родного края. Мероприятия по ее охране

Викторина «Знаешь ли ты свой край?»

9

Растительный мир края

Гербаризация сорных растений, составление картотеки охраняемых растений

10

Краеведческие объекты родного края

Составление паспорта на краеведческий объект

11

Рельеф и полезные ископаемые

Определение горных пород и минералов

12

Охрана окружающей среды

Участие в благоустройстве сквера, парка и пр., сбор семян ценных пород деревьев и кустарников

13

Фенологические наблюдения

Ведение дневника наблюдений, составление календаря погоды

Методические рекомендации

Программа рассчитана на детей 7-10 лет. В этом возрасте идет активный процесс целенаправленного формирования знаний, чувств, оценок, переживаний, развития способностей и интересов. Отзывчивость и восприимчивость являются важнейшей особенностью учащихся. Отсутствие собственного социального опыта делает их весьма податливыми на воспитательные воздействия.

Общение с природой вызывает у школьников эмоциональный отклик. Но они еще не умеют анализировать собственные поступки, свои успехи и неудачи, а поэтому каждая неудача вызывает у них чувство неуверенности. Вот почему важно оградить ребят от первых возможных неудач, поддерживать в них ощущение, что «все получится», создавать «ситуации успеха», которые позволили бы ощутить чувство уверенности в себе.

Часть ребят относятся к природе потребительски, а подчас и жестоко. Иногда наносят вред природе не по злому умыслу, а по незнанию. Очень важно приучить ребят восхищенно уважительно смотреть на все, что растет, цветет, движется.

Необходимо в процессе изучения природы использовать средства изобразительного и музыкального искусства (знакомить с репродукциями картин, прослушивать музыкальные произведения).

При изучении тем по краеведению учащиеся знакомятся с историей родного края, его природой, особенностями и специальностями хозяйственной деятельности людей. На примерах местного хозяйства важно показывать, как используются средства земли, водоемы и леса, какие меры применяются в целях их сохранения для последующих поколений.

Всю практическую работу учащихся необходимо связывать с государственными общенародными задачами по охране природы. Каждое дело, связанное с охраной и приумножением природных богатств, станет нравственной и трудовой высотой, взяв которую школьник вправе сказать: «В этом добром деле есть и мой взгляд, частица моего труда на благо родного края».

Связь с жизнью осуществляется при участии детей в посильных природоохранительных делах: озеленение школы, микрорайона города, поддержании чистоты в парках, у водоемов, уходе за домашними животными, подкормке птиц и зверей, прокладке учебной экологической тропы и др.

Эффективный путь освоения экологической культуры в соответствии с познавательной и адекватной ей образовательной парадигмой состоит в том, чтобы передавать знания, используя инструментарий науки, формировать способ мышления, необходимый для решения существующих и прогнозируемых проблем. Таким инструментарием в период детства являются игровые педагогические технологии. Детство неотделимо от игры, поэтому приобщение детей к экологическому образованию должно проходить через посредство игровых педагогических технологий, которые опираются на нормы общечеловеческой нравственности и социально-творческую деятельность. На занятиях могут использоваться: эколого-природоведческие игры («Кто в зоопарке живет?», «Море и его богатства», «По заповедным местам природы», «В царстве лекарственных растений» и др.), экологические проекты и сказки («Вода-кровь Земли», «Прекрасное рядом», «Экологическая ситуация в городе», «Экологические знаки» и др.), подвижные игры с элементами имитации, дидактические и сюжетно-ролевые игры («Юные спасатели», «Экологический суд», «Человек-верный сын природы», «Кто где живет?»), викторины и конкурсы, КВН, «Поле чудес», праздники и инсценировки.

Наблюдения за эмоциональным состоянием учащихся во время игр показывают, что кульминация общей заинтересованности, вдохновения, сопереживания достигаются в ситуации поиска правильного ответа. Игры придают занятиям непринужденность, вызывают увлеченность и радость ребят.

 

Список литературы:

1. В. М. Минаева. Экологическое воспитание в начальных классах-Минск.: Народная Асвета, 1987.

2. В. И. Ашиков, С. Г. Ашикова. Семицветик. Программа и руководство по культурно-экологическому воспитанию и развитию детей. – М.: 1998.

3. Л. И. Грехов. В союзе с природой. – М.: ЦГЛ, Ставрополь, 2003 г.

4. Л. И. Егоренков. Экологическое воспитание дошкольников и младших школьников. – М.: АРКТИ, 1999.

5. Егоренков Л. И. Основы экологии и охраны окружающей среды. – М.: ГУЗ, 1994

6. Л. И. Егоренков, Н. П. Матвеев. Полевой практикум по охране природы. – М.: МПУ, 1993.

7. В. В. Горбунов. Вода дарит здоровье. – М.: Советский спорт, 1990.

8. А. Г. Хрипкова, Д. В. Колесов. Гигиена и здоровье. – М.: Просвещение, 1984.

9. А. В. Даринский. Краеведение (пособие для учителя). – М.: 1987.

10. А. С. Потрясов. Спутник юного туриста. – М.: 1967.

11. Работа со школьниками в краеведческом музее (Под ред. Н. М. Ланковой. – М.: 2001).

12. Ю. П. Лаптев. Растения от А до Я. – М., 1992.

13. Охрана природы. Факультативный курс: пособие для учащихся (Под ред. К. В. Пашканга. – М.: Просвещение, 1990).

14. Г. С. Усыкин. Игры и соревнования юных туристов. – М., 1996.

15. С. А. Шмаков. Игры шутки – игры минутки. – М.: «Новая школа», 1993.

16. Атлас. Люби и знай свой край. – М.: «Педагогика», 1993.

17. Н. Амасов. Здоровый образ жизни. – М.: «Педагогика», 1988.

18. Г. В. Крылов, Б. С. Юдин. Умей отдыхать и беречь природу. – Новосибирск, 1975.

19. С. В. Обручев. Справочник путешественника и краеведа. Т.1 – М., 1989.

20. Г. В. Конникова. Береги свою планету // Нач. школа. – 1982. - № 6. – с.19-20.

21. В. А. Мазина. Охранять природу – значит охранять Родину // Нач. школа – 1982. № 6. – с. 18-19.

22. В. М. Минаева. Внеклассная работа по природоведению в начальных классах. – Минск., 1980.

23. И. С. Могилевская. Природа – вечный источник творчества // Нач. школа – 1980. - № 6. – с.50-51.

24. Е. С. Сластенина. Экологическое образование в подготовке учителя // Сов. Педагогика. – 1983.

25. Экологическое образование школьников / Под. Ред. И. Д. Зверева, Т. И. Суравегиной. – М., 1983.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.