12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Волкова Ольга Александровна279
Россия, Рязанская обл., Рязанская область, Касимовский район, деревня Лощинино
Материал размещён в группе «Учителя начальных классов»

Программа внеурочной деятельности "Юные экологи"( социальное направление)

Пояснительная записка

Занятия по экологическому воспитанию разработаны как дополнение к курсу окружающего мира в начальной школе, что позволяет полнее учитывать интересы и способности детей, обеспечивать более широкую и разнообразную деятельность учащихся по изучению и охране среды.

Цель данного курса — сформировать у учащихся целостный взгляд на природу и место человека в ней, ответственное отношение к окружающей среде, выработать навыки грамотного и безопасного поведения в природе и в быту;развитии познавательной активности учащихся, в укреплении их здоровья в процессе познавательных, эстетических, эмоционально-нравственных и деятельностно-практических отношений с окружающей природой.

Занятия призваны решать следующие задачи:

Расширение экологических представлений младших школьников, формируемых на основных уроках, их конкретизация, иллюстрирование значительным числом ярких, доступных примеров;

Углубление теоретических знаний учащихся в области экологии, формирование ряда основополагающих понятий, составляющих адекватный возрастным возможностям младших школьников «первичный срез» экологии как науки;

обеспечение более широкой и разнообразной, чем это возможно в рамках основного курса, практической деятельности учащихся по изучению и охране окружающей среды.

Формирование основ экологического мировоззрения и культуры;

укрепление здоровья детей на занятиях в реальных природных условиях;

развитие познавательной, исполнительской и творческой активности учащихся в процессе освоения  особенностей местной природы (флора и фауна леса, поля, реки, озера, горной местности, равнины и т. п.);

Формирование основы культуры взаимодействия с животными как части экологической культуры человека.

формирование представлений о различных сторонах жизни своего населенного пункта и края и его населения

развитие гражданских качеств, патриотического отношения к России и своему краю

В целом эти занятия позволят полнее реализовать воспитательный и развивающий потенциал экологических знаний, обеспечат более надежные основы экологической ответственности младших школьников.

Курс данных занятий предназначается для 1-2 класса четырехлетней начальной школы и рассчитан на 33 занятия ( 1ч в неделю) — 1 класс, 34 занятия ( 1 ч. в неделю) — 2-4 классы. Курс изучается параллельно с курсом по окружающему миру и подготовлен с учетом программы и учебника по данному предмету.


 


 

Результативность

Личностными результатами освоения курса являются: осознание себя членом общества, государства; привитие чувства любви к родному краю, стране; интереса к ее природе; осознание и принятие базовых общечеловеческих ценностей, сформированность нравственных представлений; культура поведения и взаимоотношения с окружающим миром; установка на безопасный образ жизни.

Метапредметными результатами освоения курса является: способность регулировать собственную деятельность, направленную на познание окружающей действительности; способность осуществлять информационный поиск при решении учебных задач; способность работать с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира; развитие регулятивных универсальных учебных действий.

Предметными результатами освоения курса является: углубленное усвоение и расширение первоначальных сведений о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений, характерных для природной и социальной действительности; владение базовым понятийным аппаратом( доступным для осознания учащихся); умение наблюдать, исследовать явления, выделять характерные особенности природных объектов.

К концу первого года обучения учащиеся должны знать:

правила поведения в природе;

природа живая и неживая; растения дикорастущие и культурные; деревья, кустарники, травы; животные дикие и домашние; насекомые, рыбы, птицы, звери; называть разные виды растений, животных, грибов, наиболее распространенные виды животных дикой природы;

основные признаки времен года;

некоторые охраняемые растения и животные своей местности;

иметь представление о неживой природе: выделять свойства воды, воздуха;

влияние неживой природы на растительный и животный мир;

познакомить со способом выращивания культурных растений, их размножением и уходом за ними.

К концу первого года обучения учащиеся должны уметь:

проводить простейшие операции анализа, синтеза, самоконтроля, самооценки, классификации;

устанавливать простейшие причинно-следственные связи в явлениях природы, находить характерные признаки объектов и субъектов природы;

различать объекты живой и неживой природы; различать изученные группы растений и животных, распознавать их; вести наблюдение в природе подруководством учителя, выполнять правила поведения в природе.

К концу второго года обучения учащиеся должны знать:

правила поведения в природе;

основные признаки времен года;

различать этажи леса, листья,плоды и семена деревьев и кустарников;

составлять пищевые связи в лесу;

некоторые виды лекарственных растений;

некоторые породы собак, кошек; способы ухода за домашними животными.


 

К концу второго года обучения учащиеся должны уметь:

объяснять, как люди помогают друг другу жить;

оценивать правильность поведения людей в природе;

оценивать правильность поведения в быту.

Работать с первоисточниками, самостоятельно добывать знания

Составлять рассказ.

Оформлять творческие работы;

Применять полученные знания на практике

К концу третьего и четвертого года обучения учащиеся должны знать:

родословную своей семьи

историю своего населённого пункта, различных учреждений

историю народов, проживающих в своём крае и их традиции

основные краеведческие термины и понятия

администрацию района и своего населённого пункта, правительство, губернатора Рязанской области, значения официальных символов

основные этапы и ключевые события истории нашего края древности до наших дней

изменения природной среды Рязанской области в результате деятельности человека

особенности природы, населения

специфику географического положения и административно-территориального устройства

природные и антропогенные причины возникновения экологических проблем

важнейшие достижения культуры и системы ценностей

К концу третьего и четвертого года обучения учащиеся должны уметь:

рассказывать о важнейших событиях истории Рязанской области, Касимовского района и своего населённого пункта

выделять, описывать и объяснять существенные признаки местных достопримечательностей, памятников природы

работать с литературой и различными источниками, находить и анализировать информацию

описывать традиции народов своего края

показывать на карте границы и географический центр Рязанской области, Касимовского района.

приводить примеры использования и охраны природных ресурсов Рязанской области

составлять краткую характеристику родного населённого пункта, описывать флору и фауну, водные объекты

работать с творческим и исследовательским проектом и защищать их

Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

проведения самостоятельного поиска информации

понимания причин и значений событий и явлений повседневной жизни

ориентирования на местности и чтения карт

учёта фенологических наблюдений в природе своей местности

решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, её использованию, по сохранению природы и защите людей в случае стихийных бедствий

Методы и приемы

На занятиях используются игры и игровые приемы; частично-поисковый метод, направленный на развитие познавательной активности, самостоятельности; работа с готовыми моделями и самостоятельное изготовление моделей; наблюдение, беседа, практическая работа, работа с дополнительными источниками информации; походы, экскурсии; конкурсы, викторины, дискуссии, работа с мультимедийными средствами.

Формы подведения итогов: участие в экологических праздниках, КВНах, викторинах подготовка сообщений на уроках окружающего мира, выставки творческих работ, проектная деятельность.

Учебно – методические средства обучения

1.      Журнал “Классный руководитель”

2.     Журнал “Воспитание школьников”

3.     Землянская Е.Н. Учебные проекты младших школьников // Начальная школа, 2007, № 9.

4.      Русских Г.А. Подготовка учителя к проектированию адаптивной образовательной среды ученика: пос. для учителя. М.: Ладога-100, 2006.

5.      Русских Г.А. Технология проектного обучения // Биология в школе. 2007. №3.68.       Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. – Самара, Федоров, 2007 69.      Семёнова Н.А. Исследовательская деятельность учащихся.//Начальная школа, 2006. № 2.

  6. Учительская газета

7 Большая книга экспериментов для школьников. Под ред. Антонеллы Мейяни. Пер.с итал. Э.И.Мотылевой.

8.Вахромеева М.Г. Растения Красной книги СССР. Береги природу!

9.Губанов И.А. и др. Определитель высших растений средней полосы европейской части СССР Пособие для учителей.

10Молодова Л.П. Экологические  праздники для детей. Учебно-методическое пособие.

11Носаль М.А. Носаль И.М. Лекарственные растения и способы их применения в народе.

12Петров В.В. Растительный мир нашей Родины Книга для учителя.

13 Детские энциклопедии

14 Атласы-определители Плешакова

Наглядные пособия

натуральные живые пособия – комнатные растения;

коллекции полезных ископаемых

гербарии; коллекции насекомых

изобразительно-наглядные пособия

кары

глобус

Технические средства обучения

экран

проектор

ноутбук

диски

Экранно-звуковые пособия

1. видеофильмы

2. музыкальный материал


 

Тематическое планирование занятий во 2 классе

Тема занятия

Содержание занятия

Деятельность учащихся

Дата

В гостях у зеленого друга (14 часов)

1,2

Природа-наш дом

Экскурсия «Осенний лес». Деревья в осеннее время года. Значение природы в жизни человека. Человек как часть природы.   Основы безопасного поведения на природе.

Сбор природного материала для поделок.

Аппликация из осенних листьев.

 

3,4,5

Лес – многоэтажный дом для лесных птиц и животных

Проект "Жалобная книга леса."Этажи леса. Законы леса. Любимые деревья леса: береза, дуб, клен, липа, ель, сосна, осина. Плоды и семена деревьев и кустарника. Лесная подстилка. Царство корней.

Оформление гербария из листьев различных деревьев и кустарника.

Дидактическая игра с загадками, рисунками, листьями деревьев и кустарника «С какого дерева лист?»

Составление жалобной книги леса.

 

6-7

Лесные животные-пленники леса

Проект "альбом "Лесные мастера"Лесные животные – пленники леса. Этажи и квартиры лесных животных – норы, дупла, гнезда, домики -пирамидки, хатки, логовища, берлоги и т. п. «Бездомные» лесные звери – зайцы, лоси, кабаны и их образ жизни.

Оформление альбома «Лесные мастера».

 

8-9

Пищевые связи в лесу

Проект "Экологическая сказка"Пищевые связи  в лесу. Лес – раздолье для вегетарианцев. Сытные рябинки, осинки, дубы и ели для лесных обитателей. Лесные хищники. По страницам лесного   журнала мод. Язык лесных обитателей. О чем говорят звери и поют птицы? Язык тревоги.

Написание экологической сказки «Уронила сойка желудь» (объекты можно заменить).

Оформление сказки

 

10

Санитары и врачеватели леса

Санитары и врачеватели леса. Лесные обитатели – герои народных сказок, песен, загадок, пословиц. Профессии лесных животных. Лесные мастера. Садовники леса.

Дидактические игры «Что в лесу растет?», «Кто в лесу живет?», «О чем поют птицы?», «Беречь мир природных звуков».

 

11

Лес и человек

Лес и наша жизнь. Изделия из древесины – в нашем доме. Сокровища лесов. Лес – зеленые легкие Земли. Кто работает в лесу. Лесные профессии.

Рассказ о сокровищах леса. Беседа о лесных профессиях

 

12

Лесная кухня

Лесная скатерть–самобранка. Ягодознание. Ягодные адреса. Советы ягодникам. Грибознание. Грибные адреса. Дружба грибов с деревьями. Портреты съедобных и несъедобных грибов. Советы грибникам. Лесная кухня. Лесные чаи и витаминные напитки.

Игры: «Грибное лукошко», «Кто питается грибами?», грибное лото, ягодное лото и др.

 

13

Лес и здоровье

Проект. Альбом "Зеленая аптека в лесу"Посмотрите на природу взглядом врача. Лесная лечебница. Целебные ароматы леса. Лесная аптека. Лесные витамины (хвоя сосны, плоды шиповника, смородины, дикий чеснок – черемша и др.). Правила сбора.

Рассматривание лекарственных растений.

Составление альбома «Зеленая аптека в лесу».

 

14

Опасности в лесу

Опасности в лесу. Встреча со зверями, ядовитыми растениями, грибами, ягодами. Меры предосторожности.

Рассматривание ядовитых растений, грибов, ягод. Разработка мер предосторожности.

Рисование знаков «Опасности в лесу»

 

Снежная книга леса ( 4 часа)

15

.

Экскурсия в зимний лес

Портреты деревьев зимой. Зимние скульптуры в лесу. Белая тропа следопыта. Зимние следы птиц и зверей (тропление). Как и зачем наши предки читали снежную книгу леса. Следы деятельности животных – кузница дятла, кладовая белки, белкина столовая, дятлово колечко, погрызы зайца на коре осины.

Экскурсии и прогулки «Тропою следопытов», «Зимняя сказка в лесу».

Подкормка птиц, зимующих в лесу.


 


 

 

16


 

Зимний букет

Закрепление знаний, полученных на экскурсии

Составление зимнего букета из веток и плодов деревьев, кустарников, засохших высоких трав (например, из семейства зонтичных) леса.

 

17

Составление экологической сказки

Уточнить знания детей по экологии, бурежном отношении к природе, животному миру.

Написание экологической сказки «Жила-была Елочка».

 

18

Закрепление знаний по теме «Снежная книга леса»

Закрепить полученные знания о зимней природе.

Развитие творческих и актерских способностей

Игра-драматизация «Сказка зимнего леса».

 

Азбука содержания животных (13 часов)

19-20

Как животные оказались в нашем жилище

Проект "История одомашнивания животных"Традиции содержания животных. Отношение к животным первобытных людей. Поклонение животным, священные животные. Животные – помощники: собака, лошадь и др. Животные, которыми можно любоваться. Животные, за которыми интересно наблюдать. Традиции содержания животных у разных народов.

Сбор информации по истории одомашнивания животных.

Подготовка компьютерных презентаций.

 

21

Почему мы любим животных

Красота животных. Интерес к животным. Содержание и разведение животных как увлечение, искусство и мастерство. Животные, с которыми можно дружить. Животные помогают сохранить здоровье. Животные нас воспитывают, помогают стать добрыми и отзывчивыми людьми. Животные во многом похожи на нас.

Просмотр кинофильмов о животных.

 

22-23

Собаки-самые верные друзья

Проект "Собаки"Основы практической кинологии – науки о собаках. История одомашнивания. Выведение различных пород. Выставки. Выдающиеся собаки. Профессии собак. Профессии людей, связанные с собаками. Что нужно собаке для хорошего самочувствия. Как выбирать собаку. Воспитание щенка. Как ухаживать за взрослой собакой. Профилактика и преодоление проблем, возникающих у владельца собаки с родственниками и соседями. Литература о собаках.

Наблюдения за работой кинолога.

Уход за домашними животными.

Просмотр кинофильмов о животных.

Подготовка сообщений о породах собак. Составление книги.

 

24-25

Кошки, которые не гуляют сами по себе

Проект "Кошки"Основы практической фелиологии – науки о кошках. История домашней кошки. Особенности поведения кошек. Породы кошек. Удивительные истории о кошках и их хозяевах. Что нужно кошке для хорошего самочувствия. Как выбирать кошку. Воспитание котят. Как ухаживать за взрослой кошкой. Что помогает подружиться с кошкой. Литература о кошках.

Уход за домашними животными.

Просмотр кинофильмов о животных.

Подготовка сообщений о породах кошек. Составление книги.

 

26-27

Пернатая радуга в комнате

Проект "Домашние птицы"Основы содержания комнатных птиц. Основные группы комнатных птиц. Волнистый попугай. Корелла. Неразлучники. Канарейка. Зебровая и японская амадины. Как выбрать и обустроить клетку. Покупка птицы. Что нужно птице для хорошего самочувствия. Корма и правила кормления. Основные трудносмти и опасности содержания птиц в жилище. «Говорящие» птицы, кого и как можно обучить подражать человеческой речи. Разведение птиц в неволе. Почему не стоит ловить птиц в природе. Литература о птицах.

Уход за домашними животными.

Просмотр кинофильмов о животных.

Подготовка сообщений о комнатных птицах Составление книги.

 

28

Хомка и его ближайшие родственники

Основы содержания мелких грызунов. Особенности жизни грызунова в природе. Хомяки. Морские свинки. Ручные крысы. Мышевидные. Бурундук. Клетки для грызунов и их оборудование. На что обращать внимание, приобретая мелких грызунов. Корма и их кормление. Особенности содержания и разведения. Литература о гроызунвах.

Уход за домашними животными.

Просмотр кинофильмов о животных.

 

29

Рыбки-самые тихие соседи

Основы аквариумистики. История аквариумистики: Китай – Европа – Россия. Типы аквариумов. Выбор и покупка аквариума. Размещение и оборудование:  грунт, камни, коряги, вода. Приборы: осветительные, обогревательные, копрессоры и фильтры. Другие необходимые приспособления. Аквариум как модель прироолдного водоема. Выбор и посадка растений в аквариум. Из чего складывается красота аквариума. Основные группы рыб: живородящие (меченосец, гуппи), лабиринтовые (петушок, гурами), карповые (золотая рыбка, барбусы, данио, кардинал), сомы (крапчатые сомики, акциструсы), цихлиды (скалярии, хромисы), харациновые (неоновые рыбки, тер-неции). Правила покупки и транспортировки рыб. Корма и кормление. Уход за аквариумом. Типичные ошибки. Разведение. Литература по аквариумистике.

Уход за домашними животными.

Просмотр кинофильмов о животных.

Рисование аквариума

 

30-31

Мы в ответе за тех, кого приручили

Культура содержания и этика взаимоотношения с животными. Что такое культура содержания животных. Как достигать успеха в своем увлечении животными. Дневник наблюдений и картотека. Как собирать книги и статьи. Как правильно фотографировать домашних животных. Рисование животных.

Законы, регулирующие правила содержания животных. Права и обязанности хозяев животных. Сопереживание, сочувствие и содействие животным. Как защищать животных от жестокого обращения. Как помочь другим ребятам полюбить животных. 4 октября – Всемирный день животных.

Конференция, выставка фотографий. Компьютерная презентация результатов работы юных любителей животных.

Подготовка выставки работ


 

Проведение конференции

 

Эстетика лесного наряда (3 часа)

32

Экскурсия в весенний лес

Экскурсия в весенний лес. Деревья в весеннее время года. Наблюдения за изменениями в живой и неживой природе Значение природы в жизни человека. Человек как часть природы.   Основы безопасного поведения на природе.

Сбор природного материала для поделок.

 

33

Эстетика лесного наряда

Мир лесной красоты. В мире лесных форм, красок, звуков, ароматов. Калейдоскоп красок в лесу по временам года. «Букеты» лесных цветов осенью, весной, летом. Правила составления и сбора цветущих лесных растений (3–5 растений в букете), не подлежащих строгой охране. Лес в поэзии, музыке, изобразительном искусстве. Лес в фольклоре. Загадки, пословицы, сказки о лесе.


 

Создание художественной галереи «Лес в искусстве».

 

34

Викторина «Наш дом – природа»

 


 

Закрепление полученных знаний

Участие в конкурсах

 
Опубликовано в группе «Учителя начальных классов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.