Программа внеурочной деятельности "Юные экологи"( социальное направление)
Пояснительная записка
Занятия по экологическому воспитанию разработаны как дополнение к курсу окружающего мира в начальной школе, что позволяет полнее учитывать интересы и способности детей, обеспечивать более широкую и разнообразную деятельность учащихся по изучению и охране среды.
Цель данного курса — сформировать у учащихся целостный взгляд на природу и место человека в ней, ответственное отношение к окружающей среде, выработать навыки грамотного и безопасного поведения в природе и в быту;развитии познавательной активности учащихся, в укреплении их здоровья в процессе познавательных, эстетических, эмоционально-нравственных и деятельностно-практических отношений с окружающей природой.
Занятия призваны решать следующие задачи:
Расширение экологических представлений младших школьников, формируемых на основных уроках, их конкретизация, иллюстрирование значительным числом ярких, доступных примеров;
Углубление теоретических знаний учащихся в области экологии, формирование ряда основополагающих понятий, составляющих адекватный возрастным возможностям младших школьников «первичный срез» экологии как науки;
обеспечение более широкой и разнообразной, чем это возможно в рамках основного курса, практической деятельности учащихся по изучению и охране окружающей среды.
Формирование основ экологического мировоззрения и культуры;
укрепление здоровья детей на занятиях в реальных природных условиях;
развитие познавательной, исполнительской и творческой активности учащихся в процессе освоения особенностей местной природы (флора и фауна леса, поля, реки, озера, горной местности, равнины и т. п.);
Формирование основы культуры взаимодействия с животными как части экологической культуры человека.
формирование представлений о различных сторонах жизни своего населенного пункта и края и его населения
развитие гражданских качеств, патриотического отношения к России и своему краю
В целом эти занятия позволят полнее реализовать воспитательный и развивающий потенциал экологических знаний, обеспечат более надежные основы экологической ответственности младших школьников.
Курс данных занятий предназначается для 1-2 класса четырехлетней начальной школы и рассчитан на 33 занятия ( 1ч в неделю) — 1 класс, 34 занятия ( 1 ч. в неделю) — 2-4 классы. Курс изучается параллельно с курсом по окружающему миру и подготовлен с учетом программы и учебника по данному предмету.
Результативность
Личностными результатами освоения курса являются: осознание себя членом общества, государства; привитие чувства любви к родному краю, стране; интереса к ее природе; осознание и принятие базовых общечеловеческих ценностей, сформированность нравственных представлений; культура поведения и взаимоотношения с окружающим миром; установка на безопасный образ жизни.
Метапредметными результатами освоения курса является: способность регулировать собственную деятельность, направленную на познание окружающей действительности; способность осуществлять информационный поиск при решении учебных задач; способность работать с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира; развитие регулятивных универсальных учебных действий.
Предметными результатами освоения курса является: углубленное усвоение и расширение первоначальных сведений о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений, характерных для природной и социальной действительности; владение базовым понятийным аппаратом( доступным для осознания учащихся); умение наблюдать, исследовать явления, выделять характерные особенности природных объектов.
К концу первого года обучения учащиеся должны знать:
правила поведения в природе;
природа живая и неживая; растения дикорастущие и культурные; деревья, кустарники, травы; животные дикие и домашние; насекомые, рыбы, птицы, звери; называть разные виды растений, животных, грибов, наиболее распространенные виды животных дикой природы;
основные признаки времен года;
некоторые охраняемые растения и животные своей местности;
иметь представление о неживой природе: выделять свойства воды, воздуха;
влияние неживой природы на растительный и животный мир;
познакомить со способом выращивания культурных растений, их размножением и уходом за ними.
К концу первого года обучения учащиеся должны уметь:
проводить простейшие операции анализа, синтеза, самоконтроля, самооценки, классификации;
устанавливать простейшие причинно-следственные связи в явлениях природы, находить характерные признаки объектов и субъектов природы;
различать объекты живой и неживой природы; различать изученные группы растений и животных, распознавать их; вести наблюдение в природе подруководством учителя, выполнять правила поведения в природе.
К концу второго года обучения учащиеся должны знать:
правила поведения в природе;
основные признаки времен года;
различать этажи леса, листья,плоды и семена деревьев и кустарников;
составлять пищевые связи в лесу;
некоторые виды лекарственных растений;
некоторые породы собак, кошек; способы ухода за домашними животными.
К концу второго года обучения учащиеся должны уметь:
объяснять, как люди помогают друг другу жить;
оценивать правильность поведения людей в природе;
оценивать правильность поведения в быту.
Работать с первоисточниками, самостоятельно добывать знания
Составлять рассказ.
Оформлять творческие работы;
Применять полученные знания на практике
К концу третьего и четвертого года обучения учащиеся должны знать:
родословную своей семьи
историю своего населённого пункта, различных учреждений
историю народов, проживающих в своём крае и их традиции
основные краеведческие термины и понятия
администрацию района и своего населённого пункта, правительство, губернатора Рязанской области, значения официальных символов
основные этапы и ключевые события истории нашего края древности до наших дней
изменения природной среды Рязанской области в результате деятельности человека
особенности природы, населения
специфику географического положения и административно-территориального устройства
природные и антропогенные причины возникновения экологических проблем
важнейшие достижения культуры и системы ценностей
К концу третьего и четвертого года обучения учащиеся должны уметь:
рассказывать о важнейших событиях истории Рязанской области, Касимовского района и своего населённого пункта
выделять, описывать и объяснять существенные признаки местных достопримечательностей, памятников природы
работать с литературой и различными источниками, находить и анализировать информацию
описывать традиции народов своего края
показывать на карте границы и географический центр Рязанской области, Касимовского района.
приводить примеры использования и охраны природных ресурсов Рязанской области
составлять краткую характеристику родного населённого пункта, описывать флору и фауну, водные объекты
работать с творческим и исследовательским проектом и защищать их
Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
проведения самостоятельного поиска информации
понимания причин и значений событий и явлений повседневной жизни
ориентирования на местности и чтения карт
учёта фенологических наблюдений в природе своей местности
решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, её использованию, по сохранению природы и защите людей в случае стихийных бедствий
Методы и приемы
На занятиях используются игры и игровые приемы; частично-поисковый метод, направленный на развитие познавательной активности, самостоятельности; работа с готовыми моделями и самостоятельное изготовление моделей; наблюдение, беседа, практическая работа, работа с дополнительными источниками информации; походы, экскурсии; конкурсы, викторины, дискуссии, работа с мультимедийными средствами.
Формы подведения итогов: участие в экологических праздниках, КВНах, викторинах подготовка сообщений на уроках окружающего мира, выставки творческих работ, проектная деятельность.
Учебно – методические средства обучения
1. Журнал “Классный руководитель”
2. Журнал “Воспитание школьников”
3. Землянская Е.Н. Учебные проекты младших школьников // Начальная школа, 2007, № 9.
4. Русских Г.А. Подготовка учителя к проектированию адаптивной образовательной среды ученика: пос. для учителя. М.: Ладога-100, 2006.
5. Русских Г.А. Технология проектного обучения // Биология в школе. 2007. №3.68. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. – Самара, Федоров, 2007 69. Семёнова Н.А. Исследовательская деятельность учащихся.//Начальная школа, 2006. № 2.
6. Учительская газета
7 Большая книга экспериментов для школьников. Под ред. Антонеллы Мейяни. Пер.с итал. Э.И.Мотылевой.
8.Вахромеева М.Г. Растения Красной книги СССР. Береги природу!
9.Губанов И.А. и др. Определитель высших растений средней полосы европейской части СССР Пособие для учителей.
10Молодова Л.П. Экологические праздники для детей. Учебно-методическое пособие.
11Носаль М.А. Носаль И.М. Лекарственные растения и способы их применения в народе.
12Петров В.В. Растительный мир нашей Родины Книга для учителя.
13 Детские энциклопедии
14 Атласы-определители Плешакова
Наглядные пособия
натуральные живые пособия – комнатные растения;
коллекции полезных ископаемых
гербарии; коллекции насекомых
изобразительно-наглядные пособия
кары
глобус
Технические средства обучения
экран
проектор
ноутбук
диски
Экранно-звуковые пособия
1. видеофильмы
2. музыкальный материал
Тематическое планирование занятий во 2 классе
№ |
Тема занятия |
Содержание занятия |
Деятельность учащихся |
Дата |
В гостях у зеленого друга (14 часов) |
||||
1,2 |
Природа-наш дом |
Экскурсия «Осенний лес». Деревья в осеннее время года. Значение природы в жизни человека. Человек как часть природы. Основы безопасного поведения на природе. |
Сбор природного материала для поделок. Аппликация из осенних листьев. |
|
3,4,5 |
Лес – многоэтажный дом для лесных птиц и животных |
Проект "Жалобная книга леса."Этажи леса. Законы леса. Любимые деревья леса: береза, дуб, клен, липа, ель, сосна, осина. Плоды и семена деревьев и кустарника. Лесная подстилка. Царство корней. |
Оформление гербария из листьев различных деревьев и кустарника. Дидактическая игра с загадками, рисунками, листьями деревьев и кустарника «С какого дерева лист?» Составление жалобной книги леса. |
|
6-7 |
Лесные животные-пленники леса |
Проект "альбом "Лесные мастера"Лесные животные – пленники леса. Этажи и квартиры лесных животных – норы, дупла, гнезда, домики -пирамидки, хатки, логовища, берлоги и т. п. «Бездомные» лесные звери – зайцы, лоси, кабаны и их образ жизни. |
Оформление альбома «Лесные мастера». |
|
8-9 |
Пищевые связи в лесу |
Проект "Экологическая сказка"Пищевые связи в лесу. Лес – раздолье для вегетарианцев. Сытные рябинки, осинки, дубы и ели для лесных обитателей. Лесные хищники. По страницам лесного журнала мод. Язык лесных обитателей. О чем говорят звери и поют птицы? Язык тревоги. |
Написание экологической сказки «Уронила сойка желудь» (объекты можно заменить). Оформление сказки |
|
10 |
Санитары и врачеватели леса |
Санитары и врачеватели леса. Лесные обитатели – герои народных сказок, песен, загадок, пословиц. Профессии лесных животных. Лесные мастера. Садовники леса. |
Дидактические игры «Что в лесу растет?», «Кто в лесу живет?», «О чем поют птицы?», «Беречь мир природных звуков». |
|
11 |
Лес и человек |
Лес и наша жизнь. Изделия из древесины – в нашем доме. Сокровища лесов. Лес – зеленые легкие Земли. Кто работает в лесу. Лесные профессии. |
Рассказ о сокровищах леса. Беседа о лесных профессиях |
|
12 |
Лесная кухня |
Лесная скатерть–самобранка. Ягодознание. Ягодные адреса. Советы ягодникам. Грибознание. Грибные адреса. Дружба грибов с деревьями. Портреты съедобных и несъедобных грибов. Советы грибникам. Лесная кухня. Лесные чаи и витаминные напитки. |
Игры: «Грибное лукошко», «Кто питается грибами?», грибное лото, ягодное лото и др. |
|
13 |
Лес и здоровье |
Проект. Альбом "Зеленая аптека в лесу"Посмотрите на природу взглядом врача. Лесная лечебница. Целебные ароматы леса. Лесная аптека. Лесные витамины (хвоя сосны, плоды шиповника, смородины, дикий чеснок – черемша и др.). Правила сбора. |
Рассматривание лекарственных растений. Составление альбома «Зеленая аптека в лесу». |
|
14 |
Опасности в лесу |
Опасности в лесу. Встреча со зверями, ядовитыми растениями, грибами, ягодами. Меры предосторожности. |
Рассматривание ядовитых растений, грибов, ягод. Разработка мер предосторожности. Рисование знаков «Опасности в лесу» |
|
Снежная книга леса ( 4 часа) |
||||
15 |
. Экскурсия в зимний лес |
Портреты деревьев зимой. Зимние скульптуры в лесу. Белая тропа следопыта. Зимние следы птиц и зверей (тропление). Как и зачем наши предки читали снежную книгу леса. Следы деятельности животных – кузница дятла, кладовая белки, белкина столовая, дятлово колечко, погрызы зайца на коре осины. |
Экскурсии и прогулки «Тропою следопытов», «Зимняя сказка в лесу». Подкормка птиц, зимующих в лесу.
|
|
16 |
Зимний букет |
Закрепление знаний, полученных на экскурсии |
Составление зимнего букета из веток и плодов деревьев, кустарников, засохших высоких трав (например, из семейства зонтичных) леса. |
|
17 |
Составление экологической сказки |
Уточнить знания детей по экологии, бурежном отношении к природе, животному миру. |
Написание экологической сказки «Жила-была Елочка». |
|
18 |
Закрепление знаний по теме «Снежная книга леса» |
Закрепить полученные знания о зимней природе. Развитие творческих и актерских способностей |
Игра-драматизация «Сказка зимнего леса». |
|
Азбука содержания животных (13 часов) |
||||
19-20 |
Как животные оказались в нашем жилище |
Проект "История одомашнивания животных"Традиции содержания животных. Отношение к животным первобытных людей. Поклонение животным, священные животные. Животные – помощники: собака, лошадь и др. Животные, которыми можно любоваться. Животные, за которыми интересно наблюдать. Традиции содержания животных у разных народов. |
Сбор информации по истории одомашнивания животных. Подготовка компьютерных презентаций. |
|
21 |
Почему мы любим животных |
Красота животных. Интерес к животным. Содержание и разведение животных как увлечение, искусство и мастерство. Животные, с которыми можно дружить. Животные помогают сохранить здоровье. Животные нас воспитывают, помогают стать добрыми и отзывчивыми людьми. Животные во многом похожи на нас. |
Просмотр кинофильмов о животных. |
|
22-23 |
Собаки-самые верные друзья |
Проект "Собаки"Основы практической кинологии – науки о собаках. История одомашнивания. Выведение различных пород. Выставки. Выдающиеся собаки. Профессии собак. Профессии людей, связанные с собаками. Что нужно собаке для хорошего самочувствия. Как выбирать собаку. Воспитание щенка. Как ухаживать за взрослой собакой. Профилактика и преодоление проблем, возникающих у владельца собаки с родственниками и соседями. Литература о собаках. |
Наблюдения за работой кинолога. Уход за домашними животными. Просмотр кинофильмов о животных. Подготовка сообщений о породах собак. Составление книги. |
|
24-25 |
Кошки, которые не гуляют сами по себе |
Проект "Кошки"Основы практической фелиологии – науки о кошках. История домашней кошки. Особенности поведения кошек. Породы кошек. Удивительные истории о кошках и их хозяевах. Что нужно кошке для хорошего самочувствия. Как выбирать кошку. Воспитание котят. Как ухаживать за взрослой кошкой. Что помогает подружиться с кошкой. Литература о кошках. |
Уход за домашними животными. Просмотр кинофильмов о животных. Подготовка сообщений о породах кошек. Составление книги. |
|
26-27 |
Пернатая радуга в комнате |
Проект "Домашние птицы"Основы содержания комнатных птиц. Основные группы комнатных птиц. Волнистый попугай. Корелла. Неразлучники. Канарейка. Зебровая и японская амадины. Как выбрать и обустроить клетку. Покупка птицы. Что нужно птице для хорошего самочувствия. Корма и правила кормления. Основные трудносмти и опасности содержания птиц в жилище. «Говорящие» птицы, кого и как можно обучить подражать человеческой речи. Разведение птиц в неволе. Почему не стоит ловить птиц в природе. Литература о птицах. |
Уход за домашними животными. Просмотр кинофильмов о животных. Подготовка сообщений о комнатных птицах Составление книги. |
|
28 |
Хомка и его ближайшие родственники |
Основы содержания мелких грызунов. Особенности жизни грызунова в природе. Хомяки. Морские свинки. Ручные крысы. Мышевидные. Бурундук. Клетки для грызунов и их оборудование. На что обращать внимание, приобретая мелких грызунов. Корма и их кормление. Особенности содержания и разведения. Литература о гроызунвах. |
Уход за домашними животными. Просмотр кинофильмов о животных. |
|
29 |
Рыбки-самые тихие соседи |
Основы аквариумистики. История аквариумистики: Китай – Европа – Россия. Типы аквариумов. Выбор и покупка аквариума. Размещение и оборудование: грунт, камни, коряги, вода. Приборы: осветительные, обогревательные, копрессоры и фильтры. Другие необходимые приспособления. Аквариум как модель прироолдного водоема. Выбор и посадка растений в аквариум. Из чего складывается красота аквариума. Основные группы рыб: живородящие (меченосец, гуппи), лабиринтовые (петушок, гурами), карповые (золотая рыбка, барбусы, данио, кардинал), сомы (крапчатые сомики, акциструсы), цихлиды (скалярии, хромисы), харациновые (неоновые рыбки, тер-неции). Правила покупки и транспортировки рыб. Корма и кормление. Уход за аквариумом. Типичные ошибки. Разведение. Литература по аквариумистике. |
Уход за домашними животными. Просмотр кинофильмов о животных. Рисование аквариума |
|
30-31 |
Мы в ответе за тех, кого приручили |
Культура содержания и этика взаимоотношения с животными. Что такое культура содержания животных. Как достигать успеха в своем увлечении животными. Дневник наблюдений и картотека. Как собирать книги и статьи. Как правильно фотографировать домашних животных. Рисование животных. Законы, регулирующие правила содержания животных. Права и обязанности хозяев животных. Сопереживание, сочувствие и содействие животным. Как защищать животных от жестокого обращения. Как помочь другим ребятам полюбить животных. 4 октября – Всемирный день животных. Конференция, выставка фотографий. Компьютерная презентация результатов работы юных любителей животных. |
Подготовка выставки работ
Проведение конференции |
|
Эстетика лесного наряда (3 часа) |
||||
32 |
Экскурсия в весенний лес |
Экскурсия в весенний лес. Деревья в весеннее время года. Наблюдения за изменениями в живой и неживой природе Значение природы в жизни человека. Человек как часть природы. Основы безопасного поведения на природе. |
Сбор природного материала для поделок. |
|
33 |
Эстетика лесного наряда |
Мир лесной красоты. В мире лесных форм, красок, звуков, ароматов. Калейдоскоп красок в лесу по временам года. «Букеты» лесных цветов осенью, весной, летом. Правила составления и сбора цветущих лесных растений (3–5 растений в букете), не подлежащих строгой охране. Лес в поэзии, музыке, изобразительном искусстве. Лес в фольклоре. Загадки, пословицы, сказки о лесе. |
Создание художественной галереи «Лес в искусстве». |
|
34 |
Викторина «Наш дом – природа»
|
Закрепление полученных знаний |
Участие в конкурсах |