государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа имени Героя Советского Союза Ивана ФедоровичаСамаркина с. Новая Кармаламуниципального района Кошкинский Самарской области
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
« Хоровое пение»
ДЛЯ 4 КЛАССА
Рассмотрена на заседании методического совета школы
Протокол № от « » июня 2023г.
Председатель МС Макарова Л.И.___________________________________________________________
(ФИО) (подпись)
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Хоровое пение» для обучающихся 4 класса разработана на основе:
Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. №273 - ФЗ
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки России от 31 мая 2021 г. № 286);
Основной образовательной программы начального общего образования ГБОУ СОШ им. И.Ф. Самаркина с. Новая Кармала
Рабочей программы воспитания ГБОУ СОШ им.И.Ф. Самаркина с. Новая Кармала
Хоровое пение — наиболее доступный вид практической музыкальной деятельности школьников. Данная форма коллективного музицирования обладает уникальными возможностями для развития общих и специальных способностей детей, достижения содержательного комплекса предметных, метапредметных и личностных результатов.
Отечественная система музыкального воспитания школьников опирается на положения концепции Д. Б. Кабалевского, среди которых по-прежнему актуально звучит девиз «Каждый класс — хор!». Однако, ограничиваясь рамками одного урока музыки в неделю, сформировать у детей соответствующие вокально-хоровые навыки невозможно. Для достижения значимых результатов в этом направлении необходимо гармоничное сочетание урочной и внеурочной деятельности.
Программа внеурочной деятельности «Хоровое пение» учитывает соответствующий опыт советского периода. Его переосмысление в контексте системно-деятельностного подхода позволяет выстроить единую логику реализации программ урочной и внеурочной деятельности на основе обновлённых ФГОС общего образования.
Среди различных видов музицирования хоровое пение стоит на первом месте, как наиболее доступная и массовая форма музыкально-исполнительской деятельности. «Хоровое пение» является органичным дополнением уроков предмета «Музыка». Программа разработана с учётом актуальных целей и задач обучения и воспитания, развития обучающихся и условий, необходимых для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов при освоении предметной области «Искусство» («Музыка»).
Основное содержание занятий —
пение, освоение соответствующих теоретических и практических умений и навыков, концертно-исполнительская деятельность.
Цели и задачи программы «Хоровое пение» определяются в рамках обобщённых целей и задач ФГОС НОО и Примерных программ по музыке НОО, являются их логическим продолжением.
Главная цель: Развитие музыкальной культуры обучающихся как части их духовной культуры через коллективную исполнительскую деятельность — пение в хоре.
Основные цели в соответствии со спецификой освоения предметной области «Искусство» в целом и музыкального искусства в частности:
1) становление системы ценностей обучающихся в единстве эмоциональной и познавательной сферы;
2) осознание значения музыкального искусства как универсального языка общения, интонационно-художественного отражения многообразия жизни;
3) реализация творческих потребностей обучающихся, развитие потребности в общении с произведениями искусства, внутренней мотивации к музицированию.
Достижению поставленных целей способствует решение круга задач, конкретизирующих в процессе регулярной музыкальной деятельности обучающихся наиболее важные направления, а именно:
—приобщение к общечеловеческим духовным ценностям через опыт собственного переживания музыкальных образов, развитие и совершенствование эмоционально-ценностной отзывчивости на прекрасное в искусстве и в жизни;
—развитие эмоционального интеллекта, общих и специальных музыкальных способностей обучающихся;
—формирование устойчивого интереса к постижению художественной картины мира, приобретение разнообразного опыта восприятия музыкальных произведений;
—воспитание уважения к культурному, музыкальному наследию России; практическое освоение интонационно-образного содержания произведений отечественной музыкальной культуры;
—расширение кругозора, воспитание любознательности, интереса к музыкальной культуре других стран и народов;
—понимание основных закономерностей музыкального искусства: интонационная и жанровая природа музыки, основные выразительные средства, элементы музыкального языка, направления, стили и т. д.;
—формирование чувства коллективизма, сопричастности к общему творческому делу, ответственности за общий результат;
—гармонизация межличностных отношений, формирование позитивного взгляда на окружающий мир;
—улучшение физического и психического самочувствия, укрепление здоровья обучающихся;
—создание в образовательном учреждении творческой культурной среды;
—получение обучающимися опыта публичных выступлений, формирование активной социальной позиции, участие в творческой и культурной жизни школы, района, города, республики, страны.
Программа внеурочной деятельности «Хоровое пение» предназначена для обучающихся 4 класса и составлена в соответствии с возрастными особенностями обучающихся, рассчитана на проведение 2 часа в неделю. Итого в год – 68 часа.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Освоение программы внеурочной деятельности «Хоровое пение» направлено на достижение трёх групп результатов: личностных, метапредметных и предметных. При этом теоретическое структурное разграничение различных видов результатов на практике выступает как органичная нерасторжимая целостность. Личностные и метапредметные, в первую очередь коммуникативные результаты, имеют глубокое и содержательное предметное воплощение. «Хор — не собрание поющих, не обезличенное абстрактное единство, хор — это множество личностей, личностных восприятий, переживаний, осмыслений, выражений, личностных оценок, личностного творчества. Объединение множества личностных сотворений в единстве созидаемого музыкального образа в процессе общения со слушателем — высшая цель хорового музицирования».
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ программы «Хоровое пение» должны отражать готовность обучающихся руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций, в том числе в части:
1. Патриотического воспитания:
осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе; знание Гимна России и традиций его исполнения, уважение музыкальных символов республик Российской Федерации и других стран мира; проявление интереса к освоению музыкальных традиций своего края, музыкальной культуры народов России; стремление развивать и сохранять музыкальную культуру своей страны, своего края.
2. Гражданского воспитания:
готовность к выполнению обязанностей гражданина, уважение прав, свобод и законных интересов других людей; осознание комплекса идей и моделей поведения, отражённых в лучших произведениях мировой музыкальной классики, готовность поступать в своей жизни в соответствии с эталонами нравственного самоопределения, отражёнными в них; активное участие в музыкально-культурной жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества, родного края, страны, в том числе в качестве участников творческих конкурсов и фестивалей, концертов, культурно-просветительских акций, праздничных мероприятий.
3. Духовно-нравственного воспитания:
ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора; готовность воспринимать музыкальное искусство с учётом моральных и духовных ценностей этического и религиозного контекста, социально-исторических особенностей этики и эстетики; придерживаться принципов справедливости, взаимопомощи и творческого сотрудничества в процессе непосредственной музыкальной деятельности, при подготовке концертов, фестивалей, конкурсов.
4. Эстетического воспитания:
восприимчивость к различным видам искусства, стремление видеть прекрасное в окружающей действительности, готовность прислушиваться к природе, людям, самому себе; осознание ценности творчества, таланта; осознание важности музыкального искусства как средства коммуникации и самовыражения; понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных традиций и народного творчества; стремление к самовыражению в разных видах искусства.
5. Ценности научного познания:
ориентация на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной, социальной, культурной средой; овладение музыкальным языком, навыками познания музыки как искусства интонируемого смысла; овладение основными способами исследовательской деятельности на звуковом материале самой музыки, а также на материале доступной текстовой, аудио- и видеоинформации о различных явлениях музыкального искусства, использование специальной терминологии.
6. Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:
осознание ценности жизни с опорой на собственный жизненный опыт и опыт восприятия произведений искусства; соблюдение правил личной безопасности и гигиены, в том числе в процессе музыкально-исполнительской, творческой, исследовательской деятельности; умение осознавать своё эмоциональное состояние и эмоциональное состояние других; сформированность навыков рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека.
7. Трудового воспитания:
установка на посильное активное участие в практической деятельности; трудолюбие в учёбе, настойчивость в достижении поставленных целей; интерес к практическому изучению профессий в сфере культуры и искусства; уважение к труду и результатам трудовой деятельности.
8. Экологического воспитания:
повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения; участие в экологических проектах через различные формы музыкального творчества.
9. Личностные результаты, обеспечивающие адаптацию обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды:
освоение социального опыта, основных социальных ролей, норм и правил общественного поведения, форм социальной жизни, включая семью, группы, сформированные в учебной исследовательской и творческой деятельности, а также в рамках социального взаимодействия с людьми из другой культурной среды; стремление перенимать опыт, учиться у других людей — как взрослых, так и сверстников, в том числе в разнообразных проявлениях творчества, овладения различными навыками в сфере музыкального и других видов искусства; смелость при соприкосновении с новым эмоциональным опытом, воспитание чувства нового, способность ставить и решать нестандартные задачи, предвидеть ход событий, обращать внимание на перспективные тенденции и направления развития культуры и социума; способность осознавать стрессовую ситуацию, оценивать происходящие изменения и их последствия, опираясь на жизненный интонационный и эмоциональный опыт, опыт и навыки управления своими психоэмоциональными ресурсами в стрессовой ситуации, воля к победе.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ, достигаемые при освоении программы «Хоровое пение», отражают специфику искусства как иного (в отличие от науки) способа познания мира. Поэтому основная линия формирования метапредметных результатов ориентирована не столько на когнитивные процессы и функции, сколько на психомоторную и аффективную сферу деятельности обучающихся.
Познавательные универсальные учебные действия:
Овладение системой универсальных познавательных действий в рамках программы «Хоровое пение» реализуется в контексте развития специфического типа интеллектуальной деятельности — музыкального мышления, которое связано с формированием соответствующих когнитивных навыков обучающихся, в том числе:
Базовые логические действия:
—выявлять и характеризовать существенные признаки конкретного музыкального звучания;
—устанавливать существенные признаки для классификации музыкальных явлений, выбирать основания для анализа, сравнения и обобщения отдельных интонаций, мелодий и ритмов, других элементов музыкального языка;
—сопоставлять, сравнивать на основании существенных признаков произведения, жанры и стили музыкального искусства;
—обнаруживать взаимные влияния отдельных видов, жанров и стилей музыки друг на друга, формулировать гипотезы о взаимосвязях;
—выявлять общее и особенное, закономерности и противоречия в комплексе выразительных средств, используемых при создании музыкального образа конкретного произведения, жанра, стиля.
Базовые исследовательские действия:
—следовать внутренним слухом за развитием музыкального процесса, «наблюдать» звучание музыки;
—использовать вопросы как инструмент познания;
—формулировать собственные вопросы, фиксирующие несоответствие между реальным и желательным состоянием учебной ситуации, восприятия, исполнения музыки;
—составлять алгоритм действий и использовать его для решения исполнительских и творческих задач;
—проводить по самостоятельно составленному плану небольшое исследование по установлению особенностей музыкально-языковых единиц, сравнению художественных процессов, музыкальных явлений, культурных объектов между собой;
—самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого наблюдения, слухового исследования.
Работа с информацией:
—применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации с учётом предложенной учебной или творческой задачи и заданных критериев;
—понимать специфику работы с аудиоинформацией, музыкальными записями;
—использовать интонирование для запоминания звуковой информации, музыкальных произведений;
—выбирать, анализировать, интерпретировать, обобщать и систематизировать информацию, представленную в аудио- и видеоформатах, текстах, таблицах, схемах;
—оценивать надёжность информации по критериям, предложенным учителем или сформулированным самостоятельно;
—различать тексты информационного и художественного содержания, трансформировать, интерпретировать их в соответствии с учебной или творческой задачей;
—самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации (вокальное исполнение, текст, таблица, схема, презентация, театрализация и др.) в зависимости от коммуникативной установки.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
Специфика взаимодействия в процессе вокально-хорового исполнительства определяется не только особыми формами передачи информации музыкальными средствами (минуя вербальные каналы коммуникации), но и неповторимым комплексом ощущений, эмоциональным переживанием психологического единства поющих, известных как феномен «соборности». Данные условия определяют уникальный вклад хорового пения в формирование совершенно особых коммуникативных умений и навыков в составе базовых универсальных учебных действий.
Невербальная коммуникация:
—воспринимать музыку как искусство интонируемого смысла, стремиться понять эмоционально-образное содержание музыкального высказывания, понимать ограниченность словесной передачи смысла музыкального произведения;
—передавать в собственном исполнении художественное содержание, выражать настроение, чувства, личное отношение к исполняемому музыкальному произведению;
—осознанно пользоваться интонационной выразительностью в обыденной речи, понимать культурные нормы и значение интонации в повседневном общении;
—эффективно использовать интонационно-выразительные возможности в ситуации публичного выступления;
—распознавать невербальные средства общения (интонация, мимика, жесты, в том числе дирижёрские жесты), расценивать их как полноценные элементы коммуникации, адекватно включаться в соответствующий уровень общения.
Вербальное общение:
—воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с условиями и целями общения;
—выражать своё мнение, в том числе впечатления от общения с музыкальным искусством в устных и письменных текстах;
—понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения;
—вести диалог, дискуссию, задавать вопросы по существу обсуждаемой темы, поддерживать благожелательный тон диалога;
—публично представлять результаты учебной и творческой деятельности.
Совместная деятельность (сотрудничество):
—развивать навыки эстетически опосредованного сотрудничества, соучастия, сопереживания в процессе исполнения и восприятия музыки; понимать ценность такого социально-психологического опыта, переносить его на другие сферы взаимодействия;
—понимать и использовать преимущества и специфику коллективной, групповой и индивидуальной музыкальной деятельности, выбирать наиболее эффективные формы взаимодействия при решении поставленной задачи;
—принимать цель совместной деятельности, коллегиально строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
—уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
—оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия; сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена коллектива в достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к представлению отчёта перед группой, коллективом.
Регулятивные универсальные учебные действия:
В хоре, в отличие от других видов деятельности, личные результаты обучающихся обретают подлинную ценность только в качестве вклада каждого участника хорового коллектива в общее дело. Поэтому в рамках программы «Хоровое пение» регулятивные универсальные учебные действия тесно смыкаются с коммуникативными. Самоорганизация и рефлексия приобретают ярко выраженные коллективные черты, нередко предполагают корректировку личных интересов и намерений, их подчинение интересам и потребностям творческого коллектива в целом.
Самоорганизация:
—ставить перед собой среднесрочные и долгосрочные цели по самосовершенствованию, в том числе в части творческих, исполнительских навыков и способностей, настойчиво продвигаться к поставленной цели;
—планировать достижение целей через решение ряда последовательных задач частного характера;
—выявлять наиболее важные проблемы для решения в учебных и жизненных ситуациях;
—самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной задачи с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений;
—делать выбор и брать за него ответственность на себя.
Самоконтроль (рефлексия):
—владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии;
—давать адекватную оценку учебной ситуации и предлагать план её изменения;
—предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, и адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;
—объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности; понимать причины неудач и уметь предупреждать их, давать оценку приобретённому опыту.
Эмоциональный интеллект:
—чувствовать, понимать эмоциональное состояние самого себя и других людей, использовать возможности музыкального искусства для расширения своих компетенций в данной сфере;
—развивать способность управлять собственными эмоциями и эмоциями других как в повседневной жизни, так и в ситуациях музыкально-опосредованного общения, публичного выступления;
—выявлять и анализировать причины эмоций;
—понимать мотивы и намерения другого человека, анализируя коммуникативно-интонационную ситуацию;
—регулировать способ выражения собственных эмоций.
Принятие себя и других:
—уважительно и осознанно относиться к другому человеку и его мнению, эстетическим предпочтениям и вкусам;
—признавать своё и чужое право на ошибку, при обнаружении ошибки фокусироваться не на ней самой, а на способе улучшения результатов деятельности;
—принимать себя и других, не осуждая;
—проявлять открытость;
—осознавать невозможность контролировать всё вокруг.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ.
В результате занятий хоровым пением школьники научатся:
—исполнять музыку эмоционально выразительно, создавать в совместном пении музыкальный образ, передавая чувства, настроения, художественное содержание;
—воспринимать музыку как искусство интонируемого смысла, уметь погружаться в музыкальный образ, идентифицировать себя с «лирическим героем» музыкального произведения (по В. Медушевскому);
—осознавать мировое значение отечественной музыкальной культуры вообще и хорового исполнительства в частности, чувствовать себя продолжателями лучших традиций отечественного хорового искусства;
—петь в хоре, ансамбле, выступать в качестве солиста, исполняя музыкальные произведения различных стилей и жанров, с сопровождением и без сопровождения, одноголосные и многоголосные;
—исполнять русские народные песни, народные песни своего региона, песни других народов России и народов других стран, песни и хоровые произведения отечественных и зарубежных композиторов, образцы классической и современной музыки;
—владеть певческим голосом как инструментом духовного самовыражения, понимать специфику совместного музыкального творчества, чувствовать единение с другими членами хорового коллектива в процессе исполнения музыки;
—петь красивым естественным звуком, владеть навыками певческого дыхания, понимать значения дирижёрских жестов, выполнять указания дирижёра;
—ориентироваться в нотной записи в пределах певческого диапазона (на материале изученных музыкальных произведений);
—выступать перед публикой, представлять на концертах, праздниках, фестивалях и конкурсах результаты коллективной музыкально-исполнительской, творческой деятельности, принимать участие в культурно-просветительской общественной жизни.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Раздел 1. Распевание (1 часа)
Повторение знакомых распеваний, упражнений.
Актуализация навыков самоконтроля: певческая установка, дыхание, артикуляция, дикция, певческая атака; слуховых представлений: качество звука, унисон, динамика, legato. Корректировка чистоты интонации.
Раздел 2. Прослушивание (1 час)
Индивидуальное прослушивание обучающихся. Определение актуального уровня вокально-хоровых данных: диапазон, гибкость голоса, устойчивость интонации, ладовое и ритмическое чувство. Распределение хористов по партиям (сопрано, альты).
Пение попевок, мелодий. Повторение знакомых фрагментов песен. Демонстрация индивидуального уровня развития слуховых навыков, навыков чтения нотного текста, уверенности интонирования простых образцов двухголосия. Ведение тетради по хору. Фиксация своих «музыкальных достижений».
Раздел 3. Школьные песни о главном (7 ч)
Тема «Школьные песни о главном» (4 часа)
Песни школьной тематики, посвящённые учителю. Связь музыки и литературы в единой музыкально-литературной композиции.
Разучивание новых и повторение знакомых песен, составление и реализация исполнительского плана, создание музыкально-литературной композиции со стихами, видеофрагментами.
Тема «Репетиция» (2 час)
Построение, выход и уход со сцены, поклон. Прогон с конферансом.
Тема «Праздничный концерт на День учителя» (1 час)
Выступление перед учителями школы.
Раздел 4. Распевание (новый комплекс упражнений) (2 ч)
Упражнения на сохранение позиционной ровности звучания на протяжении всего диапазона, сохранение округлости, полётности звука при увеличении силы звучания: совершенствование унисона, хорового ансамбля, пение a capella, пение на два голоса, в том числе терцовые вторы, каноны. Повторение и закрепление понятий: унисон, a capella, одноголосие, многоголосие, канон, интервал.
Разучивание новых упражнений и распеваний. Самоконтроль, координация дыхания, звукообразования, работа корпуса, гортани, артикуляционного аппарата, голосовых связок. Формирование мягкой атаки звука, пение протяжённых музыкальных фраз на одном выдохе. Подключение диафрагмального дыхания. Пение на слух и по нотам, на гласный звук, на слог, с названием нот. Уточнение критериев красивого хорового пения. Самооценка и взаимооценка на основе согласованных критериев. Записи новых распеваний в тетради.
Раздел 5. Вокальные навыки(6 ч)
Певческая установка, дыхание. Виды дыхания. Работа над цепным дыханием. Короткое и задержанное дыхание. Взаимосвязь звука и дыхания. Артикуляция, дикция. Подготовка артикулярного аппарата к работе. Упражнения на артикуляцию и дикцию. Музыкальная фраза. Работа над гласными, согласными. Выработка правильного, отчетливого и одновременного произношения слов в произведении. Звукообразование, звуковедение. Голосовые регистры. Певческая позиция. Упражнения на развитие и сглаживание регистровых переходов (звукоряды, скачки, арпеджио). Диапазон голоса. Нахождение примерных зон голоса. Упражнения на развитие звукового и динамического диапазонов.
Раздел 6. Музыкальная грамота (5 ч)
Повторение известных элементов. Освоение и закрепление новых. Понятия: лад, мажор, минор, ступени лада, тоника, тоническое трезвучие, интервал, консонанс, диссонанс, длительности и паузы, пунктирный ритм. Ритмослоги.
Лад: мажор, минор, переменный, пентатоника. Интервалы: секунда, терция, кварта, квинта, октава (гармонические и мелодические). Пунктирный ритм, синкопа, триоль, распевы. Размер 4/4, 6/8. Тональности До-мажор, Соль-мажор, Ре-мажор, Фа-мажор. Знаки альтерации — диез, бемоль, бекар. Знаки ключевые и случайные
Интонирование мажорного и минорного трезвучий, интервалов в различном мелодическом движении, интервалов в двухголосии, в том числе по ручным знакам. Пение гамм с названием звуков, в том числе по тетрахордам, сольфеджирование знакомых мелодий с метроритмическим тактированием.
Определение на слух изучаемых элементов (слуховые игры). Сольфеджирование, пение с ручными знаками и названием нот. Запись в тетради. Анализ нотной записи знакомых и незнакомых музыкальных произведений. Вокальные и слуховые упражнения на основе изучаемых элементов.
Раздел 7. Школа солистов (1 час)
Индивидуальные или мелкогрупповые занятия с солистами.
Упражнения повышенной трудности, направленные на опережающее развитие диапазона, гибкости, выразительности голоса. Элементы сольного вокала.
Раздел 8. Классическая музыка (3 часа)
Музыка русских и зарубежных композиторов-классиков: песни и хоры, переложения для хора инструментальных сочинений.
Разучивание, исполнение музыки композиторов-классиков. Сольмизация, сольфеджирование. Пение по нотам с названием нот и со словами. Слушание образцов исполнения данных произведений в записи. Оценка и анализ, сравнение разных исполнений. Обсуждение исполнительского плана песни. Его реализация в пении.
Раздел 9. Скоро, скоро Новый год! (5 ч)
Песни новогодней тематики. Связь музыки и литературы в единой музыкально-литературной композиции.
Разучивание новых и повторение знакомых песен, составление и реализация исполнительского плана, создание музыкально-литературной композиции со стихами, видеофрагментами. Репетиция, выступление на новогоднем утреннике.
Раздел 10. Музыкальная форма (4 часа)
Элементы музыкальной формы: вступление, каденция. Двухчастная, трёхчастная, трёхчастная репризная, сложная трёхчастная форма. Рондо, вариации. Крупные многочастные хоровые произведения (сюита, кантата). Принципы контраста, сопоставления, вариационности.
Составление буквенной (наглядной графической) схемы знакомых произведений. Определение формы на слух в новом произведении, разучивание с акцентом на строение нового произведения. Разучивание более развёрнутых песен и хоров, написанных в сложной трёхчастной форме, форме рондо; несколько частей из многочастного произведения
Раздел 11. Музыка народов мира (4 часа)
Песни народов России, других стран, мира. Мелодика с хроматизмами, прихотливым ритмом в подвижном темпе. Образцы различных видов двухголосия на фольклорном материале (каноны, параллельное движение в терцию, контрастное двухголосие, остинато, подголоски).
Совершенствование дикции, развитие гибкости голоса, точности интонирования, в том числе в подвижном темпе. Укрепление и развитие навыков двухголосного пения. Анализ типа соотношения голосов на слух и по нотной записи. Работа по партиям. Исполнение двухголосия со звуковысотным тактированием, по нотам, с ручными знаками (как своей партии, так и другого голоса).
Раздел 12. Защитники Отечества. (5 ч)
Патриотические песни о защитниках отечества, о папах, дедушках. Репетиция. Концерт.
Раздел 13. О мамах любимых… (4 ч)
Песни о маме, бабушке. Репетиция. Концерт.
Раздел 14. Двухголосие (6 ч)
Виды двухголосия: выдержанный звук в одном из голосов, остинато, подголоски, гетерофония. Двухголосные попевки, народные песни, песни современных композиторов. Принцип записи двухголосия в нотах.
Разучивание попевок, музыкальных произведений на два голоса. Определение на слух (одноголосие, многоголосие, сколько голосов, какой тип многоголосия). Анализ типа соотношения голосов по нотной записи. Исполнение двухголосия со звуковысотным тактированием, по нотам, с ручными знаками.
Раздел 15. Работа с ансамблями. (2 ч)
Учебно-тренировочный материал на развитие различных вокальных навыков уверенного пения в различных музыкальных штрихах (легато, стаккато, нон легато). Работа над запевами, над подвижностью голоса. Работа над сольными произведениями: разучивание текста, напева. Работа над смысловой интонацией, импровизация.
Раздел 16. День Победы (6 часов)
Тема «День Победы» (4 часа)
Подготовка программы, состоящей из песен военного времени, песен и хоров, посвящённых военной тематике.
Выбор программы из числа изученных ранее и новых музыкальных произведений. Создание убедительной интерпретации. Совершенствование исполнения.
Тема «Репетиция» (1 час)
Построение, выход и уход со сцены, поклон. Объявление номеров. Театрализация.
Тема «Выступление» (1 час)
Участие в праздновании Дня Победы в школе.
Раздел 12. Музыка театра и кино (6 часа)
Тема «Музыка театра и кино» (4 часа)
Песни из мультипликационных и художественных фильмов.
Разучивание, анализ выразительных средств, создание сценической интерпретации, театрализация.
Тема «Посещение кинотеатра» (2 часа)
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Наименование разделов и тем программы | Количество часов | Электронные (цифровые) образовательные ресурсы | ||||||||||||||||||||
Всего | Контрольные работы | Практические работы | |||||||||||||||||||||
Раздел 1. Распевание (1 часа) | |||||||||||||||||||||||
1.1 | Распевание | 1 | 0 | 1 | https://www.musenc.ru/ | ||||||||||||||||||
Итого по разделу | 1 | | |||||||||||||||||||||
Раздел 2. Прослушивание (1 час) | |||||||||||||||||||||||
1.2 | Прослушивание. | 1 | 0 | 1 | https://www.musenc.ru/ | ||||||||||||||||||
Раздел 3. Школьные песни о главном (7 часа) | |||||||||||||||||||||||
3.1 | Школьные песни о главном | 4 | 0 | 0 | http://mkrf.ru/ | ||||||||||||||||||
3.2 | Репетиция | 2 | 0 | 2 | http://lib-notes.orpheusmusic.ru | ||||||||||||||||||
3.3 | Праздничный концерт на День учителя | 1 | 1 | 0 | https://www.musenc.ru/ | ||||||||||||||||||
Итого по разделу | 7 | | |||||||||||||||||||||
Раздел 4. Распевание (новый комплекс упражнений) (2 час) | |||||||||||||||||||||||
4.1 | Распевание (новый комплекс упражнений) | 2 | 0 | 0 | http://lib-notes.orpheusmusic.ru | ||||||||||||||||||
Итого по разделу | 2 | | |||||||||||||||||||||
Раздел 5. Вокальные навыки (6ч) | |||||||||||||||||||||||
5.1 | Вокальные навыки | 6 | 1 | 1 | https://www.musenc.ru/ | ||||||||||||||||||
Итого по разделу | 6 | | |||||||||||||||||||||
Раздел 6. Музыкальная грамота (5 часа) | |||||||||||||||||||||||
6.1 | Музыкальная грамота | 5 | 0 | 1 | http://mkrf.ru/ | ||||||||||||||||||
Итого по разделу | 5 | | |||||||||||||||||||||
Раздел 7. Школа солистов (1 час) | |||||||||||||||||||||||
7.1 | Школа солистов | 1 | 0 | 0 | http://lib-notes.orpheusmusic.ru | ||||||||||||||||||
Итого по разделу | 1 | | |||||||||||||||||||||
Раздел 8. Классическая музыка (3 часа) | |||||||||||||||||||||||
8.1 | Классическая музыка | 3 | 0 | 0 | https://www.musenc.ru/ | ||||||||||||||||||
Итого по разделу | 3 | | |||||||||||||||||||||
Раздел 9. Скоро, скоро Новый год! (5 ч) | |||||||||||||||||||||||
9.1 | Скоро, скоро Новый год! | 5 | 0 | 1 | http://mkrf.ru/ | ||||||||||||||||||
Раздел 10. Музыкальная форма (4 часа) | |||||||||||||||||||||||
10.1 | Музыкальная форма | 4 | 0 | 0 | http://mkrf.ru/ | ||||||||||||||||||
Итого по разделу | 4 | | |||||||||||||||||||||
Раздел 11. Музыка народов мира (4 часа) | |||||||||||||||||||||||
11.1 | Музыка народов мира | 4 | 0 | 1 | http://lib-notes.orpheusmusic.ru | ||||||||||||||||||
Итого по разделу | 4 | | |||||||||||||||||||||
Раздел 12. Защитники Отечества. (5 ч) | |||||||||||||||||||||||
12.1 | Защитники Отечества | 5 | 0 | 1 | https://www.musenc.ru/ | ||||||||||||||||||
Итого по разделу | 5 | | | | |||||||||||||||||||
Раздел 13. О мамах любимых… (4 ч) | |||||||||||||||||||||||
13.1 | О мамах любимых… | 4 | 0 | 1 | http://lib-notes.orpheusmusic.ru | ||||||||||||||||||
Итого по разделу: 4 | |||||||||||||||||||||||
Раздел 14. Двухголосие (6 ч) | |||||||||||||||||||||||
14.1 | Двухголосие | 6 | 1 | 1 | https://www.musenc.ru/ | ||||||||||||||||||
Итого по разделу | 6 | | |||||||||||||||||||||
Раздел 15. Работа с ансамблями. (2 ч) | |||||||||||||||||||||||
15.1 | Работа с ансамблями. | 2 | 0 | 0 | http://mkrf.ru/ | ||||||||||||||||||
Раздел 16. День Победы (6 часов) | |||||||||||||||||||||||
16.1 | День Победы | 4 | 0 | 0 | https://www.musenc.ru/ | ||||||||||||||||||
16.2 | Репетиция | 1 | 0 | 0 | http://mkrf.ru/ | ||||||||||||||||||
16.3 | Выступление | 1 | 0 | 0 | http://lib-notes.orpheusmusic.ru | ||||||||||||||||||
Итого по разделу | 6 | | |||||||||||||||||||||
Раздел 12. Музыка театра и кино (6 часа) | |||||||||||||||||||||||
12.1 | Музыка театра и кино | 4 | 0 | 0 | https://www.musenc.ru/ | ||||||||||||||||||
12.2 | Посещение кинотеатра | 2 | 0 | 0 | http://mkrf.ru/ | ||||||||||||||||||
Итого по разделу | 6 | | |||||||||||||||||||||
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ | 68 | 3 | 11 | |
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Тема урока | Дата изучения | Электронные цифровые образовательные ресурсы |
1 | Распевание. | | https://www.musenc.ru/ |
2 | Прослушивание. | | http://mkrf.ru/ |
3-6 | Школьные песни о главном | | http://lib-notes.orpheusmusic.ru |
7-8 | Репетиция | | https://www.musenc.ru/ |
9 | Праздничный концерт на День учителя | | http://mkrf.ru/ |
10-11. | Распевание (новый комплекс упражнений) | | https://www.musenc.ru/ |
12 | Вокальные навыки. Певческая установка, дыхание. | | |
13 | Вокальные навыки. Виды дыхания. | | |
14 | Вокальные навыки. Артикуляция, дикция. | | |
15 | Вокальные навыки. Музыкальная фраза. Звукообразование, звуковедение. Голосовые регистры. | | |
16 | Вокальные навыки. Диапазон голоса. | | |
17 | Вокальные навыки. Упражнения на развитие звукового и динамического диапазонов. | | |
18 | Музыкальная грамота | | http://lib-notes.orpheusmusic.ru |
19 | Музыкальная грамота | | |
20 | Музыкальная грамота | | |
21 | Музыкальная грамота | | |
22 | Музыкальная грамота | | |
23 | Школа солистов | | https://www.musenc.ru/ |
24-26 | Классическая музыка | | http://lib-notes.orpheusmusic.ru |
27-31 | Скоро, скоро Новый год! | | http://mkrf.ru/ |
32-33 | Музыкальная форма | | http://mkrf.ru/ |
34-35 | Музыкальная форма | | http://lib-notes.orpheusmusic.ru |
36-37 | Музыка народов мира. | | https://www.musenc.ru/ |
38-39 | Музыка народов мира. | | https://www.musenc.ru/ |
40-44 | Защитники Отечества. | | http://lib-notes.orpheusmusic.ru |
45-48 | О мамах любимых… | | https://www.musenc.ru/ |
49-50 | Двухголосие | | http://mkrf.ru/ |
51-52 | Двухголосие | | http://lib-notes.orpheusmusic.ru |
53 | Двухголосие | | https://www.musenc.ru/ |
54 | Двухголосие | | http://mkrf.ru/ |
55 | Работа с ансамблями. | | http://mkrf.ru/ |
56 | Работа с ансамблями. | | http://lib-notes.orpheusmusic.ru |
57 | День Победы | | https://www.musenc.ru/ |
58 | День Победы | | http://mkrf.ru/ |
59 | День Победы | | http://lib-notes.orpheusmusic.ru |
60 | День Победы | | https://www.musenc.ru/ |
61 | Репетиция | | http://mkrf.ru/ |
62 | Выступление | | http://lib-notes.orpheusmusic.ru |
63-64 | Музыка театра и кино | | https://www.musenc.ru/ |
65-66 | Музыка театра и кино | | http://mkrf.ru/ |
67 | Посещение кинотеатра | | http://lib-notes.orpheusmusic.ru |
68 | Посещение кинотеатра | | https://www.musenc.ru/ |
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ | 68 |
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Фортепиано, Мультимедийный проектор, Электронная доска
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Алиев Ю. Б. Пение на уроках музыки: конспекты уроков, репертуар, методика. — М., 2005.
Емельянов В. В. Развитие голоса. Координация и тренинг. — СПб., 1997.
Живов В. Л. Хоровое исполнительство: Теория. Методика. Практика. — М., 2003.
Никольская-Береговская К. Ф. Русская вокально-хоровая школа: От древности до XXI века: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. — М., 2003.
Осеннева М. С., Самарин В. А., Уколова Л. И. Методика работы с детским вокально-хоровым коллективом: учебное пособие для студентов музыкально-педагогических факультетов. — М., 1999.
Рачина Б. С. Распевание в детском хоре. 210 упражнений [Ноты]: учебно-методическое пособие. — СПб.: Композитор, 2016. — 104 с.
Рачина Б. С. Технологии и методика обучения музыке в общеобразовательной школе. — СПб.: «Композитор, 2007. — С. 103.
Стулова Г. П. Развитие детского голоса в процессе обучения пению. — М., 1992.
Стулова Г. П. Теория и практика работы с детским хором. — М., 2002.
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
http://mkrf.ru/
http://lib-notes.orpheusmusic.ru
https://www.musenc.ru/