Рабочая программа внеурочной деятельности «Спортивный калейдоскоп» (1–4 класс)
Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 20 имени Н.З.Бирюкова
городского округа Орехово-Зуево Московской области
УТВЕРЖДАЮ
Директор МОУ СОШ № 20
имени Н.З.Бирюкова
________(Е.И.Ермолаева)
«__»____________2016г.
Рабочая программа
внеурочной деятельности
«Спортивный калейдоскоп»
1-4 класс
Составитель: Добрышев С.А.,
учитель физической культуры
высшей категории
2016 г.
1. Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности
Рабочая программа внеурочной деятельности «Спортивный калейдоскоп», составленная в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, утверждённым Приказом Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 года № 373 (в редакции приказов Министерства образования и науки РФ № 1643 от 29.12.2014 года, № 1576 от 31.12.2015 года), на основе ООП НОО МОУ СОШ № 20 им. Н.З.Бирюкова, на основе Примерных программ внеурочной деятельности, с учетом образовательных запросов, потребностей и интересов участников образовательного процесса, направлена на достижение следующих результатов:
Личностными результатами программы «Спортивный калейдоскоп» по спортивно-оздоровительному направлению является формирование следующих умений:
- активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
- проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;
- проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;
- оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы.
Метапредметными результатами программы «Спортивный калейдоскоп» по спортивно-оздоровительному направлению является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):
Регулятивные УУД:
- уметь планировать, регулировать, контролировать и оценивать свои действия;
- оценивать собственное поведение и поведение партнёра;
- планировать цели и пути их достижения;
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
-- конструктивно разрешать конфликты;
- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата;
- осуществлять взаимный контроль.
Познавательные УУД:
- добывать новые знания: находить дополнительную информацию по содержанию курса, свой жизненный опыт;
- перерабатывать полученную информацию, делать выводы;
- преобразовывать информацию из одной формы в другую: предлагать свои правила игры на основе знакомых игр;
- устанавливать причинно-следственные связи.
Коммуникативные УУД:
- формулировать собственное мнение и позицию;
- ориентироваться на партнёра, стремиться к сотрудничеству (в командных видах игры);
- адекватно использовать коммуникативные средства для решения различных задач;
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
- совместно договариваться о правилах общения и поведения;
- учиться выполнять различные роли в группе.
Предметные результаты программы внеурочной деятельности.
Первостепенным результатом реализации программы «Спортивный калейдоскоп» является физическая подготовленность и степень совершенства двигательных умений, высокий уровень развития навыков, нравственное, эстетическое, интеллектуальное развитие:
- представлять игры как средство укрепления здоровья, физического развития и физической подготовки человека;
- оказывать посильную помощь и моральную поддержку сверстникам при выполнении учебных заданий, доброжелательно и уважительно объяснять ошибки и способы их устранения;
- организовывать и проводить со сверстниками подвижные игры и элементы соревнований, осуществлять их объективное судейство;
- бережно обращаться с инвентарём и оборудованием, соблюдать требования техники безопасности к местам проведения;
- организовывать и проводить игры с разной целевой направленностью
- взаимодействовать со сверстниками по правилам проведения подвижных игр и соревнований;
- в доступной форме объяснять правила (технику) выполнения двигательных действий, анализировать и находить ошибки, эффективно их исправлять;
- находить отличительные особенности в выполнении двигательного действия разными учениками, выделять отличительные признаки и элементы;
- выполнять технические действия из базовых видов спорта, применять их в игровой и соревновательной деятельности;
- применять жизненно важные двигательные навыки и умения различными способами, в различных изменяющихся, вариативных условиях.
умение планировать занятия физическими упражнениями в режиме дня, организовывать отдых и досуг с использованием средств физической активности;
2. Содержание курса внеурочной деятельности
Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Спортивный калейдоскоп» для 1-4 классов составлена с учётом возрастных особенностей обучающихся начальной школы, состоит из трёх разделов, рассчитана на проведение 1 часа в неделю, 34 часа в год (для 2-4 классов), 33 часа в год (для 1 классов).
Раздел 1. Общеразвивающие игры (14 час.)
Данный раздел позволяет педагогу выявить у своих подопечных потенциальные возможности и интересы. Помочь им их реализовать. Игра – это хорошая возможность для организации межличностных отношений в классе, возможность свободного самоопределения и самореализации, ориентация на личностные интересы, потребности, способности ребенка. Любая игра строиться на принципе единства – единство обучения, воспитания, развития.
Раздел 2. Подвижные игры и эстафеты (12 час.)
Включенные в раздел упражнения способствуют развитию и укреплению мышц, исправлению физических недостатков, формирование осанки, вырабатывают умения владеть своим телом, совершенствуют двигательные навыки, благотворно воздействуют на работу органов дыхания, кровообращения.
Раздел 3. Русские народные игры (8 час.)
Очень важно обогатить детей запасом движений, научить их двигаться технически грамотно, легко, естественно, выразительно. Овладев двигательными элементами, дети смогут самостоятельно организовать и проводить игры.
Содержание курса внеурочной деятельности |
Формы организации |
Характеристика основных видов деятельности учащихся |
Раздел 1. Общеразвивающие игры (14 час.) |
||
Игры на ориентирование в пространстве (7ч.): «Ворота», «Встречный бой», «Вытолкни за круг», «Кто дальше», «Попрыгунчики», «Воробушки и кот», «Болото». |
Коллективная игра |
Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; Осуществлять взаимный контроль, оценивать взаимное поведение при перемещении, оказывать взаимопомощь; Выбирать эффективные способы решения поставленных задач, контролировать и оценивать процесс и результат своей деятельности, поиск новых форм для решения поставленных задач, уметь договариваться о распределении функций и ролей, задавать вопросы, уметь слушать собеседника. |
Игры с предметами (7ч.) Игры со скакалками: «Найди жгут», «Скакалочка», «Салки-выручалки», «Альпинисты». Игры с метанием, передачей и ловлей мяча: «Охотники и утки», «Сильный бросок», «Мячик кверху», «Свечки» |
Беседа, коллективная игра |
Мотивация учебной деятельности, развитие эстетической потребности, уважительного отношения к иному мнению, ориентироваться в разнообразии способов задач, самостоятельно решать проблему; Уметь формулировать и удерживать учебную задачу, выбирать действие в соответствии с поставлено задачей, адекватно воспринимать предложение учителя, творчески подходить к решению поставленных задач. |
Раздел 2. Подвижные игры и эстафеты (12 ч.) |
||
Подвижные игры (6ч.) «Прыжки по кочкам», « Кто быстрее встанет в круг», «Прыгающие воробушки», « Конники-спортсмены», «Удочка», « Салки с прыжками», «К своим флажкам» |
Загадки, беседа, коллективная игра |
Научатся выполнять правила игры, соблюдать правила безопасности, перемещаться в ограниченном пространстве, совершенствовать быстроту реакции, скоростные способности, выносливость. Организовывать и проводить со сверстниками подвижные игры. Умение планировать, регулировать, контролировать и оценивать свои действия. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: предлагать свои правила игры на основе знакомых игр. Активное включение в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания. Устанавливать цели. Концентрация воли для преодоления физических нагрузок, стабилизация эмоционального состояния. |
Эстафеты с бегом и прыжками, с преодолением препятствий (3ч.) «Найди жгут», «Бег сороконожек», «12 палочек», «Два мороза» |
Познавательная беседа, коллективная, групповая игра |
Контролировать и оценивать процесс и результат своей деятельности, уметь договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, выделять и формулировать то, что усвоено. Развивать уважительное отношение к иному мнению, стремиться к сотрудничеству, уметь составить план самостоятельных действий. |
Эстафеты с баскетбольными мячами (3ч.) «Метко в цель», «Мяч соседу», «Подвижная цель», «Передал -садись» |
Командные соревнования |
Выбирать действие в соответствии с поставлено задачей, ориентироваться в разнообразии способов обучения, применять различные способы самоконтроля. Проявление активности для решения познавательных задач, умение использовать общие приемы, умение анализировать информацию, использовать сравнение и обобщение. Умение использовать общие приемы, анализировать информацию, использовать сравнение и обобщение, контролировать эмоциональное состояние. |
Раздел 3. Народные игры (8 ч.) |
||
Хороводные игры (1ч.) «Плетень», «Ручеёк» Сюжетные игры (4ч.) «Гуси-лебеди», «Обыкновенные жмурки», «Пятнашки», «Фанты» |
Беседа, викторина, коллективная игра, групповая игра |
Получат представления об особенностях русских народных игр. Научатся выполнять правила игры, соблюдать правила безопасности, развивать двигательные и скоростные способности. Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. Оценка собственного поведения и поведения партнёра и внесение необходимых корректировок. Активное включение в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания. |
Русские народные игры(3ч.) «Горелки», « Лапта», «Штандр» |
Беседа, спортивный праздник |
Осознание своей этнической принадлежности, мотивация учебной деятельности, исходя из чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, умение пользоваться информацией о своей культуре. |
3. Тематическое планирование курса внеурочной деятельности
Тема, входящая в данный раздел программы |
Количество часов |
Раздел 1.Общеразвивающие игры (14 час.) |
|
Игры на ориентирование в пространстве |
7 |
Игры с предметами |
7 |
Раздел 2. Подвижные игры и эстафеты (12 ч.) |
|
Подвижные игры |
6 |
Эстафеты с бегом и прыжками, с преодолением препятствий |
3 |
Эстафеты с мячами |
3 |
Раздел 3. Народные игры (8 ч.) |
|
Хороводные игры. Сюжетные игры |
5 |
Русские народные игры |
3 |
4. Календарно-тематическое планирование курса внеурочной деятельности
№ п/п |
Тема занятия |
План прохож. программы |
Факт прохож. программы |
Раздел 1. Общеразвивающие игры (14 час.) |
|||
Игры на ориентирование в пространстве (7ч.) |
|||
|
«Ворота» |
01-04.09 |
|
|
«Встречный бой» |
05-11.09 |
|
|
«Вытолкни за круг» |
12-18.09 |
|
|
«Кто дальше» |
19-25.09 |
|
|
«Попрыгунчики», «Болото» |
26.09-02.10 |
|
|
«Воробушки и кот» |
10-16.10 |
|
|
«Болото» |
17-23.10 |
|
Игры с предметами (7ч.) |
|||
|
«Найди жгут», «Бег сороконожек», |
24-30.10 |
|
|
«Скакалочка» , «12 палочек», |
31.10-06.11 |
|
|
«Два мороза» |
07-13.11 |
|
|
Игры с метанием, передачей и ловлей мяча: «Охотники и утки» |
21-2.11 |
|
|
«Сильный бросок» |
28.11-04.12 |
|
|
«Мячик кверху» |
05-11.12 |
|
|
«Свечки» |
12-18.12 |
|
Раздел 2. Подвижные игры и эстафеты (12 ч.) |
|||
Подвижные игры (6ч.) |
|||
|
«Прыжки по кочкам» |
19-25.12 |
|
|
« Кто быстрее встанет в круг» |
26-31.12 |
|
|
«Прыгающие воробушки» |
09-15.01 |
|
|
« Конники-спортсмены» |
16-22.01 |
|
|
«Удочка», « Салки с прыжками» |
23-29.01 |
|
|
«К своим флажкам» |
30.01-05.02 |
|
Эстафеты с бегом и прыжками, с преодолением препятствий (3ч.) |
|||
|
«Не упусти мяч» |
06-12.02 |
|
|
«Бег по кочкам» |
13-19.02 |
|
|
«Чемпионы малого мяча» |
27.02-05.03 |
|
Эстафеты с баскетбольными мячами (3ч.) |
|||
|
«Метко в цель», «Мяч соседу», |
06-12.03 |
|
|
«Броски в корзину», «Подвижная цель», |
13-19.03 |
|
|
«Брось — поймай», «Передал - садись» |
20-26.03 |
|
Раздел 3. Народные игры (8 ч.) |
|||
Хороводные игры. Сюжетные игры (5ч.) |
|||
|
«Плетень», «Ручеёк» |
27.03-02.04 |
|
|
«Гуси-лебеди» |
10-16.04 |
|
|
«Обыкновенные жмурки» |
17-23.04 |
|
|
«Пятнашки» |
24-30.04 |
|
|
«Фанты |
01. -07.05 |
|
Русские народные игры (3ч.) |
|||
|
«Казаки-разбойники» |
08-14.05 |
|
|
«Лапта» |
15-21.05 |
|
|
«Городки» |
22-28.05 |
5. Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса.
- Левченко, А. Игры, которых не было. Сборник спортивно-подвижных игр / А.Левченко, - В.Матысон. – М.: Педагогическое общество России, 2007. – 128 с.
- Лях В.И и Зданевич А.А. Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов. - М.: Просвещение, 2007 г. – 128с.
- Патрикеев, А.Ю. Подвижные игры.1-4 класса. М.: Вако, 2007. - 176с.
- Подвижные игры учащихся. М.: Учпедгиз, 2007. – 106с.
- Степанова О.А. Подвижные игры и физминутки в начальной школе. – Баласс, 2012 г. – 124с.
СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания ШМО Зам. директора по УВР
учителей начальных классов ________ (Кретинина М.В.)
от «29» августа 2016 г. № 1 «__»____________2016г.