Рабочая программа внеурочной деятельности по курсу «История кубанского казачества»

0
0
Материал опубликован 17 December 2021

КРАСНОДАРСКИЙ КРАЙ

НОВОПОКРОВСКИЙ РАЙОН СТАНИЦА КАЛНИБОЛОТСКАЯ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 5 ИМЕНИ И. А. КОСТЕНКО

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НОВОПОКРОВСКИЙ РАЙОН




УТВЕРЖДЕНО

решение педсовета совета

МБОУ СОШ № 5 МО Новопокровский район

от «26» августа 2021 года протокол № 1

Председатель __________ Н.Н. Симоненко




Рабочая программа внеурочной деятельности


по курсу «История кубанского казачества»




Направление: общекультурное


Уровень образования (класс): начальное общее 1 - 4 класс.


Количество часов: 135 ч (1 час в неделю)


Учитель: Щербина Вера Александровна


Программа разработана в соответствии ФГОС НОО, на основе авторской программы М.В. Мирук, Е.Н. Ерёменко, О.В. Чуп. «История и культура кубанского казачества» – Краснодар: «Традиция», 2009 г. и образовательной программы дополнительного образования детей в 1-4 классах учреждений дополнительного образования и (или) в классах казачьей направленности общеобразовательных учреждений Краснодарского края.












Аннотация

Программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению «История кубанского казачества» для 1 – 4 классах составлена на основе авторской программы М.В. Мирук, Е.Н. Ерёменко, О.В. Чуп. «История и культура кубанского казачества» – Краснодар: «Традиция», 2009 г. и образовательной программы дополнительного образования детей в 1-4 классах учреждений дополнительного образования и (или) в классах казачьей направленности общеобразовательных учреждений Краснодарского края.

Актуальность данной программы обусловлена необходимостью воспитания у учащихся чувства патриотизма, любви к своей малой родине, привития нравственных качеств активного гражданина Кубани.

Программа объединила в свое содержание основы истории, традиционной и православной культуры кубанского казачества.

Особенностью построения данной программы является то, что в течение 4 лет обучения выделяются шесть основных тематических блоков, помогающих реализовать цель и задачи программы: «Кубанские казаки», «Традиции и обычаи кубанских казаков», «Труд и быт», «Православие в жизни кубанского казака», «Кубанское казачье войско: история и современность», «Традиционная культура кубанского казачества».

Данные тематические блоки повторяются в каждом учебном году, однако содержание, основные формы работы каждого блока усложняются в зависимости от возраста учащихся.

I. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА «ИСТОРИЯ КУБАНСКОГО КАЗАЧЕСТВА»

В ходе изучения данного курса предполагается ориентация на

достижение обучающимися личностных, предметных и метапредметных результатов.

Личностные результаты освоения курса «История кубанского казачества» должны отражать сформированность:

осознания себя гражданином России и жителем казачьего края, чувства гордости за свою Родину, кубанское казачество;

уважительного отношения к Отечеству, Кубани, истории, культуре, своей семье;

социальной роли учащегося, мотивов учебной деятельности, изучения истории и культуры кубанского казачества;

самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах поведения;

чувства доброжелательности и отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в социальных ситуациях;

мотивации к труду, бережному отношению к материальным и

духовным ценностям.

Средством развития личностных результатов служит учебный материал, нацеленный на:

умение формулировать своё отношение к традициям, военному быту, фольклору, историческим личностям Кубани;

умение использовать исторические и краеведческие знания для созидательной деятельности.

Метапредметными результатами изучения курса «История Кубанского казачества» является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

способность к самостоятельному приобретению новых знаний, умений и навыков;

умение управлять своей познавательной деятельностью, организовывать её, определять её цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты: самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта. Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели. Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта). Работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно. В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

умения ориентироваться в окружающем мире, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках, принимать решения.

Средством формирования регулятивных УУД служат: технология проблемного диалога при изучении нового материала и технология оценивания образовательных достижений.

Познавательные УУД:

формирование и развитие посредством исторического и краеведческого знания познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий: анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты, понятия, явления. Выявлять причины и следствия простых явлений. Осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций. Строить логически грамотные утверждения, включающие установление причинно-следственных связей. Составлять тезисы, различные виды планов. Уметь определять возможные источники информации, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность. Представлять информацию в виде конспектов, таблиц, схем, графиков. Переводить информацию из одного вида в другой.

Средством формирования познавательных УУД служат:

осознание роли истории и кубановедения в познании общественных процессов, происходящих в мире;

освоение системы краеведческих знаний о истории Кубани, на основе которых формируется историческое мышление учащихся;

использование умений, полученных в ходе изучения исторического краеведения, для анализа, оценки, прогнозирования современных социальных проблем;

использование карт для получения краеведческой информации.

Коммуникативные УУД:

отстаивание своей точки зрения, представление аргументов, подтверждающих их фактов.

понимание позиции другого в дискуссии.

Средством формирования коммуникативных УУД служат технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог) и организация работы в малых группах, а также использование на уроках элементов технологии продуктивного чтения.

Предметные результаты 

Знать (понимать):

основные этапы и главные события истории казачества с момента переселения до наших дней;

важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе их жизни;

изученные виды исторических источников.

Уметь:

соотносить даты событий истории края с веком;

определять последовательность и длительность важнейших событий истории края;

использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решении различных учебных задач;

сравнивать свидетельства разных источников;

показать на карте области границы края, города, места значительных исторических событий;

рассказать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая значение необходимых фактов, дат, терминов;

давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников;

использовать приобретенные знания при написании творческих работ;

соотносить общие исторические процессы и отдельные факты;

объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов, выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений; определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий;

объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории края, достижениям культуры;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни;

высказывать собственные суждения об историческом наследии населения нашего края;

Ученик получит возможность научиться

рассказывать об основных этапах и ключевых событиях истории Кубани;

рассказывать о видах хозяйственной деятельности и занятия населения;

использовать на практике знания о целостности процесса развития социумов (семья, населённый пункт, край, страна, мир), религиозных представлениях и особенностях культурного развития первых жителей Кубани;

показывать на карте территорию Кубани, расселение народов, основные населённые пункты, места важнейших исторических событий;

различать вещественные, письменные, изобразительные и устные исторические источники;

работать с различными источниками знаний о населении, истории своей местности;

высказывать на уровне эмоциональных оценок отношение к поступкам людей прошлого, к памятникам культуры;

излагать в устной и письменной форме полученные знания по истории Кубанского казачества, участвуя в дискуссиях, викторинах, олимпиадах, конкурсах выполняя творческие работы (сочинения, отчёты об экскурсиях, рефераты);

описывать внешний вид представителей растительного и животного мира суши и водоёмов;

оценивать последствия своих действий по отношению к природным компонентам;

высказывать своё отношение к наиболее значительным событиям истории Кубани, историческим деятелям, аргументировать собственную точку зрения;

понимать образный язык различных видов искусства; оценивать творчество народных мастеров Кубани.

использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни;


II. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

На изучение курса «История кубанского казачества» в начальной школе выделяется 135 часов. В первом классе–33 часа (1 час в неделю,33 учебные недели). Во2–4 классах отводится по 34 часа (1 час в неделю, 34 учебные недели).


1 год обучения

(33 часа)

Кубанские казаки. 2 часа

Зачем мы изучаем курс «История и культура кубанского казачества». Кто такие казаки. Наши предки – казаки.

Традиции и обычаи кубанских казаков. 6 часов

Казачья станица. Уважение к старшим, к старикам. Обычай взаимопомощи. Казачья семья. Традиции и обычаи семьи. Обычаи, связанные с рождением и детством казачат. Верный друг казака.

Труд и быт. 7 часов

Как жили казаки. Хата казака. Красный угол. Быт казачьей семьи. Обустройство жилища, домашняя утварь. Труд казачьей семьи. Мастеровые руки. Дети-помощники. Обязанности детей в казачьих семьях.

Православие в жизни кубанского казачества. 4 часа

Казак без веры – не казак. Храм. Правила поведения в храме. Казачьи традиции. Рождество Христово. Казачьи традиции. Светлое Христово Воскресение.

Кубанское казачье войско: история и современность. 7 часов

Как казаки на Кубань пришли. Кубанское казачье войско. Атаман. Казачьи заповеди. Казачья служба. Казаки в годы Великой Отечественной войны. Кущевская атака.

Традиционная культура кубанского казачества. 7 часов

Дети в казачьей семье. Как казачат учили. Мы - казачата. Поведение и форма казачат. Семейные реликвии. Игры кубанских казачат. Казачьи пословицы.


2 год обучения

(34 часа)

Кубанские казаки. 4часа

Нравственные ценности казаков: труд, правда, честь, Отечество. Казачьи заповеди.

Традиции и обычаи кубанских казаков. 5 часов

Казачья станица. Традиции и обычаи кубанских казаков. Почитание гостя. Календарные праздники и обряды Кубанского казачества.

Труд и быт. 5 часов

Двор. Дом. Уклад казачьей семьи. Занятия казаков. Казачья пища.

Православие в жизни кубанского казачества. 8 часов

Казак без веры – не казак. Православные храмы родной станицы, города. Казак в храме. Для чего приходят в Православный храм. Святой, покровитель Кубанского казачьего войска – благоверный князь Александр Невский. Святые, особо почитаемые среди кубанских казаков. Икона в храмах и жилищах.

Кубанское казачье войско: история и современность. 6 часов

Кубанские казаки на рубежах Отечества. Основание первых куреней. Екатеринодар – град казачий. Памятник казакам-переселенцам. Поминовения казаков-героев Кубанского казачьего войска. Наше казачье общество.

Традиционная культура кубанского казачества. 6 часов

Народное творчество для казачат. Песни, сказки, поговорки, предания в моей семье. Кубанская «балачка». Песенная культура кубанских казаков. Бандура - казачий музыкальный инструмент.


3 год обучения

(34 часа)

Кубанские казаки. 4 часа

Народы Кубани. Добрососедство. Нравственные качества кубанского казака. Сила духа и доблесть казаков.

Традиции и обычаи кубанских казаков. 5 часов

Уважение к женщине: бабушке, матери, сестре, жене, вдове. День матери-казачки. Казачий род. Моя родословная. Календарные праздники и обряды Кубанского казачества.

Труд и быт. 5 часов

Казак – хозяин и труженик. Занятия, ремесла и промыслы кубанских казаков. Одежда казака. Одежда казачки. Декоративно-прикладное творчество кубанских казаков.

Православие в жизни кубанского казачества. 6 часов

Казак без веры – не казак. Молитва. Православные храмы Кубани. Войсковой храм. Войсковой священник. Православный праздник Покрова Пресвятой Богородицы.

Кубанское казачье войско: история и современность. 9 часов

Переселение казаков на Кубань. Лента времени. Основные памятные даты. Героизм кубанских казаков. Поминовения казаков Кубанского казачьего войска. Кубанское казачье войско в наши дни. Отделы Кубанского казачьего войска. Атаман Кубанского казачьего войска. Несение службы современными казаками. Почётный караул войска. Час Славы Кубани.

Традиционная культура кубанского казачества. 5 часов

Устное народное творчество кубанских казаков. Казачьи сказы, былички. Говор кубанских казаков. Танцевальная культура кубанских казаков. «Казачий дид» Федор Андреевич Щербина.


4 год обучения

(34 часа)


Кубанские казаки. 3 часа

Территория проживания, язык, культура казаков. Казачьи войска России. Казачьи заповеди.

Традиции и обычаи кубанских казаков. 6 часов

Родители и дети. Воспитание мальчиков. Подготовка к службе, к взрослой жизни. Воспитание девочек-казачек. Подготовка к взрослой жизни. Казачий курень. Казачий круг. Календарные праздники и обряды Кубанского казачества.

Труд и быт. 5 часов

Традиционные ремесла и промыслы кубанских казаков. Декоративно-прикладное творчество кубанских казаков. Казачий военный костюм. Оружие казака. Награды.

Православие в жизни кубанского казачества. 4 часа

Казак без веры – не казак. Заповеди Божьи. Православные храмы Кубани и России. Традиции и обычаи кубанских казаков по Православному календарю.

Кубанское казачье войско: история и современность. 11 часов

Лента времени. Основные памятные даты. Поминовения казаков Кубанского казачьего войска. Кубанское казачье войско в наши дни. Управление Кубанским казачьим войском. Несение казаками службы в наше время. Охрана порядка. Помощь в чрезвычайных ситуациях. Помощь в охране природы. Выдающиеся казаки Кубани. Сохранение истории кубанского казачества. Памятники и музеи. Регалии и реликвии Кубанского казачьего войска.

Традиционная культура кубанского казачества. 5 часов

Казачья семья в современной жизни. Отношение к семье на Кубани. История семьи в истории родной Кубани. Сохранение и преумножение семейных традиций. Обрядовый фольклор кубанских казаков. Кубанский казачий хор.



III. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

1 год обучения


Раздел

Кол-во часов

Темы

Кол-во часов


Основные виды деятельности обучающихся (УУД)

Основные направления воспитательной деятельности

ауд

вне

ауд

«Кубанские казаки».

2

Введение. Зачем мы изучаем курс «История и культура кубанского казачества».

1



Регулятивные УУД:

- определять цель деятельности с помощью учителя и самостоятельно;

- принимать и сохранять учебную задачу;

- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условия её реализации;

Познавательные УУД:

- перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы; - строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей в изучаемом круге явлений или поступков.

Коммуникативные УУД:

- слушать и понимать речь других людей;

- формулировать собственное мнение и позицию;

Духовно-нравственное воспитание:

- проявление сопереживания, уважения и доброжелательности к другому человеку;

- неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям.

Формирование представлений о ценности научного познания:

- познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании

Кто такие казаки. Наши предки – казаки.

1


«Традиции и обычаи кубанских казаков».

6

Казачья станица.

1


Регулятивные УУД:

- контролировать свою деятельность, оценивать свои действия, вносить коррективы в их выполнение;

- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей.

- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условия её реализации;

Познавательные УУД:

- перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы;

- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;

Коммуникативные УУД:

- слушать и понимать речь других людей;

- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

- формулировать собственное мнение и позицию;

Гражданско-патриотическое воспитание:

- становление ценностного отношения к своей Родине - России;

- осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности;

Духовно-нравственное воспитание:

- признание индивидуальности каждого человека.

Ценность научного познания:

- первоначальные представления о научной картине мира.


Уважение к старшим, старикам.

1


Обычай взаимопомощи.

1


Казачья семья. Обычаи и традиции семьи.

1


Обычаи, связанные с рождением и детством казачат.

1


Верный друг казака.

1


«Труд и быт».

7

Как жили казаки.

1


Регулятивные УУД:

- определять цель деятельности с помощью учителя и самостоятельно;
- принимать и сохранять учебную задачу;
- планировать свои действия в соответствии с поставленной
задачей и условия её реализации;

Познавательные УУД:

- перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы;

- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;

Коммуникативные УУД:

- слушать и понимать речь других людей;

- формулировать собственное мнение и позицию;

Гражданско-патриотическое воспитание:

- сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края;

-уважение к своему и другим народам.

Эстетическое воспитание:

- уважительное отношение и интерес к художественной культуре, восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов.

Ценности научного познания:

- познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании.

Хата казака. Красный угол.


1

Быт казачьей семьи.


1

Обустройство жилища, домашняя утварь.

1


Труд казачьей семьи.

1


Мастеровые руки.

1


Дети-помощники. Обязанности детей в казачьих семьях.

1


«Православие в жизни кубанского казака»

4

Казак без веры – не казак

1


Регулятивные УУД:

- способность к самостоятельному приобретению новых знаний, умений и навыков;

- умение управлять своей познавательной деятельностью, организовывать её, определять её цели и задачи,

Познавательные УУД:

- формирование и развитие посредством исторического и краеведческого знания познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

Коммуникативные УУД:

- слушать и понимать речь других людей;

- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

- формулировать собственное мнение и позицию;

Гражданско-патриотическое воспитание:

- сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края;

-уважение к своему и другим народам.

Эстетическое воспитание:

- уважительное отношение и интерес к художественной культуре, восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов.

Ценности научного познания:

- познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании.

Храм. Правила поведения в храме.


1

Казачьи традиции. Рождество Христово.

1


Казачьи традиции. Светлое Христово Воскресенье.

1



«Кубанское казачье войско: история и современность»

7

Как казаки на Кубань пришли

1


Регулятивные УУД:

- различать способ и результат действия;

- работая по предложенному плану, использовать необходимые средства;

Познавательные УУД:

- перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы;

- записывать и фиксировать информацию об окружающем мире;

- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;

Коммуникативные УУД:

- слушать и понимать речь других людей;

- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

- формулировать собственное мнение и позицию;

Гражданско-патриотическое воспитание:

- сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края;

-уважение к своему и другим народам.

Эстетическое воспитание:

- уважительное отношение и интерес к художественной культуре, восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов.

Ценности научного познания:

- познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании.

Кубанское казачье войско.


1

Атаман.


1

Казачья служба.


1

Казачьи заповеди.

1


Казаки в годы Великой Отечественной войны.

1


Кущёвская атака.


1

«Традиционная культура кубанского казачества»

7

Дети в казачьей семье. Как казачат учили.

1


Регулятивные УУД:

- определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем;

- средством формирования этих действий служит технология оценивания коммуникативных достижений;

- контролировать свою деятельность, оценивать свои действия, вносить коррективы в их выполнение;

Познавательные УУД:

- перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы;

- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;

Коммуникативные УУД:

- слушать и понимать речь других людей;

- формулировать собственное мнение и позицию;

Эстетическое воспитание:

- стремление к самовыражению в разных видах художественной деятельности.

Духовно-нравственное воспитание:

- проявление сопереживания, уважения и доброжелательности.

Гражданско-патриотическое воспитание:

- осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности;

- сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края.

Ценности научного познания:

- познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познание.

Мы – казачата.

1


Поведение и форма казачат.

1


Семейные реликвии.

1


Игры кубанских казачат.


2

Казачьи пословицы.

1




2 год обучения


Раздел

Кол-во часов

Темы

Кол-во часов


Основные виды деятельности обучающихся (УУД)

Основные направления воспитательной деятельности

ауд

вне

ауд

«Кубанские казаки».

4

Нравственные ценности казаков: труд.

1


Регулятивные УУД:

- определять цель деятельности с помощью учителя и самостоятельно;

- принимать и сохранять учебную задачу;

- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условия её реализации;

Познавательные УУД:

- перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы; - строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей в изучаемом круге явлений или поступков.

Коммуникативные УУД:

- слушать и понимать речь других людей;

- формулировать собственное мнение и позицию;

Духовно-нравственное воспитание:

- проявление сопереживания, уважения и доброжелательности к другому человеку;

- неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям.

Формирование представлений о ценности научного познания:

- познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании

Нравственные ценности казаков: правда.

1


Нравственные ценности казаков: честь, Отечество.

1


Казачьи заповеди.

1


«Традиции и обычаи кубанских казаков»

5

Казачья станица.

1


Регулятивные УУД:

- контролировать свою деятельность, оценивать свои действия, вносить коррективы в их выполнение;

- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей.

- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условия её реализации;

Познавательные УУД:

- перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы;

- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;

Коммуникативные УУД:

- слушать и понимать речь других людей;

- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

- формулировать собственное мнение и позицию;

Гражданско-патриотическое воспитание:

- становление ценностного отношения к своей Родине - России;

- осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности;

Духовно-нравственное воспитание:

- признание индивидуальности каждого человека.

Ценность научного познания:

- первоначальные представления о научной картине мира.


Традиции и обычаи кубанских казаков.

1


Почитание гостя.

1


Календарные праздники и обряды Кубанского казачества.

2


«Труд и быт»

5

Двор.


1

Регулятивные УУД:

- определять цель деятельности с помощью учителя и самостоятельно;
- принимать и сохранять учебную задачу;
- планировать свои действия в соответствии с поставленной
задачей и условия её реализации;

Познавательные УУД:

- перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы;

- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;

Коммуникативные УУД:

- слушать и понимать речь других людей;

- формулировать собственное мнение и позицию;

Гражданско-патриотическое воспитание:

- сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края;

-уважение к своему и другим народам.

Эстетическое воспитание:

- уважительное отношение и интерес к художественной культуре, восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов.

Ценности научного познания:

- познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании.

Дом.


1

Уклад казачьей семьи.

1


Занятия казаков.

1


Казачья пища.


1

«Православие в жизни кубанского казака»

8

Казак без веры – не казак.

1


Регулятивные УУД:

- способность к самостоятельному приобретению новых знаний, умений и навыков;

- умение управлять своей познавательной деятельностью, организовывать её, определять её цели и задачи,

Познавательные УУД:

- формирование и развитие посредством исторического и краеведческого знания познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

Коммуникативные УУД:

- слушать и понимать речь других людей;

- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

- формулировать собственное мнение и позицию;

Гражданско-патриотическое воспитание:

- сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края;

-уважение к своему и другим народам.

Эстетическое воспитание:

- уважительное отношение и интерес к художественной культуре, восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов.

Ценности научного познания:

- познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании.

Православные храмы родной станицы.

1


Казак в храме.


1

Для чего приходят в православный храм.

1


Святой, покровитель Кубанского казачьего войска – благоверный князь Александр Невский.

1


Святые, особо почитаемые среди кубанских казаков.

1



Икона в храмах и жилищах.

2


«Кубанское казачье войско: история и современность»

6

Казаки на рубежах Отечества.

1


Регулятивные УУД:

- различать способ и результат действия;

- работая по предложенному плану, использовать необходимые средства;

Познавательные УУД:

- перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы;

- записывать и фиксировать информацию об окружающем мире;

- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;

Коммуникативные УУД:

- слушать и понимать речь других людей;

- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

- формулировать собственное мнение и позицию;

Гражданско-патриотическое воспитание:

- сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края;

-уважение к своему и другим народам.

Эстетическое воспитание:

- уважительное отношение и интерес к художественной культуре, восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов.

Ценности научного познания:

- познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании.

Основание первых куреней.

1


Екатеринодар – град казачий.

1


Памятник казакам-переселенцам.

1


Поминовения казаков-героев Кубанского казачьего войска.


1

Наше казачье общество.


1

«Традиционная культура кубанского казачества»

6

Народное творчество для казачат.


1

Регулятивные УУД:

- определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем;

- средством формирования этих действий служит технология оценивания коммуникативных достижений;

- контролировать свою деятельность, оценивать свои действия, вносить коррективы в их выполнение;

Познавательные УУД:

- перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы;

- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;

Коммуникативные УУД:

- слушать и понимать речь других людей;

- формулировать собственное мнение и позицию;

Эстетическое воспитание:

- стремление к самовыражению в разных видах художественной деятельности.

Духовно-нравственное воспитание:

- проявление сопереживания, уважения и доброжелательности.

Гражданско-патриотическое воспитание:

- осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности;

- сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края.

Ценности научного познания:

- познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познание.

Песни, сказки в моей семье.

1


Поговорки, предания в моей семье.

1


Кубанская «балачка».

1


Песенная культура кубанских казаков.

1


Бандура - казачий музыкальный инструмент.

1
















3 год обучения


Раздел

Кол-во часов

Темы

Кол-во часов


Основные виды деятельности обучающихся (УУД)

Основные направления воспитательной деятельности

ауд

вне

ауд

«Кубанские казаки».

4

Народы Кубани.

1


Регулятивные УУД:

- определять цель деятельности с помощью учителя и самостоятельно;

- принимать и сохранять учебную задачу;

- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условия её реализации;

Познавательные УУД:

- перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы; - строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей в изучаемом круге явлений или поступков.

Коммуникативные УУД:

- слушать и понимать речь других людей;

- формулировать собственное мнение и позицию;

Духовно-нравственное воспитание:

- проявление сопереживания, уважения и доброжелательности к другому человеку;

- неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям.

Формирование представлений о ценности научного познания:

- познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании

Добрососедство.

1


Нравственные качества кубанского казака.

1


Сила духа и доблесть казаков.

1


«Традиции и обычаи кубанских казаков».

5

Уважение к женщине: бабушке, матери, сестре, жене, вдове.

1


Регулятивные УУД:

- контролировать свою деятельность, оценивать свои действия, вносить коррективы в их выполнение;

- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей.

- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условия её реализации;

Познавательные УУД:

- перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы;

- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;

Коммуникативные УУД:

- слушать и понимать речь других людей;

- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

- формулировать собственное мнение и позицию;

Гражданско-патриотическое воспитание:

- становление ценностного отношения к своей Родине - России;

- осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности;

Духовно-нравственное воспитание:

- признание индивидуальности каждого человека.

Ценность научного познания:

- первоначальные представления о научной картине мира.


День матери-казачки.

1


Казачий род.

1


Моя родословная.

1


Календарные праздники и обряды Кубанского казачества.

1


«Труд и быт».

5

Казак-хозяин и труженик.

1


Регулятивные УУД:

- определять цель деятельности с помощью учителя и самостоятельно;
- принимать и сохранять учебную задачу;
- планировать свои действия в соответствии с поставленной
задачей и условия её реализации;

Познавательные УУД:

- перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы;

- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;

Коммуникативные УУД:

- слушать и понимать речь других людей;

- формулировать собственное мнение и позицию;

Гражданско-патриотическое воспитание:

- сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края;

-уважение к своему и другим народам.

Эстетическое воспитание:

- уважительное отношение и интерес к художественной культуре, восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов.

Ценности научного познания:

- познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании.

Занятия, ремёсла и промыслы кубанских казаков.

1


Одежда казака.


1

Одежда казачки.

1


Декоративно-прикладное творчество кубанских казаков.


1

«Православие в жизни кубанского казака»

6

Казак без веры – не казак.

1


Регулятивные УУД:

- способность к самостоятельному приобретению новых знаний, умений и навыков;

- умение управлять своей познавательной деятельностью, организовывать её, определять её цели и задачи,

Познавательные УУД:

- формирование и развитие посредством исторического и краеведческого знания познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

Коммуникативные УУД:

- слушать и понимать речь других людей;

- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

- формулировать собственное мнение и позицию;

Гражданско-патриотическое воспитание:

- сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края;

-уважение к своему и другим народам.

Эстетическое воспитание:

- уважительное отношение и интерес к художественной культуре, восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов.

Ценности научного познания:

- познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании.

Молитва.

1


Православные храмы Кубани.

1


Войсковой храм.

1


Войсковой священник.

1


Православный праздник Покрова Пресвятой Богородицы.

1


«Кубанское казачье войско: история и современность»

9

Переселение казаков на Кубань.

1


Регулятивные УУД:

- различать способ и результат действия;

- работая по предложенному плану, использовать необходимые средства;

Познавательные УУД:

- перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы;

- записывать и фиксировать информацию об окружающем мире;

- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;

Коммуникативные УУД:

- слушать и понимать речь других людей;

- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

- формулировать собственное мнение и позицию;

Гражданско-патриотическое воспитание:

- сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края;

-уважение к своему и другим народам.

Эстетическое воспитание:

- уважительное отношение и интерес к художественной культуре, восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов.

Ценности научного познания:

- познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании.

Лента времени.

1


Основные памятные даты.

1


Героизм кубанских казаков. Поминовения казаков Кубанского казачьего войска.

1


Кубанское казачье войско в наши дни.


1

Отделы Кубанского казачьего войска.


1

Атаман кубанского казачьего войска.


1

Несение службы современными казаками. Почётный караул войска.


1

Час Славы Кубани.

1


«Традиционная культура кубанского казачества»

5

Устное народное творчество кубанских казаков.

1


Регулятивные УУД:

- определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем;

- средством формирования этих действий служит технология оценивания коммуникативных достижений;

- контролировать свою деятельность, оценивать свои действия, вносить коррективы в их выполнение;

Познавательные УУД:

- перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы;

- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;

Коммуникативные УУД:

- слушать и понимать речь других людей;

- формулировать собственное мнение и позицию;

Эстетическое воспитание:

- стремление к самовыражению в разных видах художественной деятельности.

Духовно-нравственное воспитание:

- проявление сопереживания, уважения и доброжелательности.

Гражданско-патриотическое воспитание:

- осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности;

- сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края.

Ценности научного познания:

- познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познание.

Казачьи сказы, былички.


1

Говор кубанских казаков.

1


Танцевальная культура кубанских казаков.

1


«Казачий дид» Фёдор Андреевич Щербина.

1






















4 год обучения


Раздел

Кол-во часов

Темы

Кол-во часов


Основные виды деятельности обучающихся (УУД)

Основные направления воспитательной деятельности

ауд

вне

ауд


«Кубанские казаки».

3

Территория проживания, язык, культура казаков.

1


Регулятивные УУД:

- определять цель деятельности с помощью учителя и самостоятельно;

- принимать и сохранять учебную задачу;

- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условия её реализации;

Познавательные УУД:

- перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы; - строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей в изучаемом круге явлений или поступков.

Коммуникативные УУД:

- слушать и понимать речь других людей;

- формулировать собственное мнение и позицию;

Духовно-нравственное воспитание:

- проявление сопереживания, уважения и доброжелательности к другому человеку;

- неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям.

Формирование представлений о ценности научного познания:

- познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании

Казачьи войска России.

1


Казачьи заповеди.

1


«Традиции и обычаи кубанских казаков».

6

Родители и дети.

1


Регулятивные УУД:

- контролировать свою деятельность, оценивать свои действия, вносить коррективы в их выполнение;

- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей.

- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условия её реализации;

Познавательные УУД:

- перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы;

- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;

Коммуникативные УУД:

- слушать и понимать речь других людей;

- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

- формулировать собственное мнение и позицию;

Гражданско-патриотическое воспитание:

- становление ценностного отношения к своей Родине - России;

- осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности;

Духовно-нравственное воспитание:

- признание индивидуальности каждого человека.

Ценность научного познания:

- первоначальные представления о научной картине мира.


Воспитание мальчиков. Подготовка к службе, взрослой жизни.

1


Воспитание девочек. Подготовка к взрослой жизни.

1


Казачий курень.


1

Казачий круг.

1


Календарные праздники и обряды Кубанского казачества

1


«Труд и быт».

5

Традиционные ремёсла и промыслы кубанских казаков.

1


Регулятивные УУД:

- определять цель деятельности с помощью учителя и самостоятельно;
- принимать и сохранять учебную задачу;
- планировать свои действия в соответствии с поставленной
задачей и условия её реализации;

Познавательные УУД:

- перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы;

- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;

Коммуникативные УУД:

- слушать и понимать речь других людей;

- формулировать собственное мнение и позицию;

Гражданско-патриотическое воспитание:

- сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края;

-уважение к своему и другим народам.

Эстетическое воспитание:

- уважительное отношение и интерес к художественной культуре, восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов.

Ценности научного познания:

- познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании.

Декоративно-прикладное творчество кубанских казаков.


1

Казачий военный костюм.

1


Оружие казака.


1

Награды.


1

«Православие в жизни кубанского казака»

4

Казак без веры – не казак.

1


Регулятивные УУД:

- способность к самостоятельному приобретению новых знаний, умений и навыков;

- умение управлять своей познавательной деятельностью, организовывать её, определять её цели и задачи,

Познавательные УУД:

- формирование и развитие посредством исторического и краеведческого знания познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

Коммуникативные УУД:

- слушать и понимать речь других людей;

- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

- формулировать собственное мнение и позицию;

Гражданско-патриотическое воспитание:

- сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края;

-уважение к своему и другим народам.

Эстетическое воспитание:

- уважительное отношение и интерес к художественной культуре, восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов.

Ценности научного познания:

- познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании.

Заповеди Божьи.

1


Православные храмы Кубани и России.

1


Традиции и обычаи кубанских казаков по Православному календарю.

1


«Кубанское казачье войско: история и современность»

11

Лента времени.

1


Регулятивные УУД:

- различать способ и результат действия;

- работая по предложенному плану, использовать необходимые средства;

Познавательные УУД:

- перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы;

- записывать и фиксировать информацию об окружающем мире;

- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;

Коммуникативные УУД:

- слушать и понимать речь других людей;

- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

- формулировать собственное мнение и позицию;

Гражданско-патриотическое воспитание:

- сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края;

-уважение к своему и другим народам.

Эстетическое воспитание:

- уважительное отношение и интерес к художественной культуре, восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов.

Ценности научного познания:

- познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании.

Основные памятные даты.

1


Поминовения казаков Кубанского казачьего войска.

1


Кубанское казачье войско в наши дни.

1


Управление Кубанским казачьим войском.

1


Несение казаками службы в наше время. Охрана порядка.

1


Помощь в чрезвычайных ситуациях и охране природы.

1


Выдающиеся казаки Кубани.

1


Сохранение истории кубанского казачества.

1


Памятники и музеи

1


Регалии и реликвии Кубанского казачьего войска

1


«Традиционная культура кубанского казачества»

5

Казачья семья в современной жизни. Отношение к семье на Кубани.

1


Регулятивные УУД:

- определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем;

- средством формирования этих действий служит технология оценивания коммуникативных достижений;

- контролировать свою деятельность, оценивать свои действия, вносить коррективы в их выполнение;

Познавательные УУД:

- перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы;

- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;

Коммуникативные УУД:

- слушать и понимать речь других людей;

- формулировать собственное мнение и позицию;

Эстетическое воспитание:

- стремление к самовыражению в разных видах художественной деятельности.

Духовно-нравственное воспитание:

- проявление сопереживания, уважения и доброжелательности.

Гражданско-патриотическое воспитание:

- осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности;

- сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края.

Ценности научного познания:

- познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познание.

История семьи в истории родной Кубани.

1


Сохранение и преумножение семейных традиций.

1


Обрядовый фольклор кубанских казаков.

1


Кубанский казачий хор

1









СОГЛАСОВАНО:

Протокол заседания

ШМО учителей

начальных классов

от ____________________ 2021 года №___

______________________________




СОГЛАСОВАНО:

Заместитель директора по ВР

______________________________

_____________________ 2021года















9


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.