Рабочая программа внеурочной деятельности по курсу «История кубанского казачества»
КРАСНОДАРСКИЙ КРАЙ
НОВОПОКРОВСКИЙ РАЙОН СТАНИЦА КАЛНИБОЛОТСКАЯ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 5 ИМЕНИ И. А. КОСТЕНКО
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НОВОПОКРОВСКИЙ РАЙОН
УТВЕРЖДЕНО
решение педсовета совета
МБОУ СОШ № 5 МО Новопокровский район
от «26» августа 2021 года протокол № 1
Председатель __________ Н.Н. Симоненко
Рабочая программа внеурочной деятельности
по курсу «История кубанского казачества»
Направление: общекультурное
Уровень образования (класс): начальное общее 1 - 4 класс.
Количество часов: 135 ч (1 час в неделю)
Учитель: Щербина Вера Александровна
Программа разработана в соответствии ФГОС НОО, на основе авторской программы М.В. Мирук, Е.Н. Ерёменко, О.В. Чуп. «История и культура кубанского казачества» – Краснодар: «Традиция», 2009 г. и образовательной программы дополнительного образования детей в 1-4 классах учреждений дополнительного образования и (или) в классах казачьей направленности общеобразовательных учреждений Краснодарского края.
Аннотация
Программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению «История кубанского казачества» для 1 – 4 классах составлена на основе авторской программы М.В. Мирук, Е.Н. Ерёменко, О.В. Чуп. «История и культура кубанского казачества» – Краснодар: «Традиция», 2009 г. и образовательной программы дополнительного образования детей в 1-4 классах учреждений дополнительного образования и (или) в классах казачьей направленности общеобразовательных учреждений Краснодарского края.
Актуальность данной программы обусловлена необходимостью воспитания у учащихся чувства патриотизма, любви к своей малой родине, привития нравственных качеств активного гражданина Кубани.
Программа объединила в свое содержание основы истории, традиционной и православной культуры кубанского казачества.
Особенностью построения данной программы является то, что в течение 4 лет обучения выделяются шесть основных тематических блоков, помогающих реализовать цель и задачи программы: «Кубанские казаки», «Традиции и обычаи кубанских казаков», «Труд и быт», «Православие в жизни кубанского казака», «Кубанское казачье войско: история и современность», «Традиционная культура кубанского казачества».
Данные тематические блоки повторяются в каждом учебном году, однако содержание, основные формы работы каждого блока усложняются в зависимости от возраста учащихся.
I. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА «ИСТОРИЯ КУБАНСКОГО КАЗАЧЕСТВА»
В ходе изучения данного курса предполагается ориентация на
достижение обучающимися личностных, предметных и метапредметных результатов.
Личностные результаты освоения курса «История кубанского казачества» должны отражать сформированность:
осознания себя гражданином России и жителем казачьего края, чувства гордости за свою Родину, кубанское казачество;
уважительного отношения к Отечеству, Кубани, истории, культуре, своей семье;
социальной роли учащегося, мотивов учебной деятельности, изучения истории и культуры кубанского казачества;
самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах поведения;
чувства доброжелательности и отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в социальных ситуациях;
мотивации к труду, бережному отношению к материальным и
духовным ценностям.
Средством развития личностных результатов служит учебный материал, нацеленный на:
умение формулировать своё отношение к традициям, военному быту, фольклору, историческим личностям Кубани;
умение использовать исторические и краеведческие знания для созидательной деятельности.
Метапредметными результатами изучения курса «История Кубанского казачества» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
способность к самостоятельному приобретению новых знаний, умений и навыков;
умение управлять своей познавательной деятельностью, организовывать её, определять её цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты: самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта. Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели. Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта). Работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно. В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
умения ориентироваться в окружающем мире, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках, принимать решения.
Средством формирования регулятивных УУД служат: технология проблемного диалога при изучении нового материала и технология оценивания образовательных достижений.
Познавательные УУД:
формирование и развитие посредством исторического и краеведческого знания познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий: анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты, понятия, явления. Выявлять причины и следствия простых явлений. Осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций. Строить логически грамотные утверждения, включающие установление причинно-следственных связей. Составлять тезисы, различные виды планов. Уметь определять возможные источники информации, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность. Представлять информацию в виде конспектов, таблиц, схем, графиков. Переводить информацию из одного вида в другой.
Средством формирования познавательных УУД служат:
осознание роли истории и кубановедения в познании общественных процессов, происходящих в мире;
освоение системы краеведческих знаний о истории Кубани, на основе которых формируется историческое мышление учащихся;
использование умений, полученных в ходе изучения исторического краеведения, для анализа, оценки, прогнозирования современных социальных проблем;
использование карт для получения краеведческой информации.
Коммуникативные УУД:
отстаивание своей точки зрения, представление аргументов, подтверждающих их фактов.
понимание позиции другого в дискуссии.
Средством формирования коммуникативных УУД служат технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог) и организация работы в малых группах, а также использование на уроках элементов технологии продуктивного чтения.
Предметные результаты
Знать (понимать):
основные этапы и главные события истории казачества с момента переселения до наших дней;
важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе их жизни;
изученные виды исторических источников.
Уметь:
соотносить даты событий истории края с веком;
определять последовательность и длительность важнейших событий истории края;
использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решении различных учебных задач;
сравнивать свидетельства разных источников;
показать на карте области границы края, города, места значительных исторических событий;
рассказать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая значение необходимых фактов, дат, терминов;
давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников;
использовать приобретенные знания при написании творческих работ;
соотносить общие исторические процессы и отдельные факты;
объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов, выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений; определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий;
объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории края, достижениям культуры;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни;
высказывать собственные суждения об историческом наследии населения нашего края;
Ученик получит возможность научиться
рассказывать об основных этапах и ключевых событиях истории Кубани;
рассказывать о видах хозяйственной деятельности и занятия населения;
использовать на практике знания о целостности процесса развития социумов (семья, населённый пункт, край, страна, мир), религиозных представлениях и особенностях культурного развития первых жителей Кубани;
показывать на карте территорию Кубани, расселение народов, основные населённые пункты, места важнейших исторических событий;
различать вещественные, письменные, изобразительные и устные исторические источники;
работать с различными источниками знаний о населении, истории своей местности;
высказывать на уровне эмоциональных оценок отношение к поступкам людей прошлого, к памятникам культуры;
излагать в устной и письменной форме полученные знания по истории Кубанского казачества, участвуя в дискуссиях, викторинах, олимпиадах, конкурсах выполняя творческие работы (сочинения, отчёты об экскурсиях, рефераты);
описывать внешний вид представителей растительного и животного мира суши и водоёмов;
оценивать последствия своих действий по отношению к природным компонентам;
высказывать своё отношение к наиболее значительным событиям истории Кубани, историческим деятелям, аргументировать собственную точку зрения;
понимать образный язык различных видов искусства; оценивать творчество народных мастеров Кубани.
использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни;
II. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
На изучение курса «История кубанского казачества» в начальной школе выделяется 135 часов. В первом классе–33 часа (1 час в неделю,33 учебные недели). Во2–4 классах отводится по 34 часа (1 час в неделю, 34 учебные недели).
1 год обучения
(33 часа)
Кубанские казаки. 2 часа
Зачем мы изучаем курс «История и культура кубанского казачества». Кто такие казаки. Наши предки – казаки.
Традиции и обычаи кубанских казаков. 6 часов
Казачья станица. Уважение к старшим, к старикам. Обычай взаимопомощи. Казачья семья. Традиции и обычаи семьи. Обычаи, связанные с рождением и детством казачат. Верный друг казака.
Труд и быт. 7 часов
Как жили казаки. Хата казака. Красный угол. Быт казачьей семьи. Обустройство жилища, домашняя утварь. Труд казачьей семьи. Мастеровые руки. Дети-помощники. Обязанности детей в казачьих семьях.
Православие в жизни кубанского казачества. 4 часа
Казак без веры – не казак. Храм. Правила поведения в храме. Казачьи традиции. Рождество Христово. Казачьи традиции. Светлое Христово Воскресение.
Кубанское казачье войско: история и современность. 7 часов
Как казаки на Кубань пришли. Кубанское казачье войско. Атаман. Казачьи заповеди. Казачья служба. Казаки в годы Великой Отечественной войны. Кущевская атака.
Традиционная культура кубанского казачества. 7 часов
Дети в казачьей семье. Как казачат учили. Мы - казачата. Поведение и форма казачат. Семейные реликвии. Игры кубанских казачат. Казачьи пословицы.
2 год обучения
(34 часа)
Кубанские казаки. 4часа
Нравственные ценности казаков: труд, правда, честь, Отечество. Казачьи заповеди.
Традиции и обычаи кубанских казаков. 5 часов
Казачья станица. Традиции и обычаи кубанских казаков. Почитание гостя. Календарные праздники и обряды Кубанского казачества.
Труд и быт. 5 часов
Двор. Дом. Уклад казачьей семьи. Занятия казаков. Казачья пища.
Православие в жизни кубанского казачества. 8 часов
Казак без веры – не казак. Православные храмы родной станицы, города. Казак в храме. Для чего приходят в Православный храм. Святой, покровитель Кубанского казачьего войска – благоверный князь Александр Невский. Святые, особо почитаемые среди кубанских казаков. Икона в храмах и жилищах.
Кубанское казачье войско: история и современность. 6 часов
Кубанские казаки на рубежах Отечества. Основание первых куреней. Екатеринодар – град казачий. Памятник казакам-переселенцам. Поминовения казаков-героев Кубанского казачьего войска. Наше казачье общество.
Традиционная культура кубанского казачества. 6 часов
Народное творчество для казачат. Песни, сказки, поговорки, предания в моей семье. Кубанская «балачка». Песенная культура кубанских казаков. Бандура - казачий музыкальный инструмент.
3 год обучения
(34 часа)
Кубанские казаки. 4 часа
Народы Кубани. Добрососедство. Нравственные качества кубанского казака. Сила духа и доблесть казаков.
Традиции и обычаи кубанских казаков. 5 часов
Уважение к женщине: бабушке, матери, сестре, жене, вдове. День матери-казачки. Казачий род. Моя родословная. Календарные праздники и обряды Кубанского казачества.
Труд и быт. 5 часов
Казак – хозяин и труженик. Занятия, ремесла и промыслы кубанских казаков. Одежда казака. Одежда казачки. Декоративно-прикладное творчество кубанских казаков.
Православие в жизни кубанского казачества. 6 часов
Казак без веры – не казак. Молитва. Православные храмы Кубани. Войсковой храм. Войсковой священник. Православный праздник Покрова Пресвятой Богородицы.
Кубанское казачье войско: история и современность. 9 часов
Переселение казаков на Кубань. Лента времени. Основные памятные даты. Героизм кубанских казаков. Поминовения казаков Кубанского казачьего войска. Кубанское казачье войско в наши дни. Отделы Кубанского казачьего войска. Атаман Кубанского казачьего войска. Несение службы современными казаками. Почётный караул войска. Час Славы Кубани.
Традиционная культура кубанского казачества. 5 часов
Устное народное творчество кубанских казаков. Казачьи сказы, былички. Говор кубанских казаков. Танцевальная культура кубанских казаков. «Казачий дид» Федор Андреевич Щербина.
4 год обучения
(34 часа)
Кубанские казаки. 3 часа
Территория проживания, язык, культура казаков. Казачьи войска России. Казачьи заповеди.
Традиции и обычаи кубанских казаков. 6 часов
Родители и дети. Воспитание мальчиков. Подготовка к службе, к взрослой жизни. Воспитание девочек-казачек. Подготовка к взрослой жизни. Казачий курень. Казачий круг. Календарные праздники и обряды Кубанского казачества.
Труд и быт. 5 часов
Традиционные ремесла и промыслы кубанских казаков. Декоративно-прикладное творчество кубанских казаков. Казачий военный костюм. Оружие казака. Награды.
Православие в жизни кубанского казачества. 4 часа
Казак без веры – не казак. Заповеди Божьи. Православные храмы Кубани и России. Традиции и обычаи кубанских казаков по Православному календарю.
Кубанское казачье войско: история и современность. 11 часов
Лента времени. Основные памятные даты. Поминовения казаков Кубанского казачьего войска. Кубанское казачье войско в наши дни. Управление Кубанским казачьим войском. Несение казаками службы в наше время. Охрана порядка. Помощь в чрезвычайных ситуациях. Помощь в охране природы. Выдающиеся казаки Кубани. Сохранение истории кубанского казачества. Памятники и музеи. Регалии и реликвии Кубанского казачьего войска.
Традиционная культура кубанского казачества. 5 часов
Казачья семья в современной жизни. Отношение к семье на Кубани. История семьи в истории родной Кубани. Сохранение и преумножение семейных традиций. Обрядовый фольклор кубанских казаков. Кубанский казачий хор.
III. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1 год обучения
Раздел | Кол-во часов | Темы | Кол-во часов | Основные виды деятельности обучающихся (УУД) | Основные направления воспитательной деятельности | |||
ауд | вне ауд | |||||||
«Кубанские казаки». | 2 | Введение. Зачем мы изучаем курс «История и культура кубанского казачества». | 1 | | Регулятивные УУД: - определять цель деятельности с помощью учителя и самостоятельно; - принимать и сохранять учебную задачу; - планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условия её реализации; Познавательные УУД: - перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы; - строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей в изучаемом круге явлений или поступков. Коммуникативные УУД: - слушать и понимать речь других людей; - формулировать собственное мнение и позицию; | Духовно-нравственное воспитание: - проявление сопереживания, уважения и доброжелательности к другому человеку; - неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям. Формирование представлений о ценности научного познания: - познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании | ||
Кто такие казаки. Наши предки – казаки. | 1 | | ||||||
«Традиции и обычаи кубанских казаков». | 6 | Казачья станица. | 1 | | Регулятивные УУД: - контролировать свою деятельность, оценивать свои действия, вносить коррективы в их выполнение; - адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей. - планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условия её реализации; Познавательные УУД: - перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы; - осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме; Коммуникативные УУД: - слушать и понимать речь других людей; - учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; - формулировать собственное мнение и позицию; | Гражданско-патриотическое воспитание: - становление ценностного отношения к своей Родине - России; - осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности; Духовно-нравственное воспитание: - признание индивидуальности каждого человека. Ценность научного познания: - первоначальные представления о научной картине мира. | ||
Уважение к старшим, старикам. | 1 | | ||||||
Обычай взаимопомощи. | 1 | | ||||||
Казачья семья. Обычаи и традиции семьи. | 1 | | ||||||
Обычаи, связанные с рождением и детством казачат. | 1 | | ||||||
Верный друг казака. | 1 | | ||||||
«Труд и быт». | 7 | Как жили казаки. | 1 | | Регулятивные УУД: - определять цель деятельности с помощью учителя и самостоятельно; Познавательные УУД: - перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы; - осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме; Коммуникативные УУД: - слушать и понимать речь других людей; - формулировать собственное мнение и позицию; | Гражданско-патриотическое воспитание: - сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края; -уважение к своему и другим народам. Эстетическое воспитание: - уважительное отношение и интерес к художественной культуре, восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов. Ценности научного познания: - познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании. | ||
Хата казака. Красный угол. | | 1 | ||||||
Быт казачьей семьи. | | 1 | ||||||
Обустройство жилища, домашняя утварь. | 1 | | ||||||
Труд казачьей семьи. | 1 | | ||||||
Мастеровые руки. | 1 | | ||||||
Дети-помощники. Обязанности детей в казачьих семьях. | 1 | | ||||||
«Православие в жизни кубанского казака» | 4 | Казак без веры – не казак | 1 | | Регулятивные УУД: - способность к самостоятельному приобретению новых знаний, умений и навыков; - умение управлять своей познавательной деятельностью, организовывать её, определять её цели и задачи, Познавательные УУД: - формирование и развитие посредством исторического и краеведческого знания познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся; Коммуникативные УУД: - слушать и понимать речь других людей; - учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; - формулировать собственное мнение и позицию; | Гражданско-патриотическое воспитание: - сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края; -уважение к своему и другим народам. Эстетическое воспитание: - уважительное отношение и интерес к художественной культуре, восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов. Ценности научного познания: - познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании. | ||
Храм. Правила поведения в храме. | | 1 | ||||||
Казачьи традиции. Рождество Христово. | 1 | | ||||||
Казачьи традиции. Светлое Христово Воскресенье. | 1 | | ||||||
«Кубанское казачье войско: история и современность» | 7 | Как казаки на Кубань пришли | 1 | | Регулятивные УУД: - различать способ и результат действия; - работая по предложенному плану, использовать необходимые средства; Познавательные УУД: - перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы; - записывать и фиксировать информацию об окружающем мире; - осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме; Коммуникативные УУД: - слушать и понимать речь других людей; - учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; - формулировать собственное мнение и позицию; | Гражданско-патриотическое воспитание: - сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края; -уважение к своему и другим народам. Эстетическое воспитание: - уважительное отношение и интерес к художественной культуре, восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов. Ценности научного познания: - познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании. | ||
Кубанское казачье войско. | | 1 | ||||||
Атаман. | | 1 | ||||||
Казачья служба. | | 1 | ||||||
Казачьи заповеди. | 1 | | ||||||
Казаки в годы Великой Отечественной войны. | 1 | | ||||||
Кущёвская атака. | | 1 | ||||||
«Традиционная культура кубанского казачества» | 7 | Дети в казачьей семье. Как казачат учили. | 1 | | Регулятивные УУД: - определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем; - средством формирования этих действий служит технология оценивания коммуникативных достижений; - контролировать свою деятельность, оценивать свои действия, вносить коррективы в их выполнение; Познавательные УУД: - перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы; - осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме; Коммуникативные УУД: - слушать и понимать речь других людей; - формулировать собственное мнение и позицию; | Эстетическое воспитание: - стремление к самовыражению в разных видах художественной деятельности. Духовно-нравственное воспитание: - проявление сопереживания, уважения и доброжелательности. Гражданско-патриотическое воспитание: - осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности; - сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края. Ценности научного познания: - познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познание. | ||
Мы – казачата. | 1 | | ||||||
Поведение и форма казачат. | 1 | | ||||||
Семейные реликвии. | 1 | | ||||||
Игры кубанских казачат. | | 2 | ||||||
Казачьи пословицы. | 1 | |
2 год обучения
Раздел | Кол-во часов | Темы | Кол-во часов | Основные виды деятельности обучающихся (УУД) | Основные направления воспитательной деятельности | |||
ауд | вне ауд | |||||||
«Кубанские казаки». | 4 | Нравственные ценности казаков: труд. | 1 | | Регулятивные УУД: - определять цель деятельности с помощью учителя и самостоятельно; - принимать и сохранять учебную задачу; - планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условия её реализации; Познавательные УУД: - перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы; - строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей в изучаемом круге явлений или поступков. Коммуникативные УУД: - слушать и понимать речь других людей; - формулировать собственное мнение и позицию; | Духовно-нравственное воспитание: - проявление сопереживания, уважения и доброжелательности к другому человеку; - неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям. Формирование представлений о ценности научного познания: - познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании | ||
Нравственные ценности казаков: правда. | 1 | | ||||||
Нравственные ценности казаков: честь, Отечество. | 1 | | ||||||
Казачьи заповеди. | 1 | | ||||||
«Традиции и обычаи кубанских казаков» | 5 | Казачья станица. | 1 | | Регулятивные УУД: - контролировать свою деятельность, оценивать свои действия, вносить коррективы в их выполнение; - адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей. - планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условия её реализации; Познавательные УУД: - перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы; - осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме; Коммуникативные УУД: - слушать и понимать речь других людей; - учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; - формулировать собственное мнение и позицию; | Гражданско-патриотическое воспитание: - становление ценностного отношения к своей Родине - России; - осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности; Духовно-нравственное воспитание: - признание индивидуальности каждого человека. Ценность научного познания: - первоначальные представления о научной картине мира. | ||
Традиции и обычаи кубанских казаков. | 1 | | ||||||
Почитание гостя. | 1 | | ||||||
Календарные праздники и обряды Кубанского казачества. | 2 | | ||||||
«Труд и быт» | 5 | Двор. | | 1 | Регулятивные УУД: - определять цель деятельности с помощью учителя и самостоятельно; Познавательные УУД: - перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы; - осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме; Коммуникативные УУД: - слушать и понимать речь других людей; - формулировать собственное мнение и позицию; | Гражданско-патриотическое воспитание: - сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края; -уважение к своему и другим народам. Эстетическое воспитание: - уважительное отношение и интерес к художественной культуре, восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов. Ценности научного познания: - познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании. | ||
Дом. | | 1 | ||||||
Уклад казачьей семьи. | 1 | | ||||||
Занятия казаков. | 1 | | ||||||
Казачья пища. | | 1 | ||||||
«Православие в жизни кубанского казака» | 8 | Казак без веры – не казак. | 1 | | Регулятивные УУД: - способность к самостоятельному приобретению новых знаний, умений и навыков; - умение управлять своей познавательной деятельностью, организовывать её, определять её цели и задачи, Познавательные УУД: - формирование и развитие посредством исторического и краеведческого знания познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся; Коммуникативные УУД: - слушать и понимать речь других людей; - учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; - формулировать собственное мнение и позицию; | Гражданско-патриотическое воспитание: - сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края; -уважение к своему и другим народам. Эстетическое воспитание: - уважительное отношение и интерес к художественной культуре, восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов. Ценности научного познания: - познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании. | ||
Православные храмы родной станицы. | 1 | | ||||||
Казак в храме. | | 1 | ||||||
Для чего приходят в православный храм. | 1 | | ||||||
Святой, покровитель Кубанского казачьего войска – благоверный князь Александр Невский. | 1 | | ||||||
Святые, особо почитаемые среди кубанских казаков. | 1 | | ||||||
Икона в храмах и жилищах. | 2 | | ||||||
«Кубанское казачье войско: история и современность» | 6 | Казаки на рубежах Отечества. | 1 | | Регулятивные УУД: - различать способ и результат действия; - работая по предложенному плану, использовать необходимые средства; Познавательные УУД: - перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы; - записывать и фиксировать информацию об окружающем мире; - осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме; Коммуникативные УУД: - слушать и понимать речь других людей; - учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; - формулировать собственное мнение и позицию; | Гражданско-патриотическое воспитание: - сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края; -уважение к своему и другим народам. Эстетическое воспитание: - уважительное отношение и интерес к художественной культуре, восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов. Ценности научного познания: - познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании. | ||
Основание первых куреней. | 1 | | ||||||
Екатеринодар – град казачий. | 1 | | ||||||
Памятник казакам-переселенцам. | 1 | | ||||||
Поминовения казаков-героев Кубанского казачьего войска. | | 1 | ||||||
Наше казачье общество. | | 1 | ||||||
«Традиционная культура кубанского казачества» | 6 | Народное творчество для казачат. | | 1 | Регулятивные УУД: - определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем; - средством формирования этих действий служит технология оценивания коммуникативных достижений; - контролировать свою деятельность, оценивать свои действия, вносить коррективы в их выполнение; Познавательные УУД: - перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы; - осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме; Коммуникативные УУД: - слушать и понимать речь других людей; - формулировать собственное мнение и позицию; | Эстетическое воспитание: - стремление к самовыражению в разных видах художественной деятельности. Духовно-нравственное воспитание: - проявление сопереживания, уважения и доброжелательности. Гражданско-патриотическое воспитание: - осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности; - сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края. Ценности научного познания: - познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познание. | ||
Песни, сказки в моей семье. | 1 | | ||||||
Поговорки, предания в моей семье. | 1 | | ||||||
Кубанская «балачка». | 1 | | ||||||
Песенная культура кубанских казаков. | 1 | | ||||||
Бандура - казачий музыкальный инструмент. | 1 | |
3 год обучения
Раздел | Кол-во часов | Темы | Кол-во часов | Основные виды деятельности обучающихся (УУД) | Основные направления воспитательной деятельности | |||
ауд | вне ауд | |||||||
«Кубанские казаки». | 4 | Народы Кубани. | 1 | | Регулятивные УУД: - определять цель деятельности с помощью учителя и самостоятельно; - принимать и сохранять учебную задачу; - планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условия её реализации; Познавательные УУД: - перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы; - строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей в изучаемом круге явлений или поступков. Коммуникативные УУД: - слушать и понимать речь других людей; - формулировать собственное мнение и позицию; | Духовно-нравственное воспитание: - проявление сопереживания, уважения и доброжелательности к другому человеку; - неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям. Формирование представлений о ценности научного познания: - познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании | ||
Добрососедство. | 1 | | ||||||
Нравственные качества кубанского казака. | 1 | | ||||||
Сила духа и доблесть казаков. | 1 | | ||||||
«Традиции и обычаи кубанских казаков». | 5 | Уважение к женщине: бабушке, матери, сестре, жене, вдове. | 1 | | Регулятивные УУД: - контролировать свою деятельность, оценивать свои действия, вносить коррективы в их выполнение; - адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей. - планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условия её реализации; Познавательные УУД: - перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы; - осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме; Коммуникативные УУД: - слушать и понимать речь других людей; - учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; - формулировать собственное мнение и позицию; | Гражданско-патриотическое воспитание: - становление ценностного отношения к своей Родине - России; - осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности; Духовно-нравственное воспитание: - признание индивидуальности каждого человека. Ценность научного познания: - первоначальные представления о научной картине мира. | ||
День матери-казачки. | 1 | | ||||||
Казачий род. | 1 | | ||||||
Моя родословная. | 1 | | ||||||
Календарные праздники и обряды Кубанского казачества. | 1 | | ||||||
«Труд и быт». | 5 | Казак-хозяин и труженик. | 1 | | Регулятивные УУД: - определять цель деятельности с помощью учителя и самостоятельно; Познавательные УУД: - перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы; - осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме; Коммуникативные УУД: - слушать и понимать речь других людей; - формулировать собственное мнение и позицию; | Гражданско-патриотическое воспитание: - сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края; -уважение к своему и другим народам. Эстетическое воспитание: - уважительное отношение и интерес к художественной культуре, восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов. Ценности научного познания: - познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании. | ||
Занятия, ремёсла и промыслы кубанских казаков. | 1 | | ||||||
Одежда казака. | | 1 | ||||||
Одежда казачки. | 1 | | ||||||
Декоративно-прикладное творчество кубанских казаков. | | 1 | ||||||
«Православие в жизни кубанского казака» | 6 | Казак без веры – не казак. | 1 | | Регулятивные УУД: - способность к самостоятельному приобретению новых знаний, умений и навыков; - умение управлять своей познавательной деятельностью, организовывать её, определять её цели и задачи, Познавательные УУД: - формирование и развитие посредством исторического и краеведческого знания познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся; Коммуникативные УУД: - слушать и понимать речь других людей; - учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; - формулировать собственное мнение и позицию; | Гражданско-патриотическое воспитание: - сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края; -уважение к своему и другим народам. Эстетическое воспитание: - уважительное отношение и интерес к художественной культуре, восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов. Ценности научного познания: - познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании. | ||
Молитва. | 1 | | ||||||
Православные храмы Кубани. | 1 | | ||||||
Войсковой храм. | 1 | | ||||||
Войсковой священник. | 1 | | ||||||
Православный праздник Покрова Пресвятой Богородицы. | 1 | | ||||||
«Кубанское казачье войско: история и современность» | 9 | Переселение казаков на Кубань. | 1 | | Регулятивные УУД: - различать способ и результат действия; - работая по предложенному плану, использовать необходимые средства; Познавательные УУД: - перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы; - записывать и фиксировать информацию об окружающем мире; - осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме; Коммуникативные УУД: - слушать и понимать речь других людей; - учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; - формулировать собственное мнение и позицию; | Гражданско-патриотическое воспитание: - сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края; -уважение к своему и другим народам. Эстетическое воспитание: - уважительное отношение и интерес к художественной культуре, восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов. Ценности научного познания: - познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании. | ||
Лента времени. | 1 | | ||||||
Основные памятные даты. | 1 | | ||||||
Героизм кубанских казаков. Поминовения казаков Кубанского казачьего войска. | 1 | | ||||||
Кубанское казачье войско в наши дни. | | 1 | ||||||
Отделы Кубанского казачьего войска. | | 1 | ||||||
Атаман кубанского казачьего войска. | | 1 | ||||||
Несение службы современными казаками. Почётный караул войска. | | 1 | ||||||
Час Славы Кубани. | 1 | | ||||||
«Традиционная культура кубанского казачества» | 5 | Устное народное творчество кубанских казаков. | 1 | | Регулятивные УУД: - определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем; - средством формирования этих действий служит технология оценивания коммуникативных достижений; - контролировать свою деятельность, оценивать свои действия, вносить коррективы в их выполнение; Познавательные УУД: - перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы; - осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме; Коммуникативные УУД: - слушать и понимать речь других людей; - формулировать собственное мнение и позицию; | Эстетическое воспитание: - стремление к самовыражению в разных видах художественной деятельности. Духовно-нравственное воспитание: - проявление сопереживания, уважения и доброжелательности. Гражданско-патриотическое воспитание: - осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности; - сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края. Ценности научного познания: - познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познание. | ||
Казачьи сказы, былички. | | 1 | ||||||
Говор кубанских казаков. | 1 | | ||||||
Танцевальная культура кубанских казаков. | 1 | | ||||||
«Казачий дид» Фёдор Андреевич Щербина. | 1 | |
4 год обучения
Раздел | Кол-во часов | Темы | Кол-во часов | Основные виды деятельности обучающихся (УУД) | Основные направления воспитательной деятельности | |||
ауд | вне ауд | | ||||||
«Кубанские казаки». | 3 | Территория проживания, язык, культура казаков. | 1 | | Регулятивные УУД: - определять цель деятельности с помощью учителя и самостоятельно; - принимать и сохранять учебную задачу; - планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условия её реализации; Познавательные УУД: - перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы; - строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей в изучаемом круге явлений или поступков. Коммуникативные УУД: - слушать и понимать речь других людей; - формулировать собственное мнение и позицию; | Духовно-нравственное воспитание: - проявление сопереживания, уважения и доброжелательности к другому человеку; - неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям. Формирование представлений о ценности научного познания: - познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании | ||
Казачьи войска России. | 1 | | ||||||
Казачьи заповеди. | 1 | | ||||||
«Традиции и обычаи кубанских казаков». | 6 | Родители и дети. | 1 | | Регулятивные УУД: - контролировать свою деятельность, оценивать свои действия, вносить коррективы в их выполнение; - адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей. - планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условия её реализации; Познавательные УУД: - перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы; - осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме; Коммуникативные УУД: - слушать и понимать речь других людей; - учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; - формулировать собственное мнение и позицию; | Гражданско-патриотическое воспитание: - становление ценностного отношения к своей Родине - России; - осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности; Духовно-нравственное воспитание: - признание индивидуальности каждого человека. Ценность научного познания: - первоначальные представления о научной картине мира. | ||
Воспитание мальчиков. Подготовка к службе, взрослой жизни. | 1 | | ||||||
Воспитание девочек. Подготовка к взрослой жизни. | 1 | | ||||||
Казачий курень. | | 1 | ||||||
Казачий круг. | 1 | | ||||||
Календарные праздники и обряды Кубанского казачества | 1 | | ||||||
«Труд и быт». | 5 | Традиционные ремёсла и промыслы кубанских казаков. | 1 | | Регулятивные УУД: - определять цель деятельности с помощью учителя и самостоятельно; Познавательные УУД: - перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы; - осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме; Коммуникативные УУД: - слушать и понимать речь других людей; - формулировать собственное мнение и позицию; | Гражданско-патриотическое воспитание: - сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края; -уважение к своему и другим народам. Эстетическое воспитание: - уважительное отношение и интерес к художественной культуре, восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов. Ценности научного познания: - познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании. | ||
Декоративно-прикладное творчество кубанских казаков. | | 1 | ||||||
Казачий военный костюм. | 1 | | ||||||
Оружие казака. | | 1 | ||||||
Награды. | | 1 | ||||||
«Православие в жизни кубанского казака» | 4 | Казак без веры – не казак. | 1 | | Регулятивные УУД: - способность к самостоятельному приобретению новых знаний, умений и навыков; - умение управлять своей познавательной деятельностью, организовывать её, определять её цели и задачи, Познавательные УУД: - формирование и развитие посредством исторического и краеведческого знания познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся; Коммуникативные УУД: - слушать и понимать речь других людей; - учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; - формулировать собственное мнение и позицию; | Гражданско-патриотическое воспитание: - сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края; -уважение к своему и другим народам. Эстетическое воспитание: - уважительное отношение и интерес к художественной культуре, восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов. Ценности научного познания: - познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании. | ||
Заповеди Божьи. | 1 | | ||||||
Православные храмы Кубани и России. | 1 | | ||||||
Традиции и обычаи кубанских казаков по Православному календарю. | 1 | | ||||||
«Кубанское казачье войско: история и современность» | 11 | Лента времени. | 1 | | Регулятивные УУД: - различать способ и результат действия; - работая по предложенному плану, использовать необходимые средства; Познавательные УУД: - перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы; - записывать и фиксировать информацию об окружающем мире; - осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме; Коммуникативные УУД: - слушать и понимать речь других людей; - учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; - формулировать собственное мнение и позицию; | Гражданско-патриотическое воспитание: - сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края; -уважение к своему и другим народам. Эстетическое воспитание: - уважительное отношение и интерес к художественной культуре, восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов. Ценности научного познания: - познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании. | ||
Основные памятные даты. | 1 | | ||||||
Поминовения казаков Кубанского казачьего войска. | 1 | | ||||||
Кубанское казачье войско в наши дни. | 1 | | ||||||
Управление Кубанским казачьим войском. | 1 | | ||||||
Несение казаками службы в наше время. Охрана порядка. | 1 | | ||||||
Помощь в чрезвычайных ситуациях и охране природы. | 1 | | ||||||
Выдающиеся казаки Кубани. | 1 | | ||||||
Сохранение истории кубанского казачества. | 1 | | ||||||
Памятники и музеи | 1 | | ||||||
Регалии и реликвии Кубанского казачьего войска | 1 | | ||||||
«Традиционная культура кубанского казачества» | 5 | Казачья семья в современной жизни. Отношение к семье на Кубани. | 1 | | Регулятивные УУД: - определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем; - средством формирования этих действий служит технология оценивания коммуникативных достижений; - контролировать свою деятельность, оценивать свои действия, вносить коррективы в их выполнение; Познавательные УУД: - перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы; - осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме; Коммуникативные УУД: - слушать и понимать речь других людей; - формулировать собственное мнение и позицию; | Эстетическое воспитание: - стремление к самовыражению в разных видах художественной деятельности. Духовно-нравственное воспитание: - проявление сопереживания, уважения и доброжелательности. Гражданско-патриотическое воспитание: - осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности; - сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края. Ценности научного познания: - познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познание. | ||
История семьи в истории родной Кубани. | 1 | | ||||||
Сохранение и преумножение семейных традиций. | 1 | | ||||||
Обрядовый фольклор кубанских казаков. | 1 | | ||||||
Кубанский казачий хор | 1 | |
СОГЛАСОВАНО: Протокол заседания ШМО учителей начальных классов от ____________________ 2021 года №___ ______________________________ | СОГЛАСОВАНО: Заместитель директора по ВР ______________________________ _____________________ 2021года |
9