12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Горшкова Ирина Викторовна20
Горшкова Ирина Викторовна
Россия, Краснодарский край, Гулькевичи
3

Авторская программа внеурочной деятельности «Песни в жизни кубанского казачества».


Муниципальное образование Гулькевичский район

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №3 им. А.В.Кривцова

г. Гулькевичи



УТВЕРЖДЕНО

решение педсовета протокол №___

от _______ 20____ г. председатель педсовета

________________К.Н.Кузнецов





АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ




Направленность: художественно-эстетическая Наименование кружка «Песни в жизни кубанского казачества». Срок реализации программы: 20 - 20 год Возраст обучающихся: 11-14 лет (5-7) класс Учитель Горшкова Ирина Викторовна





Программа разработана на основе авторской программы Горшковой Ирины Викторовны "Песни в жизни кубанского казачества", утверждённой решением педсовета, протокол №___ от _______ 20___ г.




Планируемые результаты освоения учебного предмета.


1 год обучения.

Личностные результаты:

основы российской гражданской идентичности: патриотизм, уважение к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической и национальной принадлежности в процессе освоения вершинных образцов отечественной музыкальной культуры, понимания ее значимости в мировом музыкальном процессе;

ответственное отношение к учению, готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, посредством раскрытия связей и отношений между музыкой и жизнью, освоения способов отражения жизни в музыке и различных форм воздействия музыки на человека;

целостное мировоззрение, в процессе познания произведений разных жанров, форм и стилей, разнообразных типов музыкальных образов и их взаимодействия; овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире путем ориентации в многообразии музыкальной действительности и участия в музыкальной жизни класса, школы;

гуманистические и демократические ценностные ориентации, уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре разных народов на основе знакомства с их музыкальными традициями, выявления в них общих закономерностей исторического развития, процессов взаимовлияния, общности нравственных, ценностных, эстетических установок;

представления о нравственных нормах, развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, сопереживания чувствам других людей на основе восприятия произведений мировой музыкальной классики, их коллективного обсуждения и интерпретации в разных видах музыкальной исполнительской деятельности;

эстетические потребности, ценности и чувства на основе развития музыкально- эстетического сознания, проявляющего себя в эмоционально-ценностном отношении к искусству, понимании его функций в жизни человека и общества;

коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками,

детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе освоения разных типов индивидуальной, групповой и коллективной музыкальной деятельности, при выполнении проектных заданий и проектных работ;

ценности здорового и безопасного образа жизни через развитие представления о гармонии в человеке физического и духовного начал, воспитание бережного отношения к материальным и духовным ценностям музыкальной культуры;

основы экологической культуры соответствующей современному уровню

экологического мышления через эмоциональное восприятие образов родной природы, отраженных в музыке;

развитие эстетического сознания через освоение музыкального наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.


Метапредметные результаты:

логическим действиям сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям, выдвижения предположений и подтверждающих их доказательств;

применять методы наблюдения, систематизации учебного материала, выявления

известного и неизвестного при решении различных учебных задач;

обсуждать проблемные вопросы, рефлексировать в ходе творческого сотрудничества, сравнивать результаты своей деятельности с результатами других учащихся; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;

понимать различие отражения жизни в музыкальных и художественных текстах;

адекватно воспринимать музыкальные и художественные произведения, осознавать

многозначность содержания их образов, существование различных интерпретаций одного произведения; выполнять творческие задачи, не имеющие однозначного решения;

осуществлять поиск оснований целостности художественного явления (музыкального произведения), синтеза как составления целого из частей;

использовать разные типы моделей при изучении музыкального явления (графическая,пластическая, вербальная, знаково-символическая), моделировать различные отношения между объектами, преобразовывать модели в соответствии с содержанием учебного материала и поставленной учебной целью;

реализовывать собственные творческие замыслы, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением;

удовлетворять потребность в культурно-досуговой деятельности, духовно обогащающей личность, в расширении и углублении знаний о данной предметной области.

принимать и сохранять учебные цели и задачи, в соответствии с ними планировать, контролировать и оценивать собственные учебные действия;

договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;

осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

выделять и удерживать предмет обсуждения и критерии его оценки, а также

пользоваться на практике этими критериями.

прогнозировать содержание произведения по его названию и жанру, предвосхищать композиторские решения по созданию музыкальных образов, их развитию и взаимодействию в музыкальном произведении;

мобилизации сил и волевой саморегуляции в ходе приобретения опыта коллективного публичного выступления и при подготовке к нему.

ставить учебные цели, формулировать исходя из целей учебные задачи, осуществлять поиск наиболее эффективных способов достижения результата в процессе участия в индивидуальных, групповых проектных работах;

действовать конструктивно, в том числе в ситуациях неуспеха за счет умения

осуществлять поиск наиболее эффективных способов реализации целей с учетом имеющихся условий.


Предметные результаты:

первоначальные представления о роли музыки в жизни человека, в его духовно-

нравственном развитии; о ценности музыкальных традиций народа;

основы музыкальной культуры, художественный вкус, интерес к музыкальному

искусству и музыкальной деятельности;

представление о национальном своеобразии музыки в неразрывном единстве народного и профессионального музыкального творчества.

активно творчески воспринимать музыку различных жанров, форм, стилей;

слышать музыкальную речь как выражение чувств и мыслей человека, различать в ней выразительные и изобразительные интонации, узнавать характерные черты музыкальной речи разных композиторов;

ориентироваться в разных жанрах музыкально-поэтического фольклора народов

России;

наблюдать за процессом музыкального развития на основе сходства и различия

интонаций, тем, образов, их изменения; понимать причинно-следственные связи развития музыкальных образов и их взаимодействия;

моделировать музыкальные характеристики героев, прогнозировать ход развития событий «музыкальной истории»;

использовать графическую запись для ориентации в музыкальном произведении в разных видах музыкальной деятельности;

воплощать художественно-образное содержание, интонационно-мелодические

особенности народной и профессиональной музыки (в пении, слове, движении, игре на простейших музыкальных инструментах) выражать свое отношение к музыке в различных видах музыкально-творческой деятельности;

планировать и участвовать в коллективной деятельности по созданию инсценировок музыкально-сценических произведений, интерпретаций инструментальных произведений в пластическом интонировании;

ориентироваться в нотном письме при исполнении простых мелодий;

творческой самореализации в процессе осуществления собственных музыкально-исполнительских замыслов в различных видах музыкальной деятельности;

организовывать культурный досуг, самостоятельную музыкально-творческую

деятельность, музицировать и использовать ИКТ в музыкальном творчестве;

оказывать помощь в организации и проведении школьных культурно-массовых

мероприятий, представлять широкой публике результаты собственной музыкально-творческой деятельности, собирать музыкальные коллекции (фонотека, видеотека).


2 год обучения.

Личностные результаты:

ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

уважительное отношение к другому мнению, истории и культуре других народов ; готовность вести диалог с другими людьми; этические чувства доброжелательности, эмоционально- нравственной отзывчивости, понимание чувств других людей и сопереживание им;

коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в образовательной, общественно – полезной, учебно- исследовательской, творческой и др. видах деятельности;

участие в общественной жизни школы в пределах возрастных компетенций с учётом региональных и этнокультурных особенностей;

признание ценности жизни вов сех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;

принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

Метапредметные результаты:

умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решеня учебных и познавательных задач;

владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

умение определять понятия, обощать, устанавливать анологии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации; размышлять, рассуждать и делать выводы;

смысловое чтение текстов различных стилей и жанров;

умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и со сверстниками, распределять функции и роли участников, взаимодействовать и работать в группе;

формирование компетентности в области использования информационно- коммуникационных технологий, стремление к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию.

Предметные результаты:

сформированность основ музыкальной культуры школьника как неотъемлемой части его общей духовной культуры;

сформированность потребности в общении с музыкой для дальнейшего духовно- нравственного развития, социализации, самообразования, организации содержательного культурного досуга;

сформированность мотивационной направленности на продуктивную музыкально- творческую деятельность (слушание музыки, пение, инструментальное музицирование, драматизация музыкальных произведений, импровизация, музыкально- пластическое движение и др.);

воспитание эстетического отношения к миру, критического восприятия музыкальной информации, развитие творческих способностей в в многообразных видах музыкальной деятельности, связанной с театром, кино, литературой, живописью;

расширение музыкального и общего культурного кругозора; воспитание музыкального вкуса, интереса к музыке своего народа и других народов мира, классическому и современному музыкальному наследию;

овладение основами музыкальной грамотности;

приобретение устойчивых навыков самостоятельной, целенаправленной и содержательной музыкально- учебной деятельности, включая информационно- коммуникационные технологии;

сотрудничество в ходе реализации коллективных творческих проектов, решения различных музыкально- творческих задач.



3 год обучения.

Личностные результаты:

чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение традиционных ценностей многонационального рос­сийского общества;

целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

ответственное отношение к учению, готовность и спо­собность к саморазвитию и самообразованию на основе моти­вации к обучению и познанию;

уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов; готовность и способность вести диа­лог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания; этические чувства доброжелательности и эмоционально-нрав­ственной отзывчивости, понимание чувств других людей и со­переживание им;

компетентность в решении моральных проблем на осно­ве личностного выбора, осознанное и ответственное отноше­ние к собственным поступкам;

коммуникативная компетентность в общении и сотруд­ничестве со сверстниками, старшими и младшими в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;

участие в общественной жизни школы в пределах возра­стных компетенций с учетом региональных и этнокультурных особенностей;

признание ценности жизни во всех ее проявлениях и не­обходимости ответственного, бережного отношения к окружа­ющей среде;

принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

эстетические потребности, ценности и чувства, эстети­ческое сознание как результат освоения художественного на­следия народов России и мира, творческой деятельности му­зыкально-эстетического характера.

Метапредметные результаты:

умение самостоятельно ставить новые учебные задачи на основе развития познавательных мотивов и интересов;

умение самостоятельно планировать пути достижения це­лей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы ре­шения учебных и познавательных задач;

умение анализировать собственную учебную деятель­ность, адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи и собственные возможности ее решения, вносить необходимые коррективы для достижения запланированных результатов;

владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

умение определять понятия, обобщать, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать осно­вания и критерии для классификации; умение устанавливать причинно-следственные связи; размышлять, рассуждать и де­лать выводы;

смысловое чтение текстов различных стилей и жанров;

умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы модели и схемы для решения учебных и познаватель­ных задач;

умение организовывать учебное сотрудничество и совме­стную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников, например, в художественном проекте, взаимодействовать и работать в группе;

формирование и развитие компетентности в области ис­пользования информационно-коммуникационных технологий; стремление к самостоятельному общению с искусством и ху­дожественному самообразованию.

Предметные результаты:

сформированность основ музыкальной культуры школь­ника как неотъемлемой части его общей духовной культуры;

сформированность потребности в общении с музыкой для дальнейшего духовно-нравственного развития, социали­зации, самообразования, организации содержательного куль­турного досуга на основе осознания роли музыки в жизни отдельного человека и общества, в развитии мировой культуры;

развитие общих музыкальных способностей школьников (музыкальной памяти и слуха), а также образного и ассоциа­тивного мышления, фантазии и творческого воображения, эмоционально-ценностного отношения к явлениям жизни и искусства на основе восприятия и анализа художественного об­раза;

сформированность мотивационной направленности на продуктивную музыкально-творческую деятельность (слуша­ние музыки, пение, инструментальное музицирование, драма­тизация музыкальных произведений, импровизация, музы­кально-пластическое движение и др.);

воспитание эстетического отношения к миру, критичес­кого восприятия музыкальной информации, развитие творчес­ких способностей в многообразных видах музыкальной дея­тельности, связанной с театром, кино, литературой, живо­писью;

расширение музыкального и общего культурного круго­зора; воспитание музыкального вкуса, устойчивого интереса к музыке своего народа и других народов мира, классическому и современному музыкальному наследию;

овладение основами музыкальной грамотности: способ­ностью эмоционально воспринимать музыку как живое образ­ное искусство во взаимосвязи с жизнью, со специальной тер­минологией и ключевыми понятиями музыкального искусства, элементарной нотной грамотой в рамках изучаемого курса;

приобретение устойчивых навыков самостоятельной, це­ленаправленной и содержательной музыкально-учебной дея­тельности, включая информационно-коммуникационные тех­нологии;

сотрудничество в ходе реализации коллективных творчес­ких проектов, решения различных музыкально-творческих задач.





Содержание учебного предмета.


Содержание программы предполагается реализовать в объеме 102 часов за 3 года обучения.

Режим занятий:

первый год – 1 раз в неделю по 1 часу, итого 34 часа в год;

второй год – 1 раз в неделю по 1 часу, итого 34 часа в год;

третий год – 1 раз в неделю по 1 часу, итого 34 часа в год.


1 год обучения.

Раздел 1. Знакомство с казачьими коллективами России, Кубани. (10 ч.)

Знакомство с творчеством художественных коллективов: «Кубанский казачий хор», государственный концертный ансамбль танца и песни "Казачья вольница", ансамбль казачьей песни «Воля», ансамбль казачьей песни «Казачья душа», народный ансамбль "Ишь ты, подишь ты!", ансамбль казачьей песни "Родня", народный казачий ансамбль «Майдан», фольклорный ансамбль казачьей песни «Соловейко», государственный концертный ансамбль "Ивушка", ансамбль казачьей песни. «Криница». Разучивание песен «Казачья походная», «У Кубани-реченьки», «Уходили казаки на корданы», «Дочка казака», «У Кубани-реченьки», «На заре казак коня поил», «Кубань моя, Кубань».


Раздел 2. Многообразие жанров кубанских казачьих песен. (8 ч.)

Изучение жанров кубанских казачьих песен: баллады, былины, исторические, трудовые, лирические, солдатские, страдания, календарные, свадебные, плясовые, хороводные песни и частушки. Анализ произведения, его характера и особенностей исполнения. Раскрытие содержания текста и музыки, особенностей художественно- сценического образа. Разбор интерпретации исполнения песни. Разучивание материала с сопровождением и без него. Разучивание песен «Ты Кубань, ты наша Родина», Гимн Кубанского Казачества, «Кубанские казаки», «На горе-то калина», «Шёл со службы казак молодой», «Как решил казак», «Солнце село», «Казачьи куреня», «Не ходи, ты, хлопчик», «Славься, наша станица», «Святый вечер».


Раздел 3. Народные кубанские обряды прошлого как синтез современных культур. (8 ч.)

Знакомство с народными кубанскими обрядами прошлого. Календарный круг как цикл. Народные представления о течении времени по кругу. Источни­ки этих представлений (наблюдения за природой, библейские идеи о течении времени и др.). Идеи перехода природы и жизни людей в новое состояние; приметы пограничного состояния времени. Деление года на сезоны. Праздник и ритуал как основная форма разграничения времени. Основные календарные праздники и обряды кубанских казаков (пе­речисление и краткая характеристика содержания).

Зимние Святки. Время зимних Святок в народном календаре. Рождество, Новый год, Крещение — главные праздники зимних Святок. Содержание праздничного периода: исполнение обрядов, гуляния, увеселения, пение песен и игра на музыкальных инструментах. Роль детей в обрядах зимних Святок. Обходы домов с вечерей (кутьёй) накануне Рождества. Детское колядование и щедрование. Посевание в домах утром Нового года. Одежда и предметы, используемые в обряде. Разучивание фольклорных текстов (детских колядок и щедровок, посеванок). Этнографический рису­нок на тему «Зимние Святки». Изготовление обрядовых атрибутов (звезда, маска). Реконструкция фрагментов поздравительных обря­дов.

Колядки и щедровки. Колядование, щедрование, посевание как основные формы выполнения зимнесвяточных поздравлений. Структура обрядов (три этапа: 1) путь к дому и получение разрешения на исполнение поздравительного текста; 2) колядование; 3) одаривание исполни­телей). Виды поздравительных текстов, детские и взрослые. Ос­новные мотивы, образы колядок и щедровок (идеи плодородия, богатого урожая, достатка в доме, тема помощи святых в выполне­нии земледельческих работ, пожелание вступления в брак моло­дёжи и др.). Разучивание колядок, щедровок, посеванок кубанских казаков; реконструкция поздравительных обря­дов.

Масленица и масленичные песни. Содержание праздника Масленица (более подробно, чем на вто­ром году обучения): прощание с зимой и встреча весны; обряды, связанные с молодожёнами. Основные компоненты Масленицы: об­рисован еда (блины, вареники и др.), праздничная одежда, гулянья на Масленицу, катание на лошадях и с гор, гостевые визиты, яр­марки, площадный театр и др. Обряды встречи и проводов Масле­ницы, их строение, особенности выполнения (выход на берег реки, окраину населённого пункта). Чучело Масленицы, его формы и действия с ним. Вязание колодки, его смысл и значение (способ- г топать заключению браков). Масленичные песни в кубанских ста­ницах. Сюжеты, образы, их связь с содержанием обряда. Разучивание масленичных песен, фраг­ментов народно-театральных представлений.

Прощёный день и Великий пост. Участие детей в Прощёном воскресенье (просить про­щения у членов семьи). Великий пост. Содержание периода: духов­ная подготовка к Пасхе. Ограничения и их смысл. Поведение детей и пост. Встреча весны. Исполнение закличек весны. Разучивание фольклорных текстов (масленичная песня, закличка весны). Реконструкция фрагментов масленичного обряда.

Пасха. Весенние хороводы. Содержание праздника Пасхи — праздник праздников, его важ­нейшее значение в духовной жизни общины и человека. Время ис­числения Пасхи. Пасхальные обряды в православной церкви и в до­мах. Подготовка к Пасхе, изготовление символических предметов (крашение яиц, испечение пасок и др.), их формы и символическое значение. Содержание Пасхальной недели и сорокадневного периода до Вознесения. Игры и увеселения с использованием пасхальной символики. Музыкальные тексты Пасхи: тропарь Христос Воскресе, пасхальные хороводы и игры. Разучивание тропаря Христос Воскресе, пасхальных хороводов и игр.

Вознесение и Троица. Праздник Вознесения. Содержание праздника. Праздник Трои­цы. Содержание праздника. Основные компоненты праздника: ук­рашение домов зеленью, выход в лес, на реку, кумление, гадание на венках. Обряды, связанные с кукушкой (наряженной веткой, обря­довой куклой). Роль детей в выполнении троицких обрядов. Троиц­кие хороводы. Разучивание троицкой хороводной пес­ни. Изготовление кукушки (наряжение ветки). Рисунок на тему «Троица в казачьей семье».

Праздник Ивана Купала. Песни и хороводы. Время проведения, содержание праздника. Обряды, связанные с пограничным положением праздника в народном кален­даре. Легенды и былинки об Иване Купала. Представления о кладах, тайном знании, демонологических персонажах. Музыкальный фольклор Троицы и Ивана Купала (обрядовые и хороводные песни). Разучивание троицких и купальских песен.


Раздел 4. Обрядовый «венок» казачьих песен. (3 ч.)

Свадебные песни. Свадебный обряд кубанских казаков. Представления о браке и рождении детей в традиционной куль­туре как об обязательном жизненном сценарии человека. Брачный возраст и традиционной культуре кубанских казаков. Выбор невест и кубинских станицах. Формы проявления внимания парней и девушек друг к другу. Санкция на брак со стороны старших членов семьи и общины. Свадьба как наиболее важный и сложный обряд жизненного цикла. Персонажи свадебного обряда, их роли. Материальная культура свадебного обряда: одежда, хлеб, ветка, другие инициальные предметные атрибуты. Символическое значение предметов и действий с ними. Дом и дорога в свадебном обряде. Символическое понимание частей дома: святого угла, стола, ворот, порога и др. Значение передвижений в пространстве: переходов, переездов свадебного поезда. Структура свадебных этапов. Подготовительные этапы свадебного обряда. Прощальные ритуалы в доме невесты и в доме жениха. Формы контакта родовых коллективов. Обряды, снизанные с присоединением невесты к новому дому, роду.

Свадебные причитания. Свадебный фольклор кубанских казаков как сложный художественный комплекс. Жанры свадебного фольклора: песни, причитания, припевки, пословицы и поговорки, связанные с темой свадьбы. Тесная связь свадебных обрядовых жанров с этапами и содержанием ритуала. Виды свадебных песен: комментирующие обряд, прощальные, величальные, корилки и дразнилки. Место в обряде, основные мотивы, образы, специфика видов. Причитания невесты ни заре утром свадебного дня и невесты-сироты на кладбище. Мотивы, образы, формы объединения со свадебными песнями.

Практическая работа: разучивание свадебных песен кубанских казаков, реконструкция фрагментов свадебного обряда.

Погребальный обряд. Причитания. Представления о смерти в традиционной культуре как форме перехода в другой мир. Мир предков и отношения с ними живущих людей. Формы материальной и духовной подготовки к смерти в традиционной культуре кубанских казаков. Смерть мирская и смерть казака в бою, градации отношения к ним. Структура погребального обряда. Материальная культура погребального обряда. Роли участников. Причитания в традиционной культуре. Виды причитаний: погребальные и поминальные. Основные мотивы, образы погребальных и поминальных причита­ний (укора, дальней дороги и др.).

Разучивание песен «Молодичка» хореографическая композиция, «Галушечки», «Трава моя, трава», «Хороша казачка Наденька» современная казачья песня, «Ивушки».


Раздел 5. Народную песню не поют, а играют. (3 ч.)

Хоровод как форма общения молодёжи. Понятие хоровод, его отличие от других форм общения (массовый характер, определён­ность времени выполнения, текстов и др.). Допустимый возраст входа в хоровод и выхода из него. Формы общения молодёжи в про­цессе выполнения хороводов. Социальная функция хоровода (вы­бор брачного партнёра). Типы и виды игровых хороводов, особен­ности художественных текстов. Разучивание движений игровых хоро­водов и хороводных песен.

Лирические песни. Неприуроченные формы музыкального фольклора кубанских станиц. Лирические песни кубанских казаков. Основные темати­ческие циклы лирических песен (о любви, смерти в чужом краю, воле — неволе и др.). Особенности поэтики, типы поэтических ком­позиций. Формы бытования, исполнители. Напевы лирических пе­сен. Традиционные и поздние лирические песни. Мужская воин­ская лирика. Специфика сюжетов, форм распева.

Плясовые песни. Пляска и плясо­вые песни. Два пласта в плясовой культуре: традиционный и более поздний. Сюжеты и поэтическое строение. Роль инструментального сопровождения. Сольная и хоровые формы исполнения. Быстрые и медленные частушки. Разучивание лирических и плясовых песен кубанских казаков «Пчелка златая», «Черна редька».


Раздел 6. Подготовка к выступлениям. Участие в концертах. (2 ч.)

Разучивание песен «Як служив я в пана». «Красавица-станица». «Как у нас было на Дону», «Мы с тобой казаки», «Ой, вы други - казаченьки», «Солнце село», «Ой вы кони мои, кони», «Если хочешь быть военным», «На Кубани мы живём», «Раз, два, горе - не беда».


2 год обучения.


Раздел 1. Роль песни в старинных казачьих обрядах. (10 ч.)

Календарный год как круг времени (цикл). Идеи перехода природы и жизни людей в новое состояние; приметы пограничного состояния времени. Деление года на сезоны. Праздник и ритуал как основная форма разграничения времени. Основные календарные праздники и обряды кубанских казаков. Роль песни в свадебном обряде, калядках, масленице, зимних Святках, Пасхе, Вознесении и Троице, величальные песни. Разучивание песен «Казачья папаха», «Роспрягайтэ, хлопци, конэ», «Запрягай-ка, батька, лошадь», «Гармонь моя», «Мама-мамочка», «Благословила мать на войну».


Раздел 2. Знакомство с различной манерой пения. (6 ч.)

Расширение общемузыкального кругозора учащихся. Ознакомление учащихся с народными и композиторскими произведениями. Знакомство с народной, классической и эстрадной манерой исполнения. Манера исполнения вокальных произведений разных народов. Разучивание песен «Во кубанской, во станице», «Как за реченькой умирал казак», «Взмахни крылами моя Русь».



Раздел 3. Шуточные и плясовые песни. (2 ч.)

Пляска и плясо­вые песни. Два пласта в плясовой культуре: традиционный и более поздний. Сюжеты и поэтическое строение. Роль инструментального сопровождения. Сольная и хоровые формы исполнения. Быстрые и медленные частушки. Использование элементов ритмики, сценической культуры. Анализ произведения, его характера и особенностей исполнения. Работа над художественным образом, упражнения на разные виды дыхания, отк­рытость звука, присущего народному исполнению произведений. Разучивание плясовых песен кубанских казаков. Разучивание песен «Варенички», «Ой, Рассея, ты Рассея», «Чернява, кучерява», «Свитэ мисяць».


Раздел 4. Историческая тема в казачьих песнях. (6 ч.)

Песни с историческими сюжетами как фольклорное явление. Его многожанровый характер (эпический, лирический, плясовой и другой характер напевов). Суть поэтического содержания истори­ческих песен: отражение важнейших событий воинской истории, восстаний и бунтов, отношений народа с государями, народная оценка личностей и событий. Типы главных персонажей историчес­ких песен (цари, военачальники, атаманы, народные герои). Отра­жение в исторических песнях истории образования и развития Ку­банского казачества. Основные сюжетные циклы песен, привезён­ных на Кубань (запорожских, донских казаков). Песни Кавказской войны как отражение истории в песнях кубанских казаков. Про­должение традиции сложения исторических песен в XX веке. Выработка чистого унисона. Изучение исторической темы в казачьих песнях. Разновидности ансамблевого звучания. Унисон. Динамика. Тембр. Ритм. Разучивание песен с историческими сю­жетами кубанских казаков. «Песня о старом атамане», «Був би в мене сивий кінь», «Там, на Кубани», «Тэче Кубань» современная казачья песня.


Раздел 5. Военная тема в казачьих песнях. (8 ч.)

Воинская служба кубанских казаков как основа и смысл их жизнедеятельности. Казак в полку, в разъезде, на кордоне. Матери­альная культура и быт казака на службе. Воинская форма как ос­пенной комплект одежды. Особенности формы Кубанского казаче­ства на разных исторических этапах его существования. Оружие кубанских казаков. Его особенности на разных исторических этапах существования. Война. Быт казака на войне. Изучение военной темы в казачьих песнях. Воинский фольклор, полковые песни. Инструментальные формы казачьей музыки. Жизнь казака в станице. Мужские братства. Бытовой одёжный комплект кубанского казака. Виды мужских работ. Предметы оби­хода, связанные с мужчиной. Роль мужчины в обрядах. Обрядовые роли, формы их исполнения. Мужские мотивы в кубанском казачь­ем фольклоре. Обряд проводов на службу. Участники обряда. Структура проводов. Охранительные ритуалы, действия с обрядо­выми предметами. Молитвы и заговоры от смерти, вражьей пули. Песни, исполнявшиеся при проводах на службу казака. Распро­странённые поэтические сюжеты, их мотивы и образы. Выразительные средства исполнения. Мелодия –основное выразительное средство музыки, в котором объединяются музыкальные элементы: высотные и ритмические соотношения звуков, тембр, динамика, артикуляция. Разучивание песен «Герои Кубани», «Закружила ночь в походе», «Как по-над рекой», «Кубанцы-молодцы», «Ой при лужке», «В родной моей сторонушке».


Раздел 6. Подготовка к выступлениям. Участие в концертах. (2 ч.)

Разучивание песен «Матушка великая Россия», «Наш край Россия», «Что за песни распевают на Руси», «Казачата», «Мы с тобой казаки», «На Кубани мы живем», «На Руси никогда не умолкнут гармони», «Ой во поле да во поляне», «Ох блины», «Рано утром весной».



3 год обучения.


Раздел 1. Фольклор как средство общения между людьми. (6 ч.)

Роль музыкального искусства в обществе. Музыка как уникальное средство коммуникации между людьми. Музыкальный фольклор как особая форма самовыражения. Музыкальный фольклор народов России и Кубани. Знакомство с произведениями различных жанров, манерой исполнения. Разучивание песен «Казачья свадьба», «Казак», «Закружила ночь в походе», «Казачьи песни ходят по России».

Раздел 2. Казачьи песни в современной интерпретации. (7 ч.)

Фольклор в узком и широком смысле слова. Фольклор как все­объемлющая многокомпонентная система (виды, жанры). Традиционная народная культура, фольклор и массовая культура. Фольклор и антифольклор в индустриальном обществе. Фольклор как культурное наследие, аккумулированный опыт народа, объединяю­щее начало, социализирующая и познавательная система. Общече­ловеческие, вечные ценности в фольклоре народов ЮФО и их этни­ческая специфика. Работа над художественным образом произведения, анализ, его характера и особенностей исполнения. Разучивание песен «По-над Доном», «Из-за леса едут казаки», «Эй, хорунжий», «Конь боевой», «По казачьей стране», «Скакал казак через долину», «Кубанская казачья», «Как за Кубанью, за рекою», «Проводы казака», «Ой, то не вечер».


Раздел 3. Опорное дыхание, артикуляция, певческая позиция. (6 ч.)

Понятие опорного дыхания, артикуляции, певческой позиции. Выстраивание, соедине­ние и сглаживание регистров. Упражнения на сглаживание регистров. Использование певческих навыков. Правильная позиция артикуляционного аппарата при пении. Особенности произношения согласных при исполнении произведений. Разучивание песен «Душа казака», «Эх, казаки», «Шашки наголо», «На Дону, на Доне».


Раздел 4. Ансамбль голосов как элемент вокальной звучности. (3 ч.)

Ансамбль голосов как элемент вокальной звучности. Художественное единство текста и музыки. Согласованность, взаимодействие всех средств музыкальной выразительности. Разучивание песен «Iхали козаки із Дону додому», «Конь золотой», «Сотник».


Раздел 5. Разновидности ансамблевого звучания. (10 ч.)

Разновидности ансамблевого звучания. Унисон. Динамика. Тембр. Ритм. Понятие унисона, динамики, тембра, ритма. Необходимые условия для достижения ансамблевого звучания. Выразительные средства исполнения. Закрепление сознательного отношения к своему пе­нию и пению товарищей, выполнение правил пения, охраны голоса. Работа над чистотой интонирования унисонов и многоголосья. Формирование певческой культуры. Разучивание музыкального материала с сопровождением и без него. Работа с солистами и ансамблем. Совершенствование исполнительского мастерства. Разучивание песен «Конь вороной», «У реки, у Терека», «За Уралом гулял удалой казак», «Поехал казак на чужбину», «Жеребенок».



Раздел 6. Подготовка к выступлениям. Участие в концертах. (2 ч.)

Разучивание песен «Синеокая Кубань», «Как за реченькой умирал казак», «Казачьи песни ходят по России», «Iхав козак містом», «Казак уходил на войну», «Засвистали казаченьки», «Казачья песня», «Казачий разъезд», «Есаул», «Казачий круг».


Тематическое планирование.


Первый год обучения

Раздел

Кол-во ча

сов

Темы

Кол-во ча

сов

Основные виды деятельности обучающихся (на уровне универсальных учебных действий)

Знакомство с казачьими коллективами России, Кубани.

10

«Кубанский казачий хор».

1

Наблюдать за музыкой в жизни человека.

Различать настроения, чувства и характер чело­века, выраженные в музыке.

Проявлять эмоциональную отзывчивость, лич­ностное отношение при восприятии и исполнении музыкальных произведений. Словарь эмоций.

Исполнять песни (соло, ансамблем, хором), играть на детских элементарных музыкальных инструментах (в ансамбле, в оркестре).

Сравнивать музыкальные и речевые интона­ции, определять их сходство и различия.

Осуществлять первые опыты импровизации и сочинения в пении, игре, пластике.

Инсценировать для школьных праздников му­зыкальные образы песен, пьес программного содер­жания, народных сказок.

Участвовать в совместной деятельности (в груп­пе, в паре) при воплощении различных музыкаль­ных образов.

Подбирать стихи и рассказы, соответствующие настроению песен.



Государственный концертный ансамбль танца и песни "Казачья вольница".

1



Ансамбль казачьей песни «Воля».

1



Ансамбль казачьей песни «Казачья душа».

1



Народный ансамбль "Ишь ты, подишь ты!".

1



Ансамбль казачьей песни "Родня".

1



Народный казачий ансамбль «Майдан».

1



Фольклорный ансамбль казачьей песни «Соловейко».

1



Государственный концертный ансамбль "Ивушка".

1



Ансамбль казачьей песни. «Криница».



1

Многообразие жанров кубанских казачьих песен.

8

Баллады и былины.





1

Сравнивать музыкальные произведения разных жанров.

Исполнять различные по характеру песни.

Сравнивать речевые и музыкальные интона­ции, выявлять их принадлежность к различным жанрам музыки народного творчества.

Импровизировать (вокальная, инструменталь­ная, танцевальная импровизации) в характере ос­новных жанров музыки.

Разучивать и исполнять образцы музыкально-поэтического творчества (скороговорки, хороводы, игры, стихи).

Разыгрывать народные песни, участвовать в коллективных играх-драматизациях.

Подбирать изображения знакомых музыкаль­ных инструментов к соответствующей музыке.

Воплощать в рисунках образы полюбившихся героев музыкальных произведений и представлять их на выставках детского творчества.

Инсценировать песни, танцы, марши из народных песен, демонстрировать их на концертах для родителей, школьных праздниках и т. п.



Исторические песни.

1



Трудовые и лирические песни.

1



Солдатские песни.

1



Жанр страдания.

1



Календарные песни.

1



Свадебные песни.

1



Плясовые песни.




Хороводные песни и частушки.


















1

Народные кубанские обряды прошлого как синтез современных культур.

8

Знакомство с народными кубанскими обрядами прошлого.




1

Узнавать тембры народных инструментов сопоставлять их с музыкальными образа­ми песен.

Участвовать в коллективном воплощении му­зыкальных образов (пластические этюды, игра в дирижера, драматизация) на занятиях и школьных праздниках.

Выявлять выразительные и изобразительные особенности музыки в их взаимодействии.

Соотносить характер звучащей музыки с ее нотной записью.

Передавать свои музыкальные впечатления в рисунке.

Понимать триединство деятельности компози­тора — исполнителя — слушателя.

Анализировать художественно-образное содер­жание, музыкальный язык произведений народного искусства.

Исполнять различные по образному содержа­нию образцы профессионального и музыкально-поэтического творчества.

Оценивать собственную музыкально-творчес­кую деятельность и деятельность одноклассников.

Узнавать изученные музыкальные сочинения и называть их авторов.

Называть и объяснять основные термины и понятия музыкального искусства.

Определять взаимосвязь вырази-тельности и изобразительности в музыкальных и живописных произведениях.

Проявлять интерес к концертной деятельности известных кубанских исполнителей и исполнительских кол­лективов, музыкальным конкурсам и фестивалям.

Участвовать в концертах, фестивалях детского творчества.



Зимние Святки.

1



Колядки и щедровки.

1



Масленица и масленичные песни.

1



Прощёный день и Великий пост.

1



Пасха. Весенние хороводы.

1



Вознесение и Троица.

1



Праздник Ивана Купала.




























1

Обрядовый «венок» казачьих песен.

3

Свадебные песни.

1

Передавать в исполнении характер народных и духовных песнопений.

Эмоционально откликаться на живописные, музыкальные и литературные образы.

Сопоставлять средства выразительности музы­ки и живописи.

Передавать с помощью пластики движений, детских музыкальных инструментов разный харак­тер колокольных звонов.

Исполнять рождественские песни на уроке и дома.

Интонационно осмысленно исполнять сочине­ния разных жанров и стилей.

Осуществлять опыты сочинения мелодий, рит­мических, пластических и инструментальных имп­ровизаций на тексты народных песенок, попевок, закличек.



Свадебные причитания.

1



Погребальный обряд.

1

Народную песню не поют, а играют.

3

Хоровод как форма общения молодёжи.

1

Разыгрывать народные игровые песни, песни-диалоги, песни-хороводы.

Общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного (хорового и инстру­ментального) воплощения различных образов кубанского фольклора.

Исполнять выразительно, интонационно осмыс­ленно народные песни, танцы, инструментальные наигрыши на традиционных народных праздниках.

Подбирать простейший аккомпанемент к пес­ням, танцам своего народа России.

Узнавать народные мелодии в сочинениях рус­ских композиторов.

Выявлять особенности традиционных праздни­ков Кубани.

Различать, узнавать народные песни разных жанров и сопоставлять средства их выразитель­ности.

Создавать музыкальные композиции (пение, музыкально-пластическое движение, игра на эле­ментарных инструментах) на основе образцов оте­чественного музыкального фольклора.

Использовать полученный опыт общения с фольклором в досуговой и внеурочной формах де­ятельности.

Интонационно осмысленно исполнять кубанские народные песни, танцы, инструментальные наиг­рыши разных жанров.



Лирические песни.

1



Плясовые песни.

1

Подготовка к выступлениям. Участие в концертах.

2

Подготовка к выступлениям.



1

Выявлять настроения и чувства человека, вы­раженные в музыке.

Выражать свое эмоциональное отношение к искусству в процессе исполнения музыкальных произведений (пение, художественное движение, пластическое интонирование и др.).

Петь мелодии с ориентации на нотную запись.

Знать песни о героических событиях истории Кубани и исполнять их на уроках и школьных праздниках.

Интонационно осмысленно исполнять сочине­ния разных жанров.

Участвовать в подготовке и проведении заключительного урока-концерта.



Участие в концертах.

















1

Итого часов

34









Второй год обучения

Раздел

Кол-во часов

Темы

Кол-во часов

Основные виды деятельности обучающихся (на уровне универсальных учебных действий)

Роль песни в старинных казачьих обрядах.

10

Календарный год как круг времени (цикл).

1

Распознавать и оценивать выразительные и изобразительные особенности музыки в их взаимо­действии.

Понимать художественно-образное содержание музыкального произведения и раскрывать сред­ства его воплощения.

Передавать интонационно-мелодические осо­бенности музыкального образа в слове, рисунке, движении.

Находить (обнаруживать) общность интона­ции в музыке, живописи, поэзии.

Разрабатывать сценарии отдельных сочинений.

Выявлять ассоциативно-образные связи музы­кальных и живописных произведений.

Участвовать в сценическом воплощении народных кубанских песен.



Идеи перехода природы и жизни людей в новое состояние.

1



Деление года на сезоны.

1



Праздник и ритуал как основная форма разграничения времени.

1



Основные календарные праздники и обряды кубанских казаков.

1



Роль песни в свадебном обряде.

1



Роль песни в масленице. Колядки.

1



Роль песни в зимних Святках, Пасхе.

1



Роль песни в Вознесении и Троице.

1



Величальные песни.

1

Знакомство с различной манерой пения.

6

Расширение общемузыкального кругозора учащихся.

1

Обнаруживать сходство и различия русских и кубанских произведений искусства (музыка, архитектура, живопись).

Определять образный строй музыки с помощью «словаря эмоций».

Знакомиться с жанрами церковной музыки (тропарь, молитва, величание), песнями, балладами на религиозные сюжеты.

Иметь представление о религиозных праздни­ках Кубани и традициях их воплощения.

Интонационно осмысленно исполнять сочине­ния разных жанров и стилей.



Ознакомление учащихся с народными и композиторскими произведениями.

1



Знакомство с народной манерой исполнения.

1



Знакомство с классической манерой исполнения.

1



Знакомство с эстрадной манерой исполнения.

1



Манера исполнения вокальных произведений разных народов.

1

Шуточные и плясовые песни.

2

Пляска и плясо­вые песни. Два пласта в плясовой культуре: традиционный и более поздний.

1

Выявлять общность жизненных истоков и осо­бенности народного и профессионального музы­кального творчества.

Рассуждать о значении повтора, контраста, сопоставления как способов развития музыки.

Разыгрывать народные песни по ролям, участ­вовать в коллективных играх-драматизациях.

Принимать участие в традиционных праздни­ках народов Кубани.

Участвовать в сценическом воплощении народных песен.

Выразительно, интонационно осмысленно ис­полнять сочинения разных жанров и стилей.



Сюжеты и поэтическое строение. Роль инструментального сопровождения.









1

Историческая тема в казачьих песнях.

6

Песни с историческими сюжетами как фольклорное явление.

1

Рассуждать о значении дирижера, режиссера, художника-постановщика в создании музыкального спектакля.

Участвовать в сценическом воплощении от­дельных фрагментов музыкального спектакля.

Сравнивать образное содержание музыкальных тем по нотной записи.

Воплощать в пении или пластическом интони­ровании сценические образы на уроках и школьных концертах.

Исполнять интонационно осмысленно мелодии песен кубанских казаков.



Многожанровый характер исторических песен.

1



Суть поэтического содержания истори­ческих песен.

1



Типы главных персонажей историчес­ких песен

1



Отра­жение в исторических песнях истории образования и развития Ку­банского казачества.

1



Про­должение традиции сложения исторических песен в XX веке.

1

Военная тема в казачьих песнях.

8

Воинская служба кубанских казаков как основа и смысл их жизнедеятельности.

1

Наблюдать за развитием музыки разных форм и жанров.

Узнавать стилевые особенности, характерные черты музыкальной речи разных композиторов.

Моделировать в графике звуковысотные и ритмические особенности мелодики произведения.

Определять виды музыки, сопоставлять музы­кальные образы в звучании различных народных музыкаль­ных инструментов.

Различать на слух старинную и современную музыку.

Узнавать тембры музыкальных инструментов.

Называть исполнительские коллективы и име­на известных кубанских испол­нителей.



Изучение военной темы в казачьих песнях.

1



Воинский фольклор

1



Полковые песни.

1



Инструментальные формы казачьей музыки.

1



Мужские мотивы в кубанском казачь­ем фольклоре.

1



Песни, исполнявшиеся при проводах на службу казака.

1



Распро­странённые поэтические сюжеты, их мотивы и образы.

1

Подготовка к выступлениям. Участие в концертах.

2

Подготовка к выступлениям.

1

Различать тембры народных музыкальных инструментов и оркестров.

Знать народные обычаи, обряды, особенности проведения народных праздников.

Исследовать историю создания музыкальных инструментов.

Общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного (хорового и инстру­ментального) воплощения различных художествен­ных образов.

Осуществлять опыты импровизации и сочине­ния на предлагаемые тексты.

Овладевать приемами мелодического варьиро­вания, подпевания, «вторы», ритмического сопро­вождения.

Рассуждать о значении преобразующей силы музыки. Создавать и предлагать собственный испол­нительский план разучиваемых музыкальных про­изведений.

Интонационно осмысленно исполнять сочине­ния разных жанров и стилей.

Участвовать в подготовке и проведении заключительного урока-концерта.



Участие в концертах.

1

Итого часов

34



























Третий год обучения

Раздел

Кол-во ча

сов

Темы

Кол-во ча

сов

Основные виды деятельности обучающихся (на уровне универсальных учебных действий)

Фольклор как средство общения между людьми.

6

Роль музыкального искусства в обществе.

1

Наблюдать за музыкой в жизни человека.

Различать настроения, чувства и характер чело­века, выраженные в музыке.

Проявлять эмоциональную отзывчивость, лич­ностное отношение при восприятии и исполнении музыкальных произведений. Словарь эмоций.

Исполнять песни (соло, ансамблем, хором), играть на детских элементарных музыкальных инструментах (в ансамбле, в оркестре).

Сравнивать музыкальные и речевые интона­ции, определять их сходство и различия.

Осуществлять первые опыты импровизации и сочинения в пении, игре, пластике.

Инсценировать для школьных праздников му­зыкальные образы песен, пьес программного содер­жания, народных сказок.

Участвовать в совместной деятельности (в груп­пе, в паре) при воплощении различных музыкаль­ных образов.

Подбирать стихи и рассказы, соответствующие настроению песен.



Музыка как уникальное средство коммуникации между людьми.

1



Музыкальный фольклор как особая форма самовыражения.

1



Музыкальный фольклор народов России.

1



Музыкальный фольклор народов Кубани.

1



Знакомство с произведениями различных жанров, манерой исполнения.









1

Казачьи песни в современной интерпретации.

7

Фольклор в узком и широком смысле слова.

1

Сравнивать музыкальные произведения разных жанров.

Исполнять различные по характеру песни.

Сравнивать речевые и музыкальные интона­ции, выявлять их принадлежность к различным жанрам музыки народного творчества.

Импровизировать (вокальная, инструменталь­ная, танцевальная импровизации) в характере ос­новных жанров музыки.

Разучивать и исполнять образцы музыкально-поэтического творчества (скороговорки, хороводы, игры, стихи).

Разыгрывать народные песни, участвовать в коллективных играх-драматизациях.

Подбирать изображения знакомых музыкаль­ных инструментов к соответствующей музыке.

Воплощать в рисунках образы полюбившихся героев музыкальных произведений и представлять их на выставках детского творчества.

Инсценировать песни, танцы, марши из народных песен, демонстрировать их на концертах для родителей, школьных праздниках и т. п.



Фольклор как все­объемлющая многокомпонентная система (виды, жанры).

1



Традиционная народная культура.

1



Фольклор и массовая культура.

1



Фольклор и антифольклор в индустриальном обществе.

1



Фольклор как культурное наследие, аккумулированный опыт народа.

1



Общече­ловеческие, вечные ценности в фольклоре народов ЮФО и их этни­ческая специфика.








1

Опорное дыхание, артикуляция, певческая позиция.

6

Понятие опорного дыхания.




1

Размышлять о народной музыке, ее ха­рактере и средствах выразительности.

Подбирать слова, отражающие содержание му­зыкальных произведений (словарь эмоций).

Воплощать характер и настроение песен о Ро­дине в своем исполнении на занятиях и школьных праздниках.

Воплощать художественно-образное содержание музыки в пении, слове, пластике, рисунке и др.

Исполненять Гимн России.

Участвовать в хоровом исполнении гимнов своей республики, края, города, школы.

Закреплять основные термины и понятия му­зыкального искусства.

Исполнять мелодии с ориентацией на нотную запись.

Расширять запас музыкальных впечатлений в самостоятельной творческой деятельности.

Интонационно осмысленно исполнять сочине­ния разных жанров и стилей.



Понятие артикуляции, певческой позиции.

1



Выстраивание, соедине­ние и сглаживание регистров.

1



Упражнения на сглаживание регистров.

1



Использование певческих навыков.

1



Правильная позиция артикуляционного аппарата при пении.

1



Особенности произношения согласных при исполнении произведений.



Ансамбль голосов как элемент вокальной звучности.

3

Ансамбль голосов как элемент вокальной звучности.

1

Передавать в исполнении характер народных и духовных песнопений.

Эмоционально откликаться на живописные, музыкальные и литературные образы.

Сопоставлять средства выразительности музы­ки и живописи.

Передавать с помощью пластики движений, детских музыкальных инструментов разный харак­тер колокольных звонов.

Исполнять рождественские песни на уроке и дома.

Интонационно осмысленно исполнять сочине­ния разных жанров и стилей.

Осуществлять опыты сочинения мелодий, рит­мических, пластических и инструментальных имп­ровизаций на тексты народных песенок, попевок, закличек.



Художественное единство текста и музыки.

1



Согласованность, взаимодействие всех средств музыкальной выразительности.

1

Разновидности ансамблевого звучания.

10

Разновидности ансамблевого звучания.


1

Узнавать тембры народных инструментов сопоставлять их с музыкальными образа­ми песен.

Участвовать в коллективном воплощении му­зыкальных образов (пластические этюды, игра в дирижера, драматизация) на занятиях и школьных праздниках.

Выявлять выразительные и изобразительные особенности музыки в их взаимодействии.

Соотносить характер звучащей музыки с ее нотной записью.

Передавать свои музыкальные впечатления в рисунке.

Понимать триединство деятельности компози­тора — исполнителя — слушателя.

Анализировать художественно-образное содер­жание, музыкальный язык произведений народного искусства.

Исполнять различные по образному содержа­нию образцы профессионального и музыкально-поэтического творчества.

Оценивать собственную музыкально-творчес­кую деятельность и деятельность одноклассников.

Узнавать изученные музыкальные сочинения и называть их авторов.

Называть и объяснять основные термины и понятия музыкального искусства.

Определять взаимосвязь выразительности и изобразительности в музыкальных и живописных произведениях.

Проявлять интерес к концертной деятельности известных кубанских исполнителей и исполнительских кол­лективов, музыкальным конкурсам и фестивалям.

Участвовать в концертах, конкурсах, фестивалях детского творчества.



Понятие унисона и динамики.

1



Понятие тембра и ритма.

1



Необходимые условия для достижения ансамблевого звучания.

1



Выразительные средства исполнения.


1



Закрепление сознательного отношения к пе­нию.

1



Выполнение правил пения, охраны голоса.

1



Работа над чистотой интонирования унисонов и многоголосья.

1



Формирование певческой культуры.

1



Разучивание музыкального материала с сопровождением и без него.

1

Подготовка к выступлениям. Участие в концертах.

2

Подготовка к выступлениям.



1

Выявлять настроения и чувства человека, вы­раженные в музыке.

Выражать свое эмоциональное отношение к искусству в процессе исполнения музыкальных произведений (пение, художественное движение, пластическое интонирование и др.).

Петь мелодии с ориентации на нотную запись.

Передавать в импровизации интонационную выразительность музыкальной и поэтической речи.

Знать песни о героических событиях истории Кубани и исполнять их на уроках и школьных праздниках.

Интонационно осмысленно исполнять сочине­ния разных жанров.

Участвовать в подготовке и проведении заключительного урока-концерта.



Участие в концертах.











1

Итого часов

34






Предполагаемые результаты реализации программы.

1. У большинства детей в результате педагогической диагностики будут выявлены следующие качества «выше среднего показателя»:

- уверенность в себе;

- смелость;

- настойчивость;

- выдержку и терпение;

- трудолюбие;

- ответственность;

- организованность;

- отзывчивость;

- общительность;

- вежливость;

- аккуратность.


2. Дети будут знать песни кубанского казачьего репертуара и иметь желание их петь.

3. У детей будет сформирована мотивация для использования кубанского фольклора в повседневной жизни.

4. Совместное изучение кубанского песенного репертуара детей и родителей, что способствует укреплению внутрисемейных связей.


Условия реализации программы;


Ресурсное обеспечение программы:

Наличие кабинета музыки.

Программа кружка «Песни в жизни кубанского казачества».

Электронное пианино.

Компьютер, магнитофон.

Мультимедиапроектор.

Звукозаписывающая аппаратура

Звуковоспроизводящая аппаратура.

Актовый зал.


Программой предусмотрена работа с родителями, а также работа в тесном контакте с общественными организациями:

Индивидуальные консультации.

Патронаж кадетского казачьего класса Красносельским казачеством.

Участие в работе родительских собраний.

Открытые занятия и дни открытых дверей.

Выступления на концертах и фестивалях.

Помощь родителей в подготовке к выступлениям.


Методическое обеспечение программы:


диски с записями концертов казачьих коллективов;

диски с художественными фильмами о казаках;

сборники казачьих песен.


Формы контроля.

В планировании учебных занятий сочетаются лекции учителя, экскурсии в музеи, участие в концертах, сообщения учащихся, их самостоятельная работа с книгой и документами, практикумы с широкой организацией обучения на основе диалога.




























6. Материально-техническое обеспечение.


Бондарь Н.И. Календарные праздники и обряды кубанского казачества.- Краснодар, 2003.

Великая Н.Н. Из истории и культуры линейного казачества Северного Кавказа. Материалы Седьмой Международной Кубанско-Терской научно-практической конференции. – Армавир, 2010.

Виноградов Б.В. Очерки 5-6  // Северный Кавказ с древнейших времен до начала ХХ столетия (историко-этнографические очерки). - Пятигорск, 2010.

Голованова Светлана Александровна Фольклор казачества как неотъемлемая часть северо-кавказского этнокультурного пространства: Материалы Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 275-летию города Кизляра. Махачкала, 2010.

Захарченко В.Россия! Русь! Храни себя, храни! Песни для народного хора и солистов на стихи русских поэтов. Том 2. – Краснодар: Диапозон – В, 2008.

Левченко В., Кудинов К. Казаки - рыцари русского дух - Екатеринодар: Новый поворот, 2011.

Песни линейных казаков в репертуаре детского фольклорного ансамбля. Под ред. Пономаренко О.А. Армавир, 2007.

Песни линейных казаков Кубани. /Под ред. Захарченко В.Г. – Краснодар, 2008.

Пономаренко О.А. Проводы казака-линейца на военную службу. – Армавир, 2006.

Пономаренко О.А. Театр казачьего фольклора. Мет.пособие. –Армавир, 2004.

Пономаренко О.А. Фольклорные праздники в школе. Мет. пособие. – Армавир,2002.

Федосов П.С. Казачий мир: казачий традиции, обряды и кален

Самин Д.К. «Сто великих композиторов», М.,Вече, 2010г.

Щелкунова И.А., Пономаренко О.А. Казачий кардон. Жизнь казака-линнейца в песенном фольклоре Кубани. Мет.пособие.-Армавир, 2006.

www.fstanitsa . ru

zaimka.ru.kazaki

www.cossackweb.com

udona.narod.ru.

belkazak.narod.ru.

www.kuban.xxi.h1/ru/

www.ic. omskreq.ru/-archive

region.kuban.info

Музыкальный класс. 000 «Нью Медиа Дженерейшн».

Электронный образовательный ресурс (ЭОР) нового поколения (НП).

Мультимедийная программа «История музыкальных инструментов».

Российский общеобразовательный портал - http://music.edu.ru/.







30


Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.