Рабочая программа курса внеурочной деятельности по географии «Моя малая Родина»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Моя малая Родина»
Направление - духовно-нравственное
Возраст обучающихся – 7-9 класс
Срок реализации программы – 1 год
Составитель: Волобуева Лариса Николаевна - учитель географии, биологии
ГОУ РК «РЦО»
г. Сыктывкар
2023 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Моя малая Родина» составлена на основе:
- Федерального закона от 29.12.2012 г. № 237-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации;
- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утверждённого Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г. № 1897 (с изменениями, внесенными Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.12.2015 г. № 1577).
Программа разработана с учётом:
- СанПиН 2,4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 г, № 189,зарегистрированы в Минюсте России 03.03.2011 г. № 199993);
- учебного плана внеурочной деятельности для 7-9 классов;
-требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования и программы формирования универсальных учебных действий.
Данная программа имеет духовно-нравственную направленность, которая направлена на освоение детьми духовных ценностей мировой и отечественной культуры, подготовка их к самостоятельному выбору нравственного образа жизни, формирование гуманистического мировоззрения, стремления к самосовершенствованию и воплощению духовных ценностей в жизненной практике.
Новизна, актуальность курса заключается в более глубоком и подробном изучении своего родного края – Республики Коми.
Цель курса: воспитание гражданина России, патриота малой родины, знающего и любящего свой край, желающего сохранить его и принять активное участие в его развитии; создание условий для всестороннего развития личности.
Задачи:
1. Продолжить формирование географических знаний о Республике Коми: основных природных и экологических процессах, представлений о единстве и взаимосвязи природных комплексов, значения охраны окружающей среды и рационального природопользования;
2. Организовать мероприятия, направленные на наиболее полное включение учащихся в проблематику значения охраны окружающей среды и рационального природопользования;
3. Развивать гражданские качества, патриотическое отношение к России и Коми краю;
4. Продолжить формирование навыков работы с географической информацией;
5. Развивать познавательный интерес учащихся к краеведению, интеллектуальные и творческие способности;
6. Стимулировать стремление знать как можно больше о родном крае.
В реализации данной программы курса внеурочной деятельности участвуют учащиеся 7-9 классов.
Формы и режим занятий:
Программа рассчитана на 17 часов (по 0,5 часа в неделю).
Формы организации учебных занятий: групповая, работа в парах, индивидуальная.
Формы учебных занятий: практические работы, беседа, конференция, проектная деятельность.
Основные виды учебной деятельности: слушание объяснений учителя, слушание и анализ выступлений своих товарищей, систематизация учебного материала, наблюдение за демонстрацией учителя, индивидуальная работа, чтение статей, информационный материал, ответы на вопросы анкеты, проблемные задания, выполнение санитарно-гигиенических требований, тестирование, выполнение творческих заданий, участие в проектных и исследовательских работах, конференциях, тематических неделях.
Промежуточная аттестация в рамках внеурочной деятельности не проводится.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА
Обучение учащихся по программе направлено на достижение личностных и метапредметных результатов освоения содержания.
Личностными результатами изучения данного курса являются:
- воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
- формирование ответственного отношения к учению, готовности к саморазвитию и самообразованию;
- формирование умения самостоятельно мотивировать свою учебную деятельность;
- знание основных принципов и правил отношения к своему здоровья и здоровью окружающих, основ здорового образа жизни и здоровье- сберегающих технологий;
- формирование интеллектуальных умений, строить рассуждения, анализировать, делать выводы;
- формирование познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение здорового образа жизни;
- участие в школьной общественной жизни в пределах возрастных компетенций;
- формирование нравственных чувств и нравственного поведения,
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности.
Метапредметными результатами программы являются следующие универсальные учебные действия (УУД).
Регулятивные УУД:
- принимать, определять и формулировать цели деятельности с помощью учителя и самостоятельно;
- определять последовательность действий на уроке – работать по предложенному учителем плану, а также самостоятельно планировать действия и их выполнение;
- выдвигать гипотезы, предположения;
- давать оценку деятельности совместно с учителем и сверстниками, а также самостоятельно.
Познавательные УУД:
- выполнять предварительный отбор источников информации: ориентироваться в дополнительной литературе (на развороте, в оглавлении, в словаре);
- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя средства ИКТ, свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятиях по основам здорового образа жизни;
- преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем, таблиц); находить и формулировать решение задачи с помощью моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков).
Коммуникативные УУД:
- умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи;
- слушать и понимать речь других;
- совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им;
- учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Способы оценки уровня достижения планируемых результатов: беседа, наблюдение, выполнение практических работ, защита творческого проекта и т. д.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Введение. Краеведение — изучаем РК. Республика Коми на карте России и мира.
Особенности природы и природные ресурсы РК.
Рельеф РК. Горы РК. Равнины РК. Минеральные ресурсы РК.
Климат РК. Построение графика годового хода температуры воздуха для города Сыктывкара. Влияние температурного режима на жизнь и хозяйство населения. Особенности розы ветров города Сыктывкара.
Внутренние воды и водные ресурсы РК. Болота РК. Многолетняя мерзлота и её влияние на хозяйство РК.
Почвы РК и почвенные ресурсы.
Биологические ресурсы РК. Заповедники и национальные парки РК. Печоро-Илычский заповедник. Национальный парк «Югыд ва». Красная Книга Республики Коми. Уникальные природные комплексы Республики Коми.
Влияние природных условий РК на жизнь и здоровье человека.
Антропогенные воздействия на природу.
Рациональное природопользование.
Экологическая ситуация в РК.
Обобщение. Составление презентаций для экологической конференции «Республика любимая моя»
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п |
Тема занятия |
Количество часов |
Форма проведения занятия |
|
1. Введение (2 ч.) |
||||
1. |
Краеведение — изучаем Республику Коми. |
1 |
Рассказ учителя, беседа. Презентация. |
|
2. |
Республика Коми на карте России и мира. |
1 |
Работа с картами. |
|
2. Особенности природы и природные ресурсы РК. (13 ч.) |
||||
Рельеф РК (3 ч.) |
||||
3. |
Горы РК. |
1 |
Работа в парах с различными источниками. |
|
4. |
Равнины РК |
1 |
Работа в парах с различными источниками. |
|
5. |
Минеральные ресурсы РК. |
1 |
Работа в парах с различными источниками. |
|
Климат РК (3 ч.) |
||||
6. |
Температура воздуха. Построение графика годового хода температуры воздуха для города Сыктывкара. |
1 |
Беседа. Работа в парах Составление ментальной карты «Климат РК». Работа с климатическими картами РК и города Сыктывкара. |
|
7. |
Влияние температурного режима на жизнь и хозяйство населения. |
1 |
Рассказ учителя. Работа с климатическими и экономическими картами РК и города Сыктывкара. |
|
8. |
Особенности розы ветров города Сыктывкара. |
1 |
Рассказ учителя. Работа с климатическими картами РК и города Сыктывкара. Составление розы ветров города Сыктывкара. |
|
Внутренние воды и водные ресурсы РК (2 ч.) |
||||
9. |
Болота РК. Многолетняя мерзлота и её влияние на хозяйство РК.
|
1 |
Рассказ учителя. Работа с физическими картами РК. Составление карты болот РК. |
|
10. |
Многолетняя мерзлота и её влияние на хозяйство РК.
|
1 |
Рассказ учителя. Работа физическими картами РК. Составление карты многолетней мерзлоты РК. |
|
Почвы РК и почвенные ресурсы (1 ч.) |
||||
11. |
Особенности почв РК. Описание почв своей местности. |
1 |
Рассказ учителя. Работа с картами почв РК. Составление презентации: «Почвы города Сыктывкара». |
|
Биологические ресурсы РК (4 ч.) |
||||
12. |
Печоро-Илычский заповедник. |
1 |
Рассказ учителя. Работа в парах. Составление визитной карточки «Печоро-Илычский заповедник». |
|
13. |
Национальный парк «Югыд ва». |
1 |
Рассказ учителя. Работа в парах. Составление визитной карточки «Национальный парк «Югыд Ва». |
|
14. |
Красная Книга Республики Коми. |
1 |
Рассказ учителя. Работа в парах. Создание буклета «Они нуждаются в защите». |
|
15. |
Знакомство с уникальными природными комплексами Республики Коми. |
1 |
Рассказ учителя. Работа в парах. Составление буклета «Волшебные уголки моего края». |
|
3. Обобщение (2 ч.) |
||||
16. |
Подготовка к экологической конференции «Республика любимая моя» |
2 |
Работа в парах по составлению презентаций и докладов на основе собранного материала на предыдущих занятиях. |
|
17. |
Презентация проектов. |
1 |
Защита проектов. Выступление учащихся. |