Рабочая программа курса внеурочной деятельности по географии «Моя малая Родина»

5
0
Материал опубликован 22 March 2023 в группе

 

 

 

 

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

 

«Моя малая Родина»

 

 

 

 

 

Направление - духовно-нравственное

 

Возраст обучающихся – 7-9 класс

 

Срок реализации программы – 1 год

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Составитель: Волобуева Лариса Николаевна - учитель географии, биологии

ГОУ РК «РЦО»

 

 

 

 

 

 

 

г. Сыктывкар

2023 г.

 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Моя малая Родина» составлена на основе:

- Федерального закона от 29.12.2012 г. № 237-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации;

- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утверждённого Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г. № 1897 (с изменениями, внесенными Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.12.2015 г. № 1577).

Программа разработана с учётом:

- СанПиН 2,4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 г, № 189,зарегистрированы в Минюсте России 03.03.2011 г. № 199993);

- учебного плана внеурочной деятельности для 7-9 классов;

-требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования и программы формирования универсальных учебных действий.

Данная программа имеет духовно-нравственную направленность, которая направлена на освоение детьми духовных ценностей мировой и отечественной культуры, подготовка их к самостоятельному выбору нравственного образа жизни, формирование гуманистического мировоззрения, стремления к самосовершенствованию и воплощению духовных ценностей в жизненной практике.

Новизна, актуальность курса заключается в более глубоком и подробном изучении своего родного края – Республики Коми.

Цель курса: воспитание гражданина России, патриота малой родины, знающего и любящего свой край, желающего сохранить его и принять активное участие в его развитии; создание условий для всестороннего развития личности.

Задачи:

1. Продолжить формирование географических знаний о Республике Коми: основных природных и экологических процессах, представлений о единстве и взаимосвязи природных комплексов, значения охраны окружающей среды и рационального природопользования;

2. Организовать мероприятия, направленные на наиболее полное включение учащихся в проблематику значения охраны окружающей среды и рационального природопользования;

3. Развивать гражданские качества, патриотическое отношение к России и Коми краю;

4. Продолжить формирование навыков работы с географической информацией;

5. Развивать познавательный интерес учащихся к краеведению, интеллектуальные и творческие способности;

6. Стимулировать стремление знать как можно больше о родном крае.

В реализации данной программы курса внеурочной деятельности участвуют учащиеся 7-9 классов.

Формы и режим занятий:

Программа рассчитана на 17 часов (по 0,5 часа в неделю).

Формы организации учебных занятий: групповая, работа в парах, индивидуальная.

Формы учебных занятий: практические работы, беседа, конференция, проектная деятельность.

Основные виды учебной деятельности: слушание объяснений учителя, слушание и анализ выступлений своих товарищей, систематизация учебного материала, наблюдение за демонстрацией учителя, индивидуальная работа, чтение статей, информационный материал, ответы на вопросы анкеты, проблемные задания, выполнение санитарно-гигиенических требований, тестирование, выполнение творческих заданий, участие в проектных и исследовательских работах, конференциях, тематических неделях.

Промежуточная аттестация в рамках внеурочной деятельности не проводится.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА

 

Обучение учащихся по программе направлено на достижение личностных и метапредметных результатов освоения содержания.

Личностными результатами изучения данного курса являются:

- воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

- формирование ответственного отношения к учению, готовности к саморазвитию и самообразованию;

- формирование умения самостоятельно мотивировать свою учебную деятельность;

- знание основных принципов и правил отношения к своему здоровья и здоровью окружающих, основ здорового образа жизни и здоровье- сберегающих технологий;

- формирование интеллектуальных умений, строить рассуждения, анализировать, делать выводы;

- формирование познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение здорового образа жизни;

- участие в школьной общественной жизни в пределах возрастных компетенций;

- формирование нравственных чувств и нравственного поведения,

- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности.

 

Метапредметными результатами программы являются следующие универсальные учебные действия (УУД).

Регулятивные УУД:

- принимать, определять и формулировать цели деятельности с помощью учителя и самостоятельно;

- определять последовательность действий на уроке – работать по предложенному учителем плану, а также самостоятельно планировать действия и их выполнение;

- выдвигать гипотезы, предположения;

- давать оценку деятельности совместно с учителем и сверстниками, а также самостоятельно.

Познавательные УУД:

- выполнять предварительный отбор источников информации: ориентироваться в дополнительной литературе (на развороте, в оглавлении, в словаре);

- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя средства ИКТ, свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятиях по основам здорового образа жизни;

- преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем, таблиц); находить и формулировать решение задачи с помощью моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков).

Коммуникативные УУД:

- умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи;

- слушать и понимать речь других;

- совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им;

- учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

 

Способы оценки уровня достижения планируемых результатов: беседа, наблюдение, выполнение практических работ, защита творческого проекта и т. д.

 

 

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

Введение. Краеведение  — изучаем РК. Республика Коми на карте России и мира.

Особенности природы и природные ресурсы РК.

Рельеф РК. Горы РК. Равнины РК. Минеральные ресурсы РК.

Климат РК. Построение графика годового хода температуры воздуха для города Сыктывкара. Влияние температурного режима на жизнь и хозяйство населения. Особенности розы ветров города Сыктывкара.

Внутренние воды и водные ресурсы РК. Болота РК. Многолетняя мерзлота и её влияние на хозяйство РК.

Почвы РК и почвенные ресурсы.

Биологические ресурсы РК. Заповедники и национальные парки РК. Печоро-Илычский заповедник. Национальный парк «Югыд ва». Красная Книга Республики Коми. Уникальные природные комплексы Республики Коми.

Влияние природных условий РК на жизнь и здоровье человека.

Антропогенные воздействия на природу.

Рациональное природопользование.

Экологическая ситуация в РК.

Обобщение. Составление презентаций для экологической конференции «Республика любимая моя»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

 

п/п

Тема занятия

Количество часов

Форма проведения занятия

1. Введение (2 ч.)

1.

Краеведение  — изучаем Республику Коми.

1

Рассказ учителя, беседа. Презентация.

2.

Республика Коми на карте России и мира.

1

Работа с картами.

2. Особенности природы и природные ресурсы РК.

(13 ч.)

Рельеф РК (3 ч.)

3.

Горы РК.

1

Работа в парах с различными источниками.

4.

Равнины РК

1

Работа в парах с различными источниками.

5.

Минеральные ресурсы РК.

1

Работа в парах с различными источниками.

Климат РК (3 ч.)

6.

Температура воздуха. Построение графика годового хода температуры воздуха для города Сыктывкара.

1

Беседа. Работа в парах

Составление ментальной карты «Климат РК». Работа с климатическими картами РК и города Сыктывкара.

7.

Влияние температурного режима на жизнь и хозяйство населения.

1

Рассказ учителя. Работа с климатическими и экономическими картами РК и города Сыктывкара.

8.

Особенности розы ветров города Сыктывкара.

1

Рассказ учителя. Работа с климатическими картами РК и города Сыктывкара.

Составление розы ветров города Сыктывкара.

Внутренние воды и водные ресурсы РК (2 ч.)

9.

Болота РК. Многолетняя мерзлота и её влияние на хозяйство РК.

 

1

Рассказ учителя. Работа с физическими картами РК. Составление карты болот РК.

10.

Многолетняя мерзлота и её влияние на хозяйство РК.

 

1

Рассказ учителя. Работа физическими картами РК. Составление карты многолетней мерзлоты РК.

Почвы РК и почвенные ресурсы (1 ч.)

11.

Особенности почв РК. Описание почв своей местности.

1

Рассказ учителя. Работа с картами почв РК. Составление презентации: «Почвы города Сыктывкара».

Биологические ресурсы РК (4 ч.)

12.

Печоро-Илычский заповедник.

1

Рассказ учителя. Работа в парах. Составление визитной карточки «Печоро-Илычский заповедник».

13.

Национальный парк «Югыд ва».

1

Рассказ учителя. Работа в парах. Составление визитной карточки «Национальный парк «Югыд Ва».

14.

Красная Книга Республики Коми.

1

Рассказ учителя. Работа в парах. Создание буклета «Они нуждаются в защите».

15.

Знакомство с уникальными природными комплексами Республики Коми.

1

Рассказ учителя. Работа в парах. Составление буклета «Волшебные уголки моего края».

3. Обобщение (2 ч.)

16.

Подготовка к экологической конференции «Республика любимая моя»

2

Работа в парах по составлению презентаций и докладов на основе собранного материала на предыдущих занятиях.

17.

Презентация проектов.

1

Защита проектов. Выступление учащихся.

 


 


 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.