Рабочая программа внеурочной деятельности По предмету (курсу): «Функциональная грамотность (читательская)»
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Бекетовская средняя школа имени Б.Т.Павлова
Вешкаймского района
СОГЛАСОВАНО: УТВЕРЖДАЮ:
Зам. директора по ВР И.О. директора школы:
________ Ю.Е.Немова ________Ю.Е. Немова
№189 от 30.08.2024
Рабочая программа внеурочной деятельности
По предмету (курсу): «Функциональная грамотность (читательская)»
Класс: 1
Учитель: Курапова Лариса Сергеевна
2024-2025 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа "Функциональная грамотность (читательская)" для 1 класса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего образования, примерной программы по литературному чтению, на основе УМК «Литературное чтение», разработанного Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецким, М.В. Головановой. Она разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей учащихся.
Рабочая программа составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:
Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Федерального государственного стандарта начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 года № 373 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;
Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации № 1643 от 29.12.2014 «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6.10.2009 №373 «Об утверждении федерального государственного стандарта начального общего образования»»;
Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 20.05.2020 г. № 254 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;
Санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», которые утверждены Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 №28, а также гигиенических нормативов и требований к обеспечению безопасности и безвредности для человека факторов среды обитания, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28 января 2021 г. № 2 (далее – СанПиН 1.2.3685-21).
Образовательной программы начального общего образования МОУ Бекетовская СШ им. Б.Т.Павлова;
Учебного плана МОУ Бекетовская СШ им. Б.Т.Павлова на 2024-2025 учебный год;
Учебного плана внеурочной деятельности 1-11 классов МОУ Бекетовская СШ им. Б.Т Павлова на 2024-2025 учебный год;
Преемственность программы позволяет от класса к классу проводить системную работу по интеллектуальному развитию и обогащению читательского опыта младшего школьника. Программа способствует овладению обучающимися универсальными учебными действиями (познавательными, коммуникативными, регулятивными, личностными) и читательскими умениями.
Содержание программы создаёт возможность для воспитания грамотного и заинтересованного читателя, знающего литературу своей страны и готового к восприятию культуры и литературы народов других стран. Ученик-читатель овладевает основами самостоятельной читательской деятельности. В процессе общения с книгой развиваются память, внимание, воображение.
Это создание условий для использования полученных знаний и умений на уроках литературного чтения для самостоятельного чтения и работы с книгой. Содержание занятий поможет младшему школьнику общаться с детскими книгами: рассматривать, читать, получать необходимую информацию о книге как из её аппарата, так и из других изданий (справочных, энциклопедических).
Цель: создание условий для формирования личности обучающегося, владеющего основными стратегиями чтения, направленными на достижение читательской грамотности, которая включает в себя умение поиска и анализа информации в тексте, его понимание и интерпретацию, оценку и формирование суждения о тексте.
Задачи:
1. Поддерживать интерес к чтению, сложившийся в начальной школе, формировать духовную и интеллектуальную потребность читать.
2. Обеспечивать общее развитие школьника, понимание научных и художественных текстов различного уровня сложности.
3. Обеспечивать осмысление текстовой информации, учить приобретать и систематизировать научные знания.
4. Развивать функциональную грамотность (способность учащихся свободно использовать навыки чтения и письма для получения текстовой информации, умения пользоваться различными видами чтения).
5. Развивать чувство языка, умения и навыки связной речи, речевую культуру.
6.Преодолевать эпизодичность в решении проблем приобщения к чтению.
7.Возрождать традиции семейного чтения как культурной нормы развития обучающегося.
На изучение «Читательской грамотности» в 1 классе выделяют 33 ч (1 ч в неделю, 33 учебных недель).
Планируемые результаты
Изучение курса «Функциональная грамотность (Читательская )» направлено на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов освоения курса.
Личностные результаты
Личностные результаты имеют направленность на решение задач
воспитания, развития и социализации обучающихся средствами предмета.
гражданско-патриотическое воспитание:
- первоначальные представления о правах и ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических нормах поведения и правилах межличностных отношений;
- умение определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (соблюдать этические нормы);
- умение в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества,
опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, как поступить;
духовно-нравственное воспитание:
- проявление сопереживания, уважения и доброжелательности, в том числе с использованием адекватных языковых средств для выражения своего состояния и чувств;
- неприятие любых форм поведения, направленных на причинение
физического и морального вреда другим людям (в том числе связанного с использованием недопустимых средств языка);
эстетическое воспитание:
- уважительное отношение и интерес к художественной культуре,
восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов;
- бережное отношение к книге, соблюдения порядка на рабочем месте.
физическое воспитание, формирование культуры здоровья
и эмоционального благополучия:
— соблюдение правил здорового и безопасного образа жизни, выполнение общепринятых правил, уважительное отношение друг к другу;
— бережное отношение к физическому и психическому здоровью,
проявляющееся в выборе приемлемых способов речевого самовыражения и соблюдении норм речевого этикета и правил общения.
экологическое воспитание:
— бережное отношение к природе, формируемое в процессе работы с
текстами;
— неприятие действий, приносящих ей вред;
ценности научного познания:
— первоначальные представления о научной картине мира (в том числе первоначальные представления о системе языка как одной из составляющих целостной научной картины мира);
— познавательные интересы, активность, инициативность,
любознательность и самостоятельность в познании, в том числе
познавательный интерес к изучению русского языка, активность и
самостоятельность в его познании.
Метапредметные результаты
Метапредметные результаты освоения по курсу «Читательская
грамотность» отражает овладение универсальными учебными действиями –
познавательными, коммуникативными, регулятивными.
Познавательные универсальные действия.
Базовые логические действия:
- ориентируется в книге (на развороте, в оглавлении, в условных
обозначениях);
- находит ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
- вычитывает все виды текстовой информации: подтекстовую,
концептуальную;
- подробно пересказывает небольшие тексты.
Базовые исследовательские действия:
- пользуется разными видами чтения: изучающим, просмотровым,
ознакомительным;
- извлекает информацию, представленную в разных формах (сплошной текст;
несплошной текст)
- делает выводы в результате совместной работы учащихся и учителя;
- преобразовывает информацию из одной формы в другую:
Работа с информацией:
- выбирает источник получения информации: уточняет смысл незнакомых слов слова по толковому словарю, спрашивает у взрослого;
- умеет в тексте находить нужный ответ на вопрос;
- умеет читать и понимать инструкцию задания, любую другую информацию в виде таблицы, схемы, модели;
- самостоятельно может создавать схемы, модели для представления
решённой задачи.
Коммуникативные универсальные действия.
Общение:
- воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде;
- проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалоги и дискуссии;
- признавать возможность существования разных точек зрения;
- строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;
- создавать устные тексты в соответствии с речевой ситуацией;
- уметь высказаться о результатах парной и групповой работы, о результатах наблюдения, выполненного мини-исследования, проектного задания.
Совместная деятельность (сотрудничество)
- принимать и удерживать задачу в парной и групповой работе, строить действия по решению задачи в соответствии с инструкцией.
- уметь договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
- проявлять готовность выполнять поручения, подчиняться, учиться
самостоятельно разрешать конфликты;
- ответственно выполнять свою часть работы;
- оценивать свой вклад в общий результат;
Регулятивные универсальные действия
Саморегуляция:
- выстраивать последовательность событий, описанных в тексте;
- выстраивать последовательность учебных действий при выполнении
задачи;
- удерживает учебную задачу при работе с текстом;
- учится работать по плану, сверять свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
- умеет отличать верно выполненное задание от неверного;
Самоконтроль:
- находит указанную ошибку, допущенную при работе с текстом.
- оценивает правильность выполнения задания;
- корректирует свои учебные действия для преодоления речевых ошибок;
- соотносит результат деятельности с поставленной учебной задачей;
- сравнивает результаты своей деятельности и деятельности одноклассников,
- объективно оценивает их по предложенным критериям.
Эмоциональный интеллект:
- умеет адекватно реагировать на неудачу, отрицательный результат,
высказывания учащихся, не совпадающих с личным мнением, обижающих человеческое достоинство;
- умеет решать разногласия, конфликт способом общения, договорённости.
Принятие себя и других:
- осознаёт себя учеником, проявляет интерес к другим ученикам и учителям и следует принятым нормам поведения в школе.
Предметные результаты
К концу обучения в первом классе по курсу «Читательская грамотность»
ученик научится:
- осознанно, правильно, выразительно читать целыми словами;
- определять автора книги и ее название;
- знать элементы книги: корешок, страницы, переплет, оглавление;
- определять возможное содержание книги по её иллюстрациям;
понимать смысл заглавия произведения;
- самостоятельно озаглавливать текст;
- выбирать наиболее точную формулировку главной мысли из ряда данных;
- подробно и выборочно пересказывать текст.
Содержание программы. 1 класс (33 ч.)
Раздел I. Шутки для грамотных. Шуточные произведения фольклора.(4 часа)
Экскурсия в школьную библиотеку. Элементы книги.
Делу - время, потехе – час». Стихи, рассказы, пословицы, песни. «Загадки народов России.
Раздел 2 Преданья старины глубокой (3 часа)
Фольклор – детям. Потешки, считалки, загадки. Загадки о животных. Игра «Загадай загадку». Потешки, шутки и считалки. Книги- сборники «Весёлые
потешки», «Скороговорки и считалки». Художники-иллюстраторы детских книг.
Раздел 3 «Гуляй да присматривайся». Стихи, рассказы, сказки о временах года. (3 часа)
Поэзия. Стихи о временах года. Книги о Родине и родной природе детских писателей. Структура книги, справочный аппарат книги. «В. Бианки. « Кто чем поёт?». В.Бианки. «Лесной оркестр». «Синичкин календарь» Книги-сборники о животных.
Раздел 4. «Наедине со сказкой». Русские народные сказки. (4 часа)
Русская народная сказка. Мороз и заяц. Русские народные сказки. Как лиса училась летать и др.
Раздел 5. Сказки русских писателей. (4 часа)
П.Бажов. «Огневушка –поскакушка». Н.Вагнер. «Чудный мальчик». «Новый
год». «Береза». «Сказки кота Мурлыки» Б.Заходер. «Матари-кари».
Раздел 6. Сказки зарубежных писателей. (2 часа)
Книги сказок Ш. Перро. Книга-произведение. Книга Ш. Перро «Красная шапочка» в разных изданиях. Сказки зарубежных писателей.
Раздел 7. «Радости и печали». Стихи и рассказы о детях» (2 часа)
Михаил Пляцковский. Урок дружбы. Литературная игра «По страницам сказок В. Сутеева». Сутеев—автор и художник-оформитель.
Раздел 8. «Про всё на свете» Научно-познавательные тексты. (3 часа)
В.Валькова. А. Смоль. «Книжкин дом». М.Константиновский. «Почему вода
мокрая». «Почему земля магнит?» Научно-познавательные тексты.
Раздел 9 «Братья наши меньшие, хитрецы первейшие». Рассказы о животных. (2 часа)
Н. Сладков. «Азбука леса». Рассказы, сказки, миниатюры. Чтение произведений о животных из детских журналов. Книги Е.Чарушина для детей. Детские журналы «Мурзилка», «Зёрнышко».
Раздел 10. «Чего важнее всего». Стихи, рассказы о семье, школе, дружбе, чести, долге». (5 часов)
Владимир Сутеев. Живые грибы. А.Толстой «Косточка». Рассказы В.Осеевой Рассказы Л.Воронковой. Рассказы Н.Носова
Раздел.11. «Что может быть милей родного края».(1ч.)
Как хорошо уметь читать! Книги С.Маршака для детей. Книги о Родине и родной природе детских писателей.
3.Тематическое планирование
Тема | Количество часов | Характеристика основных видов деятельности |
Раздел 1 Шутки для грамотных. Шуточные произведения фольклора | 4 | |
Экскурсия в школьную библиотеку. Элементы книги. | 1 | Выстраивание высказываний при беседе. Постановка задач. Просмотр мультфильма «Гришины книжки». Беседа о бережном отношении к книгам. |
Делу - время, потехе – час». Стихи, рассказы, пословицы, песни. «Загадки народов России» | 3 | Прогнозирование содержания стихотворения. Анализ текста. Выразительное чтение стихотворения. Взаимная оценка |
| | |
Раздел 2 Преданья старины глубокой | 3 | |
Фольклор – детям. Потешки, считалки, загадки. | 1 | Проговаривание скороговорок. Работа над дикцией и смыслом текстов. |
Загадки о животных. Игра «Загадай загадку». | 1 | Инсценирование картин-эпизодов из выбранной книги. |
Потешки, шутки и считалки. Книги- сборники «Весёлые потешки», «Скороговорки и считалки». | 1 | Слушание и рассматривание одной из детских книг. Художники-иллюстраторы детских книг. |
Раздел 3 «Гуляй да присматривайся». Стихи, рассказы, сказки о временах года. | 3 | |
Поэзия. Стихи о временах года. | 1 | Прогнозирование содержания стихотворения. Анализ средства художественной выразительности: сравнение. Выразительное чтение. Взаимная оценка. |
«В. Бианки. « Кто чем поёт?». | 1 | Анализ содержания сказки. Определение главной мысли. Восстановление последовательности событий. Выразительное чтение. |
В.Бианки. «Лесной оркестр». «Синичкин календарь» | 1 | Сравнение художественного и научно-познавательного текстов. |
Раздел 4. «Наедине со сказкой». Русские народные сказки. | 4 | |
Русская народная сказка. Мороз и заяц. | 1 | Чтение текстов. Нахождение признаков сказки. Вычитывание характеристики героев. Выделение главной мысли сказки. |
Русские народные сказки. Как лиса училась летать и др. | 3 | Вычитывание характеристики героев. Выделение главной мысли сказки. |
Раздел 5. Сказки русских писателей | 4 | |
П.Бажов. «Огневушка – поскакушка». | 1 | Чтение, поиск ответов на вопросы. Вычитывание характеристики героев. Выделение главной мысли сказки. |
Н.Вагнер. «Чудный мальчик». «Новый год». «Береза». «Сказки кота Мурлыки» | 2 | Чтение, поиск ответов на вопросы. Вычитывание характеристики героев. Выделение главной мысли сказки. |
Б.Заходер. «Матари-кари». | 1 | Чтение, поиск ответов на вопросы. Вычитывание характеристики героев. Выделение главной мысли сказки. |
Раздел 6. Сказки зарубежных писателей | 2 | |
Книги сказок Ш.Перро. Книга- произведение. Книга Ш. Перро «Красная шапочка» в разных изданиях. | 1 | Чтение, поиск ответов на вопросы. Вычитывание характеристики героев. |
Сказки зарубежных писателей. | 1 | Вычитывание характеристики героев. Выделение главной основной мысли сказки. |
Раздел 7. «Радости и печали». Стихи и рассказы о детях» | 2 | |
Михаил Пляцковский. Урок дружбы. | 1 | Вычитывание характеристики героев. Выделение главной мысли сказки. |
Литературная игра «По страницам сказок В. Сутеева». | 1 | Вычитывание характеристики героев. Выделение главной мысли сказки. |
Раздел 8. «Про всё на свете» Научно-познавательные тексты. | 3 | |
В.Валькова. А. Смоль. «Книжкин дом». | 1 | Извлечение необходимой информации из научно -познавательного текста. |
М.Константиновский. «Почему вода мокрая». «Почему земля магнит?» | 1 | Извлечение необходимой информации из научно - познавательного текста. |
Научно-познавательные тексты. | 1 | Извлечение необходимой информации из научно - познавательного текста. |
Раздел 9 «Братья наши меньшие, хитрецы первейшие». Рассказы о животных | 2 | |
Н. Сладков. «Азбука леса». Рассказы, сказки, миниатюры | 1 | Акцентное вычитывание. Определение основной мысли |
Час читателя: Самостоятельное чтение произведений о животных из детских журналов. | 1 | Творческая работа: сочинение рассказа «Мой маленький друг». |
Раздел 10. «Чего важнее всего». Стихи, рассказы о семье, школе, дружбе, чести, долге». | 5 | |
Владимир Сутеев. Живые грибы. | 1 | Выразительное чтение. Определение главной мысли. Определение настроение рассказчика. |
А.Толстой «Косточка» | 1 | Чтение. Акцентное вычитывание. Определение главной мысли. |
Рассказы В. Осеевой | 1 | Чтение. Акцентное вычитывание. Определение главной мысли. |
Рассказы Л.Воронковой. | 1 | Чтение. Акцентное вычитывание. Определение главной мысли. |
Рассказы Н.Носова | 1 | Чтение. Акцентное вычитывание. Определение главной мысли. |
Раздел.11. «Что может быть милей родного края». | 1 | |
Итоговое занятие – Как хорошо уметь читать! Книги о Родине и родной природе детских писателей. С. Маршак Стихи. | | Слушание. Ответы на вопросы. |
Поурочное планирование.
Тема урока
1 Экскурсия в школьную библиотеку. Элементы книги.
2 Делу - время, потехе – час». Стихи, рассказы, пословицы, песни.
«Загадки народов России»
3 Делу - время, потехе – час». Пословицы, песни. «Загадки народов
России»
4 Делу - время, потехе – час». Стихи, рассказы, пословицы, песни.
«Загадки народов России»
5 Фольклор – детям. Потешки ,считалки, загадки.
6 Загадки о животных. Игра «Загадай загадку».
7 Потешки, шутки и считалки. Книги-сборники «Весёлые потешки»,
«Скороговорки и считалки».
8 Поэзия. Стихи о временах года.
9 В. Бианки. « Кто чем поёт?».
10 В. Бианки. «Лесной оркестр». «Синичкин календарь»
11 Русская народная сказка. Мороз и заяц.
12 Русская народная сказка. Как лиса училась летать.
13 Русские народные сказки.
14 Русские народные сказки.
15 П. Бажов. «Огневушка – поскакушка».
16 Н. Вагнер. «Чудный мальчик». «Новый год». «Береза». «Сказки кота
Мурлыки»
17 Н. Вагнер. «Чудный мальчик». «Новый год». «Береза». «Сказки кота
Мурлыки»
18 Б. Заходер. «Ма-тари-кари».
19 Книги сказок Ш. Перро. Книга-произведение. Книга Ш. Перро
«Красная шапочка» в разных изданиях.
20 Сказки зарубежных писателей.
21 Михаил Пляцковский. Урок дружбы.
22 Литературная игра «По страницам сказок В. Сутеева».
23 В.Валькова. А.Смоль. «Книжкин дом».
24 М.Константиновский. «Почему вода мокрая». «Почему земля магнит?»
25 Научно-познавательные тексты.
26 Н. Сладков. «Азбука леса». Рассказы, сказки, миниатюры
27 Час читателя: самостоятельное чтение произведений о животных из
детских журналов.
28 Владимир Сутеев. Живые грибы.
29 А.Толстой «Косточка»
30 Рассказы В. Осеевой.
31 Рассказы Воронковой.
32 Рассказы Н. Носова.
33 Итоговое занятие – Как
хорошо уметь читать!
Оценочный инструментарий по курсу внеурочной деятельности
«Функциональная (читательская грамотность)» для 1 класса
Обучение ведется на безотметочной основе.
Для оценки эффективности занятий можно использовать следующие
показатели:
- степень помощи, которую оказывает учитель учащимся при выполнении
заданий;
- поведение детей на занятиях: живость, активность, заинтересованность
обеспечивают положительные результаты;
- результаты выполнения тестовых заданий и заданий из конкурса эрудитов,
при выполнении которых выявляется, справляются ли ученики с ними
самостоятельно;
- косвенным показателем эффективности занятий может быть повышение
качества успеваемости по математике, русскому языку, окружающему миру,
литературному чтению и др.
Проверка результатов проходит в форме:
игровых занятий на повторение теоретических понятий
(конкурсы, викторины, составление кроссвордов и др.),
участие в предметных олимпиадах и конкурсах различного уровня;
собеседования (индивидуальное и групповое),
опросников,
тестирования,
проведения самостоятельных работ репродуктивного характера и др.
Формы подведения итогов реализации программы
Итоговый контроль осуществляется в формах:
• тестирование;
• практические работы;
• творческие работы учащихся;
• мини-проект;
• мини-исследование.
Самооценка и самоконтроль определение учеником границ своего «знания - незнания», своих потенциальных возможностей, а также осознание
тех проблем, которые ещё предстоит решить в ходе осуществления деятельности.
Содержательный контроль и оценка результатов учащихся
предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения
предмета ребёнком и не допускает сравнения его с другими детьми.