Рабочая программа внеурочной деятельности «Читательский клуб»
Рабочая программа
внеурочной деятельности «Читательский клуб»
Составитель: Дударева Евгения Михайловна,
высшей квалификационной категории
2016 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности «Читательский клуб» для 8 класса разработана:
с учетом требований Федерального Государственного образовательного стандарта основного общего образования для 5-9 классов;
согласована с основными Программами по литературе, рекомендованными Министерством образования РФ;
на основе Основной образовательной программы МБОУ «Гимназия №11», с учетом образовательных потребностей и запросов, обучающихся 8 Д класса.
Данная авторская программа разработана как программа одного из видов внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС, ориентирована на обучающихся 8 Д класcа, будет реализована в объёме – 42 часа.
Актуальность
С.Я.Маршак писал: «Литературе так же нужны талантливые читатели, как и писатели. Именно на них рассчитывает автор, когда напрягает свои душевные силы. Художник-автор берёт на себя только часть работы. Остальное должен дополнить своим воображением художник-читатель».
Таким образом, чтение – это своеобразный диалог между человеком и книгой, требующий усердия, работы ума и сердца. Но зато он даёт незабываемые впечатления и знания. Книги делают человека лучше, а это одно из основных условий, чуть ли ни единственная задача искусства. Поэтому цель работы клуба – привить детям любовь к книге, воспитывать талантливых читателей, обладающих широким кругозором и читательской самостоятельностью, компьютерной грамотностью, развивать творческие способности учащихся.
Клуб как форма организации внеурочной деятельности школьников имеет большие педагогические возможности. Клуб – форма организации досуга, в рамках которой формируется потребность в культурных формах организации отдыха, снимаются личностные напряжения, удовлетворяются эмоциональные и информационно-познавательные потребности. Он имеет своей целью включать школьников в разнообразную деятельность, направленную на становление личностных компетенций и удовлетворение социальных потребностей- потребность в общении, потребность в самореализации и потребность в самоутверждении.
Клуб – форма организации продуктивного общения. Общение в подростковом возрасте является основным видом деятельности. Подростки учатся согласованию своих действий действиям других участникам группы. Занятия помогают ребенку лучше узнать себя, найти новые пути группового взаимодействия, развить способности, которые учат лидирующей роли и роли рядового участника в ситуациях группового решения. Значит, общение становится формирующим фактором: его участники осознают свою значимость в общем деле, лично заинтересованы в достижении поставленных целей и имеют возможность для самоутверждения и реализации своих творческих способностей, коммуникативных потребностей.
На основании требований Государственного образовательного стандарта программа курса предполагает реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют задачи курса:
- воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви к ценностям отечественной культуры;
- чтение и изучение текстов, имеющих художественную и эстетическую ценность в контексте понимания литературы как искусства слова;
-показать логическую связь между литературными произведениями, изучаемыми в основном курсе литературы и произведениями дополнительного курса;
- осмысление литературы как особой формы культурной традиции;
- формирование эстетического вкуса как ориентира самостоятельной читательской деятельности;
- формирование и развитие умений грамотного и свободного владения устной и письменной речью;
- формирование эстетических и теоретико-литературных понятий как условие полноценного восприятия, анализа и оценки литературно-художественных произведений.
Принципы отбора содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.
Личностная ориентация образовательного процесса выявляет приоритет воспитательных и развивающих целей обучения. Способность учащихся понимать причины и логику развития литературных процессов открывает возможность для осмысленного восприятия всего разнообразия мировоззренческих, социокультурных систем, существующих в современном мире. Система учебных занятий призвана способствовать развитию личностной самоидентификации, гуманитарной культуры школьников, их приобщению к ценностям национальной и мировой культуры, усилению мотивации к социальному познанию и творчеству, воспитанию личностно и общественно востребованных качеств, в том числе гражданственности, толерантности, патриотизма, любви к своему краю.
Деятельностный подход отражает стратегию современной образовательной политики: необходимость воспитания человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество, нацеленного на совершенствование этого общества. Система занятий курса сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Это поможет ученику адаптироваться в мире, где объем информации растет в геометрической прогрессии, где социальная и профессиональная успешность напрямую зависят от позитивного отношения к новациям, самостоятельности мышления и инициативности, от готовности проявлять творческий подход к делу, искать нестандартные способы решения проблем, от готовности к конструктивному взаимодействию с людьми.
Основой целеполагания является обновление требований к уровню подготовки выпускников в системе гуманитарного образования, отражающее важнейшую особенность педагогической концепции государственного стандарта – переход от суммы «предметных результатов» (то есть образовательных результатов, достигаемых в рамках отдельных учебных предметов) к межпредметным и интегративным результатам. Такие результаты представляют собой обобщенные способы деятельности, которые отражают специфику не отдельных предметов, а ступеней общего образования. В государственном стандарте они зафиксированы как общие учебные умения, навыки и способы человеческой деятельности, что предполагает повышенное внимание к развитию межпредметных связей курса литературы.
Дидактическая модель обучения и педагогические средства отражают модернизацию основ учебного процесса, их переориентацию на достижение конкретных результатов в виде сформированных умений и навыков учащихся, обобщенных способов деятельности. Формирование целостных представлений о литературе будет осуществляться в ходе творческой деятельности учащихся на основе личностного осмысления литературных фактов и явлений. Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе.
Для изучения отобраны произведения, представляющие собой этико-правовое ядро учебно-методического комплекса, расширяющие кругозор учащихся, способствующие их социализации. Выбор осуществлен в соответствии с возрастными особенностями учащихся 8 Д класса и с учетом художественной ценности произведений, в соответствии с принципами реалистичности и полноты содержательного аспекта программы.
В результате освоения программы внеурочной деятельности «Читательский клуб» учащиеся должны достичь определённых уровней воспитательных результатов внеурочной деятельности и личностных, метапредметных, предметных результатов.
Уровни воспитательных результатов: по итогам освоения программы курса обучающиеся должны достичь трёх уровней воспитательных результатов.
Результаты первого уровня (получение обучающимися социально значимых знаний): приобретение школьниками знаний об основных общечеловеческих ценностях; о роли гуманных правил в жизни человеческого общества; о деятельном сострадании, милосердии, ответственности, уважении достоинства; о существовании разнообразных правил и обычаев, которые регулируют взаимоотношения людей; о том, что соблюдение определенных правил способствует защите людей; о взаимном уважении достоинства вне зависимости от различий как основы правил, по которым должны строиться о сострадании, уважении достоинства других людей, лежащих как в основе гуманных поступков людей, так и в основе правил, направленных на защиту человека.
Результаты второго уровня (развитие социально значимых отношений школьников): развитие ценностных отношений школьника к своему Отечеству, ее истории и культуре, населяющим ее народам; к Земле, природе и биологическому разнообразию жизни; к Знаниям, науке и исследовательской деятельности; к Миру, сотрудничеству; к Человеку, к людям, к человеческой жизни вообще.
Результаты третьего уровня (приобретение школьниками опыта социально значимого действия): обучающийся может приобрести опыт публичного выступления по проблемным вопросам; опыт организации совместной деятельности с другими детьми.
Личностные результаты:
воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России;
усвоение гуманистических принципов;
формирование начального уровня целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
формирование основ осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
освоение основных социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;
развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
формирование предпосылок для осознания значения семьи в жизни человека и общества, принятия ценности семейной жизни, уважительного и заботливого отношения к членам своей семьи;
развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты:
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
умение самостоятельно планировать пути достижения целей;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять элементарный контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
умение определять понятия, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей;
умение планировать и регулировать свою деятельность;
владение устной и письменной речью; монологической контекстной речью; смысловым чтением;
формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.
Предметные результаты:
иметь представление об этических нормах и гуманистических ценностях (ценность человеческой жизни, деятельное сострадание, уважение человеческого достоинства, ответственность за последствия совершенного, выбор средств для достижения цели); понимать связь литературных произведений с эпохой их написания;
знать основные приемы анализа произведений художественного характера; способы выражения в художественном и публицистическом тексте авторской позиции;
уметь выявлять в художественном произведении авторскую позицию по нравственным, этическим, социальным проблемам и выражать своё отношение к ней;
уметь сопоставлять жизненный материал и художественный сюжет произведения;
анализировать проблемные ситуации и давать им оценку с позиций правовых и этических норм.
Представленные в программе формы работы позволяют осуществить внедрение новых технологий, нестандартных форм работы во внеурочной деятельности, развить речь учащихся, повысить учебную мотивацию детей и, главное, воспитать грамотного читателя. Использование компьютерных и мультимедийных технологий значительно повысит эффективность работы по воспитанию интереса к книге, к чтению.
Форма занятия |
Виды деятельности ученика и учителя |
Использование ИКТ |
Дискуссия |
Отрабатывать навыки выразительного чтения, уметь передавать в исполнении нравственную оценку поступков героев, уметь вести дискуссию на заданную тему |
Электронный словарь, мультимедийная презентация |
Творческая лаборатория |
Отрабатывать навыки выразительного чтения |
Мультимедийная презентация, видеоредактор |
Написание эссе |
Повторить особенности эссе как литературного жанра, познакомиться с требованиями к конкурсному эссе |
Мультимедийная презентация, видеоредактор |
Литературная гостиная |
Совместное с родителями и педагогами чтение художественных текстов |
Мультимедийная презентация, видеоредактор |
Экскурсия |
Познакомиться с работой сотрудников городской библиотеки |
Создание презентации «Заочная электронная экскурсия» |
Создание проектов |
Проведение тестирования родителей и учащихся, анкетирование родителей и детей, изучение читательских дневников, составление картотеки детского чтения, анализ творческих работ учащихся |
Электронное оформление проектов, создание презентаций для проектов. |
Встреча с редактором гимназической/ городской газеты |
Знакомство с газетными рубриками и с условиями публикации творческих работ и заметок |
Написание отзывов |
Экскурсия |
Экскурсия в РГБ им.Ленина |
Создание слайд-фильма |
Урок-театр |
Развивать умение составления сценария, выразительного чтения, оценивать собственное выступление и выступления своих друзей |
Аудио сопровождение спектакля, презентация. |
Формы контроля
Программа предусматривает следующие формы контроля: оформление портфеля читателя, презентация которого должна состоятся в ходе читательской конференции. Результатом работы «Читательского клуба» будет так же активное участие в творческих, литературных конкурсах различного уровня.
Используемые технологии: здоровьесбережения, проблемного обучения, педагогика сотрудничества, развития исследовательских навыков, дифференцированного подхода в обучении развития творческих способностей, информационные.
Учебно-методическое обеспечение учащихся
№ |
Автор(ы) |
Название |
1 |
В.Короленко И.Бунин В.Астафьев М. Зощенко Джек Лондон Эдгар По Жан Батист Мольер Н.Лохвицкая Чингиз Айтматов |
«Мгновение». «Кавказ». «Фотография, на которой меня нет» «История болезни» «Белое безмолвие» «Любовь к жизни» «Золотой жук» «Мещанин во дворянстве» «Тэффи» «Ранние журавли» |
2 |
ЭОР |
Электронные библиотеки http://bookz.ru |
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение учителя
№ |
Автор(ы) |
Название |
Издательство |
Год издания |
1 |
Максидонова Л.Г. |
Литературные праздники и нетрадиционные уроки. 5-7 классы |
ОЛМАПРЕСС Образование |
2012 |
2 |
Черных О.Г. |
Внеклассные мероприятия 8 класс |
ВАКО |
2015 |
3 |
Галактионова Т.Г. |
От самопознания к самореализации |
Просвещение |
2013 |
4 |
ЭОР |
«Единое окно доступа к образовательным ресурсам» http://windows.edu/ru |
||
Электронные образовательные ресурсы: «Энциклопедия Кирилла и Мефодия» |
||||
http://festival.1september.ru сетевые сообщества |
||||
Электронные библиотеки http://bookz.ru |
||||
5 |
Техническое обеспечение |
компьютер, подключение к сети интернет, мультимедийный проектор лаборатория L-micro |
Содержание курса
«Искусство быть читателем» (4 часа)
Значение выразительного (художественного) чтения в жизни человека. Средства речи. голос, его свойства (тембр, сила, гибкость, диапазон, выносливость, полётность). Интонация - главное средство выразительности речи. Темп речи, мелодичность речи. Логическое ударение. Сила голоса (понижение или повышение). Значение и функции паузы, ее разновидности (логическая, психологическая, физиологическая).Значение их практического использования. Эмоционально-образная выразительность речи. Требования, которые предъявляет искусство чтения к дыханию, дикции, орфоэпии. Упражнения по орфоэпии и дикции (возможно использование устной народной поэзии).
«В мире книг..» ( 36 часов)
Изучение и анализ произведений авторов
В.Короленко И.Бунин В.Астафьев М. Зощенко Джек Лондон Эдгар По Жан Батист Мольер Н.Лохвицкая Чингиз Айтматов Герберт Уэллс |
«Мгновение». «Кавказ». «Фотография, на которой меня нет» «История болезни» «Белое безмолвие» «Любовь к жизни» «Золотой жук» «Мещанин во дворянстве» «Тэффи» «Ранние журавли» «Война миров» |
Экскурсии ( 2 часа)
Итоговый отчет работы «Читательского клуба».
Представление Портфеля читателя ( 2 часа)
Календарно -тематическое планирование занятий внеурочной деятельности «Читательский клуб» в 8 Д классе на 2016- 2017 учебный год
№ |
Тема занятия |
Плановые сроки прохождения темы |
Скорректированные сроки прохождения |
«Искусство быть читателем» |
|||
1 |
Значение выразительного (художественного) чтения в жизни человека. |
01.09 |
|
2 |
Ознакомление со средствами речи. Техника и логика речи. |
08.09 |
|
3 |
Виды и стили слушания. Роль слушателя и читателя. |
15.09 |
|
4 |
«Лето с героями любимых книг». Оформление выставки. Презентация читательских дневников. |
22.09 |
|
«В мире книг..» |
|||
5 |
Библиотечный урок. В.Короленко «Мгновение». Знакомство с произведением. |
29.09 |
|
6 |
Обсуждение произведения В.Короленко «Мгновение» |
06.10 |
|
7 |
Портфель читателя. Конкурс на лучшую иллюстрацию к книге «Мгновение» В.Короленко. |
13.10 |
|
8 |
Викторина по страницам произведения В.Короленко «Мгновение» |
20.10 |
|
9 |
Библиотечный урок. И.Бунин «Кавказ». Чтение произведения. |
27.10 |
|
10 |
Дискуссия по произведению И.Бунина «Кавказ» |
03.11 |
|
11 |
Литературный вечер «Реклама книги». Оформление обложки для книги И.Бунина «Кавказ» |
10.11 |
|
12 |
Презентация эссе «Мое отношение к произведению Бунина» |
17.11 |
|
13 |
Встреча с редакторами гимназической газеты «Терра» |
21.11 |
|
14 |
Библиотечный урок. В.Астафьев «Фотография, на которой меня нет». Чтение произведения. |
24.11 |
|
15 |
Обсуждение произведения В.Астафьева «Фотография, на которой меня нет» |
01.12 |
|
16 |
Литературная гостиная. Постановка отрывка произведения В.Астафьева |
08.12 |
|
17 |
Проект «Моя фотография с любимой книгой». Оформление выставки. |
15.12 |
|
18 |
Поэтический конкурс «У природы нет плохой погоды» ( по произведениям любимых авторов/ собственное сочинение) |
22.12 |
|
19 |
«Рождественские чудеса». Литературная гостиная с родителями. |
29.12 |
|
20 |
Библиотечный урок. М. Зощенко «История болезни». |
12.01 |
|
21 |
Презентация эссе по итогам прочтения произведения М.Зощенко. |
19.01 |
|
22 |
Библиотечный урок. Джек Лондон «Белое безмолвие», «Любовь к жизни» |
26.01 |
|
23 |
Викторина по страницам произведений Д.Лондона |
02.02 |
|
24 |
Литературная игра “Что? Где? Когда?” |
09.02 |
|
25 |
Библиотечный урок. Герберт Уэллс «Война миров» |
13.02 |
|
26 |
Дискуссия по книге «Война миров» |
16.02 |
|
27 |
Экскурсия в городскую библиотеку. |
22.02 |
|
28 |
Библиотечный урок. Эдгар По «Золотой жук» |
02.03 |
|
29 |
Папа, мама, я – читающая семья. Презентация проектных работ семей. |
09.03 |
|
30 |
Библиотечный урок. Жан Батист Мольер «Мещанин во дворянстве» |
20.03 |
|
31 |
Обсуждение произведения Мольера. |
16.03 |
|
32 |
Бал любимых литературных героев. Костюмированное представление. |
23.03 |
|
33 |
К международному дню театра 27.03. Инсценирование отрывков произведений русской классики. |
30.03 |
|
34 |
К международному дню театра 27.03. Инсценирование отрывков произведений русской классики. |
06.04 |
|
35 |
Библиотечный урок. Н.Лохвицкая «Тэффи» |
13.04 |
|
36 |
Экскурсия в РГБ им. Ленина. |
20.04 |
|
37 |
Встреча с городским писателем / редактором городской газеты. |
27.04 |
|
38 |
«Каким ты был, мой ровесник, в годы Великой Отечественной войны?» Литературный вечер. |
04.05 |
|
39 |
Библиотечный урок. Чингиз Айтматов «Ранние журавли» |
11.05 |
|
40 |
Читательская конференция «По страницам моих любимых книг.» |
18.05 |
|
41 |
Презентация Портфеля читателя. |
25.05 |
|
42 |
Презентация Портфеля читателя. |
01.06 |
Приложение
График проведения открытых занятий «Читательского клуба»
1. «Рождественские чудеса». Литературная гостиная с родителями.
29.12
2. «Папа, мама, я – читающая семья». Презентация проектных работ семей.
09.03
3. Презентация Портфеля читающего. Подведение итогов работы клуба.
01.06