Рабочая программа внеурочной деятельности «Уроки вежливости» (1 класс)
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Гвардейская школа-гимназия № 2»
Симферопольского района Республики Крым
ул.Острякова, 1А, пгт. Гвардейское, Симферопольский район, 297513
тел/факс 3(652) 32-38-59, e-mail: gvardeiskoe2@yandex.ru
СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по ВР _________Е.В.Нессонова «___»___________2017г |
«УТВЕРЖДЕНО» Директор школы-гимназии _______Е.В. Богданова Приказ № ____ от «___»________2017г |
Рабочая программа внеурочной деятельности
«Уроки вежливости»
Класс: 1-Б
Срок реализации программы: 2017/2018 уч.г.
Количество часов по учебному плану: 33 ч/год, 1 ч/неделю
Рабочую программу составил учитель начальных классов Лобанова О. П.
п. Гвардейское, 2017г.
Пояснительная записка
Курс программы «Уроки вежливости» рассчитан на четыре года для детей 7 – 11 летнего возраста. Необходимость введения курса обусловлена целым рядом социальных и возрастных особенностей младшего школьника. Срок реализации – 4 года; по 1 часу в 1 – 4 классах.
Актуальность изучаемого курса складывается из потребности современного общества в высоко - культурном и образованном подрастающем поколении. В современном мире невозможно общаться, не используя правила этикета, вежливости нажитого веками.
Переступая порог школы, ребенок попадает в необычную для него среду школьного социума, со своими традициями и правилами. Ребенку тяжело ориентироваться в отношениях ученик-учитель, ученик-ученик. Курс «Азбуки вежливости» для первого года обучения с самых первых занятий вводит ребенка в мир Вежливости, знакомит с золотыми правилами этики.
Не случайно обучение курса начинается с темы «Как я выгляжу», ведь именно при работе над собственной самооценкой формируется отношение к окружающим и окружению.
Настоящая программа разработана на основе «Примерные программы внеурочной деятельности» Москва «Просвещение» 2011г. Программа курса построена таким образом, что ежегодно дети возвращаются к пройденным ранее темам, но уже на другом, более сложном воспитательном уровне. В программу включены практические занятия и деловые игры. Особое место уделяется деловой игре в курсе третьего года
обучения, когда обучающиеся познакомились с основными правилами поведения и отношения к другим людям и к себе.
Данная программа разработана для младшего школьника.
Занятия кружка «Уроки вежливости» проводятся для учащихся начальных классов: 1 час в неделю, всего 33 часа в 1 классе.
Целью данной программы является обучение ребенка в традициях русской многонациональной культуры, привитие ему правил поведения в современном обществе, умении построить свое общение, используя знания, полученные в процессе обучения данного курса «Азбука вежливости ».
Цель:
1 год обучения: содействовать углублению моральных знаний школьников; формировать положительную нравственную оценку семейных ценностей; воспитывать уважение к нравственному опыту представителей старшего поколения.
Задача обучения: формировать положительную нравственную оценку таких человеческих качеств, как надежность, верность, обязательность, взаимовыручка.
Задача развития: способствовать моральному развитию детей.
Задача воспитания: умение ценить добрые поступки, проявлять заботу и внимание по отношению к взрослым и к своим сверстникам.
Планируемые результаты изучения учебного курса
Личностные результаты.
Ученик научится:
- самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, получит установку на здоровый образ жизни;
- осознавать ответственность человека за общее благополучие;
- начальным навыкам адаптации в динамично изменяющемся мире;
- навыкам сотрудничества в различных ситуациях, умению не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
Ученик получит возможность научиться:
- этическим чувствам, прежде всего доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости.
Метапредметные результаты.
Ученик научится:
- использовать общие приемы решения задач;
- выбирать наиболее эффективные способы решения задач;
- контролировать и оценивать результат деятельности;
- ставить и формулировать проблемы;
- узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием учебных предметов;
-передавать информацию (устным, письменным способом);
- оценивать информацию;
- синтезу, сравнению, классификации по заданным категориям;
- установлению аналогий, причинно-следственных связей;
- проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач;
- ставить вопросы, обращаться за помощью;
- формулировать свои затруднения;
- предлагать помощь и сотрудничество;
- строить понятные для партнера высказывания;
- вести устный и письменный диалог в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка;
- слушать собеседника;
- формулировать и удерживать учебную задачу;
- выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
- составлять план и последовательность действий;
- сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
- использовать установленные правила в контроле способа решения;
- адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок.
Ученик получит возможность научиться:
- самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера;
- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера;
- подводить под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков;
- устанавливать аналогии, причинно-следственные связи;
- устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- строить монологическое высказывание.
Предметные результаты.
Ученик научится:
- применять на практике основные понятия здоровья и факторы, влияющие на него;
- представлять понятие о существующих опасных и чрезвычайных ситуациях в современных условиях жизнедеятельности;
- понимать элементарные правила поведения дома, в школе, на улице, в транспорте, на проезжей части, в лесу, на водоемах;
- использовать приобретенный в школе опыт деятельности в реальной и повседневной жизни для действия в опасных и чрезвычайных ситуациях;
- пользоваться бытовыми приборами;
- использовать по назначению лекарственные препараты;
- соблюдать общие правила безопасного поведения на дороге;
- соблюдать меры пожарной безопасности дома и на природе;
- соблюдать меры безопасного поведения на водоемах в любое время года;
- обращаться за помощью в случае необходимости соответствующих служб экстренной помощи.
Ученик получит возможность научиться:
- находить выход из чрезвычайной ситуации в соответствии с предложенными правилами;
- создавать памятки действовать в различных чрезвычайных ситуациях.
Содержание курса
Тема 1. Вводное занятие. Этика-наука о морали. (1ч.) Дать понятие «этика», соотнести его с понятием «этикета». «Этикетка» поведение каждого человека. Этика, как правило, поведение и отношение к другим людям и к себе. Познакомить с правилами этикета и золотыми правилами этики.
Тема 2. Как я выгляжу. (3 ч.)
Дать понятие «внешний вид» (одежда, прическа, поза, жесты, мимика речь.).
Значение для человека внешнего вида. Показать необходимость бережного отношения к своим вещам и умение поддерживать порядок на своем рабочем месте в школе и дома. Отличие поведения мальчиков и девочек.
Тема 3. Зачем быть вежливым. (1 ч.)
Понятие «вежливость», «привычка», «хорошее поведение», «поступок», «добрый поступок», «дракон внутри человека». Вежливость – самая нужная и необходимая привычка человека.
Тема 4.Сказка о вежливости. ( 4ч.)
Понятие «сказка», «вежливость», «поступок», «добрый поступок», «плохой поступок», «дракон внутри человека».
Тема 5. Добро и зло в сказках. ( 2 ч.)
Объяснить понятия «добро - хорошо», «зло - плохо», «сказка». Показать, что добро всегда побеждает зло, потому, что этой победе помогает природа, звери, люди.
Тема 6. Твои поступки и твои родители. ( 1ч)
Объяснить понятие «родители», « уважение к родителям». Показать, почему людям важно ценить добрые поступки, проявлять заботу и внимание к своим родителям.
Тема 7. Обязанности ученика в школе и дома. ( 1ч.)
Понятие «обязанность». Обязанности в школе и дома. Показать необходимость выполнения обязанностей. Обязанности по отношению к родителям, учителям, к школе, классу.
Тема 8.Чем богат человек. ( 2ч)
Объяснить понятие «богатство», «характер», «сундучок». Богатство человека – в его знаниях, готовности и умении помогать людям, своей стране.
Тема 9. Ты и твое здоровье. ( 2 ч.)
Понятие «здоровье», « режим дня», «личная гигиена». Режим дня и укрепление здоровья человека. Советы доктора Айболита.
Тема 10. Праздничный этикет. ( 2ч.)
Дать понятие «праздник», «праздник в классе», «эмоции», показать, как эти понятия соотносятся с пониманием эмоционального мира человека. Рыцарский турник вежливости.
Тема 11. Наш класс. (2 ч.)
Дать понятие «класс», «коллектив класса». Необходимость вежливого обращения и взаимопомощи в классе.
Тема 12. Моя мама – самая лучшая. ( 2ч.)
Дать понятие «внимание», «забота», «чуткость», «сострадание». Доказать необходимость обращать внимание на настроение и состояние мамы.
Тема 13. День рождения. ( 2 ч.)
Дать понятия «день рождения», «гость», «именинник», правила этикета на дне рождения для именинника. Дарение подарка. Сюжетно – ролевая игра «Мы на дне рождения»
Тема 14.Учись общаться. ( 3 ч.)
Дать понятие «диалог», «общение», «уважение». Правила этикета в общении со сверстниками. Правила этикета в общении с взрослыми. Сюжетно – ролевые игры.
Тема 15.Сказки в нашей жизни. ( 2ч.)
Дать понятие «сказка», «жизнь», «этикет». Правила этикета в сказках. Этикет в сказках и отношения между людьми.
Повторение ( 3ч.)
Основными принципами работы программы являются:
- учет современных требований;
- учет возрастных особенностей;
- доступность;
- последовательность;
- системность;
- эффективность;
- личностно-ориентированный подход.
- управляемость образовательным процессом;
- сочетание в практической деятельности индивидуальной и коллективной форм работы.
Методы работы
Выбор методов обусловлен содержанием воспитания и обучения, а также достигнутым уровнем развития детского коллектива, возрастными особенностями детей, особенностями взаимодействия между педагогом и детьми.
Методы формирования взглядов и обмен информацией:
- повествование;
- объяснение;
- диалог;
- рассказ;
- рассуждение;
- беседа.
Методы стимулирования и мотивации
Методы стимулирования интереса к учению:
- игры;
- соревнования;
- познавательные беседы;
- создание ситуации успеха;
- эмоционально-нравственных ситуаций;
- творческие задания
Формы работы
Основной формой образовательного процесса является учебное занятие, а так же индивидуальная, групповая и коллективная работы, работы в парах, занятие-сказка, конкурс, подвижные игры и массовые мероприятия.
Тематическое планирование
№ п/п |
Тема |
Количество часов |
||
Всего |
Теория |
Практика |
||
1 |
Вводное занятие. Этика-наука о морали. |
1 |
1 |
- |
2 |
Как я выгляжу. |
3 |
3 |
- |
3 |
Зачем быть вежливым. |
1 |
1 |
- |
4 |
Сказка о вежливости. |
4 |
2 |
2 |
5 |
Добро и зло в сказках. |
2 |
1 |
1 |
6 |
Твои поступки и твои родители. |
1 |
1 |
- |
7 |
Обязанности ученика в школе и дома. |
1 |
1 |
- |
8 |
Чем богат человек. |
2 |
2 |
- |
9 |
Ты и твое здоровье. |
2 |
1 |
1 |
10 |
Праздничный этикет. |
2 |
2 |
- |
11 |
Наш класс. |
2 |
1 |
1 |
12 |
Моя мама – самая лучшая. |
2 |
2 |
- |
13 |
День рождения. |
2 |
1 |
1 |
14 |
Учись общаться. |
3 |
1 |
2 |
15 |
Сказки в нашей жизни. |
2 |
1 |
1 |
16 |
Повторение. |
3 |
1 |
2 |
Итого: |
33 |
22 |
11 |
Календарно-тематический план
№ п/п |
Наименование тем |
Планируемые результаты |
Дата проведения |
||||
План. |
Факт. |
||||||
Предметные |
Метапредметные |
Личностные |
|||||
1. |
Вводное занятие. Этика-наука о морали |
- применять на практике основные понятия здоровья и факторы, влияющие на него; - представлять понятие о существующих опасных и чрезвычайных ситуациях в современных условиях жизнедеятельности; - понимать элементарные правила поведения дома, в школе, на улице, в транспорте, на проезжей части, в лесу, на водоемах; - использовать приобретенный в школе опыт деятельности в реальной и повседневной жизни для действия в опасных и чрезвычайных ситуациях; - пользоваться бытовыми приборами; - использовать по назначению лекарственные препараты; - соблюдать общие правила безопасного поведения на дороге; - соблюдать меры пожарной безопасности дома и на природе; - соблюдать меры безопасного поведения на водоемах в любое время года; - обращаться за помощью в случае необходимости соответствующих служб экстренной помощи. Ученик получит возможность научиться: - находить выход из чрезвычайной ситуации в соответствии с предложенными правилами; |
использовать общие приемы решения задач; - выбирать наиболее эффективные способы решения задач; - контролировать и оценивать результат деятельности; - ставить и формулировать проблемы; - узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием учебных предметов; -передавать информацию (устным, письменным способом); - оценивать информацию; - синтезу, сравнению, классификации по заданным категориям; - установлению аналогий, причинно-следственных связей; - формулировать свои затруднения; - предлагать помощь и сотрудничество; - строить понятные для партнера высказывания; - слушать собеседника; - формулировать и удерживать учебную задачу; - выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; - составлять план и последовательность действий; - сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; - использовать установленные правила в контроле способа решения; - адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок. - устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели; - формулировать собственное мнение и позицию; - строить монологическое высказывание. |
самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, получит установку на здоровый образ жизни; - осознавать ответственность человека за общее благополучие; - начальным навыкам адаптации в динамично изменяющемся мире; - навыкам сотрудничества в различных ситуациях, умению не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций. Ученик получит возможность научиться: - этическим чувствам, прежде всего доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости. |
|||
2. |
Как я выгляжу. |
||||||
3. |
Как я выгляжу в общественном месте |
||||||
4. |
Как я выгляжу дома |
||||||
5. |
Зачем быть вежливым |
||||||
6. |
Сказка о вежливости « Две принцессы» |
||||||
7. |
Сказка о невоспитанном мышонке. |
||||||
8. |
Сказка « Страна вежливости» |
||||||
9. |
Сказка про сороку. Сказка «Жил был кролик» |
||||||
10. 11. |
Добро и зло в сказках |
||||||
12. |
Твои поступки и твои родители |
||||||
13. |
Обязанности ученика в школе и дома |
||||||
14. 15. |
Чем богат человек |
||||||
16. 17. |
Ты и твое здоровье |
||||||
18. 19. |
Праздничный этикет |
||||||
20. 21. |
Наш класс |
||||||
22. 23. |
Моя мама самая лучшая |
||||||
24. 25. |
День рождения |
||||||
26. |
Учимся общаться Правила этикета в общественным местах |
||||||
27. |
Правила этикета в общении со взрослыми |
||||||
28. |
Сюжетно-ролевые игры. |
||||||
29. 30. |
Сказка в нашей жизни |
||||||
31. 32. 33. |
Повторение |
||||||
Итого: |
33 часа |
8