12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Пятилетов Вячеслав Викторович23 |
Рабочая программа внеурочной деятельности «Азы информатики», (1 класс)
Муниципальное общеобразовательное учреждение –
Средняя общеобразовательная школа № 2 г. Нерюнгри им. М. К. Аммосова
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Азы информатики»
для 1 класса
направление: общеинтеллектуальное
Количество часов: 33ч.
Составитель: Пятилетов В.В.,
учитель информатики
Нерюнгри
2018
Пояснительная записка
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Азы информатики» разработана на основе следующих документов:
Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Примерной основной образовательной программы начального общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию. 2015г. (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15).
Основной образовательной программы начального общего образования СОШ№2 (в том числе учебного плана).
Программы по курсу «Азы информатики», для 1-х классов, автор программы: Ю.А.Первин
(В книге: Информатика дома и в школе: Кн. для учителя / Ю.А.Первин –СПб.: БХВ – Петербург 2003 (Акад. тип. Наука РАН) – 141с.).
Цель: создание кругозора в областях знаний, тесно связанных с информатикой; формирование навыков решения логических задач и ознакомление с общими приёмами решения задач (поиск закономерностей, рассуждения по аналогии, по индукции, правдоподобные догадки, развитие творческого воображения).
Задачи:
показать обучающимся роль информации и информационных процессов в их жизни и окружающем мире;
организовать компьютерный практикум, ориентированный на:
овладения способами и методами освоения новых инструментальных средств;
формирование умений и навыков самостоятельной работы; стремление использовать полученные знания в процессе обучения другим предметам и в жизни.
создать условия для овладения основами продуктивного взаимодействия и сотрудничества со взрослыми: умения правильно, чётко и однозначно формулировать мысль в понятной собеседнику форме; умения выступать перед аудиторией, представляя результат своей работы с помощью средств ИКТ.
Раздел 1. Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности
Личностные результаты
широкие познавательные интересы, инициативу и любознательность, мотивы познания и творчества;
интерес к информатике и ИКТ, стремление использовать полученные знания в процессе обучения другим предметам и в жизни;
основы информационного мировоззрения – научного взгляда на область информационных процессов в живой природе, обществе, технике;
готовность к самостоятельным поступкам и действиям, принятию ответственности за их результаты; готовность к осуществлению индивидуальной и коллективной информационной деятельности;
способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счёт знания гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ.
Метапредметные результаты
уверенная ориентация обучающихся в различных предметных областях за счёт осознанного использования при изучении школьных дисциплин таких общепредметных понятий как «объект», «система», «модель», «алгоритм», исполнитель» и др.;
владение основными общеучебными умениями информационно-логического характера: анализа объектов и ситуаций; синтез как составление целого из частей, и самостоятельное достраивание недостающих компонентов; выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов; обобщение и сравнение данных; подведение под понятие, выведение следствий; установление причинно-следственных связей; построение логических цепочек рассуждений и т.д.;
владение умениями организации собственной учебной деятельности, включающими: целеполагание как постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что требуется установить; планирование, постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации;
определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата, разбиение задачи на подзадачи, разработка последовательности и структуры действий.
Предметные результаты
Учение получит представление:
о понятии «информация», «данные», о базовых понятиях, связанных с хранением, обработкой и передачей данных;
о компьютерах.
У ученика будут сформированы:
основы алгоритмической культуры;
о нормах информационной этики.
Ученик научится:
различать виды информации по способам её восприятия человеком, по формам представления на материальных носителях;
приводить простые жизненные примеры передачи, хранения и обработки информации в деятельности человека, в живой природе, обществе, технике;
определять устройства компьютера;
запускать программы и меню Пуск;
вводить информацию в компьютер с помощью клавиатуры и мыши.
Ученик получит возможность научиться:
знать о требованиях к организации компьютерного рабочего места, соблюдать требования безопасности и гигиены в работе со средствами ИКТ;
развивать логическое мышление.
Формы организации учебного процесса.
Программа предусматривает работу обучащихся в группах, парах, индивидуальную работу.
Творческая деятельность включает проведение игр, поиск необходимой информации в энциклопедиях, справочниках, книгах, на электронных носителях, в сети Интернет.
Технологии, методики:
информационно-коммуникационные технологии;
поисковая деятельность;
здоровьесберегающие технологии.
Межпредметные связи на занятиях по развитию познавательных способностей:
с уроками русского языка;
с уроками литературного чтения;
с уроками окружающего мира.
Формы представления результатов:
участие детей в школьных конкурсах
Раздел 2. Содержание курса внеурочной деятельности
1КЛАСС
Работа проводится в средах программ: Перевозчик, Монах, Конюх, Угадайка, Исполнители.
Знакомство с персональным компьютером.
Техника безопасности и организация рабочего места в кабинете информатики. Человек и компьютер. Основные устройства компьютера и технические средства, с помощью которых может быть реализован ввод информации (текста, звука, изображения) в компьютер.
Состав пакета «Зимние вечера»:
Курсор – программы тренажёры для работы с курсором:
«Корешки и вершки»;
«Гости».
Исполнители – программы – исполнители алгоритмов, на развитие логики; освоение приёмов работы с клавиатурой:
Перевозчик – задача о перевозке волка, козы и капусты через реку;
Монах – среда для решения задачи о Ханойской башне;
Конюх – задачи о перестановке коней на маленькой шахматной доске;
Квадратик – геометрический робот, закрепляющий первые навыки работы с исполнителями.
Классификаторы – программы на развитие внимания, логики, нахождение причинно-следственных связей, освоение работы с мышкой:
Кто лишний – нахождение элемента, не обладающего характеристическим признаком множества;
Кто с нами – нахождение элемента, обладающего характеристическим признаком множества;
Цепочка – нахождение закономерностей в цепочке объектов;
Метка – нахождение соответствий элементов двух множеств;
Пары – игра на развитие внимательности и памяти;
Монтажник – сборка рисунка их готовых фрагментов;
Игра 15 – сборка рисунка из готовых фрагментов на клетчатом поле с одной «свободной» клеткой.
Обобщающее повторение.
Закрепление основных понятий, изученных в течение года. Проверка сформированности навыков работы с ПК.
Раздел 3. Тематическое планирование
1 КЛАСС | |
Раздел / подраздел | Количество часов |
Курсор | 4 |
Исполнители | 12 |
Классификаторы | 15 |
Повторение | 2 |
ВСЕГО | 33 |
Календарно-тематическое планирование занятий
курса внеурочной деятельности «Азы информатики», 1класс
№ п/п | Тема | Кол-во часов | Дата | Форма проведения | Предполагаемый результат | |||
по плану | по факту | |||||||
1 | Правила Т.Б. Компьютер | 1 | работа в паре | Правила Т.Б. Основные устройства ПК. | ||||
2 | Корешки и вершки | 1 | групповая | Освоение работы с клавишами управления курсором | ||||
3 | Корешки и вершки | 1 | работа в паре | Освоение работы с клавишами управления курсором | ||||
4 | Классификаторы-догадалки. Кто лишний | 1 | работа в паре | Нахождение элемента, не обладающего характеристическим признаком множества | ||||
5 | Классификаторы-догадалки. Кто лишний | 1 | групповая | Нахождение элемента, не обладающего характеристическим признаком множества | ||||
6 | Классификаторы-догадалки. Кто лишний | 1 | работа в паре | Нахождение элемента, не обладающего характеристическим признаком множества | ||||
7 | Классификаторы-догадалки. Кто с нами | 1 | индивидуальная | Нахождение элемента, обладающего характеристическим признаком множества | ||||
8 | Классификаторы-догадалки. Кто с нами | 1 | групповая | Нахождение элемента, обладающего характеристическим признаком множества | ||||
9 | Классификаторы-догадалки. Пары | 1 | групповая | Развитие внимательности и памяти | ||||
10 | Классификаторы-догадалки. Пары | 1 | работа в паре | Развитие внимательности и памяти | ||||
11 | Классификаторы-догадалки. | 1 | работа в паре | Нахождение элемента, не обладающего характеристическим признаком множества | ||||
12 | Классификаторы-догадалки. | 1 | работа в паре | Нахождение элемента, обладающего характеристическим признаком множества | ||||
13 | Классификаторы- собиралки | 1 | групповая | Первые представления об алгоритмике, развитие логического мышления | ||||
14 | Гости | 1 | индивидуальная | Первые представления об алгоритмике, развитие логического мышления | ||||
15 | Гости | 1 | работа в паре | Первые представления об алгоритмике, развитие логического мышления | ||||
16 | Как не заблудиться в городе | 1 | работа в паре | Первые представления об алгоритмике, развитие логического мышления | ||||
17 | Алгоритм | 1 | работа в паре | Первые представления об алгоритмике, развитие логического мышления | ||||
18 | Алгоритм. Переезд через реку | 1 | работа в паре | Первые представления об алгоритмике, развитие логического мышления | ||||
19 | Перевозчик | 1 | групповая | Первые представления об алгоритмике, развитие логического мышления | ||||
20 | Алгоритмы и исполнители. Ханойские башни | 1 | групповая | Первые представления об алгоритмике, развитие логического мышления | ||||
21 | Алгоритмы и исполнители. Ханойские башни | 1 | работа в паре | Первые представления об алгоритмике, развитие логического мышления | ||||
22 | Шахматный этюд | 1 | работа в паре | Первые представления об алгоритмике, развитие логического мышления | ||||
23 | Классификаторы-догадалки. Цепочки | 1 | индивидуальная | Нахождение закономерностей в цепочке объектов | ||||
24 | Классификаторы-догадалки. Цепочки | 1 | групповая | Нахождение закономерностей в цепочке объектов | ||||
25 | Классификаторы-догадалки. Метки | 1 | групповая | Нахождение соответствий элементов двух множеств | ||||
26 | Классификаторы-собиралки Монтажник | 1 | работа в паре | Сборка рисунка их готовых фрагментов | ||||
27 | Классификаторы-собиралки Монтажник | 1 | работа в паре | Сборка рисунка их готовых фрагментов | ||||
28 | Классификаторы-собиралки Игра 15 | 1 | работа в паре | Сборка рисунка из готовых фрагментов на клетчатом поле с одной «свободной» клеткой. | ||||
29 | Классификаторы-собиралки Игра 15 | 1 | работа в паре | Сборка рисунка из готовых фрагментов на клетчатом поле с одной «свободной» клеткой. | ||||
30 | Исполнитель. Квадратик. Машинист | 1 | работа в паре | Закрепление первых навыков работы с исполнителями. | ||||
31 | Исполнитель Машинист | 1 | работа в паре | Формирование составов на железнодорожной станции | ||||
32-33 | Что мы узнали (обобщение) | 2 | тестирование | Выполнение теста |