Рабочая программа внеурочной деятельности «Азы информатики» (1 класс)
Муниципальное общеобразовательное учреждение –
Средняя общеобразовательная школа № 2 г. Нерюнгри им. М. К. Аммосова
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Азы информатики»
для 1 класса
направление: общеинтеллектуальное
Количество часов: 33ч.
Составитель: Пятилетов В.В.,
учитель информатики
Нерюнгри
2018
Пояснительная записка
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Азы информатики» разработана на основе следующих документов:
Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 г. № 373, с изм. Приказ Минобрнауки России от 31.12.2015г. №1576).
Примерной основной образовательной программы начального общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию. 2015г. (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15).
Приказа Минобрнауки России № 1576 от 31.12.2015г. «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06 октября 2009г. № 373».
Основной образовательной программы начального общего образования СОШ№2 (в том числе учебного плана).
Программы по курсу «Азы информатики», для 1-х классов, автор программы: Ю.А.Первин
(В книге: Информатика дома и в школе: Кн. для учителя / Ю.А.Первин –СПб.: БХВ – Петербург 2003 (Акад. тип. Наука РАН) – 141с.).
Назначение курса внеурочной деятельности «Азы информатики» в начальной школе: введение в компьютерный интерфейс, реализуемый с помощью физических устройств (мышь, клавиатура) и системы экранных объектов, предназначенных для взаимодействия с программным обеспечением (значки, окна). Это первое знакомство с миром исполнителей и способами их управления (пока только в командном режиме).
Цель: создание кругозора в областях знаний, тесно связанных с информатикой; формирование навыков решения логических задач и ознакомление с общими приёмами решения задач (поиск закономерностей, рассуждения по аналогии, по индукции, правдоподобные догадки, развитие творческого воображения).
Задачи:
показать обучающимся роль информации и информационных процессов в их жизни и окружающем мире;
организовать компьютерный практикум, ориентированный на:
овладения способами и методами освоения новых инструментальных средств;
формирование умений и навыков самостоятельной работы; стремление использовать полученные знания в процессе обучения другим предметам и в жизни.
создать условия для овладения основами продуктивного взаимодействия и сотрудничества со взрослыми: умения правильно, чётко и однозначно формулировать мысль в понятной собеседнику форме; умения выступать перед аудиторией, представляя результат своей работы с помощью средств ИКТ.
Раздел 1. Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности
Личностные результаты
широкие познавательные интересы, инициативу и любознательность, мотивы познания и творчества;
интерес к информатике и ИКТ, стремление использовать полученные знания в процессе обучения другим предметам и в жизни;
основы информационного мировоззрения – научного взгляда на область информационных процессов в живой природе, обществе, технике;
готовность к самостоятельным поступкам и действиям, принятию ответственности за их результаты; готовность к осуществлению индивидуальной и коллективной информационной деятельности;
способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счёт знания гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ.
Метапредметные результаты
уверенная ориентация обучающихся в различных предметных областях за счёт осознанного использования при изучении школьных дисциплин таких общепредметных понятий как «объект», «система», «модель», «алгоритм», исполнитель» и др.;
владение основными общеучебными умениями информационно-логического характера: анализа объектов и ситуаций; синтез как составление целого из частей, и самостоятельное достраивание недостающих компонентов; выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов; обобщение и сравнение данных; подведение под понятие, выведение следствий; установление причинно-следственных связей; построение логических цепочек рассуждений и т.д.;
владение умениями организации собственной учебной деятельности, включающими: целеполагание как постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что требуется установить; планирование, постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации;
определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата, разбиение задачи на подзадачи, разработка последовательности и структуры действий.
Предметные результаты
Учение получит представление:
о понятии «информация», «данные», о базовых понятиях, связанных с хранением, обработкой и передачей данных;
о компьютерах.
У ученика будут сформированы:
основы алгоритмической культуры;
о нормах информационной этики.
Ученик научится:
различать виды информации по способам её восприятия человеком, по формам представления на материальных носителях;
приводить простые жизненные примеры передачи, хранения и обработки информации в деятельности человека, в живой природе, обществе, технике;
определять устройства компьютера;
запускать программы и меню Пуск;
вводить информацию в компьютер с помощью клавиатуры и мыши.
Ученик получит возможность научиться:
знать о требованиях к организации компьютерного рабочего места, соблюдать требования безопасности и гигиены в работе со средствами ИКТ;
развивать логическое мышление.
Формы организации учебного процесса.
Программа предусматривает работу обучащихся в группах, парах, индивидуальную работу.
Творческая деятельность включает проведение игр, поиск необходимой информации в энциклопедиях, справочниках, книгах, на электронных носителях, в сети Интернет.
Технологии, методики:
информационно-коммуникационные технологии;
поисковая деятельность;
здоровьесберегающие технологии.
Межпредметные связи на занятиях по развитию познавательных способностей:
с уроками русского языка;
с уроками литературного чтения;
с уроками окружающего мира.
Формы представления результатов:
участие детей в школьных конкурсах
Раздел 2. Содержание курса внеурочной деятельности
1КЛАСС
Работа проводится в средах программ: Перевозчик, Монах, Конюх, Угадайка, Исполнители.
Знакомство с персональным компьютером.
Техника безопасности и организация рабочего места в кабинете информатики. Человек и компьютер. Основные устройства компьютера и технические средства, с помощью которых может быть реализован ввод информации (текста, звука, изображения) в компьютер.
Состав пакета «Зимние вечера»:
Курсор – программы тренажёры для работы с курсором:
«Корешки и вершки»;
«Гости».
Исполнители – программы – исполнители алгоритмов, на развитие логики; освоение приёмов работы с клавиатурой:
Перевозчик – задача о перевозке волка, козы и капусты через реку;
Монах – среда для решения задачи о Ханойской башне;
Конюх – задачи о перестановке коней на маленькой шахматной доске;
Квадратик – геометрический робот, закрепляющий первые навыки работы с исполнителями.
Классификаторы – программы на развитие внимания, логики, нахождение причинно-следственных связей, освоение работы с мышкой:
Кто лишний – нахождение элемента, не обладающего характеристическим признаком множества;
Кто с нами – нахождение элемента, обладающего характеристическим признаком множества;
Цепочка – нахождение закономерностей в цепочке объектов;
Метка – нахождение соответствий элементов двух множеств;
Пары – игра на развитие внимательности и памяти;
Монтажник – сборка рисунка их готовых фрагментов;
Игра 15 – сборка рисунка из готовых фрагментов на клетчатом поле с одной «свободной» клеткой.
Обобщающее повторение.
Закрепление основных понятий, изученных в течение года. Проверка сформированности навыков работы с ПК.
Раздел 3. Тематическое планирование
1 КЛАСС |
|
Раздел / подраздел |
Количество часов |
Курсор |
4 |
Исполнители |
12 |
Классификаторы |
15 |
Повторение |
2 |
ВСЕГО |
33 |
Календарно-тематическое планирование занятий
курса внеурочной деятельности «Азы информатики», 1класс
№ п/п |
Тема |
Кол-во часов |
Дата |
Форма проведения |
Предполагаемый результат |
|||
по плану |
по факту |
|||||||
1 |
Правила Т.Б. Компьютер |
1 |
работа в паре |
Правила Т.Б. Основные устройства ПК. |
||||
2 |
Корешки и вершки |
1 |
групповая |
Освоение работы с клавишами управления курсором |
||||
3 |
Корешки и вершки |
1 |
работа в паре |
Освоение работы с клавишами управления курсором |
||||
4 |
Классификаторы-догадалки. Кто лишний |
1 |
работа в паре |
Нахождение элемента, не обладающего характеристическим признаком множества |
||||
5 |
Классификаторы-догадалки. Кто лишний |
1 |
групповая |
Нахождение элемента, не обладающего характеристическим признаком множества |
||||
6 |
Классификаторы-догадалки. Кто лишний |
1 |
работа в паре |
Нахождение элемента, не обладающего характеристическим признаком множества |
||||
7 |
Классификаторы-догадалки. Кто с нами |
1 |
индивидуальная |
Нахождение элемента, обладающего характеристическим признаком множества |
||||
8 |
Классификаторы-догадалки. Кто с нами |
1 |
групповая |
Нахождение элемента, обладающего характеристическим признаком множества |
||||
9 |
Классификаторы-догадалки. Пары |
1 |
групповая |
Развитие внимательности и памяти |
||||
10 |
Классификаторы-догадалки. Пары |
1 |
работа в паре |
Развитие внимательности и памяти |
||||
11 |
Классификаторы-догадалки. |
1 |
работа в паре |
Нахождение элемента, не обладающего характеристическим признаком множества |
||||
12 |
Классификаторы-догадалки. |
1 |
работа в паре |
Нахождение элемента, обладающего характеристическим признаком множества |
||||
13 |
Классификаторы- собиралки |
1 |
групповая |
Первые представления об алгоритмике, развитие логического мышления |
||||
14 |
Гости |
1 |
индивидуальная |
Первые представления об алгоритмике, развитие логического мышления |
||||
15 |
Гости |
1 |
работа в паре |
Первые представления об алгоритмике, развитие логического мышления |
||||
16 |
Как не заблудиться в городе |
1 |
работа в паре |
Первые представления об алгоритмике, развитие логического мышления |
||||
17 |
Алгоритм |
1 |
работа в паре |
Первые представления об алгоритмике, развитие логического мышления |
||||
18 |
Алгоритм. Переезд через реку |
1 |
работа в паре |
Первые представления об алгоритмике, развитие логического мышления |
||||
19 |
Перевозчик |
1 |
групповая |
Первые представления об алгоритмике, развитие логического мышления |
||||
20 |
Алгоритмы и исполнители. Ханойские башни |
1 |
групповая |
Первые представления об алгоритмике, развитие логического мышления |
||||
21 |
Алгоритмы и исполнители. Ханойские башни |
1 |
работа в паре |
Первые представления об алгоритмике, развитие логического мышления |
||||
22 |
Шахматный этюд |
1 |
работа в паре |
Первые представления об алгоритмике, развитие логического мышления |
||||
23 |
Классификаторы-догадалки. Цепочки |
1 |
индивидуальная |
Нахождение закономерностей в цепочке объектов |
||||
24 |
Классификаторы-догадалки. Цепочки |
1 |
групповая |
Нахождение закономерностей в цепочке объектов |
||||
25 |
Классификаторы-догадалки. Метки |
1 |
групповая |
Нахождение соответствий элементов двух множеств |
||||
26 |
Классификаторы-собиралки Монтажник |
1 |
работа в паре |
Сборка рисунка их готовых фрагментов |
||||
27 |
Классификаторы-собиралки Монтажник |
1 |
работа в паре |
Сборка рисунка их готовых фрагментов |
||||
28 |
Классификаторы-собиралки Игра 15 |
1 |
работа в паре |
Сборка рисунка из готовых фрагментов на клетчатом поле с одной «свободной» клеткой. |
||||
29 |
Классификаторы-собиралки Игра 15 |
1 |
работа в паре |
Сборка рисунка из готовых фрагментов на клетчатом поле с одной «свободной» клеткой. |
||||
30 |
Исполнитель. Квадратик. Машинист |
1 |
работа в паре |
Закрепление первых навыков работы с исполнителями. |
||||
31 |
Исполнитель Машинист |
1 |
работа в паре |
Формирование составов на железнодорожной станции |
||||
32-33 |
Что мы узнали (обобщение) |
2 |
тестирование |
Выполнение теста |