Рабочая программа внеурочной деятельности «Поиграй-ка» (1 класс)
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Гвардейская школа-гимназия № 2»
Симферопольского района Республики Крым
ул.Острякова, 1А, пгт. Гвардейское, Симферопольский район, 297513
тел/факс 0(652) 32-38-59, e-mail: gvardeiskoe2@yandex.ru
СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по ВР _________Е.В.Нессонова «___»___________2017г |
«УТВЕРЖДЕНО» Директор школы-гимназии _______Е.В. Богданова Приказ № ____ от «___»________2017г |
«Поиграй-ка»
Класс: 1-Б
Срок реализации программы: 2017/2018 уч.г.
Количество часов по учебному плану: 33 ч/год, 1 ч/неделю
Рабочую программу составил учитель начальных классов Лобанова О. П.
п. Гвардейское, 2017г.
Пояснительная записка
Настоящая программа кружка «Поиграй-ка!» разработана в условиях реализации ФГОС нового поколения. В основу разработки программы положены следующие документы:
Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников
Концепция Федеральных государственных образовательных стандартов общего поколения
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373, зарегистрирован в Минюсте России 22 декабря 2009 г., регистрационный номер 17785) с изменениями (утверждены приказом Минобрнауки России от 26 ноября 2010 г. № 1241,
зарегистрированы в Минюсте России 4 февраля 2011 г., регистрационный номер 19707);
Настоящая программа разработана на основе «Примерные программы внеурочной деятельности» Москва «Просвещение» 2011г.
Обязательным компонентом ФГОС является внеурочная деятельность. В проекте образовательных стандартов внеурочная деятельность рассматривается как специально организованная деятельность обучающихся в рамках вариативной части образовательного плана.
Программа соответствует федеральному компоненту государственного образовательного стандарта второго поколения и представляет собой вариант программы организации внеурочной деятельности учащихся начальных классов.
Рассчитана на 132 учебных часа и предполагает равномерное распределение этих часов по классам с целью проведение регулярных еженедельных внеурочных занятий со школьниками.
Режим занятий:
Программа рассчитана на 33 часа в год с проведением занятий 1 раз в неделю, продолжительность занятия 40 минут. Содержание кружка отвечает требованию к организации внеурочной деятельности. Подбор игр и заданий отражает реальную физическую, умственную подготовку детей, содержит полезную и любопытную информацию, способную дать простор воображению.
Место проведения: спортивный зал школы, спортивная площадка.
Особенности набора детей – учащиеся с разным уровнем физической подготовленности, группой здоровья – основная и подготовительная (по заключению врача).
Программа определяет содержание и организацию образовательного процесса на ступени начального общего образования.
Цель: содействие всестороннему развитию личности, приобщение к самостоятельным занятиям физическими упражнениями учащихся; удовлетворить потребность младших школьников в движении, стабилизировать эмоции, научить владеть своим телом, развить физические, умственные и творческие способности, нравственные качества.
Задачи направлены на:
формирование здорового жизненного стиля и реализацию индивидуальных способностей каждого ученика;
обучение жизненно важным двигательным умениям и навыкам;
воспитание дисциплинированности, доброжелательного отношения к товарищам, формирование коммуникативных компетенций;
расширение кругозора школьников в области физической культуры и спорта.
Личностными результатами кружка «Поиграй-ка» являются следующие умения:
–оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей;
Оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие;
–умение выражать свои эмоции;
–понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
Метапредметными результатами кружка «Поиграй-ка» является формирование универсальных учебных действий(УУД).
Регулятивные УУД:
определять и формировать цель деятельности с помощью учителя;
–проговаривать последовательность действий во время занятия;
–учиться работать по определенному алгоритму
Познавательные УУД:
– умение делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
КоммуникативныеУУД:
–умение оформлять свои мысли в устной форме
–слушать и понимать речь других;
-договариваться с одноклассникам и совместно с учителем о правилах поведения и общения исследованьям;
– учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли
Образовательный процесс в современной школе постоянно усложняется, и это требует от учащихся значительного умственного и нервно-психического напряжения. Доказано, что успешность адаптации к новым условиям обеспечивается, помимо других важных факторов, определенным уровнем физиологической зрелости детей, что предполагает хорошее здоровье и физическое развитие, оптимальное состояние центральной нервной системы и функций организма, определенный уровень сформированности двигательных навыков и развития физических качеств. Это дает возможность выдерживать достаточно серьезные психофизические нагрузки, связанные со школьным режимом и новыми условиями жизнедеятельности. Однако невысокий уровень здоровья и общего физического развития многих детей, поступающих в первый класс, дальнейшее его снижение в процессе обучения представляют сегодня серьезную проблему.
У многих детей начальной школы наблюдается низкая двигательная активность, широкий спектр функциональных отклонений в развитии опорно-двигательного аппарата, дыхательной, сердечно - сосудистой, эндокринной и нервной систем, желудочно-кишечного тракта и др.
Детский организм по своим анатомо-физиологическим особенностям более чувствителен к неблагоприятным влияниям окружающей среды, а потому нуждается в таких внешних условиях обучения и воспитания, которые исключили бы возможность вредных влияний и способствовали бы укреплению здоровья, улучшению физического развития, повышению успешности учебной деятельности и общей работоспособности.
В связи с этим обязательная оздоровительная направленность коррекционно-развивающего образовательного процесса должна быть напрямую связана с возможностями игры, которыми она располагает как средством адаптации младших школьников к новому режиму. Игра способна в значительной степени обогатить и закрепить двигательный опыт детей и минимизировать те негативные моменты, которые имелись в их предшествующем физическом развитии.
Кружок «Поиграй-ка» входит во внеурочную деятельность по направлению спортивно-оздоровительное развитие личности. Решая задачи физического воспитания, учителю необходимо ориентировать свою деятельность на такие важные компоненты, как воспитание ценностных ориентации на физическое и духовное совершенствование личности, формирование у учащихся потребностей и мотивов к систематическим занятиям физическими упражнениями, воспитание моральных и волевых качеств, формирование гуманистических отношений, приобретение опыта общения. Школьников необходимо учить способам творческого применения полученных знаний, умений и навыков для поддержания высокого уровня физической и умственной работоспособности, состояния здоровья, самостоятельных занятий.Подвижные игры оказывают благотворное влияние на рост, развитие и укрепление костно-связочного аппарата, мышечной системы. На формирование правильной осанки детей. Принципиальное значение придается обучению младших школьников навыкам и умениям организации и проведения самостоятельных занятий физическими упражнениями. В процессе использования учащимися приобретенных знаний, двигательных умений и навыков усиливается оздоровительный эффект физкультурно-оздоровительных мероприятий в режиме учебного дня.
Неизгладимые впечатления дает детям знакомство с особенностями жизни, культуры народов, населяющих нашу Родину, через изучение традиций и обычаев тогоили иного этноса. Одним из основных средств знакомства с жизнедеятельностьюнародов на уроках физической культуры является народная игра. Главная задача педагога — научить детей играть активно и самостоятельно. Только в этом случае они приучаются сами в любой ситуации регулировать степень внимания и мышечного напряжения, приспосабливаться к изменяющимся условиям окружающей среды, находить выход из критического положения, быстро принимать решение и приводить его в исполнение.
Таким образом, народные игры способствуют формированию гармонично развитой, активной личности, сочетающей в себе духовное богатство и физическое совершенство. Программа рассчитана на 33 часа в год с проведением занятий 1 раз в неделю, продолжительность занятия 40 минут.
Результаты освоения курса
Программа предусматривает задания, упражнения, игры на формирование коммуникативных, двигательных навыков, развитие физических навыков. Это способствует появлению желания общению с другими людьми, занятиями спортом, интеллектуальными видами деятельности. Формированию умений работать в условиях поиска, развитию сообразительности, любознательности.
К концу 4 класса учащиеся должны:
понимать:
роль и значение занятий физическими упражнениями и играми для укрепления здоровья;
знать:
названия подвижных игр, инвентарь, оборудование;
правила поведения и безопасности во время занятий физическими упражнениями и играми;
правила подбора одежды и обуви в зависимости от условий проведения занятий;
терминологию, связанную с проведением игр, ритмических занятий;
уметь:
передвигаться различными способами (ходьба, бег, прыжки) в разных ситуациях;
выполнять упражнения (с предметами и без) для развития основных физических качеств (силы, быстроты, ловкости, координации, выносливости);
выражать в движении характер музыки и ее настроение;
играть активно, самостоятельно и с удовольствием, в любой игровой ситуации самим регулировать степень внимания и мышечного напряжения;
организовывать и проводить самостоятельно подвижные игры;
осуществлять индивидуальные и групповые действия в подвижных играх;
Программа состоит из теоретической и практической части. Теоретическая часть включает в себя объяснение педагогом необходимых теоретических понятий, беседу с учащимися, показ изучаемых элементов ритмики, подвижных игр, просмотр видеофильмов и презентаций. В данной программе не предусматривается проведение специальных теоретических занятий. Изучение теории вплетается в содержание каждого учебного занятия. Практическая часть более чем на 90 % представлена практическими действиями – физическими упражнениями. Двигательный опыт учащихся обогащается подвижными играми, ритмико-гимнастическими упражнениями и элементами детского фитнеса.
Огромное значение для ребёнка имеет участие в жизни класса вне школьных уроков. Для многих ребят - это основной мотив посещения школы, так как есть
возможность проявить инициативу и самостоятельность, ответственность и открытость.
Подвижная игра – это относительно самостоятельная деятельность детей, в которой ярко выражена роль движений. Игры - естественный источник радостных эмоций, самовыражения. Подвижные игры являются традиционным средством педагогики и воспитания. Игра – ведущая деятельность детей. Они вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, развитию физических качеств, совершенствованию всех психических процессов, стимулируют переход детского организма е более высокой ступени развития. В играх много познавательного материала, содействующего расширению сенсорной сферы детей, развитию их мышления и самостоятельности действий.
Содержание курса
Теоретическая часть ( 2 ч.) Введение. Знакомство с кружком и его программой.
Ценность кружка , его задачи, программа , темы. Понятие « Подвижные игры ». В чем суть подвижных игр. Ценность их. Какие бывают подвижные игры .
Бессюжетные игры (7 ч.)
Данные игры типа ловишек, перебежек, салок. Отличается наличие правил, ответственных ролей, взаимосвязанные игровые действия всех участников. Развиваются: самостоятельность, глазомер, быстрота и ловкость движений, ориентировка в пространстве. Дети учатся координировать свои действия. Упражняясь в играх данного раздела дети постепенно овладевают навыками и умениями действовать с различными предметами (мяч, шар, скакалка). Эти игры чаще всего основаны на простых движениях: беге, ловле, прятании. Такие игры доступны всем. «Кот и мышь», «Ловишка в кругу», « Паровозик», «Филин и пташка», «На одной ноге», « У медведя во бору».
Теоретическая часть ( 1ч.)
История возникновения подвижных игр.
Игры-забавы (6 ч.)
В работе с детьми используются игры-забавы, аттракционы. Не будучи особо важными для физического развития, они часто проводятся на спортивных праздниках, на вечерах досуга. Двигательные задания в этих играх выполняются в необычных условиях и часто включают элемент соревнования (бежать в мешке, выполнить движение с закрытыми глазами)
Это веселое зрелище, развлечение для детей, доставляющие им радость, но и требующие от участников двигательных умений, ловкости, сноровки. « Фанты», « Птицелов», « Большой мяч», « Собери орехи», « Малечена-калечена», « Заря».
Теоретическая часть ( 1ч.)
Познавательная беседа « народные игры»
Народные игры (7 ч.) Народные игры являются неотъемлемой частью интернационального, художественного и физического воспитания подрастающего поколения. Радость движения сочетается с духовным обогащением. В народных играх много юмора, шуток, соревновательного задора: движения точны и образны, часто сопровождаются считалками, потешками, веселыми моментами. Игровая ситуация увлекает и воспитывает детей, а действия требуют от детей умственной деятельности.
Познавательная беседа «Народные игра» .В ходе просматривания видеороликов и презентаций, дети знакомятся с некоторыми играми народов, населяющих Россию. Познакомить детей с народными играми; русская народная игра « Краски», татарская народная игра « Скок-перескок», осетинская народная игра « Банданай-хъасей», украинская народная игра « Хлибчик», башкирская народная игра «Липкие пеньки», дагестанкая народная игра « Достань шапку», белорусская народная игра « Иванка» с особенностями жизни, культуры народов, населяющих нашу Родину. Техника безопасности на занятиях и соревнованиях.Техника безопасности на занятиях и соревнованиях. Для чего ее нужно помнить. Как ее применять.
Теоретическая часть ( 1ч.)
Техника безопасности на занятиях и соревнованиях.
Любимые игры детей (8 ч.)
В данный раздел включены игры, которые предложили сами дети. Все игры коллективные. Дети выступают в роли ведущих, объясняют и проводят игру. Педагог следит за ходом игры, дает советы. У детей появляется интерес к самостоятельному проведению игры, сохраняется эмоционально-положительное настроение и хорошие взаимоотношения играющих. Дети приучаются ловко и стремительно действовать в игровой ситуации, оказывать товарищескую помощь, добиваться достижения цели и при этом испытать радость. Ребята учатся самостоятельно и с удовольствием играть.
Игры « Увернись от мяча», « Сильный бросок», « Почта», « Второй лишний», « Два мороза», « Большой мяч», « Шлепанки», « Прятки».
Тематическое планирование
№ п/п |
Название темы |
Кол-во часов |
||
Всего |
Теория |
Практика |
||
1 |
Теоретическая часть |
2 |
2 |
- |
2 |
Бессюжетные игры |
7 |
- |
7 |
3 |
Теоретическая часть |
1 |
1 |
- |
4 |
Игры-забавы |
6 |
- |
6 |
5 |
Теоретическая часть |
1 |
1 |
- |
6 |
Народные игры |
7 |
- |
7 |
7 |
Теоретическая часть |
1 |
1 |
- |
8 |
Любимые игры детей |
8 |
- |
8 |
Итого |
33 |
5 |
28 |
Календарно-тематическое планирование
№ п/п |
Тема |
Планируемые результаты |
Дата |
|||||||||
план |
факт |
|||||||||||
Предметные |
Метапредметные |
Личностные |
||||||||||
Теоретическая часть (2 ч.) |
||||||||||||
1 |
Введение. Знакомство с кружком и его программой. |
Ценность кружка, его задачи, программа, темы. |
Р -определять и формировать цель деятельности с помощью учителя; –проговаривать последовательность действий во время занятия; –учиться работать по определенному алгоритму П- – умение делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; К- –умение оформлять свои мысли в устной форме –слушать и понимать речь других; |
–оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; Оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие; –умение выражать свои эмоции; –понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать; |
||||||||
2 |
Понятие « подвижные игры ». |
Понятие « Подвижные игры». В чем суть подвижных игр. Ценность их. Какие бывают подвижные игры. |
||||||||||
Бессюжетные игры (7 ч.) |
||||||||||||
3 |
«Кот и мышь» |
Игровые правила. Отработка игровых приёмов. Игра. |
Р -определять и формировать цель деятельности с помощью учителя; –проговаривать последовательность действий во время занятия; П- – умение делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; К- -договариваться с одноклассникам и совместно с учителем о правилах поведения и общения исследованьям; – учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли |
–оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; Оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие; –умение выражать свои эмоции; –понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать; |
||||||||
4 |
«Ловишка в кругу» |
Игровые правила. Выбор и ограничение игрового пространства. Проведение игры. |
||||||||||
5 |
«Паровозик» |
Правила игры. Проведение игры. |
||||||||||
6 |
«Филин и пташки» |
Правила игры. Разучивание игры. Проведение игры. |
||||||||||
7 |
«На одной ноге» |
Правила игры. Проведение игры. |
||||||||||
8 |
«У медведя во бору»
|
Правила игры. Проведение игры. |
||||||||||
9 |
«Настольные игры» |
Правила игры. Проведение игры. |
||||||||||
Теоретическая часть (1 ч.) |
||||||||||||
10 |
История возникновения подвижных игр |
Как возникли подвижные игры. Какие народы играли. Связь с олимпийскими играми. |
Р -определять и формировать цель деятельности с помощью учителя П- – умение делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; К- -договариваться с одноклассникам |
–умение выражать свои эмоции; –понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать; |
||||||||
Игры-забавы (6 ч.) |
||||||||||||
11 |
«Фанты» |
Правила игры. Проведение игры. |
Р -определять и формировать цель деятельности с помощью учителя; –проговаривать последовательность действий во время занятия; –учиться работать по определенному алгоритму П- – умение делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; К- –умение оформлять свои мысли в устной форме –слушать и понимать речь других; |
–оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; Оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие; –умение выражать свои эмоции; –понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать; |
||||||||
12 |
«Птицелов» |
Правила игры. Проведение игры. |
||||||||||
13 |
«Большой мяч» |
Правила игры. Проведение игры. |
||||||||||
14 |
«Собери орехи» |
Правила игры. Проведение игры. |
||||||||||
15 |
«Малечена-калечина» |
Правила игры. Проведение игры. |
||||||||||
16 |
«Заря» |
Правила игры. Строевые упражнения; перестроение. |
||||||||||
17 |
Познавательная беседа «Народные игры». |
Познакомить детей с народными играми; с особенностями жизни, культуры народов, населяющих нашу Родину. |
||||||||||
Народные игры (7 ч.) |
||||||||||||
18 |
Русская народная игра «Краски». |
Правила игры. Проведение игры. |
Р -определять и формировать цель деятельности с помощью учителя; –проговаривать последовательность действий во время занятия; –учиться работать по определенному алгоритму П- – умение делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; К- –умение оформлять свои мысли в устной форме –слушать и понимать речь других; |
–оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; Оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие; –умение выражать свои эмоции; –понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать; . |
||||||||
19 |
Татарская народная игра «Скок-перескок» |
Правила игры. Проведение игры. |
||||||||||
20 |
Осетинская народная игра «Банданай хъасей» («Перетя-гивание») |
Правила игры. Проведение игры. |
||||||||||
21 |
Украинская народная игра «Хлибчик («Хлебец») |
Правила игры. Проведение игры. |
||||||||||
22 |
Башкирская народная игра «Липкие пеньки» |
Правила игры. Проведение игры. |
||||||||||
23 |
Дагестанская народная игра «Достань шапку» |
Правила игры. Проведение игры. |
||||||||||
24 |
Белорусская народная игра «Иванка» |
Правила игры. Проведение игры. |
||||||||||
Теоретическая часть (1 ч.) |
||||||||||||
25 |
Техника безопасности на занятиях и соревнованиях |
Техника безопасности на занятиях и соревнованиях. Для чего ее нужно помнить. Как ее применять. |
Р -определять и формировать цель деятельности с помощью учителя; П-умение делать выводы в результате совместной работы класса; |
Оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие; |
||||||||
Любимые игры детей (8 ч.) |
||||||||||||
26 |
«Увернись от мяча» |
Игровые правила. Отработка игровых приёмов. Игра. |
Р -определять и формировать цель деятельности с помощью учителя; –учиться работать по определенному алгоритму П- – умение делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; К- –умение оформлять свои мысли в устной форме –слушать и понимать речь других; |
–оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; –умение выражать свои эмоции; –понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать; |
||||||||
27 |
«Сильный бросок» |
Игровые правила. Отработка игровых приёмов. Броски в корзину. |
||||||||||
28 |
«Почта» |
Проведение игры. |
||||||||||
29 |
«Второй лишний» |
Игры, эстафеты, Весёлые минутки. |
||||||||||
30 |
«Два мороза» |
Правила игры. Проведение игры. |
||||||||||
31 |
«Большой мяч» |
Правила игры. Комплекс утренней гигиенической гимнастики. |
||||||||||
32 |
«Шлепанки» |
Игровые правила. Отработка игровых приёмов. Игра |
||||||||||
33 |
«Прятки» |
Игровые правила. Отработка игровых приёмов. Игра. |
||||||||||
Итого: 33 часа |
10