Рабочая программа внеурочной деятельности «Язык мой — друг мой»
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
города Ульяновска
«Средняя школа № 6 им.И.Н.Ульянова»
Рабочая программа
внеурочной деятельности
«Язык мой – друг мой»
8 А класс
учителя русского языка и литературы
первой квалификационной категории
Герасимовой Ирины Рудольфовны
2021-2022 учебный год
Количество часов в неделю – 1 час
Полный объем изучения – 1 год
Год изучения – второй
Программа курса внеурочной деятельности «Язык мой – друг мой» соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования
Программа разработана на основе примерных программ внеурочной деятельности под редакцией Д.В. Григорьева по направлению Художественное творчество подростков – М.: Просвещение, 2013
Планируемые результаты
Личностные результаты:
- формирование и развитие чувства прекрасного: умения чувствовать красоту и выразительность русской речи, стремление к совершенствованию собственной устной и письменной речи;
- любовь и уважение к Отчеству, его языку, истории и культуре;
- интерес и любовь к чтению, к ведению диалога с автором произведения; потребность в чтении;
- интерес к письму, к создании, собственных текстов, к письменной форме общения;
- интерес к изучению родного языка;
- осознание ответственности за произнесенное и написанное слово.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
- самостоятельно формулировать тему и цели занятия;
- составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
- работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою учебную деятельность;
- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с заданными критериями;
Познавательные УУД:
- перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
- пользоваться лингвистическими словарями, справочниками;
- осуществлять анализ и синтез;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- строить рассуждения.
Коммуникативные УУД:
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;
- владеть монологической и диалогической формами речи;
- высказывать и обосновывать свою точку зрения;
- слушать и слышать других, учиться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свое умозаключение;
- договариваться и приходить к обещму решению в совместной деятельности;
- задавать вопросы.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Тема 1. Вводное занятие. Высказывание великих людей о русском языке. Пословицы и поговорки о родном язые. История забытых слов.
Тема 2. Поговорим о языке. Из истории развития русского языка: как появился язык, теории происхождения. Роль Кирилла и Мефодия в создании русской азбуки. Лингвистическая игра.
Тема 3. Понемногу о многом. Труды М.В.Ломоносова. 19-20 вв – развитие русского языка.
Тема 4. Звук и буква. Звук или буква? Почему сначала звуки а потом буквы?
Тема 5. Можно ли писать без букв? Знаки и символы в нашей жизни. Лингвистическая игра.
Тема 6. Буквы понятные, потерянные, редкие и когда-то страшные. От зело до ижицы. Какие буквы исчезли из русской азбуки.
Тема 7. Загадочный папирус. Сочиняем миниатюры о древней истории. Лингвистическая игра.
Тема 8. Словесные рукописи. Судьба слов. Происхождение слов. Поиск нужного слова.
Тема 9. Увлекательное вокруг нас. Многословие. Речевая избыточность и речевая недостаточность.
Тема 10. Бывают ли у слов родственники? Слова-тезки. Омонимы. Омофоны. Омографы. Омонимия в русских загадках.
Тема 11. Можно ли сломать яызк? Заимствования и использования иноязычных слов в русском языке.
Тема 12. Сказал то же, да не одно и то же. Лингвистическая игра. Омонимы, синонимы в нашей речи.
Тема 13. «Тезки наоборот». Палиндромы. Лингвистическая игра.
Тема 14. О словах разных, одинаковых, но различных. Произношение и написание похожих слов. Лингвистическая игра.
Тема 15. Прочь с дороги! Слова-сорняки, вредные и полезные. Составление мини-текстов.
Тема 16. Фразеологические обороты. Как ими пользоваться. Разгадываем загадки. Лингвистическая игра.
Тема 17. Кто впереди? Морфемный состав слов и его влияние на значение слова.
Тема 18. Почему мы так говорим? Знакомство с каламбуром, многозначностью. Лингвистическая игра.
Тема 19. Крылатые слова, крылатые выражения. Крылатые выражения в художественной литературе и их значения. Викторина.
Тема 20. Биография есть не только у людей, но и у слова. Историческая викторина.
Тема 21. Не в бровь, а в глаз. Знакомство с фразеологическим словарем русского языка.
Тема 22. В руках умелых слово творит чудеса. Практическое занятие: как рождаются слова. Лингвистическая игра.
Тема 23. Шкатулка с богатствами русского языка. Лингвистический конкурс.
Тема 24. Изобразим пословицу. Пантомима народной мудрости. Лингвистическая игра.
Тема 25. Напишем письмо писателю. Мини-сочинение. Конкурс сочинений.
Тема 26. Проще простого или сложнее сложного. Составление простых и сложных предложений. Лингвистическая игра.
Тема 27. Второстепенный персонаж. Составление предложений распространенных и осложненных.
Тема 28. Вчера и сегодня. Лингвистическая игра с использование устаревших фраз. Лингвистическая викторина.
Тема 29. Игра с инсценировками. Игры героев Набокова, Линдгрен и Милна.
Тема 30. Кроссворд «Добрый хозяин зимнего леса». Составление кроссвордов. Конкурс кроссвордов.
Тема 31. Головоломка «Крылатые слова». Крылатые слова и русская художественная литература.
Тема 32. Неизменные советчики-словари. Знакомство и работа с лингвистическими словарями.
Тема 33. Все люди меняются словами. Знакомство с цитатами, афоризмами и крылатыми выражениями писателей и поэтов мира.
Тема 34. Итоговое занятие. Защита проектов.
Тематическое планирование курса внеурочной деятельности в 8А классе
№ | Тема | Кол. час | Примечание | Дата план | Дата факт |
1 | Вводное занятие | 1 | Анализировать текст. Составлять свой текст. Работать в группе. | | |
2 | Поговорим о языке | 1 | Анализировать текст. Составлять свой текст. Работать в группе. | | |
3 | Понемногу о многом | 1 | Анализировать текст. Составлять свой текст. Работать в группе. | | |
4 | Звук и буква. Звук или буква? | 1 | Анализировать текст. Составлять свой текст. Работать в группе. | | |
5 | Можно ли писать без букв? | 1 | Анализировать текст. Составлять свой текст. Работать в группе. | | |
6 | Буквы понятные, потерянные, редкие и когда-то страшные | 1 | Анализировать текст. Составлять свой текст. Работать в группе. | | |
7 | Загадочный папирус | 1 | Анализировать текст. Составлять свой текст. Работать в группе. | | |
8 | Словесные рукописи | 1 | Анализировать текст. Составлять свой текст. Работать в группе. | | |
9 | Увлекательное вокруг нас | 1 | Анализировать текст. Составлять свой текст. Работать в группе. | | |
10 | Бывают ли у слов родственники? | 1 | Анализировать текст. Составлять свой текст. Работать в группе. | | |
11 | Можно ли сломать язык? | 1 | Анализировать текст. Составлять свой текст. Работать в группе. | | |
12 | Сказал то же, да не одно и то же | 1 | Анализировать текст. Составлять свой текст. Работать в группе. | | |
13 | Тезки наоборот | 1 | Анализировать текст. Составлять свой текст. Работать в группе. | | |
14 | О словах разных, одинаковых, но различных | 1 | Анализировать текст. Составлять свой текст. Работать в группе. | | |
15 | Прочь с дороги! | 1 | Анализировать текст. Составлять свой текст. Работать в группе. | | |
16 | Фразеологические обороты | 1 | Анализировать текст. Составлять свой текст. Работать в группе. | | |
17 | Почему мы так говорим? | 1 | Анализировать текст. Составлять свой текст. Работать в группе. | | |
18 | Кто впереди? | 1 | Анализировать текст. Составлять свой текст. Работать в группе. | | |
19 | Крылатые слова, крылатые выражения | 1 | Анализировать текст. Составлять свой текст. Работать в группе. | | |
20 | Биография есть не только у людей, но и у слова | 1 | Анализировать текст. Составлять свой текст. Работать в группе. | | |
21 | Не в бровь, а в глаз | 1 | Анализировать текст. Составлять свой текст. Работать в группе. | | |
22 | В руках умелых слово творит чудеса | 1 | Анализировать текст. Составлять свой текст. Работать в группе. | | |
23 | Шкатулка с богатствами русского языка | 1 | Анализировать текст. Составлять свой текст. Работать в группе. | | |
24 | Изобразим пословицу | 1 | Анализировать текст. Составлять свой текст. Работать в группе. | | |
25 | Напишем письмо писателю | 1 | Анализировать текст. Составлять свой текст. Работать в группе. | | |
26 | Проще простого тли сложнее сложного | 1 | Анализировать текст. Составлять свой текст. Работать в группе. | | |
27 | Второстепенный персонаж | 1 | Анализировать текст. Составлять свой текст. Работать в группе. | | |
28 | Вчера и сегодня | 1 | Анализировать текст. Составлять свой текст. Работать в группе. | | |
29 | Игра с инсценировками | 1 | Анализировать текст. Составлять свой текст. Работать в группе. | | |
30 | Кроссворд «Добрый хозяин зимнего леса» | 1 | Анализировать текст. Составлять свой текст. Работать в группе. | | |
31 | Головоломка «крылатые слова» | 1 | Анализировать текст. Составлять свой текст. Работать в группе. | | |
32 | Незаменимые советчики (словари) | 1 | Анализировать текст. Составлять свой текст. Работать в группе. | | |
33 | Все люди меняются словами | 1 | Анализировать текст. Составлять свой текст. Работать в группе. | | |
34 | Твои помощники | 1 | Анализировать текст. Составлять свой текст. Работать в группе. | | |