Рабочая программа внеурочной деятельности «Язык мой — друг мой»

1
0
Материал опубликован 11 July 2022



              муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

города Ульяновска

«Средняя школа № 6 им.И.Н.Ульянова»






Рабочая программа

внеурочной деятельности

«Язык мой – друг мой»

8 А класс

учителя русского языка и литературы

первой квалификационной категории

Герасимовой Ирины Рудольфовны















2021-2022 учебный год







Количество часов в неделю – 1 час

Полный объем изучения – 1 год

Год изучения – второй





Программа курса внеурочной деятельности «Язык мой – друг мой» соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования



Программа разработана на основе примерных программ внеурочной деятельности под редакцией Д.В. Григорьева по направлению Художественное творчество подростков – М.: Просвещение, 2013






































Планируемые результаты


Личностные результаты:

- формирование и развитие чувства прекрасного: умения чувствовать красоту и выразительность русской речи, стремление к совершенствованию собственной устной и письменной речи;

- любовь и уважение к Отчеству, его языку, истории и культуре;

- интерес и любовь к чтению, к ведению диалога с автором произведения; потребность в чтении;

- интерес к письму, к создании, собственных текстов, к письменной форме общения;

- интерес к изучению родного языка;

- осознание ответственности за произнесенное и написанное слово.

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

- самостоятельно формулировать тему и цели занятия;

- составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;

- работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою учебную деятельность;

- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с заданными критериями;

Познавательные УУД:

- перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

- пользоваться лингвистическими словарями, справочниками;

- осуществлять анализ и синтез;

- устанавливать причинно-следственные связи;

- строить рассуждения.





Коммуникативные УУД:

- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;

- владеть монологической и диалогической формами речи;

- высказывать и обосновывать свою точку зрения;

- слушать и слышать других, учиться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свое умозаключение;

- договариваться и приходить к обещму решению в совместной деятельности;

- задавать вопросы.













































СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


Тема 1. Вводное занятие. Высказывание великих людей о русском языке. Пословицы и поговорки о родном язые. История забытых слов.

Тема 2. Поговорим о языке. Из истории развития русского языка: как появился язык, теории происхождения. Роль Кирилла и Мефодия в создании русской азбуки. Лингвистическая игра.

Тема 3. Понемногу о многом. Труды М.В.Ломоносова. 19-20 вв – развитие русского языка.

Тема 4. Звук и буква. Звук или буква? Почему сначала звуки а потом буквы?

Тема 5. Можно ли писать без букв? Знаки и символы в нашей жизни. Лингвистическая игра.

Тема 6. Буквы понятные, потерянные, редкие и когда-то страшные. От зело до ижицы. Какие буквы исчезли из русской азбуки.

Тема 7. Загадочный папирус. Сочиняем миниатюры о древней истории. Лингвистическая игра.

Тема 8. Словесные рукописи. Судьба слов. Происхождение слов. Поиск нужного слова.

Тема 9. Увлекательное вокруг нас. Многословие. Речевая избыточность и речевая недостаточность.

Тема 10. Бывают ли у слов родственники? Слова-тезки. Омонимы. Омофоны. Омографы. Омонимия в русских загадках.

Тема 11. Можно ли сломать яызк? Заимствования и использования иноязычных слов в русском языке.

Тема 12. Сказал то же, да не одно и то же. Лингвистическая игра. Омонимы, синонимы в нашей речи.

Тема 13. «Тезки наоборот». Палиндромы. Лингвистическая игра.

Тема 14. О словах разных, одинаковых, но различных. Произношение и написание похожих слов. Лингвистическая игра.

Тема 15. Прочь с дороги! Слова-сорняки, вредные и полезные. Составление мини-текстов.

Тема 16. Фразеологические обороты. Как ими пользоваться. Разгадываем загадки. Лингвистическая игра.

Тема 17. Кто впереди? Морфемный состав слов и его влияние на значение слова.






Тема 18. Почему мы так говорим? Знакомство с каламбуром, многозначностью. Лингвистическая игра.

Тема 19. Крылатые слова, крылатые выражения. Крылатые выражения в художественной литературе и их значения. Викторина.

Тема 20. Биография есть не только у людей, но и у слова. Историческая викторина.

Тема 21. Не в бровь, а в глаз. Знакомство с фразеологическим словарем русского языка.

Тема 22. В руках умелых слово творит чудеса. Практическое занятие: как рождаются слова. Лингвистическая игра.

Тема 23. Шкатулка с богатствами русского языка. Лингвистический конкурс.

Тема 24. Изобразим пословицу. Пантомима народной мудрости. Лингвистическая игра.

Тема 25. Напишем письмо писателю. Мини-сочинение. Конкурс сочинений.

Тема 26. Проще простого или сложнее сложного. Составление простых и сложных предложений. Лингвистическая игра.

Тема 27. Второстепенный персонаж. Составление предложений распространенных и осложненных.

Тема 28. Вчера и сегодня. Лингвистическая игра с использование устаревших фраз. Лингвистическая викторина.

Тема 29. Игра с инсценировками. Игры героев Набокова, Линдгрен и Милна.

Тема 30. Кроссворд «Добрый хозяин зимнего леса». Составление кроссвордов. Конкурс кроссвордов.

Тема 31. Головоломка «Крылатые слова». Крылатые слова и русская художественная литература.

Тема 32. Неизменные советчики-словари. Знакомство и работа с лингвистическими словарями.

Тема 33. Все люди меняются словами. Знакомство с цитатами, афоризмами и крылатыми выражениями писателей и поэтов мира.

Тема 34. Итоговое занятие. Защита проектов.













Тематическое планирование курса внеурочной деятельности в 8А классе



Тема

Кол. час

Примечание

Дата план

Дата факт

1

Вводное занятие

1

Анализировать текст. Составлять свой текст. Работать в группе.



2

Поговорим о языке

1

Анализировать текст. Составлять свой текст. Работать в группе.



3

Понемногу о многом

1

Анализировать текст. Составлять свой текст. Работать в группе.



4

Звук и буква. Звук или буква?

1

Анализировать текст. Составлять свой текст. Работать в группе.



5

Можно ли писать без букв?

1

Анализировать текст. Составлять свой текст. Работать в группе.



6

Буквы понятные, потерянные, редкие и когда-то страшные

1

Анализировать текст. Составлять свой текст. Работать в группе.



7

Загадочный папирус

1

Анализировать текст. Составлять свой текст. Работать в группе.



8

Словесные рукописи

1

Анализировать текст. Составлять свой текст. Работать в группе.



9

Увлекательное вокруг нас

1

Анализировать текст. Составлять свой текст. Работать в группе.



10

Бывают ли у слов родственники?

1

Анализировать текст. Составлять свой текст. Работать в группе.



11

Можно ли сломать язык?

1

Анализировать текст. Составлять свой текст. Работать в группе.



12

Сказал то же, да не одно и то же

1

Анализировать текст. Составлять свой текст. Работать в группе.



13

Тезки наоборот

1

Анализировать текст. Составлять свой текст. Работать в группе.



14

О словах разных, одинаковых, но различных

1

Анализировать текст. Составлять свой текст. Работать в группе.



15

Прочь с дороги!

1

Анализировать текст. Составлять свой текст. Работать в группе.



16

Фразеологические обороты

1

Анализировать текст. Составлять свой текст. Работать в группе.



17

Почему мы так говорим?

1

Анализировать текст. Составлять свой текст. Работать в группе.



18

Кто впереди?

1

Анализировать текст. Составлять свой текст. Работать в группе.



19

Крылатые слова, крылатые выражения

1

Анализировать текст. Составлять свой текст. Работать в группе.



20

Биография есть не только у людей, но и у слова

1

Анализировать текст. Составлять свой текст. Работать в группе.



21

Не в бровь, а в глаз

1

Анализировать текст. Составлять свой текст. Работать в группе.



22

В руках умелых слово творит чудеса

1

Анализировать текст. Составлять свой текст. Работать в группе.



23

Шкатулка с богатствами русского языка

1

Анализировать текст. Составлять свой текст. Работать в группе.



24

Изобразим пословицу

1

Анализировать текст. Составлять свой текст. Работать в группе.



25

Напишем письмо писателю

1

Анализировать текст. Составлять свой текст. Работать в группе.



26

Проще простого тли сложнее сложного

1

Анализировать текст. Составлять свой текст. Работать в группе.



27

Второстепенный персонаж

1

Анализировать текст. Составлять свой текст. Работать в группе.



28

Вчера и сегодня

1

Анализировать текст. Составлять свой текст. Работать в группе.



29

Игра с инсценировками

1

Анализировать текст. Составлять свой текст. Работать в группе.



30

Кроссворд «Добрый хозяин зимнего леса»

1

Анализировать текст. Составлять свой текст. Работать в группе.



31

Головоломка «крылатые слова»

1

Анализировать текст. Составлять свой текст. Работать в группе.



32

Незаменимые советчики (словари)

1

Анализировать текст. Составлять свой текст. Работать в группе.



33

Все люди меняются словами

1

Анализировать текст. Составлять свой текст. Работать в группе.



34

Твои помощники

1

Анализировать текст. Составлять свой текст. Работать в группе.



























в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.