Рабочая программа внеурочной деятельности «Моё здоровье — мой успех» (1–4 классы)
Рабочая программа внеурочной деятельности
по спортивно-оздоровительному направлению
«Моё здоровье - мой успех»
Программу подготовила
учитель начальных классов:
Плотникова Валентина Георгиевна
2016- 2017 учебный год
Пояснительная записка
В современных условиях проблема сохранения здоровья учащихся чрезвычайно важна, в связи с резким снижением процента здоровых детей. В основном ухудшение состояния здоровья происходит на фоне низкой двигательной активности детей. Длительные занятия в школе, выполнение домашних заданий, которые требуют много времени, просмотр телепередач, компьютерные игры отнимают у детей почти всё свободное время. В связи с этим, образовательное учреждение создаёт условия, способствующие сохранению и укреплению здоровья, формированию ценностного отношения обучающихся к собственному здоровью и здоровью окружающих. Этому способствует реализация внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению, так как оно направлено на обучение школьников бережному отношению к своему здоровью, к правильному питанию, начиная с раннего детства.
Рабочая программа по курсу» «Моё здоровье - мой успех» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и разработана на основе методических рекомендаций и примерной программы по организации внеурочной деятельности обучающихся начальной школы.
Нормативно-правовой и документальной базой программы внеурочной деятельности по формированию культуры здоровья обучающихся на ступени начального общего образования являются:
1.Закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» (в действующей редакции);
2.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования и основного общего образования (приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования");
3.Федеральные требования к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений (утверждены приказом Минобрнауки России от 4 октября 2010 г. № 986);
4.СанПиН 2.4.2. 2821 – 10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189);
5.Федеральные требования к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников (утверждены приказом Минобрнауки России от 28 декабря 2010 г. № 2106, зарегистрированы в Минюсте России 2 февраля 2011 г.);
6.Письмо Минобрнауки РФ от 19.04.2011 N 03-255 «О введении федеральных государственных образовательных стандартов общего образования»
7.Письмо Министерства образования и науки РФ «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования» от 12 мая 2011 г. № 03-2960.
Курс «Моё здоровье-мой успех» введён в часть учебного плана, формируемого образовательным учреждением в рамках внеурочной деятельности: «Спортивно - оздоровительного направления». Он направлен на формирование основ культуры здоровья детей, обеспечивает двигательную активность учащихся, знакомит их с рациональным питанием, к изменению отношения к себе и собственному здоровью, воспитывает гигиеническую культуру, привычку к занятиям физкультурой и спортом.
Актуальность программы: Актуальность данной проблемы возрастает в связи с тем, что первый скачок в увеличении числа детей, страдающих хроническими заболеваниями, по наблюдениям учёных, происходит в возрасте 7-10 лет. Решающая роль в её решении отводится школе.
Данная программа является комплексной программой по формированию культуры здоровья обучающихся, способствующая познавательному и эмоциональному развитию ребёнка. Включает в себя, как теоретическую – изучение полезных и вредных привычек, так и практическую части – организация подвижных игр.
Известно, что нельзя ничему научить, ограничиваясь рассказом или показом, для этого нужна соответствующая деятельность. Сегодня ни один предмет в учебном плане не обходится без включения в него элементов здоровьесберегающих технологий.
Цель программы: формирование основ здорового образа жизни у учащихся начальной школы.
Реализация данной цели связана с решением следующих образовательных задач:
укрепление здоровья и повышение функциональных возможностей основных жизнеобеспечивающих систем организма;
формирование правильной осанки;
адаптация учащихся к повышенным физическим нагрузкам, к занятиям спортом;
организация активного отдыха и здорового досуга, привитие интереса к занятиям.
формирование общих представлений о физической культуре, ее значении в жизни человека, об укреплении здоровья, и физической подготовленности
приобщение родителей к активной совместной деятельности для здорового образа.
развитие интереса к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, утренней гимнастикой, к физкультминуткам и подвижным играм.
обучение элементам различных видов спорта, используемых в процессе учебно-тренировочных занятий (пионербол, баскетбол, волейбол, футбол.)
обучение простейшим способам контроля, показателям физического развития.
Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Моё здоровье - мой успех» носит комплексный характер, что отражено в межпредметных связях с такими учебными дисциплинами как: литературное чтение, окружающий мир, технология, изобразительное искусство, физическая культура, музыка.
Межпредметные связи программы внеурочной деятельности
предмет |
содержание учебной дисциплины |
содержание программы «Моё здоровье - мой успех» |
Окружающий мир |
Сезонные изменения в природе. Организм человека. Опора тела человека и движение. Правильное питание. |
Экскурсия «У природы нет плохой погоды». Осанка – это красиво. Умеем ли мы питаться. |
Литературное чтение |
Чтение и обсуждение произведений, русских народных сказок, их инсценирование. |
Просмотр кукольных спектаклей. Подборка пословиц и поговорок, считалок. |
Технология |
От замысла к результату. Технологические операции. |
Изготовление овощей и фруктов из солёного теста или пластилина. |
Изобразительное искусство |
Мир фантазии и чувств. |
Мир эмоций и чувств. Выставка рисунков, наблюдение за прекрасным |
Физическая культура |
Отличительные черты физических упражнений от обыденных. Эстафеты по преодолению препятствий. |
Нужна ли зарядка по утрам? Разучиваем комплекс утренней зарядки. Подвижные и спортивные игры. |
Музыка |
Выразительность музыкальной интонации, развитие ритма |
Мир эмоций и чувств. Игры и упражнения под музыкальное сопровождение. |
Место курса в учебном плане:
Программа предназначена для обучающихся 3 класса составлена в соответствии с возрастными особенностями обучающихся и рассчитана на проведение 1 часа в неделю, 34 занятия в год.
Больше половины содержания планирования направлено на активную двигательную деятельность учащихся на свежем воздухе или в спортзале. Остальное время распределено на всевозможные тематические беседы о правильном питании, часы здоровья, подготовку и проведение различных соревнований и внеклассных мероприятий по формированию здорового образа жизни
Основные формы работы:
конкурсы
анкетирование
практические и учебные игры
устные журналы
викторины
заочные путешествия
экскурсии
презентации
исследовательские работы, проекты
утренники
соревнования
Условия реализации программы
Для выполнения данной программы необходим спортивный зал с гимнастическими ковриками, скакалки, гимнастический обруч, резиновые мячи разного диаметра, волейбольные и футбольные мячи, набивные мячи, мешочки с песком, гимнастическая палка, возможности тренажеры. учебно-методическая литература; наглядные пособия: плакаты, схемы, карточки, с описанием комплексов упражнений, альбомы, фотографии.
Режим и место проведения занятий:
Занятия проводятся после уроков. Время занятий – 25 минут.
Место проведения – спортивный зал, пришкольная спортивная площадка, кабинет. Подвижные игры и спортивные праздники проходят по погодным условиям и усмотрению учителя: на свежем воздухе или в спортивном зале. Конкурсы, беседы, викторины в кабинете.
Сотрудничество школы с другими учреждениями.
Учреждение |
Задачи и направления |
Формы взаимодействия |
Районная поликлиника |
Профилактика заболеваний, выявление их на ранней стадии и своевременное лечение. |
Медицинская помощь медосмотры |
ГИБДД |
Предупреждение детского травматизма на дорогах. |
Лекции, беседы, ролевые игры для учащихся. |
Ледовый дворец, ФОК |
Дополнительное образование детей в области физкультуры и спорта. Повышение уровня физического здоровья детей. |
Дни здоровья, посещение спортивных секций, спортивные соревнования. |
Формы контроля промежуточных и конечных результатов: анкетирование детей, мониторинг состояния здоровья детей, спортивные праздники с привлечением родителей, коллективные и индивидуальные творческие проекты.
Планируемые результаты:
Личностные результаты.
У учеников будут сформированы:
установка на безопасный, здоровый образ жизни;
потребность сотрудничества со сверстниками, доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнению одноклассников;
этические чувства на основе знакомства с культурой русского народа
уважительное отношение к культуре других народов.
Предметные результаты:
формирование первоначальных представлений о значении спортивно-оздоровительных занятий для укрепления здоровья, для успешной учёбы.
овладение умениями организовывать здоровьесберегающую жизнедеятельность (режим дня, утренняя зарядка, полезные привычки, и т.д.)
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
Обучающийся научится:
понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем;
осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности
Познавательные УУД:
Обучающийся научится:
проводить сравнение и классификацию объектов;
понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий;
проявлять индивидуальные творческие способности.
Коммуникативные УУД:
Обучающийся научится:
работать в группе, учитывать мнения партнеров, отличные от собственных;
обращаться за помощью;
формулировать свои затруднения;
предлагать помощь и сотрудничество;
слушать собеседника;
договариваться и приходить к общему решению;
формулировать собственное мнение и позицию;
адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
В ходе реализация программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Моё здоровье – мой успех» обучающиеся должны знать:
основные вопросы гигиены, касающиеся профилактики вирусных заболеваний;
особенности влияния вредных привычек на здоровье младшего школьника;
особенности воздействия двигательной активности на организм человека;
основы рационального питания;
правила оказания первой помощи;
способы сохранения и укрепление здоровья;
влияние здоровья на успешную учебную деятельность;
знания о “полезных” и “вредных” продуктах, значение режима питания.
уметь:
составлять индивидуальный режим дня и соблюдать его;
выполнять физические упражнения для развития физических навыков;
различать “полезные” и “вредные” продукты;
использовать средства профилактики ОРЗ, ОРВИ, клещевой энцефалит;
определять благоприятные факторы воздействующие на здоровье;
заботиться о своем здоровье;
оказывать первую медицинскую помощь при кровотечении, удушении, утоплении, обморожении, ожоге, травмах, тепловом и солнечном ударах;
находить выход из стрессовых ситуаций;
адекватно оценивать своё поведение в жизненных ситуациях;
отвечать за свои поступки;
Диагностика 1 раза в год (весна), игра «На приёме у доктора Айболита»;
Реализация данной программы в рамках внеурочной деятельности соответствует предельно допустимой нагрузке обучающихся начальной школы.
Учебно-тематический план
Категория слушателей: обучающиеся 3 класса
Срок обучения: 1 год
Режим занятий: 1 час в неделю (34 часа)
№ п/п |
Наименование разделов и дисциплин |
Кол-во час. |
Элементы содержания |
Дата прове дения |
Факт. |
1. |
Вводное занятие. Здравствуйте, - это я! |
1 |
Измерение массы тела, роста. Познакомить с понятием «гигиена» |
||
2 |
Прогулка по школьному саду. Дорога к доброму здоровью |
1 |
Знакомство со школьным садом. Знать, что нельзя пробовать на вкус семена и ягоды. Понятие - здоровье. |
||
3 |
Здоровье в порядке - спасибо зарядке |
1 |
Взаимосвозь здоровья и образа жизни. Способствовать формированию убеждения о необходимости утренней зарядки для сохранения здоровья |
||
4 |
Витаминная тарелка на каждый день. Из чего состоит наша пища |
1 |
Показ презентации о питании, беседа о пользе витаминов. Рисуют на тему: «Витамины наши друзья и помощники». Обсуждение работ. |
||
5 |
Здоровье в порядке – спасибо зарядке |
1 |
Практические упражнения – раскрытие их секрета. Как влияют занятия физкультурой на организм. |
||
6 |
Закаляйся, если хочешь быть здоров. |
1 |
Показать, что закаливание это специальная тренировка. Составление плаката о пользе закаливания. |
||
7 |
Как и чем питаться, если заниматься спортом. |
1 |
Продукты наиболее полезные для питания школьника. Значение полноценного питания, режим питания. |
||
8 |
Блюда из зерна. Молоко и молочные продукты. |
1 |
Викторина о здоровой пищи. Соревнования «Беру полезную пищу» |
||
9 |
Вода и другие полезные напитки. Эстафета поваров |
1 |
Для чего нужна вода человеку? Практическая работа. Разгадай кроссворд. Эстафета. |
||
10 |
Здоровая пища для ребёнка. Ролевая игра «Найди меня» |
1 |
Продукты наиболее полезные для питания школьника. Значение полноценного питания, режим питания |
||
11 |
Кукольный театр Стихотворение и игра «Ручеёк» |
1 |
Разучивание ролей. Разучивание стихотворения и игры |
||
12 |
«Рабочие инструменты» человека. Уход за руками и ногами. |
1 |
Привитие навыков здорового образа жизни и личной гигиены |
||
13 |
Профилактика повреждений и травм у младших школьников |
1 |
Что такое травма. Причины травм и их предупреждение. Оказание первой помощи. |
||
14 |
Как обезопасить своё здоровье. Игры. |
1 |
Узнают об особенностях своего организма, о том, как нужно заботиться о своём здоровье, чтобы не болеть. Игры на свежем воздухе. |
||
15 |
Надёжная защита организма. Игра «Солнышко» |
1 |
Воспитываем потребности в уходе и бережном отношении к коже. Расширение знаний детей о коже, её свойствах и значении |
||
16 |
День здоровья «Мы болезнь победим быть здоровыми хотим» |
1 |
Что такое закаливание и как оно влияет на состояние здоровья человека Игры, эстафеты. Встреча с детским врачом. |
||
17 |
КВН «Наше здоровье» |
1 |
Соревнование между командами |
||
18 |
Мой внешний вид – залог здоровья. Игра-соревнование «Кто быстрее» |
1 |
Личная и общественная гигиена, формирование негативного отношения к отрицательному |
||
19 |
Зрение – это сила. Игра «Полезно-вредно» |
1 |
Навыки гигиены зрения, гимнастика для глаз. Практические упражнения, игры |
||
20 |
Осанка – это красиво. Игра «Хождение по камушкам» |
1 |
Осанка. Понятие и определение. Воспитание правильной осанки. Значение правильной осанки для нормальной работы организма. Практические упражнения |
||
21 |
Мы весёлые ребята, быть здоровыми хотим, все болезни победим |
1 |
Игры, викторины, соревнования |
||
22 |
Зимние явления в природе Игры на свежем воздухе «Салки со снежками» |
1 |
Формирование знаний о влиянии красоты природы на эмоциональное состояние человека. |
||
23 |
Беседа – игра, обсуждение. «Страна Болючка» |
1 |
Привитие навыков здорового образа жизни |
||
24 |
Вкусные и полезные вкусности. Игра «Угадай» |
1 |
Полезное значение для организма блюд, игры. |
||
25 |
День здоровья «Как хорошо здоровым быть» |
1 |
Соревнования между командами. |
||
26 |
Зарничка |
1 |
Развитие силы, ловкости. Привитие навыков здорового образа жизни |
||
27 |
«Как сохранять и укреплять свое здоровье» |
1 |
Встреча с медработниками, круглый стол, игры |
||
28 |
Моё настроение. Передай улыбку по кругу. Игры на внимание «Два мороза», «За флажками». |
1 |
День вежливости. Разучивание правил игры.. Строевые упражнения; перестроение. |
||
29 |
Во что играли наши предки. Игры: «Клёк», Городки» |
1 |
Формирование понятия, что «движение – это жизнь». Узнать, во что играли наши предки, чтобы сохранить хорошую физическую форму. |
||
30 |
«Маляр и краски» (татарская народная игра) |
1 |
Игровые правила. Выбор и ограничение игрового пространства. Проведение игры. |
||
31 |
«Липкие пеньки» (башкирская народная игра) |
1 |
Правила игры. Проведение игры |
||
32 |
“Я б в спасатели пошел”. Игра с элементами ОРУ «Море волнуется – раз» |
1 |
Ролевая игра. Воспитание доброго отношения друг к другу и ко всему окружающему Правила игры. Комплекс утренней гигиенической гимнастики. |
||
33 |
Веселые старты с мячом и обручем |
1 |
Развитие силы, ловкости. Привитие навыков здорового образа жизни |
||
34 |
Что мы умеем, чему научились |
1 |
Проектная работа Диагностика |
||
Итого: |
34 |
Список литературы:
1. Григорьев Д.В., Степанов П.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор. Пособие для учителя. М.: «Просвещение», 2011 г., 223 с.
2.Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. Методическое пособие. Методика. Тематическое планирование. Разработки занятий. Разработки внеклассных мероприятий. - М.: Глобус, 2010. – (Воспитательная работа).
3. «Школа докторов Природы или 135 уроков здоровья: 1-4 класс. – М.: ВАКО, 2004.
4. Журнал «Учительская» июль, 2009 ИРО РТ кафедра начального образования
5. Формирование здорового образа жизни у младших школьников/ авт.-сост. Т.Н.Захарова и др. – Волгоград: Учитель, 2007. – 174 с.
6. Две недели в Лагере здоровья. Рабочая тетрадь / М.М.Безруких, А.Г.Макеева, Т.А.Филиппова. – М.:Nestle, 2016-71c.