Рабочая программа внеурочной деятельности «Моё здоровье — мой успех» (1–4 классы)

13
0
Материал опубликован 21 April 2017 в группе

 

Рабочая программа внеурочной деятельности

по спортивно-оздоровительному направлению

«Моё здоровье - мой успех»

 

 

 

 

Программу подготовила

учитель начальных классов:

Плотникова Валентина Георгиевна

 

2016- 2017 учебный год

 

Пояснительная записка

 В современных условиях проблема сохранения здоровья учащихся чрезвычайно важна, в связи с резким снижением процента здоровых детей. В основном ухудшение состояния здоровья происходит на фоне низкой двигательной активности детей. Длительные занятия в школе, выполнение домашних заданий, которые требуют много времени, просмотр телепередач, компьютерные игры отнимают у детей почти всё свободное время. В связи с этим, образовательное учреждение создаёт условия, способствующие сохранению и укреплению здоровья, формированию ценностного отношения обучающихся к собственному здоровью и здоровью окружающих. Этому способствует реализация внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению, так как оно направлено на обучение школьников бережному отношению к своему здоровью, к правильному питанию, начиная с раннего детства.

Рабочая программа по курсу» «Моё здоровье - мой успех» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и разработана на основе методических рекомендаций и примерной программы по организации внеурочной деятельности обучающихся начальной школы.

Нормативно-правовой и документальной базой программы внеурочной деятельности по формированию культуры здоровья обучающихся на ступени начального общего образования являются:

1.Закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» (в действующей редакции);

2.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования и основного общего образования (приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования");

3.Федеральные требования к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений (утверждены приказом Минобрнауки России от 4 октября 2010 г. № 986);

4.СанПиН 2.4.2. 2821 – 10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189);

5.Федеральные требования к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников (утверждены приказом Минобрнауки России от 28 декабря 2010 г. № 2106, зарегистрированы в Минюсте России 2 февраля 2011 г.);

6.Письмо Минобрнауки РФ от 19.04.2011 N 03-255 «О введении федеральных государственных образовательных стандартов общего образования»

7.Письмо Министерства образования и науки РФ «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования» от 12 мая 2011 г. № 03-2960.

Курс «Моё здоровье-мой успех» введён в часть учебного плана, формируемого образовательным учреждением в рамках внеурочной деятельности: «Спортивно - оздоровительного направления». Он направлен на формирование основ культуры здоровья детей, обеспечивает двигательную активность учащихся, знакомит их с рациональным питанием, к изменению отношения к себе и собственному здоровью, воспитывает гигиеническую культуру, привычку к занятиям физкультурой и спортом.

 

Актуальность программы: Актуальность данной проблемы возрастает в связи с тем, что первый скачок в увеличении числа детей, страдающих хроническими заболеваниями, по наблюдениям учёных, происходит в возрасте 7-10 лет. Решающая роль в её решении отводится школе.

Данная программа является комплексной программой по формированию культуры здоровья обучающихся, способствующая познавательному и эмоциональному развитию ребёнка. Включает в себя, как теоретическую – изучение полезных и вредных привычек, так и практическую части – организация подвижных игр.

Известно, что нельзя ничему научить, ограничиваясь рассказом или показом, для этого нужна соответствующая деятельность. Сегодня ни один предмет в учебном плане не обходится без включения в него элементов здоровьесберегающих технологий.

Цель программы: формирование основ здорового образа жизни у учащихся начальной школы.

Реализация данной цели связана с решением следующих образовательных задач:

укрепление здоровья и повышение функциональных возможностей основных жизнеобеспечивающих систем организма;

формирование правильной осанки;

адаптация учащихся к повышенным физическим нагрузкам, к занятиям спортом;

организация активного отдыха и здорового досуга, привитие интереса к занятиям.

формирование общих представлений о физической культуре, ее значении в жизни человека, об укреплении здоровья, и физической подготовленности

приобщение родителей к активной совместной деятельности для здорового образа.

развитие интереса к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, утренней гимнастикой, к физкультминуткам и подвижным играм.

обучение элементам различных видов спорта, используемых в процессе учебно-тренировочных занятий (пионербол, баскетбол, волейбол, футбол.)

обучение простейшим способам контроля, показателям физического развития.

 

Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Моё здоровье - мой успех» носит комплексный характер, что отражено в межпредметных связях с такими учебными дисциплинами как: литературное чтение, окружающий мир, технология, изобразительное искусство, физическая культура, музыка.

Межпредметные связи программы внеурочной деятельности

предмет

содержание

учебной дисциплины

содержание программы

«Моё здоровье - мой успех»

Окружающий мир

Сезонные изменения в природе.

Организм человека.

Опора тела человека и движение.

Правильное питание.

Экскурсия «У природы нет плохой погоды».

Осанка – это красиво.

Умеем ли мы питаться.

Литературное чтение

Чтение и обсуждение произведений, русских народных сказок, их инсценирование.

Просмотр кукольных спектаклей. Подборка пословиц и поговорок, считалок.

Технология

От замысла к результату. Технологические операции.

Изготовление овощей и фруктов из солёного теста или пластилина.

Изобразительное искусство

Мир фантазии и чувств.

Мир эмоций и чувств. Выставка рисунков, наблюдение за прекрасным

Физическая культура

Отличительные черты физических упражнений от обыденных. Эстафеты по преодолению препятствий.

Нужна ли зарядка по утрам? Разучиваем комплекс утренней зарядки. Подвижные и спортивные игры.

Музыка

Выразительность музыкальной интонации, развитие ритма

Мир эмоций и чувств. Игры и упражнения под музыкальное сопровождение.

Место курса в учебном плане:

Программа предназначена для обучающихся 3 класса составлена в соответствии с возрастными особенностями обучающихся и рассчитана на проведение 1 часа в неделю, 34 занятия в год.

Больше половины содержания планирования направлено на активную двигательную деятельность учащихся на свежем воздухе или в спортзале. Остальное время распределено на всевозможные тематические беседы о правильном питании, часы здоровья, подготовку и проведение различных соревнований и внеклассных мероприятий по формированию здорового образа жизни

Основные формы работы:

конкурсы

анкетирование

практические и учебные игры

устные журналы

викторины

заочные путешествия

экскурсии

презентации

исследовательские работы, проекты

утренники

соревнования

Условия реализации программы

Для выполнения данной программы необходим спортивный зал с гимнастическими ковриками, скакалки, гимнастический обруч, резиновые мячи разного диаметра, волейбольные и футбольные мячи, набивные мячи, мешочки с песком, гимнастическая палка, возможности тренажеры. учебно-методическая литература; наглядные пособия: плакаты, схемы, карточки, с описанием комплексов упражнений, альбомы, фотографии.

Режим и место проведения занятий:

Занятия проводятся после уроков. Время занятий – 25 минут.

Место проведения – спортивный зал, пришкольная спортивная площадка, кабинет. Подвижные игры и спортивные праздники проходят по погодным условиям и усмотрению учителя: на свежем воздухе или в спортивном зале. Конкурсы, беседы, викторины в кабинете.

Сотрудничество школы с другими учреждениями.

Учреждение

Задачи и направления

Формы взаимодействия

Районная поликлиника

Профилактика заболеваний, выявление их на ранней стадии и своевременное лечение.

Медицинская помощь

медосмотры

ГИБДД

Предупреждение детского травматизма на дорогах.

Лекции, беседы, ролевые игры для учащихся.

Ледовый дворец, ФОК

Дополнительное образование детей в области физкультуры и спорта. Повышение уровня физического здоровья детей.

Дни здоровья, посещение спортивных секций, спортивные соревнования.

Формы контроля промежуточных и конечных результатов: анкетирование детей, мониторинг состояния здоровья детей, спортивные праздники с привлечением родителей, коллективные и индивидуальные творческие проекты.

Планируемые результаты:

Личностные результаты.

У учеников будут сформированы:

установка на безопасный, здоровый образ жизни;

потребность сотрудничества со сверстниками, доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнению одноклассников;

этические чувства на основе знакомства с культурой русского народа

уважительное отношение к культуре других народов.

Предметные результаты:

формирование первоначальных представлений о значении спортивно-оздоровительных занятий для укрепления здоровья, для успешной учёбы.

овладение умениями организовывать здоровьесберегающую жизнедеятельность (режим дня, утренняя зарядка, полезные привычки, и т.д.)

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

Обучающийся научится:

понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем;

осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности

Познавательные УУД:

Обучающийся научится:

проводить сравнение и классификацию объектов;

понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий;

проявлять индивидуальные творческие способности.

Коммуникативные УУД:

Обучающийся научится:

работать в группе, учитывать мнения партнеров, отличные от собственных;

обращаться за помощью;

формулировать свои затруднения;

предлагать помощь и сотрудничество;

слушать собеседника;

договариваться и приходить к общему решению;

формулировать собственное мнение и позицию;

адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

В ходе реализация программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Моё здоровье – мой успех» обучающиеся должны знать:

основные вопросы гигиены, касающиеся профилактики вирусных заболеваний;

особенности влияния вредных привычек на здоровье младшего школьника;

особенности воздействия двигательной активности на организм человека;

основы рационального питания;

правила оказания первой помощи;

способы сохранения и укрепление здоровья;

влияние здоровья на успешную учебную деятельность;

знания о “полезных” и “вредных” продуктах, значение режима питания.

уметь:

составлять индивидуальный режим дня и соблюдать его;

выполнять физические упражнения для развития физических навыков;

различать “полезные” и “вредные” продукты;

использовать средства профилактики ОРЗ, ОРВИ, клещевой энцефалит;

определять благоприятные факторы воздействующие на здоровье;

заботиться о своем здоровье;

оказывать первую медицинскую помощь при кровотечении, удушении, утоплении, обморожении, ожоге, травмах, тепловом и солнечном ударах;

находить выход из стрессовых ситуаций;

адекватно оценивать своё поведение в жизненных ситуациях;

отвечать за свои поступки;

Диагностика 1 раза в год (весна), игра «На приёме у доктора Айболита»;

Реализация данной программы в рамках внеурочной деятельности соответствует предельно допустимой нагрузке обучающихся начальной школы.

Учебно-тематический план

Категория слушателей: обучающиеся 3 класса

Срок обучения: 1 год

Режим занятий: 1 час в неделю (34 часа)

 

№ п/п

Наименование разделов и дисциплин

Кол-во час.

Элементы

содержания

Дата прове

дения

Факт.

1.

Вводное занятие. Здравствуйте, - это я!

1

Измерение массы тела, роста. Познакомить с понятием «гигиена»

   

2

Прогулка по школьному саду.

Дорога к доброму здоровью

1

Знакомство со школьным садом. Знать, что нельзя пробовать на вкус семена и ягоды. Понятие - здоровье.

   

3

Здоровье в порядке - спасибо зарядке

1

Взаимосвозь здоровья и образа жизни. Способствовать формированию убеждения о необходимости утренней зарядки для сохранения здоровья

   

4

Витаминная тарелка на каждый день. Из чего состоит наша пища

1

Показ презентации о питании, беседа о пользе витаминов.

Рисуют на тему: «Витамины наши друзья и помощники». Обсуждение работ.

   

5

Здоровье в порядке – спасибо зарядке

1

Практические упражнения – раскрытие их секрета. Как влияют занятия физкультурой на организм.

   

6

Закаляйся, если хочешь быть здоров.

1

Показать, что закаливание это специальная тренировка. Составление плаката о пользе закаливания.

   

7

Как и чем питаться, если заниматься спортом.

1

Продукты наиболее полезные для питания школьника. Значение полноценного питания, режим питания.

   

8

Блюда из зерна. Молоко и молочные продукты.

1

Викторина о здоровой пищи.

Соревнования «Беру полезную пищу»

   

9

Вода и другие полезные напитки. Эстафета поваров

1

Для чего нужна вода человеку? Практическая работа. Разгадай кроссворд. Эстафета.

   

10

Здоровая пища для ребёнка.

Ролевая игра «Найди меня»

1

Продукты наиболее полезные для питания школьника. Значение полноценного питания, режим питания

   

11

Кукольный театр Стихотворение и игра «Ручеёк»

1

Разучивание ролей.

Разучивание стихотворения и игры

   

12

«Рабочие инструменты» человека.

Уход за руками и ногами.

1

Привитие навыков здорового образа жизни и личной гигиены

   

13

Профилактика повреждений и травм у младших школьников

1

Что такое травма. Причины травм и их предупреждение. Оказание первой помощи.

   

14

Как обезопасить своё здоровье. Игры.

1

Узнают об особенностях своего организма, о том, как нужно заботиться о своём здоровье, чтобы не болеть. Игры на свежем воздухе.

   

15

Надёжная защита организма. Игра «Солнышко»

1

Воспитываем потребности в уходе и бережном отношении к коже. Расширение знаний детей о коже, её свойствах и значении

   

16

День здоровья

«Мы болезнь победим быть здоровыми хотим»

1

Что такое закаливание и как оно влияет на состояние здоровья человека

Игры, эстафеты. Встреча с детским врачом.

   

17

КВН «Наше здоровье»

1

Соревнование между командами

   

18

Мой внешний вид – залог здоровья. Игра-соревнование «Кто быстрее»

1

Личная и общественная гигиена, формирование негативного отношения к отрицательному

   

19

Зрение – это сила. Игра «Полезно-вредно»

1

Навыки гигиены зрения, гимнастика для глаз. Практические упражнения, игры

   

20

Осанка – это красиво. Игра «Хождение по камушкам»

1

Осанка. Понятие и определение. Воспитание правильной осанки. Значение правильной осанки для нормальной работы организма. Практические упражнения

   

21

Мы весёлые ребята, быть здоровыми хотим, все болезни победим

1

Игры, викторины, соревнования

   

22

Зимние явления в природе

Игры на свежем воздухе «Салки со снежками»

1

Формирование знаний о влиянии красоты природы на эмоциональное состояние человека.

   

23

Беседа – игра, обсуждение. «Страна Болючка»

1

Привитие навыков здорового образа жизни

   

24

Вкусные и полезные вкусности. Игра «Угадай»

1

Полезное значение для организма блюд, игры.

   

25

День здоровья

«Как хорошо здоровым быть»

1

Соревнования между командами.

   

26

Зарничка

1

Развитие силы, ловкости. Привитие навыков здорового образа жизни

   

27

«Как сохранять и укреплять свое здоровье»

1

Встреча с медработниками, круглый стол, игры

   

28

Моё настроение. Передай улыбку по кругу. Игры на внимание «Два мороза», «За флажками».

1

День вежливости. Разучивание правил игры.. Строевые упражнения; перестроение.

   

29

Во что играли наши предки. Игры: «Клёк», Городки»

1

Формирование понятия, что «движение – это жизнь».

Узнать, во что играли наши предки, чтобы сохранить хорошую физическую форму.

   

30

«Маляр и краски» (татарская народная игра)

1

Игровые правила. Выбор и ограничение игрового пространства. Проведение игры.

   

31

«Липкие пеньки» (башкирская народная игра)

1

Правила игры. Проведение игры

   

32

“Я б в спасатели пошел”.

Игра с элементами ОРУ «Море волнуется – раз»

1

Ролевая игра. Воспитание доброго отношения друг к другу и ко всему окружающему

Правила игры. Комплекс утренней гигиенической гимнастики.

   

33

Веселые старты с мячом и обручем

1

Развитие силы, ловкости. Привитие навыков здорового образа жизни

   

34

Что мы умеем, чему научились

1

Проектная работа

Диагностика

   
 

Итого:

34

     

Список литературы:

1. Григорьев Д.В., Степанов П.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор. Пособие для учителя. М.: «Просвещение», 2011 г., 223 с.

2.Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. Методическое пособие. Методика. Тематическое планирование. Разработки занятий. Разработки внеклассных мероприятий. - М.: Глобус, 2010. – (Воспитательная работа).

3. «Школа докторов Природы или 135 уроков здоровья: 1-4 класс. – М.: ВАКО, 2004.

4. Журнал «Учительская» июль, 2009 ИРО РТ кафедра начального образования
5. Формирование здорового образа жизни у младших школьников/ авт.-сост. Т.Н.Захарова и др. – Волгоград: Учитель, 2007. – 174 с.

6. Две недели в Лагере здоровья. Рабочая тетрадь / М.М.Безруких, А.Г.Макеева, Т.А.Филиппова. – М.:Nestle, 2016-71c.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.