Программа по внеурочной деятельности «Моё село, мой край родной» (6 класс)

1
0
Материал опубликован 2 November 2016

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА «ПРИЛУЗСКИЙ»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА» С. ЧЁРНЫШ

Дополнительная общеобразовательная программа

внеурочной деятельности

«Мое село – мой край родной»

Составитель – Косолапова Т. А., учитель географии

Пояснительная записка.

Направленность программы «Моё село мой край родной» является программой эколого-краеведческой направленности, предполагает кружковой уровень освоения знаний и практических навыков, по функциональному предназначению – учебно-познавательной, по времени реализации – долговременной (1 год обучения).

Программа является авторской.

Новизна программы состоит в том, что весь курс нацелен на постоянное изучение своего села, на углубленное изу­чение истории, быта, традиций, природной среды и ресурсов, т.е. учитывается в полной мере этнокультурный компонент школьного образования. В программе раскрываются общие теоретические вопросы, связанные с воспитанием экологической и краеведческой культуры: село и его окружение, природное окружение села, хозяйственная деятельность и экология, духовная культура и экология, экология быта. Обучение осуществляется с учётом знаний, полученных на уроках биологии, истории, географии. В стремлении сохранить народные истоки в образовательной системе школы в программе выделены, опираясь на президентскую национальную инициативу «Наша новая школа», следующие приоритетные направления:

развитие образовательной системы, основанной на ценностях и традициях культуры и истории коми народа;

формирование воспитательной системы школы на основе культурных традиций коми народа и становления гражданского сознания;

фокусированию всей образовательной деятельности школы в целевом стратегическом направлении и системном развитии учреждения.

Образовательный процесс, базирующийся на традициях и ценностях коми народной культуры, предполагает единство учебно-воспитательного процесса во всех сферах: в обучении, во внеурочной деятельности, дополнительном образовании, в социуме и семье.

Культура входит в систему личностных потребностей и представлений, это та основа, которая позволяет решать проблемы учебно-воспитательного процесса наиболее гармонично. Мир народной культуры открывает детям нравственные ценности народа: трудолюбие, милосердие, любовь к природе, малой Родине. Народная  культура осваивается в учреждении в доступных для школьников формах: играх, песнях, сказках, реальном освоении традиций, обычаев, ремесел; изучении предметов быта. Через приобщение к народной культуре ребёнку также предоставляется возможность попробовать себя в разных ролях и видах деятельности. Он пробует петь, плясать, рисовать, мастерить, играть, принимать гостей, готовить пищу, все это способствует гармоничному развитию личности ребёнка, а также формированию навыков межличностного общения.

Актуальность программы обусловлена тем, что экологическое и духовно-нравственное образование является важнейшей составной частью общего об­разования на всех этапах развития личности от раннего детского возраста до конца жизни. Этнокультурная  направленность  образования в МБОУ «СОШ» с. Чёрныш является неотъемлемой частью  образовательной деятельности, обеспечивающей приобщение обучающихся к ценностям  культуры народов, проживающих в республике,  создание условий для становления высокообразованной личности, владеющей этнической и общероссийской культурой. Этнокультурная направленность  образования  призвана решать задачи развития личности обучающихся, формируя у них:

- любовь к своему краю и своему Отечеству, уважение к своему народу и всем народам, проживающим в республике, к их культуре и духовным традициям;

- осознание и принятие незыблемых ценностей: человеческой жизни, семьи, многонационального российского народа, труда, творчества;

- уважение к другим людям, достигать взаимопонимания.

Педагогическая целесообразность

Педагогическая целесообразность программы заключается в реализации потенциала социокультурной среды для воспитания гражданина России:

возможность социализации детей через погружение в социокультурную среду села, района, республики:

расширение культурного поля ребенка;

художественно-эстетическое развитие ребенка посредством знакомства с эталонами красоты;

развитие творчества в ходе продуктивной творческой деятельности.

Основная цель программы: Формирование у учащихся понятие ценности и ценностного отношения к природному, историческому и культурному наследию родного края.

Для достижения этой цели выделяются следующие задачи:

Обучающие:

- приобретение начальных знаний по истории, культуры и природы родного края;

- формирование потребности в изучении родного края, его природы, истории, культуры;

- формирование самостоятельного опыта практического использования полученных знаний в жизни;

Воспитательные:

- формирование умений и навыков культуры общения, жизнеобеспечения;

- развитие коллективизма и взаимовыручки;

- воспитание уважительного отношения к себе, семье, окружающим людям; (дать представление о системе общечеловеческих ценностей);

- привитие любви к природе и историческому наследию, общей экологической культуры.

Развивающие:

- развитие творческой и исполнительской активности учащихся в процессе освоения краеведческого материала; (ориентирование на творческое начало, на приобретение собственного опыта творческой деятельности)

- развитие художественно–эстетического вкуса, творческого воображения и фантазии.

Оздоровительные:

организация активного отдыха и оздоровление на занятиях в условиях природной среды.

Возраст обучающихся, участвующих в реализации данной образовательной программы 11–12 лет.

Принцип построения программы:

На занятиях предусматривается деятельность, создающая условия для творческого развития учащихся, учитывается дифференцированный подход, зависящий от степени одаренности учащихся.

Основные дидактические принципы программы: доступность и наглядность, последовательность и систематичность обучения и воспитания, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей. Обучаясь по программе, дети проходят путь от простого к сложному, с учётом возврата к пройденному материалу на новом, более сложном творческом уровне.

Отличительные особенности данной образовательной программы от уже существующих в этой области заключается в том, что программа ориентирована на применение широкого комплекса различного дополнительного материала по истории, географии, природе родного края.

Программой предусмотрено, чтобы каждое занятие было направлено на овладение основами проектной и исследовательской деятельности, на приобщение обучающихся к активной познавательной и творческой работе. Процесс обучения исследовательской и проектной деятельности, при котором в процессе усвоения знаний, законов и правил географии, биологии, истории у школьников развиваются творческие начала.

Образовательный процесс имеет ряд преимуществ:

занятия в свободное время;

обучение организовано на добровольных началах всех сторон (обучающиеся, родители, педагоги);

обучающимся предоставляется возможность удовлетворения своих интересов и сочетания различных направлений и форм занятия;

Уникальность программы заключается в том, что учащиеся живут в селе, богатом коми народными традициями, обычаями, нравами, имеющим большое культурно-историческое наследие. Но в силу ряда социальных причин происходит постепенное разрушение национальной колоритности. Исторически сложилось так, что именно школа является фундаментом при формировании национального самоопределения личности. Поэтому программа «Моё село - мой край родной» опирается на коми культуру, помогая обучающимся пройти путь самореализации и адаптации в современном обществе через освоение культуры своего народа. Формирование этнокультурной компетенции – одна из главных целей реализации данной программы.

Формы занятий Одно из главных условий успеха обучения и развития творчества обучающихся – это индивидуальный подход к каждому ребенку. Занятия разработаны с учетом работы с детьми из социально-неблагополучных семей, одаренных детей. Важен и принцип обучения и воспитания в коллективе. Он предполагает сочетание коллективных, групповых, индивидуальных форм организации на занятиях. Коллективные задания вводятся в программу с целью формирования опыта общения и чувства коллективизма. Результаты коллективного труда обучающихся находят применение в участии обучающихся в конкурсах различного уровня, мероприятиях, фестивалях. Общественное положение результатов проектной и исследовательской деятельности школьников имеет большое значение в воспитательном процессе. Методы Для качественного развития творческой деятельности юных краеведов программой предусмотрено:

Предоставление обучающемуся свободы в выборе деятельности, в выборе способов работы, в выборе тем.

Система постоянно усложняющихся заданий с разными вариантами сложности позволяет овладевать приемами творческой работы всеми обучающимися.

В каждом задании предусматривается исполнительский и творческий компонент.

Создание увлекательной, но не развлекательной атмосферы занятий. Наряду с элементами творчества необходимы трудовые усилия.

Создание ситуации успеха, чувства удовлетворения от процесса деятельности.

Объекты творчества обучающихся имеют значимость для них самих и для общества.

Обучающимся предоставляется возможность выбора участия в создании проекта, выборе темы исследовательской деятельности. Они приобретают опыт общения с людьми различного возраста, поиска информации по различным источникам, опыт публичного выступления. Теоретические знания по всем разделам программы даются на самых первых занятиях, а затем закрепляются в практической работе.

Практические занятия и развитие творческого восприятия представлены в программе в их содержательном единстве. Применяются такие методы, как репродуктивный (воспроизводящий); иллюстративный (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала); проблемный (педагог ставит проблему и вместе с детьми ищет пути её решения); эвристический (проблема формулируется детьми, ими и предлагаются способы её решения).

Среди методов такие, как беседа, объяснение, лекция, игра, конкурсы, выставки, праздники, эксперименты, а также групповые, комбинированные, чисто практические занятия. Некоторые занятия проходят в форме самостоятельной работы (наблюдения в природе), где стимулируется самостоятельное творчество. К самостоятельным относятся также итоговые работы по результатам прохождения каждого блока, полугодия и года. В начале каждого занятия несколько минут отведено теоретической беседе, завершается занятие просмотром работ и их обсуждением.

В период обучения происходит постепенное усложнение материала. Широко применяются занятия по методике, мастер-классы, когда педагог вместе с обучающимися выполняет творческую работу, последовательно комментируя все стадии ее выполнения, задавая наводящие и контрольные вопросы по ходу выполнения работы, находя ученические ошибки и подсказывая пути их исправления.

Режим занятий

Занятия в первый год обучения проводятся 1 раз в неделю по 1 академическому часу, количество часов в неделю 1 часа, 35 часов в год.

Ожидаемые результаты освоения программы:

Главным результатом реализации программы является создание каждым обучающимся Портфолио своих достижений, а главным критерием оценки обучающегося является не столько его талантливость, сколько его способность трудиться, способность упорно добиваться достижения нужного результата, расширение возможностей для приобщения учащихся к этнокультурным ценностям своего села, республики

Учащиеся, в процессе усвоения программных требований, получают допрофессиональную подготовку, наиболее одаренные – возможность представлять результаты своего труда на различных конкурсах, фестивалях, праздниках.

Материально-техническая база для реализации программы.

В ОУ имеются тематические кабинеты для проведения занятий: макет угла крестьянской избы в кабинете коми языка, Музей природы в кабинете биологии, экологии, Музей краеведения в кабинете истории. Для проведения праздников используется актовый зал школы.

Представляемая этнокультурная программа «Моё село – мой край родной» является концептуальной и методической основой для социализации сельских школьников с учётом культурно-исторических, социально-экономических, демографических и иных особенностей села, запросов семей и других субъектов образовательного процесса. Это осуществляется через конкретизацию задач, выбор ценностей, содержания, определение планируемых результатов, а также форм воспитания школьников, взаимодействия с семьёй, учреждениями дополнительного образования, развитие ученического самоуправления, участие обучающихся в деятельности различных объединений.

Критерии и методы оценки результатов программы:

На каждом этапе реализации программы будет оцениваться:

- информационно-методическое обеспечение этнокультурной программы;

- создание условий для реализации программы;

- эффективность работы по реализации программы.

Для оценки успешности будут применяться различные процедуры определения эффективности: проведение творческих отчетов, выставки, презентации о проделанной работе, выпуск стенгазет, публичные выступления в СМИ, обобщение педагогического опыта работы (мастер – классы, публикации), оформление результатов деятельности в виде методических рекомендаций для дальнейшего применения, методические издания на бумажных и электронных носителях, наличие постоянно обновляемого сайта учреждения со специальной страницей, охватывающей деятельность проекта, отзывы участников проекта и населения. 

Об устойчивости программы говорит деятельность школы по этнокультурной направленности. По окончании реализации программы планируется подготовить методические материалы по организации внеурочной деятельности по этнокультурному образованию школьников.

 

Тематический план

Тема

Общее количество часов

В том числе

Теоретические

Практические работы и экскурсии

Село и его окружение

6

1

5

Природное окружение села

6

1

5

Хозяйственная деятельность в селе

5

1

4

Духовная культура села

6

2

4

Экология быта

9

1

8

Итого

35

7

28

Содержание программы

1. Село и его окружение (6 часов учебного времени): История возникновения села. Географическое положение села и зависимость поселения от рельефа местности. Планировка села и конфигурация. План-схема поселения. Благоустройство села. Проект «Азбука села Чёрныш». Экскурсия «Природное окружение. Источники загрязнения». Этнотуристический маршрут «Тропою предков». Вводный контроль. Техника безопасности.

2. Природное окружение села (6 часов учебного времени): Природные ресурсы села и их классификация. Экскурсия «Река и водоемы. Их значение в жизни села». Исследовательская работа «Качество воды в родниках села Чёрныш». Животный мир. Лес и его значение в жизни людей. Экскурсии «Биология основных пород деревьев: ель, сосна, береза, осина». Экскурсия в музей природы школы.

3. Хозяйственная деятельность в селе (5 часов учебного времени): История хозяйственного освоения территории на протяжении столе­тий (игра «Коми промысловый календарь»). Современное природопользование в селе и его окрестностях. Сельскохозяйственные и промышленные предприятия и их экологич­ность. Практическое занятие «Динамика численности населения, проблемы роста». Экскурсия на деревообрабатывающее предприятие «Знакомство с предприятием по переработке древесины». Проект «Знаменитые люди села».

4. Духовная культура села (6 часов учебного времени): Духовная жизнь сельчан и их народные знания. Природа в обрядах и обычаях. Народные праздники и творчество. Ве­рования. Типы орнамента. Изображение растений и животных. Народный ка­лендарь. Природа в музыке и хореографии. Изобразительное, устно­е и поэтическое творчество. Проект «Создание герба семьи». Практическое занятие «Традиционные игры коми». Практическое занятие «Изучение национального коми инструмента – чипсана». Исследовательская работа «Праздники села». Исследовательская работа «Обычаи в прошлом и настоящем».

5. Экология быта (9 часов учебного времени): Северная изба. Особенности строения. Национальная одежда. Утварь и элементы обихода коми крестьян. Традиционная пища коми. Родословная. Составление «древа» жизни. Здоровье семьи. Здоровый образ жизни. Народная экология и медицина в семье. Лекарственные растения и их применение. Проект «Создание модели женской и мужской одежды с использованием коми орнамента». Мастер-класс «Ткачество половиков». Игра «Коми изба». Проект «Изготовление традиционных блюд коми».

Тема занятия

Основные понятия

Методы и формы занятия

Оборудование

Формы контроля

Результат обучения

Тема 1. Село и его окружение (6 часов)

1

История возникновения села. Географическое положение села и зависимость поселения от рельефа местности.

Географическое положение. Планировка села и конфигурация. План-схема поселения.

Теоретическое занятие

Презентация, схема, иллюстрации, атлас Республики Коми, контурная карта.

Вводный тест

Знать что такое экология, структуру современной экологии.

2-3

Проект «Азбука села Чёрныш»

Географические и топонимические названия природных объектов села Чёрныш и его окрестностей.

Проект

Презентация, атлас Республики Коми, карта Прилузского района

Продукт проекта – книга «Азбука села Чёрныш»

знать географические и топонимические названия природных объектов села Чёрныш и его окрестностей

4

Экскурсия «Природное окружение. Источники загрязнения».

Санкционированные и несанкционированные свалки. Бытовые отходы, их виды.

экскурсия

Сценарий экскурсии

Отчет по экскурсии

Знать понятия «санкционированная свалка», «несанкционированная свалка», виды бытовых отходов, вред причиняемый природе

5-6

Этнотуристический маршрут «Тропою предков»

Свято-Никольский источник, мифологические персонажи легенды «Сотворение земли Прилузской», крестьянский дом Мастера

экскурсия

Сценарий экскурсии

Отчет по экскурсии

 

Тема 2. Природное окружение села (9 часов)

7

Природные ресурсы села и их классификация.

Типы природных ресурсов. Природные ресурсы нашей местности.

Теоретическое занятие

Презентация, атлас Республики Коми.

Кроссворд.

 

8

Экскурсия «Река и водоемы. Их значение в жизни села».

Притоки реки Луза. Значение реки в жизни человека.

экскурсия

Сценарий экскурсии

Отчет по экскурсии

Знать основные проблемы внутренних вод, значение реки в жизни людей

9-10

Исследовательская работа «Качество воды в родниках села Чёрныш».

Жёсткость воды, цвет, запах

Лабораторная работа

Биологическая микролаборатория, «Тетрадь юного исследователя»

Оформленная исследовательская работа

Умение оформления исследовательской работы

11

Лес и его значение в жизни людей. Животный мир.

Использование леса человеком. Недревесная продукция леса. Животные нашей местности.

Теоретическое занятие

Презентация

Контрольный тест

Знать и приводить примеры использования леса, недревесную продукцию, животных нашей местности.

12-13

Экскурсии «Биология основных пород деревьев: ель, сосна, береза, осина».

Биология основных пород деревьев: ель, сосна обыкновенная, осина, берёза.

Экскурсия

Полевая тетрадь, фотоаппарат

Отчет по экскурсии

Знать характерные особенности деревьев.

Правила поведения на экскурсии.

14-15

Экскурсия в музей природы школы

Кап, изделия из капа, грибы-паразиты деревьев, гриб чага, деятельность дятлов, деятельность жука короеда – типографа, «ведьмина метла».

Экскурсия

Полевая тетрадь

Буклет по одному из экспонатов

Уметь составлять описания экспоната музея

 

Тема 3. Хозяйственная деятельность в селе (5 часов)

16

История хозяйственного освоения территории на протяжении столетий.

Заселение человеком территории Прилузского района, охотничьи промыслы, древний промысловый календарь. Рыболовство. Пчеловодство.

Теоретическое занятие

Презентация, карточки-задания

Контрольный тест

Знать периоды заселения территории Прилузского района, охотничьи промыслы, древний промысловый календарь.

17

Игра «Коми промысловый календарь»

Периоды промыслового календаря, животных календаря.

Занятие-игра

Презентация.

Результаты игры

Уметь использовать полученные знания на практике.

18

Практическое занятие «Динамика численности населения, проблемы роста»

Численность населения, проблемы роста населения

Практическое занятие

Таблицы

Графики численности населения

Уметь работать с системой координат.

19

Экскурсия на деревоперерабатывающее предприятие

Породы деревьев, используемые на предприятии, профессии, оборудование, продукция деревопереработки.

Экскурсия

Полевая тетрадь, фотоаппарат

Отчет по экскурсии

Уметь брать интервью

20

Проект «Знаменитые люди села»

 

Практико-ориентированный проект

Полевая тетрадь

Буклет «Знаменитые люди села».

Уметь систематизировать полевой материал, уметь работать на компьютере

 

Тема 4. Духовная культура села (6 часов)

21

Природа в обрядах и обычаях. Народные праздники и творчество.

Легенды народа коми. Предания, бывальщины. Народные музыкальные инструменты.

Теоретическое занятие

Презентация.

Контрольный тест

Знать героев коми легенд. Что такое предания, бывальщины, народные инструменты.

22

Исследовательская работа «Праздники села»

Традиционные коми народные праздники

Исследовательская работа

Дополнительная литература. Полевая тетрадь, материалы СМИ, опрос местных жителей.

Оформленная исследовательская работа

 

23

Исследовательская работа «Обычаи в прошлом и настоящем»

Обычаи существовавшие в прошлом и сохранившиеся до настоящего времени.

Исследовательская работа

Дополнительная литература. Полевая тетрадь, материалы СМИ, опрос местных жителей.

Оформленная исследовательская работа

Знать о традициях своего села.

Уметь проводить опрос местного населения.

24

Практическое занятие «Изготовление народного инструмента – чипсана»

Особенности строения и звучания чипсана. Особенности изготовления инструмента.

Практическое занятие.

Заготовки, презентация

Готовый макет инструмента.

Уметь работать с бумагой, клеем

25

Изобразительное искусство коми. Орнамент коми. Проект «Создание герба семьи»

Особенности коми орнамента. Умение «читать» орнамент.

Практико-ориентированный проект

Макеты герба, матрицы орнаментов, краски, карандаши

Продукт проекта «Герб семьи»

 

26

Практическое занятие «Традиционные игры коми»

Традиционные считалки на русском и коми языках.

Игры, характерные для нашей местности.

Практическое занятие.

Оборудование для игр.

 

Знать считалки, традиционные игры.

 

Тема 5. Экология быта (9 часов)

27

Экскурсия «Северная изба. Особенности строения»

Типы северных изб. Особенности постройки. Декоративное оформление фасада избы.

Экскурсия

Полевая тетрадь, фотоаппарат

Отчет по экскурсии

Уметь делать зарисовки

Научиться отличать различные типы изб, орнамент

28

Утварь и элементы обихода коми крестьян. Мастер-класс «Ткачество половиков»

Строение станка для плетения половиков, особенности ткачества половиков

Мастер-класс

Фотоаппарат, тетрадь

 

Знать строение станка, уметь ткать половики

29

Традиционная пища коми. Проект «Изготовление традиционного блюда»

Традиционные блюда коми

Практико-ориентированный проект

Полевая тетрадь, фотоаппарат

Книга-буклет «Традиционные блюда коми»

Знать традиционную кухню коми

Уметь приготовить одно из блюд

30

Игра «Коми изба»

Элементы коми избы

Интерактивная игра

Компьютер, проектор

 

Знать элементы коми избы

31

Одежда коми. Проект «Создание модели мужского и женского костюма»

Традиционная одежда коми. Отличительные особенности костюмов Прилузья, Удоры, Ижмы, Сысолы и т.д.

Проект

Заготовки костюмов, краски, карандаши

Мужской и женский костюмы

Знать отличительные особенности традиционной одежды различных районов Коми Республики.

32-33

Родословная. Создание «древа» жизни.

Что такое родословная семьи. Правила составления родословной. компьютерные программы для составления родословной.

Практическое занятие

Компьютеры, полевой материал

Готовые проекты родословной семьи

Знать – что такое родословная, уметь составлять родословную своей семьи.

34

Традиционная медицина. Лекарственные растения. Проект «Создание альбома-травника»

Традиции народной медицины. Лекарственные растения.

Проект

Полевая тетрадь, фотоаппарат

Буклет «Травник наших родителей»

Знать лекарственные травы

Уметь приготовить простейший сбор.

35

Итоговое занятие.

Подведение итогов года. презентация портфолио.

Занятие – тренинг.

Портфолио, компьютер, проектор

Портфолио

 
Комментарии
Комментариев пока нет.