12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Арефьева Марина Анатольевна82 учитель информатики, стаж 15 лет Россия, Свердловская обл., Артемовский Материал размещён в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов» |
Программа внеурочной деятельности «Создаем графику средствами программирования»
Управление образования Артёмовского городского округа
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение с углубленным изучением отдельных предметов
средняя общеобразовательная школа № 56
Программа
по внеурочной деятельности для учащихся 5 класса основного общего образования
«Создаем графику средствами программирования»
СОСТАВИЛА:
учитель информатики
высшая квалификационная категория
Арефьева Марина Анатольевна
Нормативно-правовая база
Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ
«Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования» утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. № 1897
Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / [сост. Е. С. Савинов]. — М.: Просвещение, 2011. — 000 с. — (Стандарты второго поколения). — ISBN 978-5-09-019043-5.
Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система знаний: пособие для учителя/ Под редакцией А.Г. Асмолова. – М.; просвещение, 2010.
Фундаментальное ядро содержания общего образования / Рос. акад. наук, Рос. акад. образования; под ред. В. В. Козлова, А. М. Кондакова. — 4-е изд., дораб. — М.: Просвещение, 2011. — 79 с. — (Стандарты второго поколения). — ISBN 978-5-09-018580-6.
Пояснительная записка
Рабочая программа по внеурочной деятельности составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО); требованиями к результатам освоения основной образовательной программы (личностным, метапредметным, предметным); основными подходами к развитию и формированию универсальных учебных действий (УУД) для основного общего образования.
В ней соблюдается преемственность с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования; учитываются возрастные и психологические особенности школьников, обучающихся на ступени основного общего образования, учитываются межпредметные связи.
Углубленное изучение информатики в 5 классах вносит значительный вклад в достижение главных целей основного общего образования, способствуя:
развитию общеучебных умений и навыков на основе средств и методов информатики и ИКТ, в том числе овладению умениями работать с различными видами информации, самостоятельно планировать и осуществлять индивидуальную и коллективную информационную деятельность, представлять и оценивать ее результаты;
целенаправленному формирование таких общеучебных понятий, как «объект», «система», «модель», «алгоритм» и др.;
воспитанию ответственного и избирательного отношения к информации;
развитию познавательных, интеллектуальных и творческих способностей учащихся.
Общая характеристика
Информатика – это естественнонаучная дисциплина о закономерностях протекания информационных процессов в системах различной природы, а также о методах и средствах их автоматизации. Многие положения, развиваемые информатикой, рассматриваются как основа создания и использования информационных и коммуникационных технологий — одного из наиболее значимых технологических достижений современной цивилизации. Вместе с математикой, физикой, химией, биологией курс информатики закладывает основы естественнонаучного мировоззрения.
Информатика имеет большое и все возрастающее число междисциплинарных связей, причем как на уровне понятийного аппарата, так и на уровне инструментария. Многие предметные знания и способы деятельности (включая использование средств ИКТ), освоенные обучающимися на базе информатики, находят применение как в рамках образовательного процесса при изучении других предметных областей, так и в иных жизненных ситуациях, становятся значимыми для формирования качеств личности, т. е. ориентированы на формирование метапредметных и личностных результатов.
В настоящей программе учтено, что сегодня, в соответствии с Федеральным государственным стандартом начального образования, учащиеся должны обладать ИКТ-компетентностью, достаточной для дальнейшего обучения.
Место учебного предмета в учебном плане
Курс рассчитан на 17 часов, из расчета 1 учебный час в неделю, имеет практико-ориентированный характер деятельности.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения информатики
Личностные результаты – это сформировавшаяся в образовательном процессе система ценностных отношений учащихся к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу, объектам познания, результатам образовательной деятельности. Основными личностными результатами, формируемыми при изучении данного курса, являются:
способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества;
готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с использованием средств и методов информатики и ИКТ;
способность и готовность к общению и сотрудничеству со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности.
Метапредметные результаты – освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в других жизненных ситуациях.
Основными метапредметными результатами, формируемыми при изучении данного курса, являются:
владение общепредметными понятиями «объект», «алгоритм», «исполнитель»;
владение информационно-логическими умениями: устанавливать аналогии, классифицировать, строить логическое рассуждение и делать выводы;
владение умениями самостоятельно планировать пути достижения целей;
соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, определять способы действий в рамках предложенных условий, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения учебной задачи;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
владение основными универсальными умениями информационного характера:
постановка и формулирование проблемы; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
владение информационным моделированием как основным методом приобретения знаний: умение преобразовывать объект из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую модель;
умение выбирать форму представления информации в зависимости от стоящей задачи, проверять адекватность модели объекту и цели моделирования.
.
Содержание курса для 5 классов
Структура содержания курса информатики для 5 классов определена следующими тематическими блоками (разделами):
№ | Название темы | Количество часов |
| Координаты. Рисуем по координатам. | 6 |
| Алгоритм. Исполнитель Черепаха. | 10 |
| Резерв | 1 |
Итого | 17 |
Тематическое поурочное планирование учебного материала
№ | Тема урока | Дата |
1. | Цели изучения курса.Техника безопасности и организация рабочего места. | (1-7).09 |
2. | Координаты. Система координат. | (8-14).09 |
3. | Рисуем по координатам. | (15-21).09 |
4. | Знакомство с программой KOODRAW | (21-28).09 |
5. | Рисуем в программе KOODRAW | 29.09-5.10 |
6. | Рисуем в программе KOODRAW | (6-12).10 |
7. | Рисуем в программе KOODRAW. Проект «создай рисунок - отдай другу» | (13-19).10 |
8. | Алгоритм. Исполнитель. Среда исполнителя. СКИ. | (20-26).10 |
9. | Простейшие геометрические фигуры. Способы задания в алгоритме. | 27.10-02.11 |
10. | Знакомство с исполнителем Черепаха. Среда исполнителя. Интерфейс программы. | (10-16).11 |
11. | Создание рисунка при помощи линий. | (17-23).11 |
12. | Создание рисунка при помощи прямоугольников. | (24-30).11 |
13. | Создание рисунка при помощи кругов. | (1-7).12 |
14. | Создание собственного проекта | (8-14).12 |
15-16 | Создание собственного проекта | (15-21).12 |
17 | Резерв учебного времени | (22-28).12 |
Используемое программное обеспечение: программа KOODRAW, среда исполнителя Черепаха.
Планируемые результаты изучения информатики в 5 классах
Планируемые результаты освоения обучающимися уточняют и конкретизируют общее понимание личностных, метапредметных и предметных результатов как с позиции организации их достижения в образовательном процессе, так и с позиции оценки достижения этих результатов.
Планируемые результаты, характеризующие систему учебных действий в отношении опорного учебного материала, размещены в рубрике «Выпускник научится…». Они показывают, какой уровень освоения опорного учебного материала ожидается от выпускника. Эти результаты потенциально достигаемы большинством учащихся. Планируемые результаты, характеризующие систему учебных действий в отношении знаний, умений, навыков, расширяющих и углубляющих опорную систему, размещены в рубрике «Выпускник получит возможность научиться …». Эти результаты достигаются отдельными мотивированными и способными учащимися; они не отрабатываются со всеми группами учащихся в повседневной практике.
Ученик научится:
применять программу KOODRAW для создания и редактирования простых рисунков;
понимать смысл понятия «алгоритм», приводить примеры алгоритмов;
понимать термины «исполнитель», «формальный исполнитель», «среда исполнителя», «система команд исполнителя»; приводить примеры формальных и неформальных исполнителей;
осуществлять управление имеющимся формальным исполнителем;
понимать правила записи и выполнения алгоритмов;
исполнять линейный алгоритм для формального исполнителя с заданной системой команд;
Ученик получит возможность:
видоизменять готовые графические изображения с помощью KOODRAW;
научиться создавать сложные графические объекты;
разрабатывать в среде формального исполнителя линейные алгоритмы.
Календарно-тематическое планирование
№ | Тема урока | Содержание урока | Количество часов | Тип урока / форма проведения | Планируемые результаты освоения материала | Формы организации учебно-познавательной деятельности | Оборудование, ЭОР | Дата | ||||||
Предметные | Метапредметные | Личностные | ||||||||||||
план | факт | |||||||||||||
| Цели изучения курса. Техника безопасности и организация рабочего места. | техника безопасности и организация рабочего места. | 1 | изучение нового материала | общие представления о целях изучения курса; общие представления об информации и информационных процессах | умение работать с тетрадью | навыки безопасного и целесообразного поведения при работе в компьютерном классе | лекция с беседой, решение | персональный компьютер (ПК) учителя, мультимедийный проектор, экран. 4) презентация «Техника безопасности» | 07.09 | ||||
| Координаты. Система координат. | код; кодирование; графический способ кодирования; числовой способ кодирования; символьный способ кодирования; метод координат. | 1 | изучение нового материала, развитие и закрепление умений и навыков | представление о методе координат | понимание необходимости выбора той или иной формы представления (кодирования) информации в зависимости от стоящей задачи | понимание значения различных кодов в жизни человека; интерес к изучению информатики. | беседа, решение упражнений | персональный компьютер (ПК) учителя, мультимедийный проектор, экран; ПК учащихся презентация «Кодирование информации» | 14.09 | ||||
| Рисуем по координатам. | информация; обработка информации; кодирование информации. | 1 | комбинированный урок | представление о кодировании как изменении формы представления информации | умение преобразовывать информацию из чувственной формы в пространственно-графическую; | понимание роли информационных процессов в современном мире | беседа, решение упражнений, контрольная работа | персональный компьютер (ПК) учителя, мультимедийный проектор, экран; ПК учащихся | 21.09 | ||||
| Знакомство с программой KOODRAW | Интерфейс программы, меню | 1 | изучение нового материала, практикум | общие представления о пользовательском интерфейсе; представление о приёмах управления | основы ИКТ- компетентности; навыки управления компьютером | понимание важности для современного человека владения навыками работы на компьютере | беседа, решение упражнений, практическая работа | персональный компьютер (ПК) учителя, мультимедийный проектор, экран; ПК учащихся. | 28.09 | ||||
| Рисуем в программе KOODRAW | Запись координат, работа в программе | 1 | изучение нового материала, практикум | общие представления о способах задания координат | основы ИКТ- компетентности; умения работы с файлами; умения упорядочивания информации в личном информационном пространстве | понимание значения хранения информации для жизни человека и человечества; интерес к изучению информатики | беседа, решение упражнений, практическая работа | персональный компьютер (ПК) учителя, мультимедийный проектор, экран; ПК учащихся. | 05.10 | ||||
| Рисуем в программе KOODRAW | 1 | 12.10 | |||||||||||
| Рисуем в программе KOODRAW. Проект «создай рисунок - отдай другу» | 1 | 19.10 | |||||||||||
| Алгоритм. Исполнитель. Среда исполнителя. СКИ. | Алгоритм, исполнитель, среда исполнителя, СКИ | 1 | комбинированный урок | общие представления о алгоритме, исполнителе, среде исполнителя | развитие ИКТ-компетентности; умение выбирать форму представления информации, соответствующую решаемой задаче | понимание значения алгоритма в жизни человека; интерес к изучению информатики | беседа, решение упражнений, | персональный компьютер (ПК) учителя, мультимедийный проектор, экран; ПК учащихся | 26.10 | ||||
| Простейшие геометрические фигуры. Способы задания в алгоритме. | Линия, прямоугольник, окружность, способы задания в алгоритме | изучение нового материала | Общие представление о графических объектах | развитие ИКТ-компетентности; умения упорядочивания информации в личном информационном пространстве | понимание важности для современного человека владения навыками работы на компьютере | беседа, решение упражнений, практическая работа | персональный компьютер (ПК) учителя, мультимедийный проектор, экран; ПК учащихся | 09.11 | |||||
| Знакомство с исполнителем Черепаха. Среда исполнителя. Интерфейс программы. | Исполнитель Черепаха, инструменты исполнителя | 1 | развитие и закрепление умений и навыков | общее представление о среде исполнителя; сформировать у школьников представление о компьютере как инструменте обработки информации | основы ИКТ-компетентности; | понимание важности для современного человека владения навыками работы на компьютере | беседа, решение упражнений | персональный компьютер (ПК) учителя, мультимедийный проектор, экран; | 16.11 | ||||
| Создание рисунка при помощи линий. | Элементы рисунка, линия | 1 | изучение нового материала, практикум | умение создавать несложные изображения при помощи линий | основы ИКТ- компетентности; | понимание важности для современного человека владения навыками работы на компьютере | беседа, решение упражнений, практическая работа | персональный компьютер (ПК) учителя, мультимедийный проектор, экран; | 23.11 | ||||
| Создание рисунка при помощи прямоугольников. | Элементы рисунка, прямоугольник | 1 | изучение нового материала, практикум | умение создавать несложные изображения при помощи прямоугольника | основы ИКТ- компетентности; | понимание важности для современного человека владения навыками работы на компьютере | беседа, решение упражнений, практическая работа | персональный компьютер (ПК) учителя, мультимедийный проектор, экран; | 30.11 | ||||
| Создание рисунка при помощи кругов. | Элементы рисунка, окружность | 1 | изучение нового материала, практикум | умение создавать несложные изображения при помощи окружности | основы ИКТ- компетентности; | понимание важности для современного человека владения навыками работы на компьютере | беседа, решение упражнений, практическая работа | персональный компьютер (ПК) учителя, мультимедийный проектор, экран; | 07.12 | ||||
| Создание собственного проекта | Разработка проекта, план действий, реализация | 1 | практикум | умение создавать несложные изображения при помощи графических примитивов | умение планировать пути достижения целей; соотносить свои действия с планируемыми результатами; осуществлять контроль своей деятельности; определять способы действий в рамках предложенных условий; корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения поставленной за дачи; ИКТ- компетентность | понимание роли информационных процессов в современном мире | беседа, решение упражнений, практическая работа | персональный компьютер (ПК) учителя, мультимедийный проектор, экран; ПК учащихся | 14.12 | ||||
15-16 | Создание собственного проекта | 1 | 21.12 | |||||||||||
17 | Резерв учебного времени | 1 | 28.12 |
Формирование компетенций
Методы и приемы | Умения, навыки | Формируемые компетенции |
Просмотр видеороликов, работа с документ-камерой | Анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, составлять таблицы, оформлять наблюдения, формулировать мысли во внутренней и внешней речи | Предметные Информационные Коммуникативные Личного самосовершенствования |
Поиск информации по различным источникам | Самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать | Предметные Информационные Коммуникативные |
Моделирование (возможно компьютерное) | Планирование, рефлексия, самооценка учебно-познавательной деятельности, добывание знаний непосредственно из реальности, решение проблем. | Предметные Коммуникативные Личного самосовершенствования |
Практическая работа (лабораторная) | Планирование, самооценка учебно-познавательной деятельности, добывание знаний непосредственно из реальности, решение проблем, делать выводы, навыки работы в группе (паре). | Предметные Коммуникативные Личного самосовершенствования Социальные |
Использование презентации учащихся и учителя | Самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, преобразовывать, сохранять и передавать ее | Предметные Коммуникативные Информационные Общекультурные |
Компьютерное тестирование | Рефлексия, самооценка учебно-познавательной деятельности, навыки работы с оборудованием | Предметные Социальные Информационные |
Ресурсное обеспечение программы
Медиаресурсы
Проектор, подсоединяемый к компьютеру (видеомагнитофону); технологический элемент новой грамотности – радикально повышает: уровень наглядности в работе учителя, возможность для учащихся представлять результаты своей работы всему классу, эффективность организационных и административных выступлений.
Интерактивная доска – повышает уровень наглядности в работе учителя и ученика; качественно изменяет методику ведения отдельных уроков.
Оборудование
Персональный компьютер – универсальное устройство обработки информации; основная конфигурация современного компьютера обеспечивает учащемуся мультимедиа-возможности.
Принтер – позволяет фиксировать информацию на бумаге.
Телекоммуникационный блок, устройства, обеспечивающие подключение к сети – обеспечивает работу локальной сети.
Устройства вывода звуковой информации – аудиоколонки и наушники для индивидуальной работы со звуковой информацией, громкоговорители для озвучивания всего класса.
Устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами – клавиатура и мышь.
Программное обеспечение
Операционная система
Программа KOODRAW
Исполнитель Черепаха
Примеры изображений для исполнителя Черепаха
Примеры изображений для исполнителя Черепаха
DOC / 122 Кб
Программа "Исполнитель Черепаха
Исполнитель Черепаха
ZIP / 785.03 Кб
Программа для рисования по координатам
Программа KOODRAW
RAR / 138.77 Кб
Презентация
Презентация внеурочной деятельности
PPT / 2.03 Мб
Работы учащихся