Программа внеурочной деятельности «Создаем графику средствами программирования» (5 класс)
Пояснительная записка к презентации
Управление образования Артёмовского городского округа
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение с углубленным изучением отдельных предметов
средняя общеобразовательная школа № 56
Программа
по внеурочной деятельности для учащихся 5 класса основного общего образования
«Создаем графику средствами программирования»
СОСТАВИЛА:
учитель информатики
высшая квалификационная категория
Арефьева Марина Анатольевна
Нормативно-правовая база
Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
«Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования» утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. № 1897
Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / [сост. Е. С. Савинов]. — М.: Просвещение, 2011. — 000 с. — (Стандарты второго поколения). — ISBN 978-5-09-019043-5.
Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система знаний: пособие для учителя/ Под редакцией А.Г. Асмолова. – М.; просвещение, 2010.
Фундаментальное ядро содержания общего образования / Рос. акад. наук, Рос. акад. образования; под ред. В. В. Козлова, А. М. Кондакова. — 4-е изд., дораб. — М.: Просвещение, 2011. — 79 с. — (Стандарты второго поколения). — ISBN 978-5-09-018580-6.
СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях" от 29 декабря 2010 года N 189
Пояснительная записка
Рабочая программа по внеурочной деятельности составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО); требованиями к результатам освоения основной образовательной программы (личностным, метапредметным, предметным); основными подходами к развитию и формированию универсальных учебных действий (УУД) для основного общего образования.
В ней соблюдается преемственность с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования; учитываются возрастные и психологические особенности школьников, обучающихся на ступени основного общего образования, учитываются межпредметные связи.
Углубленное изучение информатики в 5 классах вносит значительный вклад в достижение главных целей основного общего образования, способствуя:
развитию общеучебных умений и навыков на основе средств и методов информатики и ИКТ, в том числе овладению умениями работать с различными видами информации, самостоятельно планировать и осуществлять индивидуальную и коллективную информационную деятельность, представлять и оценивать ее результаты;
целенаправленному формирование таких общеучебных понятий, как «объект», «система», «модель», «алгоритм» и др.;
воспитанию ответственного и избирательного отношения к информации;
развитию познавательных, интеллектуальных и творческих способностей учащихся.
Общая характеристика
Информатика – это естественнонаучная дисциплина о закономерностях протекания информационных процессов в системах различной природы, а также о методах и средствах их автоматизации. Многие положения, развиваемые информатикой, рассматриваются как основа создания и использования информационных и коммуникационных технологий — одного из наиболее значимых технологических достижений современной цивилизации. Вместе с математикой, физикой, химией, биологией курс информатики закладывает основы естественнонаучного мировоззрения.
Информатика имеет большое и все возрастающее число междисциплинарных связей, причем как на уровне понятийного аппарата, так и на уровне инструментария. Многие предметные знания и способы деятельности (включая использование средств ИКТ), освоенные обучающимися на базе информатики, находят применение как в рамках образовательного процесса при изучении других предметных областей, так и в иных жизненных ситуациях, становятся значимыми для формирования качеств личности, т. е. ориентированы на формирование метапредметных и личностных результатов.
В настоящей программе учтено, что сегодня, в соответствии с Федеральным государственным стандартом начального образования, учащиеся должны обладать ИКТ-компетентностью, достаточной для дальнейшего обучения.
Место учебного предмета в учебном плане
Курс рассчитан на 17 часов, из расчета 1 учебный час в неделю, имеет практико-ориентированный характер деятельности.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения информатики
Личностные результаты – это сформировавшаяся в образовательном процессе система ценностных отношений учащихся к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу, объектам познания, результатам образовательной деятельности. Основными личностными результатами, формируемыми при изучении данного курса, являются:
способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества;
готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с использованием средств и методов информатики и ИКТ;
способность и готовность к общению и сотрудничеству со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности.
Метапредметные результаты – освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в других жизненных ситуациях.
Основными метапредметными результатами, формируемыми при изучении данного курса, являются:
владение общепредметными понятиями «объект», «алгоритм», «исполнитель»;
владение информационно-логическими умениями: устанавливать аналогии, классифицировать, строить логическое рассуждение и делать выводы;
владение умениями самостоятельно планировать пути достижения целей;
соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, определять способы действий в рамках предложенных условий, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения учебной задачи;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
владение основными универсальными умениями информационного характера:
постановка и формулирование проблемы; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
владение информационным моделированием как основным методом приобретения знаний: умение преобразовывать объект из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую модель;
умение выбирать форму представления информации в зависимости от стоящей задачи, проверять адекватность модели объекту и цели моделирования.
.
Содержание курса для 5 классов
Структура содержания курса информатики для 5 классов определена следующими тематическими блоками (разделами):
№ |
Название темы |
Количество часов |
|
Координаты. Рисуем по координатам. |
6 |
|
Алгоритм. Исполнитель Черепаха. |
10 |
|
Резерв |
1 |
Итого |
17 |
Тематическое поурочное планирование учебного материала
№ |
Тема урока |
Дата |
1. |
Цели изучения курса.Техника безопасности и организация рабочего места. |
(1-7).09 |
2. |
Координаты. Система координат. |
(8-14).09 |
3. |
Рисуем по координатам. |
(15-21).09 |
4. |
Знакомство с программой KOODRAW |
(21-28).09 |
5. |
Рисуем в программе KOODRAW |
29.09-5.10 |
6. |
Рисуем в программе KOODRAW |
(6-12).10 |
7. |
Рисуем в программе KOODRAW. Проект «создай рисунок - отдай другу» |
(13-19).10 |
8. |
Алгоритм. Исполнитель. Среда исполнителя. СКИ. |
(20-26).10 |
9. |
Простейшие геометрические фигуры. Способы задания в алгоритме. |
27.10-02.11 |
10. |
Знакомство с исполнителем Черепаха. Среда исполнителя. Интерфейс программы. |
(10-16).11 |
11. |
Создание рисунка при помощи линий. |
(17-23).11 |
12. |
Создание рисунка при помощи прямоугольников. |
(24-30).11 |
13. |
Создание рисунка при помощи кругов. |
(1-7).12 |
14. |
Создание собственного проекта |
(8-14).12 |
15-16 |
Создание собственного проекта |
(15-21).12 |
17 |
Резерв учебного времени |
(22-28).12 |
Используемое программное обеспечение: программа KOODRAW, среда исполнителя Черепаха.
Планируемые результаты изучения информатики в 5 классах
Планируемые результаты освоения обучающимися уточняют и конкретизируют общее понимание личностных, метапредметных и предметных результатов как с позиции организации их достижения в образовательном процессе, так и с позиции оценки достижения этих результатов.
Планируемые результаты, характеризующие систему учебных действий в отношении опорного учебного материала, размещены в рубрике «Выпускник научится…». Они показывают, какой уровень освоения опорного учебного материала ожидается от выпускника. Эти результаты потенциально достигаемы большинством учащихся. Планируемые результаты, характеризующие систему учебных действий в отношении знаний, умений, навыков, расширяющих и углубляющих опорную систему, размещены в рубрике «Выпускник получит возможность научиться …». Эти результаты достигаются отдельными мотивированными и способными учащимися; они не отрабатываются со всеми группами учащихся в повседневной практике.
Ученик научится:
применять программу KOODRAW для создания и редактирования простых рисунков;
понимать смысл понятия «алгоритм», приводить примеры алгоритмов;
понимать термины «исполнитель», «формальный исполнитель», «среда исполнителя», «система команд исполнителя»; приводить примеры формальных и неформальных исполнителей;
осуществлять управление имеющимся формальным исполнителем;
понимать правила записи и выполнения алгоритмов;
исполнять линейный алгоритм для формального исполнителя с заданной системой команд;
Ученик получит возможность:
видоизменять готовые графические изображения с помощью KOODRAW;
научиться создавать сложные графические объекты;
разрабатывать в среде формального исполнителя линейные алгоритмы.
Календарно-тематическое планирование
№ |
Тема урока |
Содержание урока |
Количество часов |
Тип урока / форма проведения |
Планируемые результаты освоения материала |
Формы организации учебно-познавательной деятельности |
Оборудование, ЭОР |
Дата |
||||||
Предметные |
Метапредметные |
Личностные |
||||||||||||
план |
факт |
|||||||||||||
|
Цели изучения курса. Техника безопасности и организация рабочего места. |
техника безопасности и организация рабочего места. |
1 |
изучение нового материала |
общие представления о целях изучения курса; общие представления об информации и информационных процессах |
умение работать с тетрадью |
навыки безопасного и целесообразного поведения при работе в компьютерном классе |
лекция с беседой, решение |
персональный компьютер (ПК) учителя, мультимедийный проектор, экран. 4) презентация «Техника безопасности» |
07.09 |
||||
|
Координаты. Система координат. |
код; кодирование; графический способ кодирования; числовой способ кодирования; символьный способ кодирования; метод координат. |
1 |
изучение нового материала, развитие и закрепление умений и навыков |
представление о методе координат |
понимание необходимости выбора той или иной формы представления (кодирования) информации в зависимости от стоящей задачи |
понимание значения различных кодов в жизни человека; интерес к изучению информатики. |
беседа, решение упражнений |
персональный компьютер (ПК) учителя, мультимедийный проектор, экран; ПК учащихся презентация «Кодирование информации» |
14.09 |
||||
|
Рисуем по координатам. |
информация; обработка информации; кодирование информации. |
1 |
комбинированный урок |
представление о кодировании как изменении формы представления информации |
умение преобразовывать информацию из чувственной формы в пространственно-графическую; |
понимание роли информационных процессов в современном мире |
беседа, решение упражнений, контрольная работа |
персональный компьютер (ПК) учителя, мультимедийный проектор, экран; ПК учащихся |
21.09 |
||||
|
Знакомство с программой KOODRAW |
Интерфейс программы, меню |
1 |
изучение нового материала, практикум |
общие представления о пользовательском интерфейсе; представление о приёмах управления |
основы ИКТ- компетентности; навыки управления компьютером |
понимание важности для современного человека владения навыками работы на компьютере |
беседа, решение упражнений, практическая работа |
персональный компьютер (ПК) учителя, мультимедийный проектор, экран; ПК учащихся. |
28.09 |
||||
|
Рисуем в программе KOODRAW |
Запись координат, работа в программе |
1 |
изучение нового материала, практикум |
общие представления о способах задания координат |
основы ИКТ- компетентности; умения работы с файлами; умения упорядочивания информации в личном информационном пространстве |
понимание значения хранения информации для жизни человека и человечества; интерес к изучению информатики |
беседа, решение упражнений, практическая работа |
персональный компьютер (ПК) учителя, мультимедийный проектор, экран; ПК учащихся. |
05.10 |
||||
|
Рисуем в программе KOODRAW |
1 |
12.10 |
|||||||||||
|
Рисуем в программе KOODRAW. Проект «создай рисунок - отдай другу» |
1 |
19.10 |
|||||||||||
|
Алгоритм. Исполнитель. Среда исполнителя. СКИ. |
Алгоритм, исполнитель, среда исполнителя, СКИ |
1 |
комбинированный урок |
общие представления о алгоритме, исполнителе, среде исполнителя |
развитие ИКТ-компетентности; умение выбирать форму представления информации, соответствующую решаемой задаче |
понимание значения алгоритма в жизни человека; интерес к изучению информатики |
беседа, решение упражнений, |
персональный компьютер (ПК) учителя, мультимедийный проектор, экран; ПК учащихся |
26.10 |
||||
|
Простейшие геометрические фигуры. Способы задания в алгоритме. |
Линия, прямоугольник, окружность, способы задания в алгоритме |
изучение нового материала |
Общие представление о графических объектах |
развитие ИКТ-компетентности; умения упорядочивания информации в личном информационном пространстве |
понимание важности для современного человека владения навыками работы на компьютере |
беседа, решение упражнений, практическая работа |
персональный компьютер (ПК) учителя, мультимедийный проектор, экран; ПК учащихся |
09.11 |
|||||
|
Знакомство с исполнителем Черепаха. Среда исполнителя. Интерфейс программы. |
Исполнитель Черепаха, инструменты исполнителя |
1 |
развитие и закрепление умений и навыков |
общее представление о среде исполнителя; сформировать у школьников представление о компьютере как инструменте обработки информации |
основы ИКТ-компетентности; |
понимание важности для современного человека владения навыками работы на компьютере |
беседа, решение упражнений |
персональный компьютер (ПК) учителя, мультимедийный проектор, экран; |
16.11 |
||||
|
Создание рисунка при помощи линий. |
Элементы рисунка, линия |
1 |
изучение нового материала, практикум |
умение создавать несложные изображения при помощи линий |
основы ИКТ- компетентности; |
понимание важности для современного человека владения навыками работы на компьютере |
беседа, решение упражнений, практическая работа |
персональный компьютер (ПК) учителя, мультимедийный проектор, экран; |
23.11 |
||||
|
Создание рисунка при помощи прямоугольников. |
Элементы рисунка, прямоугольник |
1 |
изучение нового материала, практикум |
умение создавать несложные изображения при помощи прямоугольника |
основы ИКТ- компетентности; |
понимание важности для современного человека владения навыками работы на компьютере |
беседа, решение упражнений, практическая работа |
персональный компьютер (ПК) учителя, мультимедийный проектор, экран; |
30.11 |
||||
|
Создание рисунка при помощи кругов. |
Элементы рисунка, окружность |
1 |
изучение нового материала, практикум |
умение создавать несложные изображения при помощи окружности |
основы ИКТ- компетентности; |
понимание важности для современного человека владения навыками работы на компьютере |
беседа, решение упражнений, практическая работа |
персональный компьютер (ПК) учителя, мультимедийный проектор, экран; |
07.12 |
||||
|
Создание собственного проекта |
Разработка проекта, план действий, реализация |
1 |
практикум |
умение создавать несложные изображения при помощи графических примитивов |
умение планировать пути достижения целей; соотносить свои действия с планируемыми результатами; осуществлять контроль своей деятельности; определять способы действий в рамках предложенных условий; корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения поставленной за дачи; ИКТ- компетентность |
понимание роли информационных процессов в современном мире |
беседа, решение упражнений, практическая работа |
персональный компьютер (ПК) учителя, мультимедийный проектор, экран; ПК учащихся |
14.12 |
||||
15-16 |
Создание собственного проекта |
1 |
21.12 |
|||||||||||
17 |
Резерв учебного времени |
1 |
28.12 |
Формирование компетенций
Методы и приемы |
Умения, навыки |
Формируемые компетенции |
Просмотр видеороликов, работа с документ-камерой |
Анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, составлять таблицы, оформлять наблюдения, формулировать мысли во внутренней и внешней речи |
Предметные Информационные Коммуникативные Личного самосовершенствования |
Поиск информации по различным источникам |
Самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать |
Предметные Информационные Коммуникативные |
Моделирование (возможно компьютерное) |
Планирование, рефлексия, самооценка учебно-познавательной деятельности, добывание знаний непосредственно из реальности, решение проблем. |
Предметные Коммуникативные Личного самосовершенствования |
Практическая работа (лабораторная) |
Планирование, самооценка учебно-познавательной деятельности, добывание знаний непосредственно из реальности, решение проблем, делать выводы, навыки работы в группе (паре). |
Предметные Коммуникативные Личного самосовершенствования Социальные |
Использование презентации учащихся и учителя |
Самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, преобразовывать, сохранять и передавать ее |
Предметные Коммуникативные Информационные Общекультурные |
Компьютерное тестирование |
Рефлексия, самооценка учебно-познавательной деятельности, навыки работы с оборудованием |
Предметные Социальные Информационные |
Ресурсное обеспечение программы
Медиаресурсы
Проектор, подсоединяемый к компьютеру (видеомагнитофону); технологический элемент новой грамотности – радикально повышает: уровень наглядности в работе учителя, возможность для учащихся представлять результаты своей работы всему классу, эффективность организационных и административных выступлений.
Интерактивная доска – повышает уровень наглядности в работе учителя и ученика; качественно изменяет методику ведения отдельных уроков.
Оборудование
Персональный компьютер – универсальное устройство обработки информации; основная конфигурация современного компьютера обеспечивает учащемуся мультимедиа-возможности.
Принтер – позволяет фиксировать информацию на бумаге.
Телекоммуникационный блок, устройства, обеспечивающие подключение к сети – обеспечивает работу локальной сети.
Устройства вывода звуковой информации – аудиоколонки и наушники для индивидуальной работы со звуковой информацией, громкоговорители для озвучивания всего класса.
Устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами – клавиатура и мышь.
Программное обеспечение
Операционная система
Программа KOODRAW
Исполнитель Черепаха
Примеры изображений для исполнителя Черепаха
Примеры изображений для исполнителя Черепаха
DOC / 122 Кб
Программа "Исполнитель Черепаха
Исполнитель Черепаха
ZIP / 785.03 Кб
Программа для рисования по координатам
Программа KOODRAW
RAR / 138.77 Кб
Презентация
Презентация внеурочной деятельности
PPT / 2.03 Мб
Работы учащихся