12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917  Пользовательское соглашение      Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФ
УРОК
Материал опубликовала
Арефьева Марина Анатольевна82
учитель информатики, стаж 15 лет
Россия, Свердловская обл., Артемовский

Управление образования Артёмовского городского округа

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение с углубленным изучением отдельных предметов

средняя общеобразовательная школа № 56

 

 

Программа

по внеурочной деятельности для учащихся 5 класса основного общего образования

«Создаем графику средствами программирования»

СОСТАВИЛА:

учитель информатики

высшая квалификационная категория

Арефьева Марина Анатольевна

Нормативно-правовая база

Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

«Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования» утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. № 1897

Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / [сост. Е. С. Савинов]. — М.: Просвещение, 2011. — 000 с. — (Стандарты второго поколения). — ISBN 978-5-09-019043-5.

Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система знаний: пособие для учителя/ Под редакцией А.Г. Асмолова. – М.; просвещение, 2010.

Фундаментальное ядро содержания общего образования / Рос. акад. наук, Рос. акад. образования; под ред. В. В. Козлова, А. М. Кондакова. — 4-е изд., дораб. — М.: Просвещение, 2011. — 79 с. — (Стандарты второго поколения). — ISBN 978-5-09-018580-6.

СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях" от 29 декабря 2010 года N 189

 

Пояснительная записка

Рабочая программа по внеурочной деятельности составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО); требованиями к результатам освоения основной образовательной программы (личностным, метапредметным, предметным); основными подходами к развитию и формированию универсальных учебных действий (УУД) для основного общего образования.

В ней соблюдается преемственность с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования; учитываются возрастные и психологические особенности школьников, обучающихся на ступени основного общего образования, учитываются межпредметные связи.

Углубленное изучение информатики в 5 классах вносит значительный вклад в достижение главных целей основного общего образования, способствуя:

развитию общеучебных умений и навыков на основе средств и методов информатики и ИКТ, в том числе овладению умениями работать с различными видами информации, самостоятельно планировать и осуществлять индивидуальную и коллективную информационную деятельность, представлять и оценивать ее результаты;

целенаправленному формирование таких общеучебных понятий, как «объект», «система», «модель», «алгоритм» и др.;

воспитанию ответственного и избирательного отношения к информации;

развитию познавательных, интеллектуальных и творческих способностей учащихся.

Общая характеристика

Информатика – это естественнонаучная дисциплина о закономерностях протекания информационных процессов в системах различной природы, а также о методах и средствах их автоматизации. Многие положения, развиваемые информатикой, рассматриваются как основа создания и использования информационных и коммуникационных технологий — одного из наиболее значимых технологических достижений современной цивилизации. Вместе с математикой, физикой, химией, биологией курс информатики закладывает основы естественнонаучного мировоззрения.

Информатика имеет большое и все возрастающее число междисциплинарных связей, причем как на уровне понятийного аппарата, так и на уровне инструментария. Многие предметные знания и способы деятельности (включая использование средств ИКТ), освоенные обучающимися на базе информатики, находят применение как в рамках образовательного процесса при изучении других предметных областей, так и в иных жизненных ситуациях, становятся значимыми для формирования качеств личности, т. е. ориентированы на формирование метапредметных и личностных результатов. 

В настоящей программе учтено, что сегодня, в соответствии с Федеральным государственным стандартом начального образования, учащиеся должны обладать ИКТ-компетентностью, достаточной для дальнейшего обучения.

Место учебного предмета в учебном плане

Курс рассчитан на 17 часов, из расчета 1 учебный час в неделю, имеет практико-ориентированный характер деятельности.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения информатики

Личностные результаты – это сформировавшаяся в образовательном процессе система ценностных отношений учащихся к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу, объектам познания, результатам образовательной деятельности. Основными личностными результатами, формируемыми при изучении данного курса, являются:

способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества;

готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с использованием средств и методов информатики и ИКТ;

способность и готовность к общению и сотрудничеству со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности.

Метапредметные результаты – освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в других жизненных ситуациях.

Основными метапредметными результатами, формируемыми при изучении данного курса, являются:

владение общепредметными понятиями «объект», «алгоритм», «исполнитель»;

владение информационно-логическими умениями: устанавливать аналогии, классифицировать, строить логическое рассуждение и делать выводы;

владение умениями самостоятельно планировать пути достижения целей;

соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, определять способы действий в рамках предложенных условий, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения учебной задачи;

владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

владение основными универсальными умениями информационного характера:

постановка и формулирование проблемы; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;

владение информационным моделированием как основным методом приобретения знаний: умение преобразовывать объект из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую модель;

умение выбирать форму представления информации в зависимости от стоящей задачи, проверять адекватность модели объекту и цели моделирования.


.

Содержание курса для 5 классов

Структура содержания курса информатики для 5 классов определена следующими тематическими блоками (разделами):

Название темы

Количество часов

 

Координаты. Рисуем по координатам.

6

 

Алгоритм. Исполнитель Черепаха.

10

 

Резерв

1

 

Итого

17

 

Тематическое поурочное планирование учебного материала

Тема урока

Дата

1.

Цели изучения курса.Техника безопасности и организация рабочего места.

(1-7).09

2.

Координаты. Система координат.

(8-14).09

3.

Рисуем по координатам.

(15-21).09

4.

Знакомство с программой KOODRAW

(21-28).09

5.

Рисуем в программе KOODRAW

29.09-5.10

6.

Рисуем в программе KOODRAW

(6-12).10

7.

Рисуем в программе KOODRAW. Проект «создай рисунок - отдай другу»

(13-19).10

8.

Алгоритм. Исполнитель. Среда исполнителя. СКИ.

(20-26).10

9.

Простейшие геометрические фигуры. Способы задания в алгоритме.

27.10-02.11

10.

Знакомство с исполнителем Черепаха. Среда исполнителя. Интерфейс программы.

(10-16).11

11.

Создание рисунка при помощи линий.

(17-23).11

12.

Создание рисунка при помощи прямоугольников.

(24-30).11

13.

Создание рисунка при помощи кругов.

(1-7).12

14.

Создание собственного проекта

(8-14).12

15-16

Создание собственного проекта

(15-21).12

17

Резерв учебного времени

(22-28).12

Используемое программное обеспечение: программа KOODRAW, среда исполнителя Черепаха.

Планируемые результаты изучения информатики в 5 классах

Планируемые результаты освоения обучающимися уточняют и конкретизируют общее понимание личностных, метапредметных и предметных результатов как с позиции организации их достижения в образовательном процессе, так и с позиции оценки достижения этих результатов.

Планируемые результаты, характеризующие систему учебных действий в отношении опорного учебного материала, размещены в рубрике «Выпускник научится…». Они показывают, какой уровень освоения опорного учебного материала ожидается от выпускника. Эти результаты потенциально достигаемы большинством учащихся. Планируемые результаты, характеризующие систему учебных действий в отношении знаний, умений, навыков, расширяющих и углубляющих опорную систему, размещены в рубрике «Выпускник получит возможность научиться …». Эти результаты достигаются отдельными мотивированными и способными учащимися; они не отрабатываются со всеми группами учащихся в повседневной практике.

Ученик научится:

применять программу KOODRAW для создания и редактирования простых рисунков;

понимать смысл понятия «алгоритм», приводить примеры алгоритмов;

понимать термины «исполнитель», «формальный исполнитель», «среда исполнителя», «система команд исполнителя»; приводить примеры формальных и неформальных исполнителей;

осуществлять управление имеющимся формальным исполнителем;

понимать правила записи и выполнения алгоритмов;

исполнять линейный алгоритм для формального исполнителя с заданной системой команд;

Ученик получит возможность:

видоизменять готовые графические изображения с помощью KOODRAW;

научиться создавать сложные графические объекты;

разрабатывать в среде формального исполнителя линейные алгоритмы.


 

Календарно-тематическое планирование

Тема урока

Содержание урока

Количество часов

Тип урока / форма проведения

Планируемые результаты освоения материала

Формы организации учебно-познавательной деятельности

Оборудование, ЭОР

Дата

Предметные

Метапредметные

Личностные

     
   

план

факт

 

Цели изучения курса.

Техника безопасности и организация рабочего места.

техника безопасности и организация рабочего места.

1

изучение нового материала

общие представления о целях изучения курса;

общие представления об информации и информационных процессах

умение работать с тетрадью

навыки безопасного и целесообразного поведения при работе в компьютерном классе

лекция с беседой, решение

персональный компьютер (ПК) учителя, мультимедийный проектор, экран.

4) презентация «Техника безопасности»

07.09

 

 

Координаты. Система координат.

код; кодирование;

графический способ кодирования; числовой способ кодирования; символьный способ кодирования; метод координат.

1

изучение нового материала, развитие и закрепление умений и навыков

представление о методе координат

понимание необходимости выбора той или иной формы

представления (кодирования) информации в зависимости от стоящей задачи

понимание значения различных кодов в жизни человека;

интерес к изучению информатики.

беседа, решение упражнений

персональный компьютер (ПК) учителя, мультимедийный проектор, экран;

ПК учащихся

презентация «Кодирование информации»

14.09

 

 

Рисуем по координатам.

информация; обработка информации; кодирование информации.

1

комбинированный урок

представление о кодировании как изменении формы представления информации

умение преобразовывать информацию из чувственной формы в пространственно-графическую;

понимание роли информационных процессов в современном мире

беседа, решение упражнений, контрольная работа

персональный компьютер (ПК) учителя, мультимедийный проектор, экран;

ПК учащихся

21.09

 

 

Знакомство с программой KOODRAW

Интерфейс программы, меню

1

изучение нового материала, практикум

общие представления о пользовательском интерфейсе; представление о приёмах управления

основы ИКТ- компетентности; навыки управления

компьютером

понимание важности для современного человека владения навыками работы на компьютере

беседа, решение упражнений, практическая работа

персональный компьютер (ПК) учителя, мультимедийный проектор, экран;

ПК учащихся.

28.09

 

 

Рисуем в программе KOODRAW

Запись координат, работа в программе

1

изучение нового материала, практикум

общие представления о способах задания координат

основы ИКТ- компетентности; умения работы с файлами; умения упорядочивания информации в личном информационном пространстве

понимание значения хранения информации для жизни человека и человечества; интерес к изучению информатики

беседа, решение упражнений, практическая работа

персональный компьютер (ПК) учителя, мультимедийный проектор, экран;

ПК учащихся.

05.10

 

 

Рисуем в программе KOODRAW

1

12.10

 

 

Рисуем в программе KOODRAW. Проект «создай рисунок - отдай другу»

1

19.10

 

 

Алгоритм. Исполнитель. Среда исполнителя. СКИ.

Алгоритм, исполнитель, среда исполнителя, СКИ

1

комбинированный урок

общие представления о алгоритме, исполнителе, среде исполнителя

развитие ИКТ-компетентности; умение выбирать форму представления информации, соответствующую решаемой задаче

понимание значения алгоритма в жизни человека;

интерес к изучению информатики

беседа, решение упражнений,

персональный компьютер (ПК) учителя, мультимедийный проектор, экран;

ПК учащихся

26.10

 

 

Простейшие геометрические фигуры. Способы задания в алгоритме.

Линия, прямоугольник, окружность, способы задания в алгоритме

 

изучение нового материала

Общие представление о графических объектах

развитие ИКТ-компетентности; умения упорядочивания информации в личном информационном пространстве

понимание важности для современного человека владения навыками работы на компьютере

беседа, решение упражнений, практическая работа

персональный компьютер (ПК) учителя, мультимедийный проектор, экран;

ПК учащихся

09.11

 

 

Знакомство с исполнителем Черепаха. Среда исполнителя. Интерфейс программы.

Исполнитель Черепаха, инструменты исполнителя

1

развитие и закрепление умений и навыков

общее представление о среде исполнителя; сформировать у школьников представление о компьютере как инструменте обработки информации

основы ИКТ-компетентности;

понимание важности для современного человека владения навыками работы на компьютере

беседа, решение упражнений

персональный компьютер (ПК) учителя, мультимедийный проектор, экран;

16.11

 

 

Создание рисунка при помощи линий.

Элементы рисунка, линия

1

изучение нового материала, практикум

умение создавать несложные изображения при помощи линий

основы ИКТ- компетентности;

понимание важности для современного человека владения навыками работы на компьютере

беседа, решение упражнений, практическая работа

персональный компьютер (ПК) учителя, мультимедийный проектор, экран;

23.11

 

 

Создание рисунка при помощи прямоугольников.

Элементы рисунка, прямоугольник

1

изучение нового материала, практикум

умение создавать несложные изображения при помощи прямоугольника

основы ИКТ- компетентности;

понимание важности для современного человека владения навыками работы на компьютере

беседа, решение упражнений, практическая работа

персональный компьютер (ПК) учителя, мультимедийный проектор, экран;

30.11

 

 

Создание рисунка при помощи кругов.

Элементы рисунка, окружность

1

изучение нового материала, практикум

умение создавать несложные изображения при помощи окружности

основы ИКТ- компетентности;

понимание важности для современного человека владения навыками работы на компьютере

беседа, решение упражнений, практическая работа

персональный компьютер (ПК) учителя, мультимедийный проектор, экран;

07.12

 

 

Создание собственного проекта

Разработка проекта, план действий, реализация

1

практикум

умение создавать несложные изображения при помощи графических примитивов

умение планировать пути достижения целей; соотносить свои действия с планируемыми результатами; осуществлять контроль своей деятельности; определять способы действий в рамках предложенных условий; корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения поставленной за дачи; ИКТ- компетентность

понимание роли информационных процессов в современном мире

беседа, решение упражнений, практическая работа

персональный компьютер (ПК) учителя, мультимедийный проектор, экран;

ПК учащихся

14.12

 

15-16

Создание собственного проекта

1

21.12

 

17

Резерв учебного времени

 

1

           

28.12

 

Формирование компетенций

Методы и приемы

Умения, навыки

Формируемые компетенции

Просмотр видеороликов,

работа с документ-камерой

Анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, составлять таблицы, оформлять наблюдения, формулировать мысли во внутренней и внешней речи

Предметные

Информационные

Коммуникативные

Личного самосовершенствования

Поиск информации по различным источникам

Самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать

Предметные

Информационные

Коммуникативные

Моделирование (возможно компьютерное)

Планирование, рефлексия, самооценка учебно-познавательной деятельности, добывание знаний непосредственно из реальности, решение проблем.

Предметные

Коммуникативные

Личного самосовершенствования

Практическая работа (лабораторная)

Планирование, самооценка учебно-познавательной деятельности, добывание знаний непосредственно из реальности, решение проблем,

делать выводы, навыки работы в группе (паре).

Предметные

Коммуникативные

Личного самосовершенствования

Социальные

Использование презентации учащихся и учителя

Самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, преобразовывать, сохранять и передавать ее

Предметные

Коммуникативные

Информационные

Общекультурные

Компьютерное тестирование

Рефлексия, самооценка учебно-познавательной деятельности,

навыки работы с оборудованием

Предметные

Социальные

Информационные

 

Ресурсное обеспечение программы

Медиаресурсы

Проектор, подсоединяемый к компьютеру (видеомагнитофону); технологический элемент новой грамотности – радикально повышает: уровень наглядности в работе учителя, возможность для учащихся представлять результаты своей работы всему классу, эффективность организационных и административных выступлений.

Интерактивная доска – повышает уровень наглядности в работе учителя и уче­ника; качественно изменяет методику ведения отдельных уроков.

Оборудование

Персональный компьютер – универсальное устройство обработки информации; ос­новная конфигурация современного компьютера обеспечивает учащемуся муль­тимедиа-возможности.

Принтер – позволяет фиксировать информацию на бумаге.

Телекоммуникационный блок, устройства, обеспечивающие подключение к сети – обеспечивает работу локальной сети.

Устройства вывода звуковой информации – аудиоколонки и наушники для инди­видуальной работы со звуковой информацией, громкоговорители для озвучи­вания всего класса.

Устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования эк­ранными объектами – клавиатура и мышь.

Программное обеспечение

Операционная система

Программа KOODRAW

Исполнитель Черепаха

Примеры изображений для исполнителя Черепаха


Примеры изображений для исполнителя Черепаха
DOC / 122 Кб

Программа "Исполнитель Черепаха
Исполнитель Черепаха
ZIP / 785.03 Кб

Программа для рисования по координатам


Программа KOODRAW
RAR / 138.77 Кб

Презентация
Презентация внеурочной деятельности
PPT / 2.03 Мб

Работы учащихся


Работы учащихся
WMV / 3.42 Мб

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»

Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.