Рабочая программа внеурочной деятельности «Экологический туризм» (5 класс)
МБОУ Калининская СОШ Цимлянского района Ростовской области
Пояснительная записка
Настоящая рабочая программа по экологическому туризму составлена для внеурочной деятельности экологического направления в рамках внеурочной деятельности в основной школе для учащихся 5 класса. Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения основного общего образования и написана на основании следующих нормативных документов:
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования [Текст] / Министерство образования и науки РФ - М.: Просвещение, 2010. - (Стандарты нового поколения)
Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа [Текст] / сост. Е.С. Савинов. - М.: Просвещение, 2011. - (Стандарты нового поколения).
Горский, В.А. Примерные програм
мы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование [Текст] / В.А. Горский, А.А. Тимофеев, Д.В. Смирнов и др.; под ред. В.А. Горского. - М.: Просвещение, 2010. - (Стандарты нового поколения).
Григорьев, Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя / Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. - М.: Просвещение, 2010. - 223 с. - (Стандарты нового поколения).
Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Художественное творчество. Социальное творчество: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / Д.В. Григорьев, Б.В. Куприянов. - М.: Просвещение, 2011. - (Работаем по новым стандартам).
Григорьев Д.В. Программы внеурочной деятельности. Познавательная деятельность. Проблемно-ценностное общение: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. - М.: Просвещение, 2011. - (Работаем по новым стандартам).
Учебный план МБОУ Калининская СОШ на 2016-17 учебный год утв. Приказ №143 от 24.08.2016 года.
Воспитание туристов-экологов имеет особое значение. Туризм – это увлекательный вид активного отдыха, который помогает быстро восстанавливать силы и работоспособность. Туризм-это нечто больше, чем отдых. Туризм-это школа жизни, школа мужества. В настоящее время экологическое воспитание и образование имеют особое значение. Поэтому решили соединить эти два очень близких направления. Именно побывав в походах, на экскурсиях с природой, человек оказывает влияние на нее. Через это влияние и планируется изучение и воспитание экологических аспектов не только в школе, но и практических занятиях, походах.
Программа «Юные туристы – экологи, направлена на изучение флоры и фауны родного края, на отслеживание фенологических наблюдений, на изучение основ пешеходного туризма, учебной литературы по экологии. Предусматривает посещение краеведческих музеев и природных экологических объектов во время экскурсий и походов.
Образовательная область программы - экология. По направленности - это познавательная общеразвивающая программа. Она предусматривает изучение экологии родного края, формирование экологического образования и воспитания, развитие творческих способностей ребенка в исследовательской и экскурсионной деятельности, привлечению детей к участию в социально-значимых делах; ориентирована на формирование общей культуры ребенка, обогащение навыками общения и умениями совместной деятельности при проведении пешеходных туристических походов.
В основе разработки программы лежат следующие принципы:
-научности: используются достоверная информация, доступная и посильная;
-наглядности: используются карты, схемы, фотографии;
-связи теории с практикой: выработка умений и навыков на основе полученных знаний;
-индивидуализации: учитываются психологические и возрастные особенности детей;
-результативности: оформление результатов работы в виде фото- и видеоотчётов, презентаций, рисунков;
-меж предметных связей: связь с другими областями деятельности и знаний (ботаникой, зоологией, туризмом, ОБЖ)
Цель:
Воспитание экологической культуры у детей через развитие знаний о туризме, воспитание чувства причастности к решению экологических проблем, включение их в различные виды деятельности по изучению и улучшению экологической обстановки в районе, по привлечению внимания общественности к местным экологическим проблемам.
Задачи:
Познавательные:
а) углубить теоретические знания программного материала, по биологическим дисциплинам, изучаемым в школе;
б) положить разносторонние сведения об окружающем мире природы, тесных экологических связях, существующих в природной сфере, о влиянии хозяйственной деятельности человека на окружающую среду и мерах ее охраны;
Развивающая:
Развитие творческих способностей детей, наблюдательности, любознательности;
Мотивационная:
Побуждать учащихся к активной туристической деятельности, связанной с удовлетворением их любознательности и подвижности;
Социально-педагогические:
Формирование общественно-активной личности, способной развивать себя в социуме, участие в мероприятиях;
Обучающая:
Изучить теорию о туризме (виды туризма, организация походов); Научить детей способам изучения видового состава растений и животных степи; помочь овладеть навыками поведения в окружающей природной среде;
Эстетические:
Научить детей видеть красоту природы, окружающей нас, воспитывать ответственное и бережное отношение к природе, постоянно вести эстетическое формирование личности
Оздоровительные:
Улучшить физическое и моральное состояние детей, в результате тесного контакта с живой природой
Формы проведения занятий
Материал подается в форме презентаций, видеофильмов, викторин, не утомительной для школьника. Различные творческие задания будут способствовать развитию воображения и помогут лучше усвоить пройденный материал на занятии. Учащимся придется собирать материал, работать с электронными источниками информации, словарями, энциклопедиями, создавать проекты и презентации и многое другое. Большое место отводится проведению экскурсий, походов, когда непосредственно необходимо вести наблюдения за животными и растениями, производить фенологические наблюдения.
Формы работы:
Теоретические: беседы, рассказ, самостоятельная работа с книгами, энциклопедиями, словарями, картами, графиками, схемами
Практические: викторины, кроссворды, брейн-ринг, экскурсии, походы, заочные экскурсии, круглый стол, оформительская работа
Режим занятий:
Программа рассчитана на 35 часов в год по 1 часу в неделю; для детей 11-12 лет.
В 2016-17 учебном году по учебному плану школы и расписанию уроков прохождение программы будет реализовано за 34 часа. Программный материал будет освоен за счёт уплотнения материала 34 и 35 занятий.
2. Прогнозируемые результаты освоения программы по курсу внеурочной деятельности «Экология. Экологический туризм»
1.Общекультурный уровень включает воспитание культуры поведения и общения со сверстниками, чувство коллективизма, товарищества, взаимопомощи, ответственности,
2. Творческий уровень включает
-развитие качеств экологически культурного современного человека;
-развитие мышления, памяти, фантазии,
-усвоение правил поведения в природе;
-развитие навыка использования экологических и туристических знаний в конкретной ситуации;
-воспитание старания, терпения, настойчивости, целеустремленности.
Программа позволяет предполагать следующие результаты освоения образовательной программы внеурочной деятельности:
личностные:
у учащихся будут сформированы:
1) ответственное отношение к учению;
2) готовность и способность учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
3) умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры;
4) начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире;
5) формирование способности к эмоциональному восприятию красоты и неповторимости окружающего мира;
6) умение контролировать процесс и результат учебной деятельности;
у учащихся могут быть сформированы:
1) первоначальные представления об экологической науке как сфере человеческой деятельности, об этапах её развития, о её значимости для развития цивилизации;
2) коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками в образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
3) критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;
4)творческое мышление, инициатива, находчивость, активность при решении экологических задач;
метапредметные:
регулятивные
учащиеся научатся:
1) формулировать и удерживать учебную задачу;
2) выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
3) планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
4) предвидеть уровень усвоения знаний, его временных характеристик;
5) составлять план и последовательность действий;
6) осуществлять контроль по образцу и вносить необходимые коррективы;
7) адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, её объективную трудность и собственные возможности её решения;
8) сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
учащиеся получат возможность научиться:
1) определять последовательность промежуточных целей и соответствующих им действий с учётом конечного результата;
2) предвидеть возможности получения конкретного результата при решении задач;
3) осуществлять констатирующий и прогнозирующий контроль по результату и по способу действия;
4) выделять и формулировать то, что усвоено и, что нужно усвоить, определять качество и уровень усвоения;
5) концентрировать волю для преодоления интеллектуальных затруднений и физических препятствий;
познавательные
учащиеся научатся:
1) самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;
2) использовать общие приёмы решения задач;
3) применять правила и пользоваться инструкциями и освоенными закономерностями;
4) осуществлять смысловое чтение;
5) создавать, применять и преобразовывать знаково-символические средства, модели и схемы для решения задач;
6) самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных лингвистических проблем;
7) понимать сущность алгоритмических предписаний и уметь действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;
8) понимать и использовать средства наглядности (рисунки, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;
9) находить в различных источниках информацию, необходимую для решения экологических проблем, и представлять её в понятной форме; принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;
учащиеся получат возможность научиться:
1) устанавливать причинно-следственные связи; строить логичные рассуждения, умозаключения (индуктивные, дедуктивные и по аналогии) и выводы;
2) формировать учебную и обще пользовательскую компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ - компетентности);
3) видеть задачу в окружающей жизни;
4) выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки;
5) планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера;
6) выбирать наиболее рациональные и эффективные способы решения задач;
7) интерпретировать информации (структурировать, переводить сплошной текст в таблицу, презентовать полученную информацию, в том числе с помощью ИКТ);
8) оценивать информацию (критическая оценка, оценка достоверности);
9) устанавливать причинно-следственные связи, выстраивать рассуждения, обобщения;
коммуникативные
учащиеся научатся:
1) организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников;
2) взаимодействовать и находить общие способы работы; работать в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; слушать партнёра; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
3) прогнозировать возникновение конфликтов при наличии разных точек зрения;
4) разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников;
5) координировать и принимать различные позиции во взаимодействии;
6) аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
Изучение предлагаемого курса должно обеспечить развитие у учащихся следующих предметных умений и навыков:
К концу первого года обучения учащиеся должны знать:
предмет и задачи экологии, экологического туризма;
определение основных экологических понятий;
тип взаимодействия и взаимоотношений организмов;
современные проблемы охраны природы;
биологическое разнообразие окружающего мира;
виды памятников: природы, истории, архитектуры, искусства;
фенологические признаки наступления времен года;
народные приметы, пословицы, поговорки о погоде, о временах года;
туристское снаряжение: индивидуальное и групповое;
выбор места для бивака, виды костров, правила разведения костра;
съедобные и ядовитые растения, грибы, ягоды;
гигиенические требования в походе;
меры оказания первой медицинской помощи;
К концу первого года обучения учащиеся должны уметь:
применять знание экологических терминов, при характеристике экосистем;
объяснять природные явления;
объяснять взаимоотношения природы и общества, растений и животных;
охранять растения и животных, заботиться о них;
оказать первую медицинскую помощь;
вести наблюдения за животными и растениями и описывать их;
вести фенологические наблюдения;
обобщать факты;
систематизировать материал;
писать и эстетично оформлять отчеты, мини - сочинения по исследуемой теме и делать презентации.
Формы оценки знаний учащихся.
Текущий контроль
Мини-викторины;
Тесты;
Самостоятельные работы;
Беседы за круглым столом;
Игры на знание изучаемого материала;
Участие в походах, в районных и школьных тур слетах и экологических слётах;
Эффективность и результативность данной внеурочной деятельности зависит от соблюдения следующих условий:
добровольность участия и желание проявить себя,
сочетание индивидуальной, групповой и коллективной деятельности;
сочетание инициативы детей с направляющей ролью учителя;
занимательность и новизна содержания, форм и методов работы;
эстетичность всех проводимых мероприятий;
четкая организация и тщательная подготовка всех запланированных мероприятий;
наличие целевых установок и перспектив деятельности, возможность участвовать в конкурсах, фестивалях и проектах различного уровня;
широкое использование методов педагогического стимулирования активности учащихся;
гласность, открытость, привлечение детей с разными способностями и уровнем овладения иностранным языком;
привлечение родителей и учащихся старшего возраста к подготовке и проведению мероприятий с учащимися младшего возраста;
Реализация программы возможна при наличии гербариев растений, коллекции насекомых, таблиц, картосхем, топографических карт. А также необходимы рюкзаки, котелки, палатки, страховая веревка, бинокль, фотоаппарат, видеокамера. Занятия должны быть построены так, чтобы перед учащимися всегда стояла доступная им цель - экскурсия к интересному объекту, поход, участие в школьных и туристических слетах. Для результативности по возможности добиваться слаженной работы группы. Содержание занятий постоянно усложняем по следующему плану: беседа - решение задач - участие в играх - самостоятельные действия. В конце первого года обучения обязательным является проведение летнего похода с учащимися.
3.Содержание
Основы экологического туризма (3 часа) Предмет и задачи экологии как науки. Её разделы. Экологический туризм, как один из видов деятельности человека в природе. Виды памятников: истории, археологии, градостроительства и архитектуры, искусства. Древние памятники, историко-революционные, военные, трудовой славы, архитектурные и другие памятники, памятные места нашей области, района, станицы. Художественная, справочная литература, путеводители, фильмы, рассказывающие о памятниках истории и культуры нашей области. Мероприятия при подготовке и проведении походов и путешествии по изучению и охране памятников истории и культуры.
Практические занятия
Экскурсия в природу с целью ознакомления с экосистемами. Влияние туризма на экосистемы. Экскурсия «Осенние явления в природе», фенологические наблюдения, народный календарь природы.
Туристское снаряжение (3 часа)
Необходимое групповое и личное снаряжение и зависимости от района путешествия, способа передвижения, времени года и погоды, длительности путешествия. Виды рюкзаков и палаток. Виды походных спальников, колья и колышки для установки палаток, очаги, ведра, крючки для подвешивания посуды.
Практические занятия
Составление списков личного и группового снаряжения. Ознакомление с имеющимся снаряжением. Установка палаток, подготовка и ремонт имеющегося снаряжения. Тренировочные упражнения по укладыванию в спальный мешок.
Туристские умения и навыки (4 часа) Способы и правила передвижения в походе. Особенности и скорость передвижения по равнинной и горной местности. Преодоление водных преград. Виды костров, правила выбора места и устройство костра (безопасность и охрана природы). Правила установки палатки
Практические занятия
Тренировка в устройстве и разведении костра. Тренировочные упражнения в установке палатки и укладывании рюкзака.
Туристский быт (3 часа)
Что такое бивак. Выбор места для бивака с учетом правил охраны природы. Снятие бивака. Уборка места привала. Противопожарные меры. Сушка и ремонт одежды и обуви.
Практические занятия
Назначение и комплектование ремонтного набора, ремонт одежды.
Питание в походе (3 часа) Набор продуктов. Меню, хранение продуктов. Правила приготовления пищи в походе. Использование ягод и грибов.
Практические занятия.
Составление наборов продуктов и меню на одно-, двух-, трехдневный поход. Приобретение продуктов. Особенности приготовления различных видов походной каши (рецепты)
Правила поведения в походе (4часа) Техника безопасности во время проведения похода. Режим дня в походе, особенности режима дня на днёвке. Игры в походе.
Практические занятия
Обучение пользованию топором, пилой, лопатой, ремонтным инструментом. Составление походной игротеки, проведение новых игр.
Правила санитарии и гигиены туриста. Доврачебная помощь в походе (9 часов) Гигиена туриста. Общие гигиенические требования в походе. Умывание, купание, закаливание. Поддержание чистоты тела, ног. Меры для предупреждения потертостей при ходьбе. Требования к одежде и обуви. Приемы самоконтроля. Питьевой режим. Обеззараживание воды. Помощь при тепловом ударе. Ожоги. Помощь утопающему. Различные травмы. Помощь при желудочных и простудных заболеваниях. Состав походной аптечки. Транспортировка пострадавшего.
Практические занятия
Показ приемов самоконтроля. Оказание первой доврачебной помощи и переноска пострадавшего. Изготовление носилок из подручных материалов. Комплектование походной аптечки. Изготовление сумки для аптечки. Тренировочные упражнения в транспортировке пострадавшего
Поход. Подведение итогов похода (3 часа)
Подведение итога похода. Обработка собранных материалов. Подготовка отчета. Творческие работы участников похода.
Практические занятия
Просмотр фото- и видео материалов по прошедшим ПВД в течение года, выпуск стенгазеты (бюллетеня) о походах прошедших и предстоящих, пропагандирующих туризм
Подготовка к летнему походу (3 часа) Обязанности в походе, распределение обязанностей между участниками похода. Перечень необходимых документов для похода, правила их оформления. План подготовки к походу.
Практические занятия
Определение цели предстоящего похода, сбор информации о районе путешествия. Сбор снаряжения для похода. Подготовка документов к походу. Составление паспорта и схемы маршрута. Подбор карты района путешествия, вычерчивание «нити маршрута
4. Тематическое планирование
№ п./п. |
дата |
Тема занятия (раздел) |
Количество часов |
Перечень формируемых УУД |
Основные виды деятельности учащихся |
||
план |
факт |
теор |
практ |
||||
Основы экологического туризма (3 часа) 1/2 |
|||||||
1 |
06.09 |
Что такое экологический туризм |
1 |
Национальная гордость, патриотизм. Общественная дисциплина и культура общения. Бережное отношение к природе и традициям. Работоспособность. Организованность. Творческое и эстетическое отношение к труду. Стремление сделать дело качественно. Умение трудиться сообща. |
Участие в беседе по теме занятия, ответы на вопросы. Экскурсия к памятнику на братской могиле. Подбор из предоставленной художественной и справочной литературы народных и научных фенологических примет |
||
2 |
13.09 |
Изучение и охрана памятников истории культуры |
1 |
||||
3 |
20.09 |
Фенологические наблюдения |
1 |
||||
Туристское снаряжение (3 часа) 2/1 |
|||||||
4 |
27.09 |
Туристское снаряжение личное |
1 |
Культура общения. Опрятность. Работоспособность. Организованность. Творческое и эстетическое отношение к труду. Стремление сделать дело качественно. Умение трудиться сообща. Инициативность. Самостоятельность. Самообслуживание. |
Практическое и теоретическое ознакомление с перечнем личного и группового снаряжения, запись информации. Зарисовка схематического устройства некоторых видов снаряжения |
||
5 |
04.10 |
Туристское снаряжение групповое |
1 |
||||
6 |
11.10 |
Виды рюкзаков и палаток |
1 |
||||
Туристские умения и навыки (4 часа) 2/2 |
|||||||
7 |
18.10 |
Способы передвижения в походе |
1 |
Общественная дисциплина и культура общения. Бережное отношение к природе и традициям. Тактичность. Культура общения. Опрятность. Стремление к ЗОЖ. Работоспособность. Организованность. Творческое и эстетическое отношение к труду. Стремление сделать дело качественно. Умение трудиться сообща. Инициативность. Самостоятельность. |
Практические действия по изучению видов костров, их устройству по правилам. Тренировка в установке палатки и укладки рюкзака и снаряжения |
||
8 |
25.10 |
Устройство костра. Виды костров |
1 |
||||
9 |
08.11 |
Установка палатки |
1 |
||||
10 |
15.11 |
Укладка рюкзака и снаряжения |
1 |
||||
Туристский быт (3 часа) 2/1 |
|||||||
11 |
22.11 |
Что такое бивак |
1 |
Общественная дисциплина и культура общения. Бережное отношение к природе и традициям. Культура общения. Опрятность. Стремление к ЗОЖ. Знание гигиенических навыков. Работоспособность. Организованность. Творческое и эстетическое отношение к труду. Стремление сделать дело качественно. Умение трудиться сообща. Инициативность. Самостоятельность. Самообслуживание. |
Участие в беседе, ответы на вопросы по теме занятия. Определение и выведение главных требований к устройству бивака с соблюдением безопасности. Практическая работа по определению действий сохранения и ремонта личного снаряжения (одежды и обуви) |
||
12 |
29.11 |
Выбор места для бивака с учётом правил охраны природы и безопасности |
1 |
||||
13 |
06.12 |
Сушка и ремонт одежды и обуви |
1 |
||||
Питание в походе (3 часа) 2/1 |
|||||||
14 |
13.12 |
Набор продуктов. Меню. Хранение продуктов |
1 |
Общественная дисциплина и культура общения. Бережное отношение к природе и традициям. Уважение прав и культуры других наций. Опрятность. Стремление к ЗОЖ. Знание гигиенических навыков. Инициативность. Самостоятельность. Самообслуживание. |
Составление наборов продуктов и меню на одно-, двух-, трехдневный поход. Приобретение продуктов. Особенности приготовления различных видов походной каши (целевой подбор разнообразных рецептов) |
||
15 |
20.12 |
Правила приготовления пищи в походе |
1 |
||||
16 |
27.12 |
Использование в пищу даров природы |
1 |
||||
Правила поведения в походе (4 часа) 2/2 |
|||||||
17 |
17.01 |
Техника безопасности во время проведения похода |
1 |
Общественная дисциплина и культура общения. Бережное отношение к природе Культура общения. Опрятность. Стремление к ЗОЖ. Умение организовать досуг. Забота о младших и слабых. Знание гигиенических навыков. Работоспособность. Организованность. Творческое и эстетическое отношение к труду. Стремление сделать дело качественно. Умение трудиться сообща. Инициативность. Самостоятельность. Самообслуживание. |
Участие в беседе об основных правилах безопасности в походе. Составление режима ходового дня и режима днёвки (работа в подгруппах). Составление походной игротеки. Проведение игр. Работа в полевых условиях с топором, пилой, лопатой, ремонтным инструментом (с демонстрацией) |
||
18 |
24.01 |
Режим дня в походе |
1 |
||||
19 |
31.01 |
Игры в походе |
1 |
||||
20 |
07.02 |
Обучение пользованию топором, пилой, лопатой, рем набором |
1 |
||||
Правила санитарии и гигиены туриста. Доврачебная помощь (9 часов) 4/5 |
|||||||
21 |
14.02 |
Общие гигиенические требования в походе |
1 |
Общественная дисциплина и культура общения. Честность, правдивость, чуткость, милосердие. Тактичность. Культура общения. Опрятность. Стремление к ЗОЖ. Знание гигиенических навыков. Инициативность. Самостоятельность. |
Изучение приемов самоконтроля. Просмотр видео фильма «Оказание ПМП при травмах» Изготовление носилок из подручных материалов. Комплектование походной аптечки. Изготовление сумки для аптечки. Тренировочные упражнения в транспортировке пострадавшего |
||
22 |
21.02 |
Умывание, купание, закаливание в походе |
1 |
||||
23 |
28.01 |
Меры для предупреждения потёртостей ног при ходьбе |
1 |
||||
24 |
07.03 |
Требования к одежде и обуви |
1 |
||||
25 |
14.03 |
Питьевой режим. Обеззараживание воды |
1 |
||||
26 |
21.03 |
Ожоги. Помощь при солнечном и тепловом ударе |
1 |
||||
27 |
04.04 |
Помощь утопающему. Различные травмы |
1 |
||||
28 |
11.04 |
Состав походной аптечки |
1 |
||||
29 |
18.04 |
Транспортировка пострадавшего |
1 |
||||
Поход. Подведение итогов похода (3 часа) 1/2 |
|||||||
30 |
25.04 |
Обработка собранного материала |
1 |
Национальная гордость, патриотизм. Общественная дисциплина и культура общения. Бережное отношение к природе и традициям. Тактичность. Культура общения. Опрятность. Работоспособность. Организованность. Творческое и эстетическое отношение к труду. Стремление сделать дело качественно. Умение трудиться сообща. |
Просмотр фото- и видео материалов по прошедшим походам (ПВД) в течение года, выпуск стенгазеты (бюллетеня) о походах прошедших и предстоящих, пропагандирующих туризм |
||
31 |
02.05 |
Подготовка отчёта. Творческий отчёт |
1 |
||||
32 |
16.05 |
Составление паспорта и схемы маршрута |
1 |
||||
Подготовка к летнему походу (3 часа) 1/2 |
|||||||
33 |
23.05 |
Обязанности в походе. Распределение обязанностей |
1 |
Работоспособность. Организованность. Творческое и эстетическое отношение к труду. Стремление сделать дело качественно. Умение трудиться сообща. Инициативность. Самостоятельность. |
Распределение обязанностей к походу, выполнение заданий по должности: закупка продуктов, подготовка снаряжения, подготовка карты и документов для похода |
||
34 35 |
30.05 |
Сбор снаряжения для похода Подготовка документов для похода (карта, маршрутная схема, паспорт группы) |
1 |
1 |
Рабочая программа по внеурочной деятельности « Экология. Экологический туризм» в 5 классе 2016-17 учебный год Довгаль И.И.