12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ШКОЛА № 45 ГОРОДА ДОНЕЦКА»


 

Рассмотрено: Согласовано: Утверждено:

на заседании Заместитель директора по УВР Директор

педагогического совета МОУ «Школа №  г. Донецка» МОУ «Школа № »

протокол №11 от 30.08.18г. ____________ _________ 


 

Рабочая программа

«Русский язык»

5 класс


 

Составитель: Добровольская Елена александровна, учитель русского языка и литературы, высшей квалификационной категории, старший учитель МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ «ШКОЛА № 45 ГОРОДА ДОНЕЦКА»


 

Рассмотрено и утверждено:

на заседании школьного

методического объединения

учителей гуманитарного цикла

Руководитель ШМО

__________ 

 

Донецк – 2018


 


 

Поянительная записка

Рабочая программа по русскому языку для 5 класса составлена в соответствии с основными положениями Государственного образовательного стандарта основного общего образования, на основе Программы основного общего образования по русскому языку.

Русский язык : 5-9 кл. : примерная программа для общеобразоват. организаций (основное общее образование) / Сост. Данилова И.Н., Мельникова Л.В., Болгаров М.В., Бескоровайная Л.П., Лутова Т.А., Плыс Л.Н.– 4-е изд., доп. и перер. – Донецк: Истоки, 2018.

Программу характеризует направленность на достижение результатов освоения курса русского языка не только на предметном, но и на личностном и метапредметном уровнях, системно-деятельностный подход, актуализация воспитательной функции учебного предмета «Русский язык».

Общая характеристика учебного предмета

Русский язык – один из самых развитых языков мира, средство межнационального и международного общения, основа формирования гражданской идентичности и толерантности в полилингвальном и мультикультурном обществе. Он отличается богатством и разнообразием словаря, словообразовательных и грамматических средств, располагает неисчерпаемыми возможностями изобразительно-выразительных средств, стилистическим разнообразием.

Русский язык в современном мире – один из официальных языков ООН. В Донецкой Народной Республике он является одним из двух государственных языков.

Язык – по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы. Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.

Общепредметными задачами работы по русскому языку являются:

воспитание учащихся средствами данного предмета, в том числе и на основе изучения русской национальной культуры, традиций русского народа, его мышления и миропонимания

развитие логического мышления учащихся;

обучение школьников умению самостоятельно пополнять знания по русскому языку;

формирование общеучебных умений – работа с книгой, со справочной литературой, совершенствование навыков чтения.

Цели рабочей программы составлены на основе Нового Государственного общеобразовательного стандарта. Курс русского языка направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению языку:

воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности;

совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;

освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;

формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.

Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в 5 классе формируются и развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.

Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения. Именно поэтому большое внимание на уроках русского языка уделяется работе с произведениями устного народного творчества: пословицы, загадки, поговорки, песни; выбираются тексты нравственного и патриотического содержания.

Языковая компетенция и лингвистическая компетенция (т.е. осведомленность школьников в системе родного языка) реализуется в процессе решения следующих познавательных задач: формирование у учащихся научно-лингвистического мировоззрения, вооружения их основами знаний о родном языке, о его традициях, развития языкового эстетического идеала, т.е. представление о прекрасном в языке и речи, формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке.

Коммуникативная компетенция (т.е. осведомленность школьников в особенностях функционирования родного языка в устной и письменной формах) реализуется в процессе решения следующих практических задач: формирования прочных орфографических и пунктуационных умений и навыков; обогащения словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; обучения школьников умению связно излагать свои мысли в устной и письменной форме, создавать собственные тексты на основе исходного материала.

Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создает условия и для реализации надпредметной функции, которую русской язык выполняет в системе школьного образования. В процессе обучения ученик получает возможность совершенствовать общеучебные умения, навыки, способы деятельности, которые базируются на видах речевой деятельности и предполагают развитие речемыслительных способностей. В процессе изучения русского (родного) языка совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения:

коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения);

интеллектуальные (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация);

информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом);

организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию).

Доминирующей идеей программы является интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся. Каждый тематический блок программы включает перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления, указывает на особенности функционирования этих явлений и называет основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий. Указанные блоки в учебном процессе неразрывно взаимосвязаны или интегрированы. Так, например, при обучении морфологии учащиеся не только получают соответствующие знания и овладевают необходимыми умениями и навыками, но и совершенствуют все виды речевой деятельности, различные коммуникативные навыки, а также углубляют представление о родном языке как национально-культурном феномене. Таким образом, процессы осознания языковой системы и личный опыт использования языка в определенных условиях, ситуациях общения оказываются неразрывно связанными друг с другом. Таким образом, рабочая программа создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению русского языка в школе.

Курс русского языка для 5 класса направлен на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета. Учитывая то, что сегодня обучение русскому языку происходит в сложных условиях, когда снижается общая культура населения, расшатываются нормы литературного языка, в программе усилен аспект культуры речи. Рабочая программа предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения.

Три сквозные содержательные линии в учебной программе, обеспечивающие формирование предметных компетенций.

Первая содержательная линия представлена разделами, изучение которых направлено на сознательное формирование навыков речевого общения: «Текстоведение» («Текст», «Функциональные разновидности языка»), «Развитие речи», «Речь и речевое общение», «Речевая деятельность». Текстоведение это раздел лингвистики, который изучает связные речевые произведения – тексты: особенности их содержания, построения, языковые средства связи предложений, типы речи, стилистические особенности. Раздел «Текстоведение» изучается в программном курсе русского языка 5-9 классов.

Метапредметные образовательные функции языка определяют универсальный, обобщающий характер воздействия предмета «Русский язык» на формирование личности учащегося в процессе его обучения в школе. Русский язык является основой развития мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей учащихся; основой самореализации личности, развития способности к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию учебной деятельности. Русский язык является средством приобщения к духовному богатству русской культуры и литературы, основным каналом социализации личности, приобщения её к культурно-историческому опыту человечества. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами, влияет на качество их усвоения, а в дальнейшем на качество овладения профессиональными навыками. Умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации, высокая социальная и профессиональная активность являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира. Русский язык является основой формирования этических норм поведения обучающегося в разных жизненных ситуациях, развития способности давать аргументированную оценку поступкам с позиций моральных норм.

Изучение русского языка в основной школе направлено на достижение следующих целей:

воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;

совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;

освоение знаний о русском языке, его устройстве; об особенностях функционирования русского языка в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; об особенностях русского речевого этикета;

формирование умений опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации, сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.

В 5 классе в полном объёме изучаются разделы: «Фонетика», «Графика», «Лексика», «Фразеология», «Морфемика», «Синтаксис и пунктуация», «Словообразование», «Морфология» («Имя существительное», «Имя прилагательное», «Глагол»)

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ФОРМИРОВАНИЯУНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ ПО ЭТАПАМ

Аспект

1 этап основной школы

(5 класс)

Блок личностных универсальных учебных действий

Смыслообразование на основе развития мотивации и целеполагания учения

- осмысленность учения, понимание значимости решения учебных задач, соотнесение их с реальными жизненными целями и ситуациями (Какое значение имеет для меня учение?)

Развитие

Я-концепции, самооценки

- выработка своей жизненной позиции в отношении мира, окружающих людей, самого себя и своего будущего. (Я – член семьи, школьник, одноклассник, друг, гражданин)

Развитие морального сознания и ориентировки обучающегося в сфере нравственно-этических отношений.

- личностные действия направлены на осознание явлений, исследование и принятие жизненных ценностей и смыслов, позволяя сориентироваться в нравственных нормах, правилах, оценках. (Почему я, мои друзья так поступили?)

- взаимопомощь, честность, правдивость, ответственность с моей стороны и со стороны моих сверстников

Блок регулятивных универсальных учебных действий

Целеполагание и построение жизненных планов во временной перспективе

- самостоятельно ставить цель деятельности, планировать и прогнозировать результат, контролировать процесс достижения результата, корректировать свои действия и оценивать их успешность

Регуляция учебной деятельности

- управление познавательной и учебной деятельностью посредством постановки целей, планирования, прогнозирования, контроля, коррекции своих действий и оценки успешности в освоении материала

Саморегуляция эмоциональных и функциональных состояний

- представление человека о своих возможностях достижения цели определённой сложности

Самоконтроль и

самооценивание

- умение сравнивать характеристики запланированного и полученного продукта и делать вывод о соответствии продукта замыслу

Блок познавательных универсальных учебных действий

Общеучебные действия

- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации

Универсальные логические действия.

Действия постановки и решения проблем

- анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); синтез как составление целого из частей; в том числе самостоятельное достраивание, восполнение недостающих компонентов

- объяснение того, с какой позиции обучающийся приступает к разрешению проблемы;

- описание желаемой и реальной ситуаций, указание на отличия - определение и выстраивание в хронологической последовательности шагов по решению задачи; воспроизведение технологии по инструкции;

- определение ресурсов, необходимых для выполнения деятельности;

- выполнение по заданному алгоритму текущего контроля своей деятельности;

- сравнение характеристик запланированного и полученного продукта, вывод о соответствии продукта замыслу;

- оценка продукта своей деятельности по заданным критериям заданным способом; указание на сильные и слабые стороны своей деятельности.

- определение мотивов своих действий.

Блок коммуникативных универсальных учебных действий

Межличностное общение (ориентация в личностных особенностях партнёра, его позиции в общении и воздействии, учёт разных мнений, овладение средствами решения коммуникативных задач, воздействие, аргументация и пр.).

Кооперация (совместная деятельность – организация и планирование работы в группе, в том числе умение договариваться, находить общее решение, брать инициативу, решать конфликты)

- учёт позиции собеседника, понимание, уважение к иной точке зрения, умение обосновывать и доказывать собственное мнение;

- осуществление действий, обеспечивающих возможность эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками:

умение планировать, распределять роли и согласованно выполнять совместную деятельность;

- уметь договариваться

Формирование личностной и познавательной рефлексии

- умение задавать вопросы, строить понятные для партнёра высказывания, правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу

5 класс

(33 рабочие недели, 5 часов в неделю, 165 часов)

Изучение языковых тем

135 часов

Введение

2 часа

Контрольные работы

10 часов

Вспоминаем, повторяем, изучаем (Повторение изученного в начальной школе)

15 часов

Уроки развития речи и текстоведения

14 часов + 6 часов

Синтаксис. Пунктуация. Культура речи

28 часов

Всего

165 часов

Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. Культура речи

12 часов

 

Лексика. Культура речи

9 часа

Морфемика. Орфография. Культура речи

17 часа

Морфология. Орфография. Культура речи

49 часов

Имя существительное

17 часов

Имя прилагательное

8 часов

Глагол

24 часа

Повторение и систематизация изученного

3 часа


 

Обязательное количество видов контроля в 5 классах

Вид контроля

5

класс

 

Полугодие

Полугодие/ Семестр /

Вид, форма

I

II

Контрольный диктант

1

1

Контрольный диктант с грамматическим заданием

1

1

Контрольное изложение

1*

 

Контрольное сочинение

 

1*

Тестовые контрольные задания

3

3

Анализ текста

   

Всего

5+1*

5+1*

Итого за год

10+2*

Уроки развития речи и текстоведения

14+6=20


 

Типология системно-деятельностных уроков


 

1. Урок открытия нового знания.

2. Урок отработки умений и рефлексии.

3. Урок творчества (урок-исследование).

4. Уроки построения системы знаний (общеметодологической направленности).

5. Уроки развивающего контроля.


 

№ урока

Дата

Тема, основное содержание урока

Тип урока

Формы контроля

Подготовка к ГИА

Учебные компетенции

Примечание (виды с.р., региональный компонент)

п\п

в теме

план

факт

           

Тема 1

Язык и общение (2 часа)

1-2

1-2

   

Язык и его роль в жизни человека. Виды речевой деятельности.

Урок открытия новых знаний, беседа, составление устных и письменных высказываний, приемы слушания нормы речевого этикета.

устный опрос

 

Общекультурная

Предметные

актуализация знаний, полученных при обучении в начальной школе

 

3

     

Р/Р (1) Стили речи

Развитие речи

Урок творчества (урок-исследование).

Комплексное повторение, самостоятельная работа (таблица композиционных и языковых признаков стиля речи).

 

Знать: стили речи и их признаки.

Уметь: правильно и доказательно определять принадлежность текстов к тому или иному стилю речи; анализировать тексты упражнений с точки зрения целей высказывания.

 

Тема 2 Вспоминаем, повторяем, изучаем (15 часов)

(Повторение изученного в начальной школе)

4

1

   

Звуки и буквы. Произношение и правописание.

Уроки построения системы знаний (общеметодологической направленности).

объяснительный диктант

 

Знать: понятия ЗВУК и БУКВА, сильная и слабая позиция звука.

Уметь: различать понятия ЗВУК и БУКВА, применять орфографические правила при несовпадении произношения и написания слов, записывать и читать слова в транскрипции

 

5

2

   

Орфограмма.

Урок отработки умений и рефлексии.

Комплексное повторение, самостоятельная работа, комментирование выставленных оценок. Словарный диктант.

 

Знать: понятия орфография, графика, орфограмма, орфограмма-буква, ударение, ударный/безударный гласный; способы проверки правописания слов с безударными гласными в корне.

Уметь: различать понятия буква и звук; записывать и читать слова в транскрипции; правильно писать слова с проверяемыми безударными гласными в корне, подбирать к ним проверочные слова

 

6

3

   

Правописание проверяемых безударных гласных в корне.

Урок отработки умений и рефлексии.

Комплексное повторение ранее изученных орфограмм на основе текста, стартовое тестирование, проектирование выполнения домашнего задания.

 

Научиться определять орфограмму в корне, составлять и использовать алгоритм нахождения и проверки орфограммы. Уметь: различать проверяемые и непроверяемые безударные гласные в корне слова; правильно писать знакомые словарные слова; работать с орфографическим

словарем; графически обозначать изученные орфограммы

 

7

4

   

Правописание согласных в корне слова.

Урок отработки умений и рефлексии.

Самостоятельная работа, фронтальная беседа, проектирование выполнения домашнего задания.

 

Знать: понятия звонкий/глухой согласный; парные и непарные звонкие и глухие согласные; способы проверки правописания слов с парными звонкими и глухими согласными.

Уметь: правильно писать слова с парными звонкими и глухими согласными в корне, подбирать к ним проверочные слова; составлять пары одинаково произносимых слов и использовать их в нужном лексическом значении при составлении словосочетаний и предложений

 

8

5

   

Правописание непроизносимых согласных в корне слова

Урок отработки умений и рефлексии.

Работа в парах с дидактическим материалом, взаимопроверка по алгоритму проведения взаимопроверки, комментирование выставленных оценок.

 

Знать: понятие непроизносимый согласный; способы проверки правописания слов с непроизносимыми согласными в корне; правописание слов с непроверяемыми согласными.

Уметь: разграничивать виды орфограмм в корне слова; правильно писать слова с непроизносимыми согласными в корне, подбирать к ним проверочные слова; графически обозначать изученные орфограммы.

 

9

6

   

Буквы И, У, А после шипящих

Урок отработки умений и рефлексии.

Работа в парах, текущий тестовый контроль, работа с орфограммами, объяснительный диктант, комментирование выставленных оценок.

 

Знать: понятия шипящий согласный, буквосочетание; правила правописания гласных букв после шипящих согласных.

Уметь: правильно писать слова с изученной орфограммой и обозначать ее графически

 

10

7

   

Разделительные Ъ и Ь.

Урок отработки умений и рефлексии.

Индивидуальная и коллективная работа, изучение содержания параграфа

учебника, проектирование выполнения домашнего задания.

 

Знать: особенности происхождения и существования в русском языке букв ъ и ь; условия употребления разделительных ъ и ь.

Уметь: разграничивать функции ъ и ъ в словах; правильно писать слова с разделительными ъ и ь знаками.

 

11

8

   

Раздельное написание предлогов.

Урок отработки умений и рефлексии.

Самостоятельная работа с дидактическим материалом, фронтальная устная работа по учебнику, комплексное повторение.

 

Знать: понятие орфограмма-пробел; алгоритм распознавания предлогов и приставок.

Уметь: различать предлоги и приставки; писать предлоги с другими словами раздельно; разграничивать орфограмму-букву и орфограмму-пробел и обозначать их графически; использовать предлоги в устной и письменной речи; правильно употреблять предлоги с местоимениями

 

12

     

Входной контроль (тест)

Проверка степени усвоения пройденного материала; проверка орфографических и пунктуационных навыков

Уроки развивающего контроля

Тест

 

Личностные: способность к самооценке

Коммуникативные: способность осуществлять самоконтроль

Регулятивные: формировать ситуацию саморегуляции – рефлексии сотрудничества в совместном решении задач.

Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения.

1

13

     

Р/Р (1)) Текст.

Что такое текст? Каковы признаки текста? Как связаны предложения в тексте?текстоведение

Урок открытия нового знания.

Языковой анализ текста, составление алгоритма для ответа по определению языковых особенностей текста, проектирование выполнения домашнего задания

.

Знать: понятия текст, смысловая часть текста; признаки текста.

Уметь: определять тему текста и озаглавливать его; устанавливать последовательность предложений и смысловых частей текста, определять средства связи между ними; самостоятельно составлять текст на заданную тему; выполнять грамматические разборы

 

14

     

Р/Р 2 Обучающее изложение. Упр. 70 «Хитрый заяц»

Типы речи: повествование, описание, рассуждение.

Урок творчества (урок-исследование).

Языковой анализ текста, составление алгоритма для ответа по определению языковых особенностей текста.

 

Уметь: определять тему текста и озаглавливать его; устанавливать последовательность предложений и смысловых частей текста, определять средства связи между ними;

 

15

9

   

Части речи

Урок отработки умений и рефлексии.

Работа с тестами, комплексный тест, фронтальная беседа по вопросам учебника, комментирование выставленных оценок.

 

 

Знать: общее грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическую роль частей речи, изученных в начальной школе; алгоритм распознавания частей речи. Уметь: распознавать части речи; приводить примеры слов разных частей речи и составлять с ними предложения и словосочетания; выполнять грамматические разборы;

 

16

10

   

. Глагол.

Урок отработки умений и рефлексии.

Составление плана лингвистического рассуждения о глаголе, проектирование выполнения домашнего задания. Словарный диктант.

 

Знать: общее грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическую роль частей речи, изученных в начальной школе; алгоритм распознавания частей речи.понятие глагол; общее грамматическое значение и морфологические признаки глагола.

Уметь: распознавать части речи; приводить примеры слов разных частей речи и составлять с ними предложения и словосочетания; выполнять грамматические разборы; отличать глаголы от других самостоятельных частей речи; определять время, лицо и число глаголов; образовывать неопределенную форму глаголов; объяснять правописание глаголов и графически обозначать орфограммы; грамотно употреблять глаголы в речи; выполнять морфологический разбор глаголов

 

17

11

   

Правописание -тся, -ться в глаголах.

Урок отработки умений и рефлексии.

Самостоятельная работа по учебнику, предупредительный диктант

 

Знать: правило правописания -тся и -ться в глаголах.

Уметь: различать глаголы в неопределенной форме и глаголы в форме 3-го лица, правильно писать их; грамотно употреблять глаголы в речи

 

18

     

Р/Р (2))Тема текста

тесктоведение

Урок открытия нового знания.

Сочинение-миниатюра.Самостоятельная работа

 

Знать: понятия текст, тема текста, смысловая часть текста; признаки текста; средства связи частей текста.

Уметь: определять тему текста и озаглавливать его; указывать средства связи предложений в тексте; самостоятельно составлять текст на заданную тему; выполнять грамматические разборы

Текст, тема текста, смысловая часть текста; признаки текста; средства связи частей текста.

19

     

Р/Р (3) Обучающее сочинение по картине Пластова «Летом»

Урок творчества (урок-исследование).

Сбор материала для сочинения. Устная работа над сочинением. Написание сочинения.

 

Знать:понятиярепродукция картины, манера художника, композиция картины, цветовая гамма,биографические сведения о художнике, творческую историю картины.

Уметь: давать общую характеристику увиденного на картине, составлять рассказ о героях картины, отбирать языковой материал для сочинения, редактировать написанное.

 

20

12

   

Личные окончания глаголов.

Урок отработки умений и рефлексии.

составление конспекта на основе презентации учителя освоение алгоритма определения спряжения и написания личного окончания

глагола.

 

Знать: понятия спряжение глаголов, личные окончания глаголов;личные окончания глаголов I и II спряжения.

Уметь: определять спряжение глаголов; правильно писать безударные личные окончания глаголов и объяснять их правописание устно и графически..

 

21

13

   

Имя существительное.

Урок отработки умений и рефлексии.

Комплексное повторение с использованием дидактического материала, составление плана лингвистического описания существительного, проектирование выполнения домашнего задания. Тренировочные упражнения.

 

Знать: понятие имя существительное; общее грамматическое значение и морфологические признаки существительных; алгоритм выбора падежного окончания имени существительного.

Уметь: распознавать имена существительные среди других ча­стей речи, указывать их функцию в предложении; определять начальную форму, род, склонение, число, падеж существительных; уметь правильно писать падежные окончания существительных.

 

22

14

   

Имя прилагательное.

Урок отработки умений и рефлексии.

Коллективная работа с раздаточным материалом , самостоятельная работа с учебником (тезисное конспектирование), составление лингвистического описания «Прилагательное как часть речи».

 

Знать: понятие имя прилага­тельное; общее грамматическое значение и морфологические признаки имен прилагательных.

Уметь: распознавать прилагательные среди других частей речи; определять значение и морфологические признаки прилага­тельных, их роль в предложении; комментировать изменение форм прилагательных; составлять сочетания существительного и прилагательного

 

23

     

Р/Р Основная мысль текста3

Урок открытия нового знания.

Отработка новых знаний, композиционно-тематический анализ текста, проектирование выполнения домашнего задания.

 

Знать: понятие основная мысль текста.

Уметь: определять основную мысль текста (высказывания) и сопоставлять ее с названием текста; находить слова, словосо­четания и предложения, в которых сформулирована основная мысль текста; самостоятельно озаглавливать тексты; редактировать текст с учетом его основной мысли; писать сочинение по данному началу

Тема, основная мысль текста, развитие темы в тексте, композиционные части текста. Смысловое, композиционное и стилистическое единство текста.

24

15

   

Местоимение.

Урок отработки умений и рефлексии.

Урок-презентация, конспектирование материала презентации, объяснительный диктант, написание лингвистического описания.

 

Знать: понятия местоимение, личное местоимение; морфологические признаки местоимений; местоимения 1, 2 и 3-го лица.

Уметь: распознавать местоимения среди других частей речи (в том числе в косвенных падежах) и определять их морфоло­гические признаки; употреблять местоимения 3-го лица с предлогами.

 

25

     

Контрольная работа № 1. Диктант с «Повторение изученного в начальных классах»

. Уроки развивающего контроля

 

Контроль и самоконтроль изученных понятий; написание контрольного диктанта с грамматическим заданием.

Знать: основные орфографические правила, изученные в начальной школе.

Уметь: опознавать изученные части речи, определять их грамматическое значение, пользоваться алгоритмом распознавания орфограммы; морфологические признаки, синтаксическую роль в предложении, употреблять в речи, безошибочно писать, соблюдая нормы литературного языка.

 

Синтаксис. Пунктуация. Культура речи (28 часов)

26

1

   

Синтаксис и пунктуация.

 

 

 

Урок открытия нового знания.

Коллективная работа с дидактическим материалом, комментирование выставленных оценок. Выполнение упражнений.

 

Знать: понятия синтаксис, пунктуация, значение знаков препинания для понимания текста.

Уметь: анализировать текст с точки зрения роли в них знаков препинания.

 

27

2

   

Словосочетание.

Урок открытия нового знания.

Групповая работа по учебнику, самостоятельная работа с дидактическим материалом, проектирование выполнения домашнего задания. Выполнение упражнений.

 

Знать: понятия синтаксис, пунктуация, словосочетание; признаки и структуру словосочетания; виды и способы связи слов в словосочетании, порядок разбора словосочетания;строение словосочетания; понятия главное/зависимое слово в словосочетании, именное/ глагольное словосочетание, свободное/несвободное словосочетание.

Уметь: определять главное и зависимое слово в словосочета­ниях; устанавливать смысловую и грамматическую связь слов в словосочетаниях; распознавать словосочетания, характерные для книжного стиля; заменять словосочетания «СУЩ. + СУЩ.» синонимичными словосочетаниями «прил. + суш.» и наоборот; составлять словосочетания со словарными словами учебника

 

28

3

   

Средства грамматической связи слов в словосочетании.

Урок открытия нового знания.

Работа с памятками о структуре словосочетания и предложения, работа в парах (конструирование словосочетаний по образцу), комментирование выставленных оценок

 

Знать: строение словосочетания; понятия главное/зависимое слово в словосочетании, именное/ глагольное словосочетание, свободное/несвободное словосочетание.

Уметь: определять строение словосочетаний; устанавливать смысловую и грамматическую связь слов в словосочетаниях; распознавать именные и глагольные словосочетания, определять их роль в тексте

 

29

4

   

Разбор словосочетания.

Урок отработки умений и рефлексии.

Индивидуальная работа с дидактическим материалом, проектная работа в группах, творческое задание (конструирование словосочетаний).

 

Научиться различать словосочетание по алгоритму.

 

30

5

   

Разбор словосочетания.

Урок отработки умений и рефлексии.

Устная и письменная работа по материалам учебника.

 

Научиться различать словосочетание по алгоритму.

 

31

6

   

Предложение.

Урок отработки умений и рефлексии.

Выполнение письменных упражнений. Конструирование предложений

 

Знать: понятия предложение, границы предложения, знак конца предложения, интонация конца предложения; особенности предложения как основной единицы синтаксиса и его признаки.

Уметь: определять и обозначать знаками препинания границы предложений в тексте; восстанавливать структуру предложений и текста в целом; выразительно читать текст; самостоятельно составлять предложения

 

32

     

Р/Р 4Обучающее сжатое изложение. Упр. 144

Описание как тип речи

Урок творчества (урок-исследование).

Работа в парах (обучение сжатому изложению), индивидуальная работа с дидактическим материалом учебника (обучение способам сжатия).

 

Знать: особенности сжатого изложения; приемы сжатия текста; понятие абзац.

Уметь: определять тему и основную мысль текста, составлять его план; выделять в тексте главную и второстепенную информацию; использовать различные приемы сжатия текста

 

33

7

   

Виды предложений по цели высказывания.

Уроки построения системы знаний (общеметодологической направленности).

Коллективная работа с учебником, составление алгоритма определения типа предложений по цели высказывания,

 

Знать: понятия цель высказывания, интонационный слух; виды предложений по цели высказывания.

Уметь: распознавать повествовательные, вопросительные и побудительные предложения, конструировать их самостоя­тельно и употреблять в речи; при чтении текста соблюдать нужную интонацию; различать предложения по эмоциональной окраске, правильно ставить знаки препинания в конце предложения

 

34

     

.Р/Р 5 Обучающее сочинение-повествование. «Памятный день» упр. 157

Повествование как тип речи

Урок творчества (урок-исследование).

Устная работа над сочинением. Работа в парах и группах.

 

Знать: что такое повествование, как составлять план сочинения. Уметь: составлять план сочинения; выявлять основную мысль; строить свои предложения в соответствии вцелями и задачами сочинения.

 

35

8

   

Восклицательные предложения.

Уроки построения системы знаний (общеметодологической направленности).

работа в парах (лингвистический анализ текста)

 

Знать: понятия цель высказывания, интонационный слух; виды предложений по цели высказывания.

Уметь: распознавать предложения, конструировать их самостоя­тельно и употреблять в речи; при чтении текста соблюдать нужную интонацию; различать предложения по эмоциональной окраске, правильно ставить знаки препинания в конце предложения

 

36

     

6 Р/Р Типы речи. Повествование и его структура. Подробное изложение «Шкатулка» (упр.283)

Урок творчества (урок-исследование).

Лексическая работа. Написание изложения.

 

Знать: понятие повествование; признаки повествовательного текста; роль ИВС в тексте.

Уметь: анализировать тексты повествовательного типа, доказывать принадлежность текста к определенному стилю; находить ИВС в тексте и использовать их в своей работе; сохранять авторский стиль

 

37

     

7 Р/Р Типы речи. Повествование и его структура. Подробное изложение «Шкатулка» (упр.283)

Урок творчества (урок-исследование).

Лексическая работа. Написание изложения.

 

Знать: понятие повествование; признаки повествовательного текста; роль ИВС в тексте.

Уметь: анализировать тексты повествовательного типа, доказывать принадлежность текста к определенному стилю; находить ИВС в тексте и использовать их в своей работе; сохранять авторский стиль

Контрольное издожение

38

9

   

Члены предложения. Главные члены предложения. Подлежащее.

Урок отработки умений и рефлексии.

Работа в парах по учебнику, работа с алгоритмами определения членов предложения, комментирование выставленных оценок

 

Знать: понятия главный член предложения, грамматическая основа предложения, подлежащее; способы выражения подлежащего.

Уметь: разграничивать главные и второстепенные члены предложения; находить в предложении подлежащее и определять способ его выражения; выполнять синтаксический разбор предложении

 

39

10

   

Подлежащее.

Урок открытия нового знания.

Работа в парах по учебнику, работа с алгоритмами определения членов предложения, комментирование выставленных оценок

 

Знать: понятия главный член предложения, грамматическая основа предложения, подлежащее; способы выражения подлежащего.

Уметь: разграничивать главные и второстепенные члены предложения; находить в предложении подлежащее и определять способ его выражения; выполнять синтаксический разбор предложении

 

40

11

   

Сказуемое.

Урок открытия нового знания.

Работа в парах (анализ предложений), индивидуальная творческая работа по дидактическому материалу, проектирование выполнения домашнего задания

 

Знать: понятие сказуемое; способы выражения сказуемого; взаимосвязь подлежащего и сказуемого; достижения лингвистов в изучении сказуемого.

Уметь: распознавать сказуемое среди других членов предложения, ставить к нему вопросы и определять способ выражения; конструировать предложения, вставляя в них подходящие по смыслу сказуемые

 

41

12

   

Сказуемое.

Урок отработки умений и рефлексии.

Работа в парах (анализ предложений), индивидуальная творческая работа по дидактическому материалу, проектирование выполнения домашнего задания

 

Знать: понятие сказуемое; способы выражения сказуемого; взаимосвязь подлежащего и сказуемого; достижения лингвистов в изучении сказуемого.

Уметь: распознавать сказуемое среди других членов предложения, ставить к нему вопросы и определять способ выражения; конструировать предложения, вставляя в них подходящие по смыслу сказуемые

 

42

13

   

Тире между подлежащим и сказуемым.

Урок открытия нового знания.

Выполнение упражнений учебника. Индивидуальная и коллективная работа с тестами, комментирование выставленных оценок

 

Знать: условия постановки тире между подлежащим и сказуемым.

Уметь: определять способы выражения главных членов предложения; обосновывать употребление тире между подлежащим и сказуемым

 

43

14

   

Распространенное предложение.

Уроки построения системы знаний (общеметодологической направленности).

Фронтальная беседа по содержанию учебника, индивидуальные задания, проектирование выполнения домашнего задаия

 

Знать: Виды предложений по наличию второстепенных членов.

Уметь: разграничивать главные и второстепенные члены предложения; различать распространенные и нераспространенные предложения;

 

44

15

   

Второстепенные члены предложения. Дополнение.

Уроки построения системы знаний (общеметодологической направленности).

..Практическая работа, комментирование выставленных оценок.

 

Знать: понятие второстепенные члены предложения; дополнение, приглагольное дополнение, косвенные падежи; значение и способы выражения дополнений;функции второстепенных членов предложения.

Уметь: выделять второстепенные члены, поясняющие подлежащее и сказуемое; выделять дополнения вместе с теми словами, к которым они относятся, подчеркивать их в предложении; выпол­нять синтаксический разбор предложений; конструировать предложения по схемам

 

45

16

   

Определение.

Урок отработки умений и рефлексии.

Анализ предложений,

тест

 

Знать: понятия определение, определяемое слово, согласование; значение и способы выражения определений.

Уметь: распознавать определения и подчеркивать их в предложении; при сравнении текстов определять смысловую и художественную функцию определений; выполнять синтаксический разбор предложений

 

46

17

   

Обстоятельство.

Урок отработки умений и рефлексии.

Работа в парах (лингвистический анализ текста), работа по алгоритму определения микротем текста.

 

Научиться находить обстоятельство в предложении, отличать его от дополнения, выраженного существительным в косвенном падеже

 

47

18

   

Предложения с однородными членами.

Урок открытия нового знания.

Индивидуальная работа с тестами, конспектирование материала, проектирование выполнения домашнего задания. Объяснительный диктант.

 

Знать: понятия однородные члены предложения, союзная/бессоюзная связь; признаки однородности;условия постановки запятой в предложениях с од­нородными членами Уметь: находить однородные члены в предложении; определять, какие члены предложения являются однородными, способ связи однородных членов; читать предложения с однородными членами, соблюдая интонацию перечисления, и комментировать пунктуацию в них и правильно расставлять знаки препинания.

 

48

19

   

Знаки препинания в предложениях с однородными членами.

Урок открытия нового знания.

Индивидуальная работа с тестами, конспектирование материала, проектирование выполнения домашнего задания. Орфографический диктант

 

Знать: понятия однородные члены предложения, союзная/бессоюзная связь; признаки однородности;условия постановки запятой в предложениях с од­нородными членами Уметь: находить однородные члены в предложении; определять, какие члены предложения являются однородными, способ связи однородных членов; читать предложения с однородными членами, соблюдая интонацию перечисления, и комментировать пунктуацию в них и правильно расставлять знаки препинания.

 

49

20

   

Обобщающие слова при однородных членах предложения.

Урок отработки умений и рефлексии.

. Работа с учебником (конспектирование статьи), групповая работа (составление алгоритма постановки знаков препинания при однородных членах). Орфографический диктант.

 

Знать: понятие обобщающее слово, правила пунк­туации в предложениях с обобщающими словами при однород­ных членах.

Уметь: расставлять знаки препинания в предложениях с однородными членами и в предложениях с обобщающими словами при однородных членах; исправлять речевые ошибки в предложениях с однородными членами; выполнять синтаксический разбор предложений

 

50

21

   

Предложения с обращениями.

Урок открытия нового знания.

Устная и письменная работа с учебником. Урок-презентация, работа с орфограммами, проектирование выполнения домашнего задания. Конструирование предложений с обращениями. Объяснительный диктант

 

Знать: понятия обращение, звательная интонация; функции обращения в предложении; различия между подлежащим и обращением.

Уметь: распознавать обращения в предложениях, отличать их от подлежащих; ставить знаки препинания при обращениях; находить предложения с обращениями к неодушевленным предметам; выразительно читать предложения с обращениями, использовать их в собственной речи.

 

51

     

Р/Р 6 Письмо

Урок творчества (урок-исследование).

Работа в парах (выявление жанрово-стилистических особенностей письма) по алгоритму, индивидуальная творческая работа (составление плана письма, чернового варианта работы) при помощи консультанта.

 

Знать: виды писем; правила написания писем.

Уметь: работать над написанием письма; правильно ставить знаки препинания в предложениях с обращениями

 

52

22

   

Синтаксический разбор простого предложения.

Урок отработки умений и рефлексии.

Выполнение упражнений учебника Практическая работа (тематический контроль)

 

Знать значения вводных слов (уверенность-неуверенность, достоверности высказывания, указание на последовательность изложения мысли) грамматические признаки.

Уметь выполнять синтаксический разбор

 

53

23

   

Пунктуационный разбор простого предложения.

Урок отработки умений и рефлексии.

Практическая работа (тематический контроль)

 

Знать значения вводных слов (уверенность-неуверенность, достоверности высказывания, указание на последовательность изложения мысли) грамматические признаки.

Уметь выполнять пунктуационный разбор

 

54

     

2 Контрольная работа № 2 по теме «Синтаксис простого предложения»

Уроки развивающего контроля

. Контрольная работа Тест

 

Знать: виды предложений.по цели высказывания и по интонации. Главные и второстепенные члены. Знаки препинания при однородных членах и обращениях. Уметь: правильно ставить знаки препинания в осложнённых предложениях, делать синтаксический и пунктуационный разбор, конструировать предложения по схемам

Предложение. 2

Виды пр. по цели высказывания и по интонации. Главные и второстепенные члены. Знаки препинания при однородных членах и обращениях. Синтаксический и пунктуационный разбор предложения

55

24

   

Простые и сложные предложения.

Уроки построения системы знаний (общеметодологической направленности).

Выполнение упражнений учебника. Комменти­рованный диктант

 

Знать: признаки простого и сложного предложения, их функции в тексте; различия между простым и сложным предло­жением.

Уметь: различать простые и сложные предложения и правильно расставлять в них знаки препинания

 

56

25

   

Простые и сложные предложения.

Урок отработки умений и рефлексии.

Комментированное письмо с частичным разбором предложения. Практическая работа

 

Уметь опознавать сложные предложения, выделять грамматические основы, определять средства связи частей, конструировать сложные предложения, устранять синтаксические ошибки.

 

57

26

   

Синтаксический разбор сложного предложения.

Урок открытия нового знания.

Синтаксический разбор предложений. Практическая работа

 

Знать: порядок синтаксического разбора сложного предложения.

Уметь: выполнять устный и письменный синтаксический разбор сложных предложений; составлять схемы предложений

 

58

27

   

Прямая речь.

Урок открытия нового знания.

Словарный диктант с взаимопроверкой

Творческая работа: конструирование предложений с прямой речью

 

Знать: способы передачи чужой речи; понятие прямая речь; структуру предложений с прямой речью; правила пунктуации при прямой речи.

Уметь: распознавать предложения с прямой речью; разгра­ничивать прямую речь и слова автора и по необходимости менять их местами; расставлять знаки препинания в предложе­ниях с прямой речью; определять глаголы, вводящие прямую речь в предложение; конструировать предложения с прямой речью; составлять схемы предложений с прямой речью; распознавать предложения с прямой речью, разграничивать прямую речь и слова автора, расставлять знаки препинания

 

59

28

   

Диалог.

Урок открытия нового знания.

Выполнение упражнений учебника. Конструирование предложений диалога. Текущий контроль

 

Знать: понятия диалог, реплика; структуру диалога; правила пунктуационного оформления диалогов.

Уметь: определять, сколько человек участвует в диалоге; записывать и правильно оформлять реплики диалога; составлять диалоги по схемам

 

60

     

9 Составление диалогов на заданную тему.

Развитие речи

Выполнение упражнений учебника. Конструирование предложений диалога. Текущий контроль

 

Знать: понятия диалог, реплика; структуру диалога; правила пунктуационного оформления диалогов.

Уметь: определять, сколько человек участвует в диалоге; записывать и правильно оформлять реплики диалога; составлять диалоги по схемам

 

61

     

2 Контрольная работа № 3 по теме «Синтаксис. Пунктуация». Диктант с грамматическим заданием.

Уроки развивающего контроля

Диктант с грамматическим заданием

 

Уметь: писать текст под диктов­ку и выполнять грамматическое задание к нему

ДГЗ

   

Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. Культура речи (12 часов)

62

1

   

Фонетика. Гласные звуки.

Урок открытия нового знания.

Выполнение упражнений учебника. Слушание. Произношение. Практическая работа, проектирование выполнения домашнего задания

 

Знать: понятия фонетика, графика, орфоэпия; особенности гласных звуков; различия между гласными и согласными звуками; звуковое значение гласных букв.

Уметь: различать понятия буква и звук; использовать различные способы, помогающие отличить гласные звуки от согласных; определять роль гласных звуков в поэтической речи

 

63

2

   

Согласные звуки.

Уроки построения системы знаний (общеметодологической направленности).

Выполнение упражнений учебника. Слушание. Произношение.Творческое списывание текста. Проектирование выполнения домашнего задания.

 

Знать: понятия согласный звук, твердый/мягкий согласный;, парные и непарные твёрдые и мягкие согласные;способы образования согласных звуков; сильная и слабая позиция звуков. Позиционные чередования звуков.

Уметь: различать гласные и согласные звуки; выделять буквы, обозначающие согласные звуки, распознавать парные и непарные твердые и мягкие согласные; анализировать смысловое различие слов, отличающихся только твердой/мягкой согласной.

 

64

3

   

Изменение звуков в потоке речи.

Урок открытия нового знания.

Анализ и применение правила проверки безударной гласной и проверяемых согласных в корне слова с точки зрения позиционного чередования.

 

Знать: понятия согласный звук, твердый/мягкий согласный;, парные и непарные твёрдые и мягкие согласные;способы образования согласных звуков; сильная и слабая позиция звуков. Позиционные чередования звуков.

Уметь: различать гласные и согласные звуки; выделять буквы, обозначающие согласные звуки, распознавать парные и непарные твердые и мягкие согласные; анализировать смысловое различие слов, отличающихся только твердой/мягкой согласной.

 

65

4

   

Твердые и мягкие согласные.

Уроки построения системы знаний (общеметодологической направленности).

Выполнение упражнений, связанных с анализом смыслового различия слов, отличающихся твёрдостью/мягкостью.

 

Различать твердые и мягкие согласные, соблюдать орфоэпическую норму.

 

66

5

   

Звонкие и глухие согласные.

Уроки построения системы знаний (общеметодологической направленности).

Выполнение упражнений учебника. Наблюдения за произношением. Словарный диктант. Проектирование выполнения домашнего задания

 

Знать: понятия звонкий/глухой согласный, сонорные согласные; способы образования звонких и глухих согласных; парные и непарные звонкие и глухие согласные, непроизносимое согласные.

Уметь: распознавать парные и непарные звонкие и глухие согласные, непроизносимые и ложнонепроизносимые согласные; выделять буквы, обозначающие звонкие и глухие согласные

 

67

6

   

Графика. Алфавит.

Уроки построения системы знаний (общеметодологической направленности).

Выполнение упражнений учебника. Работа со словарями. Проектирование домашнего задания

 

Знать: понятия графика, алфавит; порядок букв в алфавите; историю русского алфавита.

Уметь: записывать слова в алфавитном порядке; выполнять устный и письменный фонетический разбор слов; находить слова в словаре.

 

68

     

10. Р/Р Описание предмета(п.59)

Описание. Отличительные признаки делового и художественного описания

Урок творчества

Сочинение-миниатюра

 

Знать: понятие описание; отличительные признаки делового и художественного описания.

Уметь: писать сочинение-миниатюру «Описание предмета».

 

69

7

   

Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака.

Уроки построения системы знаний (общеметодологической направленности).

Выполнение упражнений учебника. Орфоэпические упражнения. Объяснительный диктант

 

Знать: правила употребления ь для обозначения мягкости со­гласных; функции ь в словах.

Уметь: распознавать в словах ь знак, обозначающий мягкость согласного; различать функции ь в словах.

 

70

8

   

Двойная роль букв Е, Ё, Ю, Я.

Уроки построения системы знаний (общеметодологической направленности).

Выполнение упражнений учебника. Орфоэпические упражнения.

 

Знать: двойную роль гласных е, ё, ю, я; позиции, в которых гласные е, ё, ю, я обозначают два звука.

Уметь: определять роль гласных е, ё, ю,я в словах; выполнять фонетический анализ слов, в которых буквы е,ё,ю,я обозначают два звука или мягкость предыдущего согласного.

 

71

9

   

Двойная роль букв Е, Ё, Ю, Я.

Уроки построения системы знаний (общеметодологической направленности).

Объяснительный диктант Проверочная работа

 

Знать: двойную роль гласных е, ё, ю, я; позиции, в которых гласные е, ё, ю, я обозначают два звука.

Уметь: определять роль гласных е, ё, ю,я в словах; выполнять фонетический анализ слов, в которых буквы е,ё,ю,я обозначают два звука или мягкость предыдущего согласного.

 

72

10

   

Орфоэпия.

Урок открытия нового знания.

Выполнение упражнений учебника. Объяснительный диктант. Словарно-орфоэпическая работа. Проектирование домашнего задания.

 

Знать: понятие орфоэпия, важность нормативного произношения для культурного человека, понятие произносительные нормы.

Уметь: произносить слова в соответствии с орфоэпическими нормами русского языка; работать с орфоэпическим словарем и словарем ударений; находить произносительные ошибки и исправлять их, различать ударные и безударные слоги, соблюдать орфоэпические нормы, выразительно читать текст.

 

73

11

   

Фонетический разбор слова.

Урок открытия нового знания.

Фонетический разбор слов. Проверочная работа

 

Знать: порядок фонетического разбора слова.

Уметь: выполнять устные и письменные фонетические разборы слов.

 

74

12

   

Повторение темы «Фонетика»

Урок отработки умений и рефлексии.

Практическая работа, словарный диктант

 

Знать: теоретический материал, изученный на предыдущих уроках.

Уметь: правильно писать слова с изученными орфограммами; выполнять фонетический разбор слов

 

75

     

5.Контрольная работа №4 по теме «Фонетика. Орфоэпия. Графика»

Орфография. Пунктуация. Грамматические разборы

. Уроки развивающего контроля

Тематический контроль

 

Знать: теоретический материал, изученный на предыдущих уроках.

Уметь: правильно писать слова с изученными орфограммами; выполнять фонетический разбор слов

Тест 3

76

     

.Р/Р (11) Устное сочинение по картине (упр.329) Описание. Отличительные признаки делового и художественного описания. Сбор материала для сочинения. Композиция картины. Колорит

.урок творчества

Работа в творческих группах .Сбор материала. Устное сочинение

.

Знать: особенности натюрморта.

Уметь: самостоятельно писать сочинение по картине, раскрывая замысел художника

 

Лексика. Культура речи (9 часов)

77

1

   

Слово и его лексическое значение.

. Урок открытия нового знания.

Выполнение заданий учебника. Словарная работа

Текущий контроль

 

Знать: понятия лексика, лексическое значение слова; предмет изучения лексики как раздела науки о языке.

Уметь: определять лексическое значение слов с помощью толкового словаря; объяснять различие лексического и грамматического значений слова; правильно употреблять слова в устной и письменной речи; разграничивать лексическое и грамматическое значения слова

 

78

2

   

Однозначные и многозначные слова..

. Урок открытия нового знания.

Выполнение заданий учебника. Словарная работа,

объяснительный диктант. Проектирование домашнего задания.

 

Знать: понятия однозначные/ многозначные слова; структуру словарных статей, посвященных многозначным словам.

Уметь: распознавать однозначные и многозначные слова; определять с помощью толкового словаря значения многозначных слов

 

79

3

   

Прямое и переносное значение слов

. Урок открытия нового знания.

Выполнение заданий учебника. Словарная работа,

объяснительный диктант. Проектирование домашнего задания. Творческая работа со словарём.

 

Знать: понятия прямое/переносное значение слов, метафора.

Уметь: распознавать слова, употребленные в переносном значении; определять лексическое значение слов с помощью словаря и без него; употреблять слова в переносном значении в речи

 

80

4

   

Омонимы.

. Урок открытия нового знания.

Проектирование домашнего задания. Творческая работа со словарём. Проверочный диктант

 

Знать: понятие омонимы.

Уметь: различать омонимы и многозначные слова; определять лексическое значение омонимов с помощью толкового словаря

 

81

5

   

Омонимы.

Урок отработки умений и рефлексии.

Проектирование домашнего задания. Творческая работа со словарём. Проверочный диктант

 

Знать: понятие омонимы.

Уметь: различать омонимы и многозначные слова; определять лексическое значение омонимов с помощью толкового словаря

 

82

6

   

Синонимы.

. Урок открытия нового знания.

Проектирование домашнего задания. Творческая работа со словарём.

 

Знать: понятия синонимы, синонимический ряд.

Уметь: распознавать слова-синонимы; устанавливать смысловые и стилистические различия синонимов; подбирать синонимы к словам; составлять синонимические ряды и определять общее значение слов в них

 

83

7

   

Синонимы.

Урок отработки умений и рефлексии.

Проектирование домашнего задания. Творческая работа со словарём. Выборочный

творческий

диктант

;

Знать: понятия синонимы, синонимический ряд.

Уметь: распознавать слова-синонимы; устанавливать смысловые и стилистические различия синонимов; подбирать синонимы к словам; составлять синонимические ряды и определять общее значение слов в них

 

84

8

   

Антонимы

. Урок открытия нового знания.

Выборочныйтворческийдиктант

 

Знать: понятие антонимы.

Уметь: распознавать слова-антонимы; подбирать антонимы к словам

 

85

9

   

Повторение и обобщение изученного материала в разделе «Лексика. Культура речи»

Урок отработки умений и рефлексии.

Словарный диктант, проверочная работа с взаимопроверкой

 

Знать: теоретический материал, изученный на предыдущих уроках.

Уметь: определять лексическое значение слов; распознавать однозначные и многозначные слова, слова, употребленные в прямом и переносном значении, синонимы, омонимы, антонимы, использовать их в речи; работать с различными словарями

 

86

     

.Контрольная работа № 4 по теме «Лексика. Культура речи

Уроки развивающего контроля

Контрольная работа

 

Знать: теоретический материал, изученный на предыдущих уроках.

Уметь: определять лексическое значение слов; распознавать однозначные и многозначные слова, слова, употребленные в прямом и переносном значении, синонимы, омонимы, антонимы, использовать их в речи; работать с различными словарями

Тест4

 

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.