Рабочая программа «Русский язык» (5 класс, 1 семестр, УМК Т. А. Ладыженской)
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ШКОЛА № 45 ГОРОДА ДОНЕЦКА»
Рассмотрено: Согласовано: Утверждено:
на заседании Заместитель директора по УВР Директор
педагогического совета МОУ «Школа № г. Донецка» МОУ «Школа № »
протокол №11 от 30.08.18г. ____________ _________
Рабочая программа
«Русский язык»
5 класс
Составитель: Добровольская Елена александровна, учитель русского языка и литературы, высшей квалификационной категории, старший учитель МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ «ШКОЛА № 45 ГОРОДА ДОНЕЦКА»
Рассмотрено и утверждено:
на заседании школьного
методического объединения
учителей гуманитарного цикла
Руководитель ШМО
__________
Донецк – 2018
Поянительная записка
Рабочая программа по русскому языку для 5 класса составлена в соответствии с основными положениями Государственного образовательного стандарта основного общего образования, на основе Программы основного общего образования по русскому языку.
Русский язык : 5-9 кл. : примерная программа для общеобразоват. организаций (основное общее образование) / Сост. Данилова И.Н., Мельникова Л.В., Болгаров М.В., Бескоровайная Л.П., Лутова Т.А., Плыс Л.Н.– 4-е изд., доп. и перер. – Донецк: Истоки, 2018.
Программу характеризует направленность на достижение результатов освоения курса русского языка не только на предметном, но и на личностном и метапредметном уровнях, системно-деятельностный подход, актуализация воспитательной функции учебного предмета «Русский язык».
Общая характеристика учебного предмета
Русский язык – один из самых развитых языков мира, средство межнационального и международного общения, основа формирования гражданской идентичности и толерантности в полилингвальном и мультикультурном обществе. Он отличается богатством и разнообразием словаря, словообразовательных и грамматических средств, располагает неисчерпаемыми возможностями изобразительно-выразительных средств, стилистическим разнообразием.
Русский язык в современном мире – один из официальных языков ООН. В Донецкой Народной Республике он является одним из двух государственных языков.
Язык – по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы. Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.
Общепредметными задачами работы по русскому языку являются:
воспитание учащихся средствами данного предмета, в том числе и на основе изучения русской национальной культуры, традиций русского народа, его мышления и миропонимания
развитие логического мышления учащихся;
обучение школьников умению самостоятельно пополнять знания по русскому языку;
формирование общеучебных умений – работа с книгой, со справочной литературой, совершенствование навыков чтения.
Цели рабочей программы составлены на основе Нового Государственного общеобразовательного стандарта. Курс русского языка направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению языку:
воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности;
совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;
освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;
формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.
Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в 5 классе формируются и развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.
Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения. Именно поэтому большое внимание на уроках русского языка уделяется работе с произведениями устного народного творчества: пословицы, загадки, поговорки, песни; выбираются тексты нравственного и патриотического содержания.
Языковая компетенция и лингвистическая компетенция (т.е. осведомленность школьников в системе родного языка) реализуется в процессе решения следующих познавательных задач: формирование у учащихся научно-лингвистического мировоззрения, вооружения их основами знаний о родном языке, о его традициях, развития языкового эстетического идеала, т.е. представление о прекрасном в языке и речи, формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке.
Коммуникативная компетенция (т.е. осведомленность школьников в особенностях функционирования родного языка в устной и письменной формах) реализуется в процессе решения следующих практических задач: формирования прочных орфографических и пунктуационных умений и навыков; обогащения словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; обучения школьников умению связно излагать свои мысли в устной и письменной форме, создавать собственные тексты на основе исходного материала.
Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создает условия и для реализации надпредметной функции, которую русской язык выполняет в системе школьного образования. В процессе обучения ученик получает возможность совершенствовать общеучебные умения, навыки, способы деятельности, которые базируются на видах речевой деятельности и предполагают развитие речемыслительных способностей. В процессе изучения русского (родного) языка совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения:
коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения);
интеллектуальные (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация);
информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом);
организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию).
Доминирующей идеей программы является интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся. Каждый тематический блок программы включает перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления, указывает на особенности функционирования этих явлений и называет основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий. Указанные блоки в учебном процессе неразрывно взаимосвязаны или интегрированы. Так, например, при обучении морфологии учащиеся не только получают соответствующие знания и овладевают необходимыми умениями и навыками, но и совершенствуют все виды речевой деятельности, различные коммуникативные навыки, а также углубляют представление о родном языке как национально-культурном феномене. Таким образом, процессы осознания языковой системы и личный опыт использования языка в определенных условиях, ситуациях общения оказываются неразрывно связанными друг с другом. Таким образом, рабочая программа создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению русского языка в школе.
Курс русского языка для 5 класса направлен на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета. Учитывая то, что сегодня обучение русскому языку происходит в сложных условиях, когда снижается общая культура населения, расшатываются нормы литературного языка, в программе усилен аспект культуры речи. Рабочая программа предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения.
Три сквозные содержательные линии в учебной программе, обеспечивающие формирование предметных компетенций.
Первая содержательная линия представлена разделами, изучение которых направлено на сознательное формирование навыков речевого общения: «Текстоведение» («Текст», «Функциональные разновидности языка»), «Развитие речи», «Речь и речевое общение», «Речевая деятельность». Текстоведение – это раздел лингвистики, который изучает связные речевые произведения – тексты: особенности их содержания, построения, языковые средства связи предложений, типы речи, стилистические особенности. Раздел «Текстоведение» изучается в программном курсе русского языка 5-9 классов.
Метапредметные образовательные функции языка определяют универсальный, обобщающий характер воздействия предмета «Русский язык» на формирование личности учащегося в процессе его обучения в школе. Русский язык является основой развития мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей учащихся; основой самореализации личности, развития способности к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию учебной деятельности. Русский язык является средством приобщения к духовному богатству русской культуры и литературы, основным каналом социализации личности, приобщения её к культурно-историческому опыту человечества. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами, влияет на качество их усвоения, а в дальнейшем на качество овладения профессиональными навыками. Умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации, высокая социальная и профессиональная активность являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира. Русский язык является основой формирования этических норм поведения обучающегося в разных жизненных ситуациях, развития способности давать аргументированную оценку поступкам с позиций моральных норм.
Изучение русского языка в основной школе направлено на достижение следующих целей:
воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;
совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;
освоение знаний о русском языке, его устройстве; об особенностях функционирования русского языка в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; об особенностях русского речевого этикета;
формирование умений опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации, сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.
В 5 классе в полном объёме изучаются разделы: «Фонетика», «Графика», «Лексика», «Фразеология», «Морфемика», «Синтаксис и пунктуация», «Словообразование», «Морфология» («Имя существительное», «Имя прилагательное», «Глагол»)
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ФОРМИРОВАНИЯУНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ ПО ЭТАПАМ
Аспект |
1 этап основной школы (5 класс) |
Блок личностных универсальных учебных действий |
|
Смыслообразование на основе развития мотивации и целеполагания учения |
- осмысленность учения, понимание значимости решения учебных задач, соотнесение их с реальными жизненными целями и ситуациями (Какое значение имеет для меня учение?) |
Развитие Я-концепции, самооценки |
- выработка своей жизненной позиции в отношении мира, окружающих людей, самого себя и своего будущего. (Я – член семьи, школьник, одноклассник, друг, гражданин) |
Развитие морального сознания и ориентировки обучающегося в сфере нравственно-этических отношений. |
- личностные действия направлены на осознание явлений, исследование и принятие жизненных ценностей и смыслов, позволяя сориентироваться в нравственных нормах, правилах, оценках. (Почему я, мои друзья так поступили?) - взаимопомощь, честность, правдивость, ответственность с моей стороны и со стороны моих сверстников |
Блок регулятивных универсальных учебных действий |
|
Целеполагание и построение жизненных планов во временной перспективе |
- самостоятельно ставить цель деятельности, планировать и прогнозировать результат, контролировать процесс достижения результата, корректировать свои действия и оценивать их успешность |
Регуляция учебной деятельности |
- управление познавательной и учебной деятельностью посредством постановки целей, планирования, прогнозирования, контроля, коррекции своих действий и оценки успешности в освоении материала |
Саморегуляция эмоциональных и функциональных состояний |
- представление человека о своих возможностях достижения цели определённой сложности |
Самоконтроль и самооценивание |
- умение сравнивать характеристики запланированного и полученного продукта и делать вывод о соответствии продукта замыслу |
Блок познавательных универсальных учебных действий |
|
Общеучебные действия |
- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации |
Универсальные логические действия. Действия постановки и решения проблем |
- анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); синтез как составление целого из частей; в том числе самостоятельное достраивание, восполнение недостающих компонентов - объяснение того, с какой позиции обучающийся приступает к разрешению проблемы; - описание желаемой и реальной ситуаций, указание на отличия - определение и выстраивание в хронологической последовательности шагов по решению задачи; воспроизведение технологии по инструкции; - определение ресурсов, необходимых для выполнения деятельности; - выполнение по заданному алгоритму текущего контроля своей деятельности; - сравнение характеристик запланированного и полученного продукта, вывод о соответствии продукта замыслу; - оценка продукта своей деятельности по заданным критериям заданным способом; указание на сильные и слабые стороны своей деятельности. - определение мотивов своих действий. |
Блок коммуникативных универсальных учебных действий |
|
Межличностное общение (ориентация в личностных особенностях партнёра, его позиции в общении и воздействии, учёт разных мнений, овладение средствами решения коммуникативных задач, воздействие, аргументация и пр.). Кооперация (совместная деятельность – организация и планирование работы в группе, в том числе умение договариваться, находить общее решение, брать инициативу, решать конфликты) |
- учёт позиции собеседника, понимание, уважение к иной точке зрения, умение обосновывать и доказывать собственное мнение; - осуществление действий, обеспечивающих возможность эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками: умение планировать, распределять роли и согласованно выполнять совместную деятельность; - уметь договариваться |
Формирование личностной и познавательной рефлексии |
- умение задавать вопросы, строить понятные для партнёра высказывания, правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу |
5 класс
(33 рабочие недели, 5 часов в неделю, 165 часов)
Изучение языковых тем |
135 часов |
Введение |
2 часа |
||
Контрольные работы |
10 часов |
Вспоминаем, повторяем, изучаем (Повторение изученного в начальной школе) |
15 часов |
||
Уроки развития речи и текстоведения |
14 часов + 6 часов |
Синтаксис. Пунктуация. Культура речи |
28 часов |
||
Всего |
165 часов |
Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. Культура речи |
12 часов |
||
Лексика. Культура речи |
9 часа |
||||
Морфемика. Орфография. Культура речи |
17 часа |
||||
Морфология. Орфография. Культура речи |
49 часов |
||||
Имя существительное |
17 часов |
||||
Имя прилагательное |
8 часов |
||||
Глагол |
24 часа |
||||
Повторение и систематизация изученного |
3 часа |
Обязательное количество видов контроля в 5 классах
Вид контроля |
5 класс |
|
Полугодие |
||
Полугодие/ Семестр / Вид, форма |
I |
II |
Контрольный диктант |
1 |
1 |
Контрольный диктант с грамматическим заданием |
1 |
1 |
Контрольное изложение |
1* |
|
Контрольное сочинение |
1* |
|
Тестовые контрольные задания |
3 |
3 |
Анализ текста |
||
Всего |
5+1* |
5+1* |
Итого за год |
10+2* |
|
Уроки развития речи и текстоведения |
14+6=20 |
Типология системно-деятельностных уроков
1. Урок открытия нового знания.
2. Урок отработки умений и рефлексии.
3. Урок творчества (урок-исследование).
4. Уроки построения системы знаний (общеметодологической направленности).
5. Уроки развивающего контроля.
№ урока |
Дата |
Тема, основное содержание урока |
Тип урока |
Формы контроля |
Подготовка к ГИА |
Учебные компетенции |
Примечание (виды с.р., региональный компонент) |
|||||||||
п\п |
в теме |
план |
факт |
|||||||||||||
Тема 1 Язык и общение (2 часа) |
||||||||||||||||
1-2 |
1-2 |
Язык и его роль в жизни человека. Виды речевой деятельности. |
Урок открытия новых знаний, беседа, составление устных и письменных высказываний, приемы слушания нормы речевого этикета. |
устный опрос |
Общекультурная Предметные актуализация знаний, полученных при обучении в начальной школе |
|||||||||||
3 |
Р/Р (1) Стили речи |
Развитие речи Урок творчества (урок-исследование). |
Комплексное повторение, самостоятельная работа (таблица композиционных и языковых признаков стиля речи). |
Знать: стили речи и их признаки. Уметь: правильно и доказательно определять принадлежность текстов к тому или иному стилю речи; анализировать тексты упражнений с точки зрения целей высказывания. |
||||||||||||
Тема 2 Вспоминаем, повторяем, изучаем (15 часов) (Повторение изученного в начальной школе) |
||||||||||||||||
4 |
1 |
Звуки и буквы. Произношение и правописание. |
Уроки построения системы знаний (общеметодологической направленности). |
объяснительный диктант |
Знать: понятия ЗВУК и БУКВА, сильная и слабая позиция звука. Уметь: различать понятия ЗВУК и БУКВА, применять орфографические правила при несовпадении произношения и написания слов, записывать и читать слова в транскрипции |
|||||||||||
5 |
2 |
Орфограмма. |
Урок отработки умений и рефлексии. |
Комплексное повторение, самостоятельная работа, комментирование выставленных оценок. Словарный диктант. |
Знать: понятия орфография, графика, орфограмма, орфограмма-буква, ударение, ударный/безударный гласный; способы проверки правописания слов с безударными гласными в корне. Уметь: различать понятия буква и звук; записывать и читать слова в транскрипции; правильно писать слова с проверяемыми безударными гласными в корне, подбирать к ним проверочные слова |
|||||||||||
6 |
3 |
Правописание проверяемых безударных гласных в корне. |
Урок отработки умений и рефлексии. |
Комплексное повторение ранее изученных орфограмм на основе текста, стартовое тестирование, проектирование выполнения домашнего задания. |
Научиться определять орфограмму в корне, составлять и использовать алгоритм нахождения и проверки орфограммы. Уметь: различать проверяемые и непроверяемые безударные гласные в корне слова; правильно писать знакомые словарные слова; работать с орфографическим словарем; графически обозначать изученные орфограммы |
|||||||||||
7 |
4 |
Правописание согласных в корне слова. |
Урок отработки умений и рефлексии. |
Самостоятельная работа, фронтальная беседа, проектирование выполнения домашнего задания. |
Знать: понятия звонкий/глухой согласный; парные и непарные звонкие и глухие согласные; способы проверки правописания слов с парными звонкими и глухими согласными. Уметь: правильно писать слова с парными звонкими и глухими согласными в корне, подбирать к ним проверочные слова; составлять пары одинаково произносимых слов и использовать их в нужном лексическом значении при составлении словосочетаний и предложений |
|||||||||||
8 |
5 |
Правописание непроизносимых согласных в корне слова |
Урок отработки умений и рефлексии. |
Работа в парах с дидактическим материалом, взаимопроверка по алгоритму проведения взаимопроверки, комментирование выставленных оценок. |
Знать: понятие непроизносимый согласный; способы проверки правописания слов с непроизносимыми согласными в корне; правописание слов с непроверяемыми согласными. Уметь: разграничивать виды орфограмм в корне слова; правильно писать слова с непроизносимыми согласными в корне, подбирать к ним проверочные слова; графически обозначать изученные орфограммы. |
|||||||||||
9 |
6 |
Буквы И, У, А после шипящих |
Урок отработки умений и рефлексии. |
Работа в парах, текущий тестовый контроль, работа с орфограммами, объяснительный диктант, комментирование выставленных оценок. |
Знать: понятия шипящий согласный, буквосочетание; правила правописания гласных букв после шипящих согласных. Уметь: правильно писать слова с изученной орфограммой и обозначать ее графически |
|||||||||||
10 |
7 |
Разделительные Ъ и Ь. |
Урок отработки умений и рефлексии. |
Индивидуальная и коллективная работа, изучение содержания параграфа учебника, проектирование выполнения домашнего задания. |
Знать: особенности происхождения и существования в русском языке букв ъ и ь; условия употребления разделительных ъ и ь. Уметь: разграничивать функции ъ и ъ в словах; правильно писать слова с разделительными ъ и ь знаками. |
|||||||||||
11 |
8 |
Раздельное написание предлогов. |
Урок отработки умений и рефлексии. |
Самостоятельная работа с дидактическим материалом, фронтальная устная работа по учебнику, комплексное повторение. |
Знать: понятие орфограмма-пробел; алгоритм распознавания предлогов и приставок. Уметь: различать предлоги и приставки; писать предлоги с другими словами раздельно; разграничивать орфограмму-букву и орфограмму-пробел и обозначать их графически; использовать предлоги в устной и письменной речи; правильно употреблять предлоги с местоимениями |
|||||||||||
12 |
Входной контроль (тест) Проверка степени усвоения пройденного материала; проверка орфографических и пунктуационных навыков |
Уроки развивающего контроля |
Тест |
Личностные: способность к самооценке Коммуникативные: способность осуществлять самоконтроль Регулятивные: формировать ситуацию саморегуляции – рефлексии сотрудничества в совместном решении задач. Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения. |
1 |
|||||||||||
13 |
Р/Р (1)) Текст. Что такое текст? Каковы признаки текста? Как связаны предложения в тексте?текстоведение |
Урок открытия нового знания. |
Языковой анализ текста, составление алгоритма для ответа по определению языковых особенностей текста, проектирование выполнения домашнего задания |
. |
Знать: понятия текст, смысловая часть текста; признаки текста. Уметь: определять тему текста и озаглавливать его; устанавливать последовательность предложений и смысловых частей текста, определять средства связи между ними; самостоятельно составлять текст на заданную тему; выполнять грамматические разборы |
|||||||||||
14 |
Р/Р 2 Обучающее изложение. Упр. 70 «Хитрый заяц» Типы речи: повествование, описание, рассуждение. |
Урок творчества (урок-исследование). |
Языковой анализ текста, составление алгоритма для ответа по определению языковых особенностей текста. |
Уметь: определять тему текста и озаглавливать его; устанавливать последовательность предложений и смысловых частей текста, определять средства связи между ними; |
||||||||||||
15 |
9 |
Части речи |
Урок отработки умений и рефлексии. |
Работа с тестами, комплексный тест, фронтальная беседа по вопросам учебника, комментирование выставленных оценок.
|
Знать: общее грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическую роль частей речи, изученных в начальной школе; алгоритм распознавания частей речи. Уметь: распознавать части речи; приводить примеры слов разных частей речи и составлять с ними предложения и словосочетания; выполнять грамматические разборы; |
|||||||||||
16 |
10 |
. Глагол. |
Урок отработки умений и рефлексии. |
Составление плана лингвистического рассуждения о глаголе, проектирование выполнения домашнего задания. Словарный диктант. |
Знать: общее грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическую роль частей речи, изученных в начальной школе; алгоритм распознавания частей речи.понятие глагол; общее грамматическое значение и морфологические признаки глагола. Уметь: распознавать части речи; приводить примеры слов разных частей речи и составлять с ними предложения и словосочетания; выполнять грамматические разборы; отличать глаголы от других самостоятельных частей речи; определять время, лицо и число глаголов; образовывать неопределенную форму глаголов; объяснять правописание глаголов и графически обозначать орфограммы; грамотно употреблять глаголы в речи; выполнять морфологический разбор глаголов |
|||||||||||
17 |
11 |
Правописание -тся, -ться в глаголах. |
Урок отработки умений и рефлексии. |
Самостоятельная работа по учебнику, предупредительный диктант |
Знать: правило правописания -тся и -ться в глаголах. Уметь: различать глаголы в неопределенной форме и глаголы в форме 3-го лица, правильно писать их; грамотно употреблять глаголы в речи |
|||||||||||
18 |
Р/Р (2))Тема текста тесктоведение |
Урок открытия нового знания. |
Сочинение-миниатюра.Самостоятельная работа |
Знать: понятия текст, тема текста, смысловая часть текста; признаки текста; средства связи частей текста. Уметь: определять тему текста и озаглавливать его; указывать средства связи предложений в тексте; самостоятельно составлять текст на заданную тему; выполнять грамматические разборы |
Текст, тема текста, смысловая часть текста; признаки текста; средства связи частей текста. |
|||||||||||
19 |
Р/Р (3) Обучающее сочинение по картине Пластова «Летом» |
Урок творчества (урок-исследование). |
Сбор материала для сочинения. Устная работа над сочинением. Написание сочинения. |
Знать:понятиярепродукция картины, манера художника, композиция картины, цветовая гамма,биографические сведения о художнике, творческую историю картины. Уметь: давать общую характеристику увиденного на картине, составлять рассказ о героях картины, отбирать языковой материал для сочинения, редактировать написанное. |
||||||||||||
20 |
12 |
Личные окончания глаголов. |
Урок отработки умений и рефлексии. |
составление конспекта на основе презентации учителя освоение алгоритма определения спряжения и написания личного окончания глагола. |
Знать: понятия спряжение глаголов, личные окончания глаголов;личные окончания глаголов I и II спряжения. Уметь: определять спряжение глаголов; правильно писать безударные личные окончания глаголов и объяснять их правописание устно и графически.. |
|||||||||||
21 |
13 |
Имя существительное. |
Урок отработки умений и рефлексии. |
Комплексное повторение с использованием дидактического материала, составление плана лингвистического описания существительного, проектирование выполнения домашнего задания. Тренировочные упражнения. |
Знать: понятие имя существительное; общее грамматическое значение и морфологические признаки существительных; алгоритм выбора падежного окончания имени существительного. Уметь: распознавать имена существительные среди других частей речи, указывать их функцию в предложении; определять начальную форму, род, склонение, число, падеж существительных; уметь правильно писать падежные окончания существительных. |
|||||||||||
22 |
14 |
Имя прилагательное. |
Урок отработки умений и рефлексии. |
Коллективная работа с раздаточным материалом , самостоятельная работа с учебником (тезисное конспектирование), составление лингвистического описания «Прилагательное как часть речи». |
Знать: понятие имя прилагательное; общее грамматическое значение и морфологические признаки имен прилагательных. Уметь: распознавать прилагательные среди других частей речи; определять значение и морфологические признаки прилагательных, их роль в предложении; комментировать изменение форм прилагательных; составлять сочетания существительного и прилагательного |
|||||||||||
23 |
Р/Р Основная мысль текста3 |
Урок открытия нового знания. |
Отработка новых знаний, композиционно-тематический анализ текста, проектирование выполнения домашнего задания. |
Знать: понятие основная мысль текста. Уметь: определять основную мысль текста (высказывания) и сопоставлять ее с названием текста; находить слова, словосочетания и предложения, в которых сформулирована основная мысль текста; самостоятельно озаглавливать тексты; редактировать текст с учетом его основной мысли; писать сочинение по данному началу |
Тема, основная мысль текста, развитие темы в тексте, композиционные части текста. Смысловое, композиционное и стилистическое единство текста. |
|||||||||||
24 |
15 |
Местоимение. |
Урок отработки умений и рефлексии. |
Урок-презентация, конспектирование материала презентации, объяснительный диктант, написание лингвистического описания. |
Знать: понятия местоимение, личное местоимение; морфологические признаки местоимений; местоимения 1, 2 и 3-го лица. Уметь: распознавать местоимения среди других частей речи (в том числе в косвенных падежах) и определять их морфологические признаки; употреблять местоимения 3-го лица с предлогами. |
|||||||||||
25 |
Контрольная работа № 1. Диктант с «Повторение изученного в начальных классах» |
. Уроки развивающего контроля |
|
Контроль и самоконтроль изученных понятий; написание контрольного диктанта с грамматическим заданием. |
Знать: основные орфографические правила, изученные в начальной школе. Уметь: опознавать изученные части речи, определять их грамматическое значение, пользоваться алгоритмом распознавания орфограммы; морфологические признаки, синтаксическую роль в предложении, употреблять в речи, безошибочно писать, соблюдая нормы литературного языка. |
|||||||||||
Синтаксис. Пунктуация. Культура речи (28 часов) |
||||||||||||||||
26 |
1 |
Синтаксис и пунктуация.
|
Урок открытия нового знания. |
Коллективная работа с дидактическим материалом, комментирование выставленных оценок. Выполнение упражнений. |
Знать: понятия синтаксис, пунктуация, значение знаков препинания для понимания текста. Уметь: анализировать текст с точки зрения роли в них знаков препинания. |
|||||||||||
27 |
2 |
Словосочетание. |
Урок открытия нового знания. |
Групповая работа по учебнику, самостоятельная работа с дидактическим материалом, проектирование выполнения домашнего задания. Выполнение упражнений. |
Знать: понятия синтаксис, пунктуация, словосочетание; признаки и структуру словосочетания; виды и способы связи слов в словосочетании, порядок разбора словосочетания;строение словосочетания; понятия главное/зависимое слово в словосочетании, именное/ глагольное словосочетание, свободное/несвободное словосочетание. Уметь: определять главное и зависимое слово в словосочетаниях; устанавливать смысловую и грамматическую связь слов в словосочетаниях; распознавать словосочетания, характерные для книжного стиля; заменять словосочетания «СУЩ. + СУЩ.» синонимичными словосочетаниями «прил. + суш.» и наоборот; составлять словосочетания со словарными словами учебника |
|||||||||||
28 |
3 |
Средства грамматической связи слов в словосочетании. |
Урок открытия нового знания. |
Работа с памятками о структуре словосочетания и предложения, работа в парах (конструирование словосочетаний по образцу), комментирование выставленных оценок |
Знать: строение словосочетания; понятия главное/зависимое слово в словосочетании, именное/ глагольное словосочетание, свободное/несвободное словосочетание. Уметь: определять строение словосочетаний; устанавливать смысловую и грамматическую связь слов в словосочетаниях; распознавать именные и глагольные словосочетания, определять их роль в тексте |
|||||||||||
29 |
4 |
Разбор словосочетания. |
Урок отработки умений и рефлексии. |
Индивидуальная работа с дидактическим материалом, проектная работа в группах, творческое задание (конструирование словосочетаний). |
Научиться различать словосочетание по алгоритму. |
|||||||||||
30 |
5 |
Разбор словосочетания. |
Урок отработки умений и рефлексии. |
Устная и письменная работа по материалам учебника. |
Научиться различать словосочетание по алгоритму. |
|||||||||||
31 |
6 |
Предложение. |
Урок отработки умений и рефлексии. |
Выполнение письменных упражнений. Конструирование предложений |
Знать: понятия предложение, границы предложения, знак конца предложения, интонация конца предложения; особенности предложения как основной единицы синтаксиса и его признаки. Уметь: определять и обозначать знаками препинания границы предложений в тексте; восстанавливать структуру предложений и текста в целом; выразительно читать текст; самостоятельно составлять предложения |
|||||||||||
32 |
Р/Р 4Обучающее сжатое изложение. Упр. 144 Описание как тип речи |
Урок творчества (урок-исследование). |
Работа в парах (обучение сжатому изложению), индивидуальная работа с дидактическим материалом учебника (обучение способам сжатия). |
Знать: особенности сжатого изложения; приемы сжатия текста; понятие абзац. Уметь: определять тему и основную мысль текста, составлять его план; выделять в тексте главную и второстепенную информацию; использовать различные приемы сжатия текста |
||||||||||||
33 |
7 |
Виды предложений по цели высказывания. |
Уроки построения системы знаний (общеметодологической направленности). |
Коллективная работа с учебником, составление алгоритма определения типа предложений по цели высказывания, |
Знать: понятия цель высказывания, интонационный слух; виды предложений по цели высказывания. Уметь: распознавать повествовательные, вопросительные и побудительные предложения, конструировать их самостоятельно и употреблять в речи; при чтении текста соблюдать нужную интонацию; различать предложения по эмоциональной окраске, правильно ставить знаки препинания в конце предложения |
|||||||||||
34 |
.Р/Р 5 Обучающее сочинение-повествование. «Памятный день» упр. 157 Повествование как тип речи |
Урок творчества (урок-исследование). |
Устная работа над сочинением. Работа в парах и группах. |
Знать: что такое повествование, как составлять план сочинения. Уметь: составлять план сочинения; выявлять основную мысль; строить свои предложения в соответствии вцелями и задачами сочинения. |
||||||||||||
35 |
8 |
Восклицательные предложения. |
Уроки построения системы знаний (общеметодологической направленности). |
работа в парах (лингвистический анализ текста) |
Знать: понятия цель высказывания, интонационный слух; виды предложений по цели высказывания. Уметь: распознавать предложения, конструировать их самостоятельно и употреблять в речи; при чтении текста соблюдать нужную интонацию; различать предложения по эмоциональной окраске, правильно ставить знаки препинания в конце предложения |
|||||||||||
36 |
6 Р/Р Типы речи. Повествование и его структура. Подробное изложение «Шкатулка» (упр.283) |
Урок творчества (урок-исследование). |
Лексическая работа. Написание изложения. |
Знать: понятие повествование; признаки повествовательного текста; роль ИВС в тексте. Уметь: анализировать тексты повествовательного типа, доказывать принадлежность текста к определенному стилю; находить ИВС в тексте и использовать их в своей работе; сохранять авторский стиль |
||||||||||||
37 |
7 Р/Р Типы речи. Повествование и его структура. Подробное изложение «Шкатулка» (упр.283) |
Урок творчества (урок-исследование). |
Лексическая работа. Написание изложения. |
Знать: понятие повествование; признаки повествовательного текста; роль ИВС в тексте. Уметь: анализировать тексты повествовательного типа, доказывать принадлежность текста к определенному стилю; находить ИВС в тексте и использовать их в своей работе; сохранять авторский стиль |
Контрольное издожение |
|||||||||||
38 |
9 |
Члены предложения. Главные члены предложения. Подлежащее. |
Урок отработки умений и рефлексии. |
Работа в парах по учебнику, работа с алгоритмами определения членов предложения, комментирование выставленных оценок |
Знать: понятия главный член предложения, грамматическая основа предложения, подлежащее; способы выражения подлежащего. Уметь: разграничивать главные и второстепенные члены предложения; находить в предложении подлежащее и определять способ его выражения; выполнять синтаксический разбор предложении |
|||||||||||
39 |
10 |
Подлежащее. |
Урок открытия нового знания. |
Работа в парах по учебнику, работа с алгоритмами определения членов предложения, комментирование выставленных оценок |
Знать: понятия главный член предложения, грамматическая основа предложения, подлежащее; способы выражения подлежащего. Уметь: разграничивать главные и второстепенные члены предложения; находить в предложении подлежащее и определять способ его выражения; выполнять синтаксический разбор предложении |
|||||||||||
40 |
11 |
Сказуемое. |
Урок открытия нового знания. |
Работа в парах (анализ предложений), индивидуальная творческая работа по дидактическому материалу, проектирование выполнения домашнего задания |
Знать: понятие сказуемое; способы выражения сказуемого; взаимосвязь подлежащего и сказуемого; достижения лингвистов в изучении сказуемого. Уметь: распознавать сказуемое среди других членов предложения, ставить к нему вопросы и определять способ выражения; конструировать предложения, вставляя в них подходящие по смыслу сказуемые |
|||||||||||
41 |
12 |
Сказуемое. |
Урок отработки умений и рефлексии. |
Работа в парах (анализ предложений), индивидуальная творческая работа по дидактическому материалу, проектирование выполнения домашнего задания |
Знать: понятие сказуемое; способы выражения сказуемого; взаимосвязь подлежащего и сказуемого; достижения лингвистов в изучении сказуемого. Уметь: распознавать сказуемое среди других членов предложения, ставить к нему вопросы и определять способ выражения; конструировать предложения, вставляя в них подходящие по смыслу сказуемые |
|||||||||||
42 |
13 |
Тире между подлежащим и сказуемым. |
Урок открытия нового знания. |
Выполнение упражнений учебника. Индивидуальная и коллективная работа с тестами, комментирование выставленных оценок |
Знать: условия постановки тире между подлежащим и сказуемым. Уметь: определять способы выражения главных членов предложения; обосновывать употребление тире между подлежащим и сказуемым |
|||||||||||
43 |
14 |
Распространенное предложение. |
Уроки построения системы знаний (общеметодологической направленности). |
Фронтальная беседа по содержанию учебника, индивидуальные задания, проектирование выполнения домашнего задаия |
Знать: Виды предложений по наличию второстепенных членов. Уметь: разграничивать главные и второстепенные члены предложения; различать распространенные и нераспространенные предложения; |
|||||||||||
44 |
15 |
Второстепенные члены предложения. Дополнение. |
Уроки построения системы знаний (общеметодологической направленности). |
..Практическая работа, комментирование выставленных оценок. |
Знать: понятие второстепенные члены предложения; дополнение, приглагольное дополнение, косвенные падежи; значение и способы выражения дополнений;функции второстепенных членов предложения. Уметь: выделять второстепенные члены, поясняющие подлежащее и сказуемое; выделять дополнения вместе с теми словами, к которым они относятся, подчеркивать их в предложении; выполнять синтаксический разбор предложений; конструировать предложения по схемам |
|||||||||||
45 |
16 |
Определение. |
Урок отработки умений и рефлексии. |
Анализ предложений, тест |
Знать: понятия определение, определяемое слово, согласование; значение и способы выражения определений. Уметь: распознавать определения и подчеркивать их в предложении; при сравнении текстов определять смысловую и художественную функцию определений; выполнять синтаксический разбор предложений |
|||||||||||
46 |
17 |
Обстоятельство. |
Урок отработки умений и рефлексии. |
Работа в парах (лингвистический анализ текста), работа по алгоритму определения микротем текста. |
Научиться находить обстоятельство в предложении, отличать его от дополнения, выраженного существительным в косвенном падеже |
|||||||||||
47 |
18 |
Предложения с однородными членами. |
Урок открытия нового знания. |
Индивидуальная работа с тестами, конспектирование материала, проектирование выполнения домашнего задания. Объяснительный диктант. |
Знать: понятия однородные члены предложения, союзная/бессоюзная связь; признаки однородности;условия постановки запятой в предложениях с однородными членами Уметь: находить однородные члены в предложении; определять, какие члены предложения являются однородными, способ связи однородных членов; читать предложения с однородными членами, соблюдая интонацию перечисления, и комментировать пунктуацию в них и правильно расставлять знаки препинания. |
|||||||||||
48 |
19 |
Знаки препинания в предложениях с однородными членами. |
Урок открытия нового знания. |
Индивидуальная работа с тестами, конспектирование материала, проектирование выполнения домашнего задания. Орфографический диктант |
Знать: понятия однородные члены предложения, союзная/бессоюзная связь; признаки однородности;условия постановки запятой в предложениях с однородными членами Уметь: находить однородные члены в предложении; определять, какие члены предложения являются однородными, способ связи однородных членов; читать предложения с однородными членами, соблюдая интонацию перечисления, и комментировать пунктуацию в них и правильно расставлять знаки препинания. |
|||||||||||
49 |
20 |
Обобщающие слова при однородных членах предложения. |
Урок отработки умений и рефлексии. |
. Работа с учебником (конспектирование статьи), групповая работа (составление алгоритма постановки знаков препинания при однородных членах). Орфографический диктант. |
Знать: понятие обобщающее слово, правила пунктуации в предложениях с обобщающими словами при однородных членах. Уметь: расставлять знаки препинания в предложениях с однородными членами и в предложениях с обобщающими словами при однородных членах; исправлять речевые ошибки в предложениях с однородными членами; выполнять синтаксический разбор предложений |
|||||||||||
50 |
21 |
Предложения с обращениями. |
Урок открытия нового знания. |
Устная и письменная работа с учебником. Урок-презентация, работа с орфограммами, проектирование выполнения домашнего задания. Конструирование предложений с обращениями. Объяснительный диктант |
Знать: понятия обращение, звательная интонация; функции обращения в предложении; различия между подлежащим и обращением. Уметь: распознавать обращения в предложениях, отличать их от подлежащих; ставить знаки препинания при обращениях; находить предложения с обращениями к неодушевленным предметам; выразительно читать предложения с обращениями, использовать их в собственной речи. |
|||||||||||
51 |
Р/Р 6 Письмо |
Урок творчества (урок-исследование). |
Работа в парах (выявление жанрово-стилистических особенностей письма) по алгоритму, индивидуальная творческая работа (составление плана письма, чернового варианта работы) при помощи консультанта. |
Знать: виды писем; правила написания писем. Уметь: работать над написанием письма; правильно ставить знаки препинания в предложениях с обращениями |
||||||||||||
52 |
22 |
Синтаксический разбор простого предложения. |
Урок отработки умений и рефлексии. |
Выполнение упражнений учебника Практическая работа (тематический контроль) |
Знать значения вводных слов (уверенность-неуверенность, достоверности высказывания, указание на последовательность изложения мысли) грамматические признаки. Уметь выполнять синтаксический разбор |
|||||||||||
53 |
23 |
Пунктуационный разбор простого предложения. |
Урок отработки умений и рефлексии. |
Практическая работа (тематический контроль) |
Знать значения вводных слов (уверенность-неуверенность, достоверности высказывания, указание на последовательность изложения мысли) грамматические признаки. Уметь выполнять пунктуационный разбор |
|||||||||||
54 |
2 Контрольная работа № 2 по теме «Синтаксис простого предложения» |
Уроки развивающего контроля |
. Контрольная работа Тест |
Знать: виды предложений.по цели высказывания и по интонации. Главные и второстепенные члены. Знаки препинания при однородных членах и обращениях. Уметь: правильно ставить знаки препинания в осложнённых предложениях, делать синтаксический и пунктуационный разбор, конструировать предложения по схемам |
Предложение. 2 Виды пр. по цели высказывания и по интонации. Главные и второстепенные члены. Знаки препинания при однородных членах и обращениях. Синтаксический и пунктуационный разбор предложения |
|||||||||||
55 |
24 |
Простые и сложные предложения. |
Уроки построения системы знаний (общеметодологической направленности). |
Выполнение упражнений учебника. Комментированный диктант |
Знать: признаки простого и сложного предложения, их функции в тексте; различия между простым и сложным предложением. Уметь: различать простые и сложные предложения и правильно расставлять в них знаки препинания |
|||||||||||
56 |
25 |
Простые и сложные предложения. |
Урок отработки умений и рефлексии. |
Комментированное письмо с частичным разбором предложения. Практическая работа |
Уметь опознавать сложные предложения, выделять грамматические основы, определять средства связи частей, конструировать сложные предложения, устранять синтаксические ошибки. |
|||||||||||
57 |
26 |
Синтаксический разбор сложного предложения. |
Урок открытия нового знания. |
Синтаксический разбор предложений. Практическая работа |
Знать: порядок синтаксического разбора сложного предложения. Уметь: выполнять устный и письменный синтаксический разбор сложных предложений; составлять схемы предложений |
|||||||||||
58 |
27 |
Прямая речь. |
Урок открытия нового знания. |
Словарный диктант с взаимопроверкой Творческая работа: конструирование предложений с прямой речью |
Знать: способы передачи чужой речи; понятие прямая речь; структуру предложений с прямой речью; правила пунктуации при прямой речи. Уметь: распознавать предложения с прямой речью; разграничивать прямую речь и слова автора и по необходимости менять их местами; расставлять знаки препинания в предложениях с прямой речью; определять глаголы, вводящие прямую речь в предложение; конструировать предложения с прямой речью; составлять схемы предложений с прямой речью; распознавать предложения с прямой речью, разграничивать прямую речь и слова автора, расставлять знаки препинания |
|||||||||||
59 |
28 |
Диалог. |
Урок открытия нового знания. |
Выполнение упражнений учебника. Конструирование предложений диалога. Текущий контроль |
Знать: понятия диалог, реплика; структуру диалога; правила пунктуационного оформления диалогов. Уметь: определять, сколько человек участвует в диалоге; записывать и правильно оформлять реплики диалога; составлять диалоги по схемам |
|||||||||||
60 |
9 Составление диалогов на заданную тему. |
Развитие речи |
Выполнение упражнений учебника. Конструирование предложений диалога. Текущий контроль |
Знать: понятия диалог, реплика; структуру диалога; правила пунктуационного оформления диалогов. Уметь: определять, сколько человек участвует в диалоге; записывать и правильно оформлять реплики диалога; составлять диалоги по схемам |
||||||||||||
61 |
2 Контрольная работа № 3 по теме «Синтаксис. Пунктуация». Диктант с грамматическим заданием. |
Уроки развивающего контроля |
Диктант с грамматическим заданием |
Уметь: писать текст под диктовку и выполнять грамматическое задание к нему |
ДГЗ |
|||||||||||
Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. Культура речи (12 часов) |
||||||||||||||||
62 |
1 |
Фонетика. Гласные звуки. |
Урок открытия нового знания. |
Выполнение упражнений учебника. Слушание. Произношение. Практическая работа, проектирование выполнения домашнего задания |
Знать: понятия фонетика, графика, орфоэпия; особенности гласных звуков; различия между гласными и согласными звуками; звуковое значение гласных букв. Уметь: различать понятия буква и звук; использовать различные способы, помогающие отличить гласные звуки от согласных; определять роль гласных звуков в поэтической речи |
|||||||||||
63 |
2 |
Согласные звуки. |
Уроки построения системы знаний (общеметодологической направленности). |
Выполнение упражнений учебника. Слушание. Произношение.Творческое списывание текста. Проектирование выполнения домашнего задания. |
Знать: понятия согласный звук, твердый/мягкий согласный;, парные и непарные твёрдые и мягкие согласные;способы образования согласных звуков; сильная и слабая позиция звуков. Позиционные чередования звуков. Уметь: различать гласные и согласные звуки; выделять буквы, обозначающие согласные звуки, распознавать парные и непарные твердые и мягкие согласные; анализировать смысловое различие слов, отличающихся только твердой/мягкой согласной. |
|||||||||||
64 |
3 |
Изменение звуков в потоке речи. |
Урок открытия нового знания. |
Анализ и применение правила проверки безударной гласной и проверяемых согласных в корне слова с точки зрения позиционного чередования. |
Знать: понятия согласный звук, твердый/мягкий согласный;, парные и непарные твёрдые и мягкие согласные;способы образования согласных звуков; сильная и слабая позиция звуков. Позиционные чередования звуков. Уметь: различать гласные и согласные звуки; выделять буквы, обозначающие согласные звуки, распознавать парные и непарные твердые и мягкие согласные; анализировать смысловое различие слов, отличающихся только твердой/мягкой согласной. |
|||||||||||
65 |
4 |
Твердые и мягкие согласные. |
Уроки построения системы знаний (общеметодологической направленности). |
Выполнение упражнений, связанных с анализом смыслового различия слов, отличающихся твёрдостью/мягкостью. |
Различать твердые и мягкие согласные, соблюдать орфоэпическую норму. |
|||||||||||
66 |
5 |
Звонкие и глухие согласные. |
Уроки построения системы знаний (общеметодологической направленности). |
Выполнение упражнений учебника. Наблюдения за произношением. Словарный диктант. Проектирование выполнения домашнего задания |
Знать: понятия звонкий/глухой согласный, сонорные согласные; способы образования звонких и глухих согласных; парные и непарные звонкие и глухие согласные, непроизносимое согласные. Уметь: распознавать парные и непарные звонкие и глухие согласные, непроизносимые и ложнонепроизносимые согласные; выделять буквы, обозначающие звонкие и глухие согласные |
|||||||||||
67 |
6 |
Графика. Алфавит. |
Уроки построения системы знаний (общеметодологической направленности). |
Выполнение упражнений учебника. Работа со словарями. Проектирование домашнего задания |
Знать: понятия графика, алфавит; порядок букв в алфавите; историю русского алфавита. Уметь: записывать слова в алфавитном порядке; выполнять устный и письменный фонетический разбор слов; находить слова в словаре. |
|||||||||||
68 |
10. Р/Р Описание предмета(п.59) Описание. Отличительные признаки делового и художественного описания |
Урок творчества |
Сочинение-миниатюра |
Знать: понятие описание; отличительные признаки делового и художественного описания. Уметь: писать сочинение-миниатюру «Описание предмета». |
||||||||||||
69 |
7 |
Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака. |
Уроки построения системы знаний (общеметодологической направленности). |
Выполнение упражнений учебника. Орфоэпические упражнения. Объяснительный диктант |
Знать: правила употребления ь для обозначения мягкости согласных; функции ь в словах. Уметь: распознавать в словах ь знак, обозначающий мягкость согласного; различать функции ь в словах. |
|||||||||||
70 |
8 |
Двойная роль букв Е, Ё, Ю, Я. |
Уроки построения системы знаний (общеметодологической направленности). |
Выполнение упражнений учебника. Орфоэпические упражнения. |
Знать: двойную роль гласных е, ё, ю, я; позиции, в которых гласные е, ё, ю, я обозначают два звука. Уметь: определять роль гласных е, ё, ю,я в словах; выполнять фонетический анализ слов, в которых буквы е,ё,ю,я обозначают два звука или мягкость предыдущего согласного. |
|||||||||||
71 |
9 |
Двойная роль букв Е, Ё, Ю, Я. |
Уроки построения системы знаний (общеметодологической направленности). |
Объяснительный диктант Проверочная работа |
Знать: двойную роль гласных е, ё, ю, я; позиции, в которых гласные е, ё, ю, я обозначают два звука. Уметь: определять роль гласных е, ё, ю,я в словах; выполнять фонетический анализ слов, в которых буквы е,ё,ю,я обозначают два звука или мягкость предыдущего согласного. |
|||||||||||
72 |
10 |
Орфоэпия. |
Урок открытия нового знания. |
Выполнение упражнений учебника. Объяснительный диктант. Словарно-орфоэпическая работа. Проектирование домашнего задания. |
Знать: понятие орфоэпия, важность нормативного произношения для культурного человека, понятие произносительные нормы. Уметь: произносить слова в соответствии с орфоэпическими нормами русского языка; работать с орфоэпическим словарем и словарем ударений; находить произносительные ошибки и исправлять их, различать ударные и безударные слоги, соблюдать орфоэпические нормы, выразительно читать текст. |
|||||||||||
73 |
11 |
Фонетический разбор слова. |
Урок открытия нового знания. |
Фонетический разбор слов. Проверочная работа |
Знать: порядок фонетического разбора слова. Уметь: выполнять устные и письменные фонетические разборы слов. |
|||||||||||
74 |
12 |
Повторение темы «Фонетика» |
Урок отработки умений и рефлексии. |
Практическая работа, словарный диктант |
Знать: теоретический материал, изученный на предыдущих уроках. Уметь: правильно писать слова с изученными орфограммами; выполнять фонетический разбор слов |
|||||||||||
75 |
5.Контрольная работа №4 по теме «Фонетика. Орфоэпия. Графика» Орфография. Пунктуация. Грамматические разборы |
. Уроки развивающего контроля |
Тематический контроль |
Знать: теоретический материал, изученный на предыдущих уроках. Уметь: правильно писать слова с изученными орфограммами; выполнять фонетический разбор слов |
Тест 3 |
|||||||||||
76 |
.Р/Р (11) Устное сочинение по картине (упр.329) Описание. Отличительные признаки делового и художественного описания. Сбор материала для сочинения. Композиция картины. Колорит |
.урок творчества |
Работа в творческих группах .Сбор материала. Устное сочинение |
. |
Знать: особенности натюрморта. Уметь: самостоятельно писать сочинение по картине, раскрывая замысел художника |
|||||||||||
Лексика. Культура речи (9 часов) |
||||||||||||||||
77 |
1 |
Слово и его лексическое значение. |
. Урок открытия нового знания. |
Выполнение заданий учебника. Словарная работа Текущий контроль |
Знать: понятия лексика, лексическое значение слова; предмет изучения лексики как раздела науки о языке. Уметь: определять лексическое значение слов с помощью толкового словаря; объяснять различие лексического и грамматического значений слова; правильно употреблять слова в устной и письменной речи; разграничивать лексическое и грамматическое значения слова |
|||||||||||
78 |
2 |
Однозначные и многозначные слова.. |
. Урок открытия нового знания. |
Выполнение заданий учебника. Словарная работа, объяснительный диктант. Проектирование домашнего задания. |
Знать: понятия однозначные/ многозначные слова; структуру словарных статей, посвященных многозначным словам. Уметь: распознавать однозначные и многозначные слова; определять с помощью толкового словаря значения многозначных слов |
|||||||||||
79 |
3 |
Прямое и переносное значение слов |
. Урок открытия нового знания. |
Выполнение заданий учебника. Словарная работа, объяснительный диктант. Проектирование домашнего задания. Творческая работа со словарём. |
Знать: понятия прямое/переносное значение слов, метафора. Уметь: распознавать слова, употребленные в переносном значении; определять лексическое значение слов с помощью словаря и без него; употреблять слова в переносном значении в речи |
|||||||||||
80 |
4 |
Омонимы. |
. Урок открытия нового знания. |
Проектирование домашнего задания. Творческая работа со словарём. Проверочный диктант |
Знать: понятие омонимы. Уметь: различать омонимы и многозначные слова; определять лексическое значение омонимов с помощью толкового словаря |
|||||||||||
81 |
5 |
Омонимы. |
Урок отработки умений и рефлексии. |
Проектирование домашнего задания. Творческая работа со словарём. Проверочный диктант |
Знать: понятие омонимы. Уметь: различать омонимы и многозначные слова; определять лексическое значение омонимов с помощью толкового словаря |
|||||||||||
82 |
6 |
Синонимы. |
. Урок открытия нового знания. |
Проектирование домашнего задания. Творческая работа со словарём. |
Знать: понятия синонимы, синонимический ряд. Уметь: распознавать слова-синонимы; устанавливать смысловые и стилистические различия синонимов; подбирать синонимы к словам; составлять синонимические ряды и определять общее значение слов в них |
|||||||||||
83 |
7 |
Синонимы. |
Урок отработки умений и рефлексии. |
Проектирование домашнего задания. Творческая работа со словарём. Выборочный творческий диктант |
; |
Знать: понятия синонимы, синонимический ряд. Уметь: распознавать слова-синонимы; устанавливать смысловые и стилистические различия синонимов; подбирать синонимы к словам; составлять синонимические ряды и определять общее значение слов в них |
||||||||||
84 |
8 |
Антонимы |
. Урок открытия нового знания. |
Выборочныйтворческийдиктант |
Знать: понятие антонимы. Уметь: распознавать слова-антонимы; подбирать антонимы к словам |
|||||||||||
85 |
9 |
Повторение и обобщение изученного материала в разделе «Лексика. Культура речи» |
Словарный диктант, проверочная работа с взаимопроверкой |
Знать: теоретический материал, изученный на предыдущих уроках. Уметь: определять лексическое значение слов; распознавать однозначные и многозначные слова, слова, употребленные в прямом и переносном значении, синонимы, омонимы, антонимы, использовать их в речи; работать с различными словарями |
||||||||||||
86 |
.Контрольная работа № 4 по теме «Лексика. Культура речи |
Уроки развивающего контроля |
Контрольная работа |
Знать: теоретический материал, изученный на предыдущих уроках. Уметь: определять лексическое значение слов; распознавать однозначные и многозначные слова, слова, употребленные в прямом и переносном значении, синонимы, омонимы, антонимы, использовать их в речи; работать с различными словарями |
Тест4 |