РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ
для
ПОДГОТОВКИ К ЕГЭ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
(тренировочные задания 10-14 части 1)
Осип Эмильевич Мандельштам
Автор-составитель - Валеева Д.Р.,
учитель русского языка и литературы
высшей категории
2019 г.
Основные этапы творческой биографии
Осип Эмильевич Мандельштам - один из самых интересных и сложных поэтов XX века. Его раннее творчество относится к "серебряному веку", а позднее выходит далеко за рамки этого временного периода.
Родился О. Мандельштам 3 (15) января 1891 года в Варшаве в семье купца первой гильдии Хацкеля (Эмиля) Вениаминовича Мандельштама.
Детство провёл в Санкт-Петербурге, впитал русскую культуру с её "всемирной отзывчивостью", и она стала для него ближе, чем иудейская, хотя родился он в иудейской семье. Школьные годы провёл в знаменитом Тенишевском училище (гуманитарной гимназии).
В 1909 году посещает впервые Францию, Италию, Германию, и там Мандельштам вбирает дух европейской культуры. В 1911 году возвращается в Россию, поступает на историко-филологический факультет Санкт-Петербургского университета.
Мандельштам попадает в поэтическую среду, знакомится с поэтами-символистами, посещает собрания на башне В. Иванова, сближается с Н. Гумилёвым, выступает в знаменитом кафе "Бродячая собака".
Мандельштам начинает свой творческий путь как ученик символистов, но его вступление в литературу приходится на тот момент, когда кризис символизма уже очевиден. Влечение к осязаемому, материальному миру привело Мандельштама к акмеизму.
В программной статье "Утро акмеизма" Мандельштам выступает против символизма с его отрицанием трехмерного мира: "Для того чтобы успешно строить, первое условие - искренний пиетет к трем измерениям пространства - смотреть на мир не как на обузу и на несчастную случайность, а как на Богом данный дворец. <...> Строить можно только во имя "трех измерений", так как они есть условия всякого зодчества. Вот почему архитектор должен быть хорошим домоседом, а символисты были плохими зодчими. Строить - значит бороться с пустотой, гипнотизировать пространство. Хорошая стрела готической колокольни - злая, - потому что весь ее смысл уколоть небо, попрекнуть его тем, что оно пусто".
Так уж принято, что поэтам всегда необходимы единомышленники и принадлежность к некоему течению. Группа «Цех поэтов» состояла из таких известных личностей, как Гумилёв, Ахматова, Сергей Городецкий, и, конечно же, собрания зачастую посещал Мандельштам. Осип Эмильевич в свои ранние годы тяготел к символизму, однако позднее стал последователем акмеизма, как и его ближайшие друзья из клуба. Зерном этого течения являются ясные, отчётливые образы и реализм. Таким образом, в 1913 году первый сборник стихотворений Мандельштама под названием «Камень» вобрал в себя именно дух акмеизма. В те же годы он выступает публично, посещает «Бродячую собаку», а также знакомится с Блоком, Цветаевой и Лившицем.
Когда начинается Первая мировая война, из-за проблем со здоровьем на фронт поэт не попадает. А вот революция 1917 года очень ясно отразилась в его лирике. Его мировоззренческие и политические взгляды вновь меняются, теперь уже в пользу большевиков. Он пишет множество стихотворений, направленных против царя и армии. В этот период он обретает всё большую известность и успех, активно ездит по стране и печатается во множестве изданий. Неизвестные причины побуждают его к переезду в Киев, где в тот момент проживала будущая жена Осипа Мандельштама, Надежда Хазина. До брака, заключённого в 1922 году, он успевает пожить какое-то время в Крыму, где его арестовывают по подозрению в большевистской разведке. Спустя год после освобождения судьба направляет его в Грузию. Однако и там поэта ждёт неприятный сюрприз. Его снова сажают за решётку, но благодаря стараниям местных коллег ему удаётся быстро освободиться.
Сразу же после отбытия заключения в Грузии биография Осипа Мандельштама вновь возвращает его в родной Петроград. Его отношение к революции находит своё отражение в следующем сборнике стихов под названием Tristia, который издаётся в 1922 году в Берлине. Тогда же он связывает себя священными узами с Надеждой Яковлевной. В произведениях того времени царит сладостный трагизм, сопровождаемый тоской по расставаниям с ценностями, людьми и местами. После этого поэт Осип Мандельштам уходит в глубокий и затяжной поэтический кризис, поначалу радуя почитателей лишь редкими стихами, в которых выражает прискорбие по поводу гибели старой культуры. А в пятилетний период (с 1925 по 1930 г.) и вовсе ничего не пишет, помимо прозы. Чтобы хоть как-то прожить в суровых условиях, он занимается переводами. Третий и последний сборник с простым названием «Стихотворения» выходит в 1928 году. В этом ему очень способствует Бухарин, который занимает далеко не последнее место в Кремле. Однако сторонники Сталина, активно набирающего силу, ищут любые поводы, чтобы подставить поэта.
Биография Осипа Мандельштама в 30-е годы заносит его вместе с женой на Кавказ, что также не обошлось без помощи и хлопот Бухарина. Это, скорее, является поводом укрыться от преследования, чем отдыхом. Поездки помогают Осипу Эмильевичу вернуть интерес к поэзии, результатом чего становится сборник очерков «Поездка в Армению», которые, однако, были отвергнуты идеологией. Спустя 3 года поэт возвращается домой. Его взгляды вновь претерпевают изменения, а разочарование в ранее почитаемом коммунизме полностью заслоняет его разум. Из-под его пера выходит скандальная эпиграмма «Кремлёвский горец», которую он зачитывает любопытной публике. Среди этих людей находится доносчик, который спешит доложить Сталину. В 1934 году Осипа ждёт очередной арест и ссылка в Пермский край, куда его сопровождает верная жена. Там он пытается совершить самоубийство, но попытка оборачивается неудачей. После этого супругов отсылают в Воронеж. Именно там были написаны лучшие и последние стихотворения с подписью «Осип Мандельштам», биография и творчество которого обрываются в 1938 году.
В 1937 году поэт с женой возвращается в Москву. Однако спустя год его вновь арестовывают в Саматихе. Его приговаривают к пяти годам в исправительных лагерях. К сожалению, он заболевает тифом, трудясь где-то под Владивостоком, в результате чего и умирает. Большинство его стихотворений дошли до наших дней благодаря стараниям супруги. Во время путешествий и ссылок она прятала произведения мужа или заучивала наизусть. Похоронен Мандельштам в братской могиле.
Все творчество Мандельштама можно разбить на шесть периодов:
1908 – 1911 – это «годы ученья» за границей и потом в Петербурге, стихи в традициях символизма;
1912 – 1915 - Петербург, акмеизм, «вещественные» стихи, работа над «Камнем»;
1916 – 1920 - революция и гражданская война, скитания, перерастание акмеизма, выработка индивидуальной манеры;
1921 – 1925 - промежуточный период, постепенный отход от стихотворства;
1926 – 1929 - мертвая стихотворческая пауза, переводы;
1930 – 1934 - поездка в Армению, возвращение к поэзии, «московские стихи»;
1935 – 1937 - последние, «воронежские» стихи.
Стихотворения О.Э. Мандельштама по кодификатору
«Notre Dame», «Бессонница. Гомер. Тугие паруса…», «За гремучую доблесть грядущих веков…», «Я вернулся в мой город, знакомый до слез…»
Тренировочный тест №1
Notre Damе
Где римский судия судил чужой народ,
Стоит базилика, и – радостный и первый –
Как некогда Адам, распластывая нервы,
Играет мышцами крестовый лёгкий свод.
Но выдаёт себя снаружи тайный план,
Здесь позаботилась подпружных арок сила,
Чтоб масса грузная стены не сокрушила,
И свода дерзкого бездействует таран.
Стихийный лабиринт, непостижимый лес,
Души готической рассудочная пропасть,
Египетская мощь и христианства робость,
С тростинкой рядом – дуб, и всюду царь – отвес.
Но чем внимательней, твердыня Notre Damе,
Я изучал твои чудовищные рёбра, –
Тем чаще думал я: из тяжести недоброй
И я когда-нибудь прекрасное создам.
1. Как называется в литературе художественный прием противопоставления, который, например, использует О. Мандельштам в стихотворении «Notre Dame», соединяя различные культурные эпохи в «неслиянное единство»?
Египетская мощь и христианства робость,
С тростинкой рядом — дуб, и всюду царь — отвес.
Ответ: ____________________________________
2. Поэт наделяет архитектурные особенности собора свойствами живых существ: свод «играет мышцами», «позаботилась подпружных арок сила», «чтоб масса грузная стены не сокрушила». Какой художественный прием здесь использован?
Ответ: ____________________________________
3. Как называются образные определения, встречающиеся в следующих словосочетаниях: «дерзкий свод», «тяжесть недобрая»?
Ответ: ____________________________________
4. Мандельштам прибегает в данном стихотворении к системе звуковых повторов, пауз, различных видов интонаций, создающих мелодику звуковых сочетаний: «римский судия судил». Укажите название этого художественного приёма?
Ответ: _______________________________________
5. Как называется литературное направление начала XX века, черты которого («прекрасная ясность», «вещность», стремление создавать точные, зримые образы) отразились в данном стихотворении?
Ответ: _______________________________________
6. Определите тип рифмовки в стихотворении.
Ответ: _______________________________________
7. Какое синтаксическое средство использовал поэт: «стоит базилика», «играет … свод», «выдаёт себя … план», «позаботилась …арок сила»?
Ответ: ________________________________________
8. Как называется разновидность лексики, использованная в стихотворении: «судия, свода»?
Ответ: _______________________________________
9. Из приведённого ниже перечня выберите три названия художественных средств и приёмов, использованных поэтом в стихотворении (укажите их номера).
гипербола
анафора
эпитет
ирония
олицетворение
Ответ: _______________________________________
10. Определите размер стихотворения.
Ответ:
Анализ стихотворения
О.Э. Мандельштама "Notre Dame"
Notre Dame» (1912) принадлежит к раннему творчеству поэта и входит в его поэтический сборник «Камень» (1913). В центре этого стихотворения (как и сборника в целом) — образ камня, символизирующий приятие реальности бытия. Notre Dame, собор Парижской Богоматери, знаменитый памятник ранней французской готики, представляет собой преображенный камень, ставший воздушным храмом, вместилищем мудрости.
Первая же строка («Где римский судия судил чужой народ») отсылает читателя к историческому факту: Notre Dame стоит на острове Сите, где находилась древняя Лютеция — колония, основанная Римом. Так в стихотворении возникает римская тема, которая дает возможность ощутить историю как единый архитектурный замысел. Эта тема несет в себе объединяющее начало, совмещая различные культурные контексты в стихотворении.
Первые две строфы стихотворения построены по принципу антитезы: внешнему противопоставлено внутреннее. «Крестовый легкий свод» обнаруживает «тайный план» — «массу грузную стены». В третьей строфе различные культурные эпохи соединяются в «неслиянное единство» (определение О. Мандельштама), воплощенное в «стихийном лабиринте» храма. Поэт соединяет в ряд противоположные явления: «египетская мощь и христианства робость»; «с тростинкой рядом — дуб, и всюду царь — отвес». И наконец, четвертая строфа становится квинтэссенцией авторской идеи. Происходит зеркальная обратимость твердыни Notre Dame в «недобрую тяжесть» слова. Слово как бы уподобляется камню, на который человек направляет свои творческие усилия, стремясь сделать материю носителем высокого содержания.
Тренировочный тест №2
Бессонница. Гомер. Тугие паруса
Бессонница. Гомер. Тугие паруса.
Я список кораблей прочел до середины:
Сей длинный выводок, сей поезд журавлиный,
Что над Элладою когда-то поднялся.
Как журавлиный клин в чужие рубежи,-
На головах царей божественная пена,-
Куда плывете вы? Когда бы не Елена,
Что Троя вам одна, ахейские мужи?
И море, и Гомер - всё движется любовью.
Кого же слушать мне? И вот Гомер молчит,
И море черное, витийствуя, шумит
И с тяжким грохотом подходит к изголовью.
1. Укажите название течения в поэзии начала XX века, принципы которого проявились в творчестве О.Э. Мандельштама, в частности в стихотворении «Бессонница. Гомер. Тугие паруса…»
Ответ: _______________________________________
2. Как называется вид звукописи, характеризующийся повторением одинаковых согласных звуков?
Ответ: _______________________________________
3. «Как журавлиный клин в чужие рубежи». Как называется данное уподобление?
Ответ: _______________________________________
4. «Куда плывете вы?». Какой прием используется в этой строке?
Ответ: _______________________________________
5.Как называются образные определения, встречающиеся в данной строке? И море черное, витийствуя, шумит И с тяжким грохотом подходит к изголовью.
Ответ: _______________________________________
6. Из приведённого ниже перечня выберите три названия художественных средств и приёмов, использованных поэтом в стихотворении (укажите их номера).
1.гипербола
2.анафора
3.эпитет
4.ирония
5.олицетворение
Ответ: _______________________________________
7. Как называется созвучие концов стихотворных строк: И море, и Гомер - всё движется любовью - И с тяжким грохотом подходит к изголовью.
Ответ: ______________________________________________________
8. Определите размер стихотворения.
Ответ: ________________________________________
9. Определите тип рифмовки в стихотворении.
Ответ: ________________________________________
10.Укажите название синтаксического приема, который заключается в повторе одного и того же слова в начале строки последней строфы (И…, И…, И…).
Ответ: ________________________________________
Анализ стихотворения
О.Э. Мандельштама "Бессонница. Гомер. Тугие паруса..."
Стихотворение «Бессонница. Гомер. Тугие паруса...» было опубликовано в 1915 году. Оно обращается ко второй песни «Илиады» Гомера «Сон Беотия, или перечень кораблей», посвященной отплытию кораблей на осаду Трои. Стихотворение начинается с бессонницы поэта и сразу уходит в его внутренний мир — воспоминания о древнем мифе. Первая строфа не только описывает последовательность движения кораблей, но и передает эмоциональное состояние поэта.
Ощущение бессонницы великолепно передано действием: «Я список кораблей прочел до середины…». Список кораблей греков, идущих походом на Трою из «Илиады» Гомера, содержит 1186 названий кораблей с именами полководцев и описаниями на 366 строках. Бесконечность боевого списка кораблей и создает ощущение бесконечности ночи. Образ журавлиного клина дополняет бессонницу еще одним качеством — тягучестью: неспешностью и растянутостью в пространстве и во времени.
Постепенно и плавно мысли поэта со списка кораблей переходят на цели, собравшие здесь огромное войско. И это приводит к мысли, что единственная причина, движущая огромное войско, — любовь:
Куда плывете вы? Когда бы не Елена,
Что Троя вам одна, ахейские мужи?
Последняя строфа стихотворения выводит из темы античности в реальность: поэт как бы отстраняет Гомера, возвращаясь в реальность, к шумящему неподалеку морю, которое дает ему подтверждение того, что любовь — основа всего движения на Земле:
И море, и Гомер — все движется любовью.
Кого же слушать мне? И вот Гомер молчит.
То, что сначала Мандельштам мог увидеть только с помощью античных стихов, теперь стало для него близким в реальности.
Тренировочный тест №3
«Я вернулся в мой город, знакомый до слез…»
Я вернулся в мой город, знакомый до слез,
До прожилок, до детских припухлых желез.
Ты вернулся сюда, так глотай же скорей
Рыбий жир ленинградских речных фонарей,
Узнавай же скорее декабрьский денек,
Где к зловещему дегтю подмешан желток.
Ленинград! я еще не хочу умирать!
У тебя телефонов моих номера.
Ленинград! У меня еще есть адреса,
По которым найду мертвецов голоса.
Я на лестнице черной живу, и в висок
Ударяет мне вырванный с мясом звонок,
И всю ночь напролет жду гостей дорогих,
Шевеля кандалами цепочек дверных.
1.К какому роду литературы относится данное стихотворение?
Ответ: ______________________________________
2.Какое средство художественной выразительности использует Мандельштам? «Рыбий жир ленинградских речных фонарей…»?
Ответ: ______________________________________
3.В первой строфе для усиления выразительности речи автор использует нарушение прямого для русского языка порядка слов: «Ударяет мне вырванный с мясом звонок». Как называется такая стилистическая фигура?
Ответ: ______________________________________
4.Как в литературоведении называется сочетание строк, скреплённых общей рифмовкой и интонацией?
Ответ: ______________________________________
5.Мандельштам обращается к образному определению предмета: «Где к зловещему дегтю подмешан желток», помогающему понять авторское отношение к изображаемому. Как называется этот троп?
Ответ: ______________________________________
Из приведённого ниже перечня выберите три названия художественных средств и приёмов, использованных поэтом в стихотворении (укажите их номера).
1.гипербола
2.анафора
3.эпитет
4.ирония
5.олицетворение
Ответ: _______________________________________
6.Определите стихотворный размер, которым написано стихотворение.
Ответ: __________________________________________________
7.Определите характер рифмовки стихотворения.
Ответ: __________________________________________________
8.Как в поэтике называется созвучие концов стихотворных строк?
Ответ: ______________________________________________________
Мандельштам прибегает в данном стихотворении к системе звуковых повторов, пауз, различных видов интонаций, создающих мелодику звуковых сочетаний («До прожилок, до детских припухлых желез»). Укажите название этого художественного приёма.
Ответ: ______________________________________________________
Анализ стихотворения
О.Э. Мандельштама "Я вернулся в мой город, знакомы до слёз..."
Стихотворение «Я вернулся в мой город, знакомый до слез...» было написано в 1930 году. Оно посвящено городу, в котором прошли детство и молодость Мандельштама, — Петербургу.
Лирический герой, вернувшийся в родной город, «знакомый до слез, до прожилок, до детских припухлых желез», напряженно и взволнованно пытается «узнать» его. Однако его старания тщетны: он не может разглядеть в нем ничего дорогого и близкого. Черно-желтая цветовая гамма («к зловещему дегтю подмешан желток») вызывает ощущение тоски и беспокойства. Герой верит, что он не один в этом страшном мире «ленинградских речных фонарей», но телефон молчит. Не только город стал неузнаваем — изменились люди.
Еще одна характерная примета того времени тотальной несвободы и страха — звонок, ударяющий в висок:
Я на лестнице черной живу, и в висок
Ударяет мне вырванный с мясом звонок.
И всю ночь напролет жду гостей дорогих,
Шевеля кандалами цепочек дверных.
В то время звонок в дверь, раздающийся ночью, как правило, обозначал арест. Дверные засовы, крючки и цепочки символизируют кандалы, оковы, надетые, в первую очередь, на души, на волю людей.
Тренировочный тест №4
«За гремучую доблесть грядущих веков…»
За гремучую доблесть грядущих веков,
За высокое племя людей
Я лишился и чаши на пире отцов,
И веселья, и чести своей.
Мне на плечи кидается век-волкодав,
Но не волк я по крови своей,
Запихай меня лучше, как шапку, в рукав
Жаркой шубы сибирских степей.
Чтоб не видеть ни труса, ни хлипкой грязцы,
Ни кровавых кровей в колесе,
Чтоб сияли всю ночь голубые песцы
Мне в своей первобытной красе,
Уведи меня в ночь, где течет Енисей
И сосна до звезды достает,
Потому что не волк я по крови своей
И меня только равный убьет.
1.К какой разновидности лирики относится данное стихотворение?
Ответ: ________________________________________________
2.Как называется литературное направление начала XX века, черты которого отразились в данном стихотворении?
Ответ: ________________________________________________
3.Укажите термин, которым обозначается троп, основанный на переносе свойств одних предметов и явлений на другие . «Мне на плечи кидается век-волкодав».
Ответ: ________________________________________________
4.Как называется троп, использованный поэтом в последней строфе стихотворения « И сосна до звезды достает…»?
Ответ: ________________________________________________
5.Как называется приём противопоставления «Мне на плечи кидается век-волкодав, Но не волк я по крови своей»?
Ответ: ________________________________________________
6.Как в литературоведении называется прием, помогающий раскрыть мысли персонажа: «Потому что не волк я по крови своей, И меня только равный убьет».
Ответ: ________________________________________________
7.Как называется приём, основанный на повторении гласных звуков: «Потому что не волк я по крови своей»?
Ответ: ________________________________________________
8.Как называется слово или сочетание слов, сопоставляющее несколько предметов или явлений по принципу сходства: «Запихай меня лучше, как шапку, в рукав…»
Ответ: ________________________________________________
За гремучую доблесть грядущих веков,
За высокое племя людей. Укажите термин, которым обозначают стилистический приём, заключающийся в одинаковом начале строк:
Ответ: ________________________________________________
9Какой способ рифмовки использован в этом стихотворении?
Ответ: __________________________________________
Анализ стихотворения
О.Э. Мандельштама "За гремучую доблесть грядущих веков"
Стихотворение «За гремучую доблесть грядущих веков...» было написано в 1931 году. Тема — трагическая судьба поэта, живущего в эпоху «века-волкодава». Рассмотрим центральные образы произведения. «Отцами» Мандельштам называл поэтов-предшественников, а себя ощущал званым гостем на их пиру. Но от русской поэзии, поэт был изолирован («Я лишился й чаши на пире отцов»). Была возможность приобщиться к другому братству: всему человечеству. Для этого надо было поверить в будущее этого братства и не замечать настоящего: «не видеть ни труса, ни липкой грязцы, ни кровавых костей в колесе». Но для этого нужно стать «зверем», а лирический герой «не зверь по крови своей». Он не принимает дружбу с веком-волкодавом:
Запихай меня лучше, как шапку, в рукав
Жаркой шубы сибирских степей...
Он предпочитает такой дружбе Сибирь:
Уведи меня в ночь, где течет Енисей
И сосна до звезды достает,
Потому что не волк я по крови своей
И меня только равный убьет.
Таким образом, лирический герой открыто провозглашал готовность принять мученический венец «за гремучую доблесть грядущих веков, за высокое племя людей».
Использованные ресурсы:
Демоверсия ЕГЭ по литературе 2019 г.
Зинин С.А. Литература (ЕГЭ): Самое полное издание типовых вариантов заданий. – Москва. Просвещение, 2018. – 328 с. – (ФИПИ).
Сенина Н.А. Литература: Справочные материалы и тесты. – М.: АСТ: Астрель, 2017 – 156 с.
pishi-stihi.ru›ne-s-temi-ya-kto-brosil-zemlyu…
neznaika.info›ege/lit/307-variant-4.html
LiteraGuru.ru›analiz…rodnaya-zemlya-a-a-ahmatova/
anakhevich.ucoz.ru›…literatura…egeh_szhala_ruki…
https://rosuchebnik.ru/material/ege-2019-po-literature-zadanie-10/
Кияйкина Наталья Федоровна
Валеева Дания Рашитовна
Арсений
Валеева Дания Рашитовна
Величко Мария
Валеева Дания Рашитовна
Валеева Дания Рашитовна