Рабочая тетрадь для исправления произношения звука [З]. «Звенелочка» И.В. Баскакина
логопедия
И.В.Баскакина, М.И.Лынская
Звенелочка
Логопедические игры
МоскваАЙРИСЩ ПРЕСС 2009Б27
Рецензент:
Шаховская С. Н., лауреат премии Правительства РФ, кандидат педагогических наук, профессор кафедры логопедии Московского педагогического государственного университета
Серийное оформление обложки А. М. Драгового
Б27 Баскакина, И. В.
Звенелочка. Логопедические игры. Рабочая тетрадь для исправления недостатков произношения звука 3 / И. В. Баскакина, М. И. Лынская. — М.: Айрис-пресс, 2009. — 32 с: ил. — (Популярная логопедия).
ISBN 978-5-8112-3426-4
В тетради представлены занимательные авторские игры для развития всех сторон речи детей дошкольного возраста. Предложен материал для автоматизации правильного произношения трудного звука 3. Особенностью тетради является оригинальный подбор языкового, речевого и дидактического материала, исключающий использование в словах оппозиционных звуков. Пособие поможет сформировать у детей навыки звукового анализа и синтеза, что подготовит их к овладению письменной речью. Особое внимание уделено развитию лексико-грамматической стороны речи и обучению связному высказыванию. Задания на развитие мелкой моторики помогут подготовить руку ребенка к письму.
Родителям, логопедам и воспитателям для развивающих занятий с детьми.
© ООО «Издательство
ISBN 978-5-8112-3426-4 «АЙРИС-пресс», 2009
Методическое пособие
Баскакина Ирина Викторовна Лынская Марианна Ильинична
ЗВЕНЕЛОЧКА. ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ ИГРЫ Рабочая тетрадь для исправления недостатков произношения звука 3
Ведущий редактор Н. А. Светлова Редактор Н. П. Рыбкина Художественный редактор А. М. Драговой Иллюстрации М. А. Лукъянцева, Е. В. Папенина Технический редактор В. А. Артемов Компьютерная верстка Г. В. Доронина Корректор 3. А. ТихоноваПодписано в печать 26.11.08. Бумага офсетная. Формат 70x100 Vie. Печать офсетная. Печ. л. 2. Усл.-печ. л. 2,6. Тираж 5000 экз. Заказ №4982.
ООО «Издательство «АЙРИС-пресс» 113184, Москва, ул. Б. Полянка, д. 50, стр. 3.Отпечатано в ОАО «Можайский полиграфический комбинат» 143200, г. Можайск, ул. Мира, 93
Уважаемые взрослые!
Перед вами сборник авторских и традиционных заданий и игр для работы над звукопроизношением детей 5—9 лет. Эти увлекательные игры помогут логопедам, родителям и педагогам закрепить правильное произношение трудного звука 3 в речи ребенка, а также помогут развить фонематическое восприятие, внимание, память, мышление, зрительное восприятие и воображение, сформировать пространственные представления, моторные навыки, подготовить ребенка к письму, к школе. В процессе выполнения игровых заданий у детей формируется четкий образ буквы 3, дети обучаются чтению.
Все задания тетради увлекательны и обыгрываются в одном сценарии «Звенелочка». Благодаря этому дети воспримут занятие как игру и будут с удовольствием учиться говорить.
Эффективность представленных авторских игр была доказана положительными результатами многолетней работы с детьми, имеющими нарушения звуко произношения.
Авторы выражают благодарность И. В. Молоткову за неоценимую помощь в работе при подготовке пособия.
Как работать с тетрадью
Все задания в тетради сгруппированы по разделам. Последовательность разделов мы рекомендуем не изменять. Задания раздела «Автоматизация изолированного звука» постепенно усложняются, поэтому их последовательность мы также рекомендуем оставить неизменной. Задания внутри других разделов можно менять местами.
Перед тем как вы начнете работу с тетрадью, убедитесь, что ребенок произносит звук изолированно. Затем закрепите знание гласных букв: А, О, У, Ы, Э. Ребенок должен уметь их показывать и называть. В каждом задании есть обращение к детям и инструкция для взрослых. В некоторых заданиях представлен образец выполнения, на который обязательно нужно обратить внимание детей.
Внимание! Обращение к детям и образцы выполнения задания ребенку читает взрослый!
Старайтесь не заниматься с ребенком, если он утомлен или перевозбужден, скорее всего, такие занятия не дадут результата. Обязательно хвалите ребенка за выполненные задания.
Помните, что основная функция тетради — закрепление правильного произношения (автоматизация) звука, поэтому первоочередная задача — правильно произнести звук. Следите, чтобы ребенок четко выполнял это правило в каждом задании. Буква 3 («зэ») в каждом задании должна читаться как звук [з]. Всегда называйте ребенку не буквы, а чистые звуки— это поможет ему овладеть звукосочетанием и звукосложением.
Для лучшего усвоения нового материала рекомендуем выделять интонацией слова, напечатанные курсивом.
Чаще спрашивайте у ребенка, понял ли он задание. Если сомневаетесь в этом, попросите ребенка повторить задание и объясните ему то, что он не понял.
Желаем успехов вам и детям!
Звенелочка Познакомься, это — Звенелочка. Она рада, что ты правильно и звонко произносишь звук 3. Звенелочка хочет познакомить тебя со своими друзьями, которые умеют звенеть. Позвени вместе с ними: з-з-з-з. |
Звоночки У Звенелочки есть своя буква — 3. Она спряталась среди других букв и раздала всем звоночки, чтобы тебя запутать. Найди все буквы 3, назови их и обведи звоночки только рядом с буквами 3. Напоминаем Вам, что буква 3 в заданиях должна произноситься длительно з-з-з, а не как буква алфавита «зэ». |
Сказочная занавеска Буквы 3 спрятались за сказочную занавеску. Видно только одну букву. Найди все остальные буквы 3, назови их и обведи цветным карандашом. |
Прятки Звенелочка спрятала букву 3 в свои картинки. Найди все буквы 3 на картинках, покажи их пальчиком и назови. Предложите ребенку обвести буквы 3 цветными карандашами. |
Звенелочка несла своим друзьям три пакета подарков. В пакетах лежат буквы 3. Захару Звенелочка хотела подарить три буквы, тете Зое — четыре буквы, а Злате — пять букв, но пакеты и буквы в них перепутались. Посчитай все буквы в каждом пакете. А потом соедини стрелочкой каждый пакет с тем. кому он предназначался. Ребенок должен правильно назвать все буквы 3, считая, указывать на них пальцем или карандашом. Считать надо так: одна буква 3, две буквы З ит.д. |
3-неЗ Звенелочка хочет проверить, запомнил (а) ли ты букву 3. В написанных буквах есть неправильные — они повернуты в другую сторону. Найди все правильные буквы 3 и назови их «3». Когда найдешь неправильную букву, произнеси «не 3». ;Подчеркни все правильные буквы, зачеркни неправильные. |
Выручи Звенелочку Звенелочка расстроена — ее ручка плохо пишет. Выручи ее, обведи все буквы, назови их громко и четко. |
Песенка Звенелочки Звенелочка хочет спеть тебе свою песенку на своем, особенном языке, выучи слова песенки. ЗА - ЗЫ – ЗО ЗЫ - ЗЭ - ЗА ЗО - ЗУ - ЗА ЗЫ - ЗЫ - ЗА ЗА - ЗЭ - ЗА ЗА - ЗО - ЗА Ребенку нужно запомнить и повторить три слога подряд в том же порядке. Если он легко справляется с этим заданием, предложите ему запомнить по четыре слога. Вы можете использовать другие слоги с этими звуками. |
Мозаика В квадратике написано много слогов. Прочитай все слоги, закрась клеточки со слогами A3, и у тебя получится картинка с изображением жилища Звенелочки. Как оно называется? (Замок.) У ребенка должна получиться картинка с изображением замка. Звук 3 в конце слогов и слов в устной речи не автоматизируется, так как мы произносим его как [с]. При развитии навыка чтения звук 3 в конце слогов допускается. |
Кукурузное поле Звенелочка отправилась в поле собирать кукурузу. Прочитай все слоги на початках кукурузы. На зрелых початках кукурузы написаны слоги ЗА, их раскрась желтым «цветом |
Ползунки У Звенелочки есть маленькие друзья и подруги. Она решила им подарить ползунки. Прочитай слоги на ползунках. Ползунки, на которых написаны слоги, где 3 в начале, — для Девочек (подруг), их нужно заштриховать розовым карандашом. А ползунки, на которых написаны слоги, где 3 в конце, — для мальчиков (друзей), их нужно заштриховать голубым карандашом. Спросите у ребенка: кого больше у Звенелочки — друзей или подруг? Когда ребенок научится четко произносить звук в слогах и словах, Вы можете вернуться к этому заданию и попросить ребенка посчитать розовые ползунки. Считать нужно так: одни розовые ползунки, двое розовых ползунков и т. д. |
Подарки Звенелочка готовит подарки для своих родственников на Новый год. Для кого-то она уже сложила подарки в коробочку, а для кого-то еще не успела. Коробки, да которых написаны слоги, где 3 в начале, — уже с подарками. Их нужно упаковать. Коробки, на которых написаны слоги, где 3 в конце, — еще пустые. Прочитай слоги на всех коробках, а на коробках с подарками обведи бантики цветными карандашами. |
Пазлы Помоги Звенелочке собрать пазлы. Прочитай все слоги. Соедини стрелочками подходящие половинки. |
Сказочное королевство Звенелочка живет в сказочном королевстве. В ее королевстве — много жителей со звуком 3. Они живут в красивых замках. Назови всех жителей королевства..Обведи карандашом одного цвета замки вокруг картинок со звуком 3. Остальные замки обведи карандашом другого цвета. Словарь: зайка, змея, акула, коза, муха, фазан, медуза, лев, зубр. |
Задание для Незнайки Звенелочка дала Незнайке задание: подчеркнуть слоги ЗА. А Незнайка читает плоховато. Помоги Незнайке, прочитай вместе с ним все слоги и подчеркни только слоги ЗА. ЗА ЗО ЗУ ЗЫ ЗА ЗЭ ЗУ ЗЫ ЗА ЗЭ ЗЫ ЗО ЗО ЗУ ЗЭ ЗА ЗО ЗЫ Подскажите ребенку, что читать слоги нужно слева направо и сверху вниз. Если ребенок путает точку начала чтения, обозначьте ее красной точкой. |
Заводные игрушки На картинке Зоины игрушки. Назови их. Если в названии игрушки есть звук 3, то она заводная. Обведи рядом с игрушкой ключик. Когда ребенок научится четко произносить звук в словах, попросите его сказать полным предложением, какие игрушки у Зои заводные. Например: Грузовик у Зои заводной. Словарь: козленок, незнайка, грузовик, кукла, звездолет, динозавр, клоун, зайка. |
Лакомство для Звенелочки Звенелочка любит кукурузу, собери всю кукурузу для нее. Называй все картинки и подчеркивай все початки кукурузы.
Загадочное имя Эта девочка — подружка Звенелочки. Помоги ей пройти газон -лабиринт и собрать все цветы. Ой, а мы же не знаем, как зовут эту девочку. У девочки такое же имя, как и у одного из цветков. Назови все цветы, отгадай, как зовут девочку Помогите ребенку правильно назвать цветы. Ребенок должен догадаться, что девочку зовут Роза. Словарь: хризантема, мимоза, роза, незабудка, бальзамин. |
Угадай, кто это? Перед тобой те, на кого не хочет быть похожей Звенелочка. Послушай и угадай, о ком я говорю. А потом назови их сам. Вы называете персонажей, а он по нарисованным лицам угадывает их. Затем ребенок сам пытается вспомнить, как зовут того или иного персонажа. Словарь: незнайка, зазнайка, злюка, забияка, разбойник, зануда.
|
Друзья Звенелочки Это портреты друзей Звенелочки. Найди среди детей тех, чьи имена рифмуются, то есть звучат похоже. Нарисуй каждой паре портретов этих детей одинаковые рамки. Читайте ребенку по три имени, из которых два будут рифмоваться, а третье имя будет звучать не в рифму (Назар, Изабелла, Захар; Лиза, Зоя, Луиза). |
Незаконченные картинки Звенелочка хочет с тобой порисовать, она начала рисунки, а ты закончи. Назови, что она рисовала. |
Магазин Звенелочка пришла покупать одежду в магазин. Помоги ей, назови все картинки и только рядом с картинками одежды напиши букву 3. Помогите ребенку правильно назвать все картинки. Словарь: камзол, ваза, безрукавка, казан, комбинезон, пузырек, блуза, ползунки, рюкзак, заколка, грузовик, зонт, картузы. |
Загадки Звенелочки Назови картинки. Отгадай, кого или что Звенелочка загадала? Знаменитый. .. Розовая... Здоровые... Фазанье... Закрытая... Забавный... Забытый... Вязаные... Морозные... Разбитая... Прочитайте ребенку первое слово из словосочетания с незаконченной интонацией. Ребенку нужно подобрать подходящее слово, используя рисунки-подсказки, и назвать все словосочетание полностью. Потом можно поменять задание: вспомнить, что мы говорили про музыканта, козленка и т. д. Словарь: знаменитый музыкант, розовая роза, здоровые зубы, фазанье гнездо, закрытая изба, забавный козленок, забытый зонт, вязаные ползунки, морозные узоры, разбитая ваза. |
Зонтики Звенелочка со своей подружкой перепутала зонтики. Помоги Звенелочке найти свои зонтики. Звенелочкины зонтики те, ручки которых повернуты вправо. Раскрась эти зонтики розовым цветом. Посчитай, сколько розовых зонтиков есть у Звенелочки. Считать нужно вот так: один розовый зонтик, два розовых зонтика... |
Котята Звенелочки |
Настоящее золото Звенелочка приготовила для тебя сложное задание. Посмотри на картинки, обведи золотым цветом (желтым карандашом) только то, что по-настоящему бывает золотым. А теперь назови тo, что ты раскрасил(а). Называть нужно вот так: золотые запонки и т. д. Объясните ребенку, что означают выражения «золотая голова», «золотое сердце», «золотые руки». Словарь: запонки, голова, звезда, зубы, ваза, заколка, сердце, руки, камзол, узор на блюде. |
Зал Звенелочки Звенелочка живет в замке. В замке большой зал, в нем беспорядок. Его устроили разбойники, которые искали, но не нашли: 4 вазы, 5 зонтиков, 3 рюкзака, 4 заводных грузовика, 3 пузырька. А ты найдешь эти предметы? Постарайся, найди их. Посчитай вслух. Считать нужно, проговаривая названия картинок: один зонт, два зонта и т. д.; один заводной грузовик, два заводных грузовика и т. д. |
Запоминайка Посмотри на картинки, вместе со Звенелочкой запомни и ответь, кто (или что) где находится. Затем ответь: Откуда выглядывает коза? Откуда возьмем азбуку (пузырек, зайку)? Откуда выползет змея? Скажи, где стоит зубр (береза)? (Зубр стоит за изгородью. Береза стоит за избой.) А теперь переверни страницу, и мы продолжим игру. |
Что изменилось? Посмотри на картинку внимательно. Помоги Звенелочке вспомнить, кто (что) где были. Расскажи, что изменилось? Скажите ребенку, что надо вспомнить, кто где прятался, и что за чем было. Задайте ребенку вопросы по аналогии с предыдущим заданием. |
Небылицы Звенелочка хочет рассказать тебе небылицы. Послушай ее, исправь и скажи правильно. Язык показывает Незнайку. Глаза закрыли Лизу. У зубов заболела Зоя. Газон зацвел на незабудках. Гнездо залетело в фазана. Ваза завяла в хризантеме. На узоре камзол. Прочитайте ребенку неверное предложение. Задание ребенку: сначала определить на слух ошибку, сказать предложение правильно и только потом найти подходящую картинку. Если ребенок не справится с таким заданием, то .предложите сначала найти картинку, опираясь на нее, найти ошибку, а потом сказать правильное предложение. |
Зоин Зайка (цепной текст) Звенелочка подарила Зое зайку, послушай про это рассказ, опираясь на картинки и стрелочки, попробуй пересказать. У Зои был зайка. Зайка одет в вязаный комбинезон. Комбинезон вязала Зоина мама. Прочитайте ребенку рассказ. Для того чтобы он мог пересказать текст, помогите ему подобрать недостающие слова, чтобы получилась непрерывная цепочка предложений. |
Праздник у Захара (цепной текст) Завтра праздник у Захара. Давай вместе со Звенелочкой узнаем, как он готовится к празднику. Прослушай рассказ, опираясь на картинки и стрелочки, попробуй пересказать. » К Захару приехала тетя Луиза. Тетя Луиза привезла Захару камзол. На камзоле золотые звезды.
|
Арбузы для Звенелочки (цепной текст) Звенелочка любит арбузы, послушай, где она их берет, и, опираясь на картинки со стрелочками, попробуй пересказать. Дядя Назар ведет грузовик. У грузовика полный кузов арбузов. Арбузы дядя Назар везет на базар. На базаре арбузы купит Звенелочка. |
Полезное молоко (цепной текст) Лиза рассказала Звенелочке, какое полезное у козы молоко. Послушай Лизу отвезли в загородный дом к тете Зое. У тети Зои за домом загон. В загон заводят козу Зорьку. Зорька дает полезное для здоровья молоко. |
Праздник (пересказ по серии картинок) Послушай внимательно рассказ. Нарисуй Изабеллу на отдельном листе и раскрась рисунок так, как запомнил. Перескажи рассказ, опираясь на картинки. У Изабеллы праздник. В этот день голубоглазая, златокудрая Изабелла надела розовую блузу и комбинезон с золотым узором. Золотые кудри заколола розовыми заколками. Папа Изабелле подарил розовые розы. Изабелла поставила розы в вазу. Мама подарила Изабелле азбуку. Изабелла знает букву 3. Звенелочка не забыла про праздник Изабеллы. У нее для Изабеллы зайка и мозаика. Зайка такой забавный! Выразительно прочитайте ребенку рассказ два раза. Помогите нарисовать и раскрасить рисунок. Задайте вопросы к тексту. После ответов предложите расставить нужные цифры около картинок в соответствии с последовательностью рассказа. Прочитайте рассказ в третий раз и попросите ребенка пересказать его полностью, опираясь на нужную последовательность картинок. |
Карине Рафаеловна
Порошина Ольга Анатольевна
Горбачёва Марина Юрьевна
Светлана
Порошина Ольга Анатольевна