Конспект урока по обучению грамоте для 1 класса «Звуки [з] [з`], буква З, з»
Конспект урока по обучению грамоте 1 класс, УМК «Школа России»
Автор: Бессмертная Р.В. учитель начальных классов БОУ ВМР «Ковжинская средняя общеобразовательная школа» Вытегорского района.
Предмет: литературное чтение, 1 класс, УМК «Школа России»
Тема учебного занятия: «Звуки [з] [з`], буква З, з»
Тип урока: открытие новых знаний
Цель и ожидаемый результат: формировать понятие о новых звуках [з] [з`] и букве З, з, находить их в словах и предложениях.
Задачи урока (деятельность учителя):
Актуализировать понятие о гласных и согласных звуках.
Создать условия для наблюдения, анализа, сравнения при формировании у обучающихся понятия о новых звуках [з] [з`], и букве З, з
Способствовать определению детьми вывода, организуя работу в паре.
Организовать самооценивание учащихся работы на уроке.
Оборудование к уроку: учебник «Азбука» 1 класс В.Г.Горецкий, В.А.Кирюшкин, Л.А. Виноградский и др., электронное приложение (диск с мультфильмом), лента букв, план (карточки) или графическое изображение звука, буквы, слога, слова, предложения, мультимедиа.
Содержание и технология урока:
Этапы урока; задачи в деятельности обучающихся |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
Актуализация знаний обучающихся. |
Мотивационный этап: - Сейчас у нас урок обучения грамоте. Начнем урок с пословицы «Если я знаю мало, я добьюсь того, чтобы знать больше». Как понимаете смысл этой пословицы? Пусть эта пословица будет девизом нашего урока. |
Человек всё не может знать, но нужно стремиться узнать что- то новое. На уроке чтения мы ещё узнали не все буквы, поэтому нам нужно постараться их узнать. |
Целеполагание. Задачи: формировать положительную учебную мотивацию. Определить цель урока. Составить план. |
- Вспомните, какие буквы мы изучили? - Почему гласные буквы расположены в два ряда? - Какие буквы находятся в синих домиках? - Вспомните, какие согласные буквы стоят в верхнем ряду? - А какие в нижнем ряду? - Откройте учебники на стр. 91. Рассмотрите страницу и сформулируйте тему нашего урока. - Что нового узнаем на уроке? - Это цель нашего урока. - Зачем нужно знакомиться с новым звуком и буквой? - Мы сейчас с вами составим план, по которому мы будем работать на уроке. -Итак, сделаем вывод, что мы уже сделали. |
(Называют изученные буквы по ленте букв) - В первом ряду гласные буквы обозначают твердость согласных. Во втором ряду - гласные, которые обозначают мягкость согласных. - Согласные. - Звонкие согласные. - Глухие согласные. - Узнаем новые звуки и новую букву. - Чтобы научиться читать слоги, слова и предложения.
- Познакомимся с новыми звуками и дадим им характеристику. -Выясним, какой буквой можно обозначить эти звуки. - Будем читать слоги, слова с новой буквой. - Будем читать предложения - Мы поставили цель и задачи урока, составили план урока (под руководством учителя дети составляют план) (на доске прикрепляются, по мере постановки целей детьми карточки с пунктами плана, а можно изобразить их с помощью графических изображений, принятых в УМК.) |
Открытие новых знаний. Учить выделять звук в исходных словах, давать его характеристику, обозначать звуки буквой, моделировать новую букву. |
- С чего начнем работу по нашему плану? - Как работаем со звуком? Что можно узнать о звуке? - Рассмотрите иллюстрации в азбуке. - Какие иллюстрации вы увидели на страничке справа? - Произнесите слово «змей». - Сколько слогов в этом слове? - Почему? - Какой звук услышали в начале слова? - Как выяснить какой это звук? - Что мы должны выяснить сначала? - Проверьте, подходит ли схема слова к выделенному нами звуку? - Посмотрите на вторую иллюстрацию - Что это? - Четко произнесите это слово. - Сколько слогов? - Почему? - Какой звук вы услышали во втором слиянии? - Как выяснить какой это звук? - Как он произносится? - Проверьте, подходит ли схема слова - Сейчас вы посмотрите мультфильм, постарайтесь запомнить как можно больше слов. со звуками [з], [з`]. (Мультфильм) Беседа по содержанию мультфильма. - Какие слова со звуками [з], [з`] вы услышали? - Что мы сейчас делали? - Вернемся к плану. (на карточках, которые прикреплены на доску напротив пункта плана ставлю +) - Как мы будем работать по следующему пункту плана? - На что похожа буква З, з ? - Напечатайте на листочках эти буквы. (Как вариант - смоделируйте букву из счётных палочек, из кусочка газетной бумаги, из пластилина и т.д.) - Для чего нужна буква З? - Вернемся к плану. Что мы выполнили? (на карточках, которые прикреплены на доску напротив пункта плана ставлю +) Физминутка. |
- Нужно узнать новый звук. - Нужно звук найти в слове, а потом узнать какой он. - Змей (бумажный), корзина. - 1слог (обосновывают) - [з] - Нужно произносить звуки, наблюдать и сравнивать, как работают язык, губы, зубы (произносят). - Гласный или согласный звук. - этот звук согласный т. к. воздух во рту встречает преграду - зубы и язык - этот звук звонкий - этот звук твёрдый (анализируют схему слова - змей) - Корзина. - 3 слога (объясняют) -[з`] - Нужно произносить звуки, наблюдать и сравнивать, как работают язык, губы, зубы. (произносят) - Сравнивают и дают характеристику звукам [з], [з`] (анализируют схему слова - корзина) - Дети называют слова с этими звуками. - Мы узнали новые звуки. - Рассмотрим букву в азбуке. Сравним печатные буквы З, з. Печатают на листочках и сверяют с образцом. - Читать слоги, слова. - Мы узнали новую букву. |
Формирование первичных умений на основе самоконтроля. Обучение чтению слогов слияния. |
- Что мы будем делать дальше? - Найдите на странице учебника и рассмотрите схемы слогов слияния. - Прочитайте слоги в парах и оцените чтение друг друга. - Для чего может пригодиться умение читать слоги? - Найдите и прочитайте слова с новой буквой. ( Выполняют задание -прочитать односложные слова, затем -двусложные, а потом -трёхсложные слова, определяя положение новых звуков в словах и давая им характеристику) - Чему учились на данном этапе урока? - Вернемся к плану. Что мы выполнили? (на карточках, которые прикреплены на доску напротив пункта плана ставлю +) - А теперь какую работу будем выполнять? - Откройте стр. 92. -Рассмотрите иллюстрацию и обсудите в парах, кого вы на ней видите? - Где живут эти животные? - Почему? - Кто знает, что такое зоопарк? - Для чего создаются зоопарки? - Зачем они нужны? - Кто любит передачи про животных? - Кто был в зоопарке? - Откройте стр.91. - Как называется рассказ на этой странице? («В зоопарке») - Как вы думаете, подходит ли иллюстрация в учебнике к этому рассказу? - Прочитайте его. - Найдите предложения, которые подходят к иллюстрации. - Кто из вас знает, как называется отдел в зоопарке, в котором живут змеи? Найдите в предложениях этого текста слова с новой буквой, определите положение звуков в этих словах и дайте им характеристику - Чему мы учились на этом этапе урока? (на карточках, которые прикреплены на доску напротив пункта плана ставлю +) - Все ли пункты плана мы выполнили? |
- Будем читать слоги, слова с новой буквой. (Анализируют схемы) (Читают слоги, оценивают друг друга) - Чтобы читать слова. Читают слова. - Учились читать слоги и слова. - Будем читать предложения Обсуждают. Рассказы детей. Читают самостоятельно текст (работа по тексту). Ответы детей. При условии, что в классе обучаются сильные дети, можно предложить составить вопросы к этому тексту - Учились читать предложения, тексты. |
Рефлексия. Самооценка. |
Вернитесь к девизу нашего урока «Если я знаю мало, я добьюсь того, чтобы знать больше». - Какую цель ставили? - Как вы думаете, достигли мы поставленной цели? - Кому было трудно? - Как работал каждый из вас? Оцените себя. |
Подводят итог урока - чего добились на уроке, оценивают свою работу. (Волшебная линеечка)
Как вариант (оценить себя по критериям) – можно предложить ученику на листе бумаги графическое изображение звука, буквы, слога, слова, предложения, а он пусть отметит чему научился знаком «плюс», чему пока не научился знаком «минус». |