12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Валеева Дания Рашитовна1101
Учитель русского языка и литературы высшей категории, работаю в школе 23 года, преимущественно в старших классах. Являюсь классным руководителем социально-гуманитарного класса, в классе - 28 человек.
Россия, Челябинская обл., Миасс
Материал размещён в группе «Литература ЕГЭ»




РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ


для


ПОДГОТОВКИ К ЕГЭ ПО ЛИТЕРАТУРЕ


(тренировочные задания 10-14, часть 1)




t1573528816aa.jpg




Борис Пастернак



Автор-составитель - Валеева Д.Р.,

учитель русского языка и литературы

высшей категории,

2019 г.


Пояснительная записка

Рабочая тетрадь адресована учителям старших классов, учащимся 10- 11 классов. В основу разработки легли лирические произведения из кодификатора, предназначенные для детального изучения.

Тетрадь предназначена для подготовки к единому государственному экзамену (ЕГЭ) по литературе. В ней представлено 12 вариантов тематических заданий с кратким ответом по творчеству Б. Пастернака для отработки каждого элемента содержания ЕГЭ по литературе. Задания этого блока требуют хороших знаний по теории литературы, особенно теории стихосложения, сформированности навыка анализа лирического произведения. Задания 10-14 ЕГЭ по литературе ориентированы на выявление умений воспринимать, анализировать и интерпретировать литературное произведение как художественное целое, на умение определять художественные средства выразительности. Использовать представленную рабочую тетрадь можно как в классе, так и дома.

Структура КИМ включает в себя 17 заданий, различающихся формой и уровнем сложности.

В части 1 предлагается выполнение заданий, включающих вопросы

к анализу литературных произведений. Проверяется умение выпускников определять основные элементы содержания и художественной структуры изученных произведений (тематика и проблематика, герои и события, художественные приемы, различные виды тропов и т. п.), а также рассматривать конкретные литературные произведения во взаимосвязи с материалом курса.

Часть 1 включает в себя два комплекса заданий. Первый комплекс заданий относится к фрагменту эпического, или лироэпического, или драматического произведения: 7 заданий с кратким ответом (1–7), требующих написания слова, или словосочетания, или последовательности цифр, и 2 задания с развёрнутым ответом в объёме 5–10 предложений: 8, 9.

Второй комплекс заданий относится к лирическому произведению: 5 заданий с кратким ответом (10–14) и 2 задания с развернутым ответом в объеме 5–10 предложений: 15, 16.

Важнейшими знаниями и умениями, которыми должны овладеть учащиеся, могут быть признаны:

знание текстов программных художественных произведений;

знание основных этапов творческой биографии писателей и поэтов;

умение определять тему, идею и основную проблему художественного произведения;

знание и понимание теоретико–литературных понятий и терминов: роды художественной литературы (эпос, лирика, драма), их основные жанры (роман, повесть, рассказ, поэма и т. д.), литературные направления и течения (романтизм, классицизм, символизм и т. д.), стихотворные размеры (ямб, хорей, дактиль и др.) и т. д.;


Основные этапы творческой биографии

Борис Пастернак родился в Москве, в семье художника Леонида Пастернака и пианистки Розалии Кауфман. Рос будущий писатель в творческом окружении: в гостях у Пастернаков бывали Лев Толстой, Василий Поленов, Исаак Левитан, Сергей Рахманинов, Александр Скрябин. Под влиянием Скрябина будущий писатель увлекся музыкой — занимался по программе консерваторских курсов и даже написал две сонаты для фортепиано.

Учёба в гимназии давалась легко, Пастернак окончил её с золотой медалью. А вот с будущей профессией долго определиться не мог: сначала поступил на юридическое отделение историко-филологического факультета Московского университета, затем перевёлся на философское. В 1912 году он учился в Марбурге в Германии на летних курсах у философа, профессора Германа Когена, но вскоре вместе с родными уехал в Венецию. После итальянских каникул Пастернак поселился в Москве, окончил университет, но диплом не забрал: документ так и остался в архиве на Воробьёвых горах.

В это время Пастернак пробовал писать стихи. Его привлекали разные литературные объединения. Поэт участвовал во встречах московского издательства символистов «Мусагет», был членом футуристской литературной группы «Центрифуга». В 1913 году Пастернак опубликовал своё первое стихотворение в сборнике группы поэтов «Лирика», а уже в конце этого же года выпустил собственную книгу стихотворений «Близнец в тучах». Через три года вышел и второй сборник Пастернака — «Поверх барьеров».

В начале 20-х годов Борис Пастернак познакомился с Маяковским в литературном объединении «ЛЕФ», поддерживал эпистолярную дружбу с Мариной Цветаевой и другими деятелями искусств в эмиграции.

В 1922 году Пастернак женился на художнице Евгении Лурье, а через год у них родился сын Евгений. Чтобы содержать семью, Пастернак взялся за переводы. Он перевёл многие произведения Поля Верлена, Джона Китса, Райнера Марии Рильке и других европейский поэтов. Пастернак умел точно передать посыл, сохранить ритм и объем оригинального произведения.

Он создавал и собственные произведения: вышел сборник «Темы и вариации», появился цикл «Высокая болезнь» и роман в стихах «Спекторский». В конце 1920-х годов Пастернак дописал «Охранную грамоту» –– автобиографические заметки о юности и первой любви, путешествиях по Европе и встречах с известными современниками. С Евгенией Лурье отношения не заладились: она хотела уделять больше внимания своему творчеству. Позже их сын Евгений писал: «Обостренная впечатлительность была равно свойственна им обоим, и это мешало спокойно переносить неизбежные тяготы семейного быта». Брак распался.

В 1931 году Пастернак посетил Грузию, познакомился с местными поэтами и к переводам добавилась и грузинская поэзия. Под впечатлением от поездки он написал цикл собственных стихотворений «Волны».

Вскоре Пастернак женился второй раз –– на Зинаиде Нейгауз. На это время пришёлся период официального признания поэта: сборник его стихотворений переиздавали несколько раз, Пастернак участвовал в работе Союза писателей, а в 1934 году выступил с речью на его первом съезде. Тогда же Николай Бухарин предложил назвать Пастернака лучшим поэтом Советского Союза

В 1935 году Борис Пастернак вместе с Ильёй Эренбургом и Исааком Бабелем представил Союз писателей на Международном конгрессе писателей в защиту культуры. В этом же году поэт заступился за арестованных мужа и сына Ахматовой, написал письмо Сталину. После их освобождения выслал главе государства книгу переводов «Грузинские лирики». Но к концу 30-х годов отношение коллег к Пастернаку ухудшилось: он писал о природе и чувствах, а от него ждали гражданской лирики, воспевающей советский строй.

С началом войны Союз писателей с семьями эвакуировали в Чистополь под Казанью. Зинаида Нейгауз вывезла в эвакуацию рукописи и письма Пастернака. В 1943 году Борис Пастернак с коллегами посетил подразделения советской армии, освободившей Орёл. Под впечатлением от поездки он написал стихотворения «Преследование», «Смерть сапёра», «Разведчики», очерки «Поездка в армию» и «Освобождённый город».

В 1946 году Пастернак начал писать роман «Доктор Живаго». Основным прообразом главной героини стала его новая любовь — Ольга Ивинская.

Пастернак писал роман по частям, причем каждую часть он читал на встречах друзей, рассказывал о планах и задумках. Ольга Ивинская, работавшая тогда в одном из отделов журнала «Нового мира», передавала рукописи машинистке Марине Баранович, и та отпечатывала несколько экземпляров. Пастернак тут же раздавал их всем знакомым, а Ивинской говорил: «Ты не жалей, широко давай читать, кто бы ни попросил, мне очень важно — что будут говорить».

После выхода первых глав Ольгу Ивинскую арестовали, пытали, требовали рассказать, о чём будет роман, станет ли он оппозиционным. Ее осудили и отправили в лагеря, где она пробыла 4 года.

В 1955 году Пастернак закончил роман. Однако советские редакции не спешили его печатать. О романе узнал крупный итальянский издатель Джанджакомо Фельтринелли и предложил выпустить произведение. Пастернак согласился и передал экземпляр романа.

Ольга Ивинская просила Фельтринелли опубликовать роман после того, как его напечатает Литиздат. Но советское издательство от романа отказалось, и «Доктор Живаго» вышел в Италии.

Творчество Пастернака, несмотря на гонения внутри страны, высоко ценили за рубежом. В 1958 году на премию Нобеля Пастернака выдвинул лауреат по литературе, французский писатель Альбер Камю. 23 октября 1958 года Шведский комитет присудил Пастернаку звание Нобелевского лауреата и премию с формулировкой «за выдающиеся заслуги в современной лирической поэзии и в области великой русской прозы».

В этом же году «Доктор Живаго» был нелегально переиздан в Нидерландах на русском языке. Значительную часть этого тиража распространили в 1959 году на Всемирном фестивале молодежи и студентов в Вене.

Хотя Пастернака впервые номинировали на Нобелевскую премию еще в 1946 году, в Советском Союзе все равно считали, что награду ему вручили именно из-за «антисоветского» романа. Президиум ЦК КПСС принял постановление «О клеветническом романе Б. Пастернака», а в газете «Правда» появился фельетон, в котором «Доктора Живаго» назвали «литературным сорняком».

Признать, что присуждение Нобелевской премии роману Пастернака, в котором клеветнически изображается Октябрьская социалистическая революция, советский народ, совершивший эту революцию, и строительство социализма в СССР, является враждебным по отношению к нашей стране актом и орудием международной реакции, направленным на разжигание холодной войны.

Постановление Президиума ЦК КПСС «О клеветническом романе Б. Пастернака», 23 октября 1958 года. Пастернака исключили из Союза писателей. По всей стране на заводах и в колхозах, в вузах и учреждениях культуры проходили собрания. Участники выступали против писателя-«предателя» и его творчества. Роман осуждали даже те, кто его не читал.

Я пропал, как зверь в загоне.

Где-то люди, воля, свет,

А за мною шум погони,

Мне наружу хода нет. <...>

Постоянные выпады и обвинения со стороны бывших коллег, выступления в прессе и давление на Ивинскую принесли свои результаты. Пастернак телеграфировал в Нобелевский комитет: «В силу того значения, которое получила присужденная мне награда в обществе, к которому я принадлежу, я должен от нее отказаться, не примите за оскорбление мой добровольный отказ».

Но отношение к Пастернаку это все равно не изменило. Московские писатели выступали за высылку писателя из страны. Не присоединились только молодые поэты Андрей Вознесенский, Евгений Евтушенко и Белла Ахмадулина. Обращаясь к Союзу писателей, Борис Пастернак говорил: «Я не ожидаю от вас справедливости. Вы можете меня расстрелять, выслать, сделать все, что вам угодно. Я вас заранее прощаю. Но не торопитесь. Это не прибавит вам ни счастья, ни славы. И помните, все равно через несколько лет вам придется меня реабилитировать. В вашей практике это не в первый раз».

От депортации Пастернака спас телефонный звонок Хрущёву от премьер-министра Индии Джавахарлала Неру и подготовленное спецслужбами «покаянное письмо», которое поэт был вынужден подписать. Его опубликовали в газете «Правда» в ноябре 1958 года. В нём были такие строки: «У меня никогда не было намерений принести вред своему государству и своему народу. Редакция «Нового мира» предупредила меня о том, что роман может быть понят читателями как произведение, направленное против Октябрьской революции и основ советского строя. Я этого не осознавал, о чем сейчас сожалею».

Через 2 года поэта не стало.

В 1987 году Борис Пастернак был реабилитирован и его посмертно вернули в Союз писателей СССР. Через год журнал «Новый мир» опубликовал роман «Доктор Живаго», а Шведская академия признала недействительным вынужденный отказ от награды, и в 1989 году на официальной церемонии Нобелевский диплом и медаль Бориса Пастернака передали его старшему сыну Евгению.


Стихотворения Б.Л. Пастернак по кодификатору:

«Февраль. Достать чернил и плакать!..», «Определение поэзии», «Во всем мне хочется дойти…», «Гамлет», «Зимняя ночь» («Мело, мело по всей земле…»), «Никого не будет в доме…», «Снег идет», «Про эти стихи», «Любить иных – тяжелый крест…», «Сосны», «Иней», «Июль».

Тематический тест№1

Определение поэзии

Это – круто налившийся свист,

Это – щелканье сдавленных льдинок,

Это – ночь, леденящая лист,

Это – двух соловьев поединок.

Это – сладкий заглохший горох,

Это – слезы вселенной в лопатках,

Это – с пультов и с флейт – Figaro

Низвергается градом на грядку.

Все, что ночи так важно сыскать

На глубоких купаленных доньях,

И звезду донести до садка

На трепещущих мокрых ладонях.

Площе досок в воде – духота.

Небосвод завалился ольхою.

Этим звездам к лицу б хохотать,

Ан вселенная – место глухое.

(1917 г.)

К какой разновидности лирики относится данное стихотворение?

Ответ: ___________________________________________ _________

Назовите модернистское течение, к которому относился Б. Пастернак?

Ответ:___________________________________________________

Какой вид тропа, основанный на сходстве неодушевленных предметов с живыми существами, использован в строке «звездам к лицу б хохотать»?

Ответ:___________________________________________________

Назовите средство выразительности соотнесения различных явлений, использованное поэтом в словосочетаниях «завалился ольхою» и «низвергается градом».

Ответ:___________________________________________________

Каким размером написано стихотворение Б.Л. Пастернака «Определение поэзии»?

Ответ:___________________________________________________

Как называется стилистическая фигура, использованная Пастернаком в семи первых строках стихотворения и основанная на повторении их начальных слов?

Ответ:___________________________________________________

Какой стилистический приём использует Пастернак для усиления выразительности образа в словах «Figaro // Низвергается градом на грядку»?

Ответ:___________________________________________________

Как называется стилистический прием, усиливающий звуковую выразительность стиха «Небосвод завалился ольхою...»

Ответ:___________________________________________________

9.Из приведённого ниже перечня выберите три названия художественных средств и приёмов, использованных поэтом в стихотворении(укажите их номера).

1.гипербола

2.оксюморон

3.эпитет

4.ирония

5. анафора

Ответ: ____________________________________________________

Определите тип рифмовки в стихотворении.

Ответ: ____________________________________________________


Тематический тест№2


Гамлет

Гул затих. Я вышел на подмостки.
Прислонясь к дверному косяку,
Я ловлю в далёком отголоске,
Что случится на моем веку.

 

На меня наставлен сумрак ночи
Тысячью биноклей на оси.
Если только можно, Авва Отче,
Чашу эту мимо пронеси.

 

Я люблю твой замысел упрямый
И играть согласен эту роль.
Но сейчас идёт другая драма,
И на этот раз меня уволь.

 

Но продуман распорядок действий,
И неотвратим конец пути.
Я один, всё тонет в фарисействе.
Жизнь прожить – не поле перейти.

                           1946 г.


Стихотворение «Гамлет» Б.Л. Пастернак «приписал» герою своего известного романа. Укажите название этого произведения.

Ответ: ____________________________________________________

Каким термином называют один из тропов, образное выражение, преувеличивающее какое-либо действие или явление («На меня наставлен сумрак ночи // Тысячью биноклей на оси»)?

Ответ: ____________________________________________________

Философское стихотворение Б.Л. Пастернака завершается строкой, являющейся афористичным народным изречением. Как называют такое изречение?

Ответ: ____________________________________________________

Как называется стилистический приём, основанный на использовании одинаковых гласных звуков и придающий стиху особую звуковую выразительность («Я ловлю в далеком отголоске, // Что случится на моем веку».)?

Ответ: ___________________________________________________

Каким размером написано стихотворение Б.Л. Пастернака «Гамлет» (ответ дайте в именительном падеже без указания количества стоп)?

Ответ: ___________________________________________________

Для характеристики современного ему общества лирический герой использует обобщённый образ («фарисейство»), включающий множество ассоциативных признаков (лицемерие, слепота, безумие, беззаконие). Каким термином принято обозначать подобный образ?

Ответ: ________________________________________

7. Из приведенного ниже перечня выберите три названия художественных средств и приёмов, использованных поэтом в предпоследней строфе данного стихотворения.

1) эпитет

2) гипербола

3) фразеологизм

4) звукопись

5) аллегория

Ответ:__________________________________________________

8.Как в литературоведении называется средство иносказательной выразительности, образованное по принципу сходства и позволившее автору создать в стихотворении «Гамлет» скрытое сравнение «жизнь – театр»?

Ответ:__________________________________________________

Выпишите из третьей строфы стихотворения Б.Л. Пастернака «Гамлет» образное определение, выражающее субъективное отношение лирического героя к высшим силам, распоряжающимся его судьбой.

Ответ:__________________________________________________

Как называется выбранный Б.Л. Пастернаком стилистический прием, основанный на повторении однородных согласных звуков:

                                             «Но продуман распорядок действий,

                                                И неотвратим конец пути...»?

Ответ:__________________________________________________


Анализ стихотворения Б. Пастернака

«Гамлет»


Стихотворение "Гамлет" было написано в 1946 году. Оно входит в состав последней, семнадцатой части романа "Доктор Живаго" - "Стихотворения Юрия Живаго". "Гамлет" многоаспектное стихотворение. Оно о герое Шекспира, принце Датском, который поднялся на борьбу со всем мировым злом и погиб в этой безнадежной борьбе; о гениальном актере, играющим роль Гамлета в театре (подмостки), глубоко эту роль постигшем; об Иисусе Христе, пришедшем на землю, чтобы пройти путь страданий и своими страданиями искупить все грехи человечества; о герое романа Юрия Живаго; наконец, об авторе романа Борисе Пастернаке.
Гамлет имел прямое отношение к театру и даже выступал в роли режиссера "Убийство Гонзаго", представленной труппой бродячих актеров. Так что пребывание на сценических подмостках для него естественно:
Гул затих. Я вышел на подмостки.
В буквальном, прямом понимании - это слова актера, который вышел на сцену. Метафорически эти слова очень естественно могут быть приписаны Гамлету, который говорил, что жизнь - это театр и люди в нем - актеры. Во второй строфе образ героя еще больше усложняется, поскольку Пастернак вводит ассоциацию с евангельской историей о молении о чаше:
Если только можно, Авве Отче,
Чашу эту мимо пронеси.

Эти стихи близко передают молитву Христа в Гефсиманском саду: "Авва Отче! Все возможно Тебе; пронеси эту чашу мимо меня" (Авва Отче - обращение к Богу-Отцу). Таким образом, герой стихотворения ассоциируется с Иисусом Христом.
Я люблю Твой замысел упрямый
И играть согласен эту роль.
Но сейчас идет другая драма,
И на этот раз меня уволь.

В этой строфе переданы колебания и Христа, переданные в Евангелии, и Гамлета, и метания Юрия Живаго, и самого Пастернака. В следующей, заключительной строфе пастернаковский герой принимает все испытания судьбы, какими бы они ни были:
Но продуман распорядок действий,
И неотвратим конец пути.
Я один, все тонет в фарисействе.
Жизнь прожить - не поле перейти.

Фарисеи отвергали учение Христа, обличение их лицемерия и ханжества многократно звучит в речах Христа, переданных в Евангелии. Фарисейским - лживым, лицемерным - был двор короля Клавдия в Эльсиноре. Лицемерие и ханжество своего времени не раз обличал Пастернак, в том числе и в "Докторе Живаго. В последней строке евангельские образы, высокий библейский слог соединяются с народной пословицей, содержащей простую, но очень глубокую мысль. Такая концовка придает естественность, достоверность всему стихотворению.

Тематический тест № 3

Июль

По дому бродит привиденье.

Весь день шаги над головой.

На чердаке мелькают тени.

По дому бродит домовой.


Везде болтается некстати,

Мешается во все дела,

В халате крадётся к кровати,

Срывает скатерть со стола.


Ног у порога не обтёрши,

Вбегает в вихре сквозняка

И с занавеской, как с танцоршей,

Взвивается до потолка.

 

Кто этот баловник-невежа

И этот призрак и двойник?

Да это наш жилец приезжий,

Наш летний дачник-отпускник.


На весь его недолгий роздых

Мы целый дом ему сдаём.

Июль с грозой, июльский воздух

Снял комнаты у нас внаём.


Июль, таскающий в одёже

Пух одуванчиков, лопух,

Июль, домой сквозь окна вхожий,

Всё громко говорящий вслух.


Степной нечёсаный растрёпа,

Пропахший липой и травой,

Ботвой и запахом укропа,

Июльский воздух луговой.

(1956)

К какой разновидности лирики можно отнести данное стихотворение?

Ответ: _______________________________________

Как в литературоведении называется сочетание строк, скреплённых общей рифмовкой и интонацией?

Ответ: ______________________________________

К какому роду литературы относится данное произведение?

Ответ: ______________________________________

Как называется созвучие концов стихотворных строк (привиденье – тени; головой – домовой и т. п.)?

Ответ: ______________________________________

Из приведённого ниже перечня выберите три названия художественных средств и приёмов, использованных поэтом в предпоследней строфе данного стихотворения.

1) анафора

2) гипербола

3) неологизм

4) звукопись

5) просторечие

Ответ: ______________________________________

Какое художественное средство, связанное с переносом свойств живых существ на неодушевлённые предметы, является главным при описании июля в первых трёх строфах стихотворения?

Ответ: ______________________________________


Какая стилистическая фигура, связанная с нарушением обычного порядка слов использована в строках: «На чердаке мелькают тени. // По дому бродит домовой»?

Ответ: ______________________________________

8. Укажите, какой способ усиления интонационной выразительности текста, основанный на повторении одинаковых, однородных гласных, использует автор произведения: «В халате крадётся к кровати, Срывает скатерть со стола».

Ответ: ______________________________________


Тематический тест№4

СОСНЫ

В траве, меж диких бальзаминов,

Ромашек и лесных купав,

Лежим мы, руки запрокинув

И к небу головы задрав.

 

Трава на просеке сосновой

Непроходима и густа.

Мы переглянемся и снова

Меняем позы и места.

 

И вот, бессмертные на время,

Мы к лику сосен причтены

И от болезней, эпидемий

И смерти освобождены.

 

С намеренным однообразьем,

Как мазь, густая синева

Ложится зайчиками наземь

И пачкает нам рукава.

 

Мы делим отдых краснолесья,

Под копошенье мураша

Сосновою снотворной смесью

Лимона с ладаном дыша.

 

И так неистовы на синем

Разбеги огненных стволов,

И мы так долго рук не вынем

Из-под заломленных голов,


И столько широты во взоре,

И так покорны все извне,

Что где-то за стволами море

Мерещится всё время мне.

 

Там волны выше этих веток

И, сваливаясь с валуна,

Обрушивают град креветок

Со взбаламученного дна.

 

А вечерами за буксиром

На пробках тянется заря

И отливает рыбьим жиром

И мглистой дымкой янтаря.

 

Смеркается, и постепенно

Луна хоронит все следы

Под белой магиею пены

И чёрной магией воды.

 

А волны всё шумней и выше,

И публика на поплавке

Толпится у столба с афишей,

Неразличимой вдалеке.

(1941)

К какой разновидности лирики можно отнести данное стихотворение?

Ответ: _______________________________________

В стихотворении чётко обозначены две структурные части: наяву – сосны, в воображении – море. Как называется взаимосвязь и взаиморасположение частей произведения, его образов?

Ответ: _______________________________________

«Град креветок», «белая магия пены» и т. п. Какое средство художественной выразительности, основанное на переносном значении слов, использовано поэтом при создании образов?

Ответ: _______________________________________

Какой вид звукописи, основанный на повторении согласных звуков, использован в следующих строках: «Там волны выше этих веток // И, сваливаясь с валуна…»?

Ответ: _______________________________________

5. Из приведённого ниже перечня выберите три названия художественных средств и приёмов, использованных поэтом в девятой строфе данного стихотворения.

1) анафора

2) ирония

3) инверсия

4) эпитет

5) гипербола

Ответ: _______________________________________

6.Назовите изобразительно-выразительное средство, основанное на сопоставлении предметов и явлений: «Как мазь, густая синева // Ложится зайчиками наземь…»

Ответ: _______________________________________

7. Как называется нарушенный повтор слов: «Лежим мы, руки запрокинув»?

Ответ: _________________________________

8. Определите размер стихотворения.

Ответ: _________________________________

9. Как называется сходное звучание концов стихотворных строк?

Ответ: _________________________________

10.Назовите термин, которым обозначают стилистический прием,

заключающийся в одинаковом начале строк (И от болезней, эпидемий,И смерти освобождены).

Ответ: _________________________________


Тематический тест№ 5

Любить иных – тяжёлый крест,

А ты прекрасна без извилин,

И прелести твоей секрет

Разгадке жизни равносилен.

 

Весною слышен шорох снов

И шелест новостей и истин.

Ты из семьи таких основ.

Твой смысл, как воздух, бескорыстен.

 

Легко проснуться и прозреть,

Словесный сор из сердца вытрясть

И жить, не засоряясь впредь,

Всё это – не большая хитрость.

(1931)

К какой разновидности лирики можно отнести данное стихотворение?

Ответ: _______________________________________

К какому роду литературы относится это произведение?

Ответ: _______________________________________

Как называется созвучие концов стихотворных строк (снов – основ; истин – бескорыстен и т.п.)?

Ответ: _______________________________________

4.Какой вид звукописи использует Пастернак в стихах: «Весною слышен шорох снов / И шелест новостей и истин»?

Ответ: _______________________________________

5.Из приведённого ниже перечня выберите три названия художественных средств и приёмов, использованных поэтом во второй строфе стихотворения.

1) инверсия

2) метафора

3) анафора

4) сравнение

5) гротеск

Ответ: _______________________________________

6.Укажите термин, которым называют определения, помогающие поэту

дать образную художественную характеристику предмету или явлению («словесный» сор, « тяжёлый» крест).

Ответ: _______________________________________

7.Каким термином обозначается резкое противопоставление образов, предметов или явлений в художественном произведении?

Любить иных – тяжёлый крест,

А ты прекрасна без извилин,

Ответ: _______________________________________

8. Как в литературоведении называется сочетание строк, скреплённых общей рифмовкой и интонацией?

Ответ: ______________________________________________________

9. «Твой смысл, как воздух, бескорыстен» Как называется выражение или слово, в котором одно явление или понятие объясняется посредством сопоставления его с другим?

Ответ: ______________________________________________________

10.Укажите размер, которым написано стихотворение Б.Л. Пастернака «Любить иных – тяжёлый крест…» (без указания количества стоп).

Ответ: _______________________________________

Тематический тест№6


Февраль. Достать чepнил и плaкaть
Писaть o фeвpaлe нaвзpыд,
Пoкa грохочущая слякоть
Вeснoю чepнoю гopит.
 
Дoстaть пpoлeтку. Зa шeсть гpивeн,
Чpeз Блaгoвeст, чpeз клик кoлeс,
Пepeнeстись тудa, гдe ливeнь
Eщe шумнeй чepнил и слeз.
 
Гдe, кaк oбуглeнныe гpуши,
С дepeвьeв тысячи гpaчeй
Сopвутся в лужи и oбpушaт
Суxую гpусть нa днo oчeй.
 
Пoд нeй пpoтaлины чepнeют,
И вeтep кpикaми изpыт,
И чeм случaйнeй, тeм вepнee
Слaгaются стиxи нaвзpыд.

1912 г.

1.К какой разновидности лирики относится данное стихотворение?

Ответ: ___________________________________________

2. Как называется стилистический приём, применённый Б.Л. Пастернаком для усиления звуковой выразительности стиха, например, в словосочетании («клик колес»)?

Ответ: ___________________________________________

3.«Чpeз Блaгoвeст, чpeз клик кoлeс». Укажите название синтаксического приема, использованного в этой строке.

Ответ: ___________________________________________

4.Каким термином называют в литературоведении художественный прием преувеличения, использованный Б.Л. Пастернаком в этом стихотворении

«С дepeвьeв тысячи гpaчeй Сopвутся…»?

Ответ: ___________________________________________

5.Какое средство художественной изобразительности позволяет автору уподобить природные явления человеку: Гдe, кaк oбуглeнныe гpуши, С дepeвьeв тысячи гpaчeй

Сopвутся…»

Ответ: ___________________________________________

6.Укажите средство художественной выразительности, основанное на переносе свойств одних предметов или явлений на другие: «Пoкa грохочущая слякоть
Вeснoю чepнoю гopит».
Ответ: ___________________________________________

7. Из приведённого ниже перечня выберите три названия художественных средств и приёмов, использованных поэтом в стихотворении (укажите их номера).

1. инверсия

2. сравнение

3. парцелляция

4. противопоставление

5.оксюморон

Ответ: ___________________________________________
8.Для усиления выразительности речи автор использует нарушение прямого для русского языка порядка слов « С дepeвьeв тысячи гpaчeй сopвутся в лужи». Как называется этот стилистический прием?

9.Укажите название стихотворного размера, которым написано стихотворение Б.Л. Пастернака «Февраль. Достать чернил и плакать…»

Ответ: ___________________________________________

10.Определите тип рифмовки в стихотворении.

Ответ: ____________________________________________________


Тематический тест№ 7


Про эти стихи


На тротуарах истолку

С стеклом и солнцем пополам,

Зимой открою потолку

И дам читать сырым углам.

 

Задекламирует чердак

С поклоном рамам и зиме,

К карнизам прянет чехарда

Чудачеств, бедствий и замет.

 

Буран не месяц будет месть,

Концы, начала заметёт.

Внезапно вспомню: солнце есть;

Увижу: свет давно не тот.

 

Галчонком глянет Рождество,

И разгулявшийся денёк

Откроет много из того,

Что мне и милой невдомёк.

 

В кашне, ладонью заслонясь,

Сквозь фортку крикну детворе:

Какое, милые, у нас

Тысячелетье на дворе?

 

Кто тропку к двери проторил,

К дыре, засыпанной крупой,

Пока я с Байроном курил,

Пока я пил с Эдгаром По?

 

Пока в Дарьял, как к другу, вхож,

Как в ад, в цейхгауз и в арсенал,

Я жизнь, как Лермонтова дрожь,

Как губы в вермут окунал.

(1917 г.)

К какой разновидности лирики относится данное стихотворение?

Ответ:________________________________________

Укажите термин, обозначающий единоначатие, повтор слова или группы слов в начале нескольких стихотворных строк:

Пока я с Байроном курил,

Пока я пил с Эдгаром По?

Ответ: ___________________________________________________

Назовите приём художественного изображения, состоящий в перенесении свойств человека на неодушевленные предметы, явления природы («задекламирует чердак»).

Ответ: ____________________________________________________

Как называется нарушение привычного порядка слов, к которому прибегает автор с определённой смысловой целью («к карнизам прянет чехарда», «кто тропку к двери проторил» и т.п.)?

Ответ: ____________________________________________________

Определите размер, которым написано стихотворение Б.Л. Пастернака «Про эти стихи» (без указания количества стоп).

Ответ: ____________________________________________________

Назовите изобразительно-выразительное средство, основанное на сопоставлении предметов и явлений: «Галчонком глянет Рождество»

Ответ:________________________________________

7 . Какой фонетический приём использует Пастернак для усиления выразительности образа в словах «Пока в Дарьял, как к другу, вхож…», «Я жизнь, как Лермонтова дрожь»?

Ответ: ___________________________________________________

8. Как называется художественное определение « разгулявшийся» (денёк), использованное поэтом?

Ответ: ___________________________________________________

Как называется условный герой, чьи чувства и переживания передаются в стихотворении?

Ответ: ___________________________________________________

Из приведенного ниже перечня выберите три названия художественных средств и приемов, использованных поэтом в последних четырех строках данного стихотворения. Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) ирония

2) сравнение

3) литота

4) звукопись

5) инверсия

Ответ: ______________________________________________________

                                       Тематический тест№ 8


«Зимняя ночь»

Мело, мело по всей земле

Во все пределы.

Свеча горела на столе,

Свеча горела.


Как летом роем мошкара

Летит на пламя,

Слетались хлопья со двора

К оконной раме.


Метель лепила на стекле

Кружки и стрелы.

Свеча горела на столе,

свеча гороела.


На озаренный потолок

Ложились тени,

Скрещенья рук, скрещенья ног,

Судьбы скрещенья.


И падали два башмачка со стуком на пол,

И воск слезами ночника

На платье капал.


И все терялось в снежной мгле,

Седой и белой.

Свеча горела на столе,

Свеча горела.


На свечку дуло из угла,

И жар соблазна

Вздымал, как ангел, два крыла

Крестообразно.


Мело весь месяц в феврале

И то и дело

Свеча горела на столе,

Свеча горела.

1946 год.


К какому роду литературы относится данное произведение?

Ответ: ___________________________________________________

2. Лирический герой стихотворения размышляет над «вечными» вопросами бытия. К какой тематической разновидности лирики относится данное произведение?

Ответ: ___________________________________________________

3.Как называется образное оценочное определение («мгле седой и белой», «озарённый потолок»)?

Ответ: ___________________________________________________

Как называется стилистическая фигура, использованная Пастернаком в семи первых строках стихотворения и основанная на повторении их начальных слов?

Ответ: ___________________________________________________

Среди строф 4-7 укажите номер строфы (порядковое числительное в именительном падеже), в которой поэт использует анафору.

Ответ: ___________________________________________________

Из приведённого ниже перечня выберите три названия художественных средств и приёмов, использованных поэтом в приведённых ниже строфах данного стихотворения.

1) сравнение

2) гипербола

3) инверсия

4) ирония

5) олицетворение

Как летом роем мошкара

Летит на пламя,

Слетались хлопья со двора

К оконной раме.

Метель лепила на стекле

Кружки и стрелы.

Свеча горела на столе,

Свеча горела.

Ответ: ___________________________________________________

Как называется художественный прием, основанный на противопоставлении различных явлений, который лег в основу композиции стихотворения Б. Л. Пастернака «Зимняя ночь»?

Мело, мело по всей земле

Во все пределы

Свеча горела на столе,

Свеча горела.

Ответ: ___________________________________________________

Как называются строки, мотив «Свеча горела на столе, / Свеча горела», неоднократно повторяющиеся в стихотворении Б. Л. Пастернака «Зимняя ночь»?

Ответ: ___________________________________________________

Укажите размер, которым написано стихотворение Б. Пастернака «Зимняя ночь» (без указания количества стоп).

Ответ: ___________________________________________________

Какой вид звукописи использует Пастернак в следующих строчках: «Ложились тени, Скрещенья рук, скрещенья ног, Судьбы скрещенья»?

Ответ: ___________________________________________________

Тематический тест№ 9


"Быть знаменитым некрасиво"

 Быть знаменитым некрасиво,

 Не это подымает ввысь.

 Не надо заводить архива,

 Над рукописями трястись.

 

 Цель творчества – самоотдача,

 А не шумиха, не успех.

 Позорно, ничего не знача,

 Быть притчей на устах у всех.

 

 Но надо жить без самозванства,

 Так жить, чтобы в конце концов

 Привлечь к себе любовь пространства,

 Услышать будущего зов.

 

 И надо оставлять пробелы

 В судьбе, а не среди бумаг,

 Места и главы жизни целой

 Отчёркивая на полях.

 

 И окунаться в неизвестность,

 И прятать в ней свои шаги,

 Как прячется в тумане местность,

 Когда в ней не видать ни зги.

 

 Другие по живому следу

 Пройдут твой путь за пядью пядь,

 Но пораженья от победы

 Ты сам не должен отличать.

 

 И должен ни единой долькой

 Не отступаться от лица,

 Но быть живым, живым и только,

 Живым и только до конца.

1956

1."Быть знаменитым некрасиво", "Цель творчества – самоотдача". Как называются такие лаконичные изречения, содержащие в себе философскую или житейскую мудрость, поучительный вывод?

Ответ: ______________________________________________________

 2. Укажите термин, которым обозначается троп, основанный на переносе свойств одних предметов и явлений на другие ("любовь пространства", "будущего зов").

Ответ: ______________________________________________________

 3. Назовите стилистическую фигуру, связанную с повторением слова в начале стихотворных строк:

 И окунаться в неизвестность,

 И прятать в ней свои шаги...

Ответ: ______________________________________________________

 4. Как называется приём, использованный поэтом в пятой строфе стихотворения ("И прятать в ней свои шаги / Как прячется в тумане местность...")?

Ответ: ___________________________________________________

5. Как называется стилистический приём, усиливающий звуковую выразительность стиха и связанный с использованием одинаковых согласных звуков ("Пройдут твой путь за пядью пядь")?

Ответ: _________________________________________________

 6.Как называется устойчивое выражение, использованное автором: «быть притчей на устах у всех»?

Ответ: __________________________________________________

 7. Определите размер стихотворения.

Ответ: ____________________________________________________

 8. Определите тип рифмовки.

Ответ: ___________________________________________________

 9. Какое лексическое средство использовал автор:

Но быть живымживым и только,

 Живым и только до конца.

Ответ: ______________________________________________________

 10. Как называется приём противопоставления («самоотдача, А не шумиха, не успех»,  «В судьбе, а не среди бумаг»)?

Ответ: ____________________________________________________

Тематический тест№ 10


Во всем мне хочется дойти до сути…

Во всем мне хочется дойти
До самой сути.
В работе, в поисках пути,
В сердечной смуте.

До сущности протекших дней,
До их причины,
До оснований, до корней,
До сердцевины.

Всё время схватывая нить
Судеб, событий,
Жить, думать, чувствовать, любить,
Свершать открытья.

О, если бы я только мог
Хотя отчасти,
Я написал бы восемь строк
О свойствах страсти.

О беззаконьях, о грехах,
Бегах, погонях,
Нечаянностях впопыхах,
Локтях, ладонях.

Я вывел бы ее закон,
Ее начало,
И повторял ее имен
Инициалы.

Я б разбивал стихи, как сад.
Всей дрожью жилок
Цвели бы липы в них подряд,
Гуськом, в затылок.

В стихи б я внес дыханье роз,
Дыханье мяты,
Луга, осоку, сенокос,
Грозы раскаты.

Так некогда Шопен вложил
Живое чудо
Фольварков, парков, рощ, могил
В свои этюды.

Достигнутого торжества
Игра и мука —
Натянутая тетива
Тугого лука.

Укажите род литературы, к которому относится данное произведение.

Ответ: ______________________________________________________

К какой разновидности лирики относится данное стихотворение?

Ответ: ______________________________________________________

3.Как называется созвучие концов стихотворных строк (дойти - пути )?

Ответ: ______________________________________________________

4.Укажите название синтаксического приема, который заключается в повторе одного и того же слова в начале строки.

До сущности протекших дней,

До их причины,

До оснований, до корней,

До сердцевины.

Ответ: ______________________________________________________

Назовите художественный прием, использованный в строках: «Я б разбивал стихи, как сад. Всей дрожью жилок…».

Ответ: ______________________________________________________

Какой художественный приём, основанный на переносе свойств одного явления на другое по их сходству, использует автор стихотворения: «В стихи б я внес дыханье роз, Дыханье мяты»?

Ответ: ______________________________________________________

Во второй строфе для усиления выразительности речи автор использует нарушение прямого для русского языка порядка слов: «Но вечно жалок мне изгнанник…». Как называется такая стилистическая фигура?

Ответ: _________________________________________________


8. Из приведённого ниже перечня выберите три названия художественных средств и приёмов, использованных поэтом в данном стихотворении (цифры укажите в порядке возрастания).

1.контекстные антонимы

2.звукопись

3.эпитеты

4.сравнения

5.оксюморон

Ответ: __________________________________________________

9.Пастернак прибегает в данном стихотворении к фонетической системе повторов, пауз, различных видов интонаций, создающих мелодику звуковых сочетаний. Укажите название этого художественного приёма.

Ответ: __________________________________________________

10.Определите тип рифмовки.

Ответ: ___________________________________________________

Тематический тест№ 11


Никого не будет в доме…


Никого не будет в доме,
Кроме сумерек. Один
Зимний день в сквозном проеме
Незадернутых гардин.

Только белых мокрых комьев
Быстрый промельк моховой,
Только крыши, снег, и, кроме
Крыш и снега, никого.

И опять зачертит иней,
И опять завертит мной
Прошлогоднее унынье
И дела зимы иной.

И опять кольнут доныне
Не отпущенной виной,
И окно по крестовине
Сдавит голод дровяной.

Но нежданно по портьере
Пробежит сомненья дрожь,
— Тишину шагами меря.
Ты, как будущность, войдешь.

Ты появишься из двери
В чем-то белом, без причуд,
В чем-то, впрямь из тех материй,
Из которых хлопья шьют.


1. Укажите род литературы, к которому относится данное стихотворение.

Ответ: ___________________________________________________

Как называется поэтический прием, основанный на повторении одинаковых согласных звуков: «Тишину шагами меря. Ты, как будущность, войдешь»?

Ответ: ________________________________________________

Какой художественный приём, основанный на переносе свойств одного явления на другое по их сходству, использует автор стихотворения: «И окно по крестовине Сдавит голод дровяной»?

Ответ: ________________________________________________

Укажите прием, использованный в стихотворении: «Никого не будет в доме…кроме Крыш и снега, никого».

Ответ: ________________________________________________

Как в литературоведении называется средство художественной выразительности, являющееся образным определением предмета:

«Только белых мокрых комьев
Быстрый промельк моховой…»

Ответ: ________________________________________________

Укажите название приема, состоящего в повторе начала стихотворной строки: «И опять зачертит иней, И опять завертит мной…»?

Ответ: ________________________________________________

7. Из приведённого ниже перечня выберите три названия художественных средств и приёмов, использованных поэтом в данном стихотворении (цифры укажите в порядке возрастания).

1.неологизм

2.гипербола

3.эпитет

4.повтор

5.метафора

Ответ: ___________________________________________________

8.Как называется главная мысль произведения, являющаяся философским и социальным обобщением и представляющая отношение к предмету изображения?

Ответ: __________________________________________________

9.К какой разновидности лирики относится данное стихотворение?

Ответ: ______________________________________________________

10.Определите размер стихотворения.

Ответ: ____________________________________________________

Тематический тест№ 12

Снег идёт


Снег идёт, снег идёт.

К белым звездочкам в буране

Тянутся цветы герани

За оконный переплёт.

Снег идёт, и всё в смятеньи,

Всё пускается в полёт,-

Чёрной лестницы ступени,

Перекрёстка поворот.

Снег идёт, снег идёт,

Словно падают не хлопья,

А в заплатанном салопе

Сходит наземь небосвод.

Словно с видом чудака,

С верхней лестничной площадки,

Крадучись, играя в прятки,

Сходит небо с чердака.

Потому что жизнь не ждёт.

Не оглянешься — и святки.

Только промежуток краткий,

Смотришь, там и новый год.

Снег идёт, густой-густой.

В ногу с ним, стопами теми,

В том же темпе, с ленью той

Или с той же быстротой,

Может быть, проходит время?

Может быть, за годом год

Следуют, как снег идёт,

Или как слова в поэме?

Снег идёт, снег идёт,

Снег идёт, и всё в смятеньи:

Убелённый пешеход,

Удивлённые растенья,

Перекрёстка поворот.

1957

Укажите род литературы, к которому относится стихотворение Б. Пастернака?

Ответ: __________________________________________________

К какому традиционно выделяемому типу лирики можно отнести стихотворение «Снег идёт»?

Ответ: __________________________________________________

Как называется средство художественной выразительности, основанное на переносе свойств одних предметов на другие («к белым звёздочкам в буране»)?

Ответ: __________________________________________________

Как в литературоведении называется средство художественной выразительности, являющееся образным определением («чёрной лестницы», «убелённый пешеход», «удивлённые растенья»)?

Ответ: __________________________________________________

Как называется художественный приём, заключающийся в повторении одних и тех же слов в начале нескольких строк, использованный Б. Пастернаком?

Снег идёт, снег идёт,

Снег идёт, ….

Ответ: __________________________________________________

Как называется литературный прием перенесения свойств и качеств человека на неодушевлённые предметы и отвлеченные понятия, использованный Пастернаком в следующих строках?

А в заплатанном салопе

Сходит наземь небосвод.

Ответ: __________________________________________________

Как называется средство выразительности, при котором явление или понятие объясняется через сопоставление его с другим предметом, явлением или понятием? «Может быть, за годом год следуют, как снег идет, Или как слова в поэме»?

Ответ: __________________________________________________

Несмотря на чёрно-белый колорит стихотворения, создается впечатление блеска, и этому способствует звукопись: «с», «з», «ч», «ж». Как называется повторение одинаковых или однородных согласных в стихотворении, придающее ему особую звуковую выразительность?

Ответ: __________________________________________________

Как называется сочетание стихотворных строк, скрепленных общей рифмовкой и интонацией?

Ответ: __________________________________________________

Как называется тип рифмовки, использованный Б. Пастернаком в первой строфе?

Ответ: __________________________________________________





culture.ru ›persons/9531/boris-pasternak

multiurok.ru ›files/zadaniia-ege-po…pasternak.html

Опубликовано в группе «Литература ЕГЭ»


Комментарии (1)

Постных Лилия Викторовна, 02.05.20 в 14:21 0Ответить Пожаловаться
Дания Рашитовна, спасибо за работу.
Возможно ли выложить ответы?
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.