Рабочие листы к занятиям по финансовой грамотности
«РЕСПУБЛИКАНСКÖЙ ВЕЛÖДАН ШÖРИН»
КОМИ РЕСПУБЛИКАСА КАНМУ ВЕЛÖДАН УЧРЕЖДЕНИЕ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
РЕСПУБЛИКИ КОМИ
«РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ЦЕНТР ОБРАЗОВАНИЯ»
II Всероссийский конкурс методического мастерства на лучшую разработку раздаточного материала к уроку
Рабочие листы к занятиям по финансовой грамотности
Мазанова Ольга Юрьевна
УКП «РДБ» ГОУ РК «РЦО»
Учитель, высшая квалификационная категория, к.п.н.
г. Сыктывкар
2025 год
Пояснительная записка
На II Всероссийский конкурс методического мастерства на лучшую разработку раздаточного материала к уроку представлены рабочие листы для занятий по финансовой грамотности для 7-9 классов, разработанные в соответствии с рабочей программой учебного курса внеурочной деятельности УКП «РДБ» ГОУ РК «РЦО» для 7 – 9 кл. (Приложение).
приложение_Рабочие листыPDF / 3.68 Мб
Целью курса является создание условий для формирования финансовой грамотности у учащихся 7 - 9 классов на базовом уровне, отражающем финансовые потребности подростка 14 - 16 лет.
В соответствии с этим в учебном курсе внеурочной деятельности «Финансовая грамотность» актуализируются следующие задачи:
Формирование:
- базовых ценностей, отражающих идею грамотного финансового поведения, включающего бережное отношение к личным, семейным, финансовым и физическим ресурсам; осознание ценности семьи и ее хозяйственной основы;
- чувства ответственности за взятые на себя обязательства, понимания возможности и необходимости защиты прав потребителя финансовых услуг в случае их нарушения;
- представлений об основных социальных ролях в области взаимодействия с финансовыми организациями и управления личными финансами;
- целостного мировоззрения в области общественных наук, соответствующего современному уровню развития науки и информационных технологий, включающего базовые знания об устройстве финансового рынка, о финансовых институтах и организациях, с которыми сталкивается любой человек в современном обществе;
- умений, включающих способность работать с различными источниками финансовой информации, использовать разнообразные финансовые инструменты, вести элементарные финансовые расчёты (процентные ставки, бюджет и др.);
- компетенций поиска альтернативных решений жизненных задач с помощью финансовых услуг и продуктов, их оценки с позиции собственных критериев выбора и осуществление наиболее разумного выбора для конкретных условий;
Развитие проектного и исследовательского мышления, приобретение практического опыта исследовательской работы по финансовой грамотности, воспитание самостоятельности в приобретении знаний.
В виду специфики организации обучения в УКП «РДБ» программа рассчитана на 17 часов, соответственно представлены рабочие листы для проведения 17 занятий.
Рабочие листы представляют собой набор заданий и упражнений по теме, позволяющий учащимся активно работать с информацией, развивать навыки анализа, критическое мышление и умение учиться, а учителю — оценивать прогресс и адаптировать процесс обучения.
Каждый рабочий лист – это модель занятия, которую можно корректировать, дополнять, а затем использовать целиком или частично, как опорный материал для закрепления или повторения материала. Это открытый методический комплекс, который могут использовать педагоги обществознания, географии, математики и др.
Актуальность
Как известно, рабочий лист – это педагогический инструмент для организации и представления информации, который может быть использован на различных этапах урока.
С помощью рабочего листа можно организовать самостоятельную работу вместе с учебным материалом на уроке, активизировать деятельность учащихся на любом этапе урока, получить обратную связь.
Рабочие листы нужны для организации самостоятельной познавательной деятельности учеников, закрепления знаний, развития критического мышления и навыков самоконтроля, а также для получения учителем обратной связи и оценки результатов обучения. Они представляют собой структурированные задания по определенной теме, которые позволяют сделать процесс обучения более деятельностным, увлекательным и эффективным, а также формируют умение учиться.
Рабочий лист помогает организовать процесс обучения, активизировать учеников и получить обратную связь.
Внеурочная деятельность создает условия для достижения учащимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей для развития и социализации каждого учащегося. Мониторинг эффективности внеурочной деятельности, проводимый на основе методики Л.В. Байбородовой психологом Республиканского центра образования показывает высокую степень мотивации обучающихся к изучению финансовой грамотности, что вызвано как использованием игровых технологий, которые обеспечивают единство эмоционального и рационального в обучении, направлены на развитие творчества, инициативности детей, формирование радости, так и возможностью принять участие в конкурсах по финансовой грамотности.

Работа с рабочими листами, разнообразными формами заданий активизирует деятельность обучающихся и стимулирует к участию в конкурсах по финансовой грамотности с плакатами и комиксами, ребусами и кроссвордами, настольными играми и мультфильмами. Результативность участия отражена в нижеприведенной таблице.
2022-2023 | 2023-2024 | 2024 - 2025 |
Турышева Надежда, 10 кл. Призер (3 место) Республиканского конкурса исследовательских и творческих работ по вопросам финансовой грамотности
| Полумосквина Дария, 8 кл. – победитель конкурса «Творческая мастерская по финансовой грамотности»
| Гайнуллин Амир, 5 кл. Победитель конкурса «Творческая мастерская по финансовой грамотности»
|
Калиенко Елизавета, 7 кл. Победитель (1 место) Республиканского конкурса проектов «Бюджет для граждан»
| | |
Бондарь Максим, 9 кл., Призер Республиканского творческого конкурса «Секреты денежки»
| | Власюк Ксения, 9 кл. Призер Республиканского творческого конкурса «Секреты денежки» |
Калиенко Елизавета, 7 кл. Призер Республиканского конкурса «Секреты денежки»
| | |
Шмыгова Любовь, Шоварий Артем, 8 кл. Победитель (1 место) Муниципального конкурса «Финансовый переполох»
| | |











