Рабочая программа по технологии для девочек (5 класс, УМК под ред. В.Д. Симоненко)
Нижнекамский муниципальный район Республики Татарстан
«Рассмотрено» Руководитель МО ________/ Николаева Е.Л. Протокол №________ от «___»___________20____ г. |
«Согласовано» Заместитель директора по УР МБОУ «СОШ № 29» ________/ Владимирова Л.М. «___»___________20____ г. |
«Утверждаю» Директор МБОУ «СОШ № 29» ________/ Шакиров Р.М. Приказ № _________ от «___»___________20____ г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по технологии в 5 классе
Бахтиозиной Л.В.
учителя технологии первой квалификационной категории
МБОУ « СОШ № 29»
Нижнекамского муниципального района республики Татарстан
2016-2017 учебный год
Пояснительная записка
Настоящая программа по технологии для 5 класса реализуется на основе следующих нормативных документов:
Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Закона Республики Татарстан от 22 июля 2013 года № 68-ЗРТ «Об образовании».
Приказа Министерства образования и науки России от 17 декабря 2010 г. № 1897 "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования" (с изменениями, утвержденными приказом Минобрнауки России от 8 апреля 2015 г. № 1/15).
Основной образовательной программы основного общего образования на 2015-2020 учебные годы МБОУ «СОШ № 29» НМР РТ.
Учебного плана МБОУ «СОШ № 29» НМР РТ на 2016-2017учебный год.
Положения о рабочей программе МБОУ «СОШ № 29» НМР РТ.
Программа ориентирована на УМК: Технология.Технологии ведения дома: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций /Н.В. Синица, В.Д. Симоненко.– М.: Вентана-Граф,2014.-192с: ил.
Планируемые результаты освоения предмета «технология»
Личностные результаты:
1. Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; готовность и способность осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов;
2. Сформированность ответственного отношения к учению; уважительного отношения к труду, наличие опыта участия в социально значимом труде;
3. Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное многообразие современного мира;
4. Освоенность социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, освоение компетентностей в сфере организаторской деятельности; интериоризация ценностей созидательного отношения к окружающей действительности, ценностей социального творчества, ценности продуктивной организации совместной деятельности, самореализации в группе и организации, ценности «другого» как равноправного партнера, формирование компетенций анализа, проектирования, организации деятельности, рефлексии изменений, способов взаимовыгодного сотрудничества, способов реализации собственного лидерского потенциала);
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД
1. Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности. Обучающийся сможет:
анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты;
идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему;
выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат;
ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей;
формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности;
обосновывать целевые ориентиры и приоритеты ссылками на ценности, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов.
2. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет:
определять необходимые действие(я) в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения;
обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач;
определять/находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для выполнения учебной и познавательной задачи;
выстраивать жизненные планы на краткосрочное будущее (заявлять целевые ориентиры, ставить адекватные им задачи и предлагать действия, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов);
выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать средства/ресурсы для решения задачи/достижения цели;
составлять план решения проблемы (выполнения проекта, проведения исследования);
определять потенциальные затруднения при решении учебной и познавательной задачи и находить средства для их устранения;
описывать свой опыт, оформляя его для передачи другим людям в виде технологии решения практических задач определенного класса;
планировать и корректировать свою индивидуальную образовательную траекторию.
3. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией. Обучающийся сможет:
определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности;
систематизировать (в том числе выбирать приоритетные) критерии планируемых результатов и оценки своей деятельности;
отбирать инструменты для оценивания своей деятельности, осуществлять самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных условий и требований;
оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата;
находить достаточные средства для выполнения учебных действий в изменяющейся ситуации и/или при отсутствии планируемого результата;
работая по своему плану, вносить коррективы в текущую деятельность на основе анализа изменений ситуации для получения запланированных характеристик продукта/результата;
устанавливать связь между полученными характеристиками продукта и характеристиками процесса деятельности и по завершении деятельности предлагать изменение характеристик процесса для получения улучшенных характеристик продукта;
сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
4. Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения. Обучающийся сможет:
определять критерии правильности (корректности) выполнения учебной задачи;
анализировать и обосновывать применение соответствующего инструментария для выполнения учебной задачи;
свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся средств, различая результат и способы действий;
оценивать продукт своей деятельности по заданным и/или самостоятельно определенным критериям в соответствии с целью деятельности;
обосновывать достижимость цели выбранным способом на основе оценки своих внутренних ресурсов и доступных внешних ресурсов;
фиксировать и анализировать динамику собственных образовательных результатов.
5. Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной. Обучающийся сможет:
наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную деятельность и деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки;
соотносить реальные и планируемые результаты индивидуальной образовательной деятельности и делать выводы;
принимать решение в учебной ситуации и нести за него ответственность;
самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха;
ретроспективно определять, какие действия по решению учебной задачи или параметры этих действий привели к получению имеющегося продукта учебной деятельности;
демонстрировать приемы регуляции психофизиологических/ эмоциональных состояний для достижения эффекта успокоения (устранения эмоциональной напряженности), эффекта восстановления (ослабления проявлений утомления), эффекта активизации (повышения психофизиологической реактивности).
Познавательные УУД
1. Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы. Обучающийся сможет:
выделять общий признак двух или нескольких предметов или явлений и объяснять их сходство;
объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;
определять обстоятельства, которые предшествовали возникновению связи между явлениями, из этих обстоятельств выделять определяющие, способные быть причиной данного явления, выявлять причины и следствия явлений;
строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от частных явлений к общим закономерностям;
строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие признаки;
излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи;
самостоятельно указывать на информацию, нуждающуюся в проверке, предлагать и применять способ проверки достоверности информации;
объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе познавательной и исследовательской деятельности (приводить объяснение с изменением формы представления; объяснять, детализируя или обобщая; объяснять с заданной точки зрения);
выявлять и называть причины события, явления, в том числе возможные /наиболее вероятные причины, возможные последствия заданной причины, самостоятельно осуществляя причинно-следственный анализ;
делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения, подтверждать вывод собственной аргументацией или самостоятельно полученными данными.
Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет:
обозначать символом и знаком предмет и/или явление;
определять логические связи между предметами и/или явлениями, обозначать данные логические связи с помощью знаков в схеме;
создавать абстрактный или реальный образ предмета и/или явления;
строить модель/схему на основе условий задачи и/или способа ее решения;
создавать вербальные, вещественные и информационные модели с выделением существенных характеристик объекта для определения способа решения задачи в соответствии с ситуацией;
преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область;
переводить сложную по составу (многоаспектную) информацию из графического или формализованного (символьного) представления в текстовое, и наоборот;
строить схему, алгоритм действия, исправлять или восстанавливать неизвестный ранее алгоритм на основе имеющегося знания об объекте, к которому применяется алгоритм;
анализировать/рефлексировать опыт разработки и реализации учебного проекта, исследования (теоретического, эмпирического) на основе предложенной проблемной ситуации, поставленной цели и/или заданных критериев оценки продукта/результата.
Смысловое чтение. Обучающийся сможет:
находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности);
ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст;
устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов;
резюмировать главную идею текста;
4.Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации. Обучающийся сможет:
определять свое отношение к природной среде;
анализировать влияние экологических факторов на среду обитания живых организмов;
проводить причинный и вероятностный анализ экологических ситуаций;
прогнозировать изменения ситуации при смене действия одного фактора на действие другого фактора;
распространять экологические знания и участвовать в практических делах по защите окружающей среды;
выражать свое отношение к природе через модели, проектные работы.
Коммуникативные УУД
Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение. Обучающийся сможет:
определять возможные роли в совместной деятельности;
играть определенную роль в совместной деятельности;
строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности;
критически относиться к собственному мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;
предлагать альтернативное решение в конфликтной ситуации;
договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с поставленной перед группой задачей;
организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.);
Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью. Обучающийся сможет:
представлять в устной или письменной форме развернутый план собственной деятельности;
соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в соответствии с коммуникативной задачей;
высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение партнера в рамках диалога;
использовать вербальные средства (средства логической связи) для выделения смысловых блоков своего выступления;
использовать невербальные средства или наглядные материалы, подготовленные/отобранные под руководством учителя;
3.Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее – ИКТ). Обучающийся сможет:
целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ;
выбирать, строить и использовать адекватную информационную модель для передачи своих мыслей средствами естественных и формальных языков в соответствии с условиями коммуникации;
выделять информационный аспект задачи, оперировать данными, использовать модель решения задачи;
использовать компьютерные технологии (включая выбор адекватных задаче инструментальных программно-аппаратных средств и сервисов) для решения информационных и коммуникационных учебных задач;
использовать информацию с учетом этических и правовых норм;
создавать информационные ресурсы разного типа и для разных аудиторий, соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности.
Содержание учебного предмета «технология»
I. Раздел «Современные материальные, информационные и гуманитарные технологии и перспективы их развития» – 6 часов.
Потребности и технологии. Потребности. Иерархия потребностей. Общественные потребности. Потребности и цели. Развитие потребностей и развитие технологий. Реклама. Принципы организации рекламы. Способы воздействия рекламы на потребителя и его потребности. Понятие технологии. Цикл жизни технологии. Материальные технологии, информационные технологии, социальные технологии.
История развития технологий. Источники развития технологий: эволюция потребностей, практический опыт, научное знание, технологизация научных идей. Развитие технологий и проблемы антропогенного воздействия на окружающую среду. Технологии и мировое хозяйство. Закономерности технологического развития.
Технологический процесс, его параметры, сырье, ресурсы, результат. Виды ресурсов. Способы получения ресурсов. Взаимозаменяемость ресурсов. Ограниченность ресурсов. Условия реализации технологического процесса. Побочные эффекты реализации технологического процесса. Технология в контексте производства.
Анализ и синтез как средства решения задачи. Техника проведения морфологического анализа.
II.Раздел «Формирование технологической культуры и проектно-технологического мышления обучающихся» – 60 часов.
Тема 1. «Запуск 1 проекта. Планирование кухни-столовой» – 14 часов
Способы представления технической и технологической информации. Техническое задание. Технические условия. Эскизы и чертежи. Технологическая карта. Алгоритм. Инструкция. Описание систем и процессов с помощью блок-схем. Электрическая схема.
Техники проектирования, конструирования, моделирования. Способы выявления потребностей. Методы принятия решения. Анализ альтернативных ресурсов.
Порядок действий по сборке конструкции/механизма. Способы соединения деталей. Технологический узел. Понятие модели.
Логика проектирования технологической системы. Модернизация изделия и создание нового изделия как виды проектирования технологической системы. Конструкции. Основные характеристики конструкций. Порядок действий по проектированию конструкции/механизма, удовлетворяющей(-его) заданным условиям. Моделирование. Функции моделей. Использование моделей в процессе проектирования технологической системы. Простые механизмы как часть технологических систем. Робототехника и среда конструирования. Виды движения. Кинематические схемы
Тема: «Запуск 2 проекта. Приготовление воскресного завтрака для всей семьи» – 16 часов.
Современные промышленные технологии получения продуктов питания.
Тема: «Запуск 3 проекта. Наряд для семейного завтрака» – 14 часов.
Разработка и изготовление материального продукта. Апробация полученного материального продукта. Модернизация материального продукта. Изготовление материального продукта с применением элементарных (не требующих регулирования) и сложных (требующих регулирования/настройки) рабочих инструментов/технологического оборудования (практический этап проектной деятельности).
Тема: «Запуск 4 проекта. Создание изделий из текстильных материалов» – 16 часов
Разработка проектного замысла по алгоритму («бытовые мелочи»): реализация этапов анализа ситуации, целеполагания, выбора системы и принципа действия/модификации продукта (поисковый и аналитический этапы проектной деятельности). Планирование (разработка) материального продукта в соответствии с задачей собственной деятельности (включая моделирование и разработку документации) или на основе самостоятельно проведенных исследований потребительских интересов (тематика: дом и его содержание, школьное здание и его содержание).
III.Раздел «Построение образовательных траекторий и планов в области профессионального самоопределения» – 4 часа.
Предприятия региона проживания обучающихся, работающие на основе современных производственных технологий. Обзор ведущих технологий, применяющихся на предприятиях региона, рабочие места и их функции.
Тематическое планирование учебной деятельности
5 класс (девочки)
№ п\п |
Тема урока |
Количество часов |
Основные виды учебной деятельности обучающихся |
|||
Раздел «Современные материальные, информационные и гуманитарные и технологии и перспективы их развития» – 6 часов. |
||||||
1. |
Потребности и технологии. Потребности. Иерархия потребностей. Общественные потребности. Потребности и цели. Развитие потребностей и развитие технологий. |
1 |
Объяснять на произвольно избранных примерах принципиальные отличия современных технологий производства материальных продуктов от традиционных технологий, связывая свои объяснения с принципиальными алгоритмами, способами обработки ресурсов, свойствами продуктов современных производственных технологий и мерой их технологической чистоты. Практическая работа «Потребности и цели. Развитие потребностей и развитие технологий» (составить таблицу) |
|||
2. |
Реклама. Принципы организации рекламы. Способы воздействия рекламы на потребителя и его потребности. |
1 |
Характеризует рекламу как средство формирования потребностей; Характеризует виды ресурсов, объясняет место ресурсов в проектировании и реализации технологического процесса; Практическая работа - «Создание рекламы» |
|||
3. |
Понятие технологии. Цикл жизни технологии. Материальные технологии, информационные технологии, социальные технологии. |
1 |
Разъясняет содержание понятий «технология», «технологический процесс», «потребность», «конструкция», «механизм», «проект», и адекватно пользуется этими понятиями Практическая работа «Работа с интернет- ресурсами» |
|||
4. |
История развития технологий. Источники развития технологий: эволюция потребностей, практический опыт, научное знание, технологизация научных идей. Развитие технологий и проблемы антропогенного воздействия на окружающую среду. Технологии и мировое хозяйство. Закономерности технологического развития. |
1 |
Объясняет основания развития технологий, опираясь на произвольно избранную группу потребностей, которые удовлетворяют эти технологии; Практическая работа - «Привести произвольные примеры производственных технологий и технологий в сфере быта» (составить таблицу)
|
|||
5. |
Технологический процесс, его параметры, сырье, ресурсы, результат. Виды ресурсов. Способы получения ресурсов. Взаимозаменяемость ресурсов. Ограниченность ресурсов. Условия реализации технологического процесса. Побочные эффекты реализации технологического процесса. Технология в контексте производства. |
1 |
Расчет затрат на изготовление швейного изделия. Выбор оптимального варианта выполнения проекта. Изготовление изделия самостоятельно и под руководством учителя. Контроль деятельности на каждом этапе изготовления изделия. Практическая работа - «Подсчет материальных затрат на изготовление изделия» |
|||
6. |
Анализ и синтез как средства решения задачи. Техника проведения морфологического анализа. |
1 |
Получил и проанализировал опыт разработки или оптимизации и введение технологии на примере организации действий и взаимодействия в быту. Лабораторная работа – «Провести анализ бытовых приборов на кухне» |
|||
II. Раздел «Формирование технологической культуры и проектно-технологического мышления обучающихся» – 60 часов. |
||||||
7. |
Запуск 1 проекта– 14 часов. Планирование кухни-столовой. |
1 |
Знакомиться с примерами творческих проектов пятиклассников по разделу «Формирование технологической культуры и проектно-технологического мышления обучающихся». Определять цель и задачи проектной деятельности по разделу. Знакомиться с эргономическими, санитарно-гигиеническими, эстетическими требованиями к интерьеру. Находить и представлять информацию об устройстве современной кухни. Практическая работа - «Работа с интернет-ресурсами» |
|||
8. |
Способы представления технической и технологической информации. Техническое задание. Технические условия. Эскизы и чертежи. |
1 |
Разъясняет понятия «технология», «технологический процесс», «потребность», «конструкция», «механизм», «проект» и адекватно пользуется этими понятиями; объясняет, приводя примеры, принципиальную технологическую схему, в том числе характеризуя негативные эффекты; составляет техническое задание, памятку, инструкцию, технологическую карту; составляет техническое задание на изготовление продукта, призванного удовлетворить выявленную потребность Осуществляет сборку моделей с помощью образовательного конструктора по инструкции; осуществляет выбор товара в модельной ситуации; осуществляет сохранение информации в формах описания, схемы, эскиза, фотографии; конструирует модель по заданному прототипу; получает и анализирует проведенные испытания, модернизацию модели; получает и анализирует опыт изготовления материального продукта на основе технологической документации с применением элементарных (не требующих регулирования) рабочих инструментов; разъясняет способы представления технической и технологической информации; соблюдает технические условия и правила работы с технологической картой; описывает систему и процессы с помощью блок-схем; овладевают навыками в технике проектирования, конструирования, моделирования; знает устройство простых механизмов. Виды движения; осуществляет построение и особенности разработки отдельных видов проектов: технологический проект; знает способы выявления потребностей; разрабатывает проектный замысел по алгоритму («бытовые мелочи»); изготавливает материальный продукт с применением элементарных (не требующих регулирования) и сложных (требующих регулирования/настройки) рабочих инструментов/технологического оборудования (практический этап проектной деятельности); разрабатывает и реализует персональный проект, направленный на разрешение личностно значимой для обучающегося проблемы; обрабатывает проектное изделие по индивидуальному плану; осуществляет самоконтроль и оценку качества готового изделия, анализирует ошибки; находит и предоставляет информацию об истории изделий овладевает безопасными приѐмами труда; характеризует виды ресурсов, объясняет место ресурсов в проектировании и реализации технологического процесса в быту; получает и анализирует опыт разработки или оптимизации и введение технологии на примере организации действий и взаимодействия в быту; приводит произвольные примеры производственных технологий и технологий в сфере быта; осуществляет корректное применение / хранение произвольно заданного продукта на основе информации производителя (инструкции, памятки, этикетки); получает и анализирует опыт разработки оригинальных конструкций в заданной ситуации: нахождение вариантов, отбор решений, проектирование и конструирование, испытания, анализ, способы модернизации, альтернативные решения; объясняет основания развития технологий, опираясь на произвольно избранную группу потребностей, которые удовлетворяют эти технологии; приводит произвольные примеры производственных технологий и технологий в сфере быта; характеризует рекламу как средство формирования потребностей; модифицировать механизм на основе технической документации для получения заданных свойств (решения задачи) – моделирование с помощью конструктора или в виртуальной среде. Простейшие роботы. Практическая работа - «Работа с интернет - ресурсами» |
|||
9. |
Технологическая карта. Алгоритм. Инструкция. Описание систем и процессов с помощью блок-схем. Электрическая схема. |
1 |
||||
10 |
Техники проектирования, конструирования, моделирования. Способы выявления потребностей. Методы принятия решения. Анализ альтернативных ресурсов. |
1 |
||||
11. |
Порядок действий по сборке конструкции/механизма. Способы соединения деталей. Технологический узел. Понятие модели. |
1 |
||||
12. |
Логика проектирования технологической системы. Модернизация изделия и создание нового изделия как виды проектирования технологической системы. |
1 |
||||
13. |
Конструкции. Основные характеристики конструкций. Порядок действий по проектированию конструкции/механизма, удовлетворяющей(-его) заданным условиям. |
1 |
||||
14. |
Моделирование. Функции моделей. Использование моделей в процессе проектирования технологической системы. |
1 |
||||
15. |
Простые механизмы как часть технологических систем. |
1 |
||||
16. |
Робототехника и среда конструирования. |
1 |
||||
17. |
Виды движения. Кинематические схемы. |
1 |
||||
18. |
Интерьер кухни, столовой. |
1 |
Знакомиться с эргономическими, санитарно-гигиеническими, эстетическими требованиями к интерьеру. Находить и представлять информацию об устройстве современной кухни. Практическая работа – «Планирование кухни с помощью шаблонов в рабочей тетради и с помощью компьютера». |
|||
19. |
Бытовые электроприборы. |
1 |
Изучать потребность в бытовых электроприборах на кухне. Находить и представлять информацию об истории электроприборов. Знакомиться с принципом действия и правилами эксплуатации микроволновой печи и бытового холодильника. Лабораторная работа – «Изучение потребностей в бытовых электрических приборов на кухне» |
|||
20. |
Защита проекта. |
1 |
Защищать творческий проект, анализировать результат проектной деятельности по предложенным критериям |
|||
21. |
Запуск 2 проекта– 16 часов. Приготовление воскресного завтрака для всей семьи. |
1 |
Выполнять фигурную нарезку овощей для художественного оформления салатов. Отрабатывать точность и координацию движений при выполнении приемов нарезки. Читать технологическую документацию. Соблюдать последовательность приготовления блюд по инструкционной карте. Готовить салат из сырых овощей. Осваивать безопасные приемы тепловой обработки овощей. Готовить гарниры и блюда из вареных овощей. органолептически оценивать готовые блюда. Выполнять эскизы оформления салатов для салатниц различной формы. Рассчитывать калорийность приготовленных блюд. Овладевать навыками деловых, уважительных, культурных отношений со всеми членами бригады Практическая работа – «Выполнять эскизы оформления салатов для салатниц различной формы» |
|||
22. |
Современные промышленные технологии получения продуктов питания. |
1 |
Характеризовать группы профессий, обслуживающих технологии в сферах медицины, производства и обработки материалов, машиностроения, производства продуктов питания, сервиса, информационной сфере, описывает тенденции их развития. Практическая работа - «Работа с интернет - ресурсами». |
|||
23. |
Санитария и гигиена на кухне.Здоровое питание. |
1 |
Овладевать навыками личной гигиены при приготовлении пищи и хранении продуктов. Организовывать рабочее место. Определять набор безопасных для здоровья моющих и чистящих средств для мытья посуды и уборки кабинета технологии. Осваивать безопасные приёмы работы с кухонным оборудованием, колющими и режущими инструментами, горячей посудой, жидкостью. Оказывать первую помощь при порезах и ожогах. Находить и предъявлять информацию о содержании в пищевых продуктах витаминов, минеральных солей и микроэлементов. Осваивать исследовательские навыки при проведении лабораторных работ по определению качества пищевых продуктов и питьевой воды. Составлять индивидуальный режим питания и дневной рацион на основе пищевой пирамиды. Лабораторная работа - «Определение качества питьевой воды» |
|||
24. |
Технология приготовления бутербродов, горячих напитков. |
1 |
Приготавливать и оформлять бутерброды. Определять вкусовые сочетания продуктов в бутербродах. Подсушивать хлеб для канапе в жарочном шкафу или тостере. Приготавливать горячие напитки (чай, кофе, какао). Проводить сравнительный анализ вкусовых качеств различных видов чая и кофе. Находить и представлять информацию о растениях, из которых можно приготовить горячие напитки. Дегустировать бутерброды и горячие напитки. Знакомиться с профессией пекарь Практическая работа - «Составить инструкционную карту приготовления бутерброда». |
|||
25. |
Приготовление завтрака. |
1 |
Составлять меню завтрака. Познакомиться с понятием о калорийности продуктов. Рассчитывать количество и стоимость продуктов для приготовления завтрака. Практическая работа – «Приготовление бутербродов и горячих напитков» |
|||
26. |
Технология приготовления блюд из круп, бобовых. |
1 |
Читать маркировку и штриховые коды на упаковках. Знакомиться с устройством кастрюли-кашеварки. Определять экспериментально оптимальное соотношение крупы и жидкости при варке гарнира из крупы. Готовить рассыпчатую, вязкую и жидкую кашу. Определять консистенцию блюда. Готовить гарнир из бобовых или макаронных изделий. Находить и предъявлять информацию о крупах и продуктах их переработки; о блюдах из круп, бобовых и макаронных изделий. Дегустировать блюда из круп, бобовых и макаронных изделий. Знакомиться с профессией повар Лабораторная работа – «Чтение маркировки и штриховые коды на упаковках». |
|||
27. |
Приготовление каши. |
1 |
Узнавать о способах механической и тепловой кулинарной обработки круп, требованиях к качеству готового блюда. Выполнять механическую и тепловую кулинарную обработку круп, используя технологическую карту. Практическая работа - «Приготовление каши» |
|||
28. |
Технология приготовления блюд из макаронных изделий. |
1 |
Узнавать о способах механической и тепловой кулинарной обработки макаронных изделий, требованиях к качеству готового блюда. Выполнять механическую и тепловую кулинарную обработку макаронных изделий , используя технологическую карту. Практическая работа - «Составление инструкционной карты» |
|||
29. |
Приготовление запеканки. |
1 |
Готовить запеканку. Читать технологическую документацию. Соблюдать последовательность приготовления блюд по инструкционной карте. Оценивать готовые блюда органалептическим методом. Рассчитывать калорийность приготовленных блюд. Овладевать навыками деловых, уважительных, культурных отношений со всеми членами бригады Практическая работа – «Приготовление запеканки». |
|||
30. |
Технология приготовления блюд из овощей и фруктов. Питательная ценность овощей и фруктов. |
1 |
Определять доброкачественность овощей и фруктов по внешнему виду и с помощью индикаторов. Выполнять кулинарную механическую обработку овощей и фруктов. Выполнять фигурную нарезку овощей для художественного оформления салатов. Осваивать безопасные приёмы работы ножом и приспособлениями для нарезки овощей. Отрабатывать точность и координацию движений при выполнении приёмов нарезки. Читать технологическую документацию. Соблюдать последовательность приготовления блюд по технологической карте. Лабораторная работа - «Определение содержание нитратов» |
|||
31. |
Приготовление салатов. |
1 |
Готовить салат из сырых овощей или фруктов. Осуществлять органолептическую оценку готовых блюд. Находить и предъявлять информацию об овощах, применяемых в кулинарии, о блюдах из них, влиянии на сохранение здоровья человека. Овладевать навыками деловых, уважительных, культурных отношений со всеми членами бригады. Практическая работа - «Приготовление салата из сырых овощей» |
|||
32. |
Тепловая обработка овощей. |
1 |
Осваивать безопасные приёмы тепловой обработки овощей. Готовить гарниры и блюда из вареных овощей. Овладевать навыками деловых, уважительных, культурных отношений со всеми членами бригады Находить и предъявлять информацию о способах тепловой обработки, способствующих сохранению питательных веществ и витаминов. Практическая работа - «Приготовление салата из варенных овощей» |
|||
33. |
Определение свежести яиц. |
1 |
Определять свежесть яиц с помощью овоскопа или подсоленной воды. Готовить блюда из яиц. Находить и предъявлять информацию о способах хранения яиц без холодильника, о блюдах из яиц, способах оформления яиц к народным праздникам. Лабораторная работа - « Определять свежесть яиц с помощью овоскопа или подсоленной воды» |
|||
34. |
Технология приготовления блюд из яиц. |
1 |
Готовить блюда из яиц. Читать технологическую документацию. Соблюдать последовательность приготовления блюд по инструкционной карте. Органолептически оценивать готовые блюда. Рассчитывать калорийность приготовленных блюд. Овладевать навыками деловых, уважительных, культурных отношений со всеми членами бригады Практическая работа - «Блюда из яиц» |
|||
35. |
Сервировка стола к завтраку. Правила этикета. |
1 |
Подбирать столовое бельё для сервировки стола к завтраку. Подбирать столовые приборы и посуду для завтрака. Выполнять сервировку стола к завтраку, овладевая навыками эстетического оформления стола. Складывать салфетки. Участвовать в ролевой игре «Хозяйка и гости за столом» Практическая работа - «Составление меню» |
|||
36. |
Защита проекта. |
1 |
Защищать творческий проект, анализировать результат проектной деятельности по предложенным критериям |
|||
37. |
Запуск 3 проекта – 14 часов. Наряд для семейного завтрака |
1 |
Знакомиться с примерами творческих проектов пятиклассников. Определять цель и задачи проектной деятельности. |
|||
38. |
Производство текстильных материалов. Натуральные волокна. Основные сведения о тканях. |
1 |
Составлять коллекции тканей из натуральных волокон растительного происхождения. Исследовать свойства хлопчатобумажных и льняных тканей. Изучать характеристики различных видов волокон и материалов: тканей, ниток, тесьмы, лент по коллекциям. Определять направление долевой нити в ткани. Исследовать свойства нитей основы и утка. Определять лицевую и изнаночную стороны ткани. Определять виды переплетения нитей в ткани. Проводить анализ прочности окраски тканей. Находить и предъявлять информацию о производстве нитей и тканей в домашних условиях, инструментах и приспособлениях, которыми пользовались для этих целей в старину. Изучать свойства тканей из хлопка и льна. Лабораторная работа-«Определять направление долевой нити в ткани. Определять направление долевой нити в ткани. Исследовать свойства нитей основы и утка. Определять лицевую и изнаночную стороны ткани. Определять виды переплетения нитей в ткани» |
|||
39. |
Свойства тканей из хлопка и льна. |
1 |
Изучать свойства тканей из хлопка и льна. Знакомиться с профессиями оператор прядильного производства и ткач. Оформлять результаты исследований. Лабораторная работа - «Изучение свойств ткани из хлопка и льна» |
|||
40. |
Ручные работы. Инструменты и приспособления. Понятие о стежке, строчке, шве. Терминология ручных работ. Выполнение ручных строчек. |
1 |
Беседуют по теме. Усваивают основные определения и понятия по теме. Выполняют практическую работу «Изготовление образцов ручных работ». Изготовлять образцы ручных работ: перенос линий выкройки на детали кроя с помощью резца –колесика, прямыми стежками, с помощью булавок;обметывание косыми (или петельными) стежками;заметывание (вподгибку с открытым срезом и в подгибку с закрытым срезом); сметывание. Соблюдают правила ТБ при работе с иглами, булавками, ножницами. Практическая работа - «Изготовление образцов ручных работ» |
|||
41. |
Классификация машин швейного производства. Устройство и принцип работы. |
1 |
Изучают основные определения и понятия по теме. Выполняют лабораторную работу «Исследование работы регулирующих механизмов швейной машины». Соблюдают правила техники безопасности при работе с использованием швейной машины. Находить и предъявлять информацию об истории швейной машины. Лабораторная работа - «Исследование работы регулирующих механизмов швейной машины» |
|||
42. |
Заправка швейной машины. Организация рабочего места. Приемы работы на швейной машине. ТБ. |
1 |
Изучать устройство современной бытовой швейной машины с электрическим приводом. Подготавливать швейную машину к работе: наматывать нижнюю нитку на шпульку, заправлять верхнюю и нижнюю нитки, выводить нижнюю нитку наверх. Выполнять прямую и зигзагообразную машинные строчки с различной длиной стежка по намеченным линиям по прямой и с поворотом под углом с использованием переключателя вида строчек и регулятора длины стежка. Выполнение закрепок в начале и конце строчки с использованием клавиши шитья назад. Овладевать безопасными приёмами труда. Практическая работа - «Приемы работы на швейной машинке» |
|||
43. |
Выполнение стачных и краевых машинных швов. Терминология машинных работ. Влажно-тепловая обработка ткани. |
1 |
Выполняют практическую работу «Изготовление образцов машинных работ». Изготовлять образцы машинных работ: обметывание зигзагообразными стежками, застрачивание в подгибку с закрытым срезом); стачивание. Проводить влажно-тепловую обработку на образцах машинных швов: приутюживание, разутюживание, заутюживание. Практическая работа - «Изготовление образцов машинных работ» |
|||
44. |
Разработка и изготовление материального продукта Эскизы и чертежи. Технологическая карта.Конструирование швейных изделий. Измерение фигуры. Масштаб, чертёж, типы линий. Чертеж фартука в М 1:4. |
1 |
Снятие мерок с фигуры человека и запись результатов измерений. Построение чертежа фартука в масштабе 1 : 4 и в натуральную величину по своим меркам или по заданным размерам. Расчет количества ткани на изделие. Коррекция выкройки с учетом своих мерок и особенностей фигуры. Подготовка выкройки к раскрою Практическая работа - «Снятие мерок с фигуры человека и запись результатов измерений» |
|||
45. |
Построение выкройки фартука. Подготовка выкройки к раскрою.Моделирование фартука. Виды отделки изделия. |
1 |
Построение чертежа фартука в масштабе 1:4 и в натуральную величину по своим меркам. Моделирование фартука выбранного фасона. Подготовка выкройки к раскрою. Варианты объектов труда. Чертеж и выкройка фартука. Виды отделок. Практическая работа – «Моделирование фартука. Подготовка выкройки к раскрою» |
|||
46. |
Подготовка ткани к раскрою. Раскрой фартука и косынки. Подготовка деталей кроя к обработке. ТБ. |
1 |
Определение способа подготовки данного вида ткани к раскрою. Планирование времени и последовательности выполнения отдельных операций и работы в целом. Выполнение раскладки выкроек на ткани. Перевод контурных и контрольных линий выкройки на парные детали кроя. Выполнение безопасных приемов труда. Самоконтроль и оценка качества готового изделия, анализ ошибок Практическая работа – «Определение способа подготовки данного вида ткани к раскрою. Выполнение раскладки выкроек на ткани» |
|||
47. |
Модернизация материального продукта. Изготовление материального продукта с применением элементарных (не требующих регулирования) и сложных (требующих регулирования/настройки) рабочих инструментов/технологического оборудования (практический этап проектной деятельности).Обработка боковых срезов фартука. Обработка нижнего среза фартука. |
1 |
Применение образцов ручных и машинных стежков, строчек и швов. Отработка точности движений, координации и глазомера при выполнении швов. Подшивание низа изделия потайными подшивочными стежками. Обоснование выбора вида соединительных, краевых и отделочных швов для данного изделия в зависимости от его конструкции, технологии изготовления, свойств ткани и наличия необходимого оборудования. Чтение технологической документации и выполнение образцов поузловой обработки швейных изделий. Подготовка и проведение примерки, исправление дефектов. Стачивание деталей и выполнение отделочных работ. Выполнение безопасных приемов труда. Самоконтроль и оценка качества готового изделия, анализ ошибок. Практическая работа - «Обработка боковых срезов фартука. Обработка нижнего среза фартука» |
|||
48. |
Обработка срезов кармана. Соединение кармана с фартуком.Обработка пояса. Обработка бретелей. Соединение пояса и бретелей с фартуком. |
1
|
Выполнение образцов ручных и машинных стежков, строчек и швов. Отработка точности движений, координации и глазомера при выполнении швов. Обоснование выбора вида соединительных, краевых и отделочных швов для данного изделия в зависимости от его конструкции, технологии изготовления, свойств ткани и наличия необходимого оборудования. Чтение технологической документации и выполнение образцов поузловой обработки швейных изделий. Подготовка и проведение примерки, исправление дефектов. Стачивание деталей и выполнение отделочных работ. Выполнение безопасных приемов труда. Самоконтроль и оценка качества готового изделия, анализ ошибок Практическая работа – «Окончательная обработка фартука» |
|||
49. |
Обработка косынки. ВТО. |
1 |
Выбор режима и выполнение влажно-тепловой обработки изделия. Самоконтроль и оценка качества готового изделия, анализ ошибок Практическая работа – «Обработка косынки и ВТО» |
|||
50. |
Защита проекта |
1 |
Защищать творческий проект, анализировать результат проектной деятельности по предложенным критериям |
|||
51. |
Запуск 4 проекта – 16 часов. Создание изделий из текстильных материалов. |
1 |
Опыт проектирования, конструирования, моделирования. Составление технологической карты известного технологического процесса. Производство материалов на предприятиях региона проживания обучающихся. Практическая работа – «Работа с интернет-ресурсами» |
|||
52. |
Разработка проектного замысла по алгоритму («бытовые мелочи»): реализация этапов анализа ситуации, целеполагания, выбора системы и принципа действия/модификации продукта (поисковый и аналитический этапы проектной деятельности). |
1 |
Овладение методами эстетического оформления изделий, обеспечения сохранности продуктов труда, дизайнерского проектирования изделий; разработка варианта рекламы выполненного объекта или результата труда; Рациональное и эстетическое оснащение рабочего места с учётом требований эргономики и элементов научной организации труда; Практическая работа – «Работа с интернет-ресурсами» |
|||
53. |
Планирование (разработка) материального продукта в соответствии с задачей собственной деятельности (включая моделирование и разработку документации) или на основе самостоятельно проведенных исследований потребительских интересов (тематика: дом и его содержание, школьное здание и его содержание). |
1 |
Умение выражать себя в доступных видах и формах художественно-прикладного творчества; художественное оформление объекта труда и оптимальное планирование работ; Рациональный выбор рабочего костюма и опрятное содержание рабочей одежды; Участие в оформлении класса и школы, озеленении пришкольного участка, стремление внести красоту в домашний быт; Практическая работа – «Работа с интернет-ресурсами» |
|||
54. |
Декоративно-прикладное искусство. Виды вышивки. |
1 |
Изучать лучшие работы мастеров декоративно-прикладного искусства родного края. Зарисовывать и фотографировать наиболее интересные образцы рукоделия. Анализировать особенности декоративно-прикладного искусства народов России. Посещать краеведческий музей (музей этнографии, школьный музей). Находить и предъявлять информацию о народных промыслах своего региона, о способах и материалах, применяемых для украшения праздничной одежды в старину Знакомство с творчеством народных умельцев своего региона, области, села. Приёмы украшения праздничной одежды в старину: отделка изделий вышивкой, тесьмой; изготовление сувениров к праздникам. Экскурсия - «Посещения школьного краеведческого музея» |
|||
55. |
Виды вышивки. |
1 |
Зарисовка традиционных орнаментов, определение колорита и материалов для вышивки. Организация рабочего места для ручного шитья. Вышивание метки, монограммы швом «крестик». Выполнение эскизов композиции вышивки для отделки фартука или салфетки. Определение места и размера узора на изделии. Перевод рисунка на ткань, увеличение и уменьшение рисунка. Заправка изделия в пяльцы. Выполнения вышивальных швов крестиком. Способы безузлового закрепления рабочей нити. Свободная вышивка по рисованному контуру узора. Отделка вышивкой скатерти, салфетки, фартука, носового платка. Варианты объектов труда. Скатерть, салфетка, фартук, носовой платок. Практическая работа – «Работа с интернет - ресурсами» |
|||
56. |
Лоскутное шитье. Обереговые куклы. |
1 |
Изучать различные виды техники лоскутного шитья. Разрабатывать узор для лоскутного шитья на ПК с помощью графического редактора. Изготовлять шаблоны из картона или плотной бумаги. Подбирать лоскуты ткани соответствующего цвета, фактуры, волокнистого состава для создания лоскутного изделия. Изготовлять образцы лоскутных узоров. Обсуждать наиболее удачные работы. Находить и предъявлять информацию об истории лоскутного шитья. Выступают с сообщениями об истории происхождения тряпичной куклы; значением тряпичной куклы на Руси. Формулируют правила безопасной работы с ножницами. Под руководством учителя составляют последовательный план изготовления тряпичной куклы. Практическая работа – «Изготавливают куклу- закрутку» |
|||
57. |
Основы композиции и законы восприятия цвета при создании предметов декоративно-прикладного искусства. |
1 |
Зарисовывать природные мотивы с натуры и осуществлять их стилизацию. Выполнять эскизы орнаментов для салфетки, платка, одежды, декоративного панно. Создавать графические композиции на листе бумаги или на ПК с помощью графического редактора Практическая работа – «Выполнять эскизы орнаментов для салфетки, платка, одежды, декоративного панно» |
|||
58. |
Цветовое сочетание в орнаменте. |
1 |
Изучать различные виды техники лоскутного шитья. Разрабатывать узор для лоскутного шитья на ПК с помощью графического редактора. Изготовлять шаблоны из картона или плотной бумаги. Подбирать лоскуты ткани соответствующего цвета, фактуры, волокнистого состава для создания лоскутного изделия. Изготовлять образцы лоскутных узоров. Обсуждать наиболее удачные работы. Находить и представлять информацию об истории лоскутного шитья. Практическая работа – «Разрабатывать узор для лоскутного шитья на ПК с помощью графического редактора». |
|||
59. |
Узор «колодец». |
1 |
Изготовление шаблонов из картона или плотной бумаги (треугольник, квадрат, шестиугольник). Соблюдают правила ТБ при работе с колющими и режущими инструментами. Практическая работа – «Изготовление шаблонов из картона или плотной бумаги (треугольник, квадрат, шестиугольник)». |
|||
60. |
Раскрой по шаблону. |
1 |
Изготовление шаблонов из картона или плотной бумаги (треугольник, квадрат, шестиугольник). Соблюдают правила ТБ при работе с колющими и режущими инструментами. Практическая работа – «Изготовление шаблонов из картона или плотной бумаги (треугольник, квадрат, шестиугольник)». |
|||
61 |
Способы соединения деталей. |
1 |
Выполняют образцы прихваток. Соблюдают правила ТБ при работе с колющими и режущими инструментами. Практическая работа - Выполняют образцы прихваток. |
|||
62. |
Изготовление прихватки в технике «колодец». |
1 |
Изготовление швейного изделия в технике лоскутного шитья. Выполняют образцы прихваток. Соблюдают правила ТБ при работе с колющими и режущими инструментами. Практическая работа - Выполняют образцы прихваток. |
|||
63 |
Сборка лоскутного полотна. |
1 |
Выполняют образцы прихваток. Соблюдают правила ТБпри работе с колющими и режущими инструментами. Практическая работа - Выполняют образцы прихваток. |
|||
64. |
Обработка среза изделия. |
1 |
Выполняют образцы прихваток. Соблюдают правила ТБ при работе с колющими и режущими инструментами. Практическая работа - Выполняют образцы прихваток. |
|||
65. |
Отделка прихватки. |
1 |
Выполняют образцы прихваток. Соблюдают правила ТБпри работе с колющими и режущими инструментами. Практическая работа - Выполняют образцы прихваток. |
|||
66. |
Защита проекта. |
1 |
Защищать творческий проект, анализировать результат проектной деятельности по предложенным критериям |
|||
III. Раздел: «Построение образовательных траекторий и планов в области профессионального самоопределения» – 4 часа. |
||||||
67. |
Предприятия региона проживания обучающихся, работающие на основе современных производственных технологий. |
1 |
Называет предприятия региона проживания, работающие на основе современных производственных технологий, приводит примеры функций работников этих предприятий; Объясняет основания развития технологий, опираясь на 15произвольно избранную группу потребностей, которые удовлетворяют эти технологии; характеризует существующие предприятия региона проживания обучающихся, работающие на основе современных производственных технологий, профессии востребованные на данных предприятиях. Практическая работа – «Работа с интернет-ресурсами» |
|||
68. |
Обзор ведущих технологий, применяющихся на предприятиях региона, рабочие места и их функции. |
1 |
Получает опыт мониторинга развития технологий произвольноизбранной отрасли, удовлетворяющих произвольно избранную группу потребностей на основе работы с информационными источниками различных видов; анализирует технологии, применяющиеся на предприятиях региона, востребованность рабочих мест и их функционал Практическая работа – «Работа с интернет-ресурсами» |
|||
69. |
Экскурсии на предприятия. |
1 |
Ознакомление с деятельностью производственных предприятий края. Экскурсия на предприятия |
|||
70. |
Защита реферата. |
1 |
Защищать реферат |
Практичекие работы - 54
Лабораторная работа - 9
Защита проекта - 5
Экскурсия - 2
Перечень учебно-методического обеспечения
(объекты и средства оснащения мастерской)
№ № п/п |
Наименование объектов и средств материально – технического обеспечения |
Необходимое количество |
Примечания |
Оснащенность % |
11 |
2 |
3 |
4 |
5 |
1 |
Библиотечный фонд мастерской |
|||
11 |
Стандарт основного общего образования по технологии |
М |
100 |
|
12 |
Примерная программа основного общего образования по технологии |
М |
100 |
|
13 |
Рабочие программы по направлениям технологии |
М |
100 |
|
14 |
Учебники по технологии для учащихся 5,6,7,8 классов |
У |
75 |
|
15 |
Рабочие тетради для учащихся |
М |
- |
|
16 |
Научно-популярная и техническая литература по темам учебной программы |
М |
Научно-популярные, технические периодические издания и литература, необходимая для подготовки творческих проектов |
50 |
17 |
Методические пособия для учителя (рекомендации к проведению уроков) |
М |
100 |
|
2 |
Печатные пособия |
|||
21 |
Таблицы (плакаты) по безопасности труда ко всем разделам технологической подготовки |
М |
100 |
|
22 |
Таблицы (плакаты) по основным темам всех разделов технологической подготовки обучающихся |
М |
50 |
|
23 |
Раздаточные дидактические материалы по темам всех разделов технологической подготовки обучающихся |
У, П. |
Технологические карты, схемы, альбомы и другие материалы для индивидуального или лабораторно-группового использования обучающимися |
- |
3 |
Информационно-коммуникационные средства |
|||
31 |
Мультимедийные моделирующие и обучающие программы, электронные учебники по основным разделам технологии |
М |
Мультимедийные материалы должны быть доступны на каждом рабочем месте, оборудованном компьютером. Электронные базы данных и интернет-ресурсы должны обеспечивать получение дополнительной информации, необходимой для творческой деятельности обучающихся и расширения их кругозора |
- |
32 |
Электронные библиотеки и базы данных по основным разделам технологии |
М |
- |
|
33 |
Интернет-ресурсы по основным разделам технологии |
М |
Интернет-ре Сурсы
|
|
4 |
Экранно-звуковые пособия |
|||
41 |
Видеофильмы по основным разделам и темам программы |
М |
Интернет-ресурсы |
|
42 |
Видеофильмы по современным направлениям развития технологий, материального производства и сферы услуг |
М |
Интернет-ресурсы |
|
5 |
Технические средства обучения |
|||
51 |
Экспозиционный экран на штативе или навесной |
М |
С размерами сторон не менее 1,25 х 1,25 м |
100 |
52 |
Цифровой фотоаппарат |
М |
Для подготовки дидактического материала к уроку, использования для внеклассной работы. |
- |
53 |
Мультимедийный компьютер |
М |
Технические требования: графическая операционная система, привод для чтения-записи компакт-дисков, аудио- и видеовходы/выходы, возможность выхода в Интернет. С пакетами прикладных программ (текстовых, табличных, графических и презентационных.) |
- |
54 |
Сканер |
М |
100 |
|
55 |
Принтер |
М |
100 |
|
56 |
Мультимедийный проектор |
М |
100 |
|
6 |
Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование |
|||
61 |
Аптечка |
М |
Содержание аптечки обновляется ежегодно |
100
|
Раздел «Формирование технологической культуры и проектно - технологического мышления обучающихся» |
||||
62 |
Холодильник |
М |
Подбор приборов и оборудования должен отражать передовые технологии |
- |
63 |
Печь СВЧ |
М |
100 |
|
64 |
Посудомоечная машина |
- |
||
65 |
Фильтр для воды |
М |
- |
|
66 |
Электрический чайник |
П |
- |
|
67 |
Весы настольные |
М |
- |
|
68 |
Комплект кухонного оборудования на бригаду (мойка, плита, рабочий стол, шкаф, сушка для посуды) |
П |
100 |
|
69 |
Электроплиты |
П |
100 |
|
610 |
Набор кухонного электрооборудования |
П |
- |
|
611 |
Набор инструментов и приспособлений для механической обработки продуктов |
П |
- |
|
612 |
Комплект кухонной посуды для тепловой обработки пищевых продуктов |
П |
50 |
|
613 |
Набор инструментов для разделки мяса |
П |
- |
|
614 |
Мясорубка (электромясорубка) |
П |
- |
|
615 |
Набор инструментов и приспособлений для разделки теста |
П |
- |
|
616 |
Комплект разделочных досок |
П |
- |
|
617 |
Набор мисок эмалированных |
П |
- |
|
618 |
Сервиз столовый |
М |
Два сервиза на 6 персон на мастерскую |
- |
619 |
Сервиз чайный |
М |
Два сервиза на 6 персон на мастерскую |
100 |
620 |
Станок ткацкий учебный |
М |
- |
|
621 |
Манекен 44 размера (учебный, раздвижной) |
М |
100 |
|
622 |
Стол рабочий универсальный |
У |
- |
|
623 |
Машина швейная бытовая универсальная |
У |
100 |
|
624 |
Оверлок |
М |
Два экземпляра на мастерскую |
100 |
625 |
Комплект оборудования и приспособлений для влажно-тепловой обработки (утюг) |
М |
Два экземпляра на мастерскую |
50 |
626 |
Набор приспособлений для раскроя косых беек |
М |
Пять экземпляров на мастерскую |
- |
627 |
Набор санитарно-гигиенического оборудования для швейной мастерской |
У |
100 |
|
61 |
Набор для раскроя ткани в лоскутной технике |
М |
Пять экземпляров на мастерскую |
- |
62 |
Комплект для вязания крючком |
У |
100 |
|
63 |
Комплект для вязания на спицах |
У |
- |
|
7 |
Специализированная учебная мебель |
|||
71 |
Аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления плакатов и таблиц |
М |
- |
|
72 |
Компьютерный стол |
М |
- |
|
73 |
Секционные шкафы (стеллажи) для хранения инструментов, приборов, деталей |
М |
Количество определяется потребностью конкретной мастерской и зависит от её площади |
100 |
74 |
Ящики для хранения таблиц и плакатов |
М |
- |
|
75 |
Укладки для аудиовизуальных средств (слайдов, кассет и др.) |
М |
- |
|
76 |
Штатив для плакатов и таблиц |
М |
- |
|
77 |
Специализированное место учителя |
М |
- |
|
8 |
Материалы |
|||
81 |
Расходные материалы (калька, миллиметровая бумага, ткань, швейные нитки, пряжа, почва для посадки растений и т.д.). |
М |
Количество расходных материалов определяется исходя из выбранных объектов труда школьников |
- |
Календарно-тематическое планирование
5 класс (девочки)
№ урока |
Раздел, тема урока |
Количество часов |
Дата проведения |
|
Примерная по плану |
Факт |
|||
Раздел «Современные материальные, информационные и гуманитарные и технологии и перспективы их развития» – 6 часов. |
||||
1. |
Потребности и технологии. Потребности. Иерархия потребностей. Общественные потребности. Потребности и цели. Развитие потребностей и развитие технологий. |
1 |
||
2. |
Реклама. Принципы организации рекламы. Способы воздействия рекламы на потребителя и его потребности. |
1 |
||
3. |
Понятие технологии. Цикл жизни технологии. Материальные технологии, информационные технологии, социальные технологии. |
1 |
||
4. |
История развития технологий. Источники развития технологий: эволюция потребностей, практический опыт, научное знание, технологизация научных идей. Развитие технологий и проблемы антропогенного воздействия на окружающую среду. Технологии и мировое хозяйство. Закономерности технологического развития. |
1 |
||
5. |
Технологический процесс, его параметры, сырье, ресурсы, результат. Виды ресурсов. Способы получения ресурсов. Взаимозаменяемость ресурсов. Ограниченность ресурсов. Условия реализации технологического процесса. Побочные эффекты реализации технологического процесса. Технология в контексте производства. |
1 |
||
6. |
Анализ и синтез как средства решения задачи. Техника проведения морфологического анализа. |
1 |
||
II. Раздел «Формирование технологической культуры и проектно-технологического мышления обучающихся» – 60 часов. |
||||
7. |
Запуск 1 проекта – 14 часов. Планирование кухни-столовой |
1 |
||
8. |
Способы представления технической и технологической информации. Техническое задание. Технические условия. Эскизы и чертежи. |
1 |
||
9. |
Технологическая карта. Алгоритм. Инструкция. Описание систем и процессов с помощью блок-схем. Электрическая схема. |
1 |
||
10 |
Техники проектирования, конструирования, моделирования. Способы выявления потребностей. Методы принятия решения. Анализ альтернативных ресурсов. |
1 |
||
11. |
Порядок действий по сборке конструкции/механизма. Способы соединения деталей. Технологический узел. Понятие модели. |
1 |
||
12. |
Логика проектирования технологической системы. Модернизация изделия и создание нового изделия как виды проектирования технологической системы. |
1 |
||
13. |
Конструкции. Основные характеристики конструкций. Порядок действий по проектированию конструкции/механизма, удовлетворяющей(-его) заданным условиям. |
1 |
||
14. |
Моделирование. Функции моделей. Использование моделей в процессе проектирования технологической системы |
1 |
||
15. |
Простые механизмы как часть технологических систем. |
1 |
||
16. |
Робототехника и среда конструирования. |
1 |
||
17. |
Виды движения. Кинематические схемы. |
1 |
||
18. |
Интерьер кухни, столовой. |
1 |
||
19. |
Бытовые электроприборы. |
1 |
||
20. |
Защита проекта |
1 |
||
21. |
Запуск 2 проекта – 16 часов. Приготовление воскресного завтрака для всей семьи |
1 |
||
22. |
Современные промышленные технологии получения продуктов питания. |
1 |
||
23. |
Санитария и гигиена на кухне. Здоровое питание. |
1 |
||
24. |
Технология приготовления бутербродов, горячих напитков |
1 |
||
25. |
Приготовление завтрака. |
1 |
||
26. |
Технология приготовления блюд из круп, бобовых. |
1 |
||
27. |
Приготовление каши.\ |
1 |
||
28. |
Технология приготовления блюд из макаронных изделий. |
1 |
||
29. |
Приготовление запеканки. |
1 |
||
30. |
Технология приготовления блюд из овощей и фруктов. Питательная ценность овощей и фруктов. |
1 |
||
31. |
Приготовление салатов. |
1 |
||
32. |
Тепловая обработка овощей. |
1 |
||
33. |
Определение свежести яиц. |
1 |
||
34. |
Технология приготовления блюд из яиц. |
1 |
||
35. |
Сервировка стола к завтраку. Правила этикета. |
1 |
||
36. |
Защита проекта |
1 |
||
37. |
Запуск 3 проекта – 14 часов. Наряд для семейного завтрака |
1 |
||
38. |
Производство текстильных материалов. Натуральные волокна. Основные сведения о тканях. |
1 |
||
39. |
Свойства тканей из хлопка и льна. |
1 |
||
40. |
Ручные работы. Инструменты и приспособления. Понятие о стежке, строчке, шве. Терминология ручных работ. Выполнение ручных строчек. |
1 |
||
41. |
Классификация машин швейного производства. Устройство и принцип работы |
1 |
||
42. |
Заправка швейной машины. Организация рабочего места. Приемы работы на швейной машине. ТБ. |
1 |
||
43. |
Выполнение стачных и краевых машинных швов. Терминология машинных работ. Влажно-тепловая обработка ткани. |
1 |
||
44. |
Разработка и изготовление материального продукта Эскизы и чертежи. Технологическая карта. Конструирование швейных изделий. Измерение фигуры. Масштаб, чертёж, типы линий. Чертеж фартука в М 1:4. |
1 |
||
45. |
Построение выкройки фартука. Подготовка выкройки к раскрою. Моделирование фартука. Виды отделки изделия. |
1 |
||
46. |
Подготовка ткани к раскрою. Раскрой фартука и косынки. Подготовка деталей кроя к обработке. ТБ. |
1 |
||
47. |
Модернизация материального продукта. Изготовление материального продукта с применением элементарных (не требующих регулирования) и сложных (требующих регулирования/настройки) рабочих инструментов/технологического оборудования (практический этап проектной деятельности). Обработка боковых срезов фартука. Обработка нижнего среза фартука |
1 |
||
48. |
Обработка срезов кармана. Соединение кармана с фартуком. Обработка пояса. Обработка бретелей. Соединение пояса и бретелей с фартуком. |
1 |
||
49. |
Обработка косынки. ВТО. |
1 |
||
50. |
Защита проекта |
1 |
||
51. |
Запуск 4 проекта – 16 часов. Создание изделий из текстильных материалов |
1 |
||
52. |
Разработка проектного замысла по алгоритму («бытовые мелочи»): реализация этапов анализа ситуации, целеполагания, выбора системы и принципа действия/модификации продукта (поисковый и аналитический этапы проектной деятельности). |
1 |
||
53. |
Планирование (разработка) материального продукта в соответствии с задачей собственной деятельности (включая моделирование и разработку документации) или на основе самостоятельно проведенных исследований потребительских интересов (тематика: дом и его содержание, школьное здание и его содержание). |
1 |
||
54. |
Декоративно-прикладное искусство. Виды вышивки. |
1 |
||
55. |
Виды вышивки. |
1 |
||
56. |
Лоскутное шитье. Обереговые куклы. |
1 |
||
57. |
Основы композиции и законы восприятия цвета при создании предметов декоративно-прикладного искусства |
1 |
||
58. |
Цветовое сочетание в орнаменте. |
1 |
||
59. |
Узор «колодец» |
1 |
||
60. |
Раскрой по шаблону |
1 |
||
61 |
Способы соединения деталей |
1 |
||
62. |
Изготовление прихватки в технике «колодец». |
1 |
||
63 |
Сборка лоскутного полотна. |
1 |
||
64. |
Обработка среза изделия. |
1 |
||
65. |
Отделка прихватки. |
1 |
||
66. |
Защита проекта. |
1 |
||
III. Раздел: «Построение образовательных траекторий и планов в области профессионального самоопределения» – 4 часа. |
||||
67. |
Предприятия региона проживания обучающихся, работающие на основе современных производственных технологий. |
1 |
||
68. |
Обзор ведущих технологий, применяющихся на предприятиях региона, рабочие места и их функции. |
1 |
||
69. |
Экскурсии на предприятия. |
1 |
||
70. |
Защита реферата. |
1 |
Формой промежуточной аттестации учащихся является защита проектов по разделам: «Оформление интерьера»; «Кулинария»; «Создание изделий из текстильных материалов»; «Художественные ремесла». В течение года учащиеся выполняют 4 проекта в электронном виде по каждому из разделов. Темы проектов: «Планировка кухни»; «Воскресный завтрак»; «Наряд для кухни»; «Лоскутное изделие». В конце года один проект распечатывают, оформляют в папку и готовят аннотацию и электронную презентацию для защиты проекта. Для оценивания проектов создается комиссия в составе: Бахтиозина Л.В. – учитель технологии первой квалификационной категории, Гусманов Т.Х. учитель технологии первой квалификационной категории, Мифтахов Х.Х. – учитель технологии первой квалификационной категории. Или выставление итоговой оценки.
№
Критерии оценки проекта |
Баллы |
|
1 |
Оценка пояснительной записки проекта (до 30 баллов) |
|
2 |
Оценка изделия (до 10 баллов) |
|
3 |
Оценка защиты проекта (до 10 баллов) |
|
4 |
Итого (до 50 баллов) |
1.Оценка пояснительной записки: общее оформление, обоснование проблемы и формулировка темы проекта.
2.Оценка изделия: оригинальность, практическая значимость.
3.Оценка защиты проекта: четкость и ясность изложения, формулировка проблемы и темы проекта.