Рабочий лист по обществознанию на тему «Социальная мобильность» (8 класс)
Рабочий лист по теме «Социальная мобильность»
Пояснение
Рабочий лист – это специально разработанный учителем лист с заданиями, которые необходимо выполнить по ходу объяснения материала или после изучения темы.
Задание 1: Во время чтения (или сразу после прочтения) учащиеся могут отмечать в тексте (или высказывать устно)
ключевые слова содержания текста, чтобы затем разместить их на «дереве ключевых слов». Работа может быть организована индивидуально или в парах. Правильность и полноту выполнения задания учитель проверяет в ходе обсуждения и фиксирует ответы учащихся на доске или предлагает им шаблон для самопроверки.
Задание 2: Работа может быть организована индивидуально или в парах.
С опорой на текст и имеющиеся знания учащиеся определяют по фотографии социальный лифт. Правильность выполнения задания учитель проверяет в ходе обсуждения или предлагает учащимся шаблон для самопроверки.
Задание 3: Учащиеся применяют аналитические навыки при выделении главного, при этом проявляют свои творческие способности. Работа может носить как индивидуальный, так и парный характер. Можно предложить учащимся взаимопроверку составленных «телеграмм» по шаблону или после обсуждения.
Датская писательница М. Рюдаль, автор бестселлера «Счастливы, как датчане», сформулировала суть понятия «социальная мобильность» так: «Мобильность – это способность нового поколения быть лучше поколения своих
родителей, а если не лучше, то другими».
Термином «социальная мобильность» в социологии обозначаются любые перемещения в социальной структуре, любое изменение социального статуса.
В периоды общественных изменений, существенных сдвигов в социальной структуре мобильность всегда становится более интенсивной. Самые массовые процессы мобильности в XX веке были связаны с действием экономических факторов — сначала индустриализация экономики, развитие крупных производств, затем поворот в сторону информатизации, рост экономической роли знаний и увеличение доли высококвалифицированного труда.
Пути, по которым перемещаются люди из одних социальных групп в другие, называют каналами социальной мобильности или социальными лифтами. В открытых обществах существует большое количество социальных
лифтов, например, армия, церковь, образование, семья (брак), госслужба, спорт, политика, искусство.
В некоторых обществах амбиции молодых людей могут находить один или два возможных, открытых для них канала мобильности. В то же время в других обществах молодежь может воспользоваться сотней путей для достижения высшего статуса.
Одни пути достижения высшего статуса могут быть закрыты в связи с этнической или социально-кастовой дискриминацией, другие - в силу того, что индивид из-за индивидуальных особенностей просто на способен применить свои таланты.
Однако для того чтобы полностью изменить социальный статус, у индивидов часто возникает проблема вхождения в новую субкультуру группы с более высоким статусом, а также связанная с этим проблема взаимодействий с
представителями новой социальной среды. Для преодоления культурного барьера и барьера общения существует несколько способов, к которым так или иначе прибегают индивиды в процессе социальной мобильности.
По направлениям социальных перемещений различают вертикальную и горизонтальную социальную мобильность. Вертикальная мобильность означает такое социальное перемещение, которое сопровождается повышением или понижением социального статуса. При этом переход на более высокую социальную позицию называется восходящей мобильностью, а на более низкую – нисходящей мобильностью. Горизонтальная мобильность предполагает социальное перемещение, не связанное с изменением социального статуса (например, переход на другую работу в той же должности, смена места жительства и т. д.).
В последнее время горизонтальная мобильность усиливается – смена профессии, уход в сферу самозанятости зачастую без ясных перспектив или даже с точным знанием, что уровень доходов будет ниже. Что движет этими людьми? Одни хотят свободы и независимости, чтобы попробовать добиться всего собственными силами, другие устают участвовать в «карьерной гонке».
В соответствии с изменением социальным субъектом своей позиции в обществе различают индивидуальную и групповую мобильность. Первая характерна для стабильно развивающегося общества, вторая связана с кардинальными переменами в обществе, когда происходит изменение статуса целых социальных групп или классов.
Доступность путей для социальной мобильности зависит как от индивида, так и от структуры общества, в котором он живет. Индивидуальная способность немного значимее, если общество распределяет вознаграждения на основе предписанных ролей. В другой стороны, открытое общество мало помогает индивиду, который не подготовлен к борьбе за продвижение к высшим статусам.
Социологи выделяют также межпоколенную и внутрипоколенную мобильность. Первая предполагает сравнительное изменение социального статуса у различных поколений, вторая – изменение статуса в рамках одного
поколения. Межпоколенная мобильность позволяет судить о степени перехода неравенства от одного поколения к другому. Если такая мобильность невысока, то это означает, что неравенство в данном обществе пустило глубокие корни и у человека мало шансов изменить свою судьбу. В случае высокой межпоколенной мобильности люди, как правило, достигают нового статуса благодаря собственным усилиям.
Задание 1.
С опорой на текст заполните «дерево ключевых слов».
Задание 2.
Рассмотрите фотографии из разных СМИ. Определите, действие каких каналов социальной мобильности они иллюстрируют.
А) _______________________________
Б) ___________________________
В) __________________________
Г) __________________________
Д) ___________________________
Е) ____________________________
Задание 3. «Телеграмма»
Телеграмма - сообщение, посланное по телеграфу, одному из первых видов связи, использующих электрическую передачу информации. Стоимость передачи одного слова для населения составляла в 1980-х годах 5 копеек для обычных телеграмм и 20 для срочных, поэтому телеграммы в целях экономии писались «в телеграфном стиле» — сжато и с опущенными предлогами.
Изложите самую важную информацию, содержащуюся в тексте, в 5-6 предложениях (составьте текст телеграммы).