Конспект урока обществознания «Социальная стратификация» (8 класс)
Урок обществознания в 8 классе по теме
«Социальная стратификация».
Цели урока:
Обучающие: разъяснить учащимся сущность современного понимания социальной стратификации, показать её влияние на поведение, образ жизни;
Развивающие: развивать навыки работы текстом, схемой, формировать умение анализировать представителей различных классов, переносить полученные знания в новую ситуацию;
Воспитательные: формировать у учащихся толерантность;
Коммуникативные: умение взаимодействовать в группе.
Оборудование: компьютер, мультимедиа, учебник.
План урока:
Социальная стратификация и её слагаемые.
Что такое классы?
Что влияет на образ жизни людей?
Энергизатор. Добрый день, ребята. Сегодня у нас урок обществознания, мы постараемся узнать много нового. Улыбнитесь друг другу и подарите свои улыбки мне, ведь улыбка всегда располагает к общению и плодотворной работе. Спасибо.
Просмотр отрывка из мультфильма по сказке Джанни Родари «Чиполлино».
Я надеюсь, что вы сами сформулируете, назовете тему нашего урока.
Беседа по вопросам:
Кого изобразил в сказке Дж. Родари?
По каким признакам вы определили, что это люди, общество?
( одежда, пол, профессии, образ жизни)
Дайте определение понятию - общество.
На какие сферы делится общество?
Что относится к социальной сфере общества?
Можно ли в сказке выделить группы людей обладающих одинаковыми признаками? (богатые- бедные, с властью – без власти)
Вывод: Каждый человек занимает определённое место в обществе. Возникает вопрос: « Может ли существовать общество абсолютно равных, одинаковых людей?»
Как вы думаете, какую тему мы сегодня будем рассматривать? (На какие слои делится общество?)
Тема нашего урока: Социальная стратификация.
Какие слова вам не понятны?. (Что такое стратификация? Откуда это понятие появилось? Зачем нам нужно знать об этом явлении?)
На эти вопросы мы постараемся вместе ответить на нашем уроке сегодня.
План.
Изучение нового материала.
Рассказ учителя:
Стратификация. Страта.
С понятием страта мы познакомились на прошлом уроке.
Страта – социальный слой людей, имеющих схожие признаки по доходам, власти, образованию, престижу.
Понятие «стратификация» (stratum – слой, facio- делаю) пришло в социологию из геологии, где оно обозначает расположение пластов различных пород по вертикали. Если сделать срез земной коры, то обнаружится, что под слоем чернозёма располагается слой глины, затем песка и т.д. Каждый пласт состоит из однородных элементов. Также и страта – она включает, имеющих одинаковые доходы, образование, власть и престиж. Богатые входят в одну страту с богатыми, а средние со средними. Таким образом, социальная стратификация то же самое, что социальное расслоение, т.е разделение общества на богатых, зажиточных, обеспеченных, бедных и очень бедных.
Термин «стратификация» принят в науке, а слово «расслоение» больше употребляется в повседневном языке, и только иногда– в науке.Дело в том, что расслоение чаще всего используется для одного явления – разделения общества на бедных и богатых. Они составляют два полюса общества. Когда расстояние между ними сильно увеличивается и бедных отделяет от богатых резкая разница в доходах, говорят о поляризации общества. Мы будем пользоваться термином «Стратификация» для обозначения процесса и результата расслоения общества.
В разные исторические периоды, в различных обществах складывались различные формы расслоения, стратификации: рабство, касты, сословия.
Обратите внимание на рисунок в нашем учебнике, который наглядно показывает нам исторические типы стратификации.
Чтобы лучше в них разобраться, мы поработаем с документами. Нам нужно разделиться на три группы. Каждая группа получает документ, вы работаете с ним и отвечаете на предложенные вопросы, делаете краткие записи в тетрадях.
Далее идет работа в группах. Дети из разных групп поочередно делают краткий обзор документов, записи в тетрадях для всех учеников (см. приложение):
Рабство - экономическая, социальная и юридическая форма закрепощения людей, граничащая с полным бесправием и крайней степенью неравенства.
Каста - социальная группа (страта), членством в которой человек обязан исключительно своим рождением.
Сословие - социальная группа, обладающая закрепленными обычаем или юридическим законом и передаваемыми по наследству правами и обязанностями.
Титул - установленное законом словесное обозначение служебного и сословно-родового положения его обладателей, кратко определявшее правовой статус.
Мундир – официальная форменная одежда, соответствовавшая титулам и визуально выражавшая их.
Основу современной стратификации составляют классы. Впервые это понятие появилось в 18 веке, оно пришло на смену феодально-сословному обществу.
В историческом понимании классы – это большие социальные группы людей, у которых есть или нет средств производства. Они занимают определенное место в системе общественного разделения труда, характеризуются специфическим способом получения дохода.
В современном понимании классы - это любая социальная страта, которая отличается доходом, образованием, властью, престижем. Классовая система прогрессивна потому, что доступ на верхние ступеньки открыт буквально всем людям независимо от социального происхождения. Главное, что требуется, - проявить талант и трудолюбие.
Ученые не пришли к единому мнению о том, сколько классов в современном обществе. Точнее сказать, число основных классов они знают, их всего три: богатые, зажиточные и бедные. Принадлежность к определённому классу – самое яркое проявление социального статуса. Нет ничего удивительного в том, что поведение, образ жизни, доходы уровень образования, взгляды на жизнь у перечисленных классов разные.
А сейчас давайте подведем итог урока.
На определенном этапе исторического развития в обществе происходит социальное расслоение. Или как мы это научно называем социальная стратификация. Каждая страта включает в себя людей, имеющих одинаковые доходы, власть, образование, престиж. Грубым и очень приблизительным критерием отнесения человека к тому или иному классу служит его доход. Бывают такие ситуации, когда только доход не свидетельствует о том, в какой класс вас зачислить. Наглядный пример – российская интеллигенция. По уровню образования она «даст фору» нам многим. А по доходам? Таким образом, чтобы отнести человека к тому или иному классу. Надо учитывать не только доход, но также уровень образования, престиж занятий, богатство духовной жизни, формы проведения досуга и стиль поведения.
4. Группы прекрасно поработали! Давайте поздравим друг друга с этим. Поаплодируем друг другу.
III. Домашнее задание. П. В современном мире каждое общество делится на три класса, но их процентное соотношение разное. Например, общество развитых стран напоминает лимон. С чем вы сравните современное российское общество?
Анализ источника.
Учащиеся изучают статью, опубликованную в «А и Ф» в №18 1991г.
Вопросы классу:
К какому классу можно отнести Барбару и Колин Уильям?
Как взаимосвязаны их классовое положение и доход?
Каким образом принадлежность к определённому классу оказывает влияние на жизнь людей?
Нужны ли в жизни знания о социальном расслоении?
Толерантность.
IV. Проверь себя. (задания ЕГЭ)
1. Закончите предложение
Социальная стратификация проявляется в …
А. разделении общества на различные социальные группы
Б. утрате общественной стабильности
В. Расширении прав и свобод граждан
Г. поддержке государством малообеспеченных слоев населения.
2. Выберите верный ответ
К среднему классу в современном обществе относятся…
А. владельцы крупных предприятий
Б. неквалифицированные работники наемного труда
В. инженерно-технические работники
3. Впиши недостающее слово в схему.
V. Рефлексия.
А сейчас обратите внимание на слайд и продолжите предложения в своих тетрадях.