Рабочий лист по теме «Социальная мобильность и стратификация» (11 класс)
Рабочий лист по теме «Социальная мобильность и стратификация» (11класс)
1.Ниже приведен перечень терминов. Все они, за исключением двух, относятся к термину «критерии социальной стратификации».
1)Отношение к собственности; 2) уровень дохода; 3) профессия; 4) индивидуально-психологические особенности личности; 5) личный авторитет; 6) доступ к власти.
Найдите два термина, «выпадающие» из ряда и запишите цифры, под которыми они указаны.
2.Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание).
классовое неравенство | статус социальной группы | иерархия социальных групп |
социальная стратификация | сословное преимущество | |
3. Выберите верные суждения о социальной мобильности и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Выделяют два типа социальной мобильности — горизонтальную мобильность и вертикальную мобильность.
2) В современном обществе основным каналом социальной мобильности является социальный статус семьи.
3) Под каналами социальной мобильности понимаются такие социальные структуры, механизмы, способы, которые могут быть использованы для осуществления социальной мобильности.
4) Под горизонтальной мобильностью подразумевается перемещение индивида из одного социального уровня в другой с изменением социального статуса.
5) Мобильность, как горизонтальная, так и вертикальная, может быть индивидуальной и групповой.
4.В каких из приведенных ситуаций речь идет о горизонтальной социальной мобильности? Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Жительница села гражданка Ю. вышла замуж за сына банкира.
2) По решению руководства завода гражданин Р. стал начальником цеха.
3) Тракторист перешел работать в другое фермерское хозяйство.
4) Выпускница консерватории прошла по конкурсу в Большой театр.
5) Гражданка Г. вышла замуж за своего однокурсника.
6) Гражданин С., успешно сдав экзамен в ГИБДД, получил любительские водительские права
5.Выберите верные суждения о социальной стратификации и социальной мобильности и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Социологи различают индивидуальную и групповую (коллективную) мобильность.
2) Горизонтальная мобильность предполагает переход в социальную группу, находящуюся на другой ступени социальной иерархии.
3) Один из критериев дифференциации социальных групп — уровень доходов.
4) Личные качества человека выступают критерием социальной стратификации современного общества.
5) Одним из критериев социальной стратификации общества выступает объём власти
6. Студент работает над рефератом о вертикальной социальной мобильности. Какие примеры из перечисленных ниже он может рассмотреть в своей работе?
1) переход человека с должности рядового школьного учителя на должность директора школы
2) переход человека из квалифицированных рабочих («синих воротничков») в представители среднего класса («белые воротнички»)
3) смена профессии отца на другую профессию
4) отток рабочей силы из производства в сферу обслуживания
5) рост числа людей, работающих в нескольких местах
6) достижение человеком высокого положения в обществе благодаря службе в армии.
7. В стране Z ограничены возможности для изменения социального статуса, в основном люди могут переходить из одной социальной группы в другую без смены социального статуса. Государственная власть в значительной степени опирается на церковь и армию. Большой популярностью в стране пользуются простые и понятные произведения кино и музыки, отражающие жизнь и быт обычных людей.
О каком типе социальной мобильности, распространенном в стране Z, идет речь? Какой политический режим установлен в стране? Какие черты характерны для типа культуры, распространенного в стране Z?
8.Используя обществоведческие знания, факты общественной жизни и личный социальный опыт, выполните задания, ответьте на вопрос.
1) Обоснуйте объективность существования социального неравенства в современном обществе. (Обоснование должно быть дано с опорой на обществоведческие знания в нескольких связанных между собой распространённых предложениях, раскрывать причинно-следственные и(или) функциональные связи.)
2) Какие социальные статусы человек может приобрести ценой собственных усилий? (Назовите любые три социальных статуса.)
3) Для каждого из указанных в пункте 2 приведите по одному примеру, иллюстрирующему исполнение социальной роли, соответствующей данному статусу. (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто.)
Решение:
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) обоснование: несмотря на равные права и обязанности, люди все равно обладают отличительными характеристиками. Такие характеристики могут отражать биологические, культурные, финансовые, интеллектуальные и пр. аспекты. Исходя из этого, у людей появляются разные возможности;
(Засчитывается только обоснование, содержащее несколько связанных между собой распространённых предложений, раскрывающих связи объектов/процессов (отдельные слова и словосочетания не засчитываются в качестве обоснования).)
2) ответ на вопрос:
– государственный служащий;
– студент;
– победитель конкурса красоты;
(Ответ на вопрос засчитывается только при корректном указании названий трёх социальных статусов.)
3) три примера, иллюстрирующих исполнение социальной роли, соответствующей каждому из указанных в п. 2) статусу:
– государственный служащий (Настя является государственным гражданским служащим в аппарате Администрации Президента РФ. Она обеспечивает исполнение полномочий данного органа);
– студент (Паша является студентов 2-го курса медицинского вуза, он посещает все пары и выполняет все задания);
– победитель конкурса красоты (Дарья является победителем конкурса красоты на международном уровне, регулярно она ухаживает за собой, а также посещает спортивный зал).
(Засчитываются только примеры, сформулированные развёрнуто (отдельные слова и словосочетания не засчитываются в качестве примеров).)