Социальная стратификация
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Учебная дисциплина | Обществознание | ||||
Дата урока | | ||||
профессия/специальность обучающихся | специальность: 38. 02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям) | ||||
Раздел/тема Программы | Раздел 3. - Социальные отношения. Тема 3.1.- Социальная роль и стратификация | ||||
Тема урока | Социальная стратификация | ||||
Цели урока | Обучающая: сформированность представления о социальной стратификации и ее специфичности в различных исторических эпохах. | ||||
Развивающая: развитие умения работы с раздаточным материалом; использование приобретенных знаний и умений в практической деятельности | |||||
Воспитательная: воспитание чувства толерантности, уважения к представителям различных социальных слоёв; | |||||
Тип урока | комбинированный | ||||
Технологии, методы, приёмы обучения | Словесные, наглядные, практические | ||||
Формы организации деятельности обучающихся | Индивидуальная, фронтальная | ||||
Основные понятия, термины | Социальная группа, социальная стратификация, социальная мобильность | ||||
Оснащение урока | Компьютер, проектор, доска, видеосюжет «Богатые и бедные» | ||||
Планируемые результаты | |||||
Личностные | 1.определение потребности в освоении учебной цели; 2.проявление позитивного отношения к другим людям и готовность к сотрудничеству; 3.проявление желание к самооценке; | ||||
Метапредметные | 1.извлекает информацию в соответствии с целью; 2. осуществляет поиск и выделение информации; 3. формулирует и аргументирует собственное мнение. 4. анализирует и обобщает информацию; 5. определяет значение и смысл терминов; | ||||
Предметные | 1. содействовать формированию умений различать виды социальной стратификации, 2. определять, что такое социальный статус личности в обществе, социальная группа, что такое социальная дифференциация и социальная стратификация: 3. разъяснять какие крупные социальные страты существуют в определенном обществе людей. 4. Анализировать положение человека в обществе. | ||||
Учебные действия | 1.Познакомиться с историческими типами стратификации 2. определить значение знаний о социальной стратификации в современном мире 3. определить значение знаний о социальной стратификации в системе среднего профессионального образования | ||||
ХОД УРОКА | |||||
Элементы внешней структуры урока | Элементы внутренней (дидактической) структуры урока | Задачи этапа урока | Деятельность преподавателя | Деятельность обучающихся | |
1. Подготовительный этап | 1.1. Организационный момент | Создание условий для осознанного восприятия нового материала. | Приветствие обучающихся. Проверка готовности группы к уроку. Визуальный контроль. | Приветствие учителя. Включение в работу. Готовность рабочего места. | |
1.2. Целевая установка | Включение обучающихся в деятельность на личностно - значимом уровне. Формулирование темы и цели урока. | Демонстрация фрагмента сюжета «Богатые и бедные». Вопросы к группе: О чем сюжет? Что показано в сюжете? (работа по сюжету) Какова цель нашего занятия? Что мы должны узнать? - как называется процесс расслоения общества. Итак, сформулируйте нашу цель полностью. | Размышляют. Отвечают на вопросы. Формулируют тему и образовательные цели и задачи урока | ||
1.3. Актуализация опорных знаний и опыта обучающихся | Определение процессов расслоения общества, его критерии и типы. Определение истоков социального неравенства. | Проверка домашнего задания. Выдает карточки с вопросами для трех групп. 1.Что такое социальное неравенство 2.Когда возникло социальное неравенство. 3.Возможно ли избежать социальное неравенство. | Готовят ответы на вопросы. Представители групп отвечают на вопросы. | ||
2. Основной этап | 2.1. Формирование (систематизация) новых знаний и умений | Раскрытие содержания понятия «Социальная структура общества», «социальная группа», «социальная стратификация». Выделение исторических типов стратификации, многообразие социальных групп. | Направляет и контролирует правильность изложения материала. Делает акцент на основных моментах. | Студенты приводят примеры социальных групп. Определяют, к каким социальным группам принадлежат сами. Обсуждают ситуации, приводят примеры дифференциации. Вспоминают кастовую систему, рабство. | |
2.2. Применение (закрепление, развитие, углубление) усвоенных знаний и освоенных умений | Структурировать изучаемый материал, аргументировать свою позицию, сформулировать выводы и заключения. Развернуто, логично и точно изложить свою точку зрения при работе в группе | Групповая работа: Составление таблицы «Социальные группы» по тексту учебника А.Г. Важенина «Обществознание». Осуществляет контроль за работой групп, помогает решать вопросы, связанные с осуществлением работы в группах. Организует работу по проверке не только объёма и правильности знаний, но также их глубины, осознанности, гибкости и действенности | Обсуждение получившейся таблицы, сравнение с образцом, формулирование вывода о признаках социальных групп. Формулирование примеров работы социального лифта, используя межпредметные связи с историей и личный социальный опыт обучающихся. | ||
2.3. Выдача домашнего задания | Самостоятельное изучение новых знаний и способов действий. | Выдает домашнее задание - подобрать примеры из литературы представителей высшего, среднего и низшего классов. | Записывают домашнее задание | ||
3. Заключительный этап | 3.1. Подведение итогов урока | Развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием устных и письменных языковых средств. Уметь давать самооценку своей деятельности на уроке | Проводит рефлексию. Возвращение к видеофрагменту «Богатые и бедные» | Делают выводы к уроку. |
Краткий самоанализ урока: Данный урок по дисциплине «Обществознание» является уроком 37,38 в системе уроков по разделу Социальные отношения. Тема урока «Социальная стратификация». Цели урока- Обучающая: сформированность представление о социальной стратификации и ее специфичности в различных исторических эпохах. Развивающая: развитие умения работы с раздаточным материалом; использование приобретенных знаний и умений в практической деятельности. Воспитательная: воспитание чувства толерантности, уважения к представителям различных социальных слоёв;
Это урок комбинированный. Он включал в себя 3 этапа: подготовительный, основной, заключительный.
Чтобы добиться цели урока, я подобрала план-конспект урока, отражающий взаимодействие деятельности преподавателя и деятельности обучающихся в соответствии с поставленными задачами. Для поддержания внимания и мыслительной активности обучающихся при изложении нового материала использовались яркие примеры, факты, обучающиеся подключились к их обсуждению, побуждались к подкреплению теоретических положений собственными примерами.
На уроке мною использовались следующие средства обучения: видеофрагмент, карточки для проверки домашнего задания.
Задания по слайдам 23 и 26.
Слайд 23.
Продуктивные вопросы по дисциплине «Обществознание». Тема: Демократические выборы
Является ли голосование человека на выборах его участием в управлении страной?
Как сделать грамотный и осознанный выбор президента, депутата, политической партии?
Почему выборы являются необходимым условием существования демократического государства?
Слайд 26.
Тема: Демократические выборы
Является ли голосование человека на выборах его участием в управлении страной?
Как сделать грамотный и осознанный выбор президента, депутата, политической партии?
Почему выборы являются необходимым условием существования демократического государства?
7