Рабочий лист по литературе «Творчество Е.А. Баратынского» (9 класс)
Рабочий лист для учеников 9 класса «Творчество Е.А. Баратынского»
I. Работа с терминами, изученными по литературе в 9 классе.
А. БАЛЛАДА |
1. Сопоставление одного предмета с другим с целью художественного описания первого. |
Б. ЛИТОТА |
2. Это образное выражение, состоящее в непомерном преувеличении размеров, красоты, значения изображаемого предмета или явления. |
В. ЭПИТЕТ |
3. Разновидность метафоры, наделение неодушевлённого предмета признаками и свойствами человека. |
Г. МОТИВ |
4. Лирическое стихотворение, передающее глубоко личные, интимные переживания человека, проникнутые настроением грусти. |
Д. МЕТАФОРА |
5. Образное определение предмета или действия. |
Е. ЭПИФОРА |
6. Слово или выражение, которое употребляется в переносном значении на основе сходства предметов или явлений (скрытое сравнение). |
Ё. ЭЛЕГИЯ |
7. Стилистическая фигура, которая заключается в повторе одинаковых слов, звуков, морфем или синтаксических конструкций в начале нескольких фраз, строк или строф. |
Ж. СРАВНЕНИЕ |
8. Это торжественный жанр поэзии, а также стихотворения, посвящённые важным историческим событиям или героям. |
З. ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ |
9. Повествовательная песня (или стихотворение) с драматическим развитием сюжета, основой которого является необычный случай. |
И. ОДА |
10. Основное психологическое или образное звено, лежащее в основе каждого литературно-художественного произведения. |
Й. ГИПЕРБОЛА |
11. Это образное выражение, состоящее в преуменьшении размеров, значения изображаемого предмета или явления. |
К. АНАФОРА |
12. Стилистическая фигура, которая предполагает повтор звуков, слов или словосочетаний в конце стихотворных строк или прозаических фраз. |
А |
Б |
В |
Г |
Д |
Е |
Ё |
Ж |
З |
И |
Й |
К |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
II. Работа с литературной статьёй
Прочитайте статью, составьте не менее трёх вопросов к тексту про Е.А. Баратынского.
Творческий путь Е.А. Баратынского принято разделять на четыре этапа:
1. 1818–1824 гг. – ранний период, преобладает жанр элегии – от любовной до медитативной;
2. 1824–1827 гг. – кризис жанра элегии и переход от описательной поэмы («Пиры») к романтическим поэмам («Эда», «Бал»);
3. 1827–1833 гг. – освоение новых поэтических тем и лирических жанров, а также угасание жанра поэмы («Цыганка»);
4. 1833–1844 гг. – расцвет философской лирики.
Элегиея Е.А. Баратынского «Разуверение». Это произведение - образец любовной лирики первой половины 19 века. В начале 1820-х годов из-под пера Баратынского вышли знаменитые элегии «Ропот», «Финляндия», «Уныние», «Разуверение», «Безнадежность», принесшие ему, по выражению А.С. Пушкина, титул «нашего первого элегического поэта».
* * *
Не искушай меня без нужды
Возвратом нежности твоей:
Разочарованному чужды
Все обольщенья прежних дней!
Уж я не верю увереньям,
Уж я не верую в любовь
И не могу предаться вновь
Раз изменившим сновиденьям!
Не заводи о прежнем слова,
И, друг заботливый, больного
В его дремоте не тревожь!
Я сплю, мне сладко усыпленье;
Забудь бывалые мечты:
В душе моей одно волненье,
А не любовь пробудишь ты.
«Разуверение» — это стихотворение, написанное Баратынским еще в молодости в 1821 году, однако эта элегия сделала известным не только самого автора, но и Михаила Ивановича Глинку, который в 1825 году написал на стихи свой романс. Доподлинно неизвестно, кому же посвящено «Разуверение», существовала ли действительно девушка, пробуждающая в душе поэта одно волненье, или же это был всего лишь поэтический вымысел. Музыка Михаила Глинки выявила и этот второй, сокровенный смысл «Разуверения» Баратынского. Романс стал не только первым удачным романсом молодого композитора, но и первым русским классическим романсом, сохранившим высочайшую популярность до наших дней.
Вопрос 1. __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Вопрос 2. __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Вопрос 3. __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
III. Задания на развитие речи
Прослушайте романс М.И. Глинки, написанный на стихи Е.А. Баратынского (ссылка на романс https://yandex.ru/search/?text=не+искушай+меня+без+нужды+романс&clid=2270455&banerid=0258005019%3A11280848347012005887%3A66d2b7adab6743bb8552df2a&win=661&lr=121823)
Опишите первые впечатления после прослушивания и ответьте на вопрос: почему романс, написанный около века назад, сохраняет высочайшую популярность до наших дней?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Анализ стихотворения Е.А. Баратынского
|
Анализ стихотворения: Основная тема: ___________________________________________________ ___________________________________________________ Основная идея: ______________________________________________________________________________________________________ ___________________________________________________ Средства выразительности, которые использует автор: ___________________________________________________ ___________________________________________________ ___________________________________________________ ______________________________________________________________________________________________________ ___________________________________________________
|