12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Рыбакова Ольга Владимировна343
Учитель литературы в Православной классической гимназии
Россия, Самарская обл., Тольятти
Материал размещён в группе «Урок литературы»

Анализ лирики Н.А.Заболоцкого

Где-то в поле возле Магадана,
Посреди опасностей и бед,
В испареньях мёрзлого тумана
Шли они за розвальнями вслед.
От солдат, от их лужёных глоток,
От бандитов шайки воровской
Здесь спасали только околодок
Да наряды в город за мукой.
Вот они и шли в своих бушлатах –
Два несчастных русских старика,
Вспоминая о родимых хатах
И томясь о них издалека.
Вся душа у них перегорела
Вдалеке от близких и родных,
И усталость, сгорбившая тело,
В эту ночь снедала души их,
Жизнь над ними в образах природы
Чередою двигалась своей.
Только звёзды, символы свободы,
Не смотрели больше на людей.
Дивная мистерия вселенной
Шла в театре северных светил,
Но огонь её проникновенный
До людей уже не доходил.
Вкруг людей посвистывала вьюга,
Заметая мёрзлые пеньки.
И на них, не глядя друг на друга,
Замерзая, сели старики.
Стали кони, кончилась работа,
Смертные доделались дела...
Обняла их сладкая дремота,
В дальний край, рыдая, повела.
Не нагонит больше их охрана,
Не настигнет лагерный конвой,
Лишь одни созвездья Магадана
Засверкают, став над головой.

                                         1956

1. Определите тему стихотворения: __________________________________________

2. Определите жанр стихотворения:  _________________________________________

3. Охарактеризуйте композицию стихотворения: _______________________________

4. Что символизирует мерзлая магаданская земля? _______________________________________________________________________

5.Найдите метафору, говорящую о внутреннем состоянии героев, об их опустошенности:  ________________________________________________________

6.Как вы думаете, кем до лагеря были старики? По каким приметам это можно определить? _______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

7.Почему старики решили уйти из жизни? _______________________________________________________________________

8.Зачем автор вводит в стихотворение образ звездного неба? _______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________

9. Выпишите глаголы из 1 части стихотворения. Какой мотив присутствует в 1 части? _______________________________________________________________________

10.Выпишите глаголы из 2 части стихотворения. Какой мотив присутствует в 2 части? _______________________________________________________________________

11.Найдите анафору. Выпишите ее. О чем она говорит? _______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

12.С чем ассоциируются звезды? ___________________________________________

13.Почему звезды не смотрели на стариков, когда они шли, и засверкали, «встав над головой», после их смерти? _______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

14.Определите стихотворный размер: _______________________________________

Опубликовано в группе «Урок литературы»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.