Эссе на тему «Семья – это та первичная среда, где человек должен учиться творить добро» (Василий Александрович Сухомлинский)
Работа на конкурс:
«Роль семьи в предупреждении и профилактике правонарушений»
Эссе по теме:
«Семья-это та первичная среда, где человек должен учиться творить добро»
Василий Александрович Сухомлинский
Семья как первоначальная ячейка общества играет важную роль в жизни каждого человека в независимости от уровня образования, социального статуса, половой принадлежности или религиозных убеждений. Каждый из нас еще в утробе слышит ласковый голос матери, чувствует теплые и сильные руки отца у нее на животе. А появляясь на свет ребенок как губка впитывает тот образ отношений, ту систему поведения, которые культивируются в семье.
Так в семье, где царит мир, любовь, уважение друг к другу человек вырастает чутким, добрым, умеющим любить. А там, где воспитывают криком, уроком, грубостью, уничтожающей личность, человек вырастает с искалеченной психикой. Ему тяжело адаптироваться в сложном и многогранном мире. Он становится изгоем общества и, стараясь занять определенное положение, действует не во благо, а во вред.
Известный педагог Сухомлинский В.А говорит о том, что семья должна учить только добру. Именно так человек учится сам творить добро. Таким образом, Василий Александрович говорит о проблеме влияния отношений в семье на правильное становление и развитие личности. Она достаточно актуальна и в наше время.
Что же такое семья? С обществоведческой точки зрения это малая социальная группа, основу которой составляют родственные связи. Семью характеризуют общие цели, задачи, направления деятельности. С точки зрения философии семья – это важная часть духовной культуры. Поскольку именно здесь прививаются основные нормы и ценности морали. Тех негласных правил, на которых держится все человечество.
Во все времена огромную роль в жизни человека играло его окружение. Так называемые агенты социализации: семья, школа, армия, церковь. Они формируют мировоззрение человека. Под их влиянием, человек испытывая огромное давление, меняется и перестраивается. Он совершенствуется и интегрируется в общество. Однако каждый отдельно взятый индивид может интегрироваться как конструктивно, так и деструктивно. В первом случае осуществляя созидательную деятельность, которая предполагает совершенствование человека и его рост. Во втором, осуществляя деятельность, которая наносит вред обществу и служит основой морального разложения личности.
В этих условиях необходимо выявлять первопричину проблемы замены правильных человеческих ценностей – ложными, которые заставляют человека совершать аморальные поступки.
Процесс становления личности глубоко индивидуален. И, как правило, он осуществляется на протяжении всей жизни человека. Человек - существо социальное. Он может жить только в среде себе подобных. И первыми представителями общества, с которыми знакомится человек, являются его родители. Именно они играют важную роль в становлении индивида как личности. От их системы воспитания зависит, каким именно станет человек.
Я полностью разделяю мнение Василия Александровича по данному вопросу. Действительно, семья должна учить человека только добру. Нам всем бывает очень непросто в жизни. Иногда трудно понять, что правильно, а что нет. И вот именно тогда на помощь приходит опыт, полученный в семье. Когда родители и ближайшие родственники общаются с ребенком, когда обсуждают важные для него проблемы, когда интересуются его жизнью, поощряют все его начинания, давая свободу выбора, приобщают его к культурным ценностям.
Только тогда формируется правильное отношение к жизни, когда человек уверен, что его примут и поймут, он любим и находится под защитой. Это так необходимая нам моральная поддержка! Вот в чем основная функция семьи! Научить любить, понимать, прощать. Только при таких условиях воспитания человек вырастает полноценной личностью. Он не будет творить зло и причинять другим людям боль и страдания. Он просто не способен на это. Его внутреннее содержание настроено на созидание мира.
В качестве подтверждения этой позиции можно привести литературный пример. В произведении Владимира Короленко «Слепой музыкант» речь идет о мальчике Петрусе, который родился с патологией глаз и был абсолютно слепым. Он был инвалидом. Преодолеть свою беспомощность, ощущение ненужности помог ему дядя Максим. Он воспитывает мальчика в духе борца, сильного и настоящего мужчины. Помогает справиться с неприятностями, поддерживает и направляет. Именно так, пройдя все испытания, юноша становится уверенным в себе человеком, талантливым музыкантом и счастливым семьянином.
В процессе своей педагогической деятельности Сухомлинский В.А, пришел к выводу: «Чем тяжелее преступление, чем больше в нём бесчеловечности, жестокости, тупости, тем беднее интеллектуальные, эстетические, моральные интересы и потребности семьи». Вот именно в таких семьях и вырастают люди с искалеченными душами. Человек как губка впитывает жестокое поведение, грубое обращение, рукоприкладство. И с этим он выходит в мир.
История человечества знает немало ярких примеров подобного воспитания. Иван Грозный – правитель Русского государства XVI. Его родители рано умерли и он воспитывался боярами, которым и дела не было, как научить маленького Ивана добру и любви. Более того, ему представлялись картины совершенно иного рода. А именно казни, доносы, сплетни, склоки. В этих условиях из мальчика вырос психопат с садистскими наклонностями, который, не задумываясь о моральной стороне дела, казнил сотнями женщин, стариков и детей.
Делая выводы, смело можно говорить о том, что семья имеет огромное значение для правильного формирования личности. Об этом необходимо помнить всегда! Все наши комплексы родом из детства. Но если родные люди принимают и поддерживают, учат добру и любви, мы вырастаем уверенными в себе людьми. Способными твердо стоять на ногах, не бояться жить и встречать трудности с улыбкой. В своих собственных семьях мы будем воспитывать детей по тем же правилам, что и наши родители. А это значит, что мы растим поколение счастливых людей, которые сформируют здоровое общество!