12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Джиоева Лейла1078
Учитель русского языка и литературы ГБОУ РФМЛИ, стаж работы- 24 года, финалист Всероссийского конкурса "Учитель года России-2015"
Россия, Северная Осетия-Алания респ., Владикавказ
Материал размещён в группе «Учительские династии»

Путешествие в тысячу миль, или Учить и учиться…

(путевой дневник)

Наша жизнь-это дорога, у каждого своя. Мы идем по ней, не задумываясь над тем, что она бесконечна. Счастлив не тот, кто выбрал «правильный» путь, а тот, кто сумел полюбить ее, СВОЮ дорогу. Кого-то она ведёт прямо к цели, никуда не сворачивая, у кого-то петляет, уводит так далеко, что человек и не знает, где конец пути, туда ли он вообще идёт. А как узнать, кто предопределяет наш жизненный путь? Кто-то свыше? Судьба? Почему считается, что предназначение каждого человека прописано где-то на невидимых скрижалях? Дорога жизни – источник правды, ибо только на дороге мы познаем великие истины.

Открылись они и мне, правда, совсем в неожиданный для меня момент. Не скажу, что с детства мечтала стать учителем. Меня всегда манил своей загадочностью и таинственностью Восток! Может, я родилась там в прошлой жизни? А она иногда преподносит такие сюрпризы, что просто диву даёшься! Я воспринимаю свой жизненный путь как увлекательное путешествие, в котором самые яркие моменты запоминаются сами собой, без всяких усилий. Как будто кто-то записывает всё на фотоплёнку, и, когда их набирается достаточное количество, кадры заботливо складываются в картину под названием «жизнь». А в них буквально всё: каждый яркий момент, хранимый памятью, каждая остановка (станция). Мое детство пролетело незаметно. И вот я уже выпускница, гордо сжимаю в руках самый важный документ в жизни – аттестат зрелости. Так начинается мой путь, моя дорога…

Станция «Выбор»

Я уезжаю поступать в Кулябский педагогический институт на отделение востоковедения и журналистики. Моя студенческая жизнь насыщена и интересна: поездки в Афганистан, Исламабад, Пакистан, Иран, Самарканд (1991-1993г) для изучения языков. Там, в Афганистане, находясь на практике со студенческим отрядом, мы были Послами доброй воли. Там же произошла встреча с удивительной голубоглазой девочкой Насибах. Встреча, которая перевернула мою жизнь. Высоко в горах Афганистана проживало племя, называемое Калаши, - это светловолосый и ясноглазый народ арийского происхождения. Замкнутый стиль жизни, исповедование религии и почитание традиций предков - все это привело к тому, что их постоянно преследовали, брали в плен. Так в лагере беженцев появилась Насибах. Несмотря на то, что это был скромный и тихий ребенок, девочка с удовольствием общалась со мной, и в это время глаза ее лучились и сияли, как тысячи звезд на афганском небе. Я учила ее русским словам, пересказывала сказки Пушкина, Аксакова, Бажова. Она же, в свою очередь, научила меня любить жизнь, принимать ее такой, какая она есть.

В 1994 году из-за политической обстановки в Таджикистане я была вынуждена перевестись на заочное отделение и уехать на родину, во Владикавказ. Куда идти, чтобы получить второе высшее образование и связать свою жизнь с детьми? Конечно же, не задумываясь, решила стать учителем русского языка и литературы. Прошло много лет, я окончила университет, имею любимую профессию. Я мама двоих детей - сына и дочери. Много утекло воды с тех пор. Но девочку Насибах помню и сейчас. Ее удивительные глаза цвета афганского лазурита и помогли мне определиться с выбором. Благодаря этому белокурому созданию я поняла, что самая важная профессия на Земле – УЧИТЕЛЬ.

Станция «Становление»

Итак, мою судьбу решил случай - встреча с ребенком. Путь к профессии учителя был долгим. И это время настало. Я поняла, что моё место в школе. Особенно я благодарна коллегам за то, что научили меня быть требовательной к себе, за передачу своего опыта, за те «изюминки», которые так необходимы в нашей работе. Мне было на кого равняться!

Я помню все: моё первое общение с детьми, неимоверное волнение, первые уроки. Много интересного открыли для меня ребята. Были, безусловно, и ошибки. И я поняла, что надо учиться вместе с детьми, работать над собой. Основой моей педагогической философии стало желание соединить любовь к творчеству с любовью к детям, стремление открыть для них увлекательные миры, созданные мастерами художественного слова, научить грамотной речи, которая может быть инструментом познания и средством самовыражения, ключом, открывающим мир. Я всегда была убеждена, что педагог – это не профессия, а образ жизни, согласно которому он живёт. Ведь мысли его постоянно о детях: днём, вечером, ночью, во время каникул и отпуска. Учителем нельзя быть по понедельникам и пятницам или только на уроках. Любовь к детям не знает выходных дней. Ш.А. Амонашвили писал: «Дети живут ежеминутно, ежечасно, ежедневно, живут без передышки…», поэтому мы должны, «опираясь на их сегодняшнюю жизнь, взращивать ростки завтрашней...». За 20 лет педагогической работы в школе я открыла для себя маленькие, но очень важные истины: во-первых, нужно по-настоящему любить детей, и только тогда работа с ними будет эффективной, будет приносить радость; во-вторых, нужно по-настоящему понимать ребят и не расценивать их трудности и переживания как пустяковые. Тогда они будут доверять тебе и пойдут навстречу. А еще нужно помнить, что детство - это самая прекрасная пора, поэтому совместная деятельность с детьми должна доставлять удовольствие.

Сенека утверждал: «Уча других, мы учимся сами». Да, учитель должен сегодня не только учить, но и уметь учиться, в том числе и у своих учеников.

Станция «Уроки жизни»

Школа сегодня рассматривается наукой не как закрытое, замкнутое пространство, а часть системы, которая называется обществом и тесно связана с окружающим миром. Он широк и многолик. Каждый из нас - и ребенок, и взрослый - является винтиком в этом огромном механизме, в котором действуют физические, моральные и нравственные законы. Данная система работает независимо от наших желаний. Мир учит нас принимать правильные решения. Учитель должен суметь найти верные слова, научить ребят отличать истину от лжи, факты от мнений.

Современное общество живет в век инноваций и нанотехнологий. Умением владеть компьютером сегодня уже никого не удивишь. Наши дети проводят все больше времени в социальных сетях. Сколько же информации, верной и неверной, интересной и бездарной выплескивается на посетителей из Всемирной Сети под названием «Интернет»! Моя задача, шагая в ногу со временем, быть в курсе событий, помогая ребятам выработать гражданскую позицию и являясь для них нравственным ориентиром. Дети задают много вопросов и на уроках, и после них. Они решительно все хотят знать!

1сентября 2004 года…СМИ и Интернет-пространство взорвала информация о теракте в городе Беслан. На нашей родине произошла трагедия, которая стала общей человеческой болью. Мои будущие выпускники пошли тогда в 1 класс. У ребят не было ни праздника, ни радости, ни торжественной линейки, так как школы города были закрыты, образовался вакуум, пустота. На совсем не детские вопросы о причинах теракта и человеческом горе я впервые в жизни не знала, что ответить.

Я помню их глаза, полные слез! С тех пор прошло 11 лет, но каждый год мы посещаем «Город ангелов» (кладбище в Беслане), вспоминаем погибших, традиционно возлагаем цветы на могилы детей как дань памяти жертвам трагедии. И сегодня мы уже с моими старшеклассниками видим другие события. Украина…Горе сверстников, стариков, матерей. Как ответить, кто виноват? В моем классе учатся дети разных национальностей, но всех их объединяет золотое правило нравственности: «Относись к людям так, как хочешь, чтобы относились к тебе».

Педагог-новатор должен быть всегда впереди и в курсе всех событий. В современном мире учитель - тот же ученик. Пока он осваивает новые педагогические технологии, внедряет инновации и изучает литературу - он учится сам. Работа с ИКТ в школе - это прежде всего здоровьесберегающие технологии, которые являются обязательным условием внедрения ФГОС. Динамические паузы, физминутки, зрительные гимнастики - все это для сохранения здоровья и эффективной работы на уроке. Мои ребята, учащиеся 4 «Г» класса, всегда ждут физминутки, чтобы повторять движения за героями мультфильмов. И главным в этом процессе бывает мой самый забавный ученик - Маргиев Батраз. Он каждый урок является ведущим нашей гимнастики.

Не секрет, что дети сегодня не очень любят читать. Как выходить из этой ситуации мне, учителю-словеснику? И тут опять на помощь приходят современные технологии, с которыми уроки становятся интереснее. Любопытные взгляды, удивленные глаза. И я понимаю - идет осмысление, рождаются эмоции, чувства. Значит, я на правильном пути. Главное, чтобы за гонкой к вершинам и далям не потерять просто человека с его единственной и неповторимой судьбой. И эта судьба в руках учителя! Создавая эмоциональные ситуации, я стремлюсь к тому, чтобы они нашли отклик в сердцах детей. Этому способствует большая внеурочная работа. Мои ребята с удовольствием участвуют в волонтерском движении и социальных акциях. Конкурсы танцев, чтецов, инсценирование раскрывают творческий потенциал ребенка, и даже самый слабый ученик становится яркой звездочкой. И тут я вспоминаю одну известную притчу о морских звездах, которыми был усеян на много километров морской берег, и мальчика, пытающегося спасти их жизнь. Он кидал их в море по одной. Казалось, его попытки ничего не изменят, но он верил, что сможет спасти хотя бы одну морскую душу. Наши дети - это морские звезды, а нам, учителям, главное увидеть в них душу. Об учителе говорят: «Сеятель разумного, доброго, вечного». Он передает детям не только свои знания, но и частичку себя.

Станция «Счастливый выпуск».

Прошло 20 лет. Они пролетели незаметно. Пора подводить итоги. Но это не значит, что мой путь в школе подходит к какому-либо завершению. Это не последняя моя станция. Многое, надеюсь, еще впереди! За эти годы мой интерес к профессии учителя стал еще сильнее. Я поняла, что в нашем деле, помимо плюсов, есть и недостатки, над которыми еще нужно работать. Проблемы современной школы вытекают из прошлого. Но сегодняшние требования к образованию и мой личный опыт подсказывают, что решить их можно только совместно с родителями. Они - первые помощники учителя! Мой опыт работы с выпускным 11 «А» классом показал, что только терпение и труд приносят свои плоды. Бытует мнение, что в провинциях дети не лучшим образом знают русский язык. И есть приятный факт, что мои учащиеся в этом году имеют 100 % качество знаний ЕГЭ по русскому языку!

Приятно осознавать, что мои лицеисты являются студентами лучших ВУЗов республики и страны. Я думаю, что им будет легко в жизни, так как они умеют анализировать, мыслить и принимать верные решения. Этому мы учим их на протяжении многих лет в школе. Мы учимся у них и сами, ведь это счастье - учить и учиться!

Неожиданным для меня было предложение поучаствовать в конкурсе «Учитель года», который подарил мне массу впечатлений и богатый педагогический опыт. Сейчас я нахожусь в том возрасте, когда понимаю, что выбор мой был неслучайным. Я счастлива, что встретила в своей жизни маленькую девочку Насибах. Именно она была для меня светочем, который определил мое будущее.

Что я хочу от жизни сейчас? Отвечу строчками из своего стихотворения:

Уваженья, вниманья, доверия, скромности - вот чего я хочу.

В мир с его многоликой огромностью, словно птица лечу!

Опубликовано в группе «Учительские династии»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.