12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Збарская Марина Александровна33 Материал размещён в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов» |
Эссе на тему «Учить учиться!»
Збарская Марина Александровна
Обучать - значит вдвойне учиться.
Жозеф Жубер
«Лестница - сооружение в виде ряда восходящих ступенек, служащее для того, чтобы подниматься и спускаться, перемещаясь по ступенькам» (Толковый словарь русского языка Д.Н.Ушакова).
Лестница – символ пути, движения, но куда? Вперёд или назад? Вверх или вниз? К духовному совершенствованию или деградации? Куда ведёт моя лестница, длиною в жизнь? К идеалу, разочарованию, мудрости, печали? Куда?
Ступенька первая. Школа…
Ответ на вопрос «Кем быть?» - для меня существовал уже в раннем детстве. Ещё в школе я играла в «учительницу», усадив вокруг себя кукол или подруг. Благодаря моим первым наставникам-учителям я поняла, что моя профессия должна быть связана с воспитанием подрастающего поколения. Когда пришло время выбирать свой жизненный путь, из множества профессий я выбрала одну – педагог.
Ступенька вторая. Выбор профессии.
Все началось 14 лет назад… Или много раньше? Уже 2016… А тогда был 2002. Тогда я поступила в педагогический. Помню слова мамы: «Не говори потом, что я тебя не предупреждала». О чём? О том, что учитель – это огромная ответственность, проверка тетрадей и подготовка к урокам? Да нет же, нет! Я представляла глаза своих будущих учеников, внимательные, широко открытые, восторженные. И я - не больше и не меньше - властительница детских душ!
Ступенька третья. Школа, школа и ещё раз школа!
Свершилось: я получила диплом учителя иностранных языков! Но… ступеньки моей лестницы вели в другую сторону: замужество, ребенок… И страх… Страх пойти работать в школу: ничего не знаю, не помню, не справлюсь. А потом слова родителей: «Тебе надо - в школу! Там твое место». И я пошла работать в школу, в мою родную школу, которую я окончила несколько лет назад. Каждый уголок, каждый класс – все было родное и знакомое. Даже воздух! Именно тогда я поняла, что это мой путь, определённый Судьбой, потому что я шла по нему с радостью! Я обрела себя! В школе и только в школе «было сердце мое», которое я навсегда «отдала детям».
Вот и пришло время задуматься об этой третьей ступени. Правильно ли я иду? Все ли правильно делаю? Да и вообще в чем смысл того, что я делаю?
Педагог - это благороднейшая и отнюдь не лёгкая, а скорее труднейшая профессия, которая требует постоянного творчества, неустанной работы мысли, огромной душевной щедрости, любви к детям, безграничной верности делу. В то же время учитель - простой человек, со своими радостями и печалями, проблемами и увлечениями. Учитель многогранен и по - своему интересен, учитель добр и строг, учитель справедлив и не подкупен.
В моей родной, сельской школе работают разные учителя. Кому-то вовсе и не обязательно зажигать «ребячьи сердца», у них получается всё само собой. Уроки, домашние задания, внеклассные мероприятия, контрольные – всё как у всех. Есть у нас педагоги, превращающие свой повседневный труд в постоянный праздник, постоянный поиск путей к сердцам детей, закладывающие в души детей те истины, которые возможно, как и для меня в своё время, станут путеводной звездой. Я думаю, что именно такие учителя – учителя будущего. И я стремлюсь тоже быть таким учителем.
Какой, по Вашему мнению, вопрос задает себе каждый учитель? По моему мнению, учитель хочет знать, что должно быть главным для него как педагога? И больше всего убеждаюсь в том, что главное – это увидеть неповторимую индивидуальность каждого ученика и сохранить её, помочь ребёнку поверить в свои силы, способности, в свою волю. По моему убеждению, настоящий учитель ведет диалог со своим учеником, в котором иногда ему важнее выслушать, чем наставлять. Мысли и рассуждения учеников для такого учителя ценнее уже известных аксиом, ведь он понимает, что они учат самостоятельно думать и принимать решения. Именно диалоги дают простор для развития ребенка, позволяют формировать умение вдумываться, догадываться, понимать, доказывать, рассуждать. А в диалоге учится не только ученик, но и учитель. И именно поэтому своим кредо я считаю такие слова: «Учитель живет, пока он учится!» Я думаю, со мной согласится каждый, что учитель в современном мире - тот же ученик. Пока он осваивает новые педагогические технологии, внедряет инновации и изучает литературу - он учится сам. Педагоги, как никто другой, нуждаются в постоянном самообразовании и профессиональном развитии. В настоящем и будущем высокотехнологичном конкурентном мире востребована личность креативная, умеющая ориентироваться в стремительном потоке информации, перерабатывать её и применять в жизни. Я стараюсь помочь моим детям в этом мире – научить их думать, быстро находить требуемую информацию и самостоятельно принимать решения, а ведь очень часто приходится повышать уровень своего образования вместе с учениками. Как сказал
Что касается, основной задачи учителя иностранного языка, то, по-моему, это воспитание активности мысли ученика, желание и умение говорить и искать решения лингвистических вопросов. Для меня ученик – участник совместного размышления. Он овладевает научным способом познания: учится наблюдать явления речи, сопоставлять факты родного и иностранного языков, анализировать, обобщать, делать выводы, открывать лингвистические законы. Раньше я считала, что многое в языке требует сложного объяснения. Оказалось, что это не всегда так. Иногда сложная теория легко усваивается в игре. Поэтому играть на уроках вовсе не вредно! Игра с языком и на языке открывает для учеников большие возможности. Детская выдумка и изобретательность не знают границ. Старшеклассников, конечно, не просто увлечь игрой. Тогда ей на смену приходит эксперимент, когда для решения проблемы продумываются и проигрываются несколько сценариев её раскрытия. Но и во время игры, и во время эксперимента мы взаимообучаемся с детьми!
Исходя из всего вышесказанного, можно сказать, что настоящий учитель учится всю свою жизнь. В старину говорили: «Чтоб других учить, надо свой разум наточить». И я учусь, требуя от себя, чтобы те знания, которые школьники получают на моих уроках, понадобились бы им не для «галочки», а для его практического применения как в дальнейшем образовании, так и в будущей взрослой жизни. И мне ясно, что хороший учитель всегда учится сам. Ведь, я думаю, вы меня поддержите во мнении, что учитель XXI века отличается своей информированностью, готовностью к общению на любом уровне. Современный урок невозможно представить без применения информационно-коммуникативных технологий и учителя активно их осваивают. Поэтому, считаю, что самостоятельная работа, самообразование, ИТ компетентность каждого учителя сегодня крайне необходимые условия для того, чтобы быть хорошим учителем.
Давайте же попытаемся ответить на вопрос: Кто такой - «Хороший Учитель»?
Учитель никогда не обижает.
Учитель никогда не обижается навсегда. Обида - это неоправданные ожидания от ... себя самого в итоге. Согласитесь?
Учитель не должен любить, но он не имеет права не любить ученика.
Учитель доверяет. Если человек привык никому и ничему не доверять, ему постоянно приходиться кого-то наказывать.
Учитель УЧИТСЯ. Смотреть на жизнь глазами ребенка, решать проблемы вместе с детьми, жить их миром, расти вместе с ними!
Поддерживая мысль Котарбиньского, нельзя не вспомнить слова Сенеки: «Уча других, мы учимся сами». Да, учитель должен сегодня не только учить, но и учить учиться, в том числе и у своих учеников. Я счастлива, потому что у меня есть интересная профессия. Я счастлива, потому что у меня есть возможность вновь и вновь вместе с ними познавать интересный мир моего любимого предмета – английского языка. Да, что там предмета! Познавать вместе с учениками интересный мир вокруг нас. Я счастлива, когда вижу результаты своего труда. Кто-то из моих учеников станет переводчиком, кто-то будет хорошим отцом или матерью, кто-то станет просто хорошим, добрым человеком, а кто-то учителем. И, может быть, когда-то настанет момент, что я буду учиться у своих молодых коллег, бывших учеников! Вот это настоящее счастье!
Оглядываясь на пройденный путь по жизненной лестнице, пытаюсь понять, куда же я шла: вверх – к вершинам мастерства - или вниз – к его истокам? А может не ИЛИ, а И? Но одно я понимаю точно: я стою на верной ступени, и только на ней вижу продолжение своего пути. Ведь главное, остановиться в правильном месте, но не останавливаться!
У каждого своя «лестница», свой путь, и хочется сказать учителям: «Учитель – это не профессия; это призвание, служение, судьба. Следуйте своему призванию, своему предназначению, и вы узнаете, что такое счастье!» А для меня все просто: за 8 лет, что я работаю в школе, я поняла, что это мое призвание. Я нашла свою профессию, и больше мне ничего не надо. Буду учить учиться!