Эссе на тему «Учить учиться!»
Збарская Марина Александровна
Обучать - значит вдвойне учиться.
Жозеф Жубер
«Лестница - сооружение в виде ряда восходящих ступенек, служащее для того, чтобы подниматься и спускаться, перемещаясь по ступенькам» (Толковый словарь русского языка Д.Н.Ушакова).
Лестница – символ пути, движения, но куда? Вперёд или назад? Вверх или вниз? К духовному совершенствованию или деградации? Куда ведёт моя лестница, длиною в жизнь? К идеалу, разочарованию, мудрости, печали? Куда?
Ступенька первая. Школа…
Ответ на вопрос «Кем быть?» - для меня существовал уже в раннем детстве. Ещё в школе я играла в «учительницу», усадив вокруг себя кукол или подруг. Благодаря моим первым наставникам-учителям я поняла, что моя профессия должна быть связана с воспитанием подрастающего поколения. Когда пришло время выбирать свой жизненный путь, из множества профессий я выбрала одну – педагог.
Ступенька вторая. Выбор профессии.
Все началось 14 лет назад… Или много раньше? Уже 2016… А тогда был 2002. Тогда я поступила в педагогический. Помню слова мамы: «Не говори потом, что я тебя не предупреждала». О чём? О том, что учитель – это огромная ответственность, проверка тетрадей и подготовка к урокам? Да нет же, нет! Я представляла глаза своих будущих учеников, внимательные, широко открытые, восторженные. И я - не больше и не меньше - властительница детских душ!
Ступенька третья. Школа, школа и ещё раз школа!
Свершилось: я получила диплом учителя иностранных языков! Но… ступеньки моей лестницы вели в другую сторону: замужество, ребенок… И страх… Страх пойти работать в школу: ничего не знаю, не помню, не справлюсь. А потом слова родителей: «Тебе надо - в школу! Там твое место». И я пошла работать в школу, в мою родную школу, которую я окончила несколько лет назад. Каждый уголок, каждый класс – все было родное и знакомое. Даже воздух! Именно тогда я поняла, что это мой путь, определённый Судьбой, потому что я шла по нему с радостью! Я обрела себя! В школе и только в школе «было сердце мое», которое я навсегда «отдала детям».
Вот и пришло время задуматься об этой третьей ступени. Правильно ли я иду? Все ли правильно делаю? Да и вообще в чем смысл того, что я делаю?
Педагог - это благороднейшая и отнюдь не лёгкая, а скорее труднейшая профессия, которая требует постоянного творчества, неустанной работы мысли, огромной душевной щедрости, любви к детям, безграничной верности делу. В то же время учитель - простой человек, со своими радостями и печалями, проблемами и увлечениями. Учитель многогранен и по - своему интересен, учитель добр и строг, учитель справедлив и не подкупен.
В моей родной, сельской школе работают разные учителя. Кому-то вовсе и не обязательно зажигать «ребячьи сердца», у них получается всё само собой. Уроки, домашние задания, внеклассные мероприятия, контрольные – всё как у всех. Есть у нас педагоги, превращающие свой повседневный труд в постоянный праздник, постоянный поиск путей к сердцам детей, закладывающие в души детей те истины, которые возможно, как и для меня в своё время, станут путеводной звездой. Я думаю, что именно такие учителя – учителя будущего. И я стремлюсь тоже быть таким учителем.
Какой, по Вашему мнению, вопрос задает себе каждый учитель? По моему мнению, учитель хочет знать, что должно быть главным для него как педагога? И больше всего убеждаюсь в том, что главное – это увидеть неповторимую индивидуальность каждого ученика и сохранить её, помочь ребёнку поверить в свои силы, способности, в свою волю. По моему убеждению, настоящий учитель ведет диалог со своим учеником, в котором иногда ему важнее выслушать, чем наставлять. Мысли и рассуждения учеников для такого учителя ценнее уже известных аксиом, ведь он понимает, что они учат самостоятельно думать и принимать решения. Именно диалоги дают простор для развития ребенка, позволяют формировать умение вдумываться, догадываться, понимать, доказывать, рассуждать. А в диалоге учится не только ученик, но и учитель. И именно поэтому своим кредо я считаю такие слова: «Учитель живет, пока он учится!» Я думаю, со мной согласится каждый, что учитель в современном мире - тот же ученик. Пока он осваивает новые педагогические технологии, внедряет инновации и изучает литературу - он учится сам. Педагоги, как никто другой, нуждаются в постоянном самообразовании и профессиональном развитии. В настоящем и будущем высокотехнологичном конкурентном мире востребована личность креативная, умеющая ориентироваться в стремительном потоке информации, перерабатывать её и применять в жизни. Я стараюсь помочь моим детям в этом мире – научить их думать, быстро находить требуемую информацию и самостоятельно принимать решения, а ведь очень часто приходится повышать уровень своего образования вместе с учениками. Как сказал Тадеуш Котарбиньский: «Хороший учитель может научить других даже тому, чего сам не умеет». Учитель всегда должен расти со своими учениками, не боясь признавать свои ошибки и не боясь, что ученики в чем-то смогут его обогнать. Талантливые дети заставляют много работать, много самому решать, чтобы не отставать от них. Это очень трудно, но так интересно.
Что касается, основной задачи учителя иностранного языка, то, по-моему, это воспитание активности мысли ученика, желание и умение говорить и искать решения лингвистических вопросов. Для меня ученик – участник совместного размышления. Он овладевает научным способом познания: учится наблюдать явления речи, сопоставлять факты родного и иностранного языков, анализировать, обобщать, делать выводы, открывать лингвистические законы. Раньше я считала, что многое в языке требует сложного объяснения. Оказалось, что это не всегда так. Иногда сложная теория легко усваивается в игре. Поэтому играть на уроках вовсе не вредно! Игра с языком и на языке открывает для учеников большие возможности. Детская выдумка и изобретательность не знают границ. Старшеклассников, конечно, не просто увлечь игрой. Тогда ей на смену приходит эксперимент, когда для решения проблемы продумываются и проигрываются несколько сценариев её раскрытия. Но и во время игры, и во время эксперимента мы взаимообучаемся с детьми!
Исходя из всего вышесказанного, можно сказать, что настоящий учитель учится всю свою жизнь. В старину говорили: «Чтоб других учить, надо свой разум наточить». И я учусь, требуя от себя, чтобы те знания, которые школьники получают на моих уроках, понадобились бы им не для «галочки», а для его практического применения как в дальнейшем образовании, так и в будущей взрослой жизни. И мне ясно, что хороший учитель всегда учится сам. Ведь, я думаю, вы меня поддержите во мнении, что учитель XXI века отличается своей информированностью, готовностью к общению на любом уровне. Современный урок невозможно представить без применения информационно-коммуникативных технологий и учителя активно их осваивают. Поэтому, считаю, что самостоятельная работа, самообразование, ИТ компетентность каждого учителя сегодня крайне необходимые условия для того, чтобы быть хорошим учителем.
Давайте же попытаемся ответить на вопрос: Кто такой - «Хороший Учитель»?
Учитель никогда не обижает.
Учитель никогда не обижается навсегда. Обида - это неоправданные ожидания от ... себя самого в итоге. Согласитесь?
Учитель не должен любить, но он не имеет права не любить ученика.
Учитель доверяет. Если человек привык никому и ничему не доверять, ему постоянно приходиться кого-то наказывать.
Учитель УЧИТСЯ. Смотреть на жизнь глазами ребенка, решать проблемы вместе с детьми, жить их миром, расти вместе с ними!
Поддерживая мысль Котарбиньского, нельзя не вспомнить слова Сенеки: «Уча других, мы учимся сами». Да, учитель должен сегодня не только учить, но и учить учиться, в том числе и у своих учеников. Я счастлива, потому что у меня есть интересная профессия. Я счастлива, потому что у меня есть возможность вновь и вновь вместе с ними познавать интересный мир моего любимого предмета – английского языка. Да, что там предмета! Познавать вместе с учениками интересный мир вокруг нас. Я счастлива, когда вижу результаты своего труда. Кто-то из моих учеников станет переводчиком, кто-то будет хорошим отцом или матерью, кто-то станет просто хорошим, добрым человеком, а кто-то учителем. И, может быть, когда-то настанет момент, что я буду учиться у своих молодых коллег, бывших учеников! Вот это настоящее счастье!
Оглядываясь на пройденный путь по жизненной лестнице, пытаюсь понять, куда же я шла: вверх – к вершинам мастерства - или вниз – к его истокам? А может не ИЛИ, а И? Но одно я понимаю точно: я стою на верной ступени, и только на ней вижу продолжение своего пути. Ведь главное, остановиться в правильном месте, но не останавливаться!
У каждого своя «лестница», свой путь, и хочется сказать учителям: «Учитель – это не профессия; это призвание, служение, судьба. Следуйте своему призванию, своему предназначению, и вы узнаете, что такое счастье!» А для меня все просто: за 8 лет, что я работаю в школе, я поняла, что это мое призвание. Я нашла свою профессию, и больше мне ничего не надо. Буду учить учиться!