12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Степанова Ольга Юрьевна23
2

Методические указания «Работа над литературным текстом на занятиях РРС и ФПСР»

Работа над литературным текстом на занятиях РРС и ФПСР

Системно-деятельностный подход нацелен на развитие личности, на формирование гражданской идентичности. Обучение должно быть организовано так, чтобы целенаправленно вести за собой развитие. Деятельность это всегда целеустремленная система, нацеленная на результат. Понятие системно-деятельностного подхода указывает на то, что результат, может быть, достигнут только в том случае, если есть обратная связь. Это не маловажно при работе над текстом на индивидуальных занятиях по формированию произношения и развитию речевого слуха с детьми, имеющими нарушения слуха.

Работа над литературным текстом является той основой, на которую опираются основные направления которые включают в себя не только работу над звукопроизношением , внятностью, слитностью речи, но и эмоциями, нравственностью и развитием морального и духовного потенциала обучающегося.

Исходя из методики работы над текстом, мы большое внимание уделяем смысловому аспекту работы над текстом. Литературный текст –это, как правило отрывки из произведений которые изучают обучающиеся на уроках литературы и чтения. Детские рассказы на различную тематику детских авторов в начальных классах. Классические произведения в средних и старших классах. При работе над литературным текстом мы прививаем интерес к высокохудожественным произведениям. Практика показывает, что обучающиеся с особым интересом воспринимают тексты подкреплённые иллюстрациями, картинками, фотографиями, небольшими видеороликами по произведениям (отрывкам). На занятиях используются приемы, включающие обучающихся в прямой диалог с персонажами прошлого. Опирающиеся на субъектный опыт, побуждающие к размышлению, обмену идеями, мнениями. Определяя свое отношение к событиям, героям, ситуациям, обучающиеся приобретают навыки анализа ситуаций, моделирования позиций участников, понимания их ролей. Развивается способность к осознанному чтению. На индивидуальных занятиях используется проблемный подход, основанный на взаимодействии, диалоге, в ходе которого обучающиеся, опираясь на словесный опыт, учатся мыслить, на основе анализа прочитанного взвешивать альтернативные мнения, принимать решения, участвовать в диалоге. Хороший эффект дает использование заданий, ориентированных на моделирование ситуаций, в которых обучающийся может «играть роль» персонажа, героя и т. д. Это способствует развитию интереса к прочитанному, а также развитию навыков монологической и диалогической речи.

Литературный текст, безусловно, является труднейшим для восприятия детьми имеющих нарушения слуха. Чтобы работа с литературным произведением оказалась эффективной и результативной, мы учитываем различные факторы. Одним из главных факторов является работа над словарём, пониманием слов вплетённых в контекст. При отборе художественных текстов для использования их на занятиях учитывается уровень подготовки учащихся. Кроме того, важным является и учёт самого текста: не каждый художественный текст подойдёт для работы на занятиях. Поэтому мы перерабатываем тексты для более доступного восприятия его обучающимися.

Алгоритм работы с текстом:

На индивидуальных занятиях–

чтение текста учителем и учеником. Выяснение понимания содержания (по 2-3 вопросам). Повторное чтение текста

Определение последовательности (порядка) картинок в серии с опорой на текст.

Ответы на вопросы учителя по тексту .

Выборочное чтение учителем частей текста к соответствующим картинкам .

Ученик подбирает к картинкам таблички с соответствующим текстом и читает их.

Различение учеником отдельных предложений и словосочетаний из текста.

Беседа о том, кто учится в классе. Кто из них твой друг, подруга.

Чтение текста по частям , оглавление этих частей текста учеником.

Пересказ текста по полученному плану, используя таблички со словарём.

Восприятие части текста учеником на слух с последующим повторением этой части по предложениям. Работа по составлению предложений из текста к подходящим к ним картинкам.

Работая над текстом «Лето пришло» обучающийся воспринимал текст целиком и по абзацам на слух за экраном. Были заданы вопросы по тексту. Предъявлялись слова подкреплённые объяснением с иллюстративным материалом. Значения таких слов как сено, сенокос и стог были объяснены при помощи антонимов и синонимов: трава сочная- срезали траву, стала трава сухая- это сено. Что такое сено?- это сухая трава. Показана картинка косы – что это? Это коса. Траву срезают косой (что делают ?) косят. Идёт сенокос-сено-сухая трава, кос-коса-косить, то есть сенокос – косят траву. И так проходит работа над словарем, который разбирается для понимания содержания текста учеником.

Восприятие по предложениям на слух за экраном. Предложения подбирались таким образом, чтобы создавался образец пересказа рассказа.

-Послушай предложение и найди его в тексте (за экраном). Обучающийся хорошо понял предъявляемый материал и смысл новых слов. Главную помощь в понимании данного текста сыграла иллюстрация и картинки к отдельным предложениям. Подбор учащимся предложений из текста к картинкам. А также драматизация предложения о покосе. Были использованы в работе и деформированные предложения. Это очень трудный вид работы для обучающихся т. к. в предложенных словах (некоторых из них) надо было ещё изменить и окончание. При выполнении данного вида работы была предложена таблица вопросов .

Работая над содержанием отдельных частей (эпизодов) произведения «Тарас Бульба» мы подобрали материал о смерти Тараса Бульбы и брата полячки . Провели работу над пониманием словосочетаний и фраз. Подобрали синонимы к отдельным словам и словосочетаниям, выполнили грамматические задания. Работая над этими эпизодами, мы составили план и сравнительную таблицу. Ученик провёл параллель между двумя этими трагическими событиями и как описывает их автор. Составив таблицу мы, сделали вывод, что Тарас Бульба настоящий герой это было доказано его поступком и поведением. И личное отношение обучающегося к прочитанному. Были заданы вопросы о прочитанном за экраном. Проведён слуховой диктант труднопроизносимых слов из данных эпизодов.

Работая над текстом, по творчеству Ф. Абрамова мы остановили своё внимание на очерке о биографии Ф. Абрамова. Текст был разобран по предложениям, фразам - параллельно велась работа над пересказом. Опираясь на составленную сравнительную таблицу обучающаяся хорошо ответила на вопросы по тексту, сделала вывод о прочитанном. Главным образом, при отборе текста мы ориентировались на его языковую доступность то есть текст не был перегружен причастными и деепричастными оборотами, большим количеством сложно- составных предложений, архаизмами, выражениями и конструкциями.

На занятии по теме «Поведение людей» мы взяли отрывок из произведения Василия Шукшина «Экзамен». Прежде, чем начать работу над отрывком нами была проведена работа со словарём, а также грамматические, орфографические, лексические упражнения. После прочтения текста были выполнены задания, которые помогли лучше понять смысл прочитанного. Закрепить произношение слов и словосочетаний.

Далее проходила работа над диалогом по тексту. Обсуждение прочитанного, отношение обучающегося к поступку героя. Кто в данной ситуации прав, а если нет, то почему? Также обучающийся составлял предложения с разобранными словами, вставлял пропущенные слова, подходящие по смыслу в предложения.

Таким образом, использование художественного текста на занятиях по РРС и ФПСР является необходимым, с одной стороны, учащиеся знакомятся с разнообразием лексического и грамматического материала, с другой стороны, активизируется их познавательная деятельность и расширяются культурологические знания. Эффективность работы с художественным текстом достигается главным образом путём учёта различных факторов.

Во-первых, текст должен соответствовать уровню языковой подготовки, возрастным особенностям обучающегося.

Во-вторых, язык текста должен быть знаком им, общеупотребителен, не перегружен сложными синтаксическими конструкциями и т.п.

В-третьих, к тесту должны прилагаться различные языковые задания, направленные на развитие всех видов речевой деятельности (чтение, слушание, говорение, письмо).

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.