Методические указания и рекомендации «Притчи на уроках физики»

10
0
Материал опубликован 15 November 2016 в группе

Притчи на уроках физики.

Как с первых минут заинтересовать, увлечь и подтолкнуть ребят к работе на уроке? Мотивационный этап важен и необходим, ведь от него зависит, будет ли работа ученика успешной и продуктивной. Известны разные приемы формирования мотивации к изучению материала. Один из них – притча. Притча  —  это поучительный рассказ, представленный в форме иносказания, и заключающий в себе моральное и нравственное поучение. Каждая притча может чему-то научить, потому что в ней скрыта какая-то правда, какой-то определённый урок.

Хочу привести примеры уроков физики, где можно использовать данный прием.

К урокам решения задач, лабораторным работам. 

Мудрец.

“Жил мудрец, который знал всё. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не всё. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: “Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мёртвая или живая?” А сам думает: “Скажет живая – я ее умерщвлю, скажет мёртвая – выпущу”. Мудрец, подумав, ответил: “Всё в твоих руках”.

Урок-проект, урок решения конструкторских задач, урок, содержащий любую творческую работу.                                

 «О творчестве».

     Однажды ученик, в порыве отчаяния воскликнул, обращаясь к своему учителю: «Учитель, почему у меня ничего не получается,  почему я не могу делать  так, как мне хочется»?

     «Успокойся», – мягко ответил пожилой учитель. 
«Скажи мне, что ты чувствуешь, когда делаешь свое любимое дело, какие  ощущения живут в тебе в моменты творчества»? 
    «Страх, учитель!  Я боюсь неудачи, я боюсь, что у меня ничего не получится»!
    Учитель улыбнулся, покачал головой и произнес:  «Забудь про возможность творить всегда шедевры, но всегда помни о желании  перевернуть мир и сотворить невозможное, фантастическое».

К урокам «Относительность движения», «Специальная теория относительности».

 Притча о том, как сделать линию короче.

Однажды великий индийский император Акбар пришел в суд, нарисовал на стене линию и затем спросил у членов суда: "Как сделать эту линию короче, не притрагиваясь к ней?"
Все молчали. Но один человек засмеялся. Это был известный шутник Бирбал. Он поднялся, подошел к стене и нарисовал над той линией, что начертил Акбар, свою линию, большую, чем первая, и сказал: "Вот я и сделал твою линию короче, не касаясь ее, ведь величина и длина - вещи относительные".

Предлагаю ознакомиться с фрагментом урока по теме «Глаз. Зрение», с использованием притчи «Мудрецы  и слон».                       

     

Тема «Глаз. Зрение». 8 класс.

Номер урока (в году/ в теме) - 67/8

Цель: установить взаимосвязь между строением глаза и его способностью получать достоверную информацию об окружающем мире.

Задачи.

Образовательные:

1. работая над созданием рисунка, обсуждая информацию в группах и в классе выяснить, какими знаниями по данной теме владеют обучающиеся;

2. используя фронтальные экспериментальные задания, работу с текстом и личный опыт учащихся, определить значение оптической системы глаза для получения достоверной информации об окружающем мире;

Развивающие:

1.развивать у обучающихся навыки эффективного мышления: умения выделять главное в изучаемом материале, сравнивать изучаемые факты и процессы, делать выводы из наблюдений и экспериментов, умения логически излагать свои мысли.

2.развивать навыки критического и творческого мышления, умения размышлять и рассуждать.

3.развивать эмоционально-волевую сферу учащихся, создавая на уроке ситуации эмоциональной включенности и используя яркие примеры.

Воспитательные:

1.создавать условия для формирования таких качеств как уважение, самостоятельность и терпение.

2.содействовать формированию положительной «Я - компетенции».

УДД:

Познавательные. Выделяют и формулируют познавательную цель. Строят логические цепи рассуждений.

Регулятивные. Ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже усвоено, и того, что еще неизвестно.

Коммуникативные. Умеют или развивают способность с помощью вопросов, а так же проведения экспериментальных заданий добывать недостающую информацию. Обмениваются знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений.

Тип урока: урок «открытия» нового знания.

Технология педагогических Мастерских.

Необходимое техническое оборудование: мультимедийный проектор, экран, цветной мел, презентация, текст, листы бумаги, фломастеры, по 4 карандаша на парту, лента измерительная или линейки по 20-25 см.

Структура и ход урока.

Этап урока

Задачи этапа

Деятельность

учителя

Деятельность

ученика

УУД

Время

Мотивационно – ориентировочный компонент

1.

Организационный этап

Психологическая подготовка к общению

Обеспечивает благоприятный настрой.

Настраиваются на работу.

Личностные

1 мин.

2.

Этап мотивации (определение темы урока и совместной цели деятельности).

Обеспечить деятельность по определению целей урока.

Предлагает обсудить притчу о шести мудрецах и назвать тему урока, определить цель.

Высказывают свое мнение. Определяют тему урока и цель.

Личностные, познавательные, регулятивные

5 мин.

Операционно – исполнительный компонент

3.

Изучение нового материала.

Способствовать деятельности обучающихся по самостоятельному определению характеристик и особенностей человеческого зрения.

Предлагает организовать деятельность согласно этапам технологии Педагогических Мастерских.

Выполняют предложенные учителем задания. Работают индивидуально, в парах, в группах.

Личностные, познавательные, регулятивные

30 мин.

Рефлексивно – оценочный компонент

4.

Подведение итогов, рефлексия.

Формируется адекватная самооценка личности, своих возможностей и способностей, достоинств и ограничений.

Предлагает ответить на вопросы анкеты «Пора делать выводы».

«Ступеньки роста». (При выходе из кабинета).

Отвечают.

Личностные, познавательные, регулятивные

3 мин.

5.

Подача домашнего задания.

Закрепление изученного материала.

Запись на доске. №6-7 материал для дополнительного чтения. Составить кластер.

Записывают в дневник.

Личностные

1 мин.

 

Содержание урока.

1. Притча.

Мудрецы и слон. Давным-давно в маленьком городе жили – были шесть слепых мудрецов. Однажды в город привезли слона. Мудрецы захотели его увидеть. Но как? «Я знаю, - сказал один мудрец, - мы ощупаем его». «Хорошая идея, - сказали другие, тогда мы узнаем какой он – слон».

Итак, шесть человек пошли смотреть слона.

Первый нащупал большое плоское ухо. Оно медленно двигалось вперед-назад. «Слон похож на веер!» - закричал первый мудрец. Второй потрогал ноги слона. «Он похож на дерево!» - воскликнул он.

«Вы оба не правы, - сказал третий, - он похож на веревку». Этот человек нащупал слоновий хвост.

«Слон похож на копье», - воскликнул четвертый.

«Нет, нет, - закричал пятый,- слон как высокая стена!» Он говорил, так ощупывая бок слона.

Шестой мудрец подергал слоновий хобот. «Вы все не правы, - сказал он, - слон похож на змею».

«Нет на веревку!» - «Змею»! – «Стену»! – «Вы ошибаетесь!» - «Я прав!» Шестеро слепых кричали друг на друга целый час. И они никогда не узнали, как выглядит слон.

В этой притчи скрыт большой житейский и физический смысл. Как вы думаете какой? были ли мудрецы действительно умными и мудрыми? Обсуждение.

Каждый человек мог представить себе лишь то, что могли чувствовать его руки. В результате каждый думал, что он открыл истину и знает, на что похож слон. Никто не хотел слушать, что говорят другие. А надо уметь слышать и слушать других. И нам сегодня предстоит внимательно отнестись друг к другу, выслушать и понять своих одноклассников и найти истину. О чем мы сегодня будем говорить? Сформулируйте тему урока.

Действительно, 90% информации мы получаем с помощью наших глаз. Даже народная мудрость гласит: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать».

Притча содержит огромный воспитательный потенциал, поэтому использовать ее на уроке целесообразно.

Комментарии
Комментариев пока нет.