Притчи на уроках физики.
Как с первых минут заинтересовать, увлечь и подтолкнуть ребят к работе на уроке? Мотивационный этап важен и необходим, ведь от него зависит, будет ли работа ученика успешной и продуктивной. Известны разные приемы формирования мотивации к изучению материала. Один из них – притча. Притча — это поучительный рассказ, представленный в форме иносказания, и заключающий в себе моральное и нравственное поучение. Каждая притча может чему-то научить, потому что в ней скрыта какая-то правда, какой-то определённый урок.
Хочу привести примеры уроков физики, где можно использовать данный прием.
К урокам решения задач, лабораторным работам.
Мудрец.
“Жил мудрец, который знал всё. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не всё. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: “Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мёртвая или живая?” А сам думает: “Скажет живая – я ее умерщвлю, скажет мёртвая – выпущу”. Мудрец, подумав, ответил: “Всё в твоих руках”.
Урок-проект, урок решения конструкторских задач, урок, содержащий любую творческую работу.
«О творчестве».
Однажды ученик, в порыве отчаяния воскликнул, обращаясь к своему учителю: «Учитель, почему у меня ничего не получается, почему я не могу делать так, как мне хочется»?
«Успокойся», – мягко ответил пожилой учитель.
«Скажи мне, что ты чувствуешь, когда делаешь свое любимое дело, какие ощущения живут в тебе в моменты творчества»?
«Страх, учитель! Я боюсь неудачи, я боюсь, что у меня ничего не получится»!
Учитель улыбнулся, покачал головой и произнес: «Забудь про возможность творить всегда шедевры, но всегда помни о желании перевернуть мир и сотворить невозможное, фантастическое».
К урокам «Относительность движения», «Специальная теория относительности».
Притча о том, как сделать линию короче.
Однажды великий индийский император Акбар пришел в суд, нарисовал на стене линию и затем спросил у членов суда: "Как сделать эту линию короче, не притрагиваясь к ней?"
Все молчали. Но один человек засмеялся. Это был известный шутник Бирбал. Он поднялся, подошел к стене и нарисовал над той линией, что начертил Акбар, свою линию, большую, чем первая, и сказал: "Вот я и сделал твою линию короче, не касаясь ее, ведь величина и длина - вещи относительные".
Предлагаю ознакомиться с фрагментом урока по теме «Глаз. Зрение», с использованием притчи «Мудрецы и слон».
Тема «Глаз. Зрение». 8 класс.
Номер урока (в году/ в теме) - 67/8
Цель: установить взаимосвязь между строением глаза и его способностью получать достоверную информацию об окружающем мире.
Задачи.
Образовательные:
1. работая над созданием рисунка, обсуждая информацию в группах и в классе выяснить, какими знаниями по данной теме владеют обучающиеся;
2. используя фронтальные экспериментальные задания, работу с текстом и личный опыт учащихся, определить значение оптической системы глаза для получения достоверной информации об окружающем мире;
Развивающие:
1.развивать у обучающихся навыки эффективного мышления: умения выделять главное в изучаемом материале, сравнивать изучаемые факты и процессы, делать выводы из наблюдений и экспериментов, умения логически излагать свои мысли.
2.развивать навыки критического и творческого мышления, умения размышлять и рассуждать.
3.развивать эмоционально-волевую сферу учащихся, создавая на уроке ситуации эмоциональной включенности и используя яркие примеры.
Воспитательные:
1.создавать условия для формирования таких качеств как уважение, самостоятельность и терпение.
2.содействовать формированию положительной «Я - компетенции».
УДД:
Познавательные. Выделяют и формулируют познавательную цель. Строят логические цепи рассуждений.
Регулятивные. Ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже усвоено, и того, что еще неизвестно.
Коммуникативные. Умеют или развивают способность с помощью вопросов, а так же проведения экспериментальных заданий добывать недостающую информацию. Обмениваются знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений.
Тип урока: урок «открытия» нового знания.
Технология педагогических Мастерских.
Необходимое техническое оборудование: мультимедийный проектор, экран, цветной мел, презентация, текст, листы бумаги, фломастеры, по 4 карандаша на парту, лента измерительная или линейки по 20-25 см.
Структура и ход урока.
№ |
Этап урока |
Задачи этапа |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
УУД |
Время |
Мотивационно – ориентировочный компонент |
||||||
1. |
Организационный этап |
Психологическая подготовка к общению |
Обеспечивает благоприятный настрой. |
Настраиваются на работу. |
Личностные |
1 мин. |
2. |
Этап мотивации (определение темы урока и совместной цели деятельности). |
Обеспечить деятельность по определению целей урока. |
Предлагает обсудить притчу о шести мудрецах и назвать тему урока, определить цель. |
Высказывают свое мнение. Определяют тему урока и цель. |
Личностные, познавательные, регулятивные |
5 мин. |
Операционно – исполнительный компонент |
||||||
3. |
Изучение нового материала. |
Способствовать деятельности обучающихся по самостоятельному определению характеристик и особенностей человеческого зрения. |
Предлагает организовать деятельность согласно этапам технологии Педагогических Мастерских. |
Выполняют предложенные учителем задания. Работают индивидуально, в парах, в группах. |
Личностные, познавательные, регулятивные |
30 мин. |
Рефлексивно – оценочный компонент |
||||||
4. |
Подведение итогов, рефлексия. |
Формируется адекватная самооценка личности, своих возможностей и способностей, достоинств и ограничений. |
Предлагает ответить на вопросы анкеты «Пора делать выводы». «Ступеньки роста». (При выходе из кабинета). |
Отвечают. |
Личностные, познавательные, регулятивные |
3 мин. |
5. |
Подача домашнего задания. |
Закрепление изученного материала. |
Запись на доске. №6-7 материал для дополнительного чтения. Составить кластер. |
Записывают в дневник. |
Личностные |
1 мин. |
Содержание урока.
1. Притча.
Мудрецы и слон. Давным-давно в маленьком городе жили – были шесть слепых мудрецов. Однажды в город привезли слона. Мудрецы захотели его увидеть. Но как? «Я знаю, - сказал один мудрец, - мы ощупаем его». «Хорошая идея, - сказали другие, тогда мы узнаем какой он – слон».
Итак, шесть человек пошли смотреть слона.
Первый нащупал большое плоское ухо. Оно медленно двигалось вперед-назад. «Слон похож на веер!» - закричал первый мудрец. Второй потрогал ноги слона. «Он похож на дерево!» - воскликнул он.
«Вы оба не правы, - сказал третий, - он похож на веревку». Этот человек нащупал слоновий хвост.
«Слон похож на копье», - воскликнул четвертый.
«Нет, нет, - закричал пятый,- слон как высокая стена!» Он говорил, так ощупывая бок слона.
Шестой мудрец подергал слоновий хобот. «Вы все не правы, - сказал он, - слон похож на змею».
«Нет на веревку!» - «Змею»! – «Стену»! – «Вы ошибаетесь!» - «Я прав!» Шестеро слепых кричали друг на друга целый час. И они никогда не узнали, как выглядит слон.
В этой притчи скрыт большой житейский и физический смысл. Как вы думаете какой? были ли мудрецы действительно умными и мудрыми? Обсуждение.
Каждый человек мог представить себе лишь то, что могли чувствовать его руки. В результате каждый думал, что он открыл истину и знает, на что похож слон. Никто не хотел слушать, что говорят другие. А надо уметь слышать и слушать других. И нам сегодня предстоит внимательно отнестись друг к другу, выслушать и понять своих одноклассников и найти истину. О чем мы сегодня будем говорить? Сформулируйте тему урока.
Действительно, 90% информации мы получаем с помощью наших глаз. Даже народная мудрость гласит: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать».
Притча содержит огромный воспитательный потенциал, поэтому использовать ее на уроке целесообразно.