Работа над ошибками, допущенными в сочинении «Драгоценные книги» (Русский язык, 9 класс)

9
2
Материал опубликован 14 August 2020

Конспект урока

по русскому языку

в 9 классе

с использованием технологий сотрудничества, развивающего обучения, 

информационно-коммуникационной технологии.







Работа над ошибками,

допущенными в сочинении «Драгоценные книги».














Разработала

Поважнюк С.А., учитель

русского языка и литературы

МБОУ "Школа-гимназия №3"

г.Армянска.








Цель урока: проведение работы над ошибками, допущенными в сочинении.

Задачи урока:

Образовательные:

- закреплять изученное;

- определять тему текста;

- повторить словарные слова;

- повторить орфограммы, на которые допущены ошибки.

Развивающие:

- развивать устную и письменную речь;

- развивать умение анализировать, обобщать, делать выводы;

- развивать внимание и память учащихся.

Воспитывающие:

- воспитывать нравственные качества;

- воспитывать доброжелательное отношение к окружающим.

Планируемые результаты: 
1. Предметные:

- осознавать безошибочное письмо как одно из проявлений собственного уровня культуры;

- уметь применять орфографические правила и правила постановки знаков препинания  при записи собственного текста;

- уметь проверять написанное.

2. Личностные:

проявлять познавательную инициативу в оказании помощи соученикам посредством системы заданий, ориентирующей младшего школьника на оказание помощи своему соседу по парте;

 - осознавать языка как основного средства общения между людьми;

- участвовать в творческом, созидательном процессе.

3. Метапредметные:

- оценивать свою работу на уроке;

- преобразовывать практическую задачу в познавательную;

- осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя.

Универсальные учебные действия

Регулятивные:

1. Волевая саморегуляция в ситуации затруднения.

2. Прогнозирование и планирование собственной деятельности.

3. Работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность.

Познавательные:

1. Умение структурировать знания.

2. Постановка и формулирование проблемы.

3. Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание.

Коммуникативные:

1. Планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками.

2. Владение устной речью.

3. Нахождение общего решения и разрешения конфликтов на основе согласования позиций и учёта мнений.

Тип урока: коррекция знаний и способов действий.

Оборудование: проектор, ноутбук, презентация.


Ход урока.

1. Организационный этап.

1.Приветствие.

2.Проверка готовности.

3. Отметить отсутствующих.


II. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Посмотрите на доску. Прочтите пословицу. (Грамоте учиться – всегда пригодиться). (Слайд 1)

Как вы понимаете значение пословицы?

Ну что ж, ребята, вы готовы потрудиться сегодня на уроке?

II. Постановка цели и задач урока.

- Ребята, вы писали сочинение в формате ОГЭ. Я увидела много хороших работ. Можно сказать, что структуру написания содержания сочинения вы усвоили, но были допущены ошибки по грамотности. Что мы можем сделать, чтобы исправить эти недочёты? (Работу над ошибками).

Чем же мы сегодня будем заниматься? ( проводить работу над ошибками, допущенными в сочинении).

Какую цель поставим перед собой (повторить орфограммы, на которые допущены ошибки; развивать умение анализировать, делать выводы; уметь проверять написанное; развивать орфографическую зоркостью).

III. Работа над ошибками

Анализ работ

Ну что ж, работы класс написал хорошо (9-Б кл.). Есть ребята, получившие пятёрки, много четвёрок. Есть и те, кто получил три, но это поправимо. Вам нужно старательнее заниматься. В целом все молодцы.

Раздать тетради.

Откройте тетради с сочинениями и посмотрите на свои ошибки.

Кто доволен своей работой?

Кто хочет в следующий раз написать лучше?

Запись в тетради. Дата. Вид работы (Слайд 2)

Работать будем над типичными ошибками, допущенными в ваших сочинениях.

Ошибки поделены на три блока (по аналогии с заданиями ОГЭ).

Содержание.

Структура сочинения-рассуждения такова:

1.Тезис – положение, которое надо доказать и прокомментировать;

2.Аргумент (первый) – примеры-доказательства из текста, предложенного для анализа;

3.Аргумент(второй) –примеры-доказательства из личного опыта.

3.Вывод - общий итог, подтверждающий выдвинутый тезис.

Кластер написания сочинения-рассуждения 9.3:

тезис – аргумент 1 – аргумент 2 – вывод.

Содержание понятия не раскрывается только формулировкой его словарного значения. Выпускник должен ещё и пояснить данное определение, показав, какова для него значимость этого понятия, свойства, чувства, насколько важно для общества в целом это понятие, свойство, чувство.

1 блок «Орфографический анализ». (работа у доски: ученики + учитель)

Бесценный – з-с в приставках: бесформенный, бесконечный, безвкусный, бездарный; -нн- на стыке морфем: осенний, весенний, ранний, сонный.

Сначала о-а на конце наречий. (Слайд 3). Записать свои примеры наречий с данной орфограммой.


t1597432583aa.jpg


Правописание наречий.

t1597432583ab.jpg

Несмотря на (предлог) – не смотря на (деепричастие) (Слайд 4)

t1597432583ac.jpg

Шёл, не смотря по сторонам.

В течениЕ, в продолжениЕ – правописание производных предлогов.

(Слайд 5)

t1597432583ad.jpg

В течение длительного времени; изменения в течении реки; в продолжение целого лета; в продолжении книги мы узнали о судьбе героя.

Орфограммы: неослабева́ющий – сла́бый, рождённый – род, очерта́ния – чёрточка, вы́мысла – мысль, клочо́к – клок. 

Вывод обучающихся.

III. Динамическая пауза.

t1597432583ae.jpg

2 блок «Пунктуационный анализ».

Ошибки. Неправильное выделение вводных слов в предложении, обособленных чл.предложения. Неверная расстановка запятых в СПП.

Расставить знаки препинания (в предложениях знаки препинания уже расставлены).

1.Возгорается костер все сильнее, рассекая воздушный простор, притупляя все чувства лихие, никогда не подвластные мне.

2.По-весеннему одета мама: некоторым образом прикрыты шарфом плечи, разбушевавшиеся волосы выбились из-под платка, серенькое пальто было ей к лицу, раскрасневшемуся на ветру.

3. Несомненно, книга – лучший подарок.


4. К счастью, еще есть люди, предпочитающие книгу виртуальным играм.

Вывод о выполненной работе.

3 блок «Редактор». Определить вид ошибок.

1.Петру Гринёву не позволяет совесть  сделать этот поступок (Речевая ошибка: поступок сделать нельзя, его можно совершить), потому что он честный и справедливый человек. 

2. Из этого можно сказать, что для рассказчика книги были дороги. (Речевая ошибка). Подводя итог вышесказанному, могу сделать вывод

3. В романе А.Пушкина «Капитанская дочка». Автор раскрывает образ Петра Гринёва.(Грамматическая ошибка: нарушение границ предложения).

IV. Формирование умений и навыков.

Словарный диктант. (Слайд 6)

V. Домашнее задание. (Слайд 7)

Составить словарный диктант для соседа. Орфограмма «Написание -Н-, -НН- в разных частях речи» (20 слов).

VI. Рефлексия (Слайд 8)

1. Ученикам предлагается выбрать, как они поступят с информацией, полученной на уроке. (ответ прокомментировать).

На доске вывешиваются рисунки чемодана, мясорубки, корзины.

t1597432583af.png

Чемодан – всё, что пригодится в дальнейшем.

t1597432583ag.jpg

Мясорубка – информацию переработаю.

t1597432583ah.jpg

Корзина – всё выброшу.

2.Самоанализ обучающихся.

Довольны ли вы, как вы сегодня поработали на уроке?

-Оцените свою работу на уроке. Кто думает, что он работал на «5»? Поднимите руки. На «4»?

-Кому стоит еще поработать над получением положительной оценки?

-Кто не справился?

Надеюсь, что на следующем уроке все постараются работать на «отлично».

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Благодарю за полезный материал!

15 August 2020