Работа над ошибками, допущенными в сочинении «Драгоценные книги» (Русский язык, 9 класс)
Конспект урока
по русскому языку
в 9 классе
с использованием технологий сотрудничества, развивающего обучения,
информационно-коммуникационной технологии.
Работа над ошибками,
допущенными в сочинении «Драгоценные книги».
Разработала
Поважнюк С.А., учитель
русского языка и литературы
МБОУ "Школа-гимназия №3"
г.Армянска.
Цель урока: проведение работы над ошибками, допущенными в сочинении.
Задачи урока:
Образовательные:
- закреплять изученное;
- определять тему текста;
- повторить словарные слова;
- повторить орфограммы, на которые допущены ошибки.
Развивающие:
- развивать устную и письменную речь;
- развивать умение анализировать, обобщать, делать выводы;
- развивать внимание и память учащихся.
Воспитывающие:
- воспитывать нравственные качества;
- воспитывать доброжелательное отношение к окружающим.
Планируемые результаты:
1. Предметные:
- осознавать безошибочное письмо как одно из проявлений собственного уровня культуры;
- уметь применять орфографические правила и правила постановки знаков препинания при записи собственного текста;
- уметь проверять написанное.
2. Личностные:
- проявлять познавательную инициативу в оказании помощи соученикам посредством системы заданий, ориентирующей младшего школьника на оказание помощи своему соседу по парте;
- осознавать языка как основного средства общения между людьми;
- участвовать в творческом, созидательном процессе.
3. Метапредметные:
- оценивать свою работу на уроке;
- преобразовывать практическую задачу в познавательную;
- осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя.
Универсальные учебные действия
Регулятивные:
1. Волевая саморегуляция в ситуации затруднения.
2. Прогнозирование и планирование собственной деятельности.
3. Работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность.
Познавательные:
1. Умение структурировать знания.
2. Постановка и формулирование проблемы.
3. Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание.
Коммуникативные:
1. Планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками.
2. Владение устной речью.
3. Нахождение общего решения и разрешения конфликтов на основе согласования позиций и учёта мнений.
Тип урока: коррекция знаний и способов действий.
Оборудование: проектор, ноутбук, презентация.
Ход урока.
1. Организационный этап.
1.Приветствие.
2.Проверка готовности.
3. Отметить отсутствующих.
II. Мотивация учебной деятельности учащихся.
Посмотрите на доску. Прочтите пословицу. (Грамоте учиться – всегда пригодиться). (Слайд 1)
Как вы понимаете значение пословицы?
Ну что ж, ребята, вы готовы потрудиться сегодня на уроке?
II. Постановка цели и задач урока.
- Ребята, вы писали сочинение в формате ОГЭ. Я увидела много хороших работ. Можно сказать, что структуру написания содержания сочинения вы усвоили, но были допущены ошибки по грамотности. Что мы можем сделать, чтобы исправить эти недочёты? (Работу над ошибками).
– Чем же мы сегодня будем заниматься? ( проводить работу над ошибками, допущенными в сочинении).
– Какую цель поставим перед собой (повторить орфограммы, на которые допущены ошибки; развивать умение анализировать, делать выводы; уметь проверять написанное; развивать орфографическую зоркостью).
III. Работа над ошибками
Анализ работ
– Ну что ж, работы класс написал хорошо (9-Б кл.). Есть ребята, получившие пятёрки, много четвёрок. Есть и те, кто получил три, но это поправимо. Вам нужно старательнее заниматься. В целом все молодцы.
Раздать тетради.
– Откройте тетради с сочинениями и посмотрите на свои ошибки.
– Кто доволен своей работой?
–Кто хочет в следующий раз написать лучше?
Запись в тетради. Дата. Вид работы (Слайд 2)
Работать будем над типичными ошибками, допущенными в ваших сочинениях.
Ошибки поделены на три блока (по аналогии с заданиями ОГЭ).
Содержание.
Структура сочинения-рассуждения такова:
1.Тезис – положение, которое надо доказать и прокомментировать;
2.Аргумент (первый) – примеры-доказательства из текста, предложенного для анализа;
3.Аргумент(второй) –примеры-доказательства из личного опыта.
3.Вывод - общий итог, подтверждающий выдвинутый тезис.
Кластер написания сочинения-рассуждения 9.3:
тезис – аргумент 1 – аргумент 2 – вывод.
Содержание понятия не раскрывается только формулировкой его словарного значения. Выпускник должен ещё и пояснить данное определение, показав, какова для него значимость этого понятия, свойства, чувства, насколько важно для общества в целом это понятие, свойство, чувство.
1 блок «Орфографический анализ». (работа у доски: ученики + учитель)
Бесценный – з-с в приставках: бесформенный, бесконечный, безвкусный, бездарный; -нн- на стыке морфем: осенний, весенний, ранний, сонный.
Сначала – о-а на конце наречий. (Слайд 3). Записать свои примеры наречий с данной орфограммой.
Правописание наречий.
Несмотря на (предлог) – не смотря на (деепричастие) (Слайд 4)
Шёл, не смотря по сторонам.
В течениЕ, в продолжениЕ – правописание производных предлогов.
(Слайд 5)
В течение длительного времени; изменения в течении реки; в продолжение целого лета; в продолжении книги мы узнали о судьбе героя.
Орфограммы: неослабева́ющий – сла́бый, рождённый – род, очерта́ния – чёрточка, вы́мысла – мысль, клочо́к – клок.
Вывод обучающихся.
III. Динамическая пауза.
2 блок «Пунктуационный анализ».
Ошибки. Неправильное выделение вводных слов в предложении, обособленных чл.предложения. Неверная расстановка запятых в СПП.
Расставить знаки препинания (в предложениях знаки препинания уже расставлены).
1.Возгорается костер все сильнее, рассекая воздушный простор, притупляя все чувства лихие, никогда не подвластные мне.
2.По-весеннему одета мама: некоторым образом прикрыты шарфом плечи, разбушевавшиеся волосы выбились из-под платка, серенькое пальто было ей к лицу, раскрасневшемуся на ветру.
3. Несомненно, книга – лучший подарок.
4. К счастью, еще есть люди, предпочитающие книгу виртуальным играм.
Вывод о выполненной работе.
3 блок «Редактор». Определить вид ошибок.
1.Петру Гринёву не позволяет совесть сделать этот поступок (Речевая ошибка: поступок сделать нельзя, его можно совершить), потому что он честный и справедливый человек.
2. Из этого можно сказать, что для рассказчика книги были дороги. (Речевая ошибка). Подводя итог вышесказанному, могу сделать вывод …
3. В романе А.Пушкина «Капитанская дочка». Автор раскрывает образ Петра Гринёва.(Грамматическая ошибка: нарушение границ предложения).
IV. Формирование умений и навыков.
Словарный диктант. (Слайд 6)
V. Домашнее задание. (Слайд 7)
Составить словарный диктант для соседа. Орфограмма «Написание -Н-, -НН- в разных частях речи» (20 слов).
VI. Рефлексия (Слайд 8)
1. Ученикам предлагается выбрать, как они поступят с информацией, полученной на уроке. (ответ прокомментировать).
На доске вывешиваются рисунки чемодана, мясорубки, корзины.
Чемодан – всё, что пригодится в дальнейшем.
Мясорубка – информацию переработаю.
Корзина – всё выброшу.
2.Самоанализ обучающихся.
Довольны ли вы, как вы сегодня поработали на уроке?
-Оцените свою работу на уроке. Кто думает, что он работал на «5»? Поднимите руки. На «4»?
-Кому стоит еще поработать над получением положительной оценки?
-Кто не справился?
– Надеюсь, что на следующем уроке все постараются работать на «отлично».
Кияйкина Наталья Федоровна
Ирина Владимировна Казарцева