Работа над пословицами на уроках русского языка
Работа с пословицами на уроках русского языка как средство развития речи у младших школьников
Лобанова Анастасия Олеговна, учитель начальных классов МБОУ «КГ»,
Вопрос развития речи у младших школьников через работу с пословицами на уроках русского языка является актуальным.
Пословицы, созданные русским народом, составляют неоценимое богатство русского языка. Знакомство с ними в школе не только развивает мышление учащихся, прививает любовь к родному языку, повышает культуру речи, но и наилучшим образом способствует развитию речи у младших школьников. Вот почему пословицам необходимо уделять внимание на уроках русского языка.
Развивать речь - значит систематически работать над ее содержанием, последовательно учить детей построению предложений, вдумчивому выбору подходящего слова и его формы, постоянно работать над грамотным оформлением мыслей.
Использование пословиц в работе с младшими школьниками служит неисчерпаемым источником как духовно-нравственного развития, так и развития речи вообще. Детям нравится знакомиться с устаревшими словами, разгадывать смысл пословиц и поговорок. Употребление в речи этих коротких, но метких вырaжений cпособствует обогащению словарного зaпaса детей, служит одновременно обучению детей элементам культурной, правильной русской речи в ее устной и письменной формaх. А.М.Горький писал, что «пословицы и песни всегда кратки, а ума и чувства вложено в них на целые книги».
Начинать работу с пословицами надо с наиболее лёгких тем для детского восприятия. Затем можно усложнять. Давать более сложный материал. Каждую пословицу необходимо пояснять, растолковать детям, что она означает. Каждый урок может включать работу с пословицами.
Учитель должен научить детей раскрывать смысл пословиц и применять их в своей речи в соответствии с речевой ситуацией.
Учащимся начальной школы можно предложить завести специальные тетради или альбомы, в которые они могли бы выписывать пословицы. Мы с учениками именно так и делаем.
Опыт показывает, что работу с пословицами следует начинать уже в 1 классе. Лучше всего это сделать, когда ученики изучат алфавит, т. е. овладеют письмом. Так, знакомя учащихся с буквой «н», учитель обращает их внимание на пословицу «Старый друг лучше новых двух» и предлагает найти слово с буквой, написание которой они только что усвоили. Ученики читают пословицу, раскрывают ее смысл, находят слово с нужной буквой. После этого учитель предлагает ученикам завести тетради, в которые они будут записывать пословицы, и дает задание: к следующему дню на первой странице этой тетради нарисовать друзей.
Постичь пословицы - это значит глубже познать жизнь, обычаи своего народа, свою Родину.
Проводить уроки по данной теме сложно, но интересно.
Во Всероссийской проверочной работе есть задание № 15, которое требует
- умения на основе пословицы или поговорки и собственного жизненного опыта обучающихся определять конкретную жизненную ситуацию для написания мини – сочинения.
- умение интерпретировать пословицу.
Я считаю, что это одно из самых сложных заданий в ВПР по русскому языку, хочу с вами поделиться своими наработками, своим опытом
На страницах Азбуки дети находят пословицы, читающие дети прочитывают их, затем идёт работа с иллюстрацией :
-Кто изображён? Чем занимается?
- Подходит ли пословица к иллюстрации? Почему вы так считаете?
Дети рисуют свои рисунки по данной пословице или делают это в виде аппликации, запоминают пословицы. Этот вид работы очень помогает учащимся.
На «Разговорах о важном» встречается много заданий, требующих составить пословицы. Эти задания оказывает положительное влияние на тренировку памяти учащихся, развивают словарный запас школьников. Не всегда дети могут составить пословицу правильно. Мы объясняем с ними каждое слово, пытаемся понять смысл пословиц. Такой вид работы расширяет кругозор учащихся.
Примеры заданий:
Игры для лучшего запоминания пословиц:
«Дополни пословицу»
Терпенье и труд…(все перетрут)
Что написано пером…(не вырубишь и топором)
Слово не воробей…(вылетит не поймаешь)
Яблоко от яблони…(недалеко падает)
Список литературы:
Ладыженская, Т.А. Система работы по развитию связной речи учащихся/ Т.А. Ладыженская. - М.: Просвещение, 2005. - 256 с.