Работа над пословицами на уроках русского языка

1
0
Материал опубликован 20 June

Работа с пословицами на уроках русского языка как средство развития речи у младших школьников


Лобанова Анастасия Олеговна, учитель начальных классов МБОУ «КГ»,



Вопрос развития речи у младших школьников через работу с пословицами на уроках русского языка является актуальным.

Пословицы, созданные русским народом, составляют неоценимое богатство русского языка. Знакомство с ними в школе не только развивает мышление учащихся, прививает любовь к родному языку, повышает культуру речи, но и наилучшим образом способствует развитию речи у младших школьников. Вот почему пословицам необходимо уделять внимание на уроках русского языка.

Развивать речь - значит систематически работать над ее содержанием, последовательно учить детей построению предложений, вдумчивому выбору подходящего слова и его формы, постоянно работать над грамотным оформлением мыслей.

Использование пословиц в работе с младшими школьниками служит неисчерпаемым источником как духовно-нравственного развития, так и развития речи вообще. Детям нравится знакомиться с устаревшими словами, разгадывать смысл пословиц и поговорок. Употребление в речи этих коротких, но метких вырaжений cпособствует обогащению словарного зaпaса детей, служит одновременно обучению детей элементам культурной, правильной русской речи в ее устной и письменной формaх. А.М.Горький писал, что «пословицы и песни всегда кратки, а ума и чувства вложено в них на целые книги».

Начинать работу с пословицами надо с наиболее лёгких тем для детского восприятия. Затем можно усложнять. Давать более сложный материал. Каждую пословицу необходимо пояснять, растолковать детям, что она означает. Каждый урок может включать работу с пословицами.

Учитель должен научить детей раскрывать смысл пословиц и применять их в своей речи в соответствии с речевой ситуацией.

Учащимся начальной школы можно предложить завести специальные тетради или альбомы, в которые они могли бы выписывать пословицы. Мы с учениками именно так и делаем.

Опыт показывает, что работу с пословицами следует начинать уже в 1 классе. Лучше всего это сделать, когда ученики изучат алфавит, т. е. овладеют письмом. Так, знакомя учащихся с буквой «н», учитель обращает их внимание на пословицу «Старый друг лучше новых двух» и предлагает найти слово с буквой, написание которой они только что усвоили. Ученики читают пословицу, раскрывают ее смысл, находят слово с нужной буквой. После этого учитель предлагает ученикам завести тетради, в которые они будут записывать пословицы, и дает задание: к следующему дню на первой странице этой тетради нарисовать друзей.

Постичь пословицы - это значит глубже познать жизнь, обычаи своего народа, свою Родину.

Проводить уроки по данной теме сложно, но интересно.

Во Всероссийской проверочной работе есть задание № 15, которое требует

- умения на основе пословицы или поговорки и собственного жизненного опыта обучающихся определять конкретную жизненную ситуацию для написания мини – сочинения.

- умение интерпретировать пословицу.

Я считаю, что это одно из самых сложных заданий в ВПР по русскому языку, хочу с вами поделиться своими наработками, своим опытом

На страницах Азбуки дети находят пословицы, читающие дети прочитывают их, затем идёт работа с иллюстрацией :

-Кто изображён? Чем занимается?

- Подходит ли пословица к иллюстрации? Почему вы так считаете?

Дети рисуют свои рисунки по данной пословице или делают это в виде аппликации, запоминают пословицы. Этот вид работы очень помогает учащимся.

На «Разговорах о важном» встречается много заданий, требующих составить пословицы. Эти задания оказывает положительное влияние на тренировку памяти учащихся, развивают словарный запас школьников. Не всегда дети могут составить пословицу правильно. Мы объясняем с ними каждое слово, пытаемся понять смысл пословиц. Такой вид работы расширяет кругозор учащихся.

Примеры заданий:





t1750420152aa.png

Игры для лучшего запоминания пословиц:

«Дополни пословицу»

Терпенье и труд…(все перетрут)

Что написано пером…(не вырубишь и топором)

Слово не воробей…(вылетит не поймаешь)

Яблоко от яблони…(недалеко падает)





Список литературы:

Ладыженская, Т.А. Система работы по развитию связной речи учащихся/ Т.А. Ладыженская. - М.: Просвещение, 2005. - 256 с.





в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.