Публикация «Коррекционная работа на уроках русского языка»

4
0
Материал опубликован 14 December 2022

«Коррекционная работа на уроках русского языка»

             Как известно, русский язык – один  из трудных предметов в школе. Развитие устной и письменной речи занимает значительное место. Много  уроков по русскому языку отводится на уроки развития речи. Это объясняется тем, что обучающиеся с ОВЗ имеют   более или менее выраженные  отклонения  в речевом развитии, которые обнаруживаются на различных уровнях речевой деятельности. Одни их них относительно быстро поддаются коррекции, другие - сглаживаются лишь в некоторой мере, проявляясь при осложненных условиях. Учитель русского языка работает совместно с учителем-логопедом, чтобы помочь обучающимся в коррекции устной и письменной речи.

  У большинства детей с ОВЗ отмечается сниженная работоспособность, быстрая истощаемость всех психических процессов, трудности в сосредоточении и переключении внимания, малый объем памяти, снижение слуха, задержка формирования отдельных психических функций. Именно потому, дети особенно нуждаются в особых условиях обучения и воспитания.

         Моя коррекционная  работа  по русскому языку с обучающимися

        ОВЗ направлена на:

формирование связной речи;

увеличение пассивного и активного словарного запаса;

развитие и коррекция нарушений лексического, грамматического и  

   фонетического строя речи;

развитие психических процессов.

      С некоторыми методами  и приёмами, используемых на уроках русского языка с целью коррекции психофизических нарушений, я хочу сегодня с вами поделиться.  Эти  приемы можно применять как на отдельных уроках развития речи, так и на определенных этапах урока. Необходимо дифференцировать задания по уровням сложности, а также по индивидуальным особенностям учащихся.  Приемы рассчитаны на развитие связной речи, обогащение словарного запаса и грамматического строя языка  у обучающихся, а также на развитие  памяти, внимания, логики, воображения и т.д.

   Инклюзи́вное образова́ние — форма обучения, при которой каждому человеку, независимо от имеющихся физических, социальных, эмоциональных, ментальных, языковых, интеллектуальных и других особенностей, предоставляется возможность учиться в общеобразовательных учреждениях.

   При инклюзии дети с ОВЗ и особыми потребностями в образовании больше заняты в мероприятиях общеобразовательного процесса, общаются со сверстниками, обмениваются навыками взаимодействия в естественной среде и участвуют в групповой учебной деятельности. Дети без ограничений в развитии в инклюзивных классах имеют более развитые коммуникативные навыки и активное поведение.

Основные принципы

  • Ценность человека не зависит от его способностей и достижений.
  • Каждый человек способен думать и чувствовать.
  • Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным.
  • Все люди нуждаются друг в друге.
  • Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений.
  • Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников.
  • Для всех обучающихся достижение прогресса скорее в том, что они могут делать, чем в том, что не могут.
  • Разнообразие усиливает все стороны жизни.

  Грамотно выстроенный индивидуальный образовательный маршрут для учащегося с ОВЗ позволяет обеспечить развитие каждого школьника.

  Великий Иван Петрович Павлов говорил, что в педагогике, как и в лечении, главное – постепенность и тренировка. Постепенно, последовательно, от самого простого к сложному, абстрактному до выработка прочного навыка - такова логика построения урока закрепления знаний.

   Хочется поделиться опытом работы по применению форм, методов и приёмов на этапах применения и закрепления знаний. Это выполнение типовых, конструктивных и творческих заданий.

   Разделение типов заданий для учащихся с ОВЗ происходит на этапах актуализации знаний и этапах применения и закрепления знаний. Именно на этих этапах необходимо дифференцировать задания для всех учащихся и учащихся с ограниченными возможностями здоровья. Итак, какие формы, методы и приёмы наиболее эффективны, приемлемы, результативны?

   Цель этапа применения и закрепления знаний в знакомой ситуации - организация деятельности учащихся по применению и закреплению знаний при выполнении типовых заданий.

   На данном этапе обучающиеся выполняют типовые задания на закрепление изученной темы, работают у доски, в то время как учащиеся с ОВЗ выполняют типовые задания самостоятельно или в парах, используя алгоритм, словари, материал учебника, проверяют выполненные задания по эталону, осуществляют взаимопроверку. Учитель обращает внимание на правильное решение, указывает на наглядную опору, помогает составить план действий.

   Опорные схемы, таблицы, алгоритмы, комплекты карточек разного уровня сложности и разного объёма дают возможность проводить многократное повторение материала.

   Дидактическая игра является одной форм обучения детей. Она развивает самостоятельность и активность, позволяет давать посильное задание каждому ребёнку.

   Как показывает практический опыт, наиболее эффективным средством повышения грамотности учащихся является комментированное письмо. Софья Николаевна Лысенкова писала: «Если приучить детей думать вслух, всегда вслух, чтобы каждое действие сопровождалось словом, то это слово можно будет направлять, а через него и мысль». При многократных повторениях дети с ограниченными возможностями здоровья постигают трудный материал и не отстают от класса.

   Учащиеся работают самостоятельно, выполняют следующие задания к тексту (на слайде) осуществляют взаимопроверку. Обучающиеся с ОВЗ получают упрощённый вариант (задания меньшего объёма), работают в парах, фиксируют затруднения, получают консультации учителя или учеников-консультантов.

Обучающиеся

Обучающиеся с ОВЗ

1.Докажите, что это текст.

2. Определите его тему, основную мысль.

3. К какому типу речи относится данный текст? Докажите это.

4. Спишите текст, графически объяснив условия выбора вставленных орфограмм.

5. Объясните графически употребление запятых в 1, 2, 3 и 5 предложениях.


Звери..ые пова..ки отразились в стари..ых ска..ках, пословицах, поговорках.

Про отважных людей г..ворят, что у них орли..ые крыл..я. Дело пуст..ковое, а шумное. Это называют мыши..ой в..знёй.

Из таких определений можно составить дли..ый список: осли..ое упрямство, голуби..ая кротость, кури..ый ум, гуси..ая кожа, лебед..ая верность.

Подлинным их творцом является народ. В них ск..залась исти..ая народная мудрость

1. Определите тему текста, основную мысль.


2. Спишите текст, графически объяснив условия выбора вставленных орфограмм.





Звери..ые пова..ки отразились в стари..ых ска..ках, пословицах, поговорках.

Про отважных людей г..ворят, что у них орли..ые крыл..я. Дело пустяковое, а шумное. Это называют мыши..ой в..знёй.

Из таких определений можно составить дли..ый список: осли..ое упрямство, голуби..ая кротость, кури..ый ум, гуси..ая кожа, лебед..ая верность.

Подлинным их творцом является народ.


 Слуховые диктанты для развития памяти и внимания. 

Учитель зачитывает предложение с специальных карточек.

1.Каждое предложение читается громко, четко 1 раз.

2. Обучающиеся нумеруют предложения, каждое записывается с новой строки, затем подсчитывается количество знаков в 1-ом и последнем предложении и отмечается на полях.

3. Проверка – воспроизведение (наличие всех слов, их порядок).

4. Вместе с учителем громко, четко проговаривают каждое слово (орфогр. чтение) и краткий комментарий по трудным орфограммам.

5. Оценку за диктант дети ставят самостоятельно.

Пример карточки №1.

1) Один день год кормит.    17 букв

2) Сосны машут ветвями.

3) Всё расцвело кругом.

4) Голова хвоста не ждёт.

5) За всеми не угонишься.

6) Правда светлее солнца.    19 букв

Пример карточки №10.

1) На узорчатых листьях папоротника сверкает роса.    41 буква

2) Дикий кабан прокладывает тропы в зарослях камыша.    

3) В цирках слонов учат выполнять самые разные номера.

4) Мне подарили очень хорошенького и забавного щенка.

5) Краски для ковров получают из корней диких растений.  44 буквы.

          (Как видите, количество знаков с1-15 предложения увеличилось в больше, чем в 2 раза.)

   Помимо развития речи, памяти, логики и мышления необходимо уделять внимание и коррекции навыков письма.

   Проблемные задания с выбором ответа формируют умение анализировать информацию; применять знания в нестандартной ситуации; умение критически оценивать полученную информацию, развивают словесно-логического мышление (умение видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями и событиями).

   Работа по развитию речи должна быть составной частью любого урока, так как ограниченный словарный запас и недостаточно развитая устная и письменная речь учащихся с ограниченными возможностями здоровья являются причиной возникающих трудностей при создании собственных текстов. Обязательными являются следующие задания:

  • дописать предложения, начальные слова которых даны;
  • выполнить задания, где требуется из ряда данных слов найти наиболее точное и вставить его в текст;
  • найти слова, обозначающие действия (цвет, форму и так далее)
  • найти предложения, в которых заключен основной смысл.

Принципы работы с обучающимися с ОВЗ

  • Максимальная загрузка умственной работой на уроке (дома могут не выполнить задания).
  • Возможность доделать работу дома.
  • Посильные задания. Указание номеров страниц для нахождения верных ответов.
  • Нельзя допускать перегрузок, переутомления.
  • Регулярная смена видов деятельности и форм работы на уроке.
  • Оказание индивидуальной помощи учащимся с ОВЗ.
  • Деление крупного материала на мелкие, связанные между собой части.
  • Наглядные (зрительные, слуховые, двигательные) опоры в обучении, электронные образовательные ресурсы: алгоритмы, схемы, шаблоны, рисунки, видеоуроки, аудиокниги, презентации.
  • Использование на уроках занимательного материала.
  • Использование сигнальных карточек при выполнении заданий.
  • Связь предметного содержания с жизнью.
  • Работа с книгой: чтение с хоровым проговариванием фраз, слов, с объяснением значения слов, терминов, с привлечением личного опыта ученика.
  • Создание доброжелательной атмосферы на уроке.         

  Для детей с ОВЗ  характерна быстрая истощаемость всех психических процессов, поэтому кроме создания эмоционально благоприятной среды имеет большое значение смена действий во время урока, чередование методов и приёмов,  применение индивидуального и дифференцированного подходов, а также многократность повторения важного для запоминания материала. Обязательна наглядность, а также использование  здоровьесберегающих  технологий: проведение динамических пауз и гимнастики для глаз.

    И закончить свою работу хотелось бы словами Ника Вуйчича, человека-легенды, знаменитого австралийского писателя, общественного деятеля: «Столкнувшись с трудностями, нельзя сдаваться, бежать. Вы должны оценивать ситуацию, искать решения и верить в то, что всё делается к лучшему. Терпение – вот ключ к победе».

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.