Работа над учебным проектом «Государыня дома. День из жизни женщины допетровского времени»

6
2
Материал опубликован 29 January 2017

Демидович Лариса Николаевна

(учитель русского языка и литературы МБОУ «Осиновская СОШ»,Кожевниковский район)

«Государыня дома. День из жизни женщины допетровского времени»

«Самое прекрасное в мире зрелище – это ребёнок,

уверенно идущий по дороге жизни,

после того как вы указали ему путь»

Конфуций

В последние годы происходят изменения в практике отечественного образования. Не остается без изменения ни одна сторона школьного дела. Пробивающие себе дорогу новые принципы личностно ориентированного образования, индивидуального подхода потребовали в первую очередь новых методов обучения. Ведущее место среди таких методов, обнаруженных в арсенале мировой и отечественной педагогической практики, принадлежит сегодня методу проектов.

 Литература как учебный предмет - замечательная, плодородная почва для проектной деятельности. Учителя-словесники часто сталкиваются с такими проблемами как отсутствие читательского интереса среди учащихся, узкий кругозор, отсутствие навыка анализа и обобщения. Интересная работа в группе даёт ребятам почувствовать предмет, получить новые знания, а учителю - решить вышеперечисленные проблемы. 

Учебный проект, который я в этом году предложила обучающимся 8 класса, - «Государыня дома. День из жизни женщины допетровского времени». В 8 классе мы знакомимся с повестью Николая Михайловича Карамзина “Наталья, боярская дочь”. Это первая встреча детей с Николаем Михайловичем Карамзиным, известным историком и писателем 18, начала 19 века. Повесть эта построена на материале русской истории. Действие в повести происходит в Москве во времена царя Алексея Михайловича. Писатель воссоздает быт и нравы русских людей 17 века, когда, по мнению автора, “…русские были русскими, когда они в собственное платье свое наряжались, ходили своею походкою, жили по своему обычаю, говорили …как думали…”

В ходе подготовки проекта закладываются умения сбора и систематизации информации, что способствует формированию и развитию информационной и коммуникативной компетенции.

Для себя как учителя я определила следующие цели:

обучение целенаправленному поиску информации, умению применять метод поиска и отбора;

развитие аналитическое мышление (умение анализировать информацию, осуществлять отбор необходимых фактов, сравнивать и сопоставлять факты и явления);

формирование интереса к обучению;

обучение сотрудничеству, формирование навыков взаимодействия.

А перед учащимися я поставила следующие задачи:

осуществить сбор и обработку информации

подготовить презентации к уроку на тему: «Государыня дома. День из жизни женщины допетровского времени».

На первом этапе происходит погружение в проект

Проблема

Мы плохо знаем быт и нравы русских людей 17 века

Почему?

Не интересовались, так как это было давно

Что делать?

Изучить быт и нравы русских людей 17 века

Как?

Изучить исторические документы

Что получить? (результат)

Изучение обстоятельств жизни людей ушедших эпох через описание истории повседневности.

Осмыслить отечественное прошлое сквозь призму истории женщин допетровского времени.

Познавательный (знания о жизни русских людей 17 века)

Воспитательный (патриотическое, нравственно-духовное воспитание)

Развивающий (коммуникативная, информационная компетентность)

На 2-м этапе участники проекта распределили задания по темам:

1. Распорядок дня в допетровской Руси 

2.Семья в допетровской Руси

3. Заключение брака и свадьба в допетровской Руси

4. Семейные праздники в допетровской Руси 

5. Положение женщины в допетровской Руси

6. Одежда в допетровской Руси

На данном этапе работы я помогла ребятам сформировать группы, распределить поручения.

3 этап индивидуально-поисковый. На этом этапе обсуждались проблемы организации самостоятельной исследовательской деятельности учащихся. С этого момента началась индивидуальная работа каждого участника проекта, подбор теоретического и иллюстрированного материала по своему разделу. Перед ребятами стояла задача: материал должен быть небольшим по объёму, но содержать самую важную информацию, поэтому им предстояло не только изучить много литературы, но выделить главное. Неоценимую помощь в этой работе ребятам оказали: школьный библиотекарь, учитель истории.

Моя роль как учителя была дать рекомендации по подготовке, сбору информации.

4этап презентация проекта - как одна из целей проектной деятельности обязателен и с точки зрения ученика, и с точки зрения учителя, т.к. именно на презентации появляется ощущение завершенности. Этот этап необходим для анализа проделанного, самооценки и оценки со стороны, демонстрации результатов.

Фрагменты презентаций

Слайд 1

Распорядок дня в допетровской Руси 

Распорядок дня был согласован с церковными службами, в основу его был положен византийский счет часов: 7 «дневных» и 17 «ночных» зимой, 17 «дневных» и 7 «ночных» летом, первый «дневной» и «ночной» совпадали с восходом и заходом солнца; в десятом (шестом часу обычных суток) служили обедню, в двенадцать был обед, затем сон, вечерние дела до шести, после шести досуг и сон. Утренняя и вечерняя молитвы обязательны для всех русских верующих, обедню и вечерню стояли обычно знатные люди, на заутреню ходили все верующие по праздникам. У крестьян и простых городских жителей весь день зависел от характера и количества работы.

Слайд 2

Семья в допетровской Руси

Семья в средневековом русском сознании была нижней частью иерархии «Бог - мир, царь - государство, муж – семья»; брак был церковным институтом, семья была чрезвычайно замкнутой ячейкой. Домовладелец был главой своего «двора», «чада и домочадцы» были почти его собственностью. Устойчива была «большая семья», жившая во «дворе», состоявшая из нескольких ветвей родственников; только глава семьи имел право отделять некоторых из них. Дом был разделен на женскую и мужскую половины. Мужская запиралась на ключ главой семьи. Женская половина состояла из светелок, теремов и сада для прогулок. Степень старшинства определяла положение каждого обитателя дома, то же касалось и слуг, количество их определяло знатность домовладельца, который жаловал и наказывал по своему усмотрению. Хозяйственные функции в доме могли делиться между хозяином и женой. Часто брали на воспитание сирот, которые находились как и родные дети в полной власти главы семьи. Такой поступок считался богоугодным делом. Разводы были редки, производились по бракоразводным грамотам и приговорам священников; супружество прекращалось с монашеством (иногда насильственным); были и «полюбовные» разводы, когда муж «отпускал» жену, что осуждалось церковью. Освященный церковью брак можно было заключать только

Слайд 3

Заключение брака и свадьба в допетровской Руси

Браки заключались по воле родителей. У простых людей свадебный обряд состоял из сватовства, сговора и венчания с пиром. Почин мог исходить от обеих сторон, помогали свахи (формально нельзя было видеть невесту до сватовства, а мужа до венчания) и сваты - родственники жениха. Сват имел право на смотрины, разговор с невестой, дабы выявить возможные изъяны; на сговор родители невесты приезжали к жениху, им били челом его родители, все подписывали «рядную запись» из двух частей - брачного договора и описи приданого; после чего отказ от брака был почти невозможен, даже при «подлоге» невесты, которую будущий муж видел только на венчании. Ранняя женитьба или замужество ограждали от соблазнов холостой жизни. Женщины выдавались замуж начиная с 11-12 лет, мужчины - с 12-15 лет; в крестьянских семьях, где в жене видели прежде всего работницу, невеста могла быть и старше жениха. Невесту «убирали» подруги, в знатной семье ее развлекали «плясицы»; пировать начинали за день до венчания, а потом продолжали еще три дня, в одном или в обоих домах. Венчали вечером (в церкви были только родственники жениха и сваха). Пировали со следующего утра. После трех перемен блюд молодых вели на постель в «сенник», затем выносили невестину рубаху на показ гостям, накидывали на молодоженов шубы, кормили кашей; на второй день дарили подарки, а они одаривали гостей. Молодых величали «князем» и «княгиней». На свадьбе присутствовали древние «чины» - тысяцкий, посаженый отец или посаженная мать (у сирот), ясельничий или конюший, дружки; сам ритуал должен был привлечь Божье благословение

Слайд 4

Семейные праздники в допетровской Руси 

Из семейных событий крестины чаще бывали на восьмой день после рождения; ребенка торопились окрестить, чтобы в случае смерти Бог «забрал его к себе». В период двоеверия (т. е. повсеместного распространения пережитков язычества) кроме христианского имени широко бытовали и прозвища (Неждан, Волк, Дружина). День рождения не считался праздником, торжественно справлялись лишь именины; в «день ангела» будущим гостям рассылались именинные пироги тем больше, чем выше был чин гостя, вечером на пиру одаривали именинника. На новоселье священник освящал дом, в который вносили хлеб-соль (символ благополучия и спасения от «сглаза»), а суеверные люди - черную кошку или курицу, а также растворенную квашню; после был пир.

Слайд 5

Положение женщины в допетровской Руси 

Относительная свобода славянской женщины в 10-13 веках постепенно сменилась ее ограничением во всех слоях общества, но особенно у самых родовитых и состоятельных. До замужества девушка находилась в полном подчинении у отца, после свадьбы - у мужа. Никогда и ни при каких обстоятельствах порядочная женщина не показывалась без сопровождающих, из дому выходила редко, обычно только в церковь. При разговоре с посторонними считалось приличным закрывать лицо рукавом. В домашнем кругу женщину с детства окружали многочисленные кормилицы-«мамки», нянюшки, сенные девушки, зачастую бедные родственницы и приживалки. Выйдя замуж и став хозяйкой, женщина должна была следить за повседневной жизнью всех многочисленных домочадцев, вставать раньше всех, а ложиться - позже. Круг общения женщины был крайне ограничен. За расходами следил обычно хозяин, уход за детьми передавался доверенным слугам, хозяйка заботилась об одежде и утвари, раздавала «уроки», то есть работу, которую все домочадцы должны были сделать за день. Достойным занятием считалось рукоделие, которому обучали с малых лет. Грамоте обучали весьма немногих. Женской в России отчасти была и профессия ювелира. Заботилась хозяйка и о душе своих подопечных - учила их молитвам, следила за нравственностью. Утрата девственности была позором для самой девушки и всего дома: в городах таких согрешивших постригали в монастырь, в селах их позорили, мазали дегтем ворота, но на не слишком выгодное замужество они все же могли рассчитывать. В семье хозяин, чтобы не подвергнуться всеобщему осуждению, должен был держать в страхе жену и всех домочадцев. Провинности наказывались плетью (плеть-«дурак» висела на поясе у мужа). Подробная роспись наказаний содержится в знаменитом «Домострое», чье составление приписывается сподвижнику Ивана Грозного священнику Сильвестру. В имущественном отношении русская женщина и в то время была защищена законом: за ней сохранялись права на приданое, вдова получала не менее седьмой части имущества мужа, если не было завещания в ее пользу, жена и дети осужденного преступника сохраняли права на его имущество

Слайд 6

Одежда в допетровской Руси

Одежда у мужчин и женщин имела одинаковые линии, никогда не подгонялась по фигуре, состояла из нескольких слоев: исподнего - домашнего, среднего и верхнего. На рубаху у женщин надевался летник, затем опашень (или сарафан, душегрея, телогрея), мантия (приволока), или шуба, а у мужчин - кафтан, ферязь, опашень, шуба (ходить без пояса не полагалось). Названия мужской и женской одежды были схожи, но была и «летняя шуба» (без меха) у одних женщин. Женщины чаще, чем мужчины, ходили в сапогах (башмаках, чеботах) на высоких каблуках; девицы обязательно показывали волосы из-под венцов (или головных повязок), замужние женщины прятали их под волосник, на который надевали убрус (платок), кику или кокошник. Выходить на улицу без румян, сурьмы, белил женщине было неприлично. Одно время следовали восточной моде чернить зубы. Нарядная одежда (в том числе дорогая), хранящаяся помногу лет, была почти в каждой семье, а на различия в общественном положении указывал головной убор. Серьги, ожерелья, перстни, одновременно несколько образков и крестов на шее носили и женщины и мужчины. Одежда обшивалась часто жемчугом, полудрагоценными камнями и драгоценными нитями (золотыми и серебряными). Женщинам полагалось держать платок в руках, мужчины носили платок не в кармане, а в шапке.

Вывод

Проведённая работа по использованию метода проектов показала эффективность предложенной методики, которая включает «активную» самостоятельную работу учащихся.

Проектная деятельность в доступной для учащихся форме может быть использована на любом уровне и в любом возрасте.

Я думаю, что, накопив опыт использования данного метода при изучении литературы, учащиеся смогут овладеть всеми ключевыми компетенциями (коммуникативной, культуроведческой, информационной, языковой, исследовательской), что позволит им не только успешно выдержать выпускные испытания, но и стать востребованными специалистами, занять достойное место в обществе.

 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Очень интересный проект! Добавлю в избранное!

31 January 2017

Интересный материал. Но "Портрет Лопухиной и "Неравный брак" не соответствуют рассматриваемой эпохе.

31 January 2017