Работа педагога по формированию регулятивных учебных действий у младших школьников

1
0
Материал опубликован 17 December 2023
Работа педагога по формированию регулятивных учебных действий у младших школьников

Современное общество ставит перед школой задачу подготовить школьника знающего, мыслящего, умеющего самостоятельно добывать и применять знания. Сейчас целью современного образования является развитие личности обучающихся на основе освоения универсальных способов деятельности. Фундамент образования школьника закладывается на начальном уровне образования, и от успешности прохождения этого периода во многом зависит результативность обучения в школе.

Первая приоритетная задача начального образования – «научить учиться», то есть развивать у учащегося способности: самостоятельно ставить учебную проблему, формулировать алгоритм решения, контролировать процесс и оценивать полученный результат. Для успешного существования в современном обществе человек должен обладать регулятивными действиями, т.е. уметь ставить себе конкретную цель, планировать свою жизнь, прогнозировать возможные ситуации.

В соответствии с Федеральным Государственным образовательным стандартом начального образования одной из важнейших функций начальной школы на первое место выходит развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения.[1] Говоря другими словами, основная задача, которую должен научиться ставить перед собой школьник: учить себя! В решении этой задачи главное место, на мой взгляд, занимает формирование регулятивных универсальных учебных действий.

Концепция развития универсальных учебных действий разработана на основе системно - деятельностного подхода (Асмолов А.Г., Выготский Л.С., Гальперин П.Я., Давыдов В.В., Леонтьев А.Н., Эльконин Д.Б.). Несмотря на то, что понятие «регулятивные универсальные учебные действия» появилось не так недавно, вопросы формирования способности младших школьников к самоорганизации учебной деятельности неоднократно рассматривались многими учёными (Бабанский Ю.К., Гальперин П.Я., Давыдов В.В., Зеер Э.Ф., Зинченко В.П., Леонтьев А.Н., Лернер И.Я., Рубинштейн С.Л., Л.М. Фридман, Хуторской А.В., Эльконин Д.Б. и др.). По замыслу авторов в сфере регулятивных универсальных учебных действий выпускники овладевают всеми типами учебных действий, включая способность принимать и сохранять учебную цель задачу, планировать ее реализацию, оценивать и контролировать свои действия. Но всё же проблема поиска средств формирования навыков самоорганизации у младших школьников актуальна и по сей день, а введение нового термина «регулятивные универсальные

учебные действия» в ФГОС лишь подтверждает это. Выходит, что все эти педагоги сходятся во мнении, что именно деятельность формирует знания, которые человек будет применять в своей жизни. Это не заученная или зазубренная информация, а знания, которые ученик «пропустил» через собственный опыт.

Использование интерактивных методов, как раз позволяет достичь не только предметных результатов, но и метапредметных и личностных в соответствии с ФГОС.

В России широко практиковались интерактивные методы в 20-х гг. XX в. Дальнейшая разработка этих методов использовалась в трудах Сухомлинского В.А. (60-егг.), а также “педагогики – сотрудничества” (70- 80-е гг.) – Шаталова В.Ф., Амонашвили Ш.А., Лысенковой С.Н. Очень интересе опыт американских коллег, в последние десятилетия XX в. там проводились многочисленные эксперименты и научные исследования в области интерактивных методов, разработаны детальные руководства для учителей. Все эти методы и наработки способствуют активному использованию интерактивных методов в школе.

Слово «интерактив» пришло из английского языка. «Inter» - это

«взаимный», «act» - действовать. Интерактивное обучение – это обучение с хорошо организованной обратной связью субъектов и объектов обучения, с двусторонним обменом информации между ними [2].

Суть интерактивного обучения состоит в том, что учебный процесс организован так, что все учащиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что они знают и думают. Совместная деятельность учащихся в процессе познания, освоения учебного материала означает, что каждый вносит свой особый вклад, идёт обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Причем, происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что развивает саму познавательную деятельность, переводит ее на более высокие формы кооперации и сотрудничества.

Задачи интерактивных методов обучения:

Научить самостоятельному поиску, анализу информации и выработке правильного решения ситуации.

Научить работе в команде: уважать чужое мнение, проявлять толерантность к другой точке зрения.

Научить формировать собственное мнение, опирающееся на определенные факты [5].

Таким образом, интерактивное обучение - это такое обучение, которое соответствует требованиям ФГОС НОО второго поколения.

Начальная школа – самый важный этап обучения, на котором закладывается личность ребёнка. Как правило, в этот период начинают формироваться его способности к самооценке своей деятельности и

деятельности его одноклассников, способности к получению информации из разных источников. А также развивается его отношение к учебному процессу. Цель интерактивного обучения – создание комфортных условий

обучения, при котором ученик чувствует свою успешность, что делает достаточно продуктивным сам образовательный процесс.

Анализ литературы позволяет нам сделать вывод о том, что использовать интерактивные методы для обучения младших школьников необходимо уже с первого класса. Это помогает сделать учебный процесс более осмысленным, логически завершенным, эмоционально положительно окрашенным и, как следствие всего, более эффективным. Использование интерактивных методов позволяет повышать уровень учебных достижений учащихся на протяжении всех четырёх лет обучения в начальной школе, а также – это залог успеха при формировании регулятивных УУД.

В своей работе педагоги используют разные методы обучения: пассивные, когда педагог играет центральную роль и при этом преобладает монологичный режим обучения; активные – здесь педагог является главным источником информации, но учащиеся активно включаются в обсуждение вопросов, решение задач. Интерактивные методы, ориентированные на более широкое взаимодействие обучающихся не только с учителем, но и друг с другом и на доминирование активности учащихся в процессе обучения [3] . При использовании данных методов, педагог теряет центральную роль, он становится организатором образовательного процесса, а так же заботится о том, чтобы их усилия были направлены на положительный результат [4]. Использование интерактивных методов обучения позволяет организовать самостоятельную познавательную деятельность в процессе урока.

Поскольку организация интерактивных методов часто требует специального оборудования, продолжительного время для реализации, определённое наполнение групп, то не все методы возможно и целесообразно использовать в начальной школе: «Кластер», «Свеча»,

«Займи позицию», «Пазлы», «Карусель», «С мира по нитке», «Аквариум»,

«Один – вдвоём – все вместе», «Мозговой штурм», «Дерево решений», ролевая (деловая) игра, работа в парах, ролевые игры, творческие задания. разминки, смысловые ассоциации, сменные тройки, незаконченное предложение, анализ казусов, интервью.

Разработанные уроки, с применением интерактивных методов позволяют развивать у учащихся интерес к парной, групповой работе. Наблюдается повышение активности учащихся при устных ответах. Для эффективного использования интерактивных методов, в том числе – и для того, чтобы охватить весь необходимый объем материала и глубоко его усвоить, учитель должен тщательно планировать свою работу.

Использование интерактивных форм и методов обучения на уроках в начальной школе позволяет преподать материал в доступной, интересной, яркой и образной форме, способствуют лучшему усвоению знаний, вызывает интерес к познанию, формирует коммуникативную, личностную, социальную, интеллектуальную компетенции [5]. Интерактивные методы относятся к числу инновационных и способствуют лучшему усвоению и прочности знаний, а также развитию регулятивных УУД.

Итак, модернизация образования, его движение к новому качественному состоянию требует развития инновационной деятельности, что предполагает разработку новых идей, их обоснование, технологизацию и внедрение [6]. Одним из средств формирования и развития личности учащегося, соответствующей требованиям нового времени являются интерактивные методы обучения. Это методы группового взаимодействия. Восприятие и усвоение учебной информации происходит путем межличностного познавательного общения и взаимодействия всех его участников [7]. Нами рассмотрены ведущие интерактивные методы обучения, с помощью которых формируются регулятивные учебные действия. При этом следует учитывать специфику предмета и особенности применения данного метода в начальной школе.


Литература:

Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: От действия к мысли: пос. для учителя / под ред. А.Г. Асмолова. – М.: Просвещение. 2010. 152 с.

Шишкина Е.А. Интерактивные методы обучения как средство формирования универсальных учебных действий у младших школьников

//Вестник социально гуманитарного образования и науки. 2014. С. 45-51.

Никишина И.В. Интерактивные формы методического обучения. Учитель.2007. 92 с.

Гущин Ю.В. Интерактивные методы обучения в высшей школе // Психологический журнал. 2012. № 2. С. 1–18

https://text.ru/rd/aHR0cHM6Ly9pbmZvdXJvay5ydS9pbnRlcmFrdGl2bmllLW1l dG9kaS1vYnVjaGVuaXlhLW5hLXVyb2thaC12LW5hY2hhbG5veS1zaGtvbGUt MTMwNDE3Ni5odG1s (дата обращения: 17.05.21)

Беляева Л.А. Образовательная инноватика, как актуальное направление философско-педагогических исследований // Педагогическое образование в России. 2014. № 1. С. 56–60.

Современные интерактивные методы обучения в общеобразовательной школе // Педагогическая техника .2017. С. 76-77. http://ciot.msu.ru/files/seminar-inter-edu.pdf (дата обращения: 16.05.2021).


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.

Похожие публикации