12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Андреева Лилия Григорьевна32

«Работа с детьми ОВЗ» (из опыта работы)

Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)- это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания. Группа детей с ОВЗ чрезвычайно неоднородна. Это определяется, прежде всего тем, что в нее входят дети с разными нарушениями развития. Самым главным приоритетом в работе с такими детьми является индивидуальный подход, с учетом специфики психики и здоровья каждого ребенка.

В последние годы в России возросло количество детей с отклонениями в здоровье. 

(ЗПР). Нет ничего удивительного в том, что дети с ЗПР есть в каждой школе, в каждом классе. У педагогов остаётся неизменным вопрос: а как их учить? Ведь с обычной программой они не справляются…- инклюзивное обучение, когда дети с особыми образовательными потребностями обучаются в классе вместе с обычными детьми. Инклюзивное образование предполагает принятие учеников с ограниченными возможностями здоровья как любых других детей в классе, включение их в одинаковые виды деятельности, вовлечение в коллективные формы обучения и групповое решение задач, использование стратегии коллективного участия – игры, совместные проекты, лабораторные, полевые исследования и т. д. Инклюзивное образование расширяет личностные возможности всех детей, помогает развить гуманность, толерантность, готовность помогать сверстникам.

Организация обучения детей с ОВЗ в школе вызывает множество вопросов, как обучать ребенка, если у него есть проблемы со здоровьем или особенности психического развития, не позволяющие полноценно обучаться, проходить образовательную программу без трудностей?


Слово «задержка» говорит само за себя: при ней ребёнок лишь задержался в освоении некоторых школьных дисциплин, в развитие каких-либо психических функций. При хорошей педагогической, медицинской, психологической помощи они могут «догнать» своих сверстников и учиться дальше «как все».

Главная задача для учителя состоит в том, чтобы создать такие условия, которые помогут наверстать то, что по каким-либо причинам упущено, раскрыть таланты и способности у этих детей.

Какие же нужны условия и что именно для этого нужно делать? Опираясь на заключение ПМПК:

Найти информацию об особенностях детей с ЗПР вашего вида и изучить, чтобы знать, что требовать от ребенка, а что ему будет не под силу, что бы создавать для него ситуации успеха, которые придадут ему силы и желание учиться дальше, преодолевая трудности.

Следующий главный шаг – это составление адаптированной образовательной программы (АОП). Прежде чем её создать, нужно провести педагогическую диагностику и выяснить глубину пробелов в знаниях, причины этих пробелов, а также выявить «западающие» психические функции.

Следующий важный момент – в оказании помощи ребёнку должно участвовать много людей: не только учитель, но и «узкие специалисты», учителя предметники, медицинские работники, родители… Большая роль принадлежит учителю – логопеду, педагогу-психологу, учителю-дефектологу, т.к. корень проблем с учёбой очень часто в недостаточном развитии психических функций и речевых нарушениях.

В настоящее время во многих обычных школах нет «узких специалистов», учителю приходиться самому помогать таким детям. Часто учителям приходиться изучить много литературы, заканчивать курсы. В 2016 году, я сама начала работу с таким ребенком. Ребёнок – инвалид, ОВЗ, программа 9.1. Пройдя дистанционные курсы, я получила общее представление о работе с такими детьми. В нашей сельской начальной школе, не было «узких специалистов», мне приходилось самой помогать ребёнку. Очень большую помощь мне оказывает мама девочки. Она систематически занимается с ней дополнительно. Девочка хорошо считает в пределах 100, знает таблицу умножения. В 2018 году в класс перевели двух мальчиков по программе - 7.2 с разными видами отклонений. Если мальчишки после объяснения материала могут работать самостоятельно, девочке требуется постоянное внимание и помощь учителя. Даже если она решает примеры, обязательно уточнит ответ. Если я не отвечу, или говорю, чтобы она работала самостоятельно, она начинает психовать, может бросить ручку. Девочка не уверена в себе, ей обязательно нужно услышать одобрение, узнать, что она правильно решила пример. Занимаясь по более облегчённой программе, она во время урока подключается к работе мальчишек, подсказывает им правила, действия, при этом отвлекаясь от своего задания. Очень любит решать примеры, иногда путается в задачах, очень тяжело ей даются геометрические задания. Девочка хорошо читает, пересказывает, но очень часто отвлекается от своего задания, ей интересно всё.

Так как же, учить ребёнка с ЗПР в условиях класса? Ответ и прост и сложен одновременно: применяя индивидуальный и дифференцированный подход. Что это значит? Учителю необходимо уделять для него на уроке отдельное время и особое внимание. Учитель должен обладать качествами, которые присущи заботливым родителям, специалистам разных профессий: психологам, психотерапевтам и др. Например, объяснить задание или тему ещё раз. Объяснить ему непонятный материал или новую тему несколько раз, другими словами, с большим количеством примеров, более подробно, с использованием наглядных материалов. Давать несколько другие задания, которые ему в данный момент по силу (например на карточках).

Разрешить ему при ответе, при выполнении заданий пользоваться вспомогательными материалами: таблицами, памятками, алгоритмами, схемами, планами и т.п. В общем, это означает для учителя большую предварительную, подготовительную работу, но только так возможно получение результата в обучении детей с подобными проблемами.


Очень частый вопрос, который волнует учителя, обучающего детей с ЗПР, касается их оценивание: какими критериями пользоваться при выставлении отметки? С чем или с кем сравнивать их уровень знаний и умений? Можно ли ставить положительные оценки «за работу», «за старание» или «чтобы не обить желание учиться»? Обучающиеся с ЗПР вполне могут усваивать общеобразовательную программу (если им оказывается всевозможная помощь), поэтому не надо им ставить повышенные отметки из жалости. Оценивать их в соответствии с той адаптированной программой, которую для них создал учитель. Дети очень любят хорошие оценки, сразу подают дневник. Девочка сразу идёт показывает и рассказывает об оценке. Всем показывает свой удачный рисунок или поделку, если оценка ниже, то работа «летит» на пол или в мусорную корзину.

Критерии оценки остаются теми же, что и для всех остальных учеников, но необходимо учесть несколько условий.


Первое- опираться на содержание учебного материала, которое в данный момент осваивает данный ученик, и на его возможности.

Или весь класс за урок решил десять примеров и три задачи, а этот ученик успел справиться с пятью примерами и одной задачей- ставить ему отметку за качество выполнения, а не за количество.

Второе- не требовать и не ждать от ребенка с ЗПР повышенного уровня знаний: пусть он успеет понять и запомнить хотя бы обязательный минимум или так называемый «средний уровень».

Третье - сравнивать достижения такого ребёнка с его уже успехами некоторое время назад.

Четвертое- если всё же хочется с помощью отметки «поддержать» ребёнка, делать это редко, иначе он привыкнет к «халяве» и будет считать, что можно учиться без старания, не прикладывая особого усилия. Не «натягивать» оценки- смысл помощи детям с ЗПР совсем не в этом! Главное научить их получать заслуженные хорошие отметки!


Учебный процесс можно организовать по традиционной системе.

Определить для себя следующие принципы :

- индивидуальный подход к каждому ученику;

- предотвращение наступления утомляемости (проведение физминуток, зрительной гимнастики);

- ежеурочное использование наглядности с целью активизации познавательной и речевой деятельности;

- максимальная опора на игру, как пока ведущую роль деятельности ребёнка;

- стимулировать познавательный интерес различными приёмами занимательности (задачами с элементами игры, занимательными упражнениями, загадками, задачами-шутками, элементами театрализации и т.п.);

-максимальное использование слухового, зрительного анализаторов;

- проявление педагогического такта (поощрение за малейшие успехи, помощь каждому ребёнку);

Главное в работе учителя- не навязывать детям своего мнения о решении поставленной проблемы, а дать ему возможность высказать свою точку зрения, послушать мнение соседа, и в беседе найти правильное решение.

Также на уроке играет важную роль-это эмоциональный настрой.

Работа с такими ребенком требует большого внимания, терпения, настойчивости и веры в то, что всё получится. Этим качествам стараться учить и родителей. Дать им понять, что они ответственны за успешное образование своего ребенка. Привлекать родителей к решению школьных проблем. В работе с родителями формировать у них представление о собственном ребёнке как о личности, имеющее своё восприятие мира, своё мировоззрение.

Тёплая и комфортная обстановка, созданная в школе поможет ребёнку и всем детям быстрее адаптироваться к учебному процессу.

Общими правилами коррекционной работы являются:

- Индивидуальный подход к каждому ученику.

-Предотвращение наступления утомления, используя для этого разнообразные средства (чередование умственной и практической деятельности, преподнесение материала небольшими дозами, использование интересного и красочного дидактического материала и средств наглядности).

-Использование методов, активизирующих познавательную деятельность учащихся, развивающих их устную и письменную речь и формирующих необходимые учебные навыки.

-Проявление педагогического такта. Постоянное поощрение за малейшие успехи, своевременная и тактическая помощь каждому ребёнку, развитие в нём веры в собственные силы и возможности.

Учителю необходимо: следить за успеваемостью обучающихся: после каждой части нового учебного материала проверять, понял ли его ребенок; посадить ребенка за первые парты, как можно ближе к учителю;

поддерживать детей, развивать в них положительную самооценку, корректно делая замечание, если что-то делают неправильно.

Для детей с ОВЗ важно обучение без принуждения, основанное на интересе, успехе, доверии, рефлексии изученного. При организации учебного процесса следует исходить из возможностей ребёнка – задание должно лежать в зоне умеренной трудности, но быть доступным, так как на первых этапах коррекционной работы необходимо обеспечить ученику субъективные переживания успеха на фоне определённой затраты усилий. В дальнейшем трудность заданий следует увеличивать  пропорционально - возрастающим возможностям ребёнка. Главное, что должен знать и чувствовать ребёнок, - то, что в огромном и не всегда дружелюбном мире есть маленький островок, где он всегда может почувствовать себя защищённым, любимым и желанным. Каждый ребёнок обязательно станет взрослым. И от решений, принятых нами сегодня будут зависеть его завтрашние победы и успехи.

Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания. Самым главным приоритетом в работе с такими детьми является индивидуальный подход, с учетом специфики психики и здоровья каждого ребенка.  Эти дети нуждаются в особенном индивидуальном подходе, отличном от рамок стандартной общеобразовательной школы, в реализации своих потенциальных возможностей и создании условий для развития. Ключевым моментом этой ситуации является то, что дети с ОВЗ не приспосабливаются к правилам и условиям общества, а включаются в жизнь на своих собственных условиях, которые общество принимает и учитывает. Во время учебной и внеурочной деятельностью за детьми ведется ежедневное наблюдение, отмечаются положительные результаты деятельности и проблемы, над которыми нужно еще работать. Поддерживается постоянная связь с родителями. В классе формируется такой микроклимат, чтобы каждый ученик, в том числе и с ОВЗ, чувствовал себя комфортно. При организации работы на уроке, учитель должен помнить и учитывать особенности познавательной деятельности, поведения и коммуникации ребенка с ОВЗ. В классе формируется такой микроклимат, чтобы каждый ученик, в том числе и с ОВЗ, чувствовал себя комфортно.

Специальные методики для обучения «особых» детей 

- Поэтапное разъяснение заданий.

- Последовательное выполнение заданий.

- Повторение учащимся инструкции к выполнению задания.

- Близость к учащимся во время объяснения задания.

- Перемена видов деятельности

- Чередование занятий и физкультурных пауз.

- Предоставление дополнительного времени для завершения задания.

- Использование листов с упражнениями, которые требуют минимального заполнения.

- Использование упражнений с пропущенными словами/предложениями.

- Индивидуальное оценивание ответов учащихся с ОВЗ

- Ежедневная оценка с целью выведения четвертной отметки.

- Разрешение переделать задание, с которым он не справился.

- Использование системы оценок достижений учащихся.

Образование детей с особыми потребностями является одной из основных задач. Это необходимое условие создания действительно инклюзивного общества, где каждый сможет чувствовать причастность и востребованность своих действий. Мы должны дать возможность каждому ребенку, независимо от его потребностей и других обстоятельств, полностью реализовать свой потенциал, приносить пользу обществу и стать полноценным его членом. 



6


Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.