Работа с детьми с ОВЗ
Работа с детьми с ОВЗ.
ОВЗ. Эти три буквы всё чаще звучат среди учителей. Причём если раньше таких детей на всю школу было буквально несколько человек, то теперь они есть чуть ли не в каждой параллели, а иногда и классе. Радостного от этого больше не становится, но «утешает» тот факт, что родители всё меньше боятся этой аббревиатуры и хотят помочь своему ребёнку. Разумеется, что мало кто хочет признать, что его ребёнок «не такой как остальные», но увидеть и принять «проблему» - это уже многое, ведь в таком случае и в семье, и в социуме, подход к такому ребёнку будет особенный. Опять же следует подчеркнуть, что именно подход, а не отношение к ребёнку. Дети с ОВЗ могут реализовать свой потенциал лишь при условии вовремя начатого и адекватно организованного обучения и воспитания - удовлетворения как общих, так и их особых образовательных потребностей, заданных характером нарушения их психологического развития. Доступ к образованию для обучающихся с ОВЗ, закрепленный в ФГОС, обеспечивается созданием в образовательных организациях специальных условий обучения, учитывающих особые образовательные потребности и индивидуальные возможности таких обучающихся. По словам Владимира Ивановича Лубовского, «…где бы ни обучался ребенок с ограниченными возможностями здоровья – в специальном учреждении или в условиях интеграции – это должно быть специальное обучение. Только так можно добиться успешной адаптации ребенка в школе и получения им образования, которое будет одним из условий его адаптации и интеграции в последующей взрослой жизни» [3].
Согласно Федеральному закону от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 02.07.2021) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 13.07.2021) дети с ОВЗ, дети-инвалиды могут обучаться в условиях:
специального (коррекционного) образования;
инклюзивного образования детей с ОВЗ (в массовой школе в одном классе с другими детьми);
в классах коррекционно-развивающего обучения при массовых школах;
в системе надомного обучения при массовых и специальных школах;
в условиях домашнего (семейного) образования [1].
Говоря о специальных условиях для получения образования обучающимися с ОВЗ имеются ввиду условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ОВЗ. Основные образовательные программы и дополнительные образовательные программы могут быть адаптированы с учетом особых образовательных потребностей обучающегося (обучающихся) с ОВЗ.
Детей с ОВЗ можно разделить на две основные группы. Первую группу составляют дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата, слуха и зрения, у которых сохранный интеллект, т.е. на уровне детей без патологий. Их особенность в том, что дети этой категории способны обучаться по программе для массовой школы и им не требуется снижения уровня сложности этой программы. Вторая категория – дети с ментальными нарушениями и сниженным уровнем интеллектуального развития. Для обучения этих детей требуются специальные учебные программы, более легкие и адаптированные к состоянию их интеллекта. Разделение детей с ОВЗ на две категории позволило сформулировать правила относительно индивидуализации обучения и индивидуального подхода, который касается круга рекомендуемых педагогических действий.
Работая на уровне ООО, я выделяю для себя две основные задачи:
говоря о воспитательной части - создать условия для успешной адаптации детей с ОВЗ, т.к. ребенок с ОВЗ должен быть при выпуске адаптирован в социуме;
по части обучения - организовать учебный процесс таким образом, чтобы обучающиеся с ОВЗ справились с КИМами ОГЭ и получили аттестат.
Присутствие в общеобразовательном классе учеников, для обучения которых используются специальные программы, предполагает своеобразную форму проведения уроков. По опыту работы с детьми ОВЗ, можно выделить следующее:
1. По нормам СанПиН, в классе должно быть минимум 25 человек. Но, на практике хотелось бы видеть класс с детьми ОВЗ (независимо от их количества) не более 15. Лишь в таком случае не будут «страдать» дети с нормой развития: им можно легко давать индивидуальные задания и проверять их, а у учителя будет больше возможностей уделять внимание детям с ОВЗ. Желательно, чтобы дети были выделены с приблизительно одинаковым диагнозом. Чаще всего мы говорим о том, что требуется уделять внимание детям с ОВЗ, но это ни в коем случае не означает, что они должны быть «приоритете» перед остальными детьми. Все дети равны и имеют право на образование. Все говорят про дифференцированный подход. Но на практике реализовывать его сложно, даже невозможно. Один учитель на уроке не может качественно одновременно работать и с одарёнными обучающимися, и со «средними», и с обучающимися с ОВЗ. Даже раздав задания, он должен проверить их. Конечно, тут хорошо работает система консультантов. Но она не всегда спасает, да и в реалиях наших общеобразовательных школ о них мы можем только мечтать.
2. Относительно формы организации познавательной деятельности - они должны быть разными. Например, нельзя весь урок только читать или выделять корни в словах. Это приводит к быстрой утомляемости и снижению мотивации. Опять же, это касается всех детей, а не только с ОВЗ.
3. Учебный материал следует давать дозировано. При этом объяснение материала необходимо организовывать так, чтобы происходило воздействие на все органы восприятия: слух, зрение, осязание. Чем больше дети занимаются практической работой, тем больше остается в памяти (в этом большой плюс работы по системе ФГОС).
4. Детям очень нравится (независимо от возраста), когда на уроке звучит не только голос учителя. Полезно включать в урок видео и аудиозаписи. Это способствует переключению внимания и снижает риск переутомления.
5. Материал следует повторять ученикам сразу же, уже на первом уроке. Например, они маленькими порциями воспроизводят его сначала друг другу, потом вслух для учителя. Чем чаще они проговаривают материал, тем больше он закрепляется. Когда человек что-то проговаривает вслух, то сам же лучше запоминает.
6. Довольно эффективно работает принцип конспектов или опорных карточек, по которым обучающийся может воспроизводить материал. Хорошо, когда обучающийся сам продумывает такие опорные конспекты. Приём довольно эффективно, но занимает много времени.
7. Перед выполнением какого-либо задания следует делать краткий и чёткий инструктаж. Это поможет ученикам вспомнить «структуру» работы с заданием.
8. Работа обучающихся с учебником, книгой является одним из действенных методов овладения учебным материалом. Умения и навыки работы с книгой, сформированные в школе, сохраняются на всю жизнь. Например, попросить детей прочитать текст, например, пункта параграфа, после чего выделить неизвестные или непонятные для себя слова. Затем совместно найти значение этих слов, например, используя словарь в конце учебника, подсказку учителя, интернет и т.п. После этого снова прочитать текст и попросить кратко пересказать его основные мысли. Это помогает как лучше понять сам текст (смысловое чтение), так и начать подготовку к составлению плана (одно из заданий по многим предметам на ВПР, ОГЭ, ЕГЭ).
9. Постепенно следует приучать ученика отвечать перед классом. Естественно, данный приём совершенно не подходить для детей аутистов. Нельзя принуждать отвечать ученика, у которого есть психологический барьер и т.п. Однако следует разделять детей, которым сложно «переступить» через себя по причине своего темперамента и т.п. и тех, кто не хочет отвечать потому, что он не хочет, это «не круто» и т.п.
10. На каждом уроке должен быть какой-то яркий элемент: это могут быть карточки для детей (красная – неправильно, зеленая – правильно), смайлики. Это позволяет оценить, следит ли обучающийся за ходом урока, и даже если он отвлёкся, то задача – поднять карточку – возвращает его к уроку. Этот же приём хорошо проводить в конце урока на этапе рефлексии.
Вопрос обучения детей с ОВЗ в общеобразовательных учреждениях актуален и, можно сказать, болезнен для педагогов. Если относится к организации процесса обучения таких детей ответственно, то это отнимает у учителя много сил и требует административной (а точнее – государственной) поддержки по всем направлениям (от материально-технических условий обучения до финансового обеспечения). А если безответственно, оправдывая себя тем, что тебе не создали условия, – то и результата не будет.
«Если ребенок не может учиться так, как мы учим, может быть, мы должны учить его так, как он умеет» (Игнасио Эстрада) [3].
Список используемой литературы:
1.https://www.eduneo.ru/kak-raznym-detyam-uchitsya-vmeste-integriruem-detej-s-ovz-v-massovuyu-shkolu/ Как разным детям учиться вместе – интегрируем детей с ОВЗ в массовую школу
2.http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/708566b2fd52d51c70e2f0c8e02abb2d81a6c22e/ Консультант плюс / Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 02.07.2021) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 13.07.2021)
3. http://io.nios.ru/articles2/105/2/metody-i-priemy-raboty-pedagoga-na-uroke-s-detmi-s-osobymi-obrazovatelnymi Методы и приемы работы педагога на уроке с детьми с особыми образовательными потребностями: современные подходы и опыт