12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Бикулова31
Россия, Рязанская обл., Рязань

Инклюзивное образование  –1) совместное обучение (воспитание), включая организацию совместных учебных занятий, досуга, различных видов дополнительного образования, лиц с ограниченными возможностями здоровья и лиц, не имеющих таких ограничений1; 2) обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей2.

Инклюзивное обучение детей с особенностями развития – это обучение в общеобразовательной школе разных детей в одном классе по единой общеобразовательной программе с учетом их индивидуальных особенностей и особенностей развития каждого ребенка[8].

Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья3– физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий.

Сегодня детям с ОВЗ вовсе не обязательно обучаться в специальных учреждениях, они могут получить образование и лучше адаптироваться к жизни вместе со своими сверстниками по месту жительства в массовой общеобразовательной школе, где таким детям оказывается необходимая специальная поддержка. Здоровым же детям совместное обучение со сверстниками с ОВЗ позволяет развить толерантность и ответственность – качества, на мой взгляд, столь необходимые на сегодняшний день.

Планирование работы в классе

Упрощать задания для ребенка с ОВЗ, делая акцент на основные идеи.

Предлагать задания на выбор по содержанию, форме выполнения.

Прописывать индивидуальные цели и задачи для детей с ОВЗ.

Предусмотреть выполнение заданий учеником на компьютере.

Уменьшать объем выполняемой учеником работы.

Предусмотреть работу в парах, в группах.

Изменять правила, которые ущемляют права ребенка.

Предлагать четкие алгоритмы для работы.

Использовать знаковые символы для ориентации ребенком в выполнении заданий, планировании действий.

Предусмотреть в ходе урока смену деятельности учащихся, чередование активной работы с отдыхом.

Ребенок должен иметь возможность выйти из класса и  побыть в «спокойной зоне», если он находится в состоянии стресса.

Обязательное использование наглядных средств.

В классе и на парте ребенка не должно быть предметов, способных отвлечь его от работы.

Вместо сочинений и изложений предлагать записать ответы на прописанные учителем вопросы.

Задание, записанное на доске, должно дублироваться в распечатке для ребенка.

Формулировка заданий

Задание должно быть сформулировано как в устном, так и в письменном виде.

Задание должно быть кратким, конкретным, с одним глаголом.

Побуждение ребенка к повторению задания.

Задание можно формулировать в несколько этапов.

При формулировании предлагать показать конечный продукт (законченный текст, решение математической задачи…).

Формулируя задание, необходимо стоять рядом с ребенком.

Давать ребенку возможность закончить начатое задание.

Оценка

Необходимо отмечать хорошее поведение ребенка, а не плохое.

Не обращать внимание на не очень серьезные нарушения дисциплины.

Быть готовыми к тому, что поведение ребенка может быть связано с приемом медикаментов.

Использовать «особые» слова, после произнесения которых ребенок поймет, что поступает не должным образом.

Использовать промежуточную оценку, чтобы отразить прогресс.

Разрешать ребенку переписывать работу, чтобы получить лучшую отметку (в дальнейшем учитывать отметку за переделанную работу).

Типичные ошибочные позиции в оценивании учащихся

Педагог обесценивает  свои отметки их постоянным завышением.

Педагог очень скуп на хорошие оценки.

Инертность педагога в оценивании отдельных учеников, принимающая характер ярлыка, клейма на его уровне знаний.

Для повышения эффективности  обучения учащихся

 с ОВЗ создаются специальные условия:

1. Индивидуальная помощь в случаях затруднения.

2. Дополнительные многократные упражнения для закрепления материала.

3. Более частое использование наглядных дидактических пособий и индивидуальных карточек.

4. Вариативные приемы обучения

Цели обучения детей с ОВЗ

Образовательная – должна определять задачи усвоения учебного программного материала, овладения детьми определенными учебными знаниями, умениями и навыками.

Воспитательная – должна определять задачи формирования высших ценностей, совершенствования моделей поведения, овладения детьми коммуникативными умениями, развития социальной активности и т.д.

Коррекционно-развивающая – должна чётко ориентировать педагога на развитие психических процессов, эмоционально-волевой сферы ребенка, на исправление и компенсацию имеющихся недостатков специальными педагогическими и психологическими приемами. Эта цель должна быть предельно конкретной и направленной на активизацию тех психических функций, которые будут максимально задействованы на уроке. Реализация коррекционно-развивающей цели предполагает включение в урок специальных коррекционно-развивающих упражнений для совершенствования высших психических функций, эмоционально-волевой, познавательной сфер и пр., включение заданий с опорой.

Всем учащимся с ОВЗ необходима коррекция, то есть, «вписывание» их в новые условия, адаптацию к школьной ситуации, освоению школьной среды. Не решив эту задачу, педагог не может впоследствии добиться продуктивной работы ребенка на занятиях, осмысленного усвоения им, учебных действий и навыков.

Хотелось бы рассмотреть группы детей с ОВЗ, наиболее часто встречающиеся в учебном заведении и специфические методы и приемы работы с ними.

1 группа – дети с ЗПР различного генеза.

Приемы работы:

– занимательные формы работы: игра, ребусы, кроссворды; составление стихотворений, загадок, проведение конкурсов, викторин;

введение физминуток через каждые 15-20 минут урока;

создание ситуации успеха на уроках;

поэтапность преподнесения учебного материала;

увеличение объема тренировочных упражнений;

создание системы повторения пройденного материала;

формирование учебных интересов;

поэтапное предоставление инструкции ребенку, при выполнении какого-либо задания, т.е. дробление заданий на более простые составляющие;

переключение с одного вида деятельности на другой.

2 группа  дети с ЗПР, осложненной эмоционально-волевыми нарушениями (расторможенность, агрессивность, вспышки гнева).

Приемы работы:

 создание благоприятного психологического климата в процессе обучения, уважения между педагогом и учащимися, атмосферы предотвращения психотравмирующих ситуаций в классе;

 обеспечение постоянного места проведения уроков, четкое соблюдение единых требований к ребенку со стороны всех педагогических работников;

 четкое следование постоянно выработанному режиму дня ребенка как учителями, так и родителями;

дозированное применение прямой вербальной инструкции и максимальное использование опосредованной организации ребенка структурированным пространством: разметкой парты, страницы, наглядным указанием направления движения, включением в задание моментов, когда сам учебный материал организует действие ребенка;

оказание физической помощи ребенку в управлении своими руками, мелкой моторикой при выполнении различных заданий на уроках;

применение физических разгрузок, пауз, физкультурных минуток и т.д.;

максимальная опора на сенсорные анализаторы ребенка: по возможности работа в «сенсорной комнате» (при наличии ее в школе), активизация всех сенсорных каналов восприятия ребенка;

3 группа  дети с ЗПР и различными нарушениями речи (ОНР, ФФН, дисграфия и т.д.).

Приемы работы:

 создание благоприятного психологического климата в процессе обучения, уважения между педагогом и учащимися, атмосферы предотвращения психотравмирующих ситуаций в классе;

 разнообразные логоритмические упражнения и различные речевые игры;

– формирование навыков автоматизации и дифференциации звуков у учащихся;

 формирование умений и навыков безошибочного употребления звуков во всех ситуациях общения;

 расширение объема активного словаря учащихся, обогащение речевых впечатлений детей;

 мотивирование детей к общению, формирование потребности в общении, обучение собщению со взрослыми и сверстниками;

 обучение навыкам грамотного, последовательного пересказа прочитанных текстов.

4 группа  гиперактивные дети.

Приемы работы:

 создание благоприятного психологического климата в процессе обучения, уважения между педагогом и учащимися, атмосферы предотвращения психотравмирующих ситуаций в классе;

 дополнительные индивидуальные задания, которые можно использовать в момент, когда ребенок устал;

 развитие творческих способностей, использование их потенциала на уроках общеобразовательного цикла;

 самостоятельная работа на уроке с дополнительными источниками информации ( энциклопедии, справочники, словари);

 применение элементов арт-терапии на уроках общеобразовательного цикла (лепка, рисование, музыка);

 прослушивание спокойной, расслабляющей, успокаивающей музыки на уроках, в момент, когда ребенок возбужден;

 терпение и терпимость со стороны учителя, умение прощать.

5 группа – дети-инвалиды.

Приемы работы:

– создание благоприятного психологического климата в процессе обучения, уважения между педагогом и учащимися, атмосферы предотвращения психотравмирующих ситуаций в классе;

отвлечение ребенка от ухода в болезнь;

интересное, доступное, личностно - и практико- ориентированное содержание уроков;

проявление педагогического такта учителем;

активная смена видов деятельности;

активация всех каналов восприятия: подкрепление рассказа просмотром видео, демонстрация наглядности;

применение элементов лечебной физической культуры на уроках и переменах.

В нашей стране существует ряд специализированных учебных заведений для детей с теми или иными отклонениями в развитии. На базе данных учреждений работает целая команда специалистов, которые работают с детьми. Одним из самых важных из них является учитель-логопед и учитель -дефектолог . Они помогает ребенку ,имеющему тяжелую речевую патологию как основной или вторичный дефект, овладеть устной речью, научиться полноценно общаться со сверстниками и взрослыми, что является основой для дальнейшей социализации ребенка в нашем мире. Без развития коммуникации трудно себе представить жизнь человека в социуме. Их основная задача–компенсация дефекта, «приведение» ребенка к норме, если возможно подготовка ребенка к поступлению в массовую школу. Этого результата учителя-логопеда мы можем достичь только при условии совместной работы в группе: логопед –дефектолог -воспитатель-учитель - родитель-ребенок. ​​​​​​​

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.