12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Юлия Олеговна19



Начало формы

Конец формы









«Работа с лингвистическими словарями в начальной школе»



МЕТОДИЧЕСКИЙ СБОРНИК





Составитель:

Дубровина Юлия Олеговна,

Учитель начальных классов

МОУ «Средняя школа №62»

















Ярославль, 2018 год.

В сегодняшнем мире информационного взрыва успешность работы в той или иной сфере производства, науки, культуры зависит от умения специалиста ориентироваться в потоке информации, умения самостоятельно добывать знания. Такое положение обязывает школу дать ученикам начальной школы не только определенную совокупность знаний, но и совокупность умений и навыков самостоятельной работы, постоянного пополнения знаний, непрерывного самообразования. Без словарей, без справочников в настоящее время обойтись невозможно, так как в них спрессованы огромные человеческие знания, расположенные в алфавитном порядке, именно словари «призваны отражать успехи развития науки в области материальной и духовной деятельности, уровень развития общественного устройства, науки, культуры и искусства».

Методический сборник предназначен для учителей, работающих в начальном общем образовании и студентов специальности Преподавание в начальных классах.

Организация – разработчик: Государственное профессиональное образовательное автономное учреждение  Ярославской области  Ярославский педагогический колледж.

Разработчик:

Дубровина Юлия Олеговна, студентка специальности 44.02.02. Преподавание в начальных классах, группа 41.

Рецензенты:

Кокорева Валентина Фёдоровна, преподаватель ГПОАУ ЯО Ярославский педагогический колледж.











Содержание





Раздел 1. О словарях русского языка……………………………………..

4

Из истории вопроса…………………………………………………….

5

1.2. Виды лингвистических словарей……………………………………….


6

Раздел 2. Учимся играя……………………………………………………..


7

2.1. Виды упражнений к разделам школьного курса русского языка……..

8

2.2. Примерная рабочая программа лингвистического кружка «Словари – наши друзья и помощники»……………………………………………….


11

Раздел 3. Выставка «Словарный запас»…………………………………


18

Раздел 4. Советуем прочитать……………………………………………..

20











































Раздел 1. О словарях русского языка

t1623751051aa.jpg















Из истории вопроса



Вопрос о работе со словарём в начальной школе был поставлен крупнейшими методистами еще в прошлом веке: Ф. И. Буслаевым, И. И. Срезневским, К. Д. Ушинским, Д. И. Тихомировым. В частности, Ф. И. Буслаев обращает внимание на необходимость работы со словарём на уроках не только с целью обучения грамотному письму, но и для большего понимания учащимися лексического значения слов. Важность такой работы на начальной ступени обучения русскому языку, ее развивающий характер отмечал и Константин Дмитриевич Ушинский. Он считал, что творческие упражнения во время работы интересны детям, "представляя для них нечто вроде игры в слова". Такие упражнения подготавливают учащихся к орфографии, а также дают детям "власть над тем запасом слов, который бессознательно лежит в их памяти".

 Сторонник и последователь К. Д. Ушинского Д.И. Тихомиров указывал на необходимость организации уже в начальных классах наблюдений над составом слова с целью более глубокого проникновения в его смысл. Таким образом, ученые-методисты связывали работу со словарём с развитием мыслительных способностей.  Обращаясь к идеям крупнейших методистов прошлого, можно сделать важный вывод: специально организованные наблюдения помогают глубже усвоить лексику, способствуют обострению внимания к слову, развитию языкового мышления.  

Одним из важных направлений в развитии навыков устной и письменной речи учащихся начальных классов является работа со словарями. При использовании на уроках словарей разных типов можно добиться значительного обогащения словарного запаса школьников, таким образом, повысить уровень их речевого развития.



Виды лингвистических словарей



Толковый словарь. Наиболее полные сведения о слове даёт толковый словарь. Он служит руководством к правильному употреблению слов, правильному образованию слов, правильному произношению и написанию. 

Орфоэпический словарь фиксирует нормы произношения и ударения. Первый такой словарь вышел в свет в 1959 году: это "Русское литературное произношение и ударение.

Словари синонимов русского языка дают читателю возможность найти замену какому – либо слову или сочетанию, отвечают на вопрос, как сказать иначе, как другими словами выразить ту же мысль, назвать тот или иной предмет.

Словари паронимов позволяют разобраться в значениях близких по звучанию, но различных по смыслу слов.

Словарь антонимов включает пары слов с противоположными лексическими значениями.

Словари иностранных слов имеют такую же цель и структуру словарной статьи, что и толковые словари, отличаясь от них тем, что здесь собраны слова иностранного происхождения, которое также указывается в словарной статье.

Орфографический словарь имеет сведения о правильном написании слова.

Фразеологический словарь служит для описания устойчивых оборотов, об их происхождении и употреблении. 

Этимологический словарь содержащий информацию об истории отдельных слов, а иногда и морфем, то есть информацию о фонетических и семантических изменениях, которые они претерпели.









Раздел 2. Учимся играя



t1623751051ab.jpg































2.1. Виды упражнений к разделам школьного курса русского языка

Упражнения для формирования фонетических понятий.

Выпишите слова, в которых есть мягкие согласные:

бер.г, в.окзал, з.мл.ника, ж.лез., г.рох, .сина, уч.ник, пл.ток, с.рень, с.пог, к.пуста, .рех.

Выпишите слова в два столбика: в первый столбик – с глухими согласными на конце слова, во второй – со звонкими согласными на конце слова:

завтрак, народ, адрес, рисунок, морковь, портрет, багаж, карандаш, салют, овес, билет, язык.

Запишите слова, начинающиеся на букву (р, т, м, о) и. т. д.

Рог, творог, молоко, осёл, ручей, топор, малыш, олень…

Запишите слова, располагая их в алфавитном порядке. Вставьте пропущенные буквы, поставьте знак ударения:

г.рой, адр.с, ур.жай, р.кета, ябл.к., п.нал, т.пор, п.суда, б.лот

Игра «Угадай слово». Учитель показывает карточки, на которых написан первый слог нужного слова. Учащиеся записывают составленные слова, начинающиеся на слог го…

(город, горох, гореть, горизонт).

Игра «Собери слово»: пус, ка, та; роз, мо; же, ин, нер; тор, трак.         

Трактор

Выборочный диктант. Дети записывают только слова с непроверяемой безударной гласной.     

По шоссе едет автомобиль. Ребята развели у реки костер. Дежурный следит за порядком в классе.                      

Игра «Расшифруй слово». Замените цифры буквами алфавита и прочитайте слово

2 10 13 6 20 26 16 22 7 18 (билет) (Шофер)    33 2 13 16 12 16 (яблоко)                                                                 

Все это способствует формированию фонетического слуха. В результате практических упражнений у детей формируются знания о слоге, о звонких и глухих согласных, о твердых и мягких согласных, об ударении, ударных и безударных гласных, об алфавите.

Упражнения над составом слова:

От слов береза, праздник, солома, яблоко образуйте родственные слова. Укажите, при помощи чего они образовались.                             

Работа над деформированным предложением. Восстановите предложение, связав слова между собой. Какая часть слова поможет этому? 
Мой папа дал объявление в (газета). Чтобы стать (герой), нужно быть отважным, честным, скромным. На (горизонт) вспыхивали голубые зарницы.

Подбери слова к данным схемам: а) корень, окончание; б) корень, суффикс, окончание; в) приставка, корень, окончание. 3. От слов газета, железо, картина, осина образуйте новые слова с суффиксом –к-.

Игра «Найди лишнее слово»
Береза, березовый, березняк, подберезовик, березка, березонька, березки. 
Праздник, праздничный, праздники, праздновать. 
Заяц, зайчик, зайчишка, зайчиха, зайцы, заячья.

Составьте словосочетание вставляя в имена прилагательные нужные окончания:   Ребята радостн…,  Береза кудряв…,  Улица многолюдн…    Календарь перекидн…                                                                         

Составьте словосочетания. Запишите их. Укажите, как в связи с изменением окончания, меняются падеж имени существительного: Подарил,  Дружил, Говорил.                                                                                         

Большой интерес у учащихся вызывает работа над составом слова. В результате повторения морфемного состава слова совершенствуется умение, распознавать и подбирать однокоренные слова, углубляется представление учащихся о словообразовательной роли приставок и суффиксов, формируется умение разбирать слова по составу, развивается умение точно употреблять в письменной речи словарные слова с приставками и суффиксами.

Морфологические упражнения:

Подберите словарные слова, обозначающие предметы, признаки предметов, действия предметов.

Спишите предложения вставляя нужные по смыслу слова из словаря, отвечающий на вопрос кто?  ..........на ухо наступил.  Слово – не ……, вылетит – не поймаешь.

Выпишите из словаря по пять слов первого, второго, третьего склонения.  

Составьте предложения, правильно подбирая предлоги. Запишите. Подчеркните предлоги. Определите падеж существительного. Машина остановилась………..(дом). Дети читали книги… (космонавт). Заяц быстро несся… (лес).

Составьте словосочетание. Определите падеж прилагательных.        Воробей (какой),  Газета (какая),Молоко (какое)

Подберите к словарным словам однокоренные слова разных частей речи. Например: адрес (адресный, адресок, адресовать); ветер (ветерок, ветреный, обветрить).

Выпишите в три столбика слова из словаря: В первый столбик – слова женского рода, во второй – слова мужского рода, в третий – слова среднего рода.

Составьте предложение с данным словосочетанием. Определите склонение существительных:  Интересный случай,   Аккуратный ученик, Березовая аллея.



При изучении частей речи разнообразные виды практических упражнений помогают объединить отдельные слова в определенные группы; разграничить и определить формы частей речи: склонение, падеж, время, лицо, число, для того чтобы осознанно употреблять слова с непроверяемым написанием в устной и письменной речи в правильной форме.









Синтаксические упражнения:

К словам из левого столбика подберите подходящие по смыслу слова из правого столбика. Составьте предложения.  Береза в небе, Огурец в доме, Воробей в школе, Комната в лесу, Ученик в огороде.         

Выделите из предложений словосочетания со словарным словом.        Определите, какое слово от какого зависит. Поставьте вопрос.  Диана вынула из кармана носовой платок. Весной Тимур снова перебрал отобранные семена и посадил их на свое маленькое поле.  

Составьте предложения с данными словами: ветер, капуста, осина.

Составьте предложения с данными словосочетаниями: веселый праздник, красивая одежда, детский рисунок, узкая лестница. 

Со словарными словами составьте предложения, различные по цели высказывания: повествовательные, вопросительные, восклицательные.

Из слов составьте предложение: огород, растет, в, картофель.

Синтаксические упражнения ставят перед собой задачу закрепить те теоретические сведения, которые дети получили по синтаксису, показываю школьникам роль языковых единиц в речи, в общении между людьми, помогают разобраться в структуре не сложных по своему построению и составу словосочетаний и предложений, сознательно составлять словосочетания и предложения.

Упражнения по грамматике:

Назовите одним словом: сентябрь, октябрь, ноябрь и т.д., понедельник, вторник, среда и т.д. Крупное промышленное предприятие. (завод). Руководитель школы. (директор)

Найдите в каждой строке лишнее слово. Подчеркните его. По какому признаку отобраны слова? автомобиль, урожай, трамвай, самолет; капуста, помидор, солома, морковь;   пенал, тетрадь, телефон, карандаш.

Выпишите из словаря слова на заданную тему: «Птицы», «Овощи», «Одежда»

Сгруппируйте слова по темам. Малина, лисица, земляника, заяц, тетрадь, пенал, корова, карандаш.

Игра «Кто как голос подает?». 
Составьте предложения, вставляя пропущенные буквы. Попробуйте объединить эти предложения в один связный рассказ. Озаглавьте его.  П…тух чирикает.  С…рока лает.  С…бака мычит. К…рова кукарекает.  В…рона стрекочет.  В…робей каркает.

К словам багаж, вместе, дорога подберите синонимы. Составьте с ними предложения.  

В связи с изучением грамматики проводятся лексические упражнения, т.е. дети объясняют значение слов как прямые, так и переносные, выясняют многозначность слов, разбираются в отношениях между синонимами и антонимами, составляют с ними словосочетания и предложения. 

2.2. Примерная рабочая программа лингвистического кружка по внеурочной деятельности

«Словари – наши друзья и помощники»                   t1623751051ac.gift1623751051ac.gift1623751051ac.gift1623751051ac.gift1623751051ac.gif

Словарные занятия на уроках русского языка в начальных классах являются одним из работ по развитию информационной культуры учащихся. Овладение словарным составом литературного языка является необходимым условием освоения учащимися родного языка: его орфоэпии, орфографии, грамматики, пунктуации правильного словоупотребления, и, наконец, связной речи в целом. В целях повышения речевой культуры главное место должны занимать упражнения, направленные на расширение активного словаря детей, а также на выработку у них умения выбирать из своего словарного запаса для выражения мысли те слова, которые наиболее соответствуют содержанию высказывания.

Пояснительная записка

Углублённое изучение русского языка в начальной школе направлено на расширение лингвистического кругозора учащихся. Неоценимую роль в этом играют различные лингвистические словари. Обращение к словарным материалам открывает перед учащимися богатства человеческой мысли, отражённые в языке и зафиксированные в словарях, способствует формированию целостного научного представления о системе языка.

Наиболее полно система языка, особенно её лексический уровень, представлена в академических словарях общего типа. Иные задачи стоят перед учебными словарями. Они ориентированы на процесс обучения. Информация о слове, содержащаяся в учебных словарях, определённой степени минимизирована. В процессе работы со справочной лингвистической литературой (словарями), школьники усваивают орфоэпические нормы, обогащают свой лексикон, развивают орфографическую зоркость, овладевают сложным умением работать со словарями и со всей справочной литературой.

При углубленном изучении русского языка словари должны использоваться не только при осмыслении определённых тем основного курса. В 1 – 4 классах можно рекомендовать курс «Словари как средство познания мира». Основные цели этого курса:

Знакомство учащихся с системой лингвистических словарей, со словарями различных типов, с лексикографической теорией и практикой составления словарей;

Формирование у учащихся представления о системном характере языка, его иерархическом строении;

Обогащение и расширение знаний учащихся об отдельных аспектах языковой системы;

Повышение культуры речи.

Данная программа актуальна. Основное содержание данного курса «Словари как познание мира» составляет изучение различных типов больших и малых лингвистических словарей, каждый из которых охватывает определённый фрагмент языковой системы. Рассмотрение каждого типа словарей, их особенностей должно осуществляться в неразрывной связи с анализом языковых явлений, нашедших отражение в материалах словарей. Богатейший материал словарей стимулирует интерес учеников к предмету «Русский язык», прививает любовь к родному языку, развивает языковые чутьё, повышает культуру речи. Словарь должен стать настольной книгой для каждого учащегося, помогающей самостоятельно добывать знания.

Задачи:

Развитие интереса к русскому языку как к учебному предмету;

Развитие мотивации к изучению русского языка;

Развитие творчества и обогащение словарного запаса;

Углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке.

Приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе;

Развивать умение пользоваться разнообразными словарями;

Учить организации личной и коллективной деятельности в работе с книгой.

Наконец, самостоятельная работа над ошибками диктанта, изложения, сочинения проходит при использовании словарей эффективно и увлекательно. Часто ученики просто не знают к какому словарю необходимо обратиться за той или иной справочной формой; не знают они и того, какие вообще существуют лингвистические словари. Для этого на занятиях необходимо применять игры с использованием различных словарей. Игра раскрепощает ребят, снимает психологическую нагрузку, способствует преодолению барьера страха, когда школьник, зачастую зная правильный ответ, молчит, боясь ответить неправильно. Все это исчезает в игре, дети становятся самими собой, они легко усваивают, даже не подозревая того, порой очень сложный материал, главное найти правильный подход и правильно преподнести.













Календарно - тематическое планирование

п\п

Тема урока

Содержание и приёмы работы

Кол – во часов


1

Вводное занятие. Типы словарей.

Знакомство с лингвистическими словарями. «Словарь русского языка» С. И. Ожегова.


1






2






Орфографические словари. Урок-игра.


Анализ содержания словаря (обложка, титульный лист, содержащийся на нём текст, название книги). Просмотровое чтение, знакомство со структурой книги (предисловие, алфавит и название букв, объяснение сокращений, собственно словарь; Игра « Самый внимательный», игра «Самый грамотный» с использованием орфографического словаря.






1


3 –

4

Морфемные и

словообразовательные

словари.

Характеристика «Школьного словообразовательного словаря» З. А. Потихи под ред. С. Г. Бархударова.


2

5

Урок - практикум

Практические задания со словообразовательным анализом.

1

6

Защита проектов

Защита лингвистических бюллетеней

1

7

Защита проектов

Выпуск лингвистических газет

1



8


Урок-игра


Развивающие игры с лингвистическими словарями. Буквенная мозаика «Назови словарь, игра « Словарь – твой друг и помощник». Игры по таблице Шульте. (см. приложение).



1


9


Этимологические словари.

Сообщение учащихся на тему «Занимательная наука энциклопедия»,

«К истокам слова».


1




10



Урок-КВН:

«Занимательная

этимология»


1. Разминка «Лексические слухи»

2. Командный конкурс «Этимологический микроскоп»

3. Конкурс болельщиков «Старославянские родственники»

4. Конкурс капитанов «как вы думаете?...»

5. Домашнее задание «сказка о цветах».




2


11


Толковые словари.


Знакомство со «Школьным толковым словарём русского языка». ( Авторы: М. С. Лапатухин, Е. В. Скорлуповская, Г. П. Снетова).


1

12

Общие толковые словари.

«Толковый словарь» В. И. Даля - подлинная сокровищница меткого народного слова. Словарь русского языка С. И. Ожегова.


1

13-14

Урок-спектакль.

«Собирал человек слова...», посвященный В. И. Далю.

2


15 –16


Сочинение и их анализ.


Анализ сочинений, темы: «Как меня удивило (обрадовало, огорчило...) слово», «Как я раскрыл «загадку» слова (узнал его значение, происхождение...)», «Какое слово й считают самым добрым».


2

17

Словари синонимов.

Назначение словарей синонимов Игра «Цветное синонимическое лото».


1

18


Словари антонимов.


Как пользоваться словарём антонимов. (Состав словаря, структура словаря, структура словарной статьи). Игра «Назови антоним». Мозаика «Синонимы и антонимы».


1


19

Урок – игра. Антонимы и синонимы.

Игра «Найди пару антониму», «Найди пару синониму»;

Игра «Пара синонимов», «Антоним да антоним».

1




20




Словари иностранных слов.


Лексика иноязычного происхождения. Сообщения учащихся на темы: «Почему слова из одного языка проникают в другой?», «Что происходит со словами «иностранцами» в русском языке?» Знакомство со «Школьным словарем иностранных слов» (1983г., авторы В. В. Одинцов, Г. П. Смолицкая, Е. И. Голанова), со «Словарем иностранных слов» (М.: Рус. Яз., 1986г.) Игра «справочная бюро».




1


21


Фразеологические словари.


«Школьного фразеологического словаря русского языка»- В. П. Жукова. Устный журнал «Почему мы так говорили». Игра «Фразеологическая мозаика».


1

22

Урок-игра.

КВН « Знаешь ли ты фразеологизмы?»

1


23


Орфоэпические словари.


Знакомство с «Орфоэпическим словарём русского языка» под редакцией Р. И. Аванесова. Нормативная характеристика слов. Ролевые игры «Культура речи - показатель общей культуры человека». Игра «Диктор».


1

24-25

Урок-практикум.

Выпуск бюллетеней «Говори правильно».

2

26

Урок – творчества.

Подготовка к творческой работе «Словарь вежливых слов».

1

27

Урок - творчества.


Сочинение «Словарь-это вся вселенная в алфавитном порядке».

1

28

Обобщающий урок.


Обобщающий урок «В гостях у словарей».

1

29

Обобщающий урок.

Обобщённая игра «Дорогой словарик»: «Поможем словарям вместе».

1

30

Итоговый урок.

Самостоятельная работа. Подведение итогов. Рефлексия.

1



















Планируемые результаты/знания, умения и навыки, которые должны быть сформированы при изучении курса «Словари как познания мира»

Учащиеся должны:

Научится соблюдать нормы русского языка, получит возможность оценивание соблюдения этих норм в письме;

Ориентироваться в типологии словарей, определять тип словаря по содержанию отобранного материала;

Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи;

Учащиеся должны:

Ориентироваться в основных словарях каждого типа;

Определять значение слов по толковым словарям;

Определять происхождение слова по этимологическим словарям, иметь представление об изменчивости значения слова;

Определять значение заимствованных слов, пользуясь словами иностранных слов;

Определять значение, лексическую и грамматическую сочетаемость фразеологизмов, находить в соответствующих словарях значение пословиц, поговорок, афоризмов;

Выявлять сочетаемость слова с помощью специальных словарей сочетаемости для правильного образования грамматических форм слова;

Находить в орфоэпическом словаре сведения о произношении, об ударении, образовании грамматических форм слова;

Пользоваться орфографическими словарями в целях предупреждения ошибок в написании слов.

Раздел 3. Выставка «Словарный запас»t1623751051ad.jpgt1623751051ae.jpgt1623751051af.jpgt1623751051ag.jpgt1623751051ah.jpgt1623751051ai.jpgt1623751051aj.jpgt1623751051ak.jpgt1623751051al.jpgt1623751051am.jpgt1623751051an.jpg

















t1623751051ao.jpgРаздел 4. Советуем прочитать















Список литературы, который советуем прочитать:

Варламова, Т.Н. Формирование информационной культуры личности в условиях современной библиотеки // "Культура как предмет междисциплинарных исследований": материалы конференции / под общ. ред. Ю.В. Петрова. - Томск, 2009.

Галлингер И.В. О работе со справочной литературой на уроках русского языка в начальных классах. М., 1986г.

Горецкий В. Г., Степанова С. В. Работа со словарями на уроках русского языка как средство формирования культуры школьников // Начальная школа, М. 2008 год, №4, с. 43 – 45.

Горецкий В. Г., Степанова С. В. Развитие познавательных и творческих способностей при запоминании словарных слов // Начальная школа, М. 2015 год, №5, с. 41 – 45.

Збаровская, Н. Информационная культура личности. Проблемы формирования // Библиотечное дело. - 2005.

Ожегов С.И. О трёх типах толковых словарей современного русского языка. Учеб. пособие для вузов // С.И. Ожегов. – М.: Высшая школа, 1974.

Рождественская Р.Л, Пахомова Е.С использование словарей и развитие универсальных учебных действий младших школьников на уроках русского языка// Новая наука: современное состояние и пути развития (09мая 2016 года, г. Оренбург): В 3 ч. Ч 2. Стерлитамак, 2016 г.

Терехина Г.А. Работа с лингвистическим словарем как путь формирования речевой культуры учащихся и устойчивого интереса к чтению /Г.А.Терехина //Вне-школьник.-2009. - №3.

Узорова О. В., Нефёдова Е.А Словарные слова: 1 – 2 классы. – М.: Высшая школа, 1981.

Щербин В.К. Вселенная в алфавитном порядке. – Минск, 2000.



Опубликовано


Комментарии (2)

Панов Егор Игоревич, 15.06.21 в 13:26 2 Ответить Пожаловаться
Интересная и познавательная работа!
Рыжова Марина Викторовна, 17.06.21 в 18:06 0 Ответить Пожаловаться
Тема выбрана актуальная, молодец, Юлия Олеговна! Работа со словарями часто упускается учителями, может быть, из-за нехватки времени на уроке, недостатка опыта, излишней подготовки к этапу урока и пр. Было интересно прочитать предоставленный материал. Особенно хочется выделить фотографии. А где проходила/проходит выставка?
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.