Работа с лингвистическими словарями в начальной школе
«Работа с лингвистическими словарямив начальной школе»
МЕТОДИЧЕСКИЙ СБОРНИК
Составитель:
Дубровина Юлия Олеговна,
Учитель начальных классов
МОУ «Средняя школа №62»
Ярославль, 2018 год.
В сегодняшнем мире информационного взрыва успешность работы в той или иной сфере производства, науки, культуры зависит от умения специалиста ориентироваться в потоке информации, умения самостоятельно добывать знания. Такое положение обязывает школу дать ученикам начальной школы не только определенную совокупность знаний, но и совокупность умений и навыков самостоятельной работы, постоянного пополнения знаний, непрерывного самообразования. Без словарей, без справочников в настоящее время обойтись невозможно, так как в них спрессованы огромные человеческие знания, расположенные в алфавитном порядке, именно словари «призваны отражать успехи развития науки в области материальной и духовной деятельности, уровень развития общественного устройства, науки, культуры и искусства».
Методический сборник предназначен для учителей, работающих в начальном общем образовании и студентов специальности Преподавание в начальных классах.
Организация – разработчик:Государственное профессиональное образовательное автономное учреждение Ярославской области Ярославский педагогический колледж.
Разработчик:
Дубровина Юлия Олеговна, студентка специальности 44.02.02. Преподавание в начальных классах, группа 41.
Рецензенты:
Кокорева Валентина Фёдоровна, преподаватель ГПОАУ ЯО Ярославский педагогический колледж.
Содержание
Раздел 1. О словарях русского языка |
|
|
|
1.2. Виды лингвистических словарей |
|
Раздел 2. Учимся играя |
|
2.1. Виды упражнений к разделамшкольного курса русского языка |
|
2.2. Примерная рабочая программа лингвистического кружка «Словари – наши друзья и помощники» |
|
Раздел 3. Выставка «Словарный запас» |
|
Раздел 4. Советуем прочитать |
|
Раздел 1. «О словарях русского языка»
- Из истории вопроса
Вопрос о работе сословарём в начальной школе был поставлен крупнейшими методистами еще в прошлом веке: Ф.И. Буслаевым, И.И. Срезневским, К.Д. Ушинским, Д.И. Тихомировым. В частности, Ф.И. Буслаев обращает внимание на необходимость работы со словарём на уроках не только с целью обучения грамотному письму, но и для большего понимания учащимися лексического значения слов. Важность такой работы на начальной ступени обучения русскому языку, ее развивающий характер отмечал и Константин Дмитриевич Ушинский. Он считал, что творческие упражнения во время работы интересны детям, "представляя для них нечто вроде игры в слова". Такие упражнения подготавливают учащихся к орфографии, а также дают детям "власть над тем запасом слов, который бессознательно лежит в их памяти".
Сторонник и последователь К.Д. Ушинского Д.И. Тихомиров указывал на необходимость организации уже в начальных классах наблюдений над составом слова с целью более глубокого проникновения в его смысл. Таким образом, ученые-методисты связывали работу со словарём с развитием мыслительных способностей. Обращаясь к идеям крупнейших методистов прошлого, можно сделать важный вывод: специально организованные наблюдения помогают глубже усвоить лексику, способствуют обострению внимания к слову, развитию языкового мышления.
Одним из важных направлений в развитии навыков устной и письменной речи учащихся начальных классов является работа со словарями. При использовании на уроках словарей разных типов можно добиться значительного обогащения словарного запаса школьников, таким образом, повысить уровень их речевого развития.
- Виды лингвистических словарей
- Толковый словарь. Наиболее полные сведения о слове даёт толковый словарь. Он служит руководством к правильному употреблению слов, правильному образованию слов, правильному произношению и написанию.
- Орфоэпический словарь фиксирует нормы произношения и ударения. Первый такой словарь вышел в свет в 1959 году: это "Русское литературное произношение и ударение.
- Словари синонимов русского языка дают читателювозможность найти замену какому – либо слову или сочетанию, отвечают на вопрос, как сказать иначе, как другими словами выразить ту же мысль, назвать тот или иной предмет.
- Словари паронимов позволяют разобраться в значениях близких по звучанию, но различных по смыслу слов.
- Словарь антонимов включает пары слов с противоположными лексическими значениями.
- Словари иностранных слов имеют такую же цель и структуру словарной статьи, что и толковые словари, отличаясь от них тем, что здесь собраны слова иностранного происхождения, которое также указывается в словарной статье.
- Орфографический словарьимеет сведения о правильном написании слова.
- Фразеологический словарь служит для описания устойчивых оборотов, об их происхождении и употреблении.
- Этимологический словарь содержащий информацию об истории отдельных слов, а иногда и морфем, то есть информацию о фонетических и семантических изменениях, которые они претерпели.
Раздел 2. «Учимся играя»
2.1. Виды упражнений к разделам школьного курса русского языка
- Упражнения для формирования фонетических понятий.
Выпишите слова, в которых есть мягкие согласные: |
бер.г, в.окзал, з.мл.ника, ж.лез., г.рох, .сина, уч.ник, пл.ток, с.рень, с.пог, к.пуста, .рех. |
Выпишите слова в два столбика: в первый столбик – с глухими согласными на конце слова, во второй – со звонкими согласными на конце слова: |
завтрак, народ, адрес, рисунок, морковь, портрет, багаж, карандаш, салют, овес, билет, язык. |
Запишите слова, начинающиеся на букву (р, т, м, о) и. т. д. |
Рог, творог, молоко, осёл, ручей, топор, малыш, олень… |
Запишите слова, располагая их в алфавитном порядке. Вставьте пропущенные буквы, поставьте знак ударения: |
г.рой, адр.с, ур.жай, р.кета, ябл.к., п.нал, т.пор, п.суда, б.лот |
Игра «Угадай слово». Учитель показывает карточки, на которых написан первый слог нужного слова. Учащиеся записывают составленные слова, начинающиеся на слог го… |
(город, горох, гореть, горизонт). |
Игра «Собери слово»: пус, ка, та; роз, мо; же, ин, нер; тор, трак. |
Трактор |
Выборочный диктант. Дети записывают только слова с непроверяемой безударной гласной. |
По шоссе едет автомобиль. Ребята развели у реки костер. Дежурный следит за порядком в классе. |
Игра «Расшифруй слово». Замените цифры буквами алфавита и прочитайте слово |
2 10 13 6 20 26 16 22 7 18 (билет) (Шофер) 33 2 13 16 12 16 (яблоко) |
Все это способствует формированию фонетического слуха. В результате практических упражнений у детей формируются знания о слоге, о звонких и глухих согласных, о твердых и мягких согласных, об ударении, ударных и безударных гласных, об алфавите.
- Упражнения над составом слова:
От слов береза, праздник, солома, яблоко образуйте родственные слова. Укажите, при помощи чего они образовались. |
Работа над деформированным предложением. Восстановите предложение, связав слова между собой. Какая часть слова поможет этому? |
Подбери слова к данным схемам: а) корень, окончание; б) корень, суффикс, окончание; в) приставка, корень, окончание. 3. От слов газета, железо, картина, осина образуйте новые слова с суффиксом –к-. |
Игра «Найди лишнее слово» |
Составьте словосочетание вставляя в имена прилагательные нужные окончания: Ребята радостн…, Береза кудряв…, Улица многолюдн… Календарь перекидн… |
Составьте словосочетания. Запишите их. Укажите, как в связи с изменением окончания, меняются падеж имени существительного: Подарил, Дружил,Говорил. |
Большой интерес у учащихся вызывает работа над составом слова. В результате повторения морфемного состава слова совершенствуется умение, распознавать и подбирать однокоренные слова, углубляется представление учащихся о словообразовательной роли приставок и суффиксов, формируется умение разбирать слова по составу, развивается умение точно употреблять в письменной речи словарные слова с приставками и суффиксами.
- Морфологические упражнения:
Подберите словарные слова, обозначающие предметы, признаки предметов, действия предметов. |
Спишите предложения вставляя нужные по смыслу слова из словаря, отвечающий на вопрос кто? ..........на ухо наступил. Слово – не ……, вылетит – не поймаешь. |
Выпишите из словаря по пять слов первого, второго, третьего склонения. |
Составьте предложения, правильно подбирая предлоги. Запишите. Подчеркните предлоги. Определите падеж существительного. Машина остановилась………..(дом). Дети читали книги… (космонавт). Заяц быстро несся… (лес). |
Составьте словосочетание. Определите падеж прилагательных. Воробей (какой), Газета (какая),Молоко (какое) |
Подберите к словарным словам однокоренные слова разных частей речи. Например: адрес (адресный, адресок, адресовать); ветер (ветерок, ветреный, обветрить). |
Выпишите в три столбика слова из словаря: В первый столбик – слова женского рода, во второй – слова мужского рода, в третий – слова среднего рода. |
Составьте предложение с данным словосочетанием. Определите склонение существительных: Интересный случай, Аккуратный ученик, Березовая аллея. |
При изучении частей речи разнообразные виды практических упражнений помогают объединить отдельные слова в определенные группы; разграничить и определить формы частей речи: склонение, падеж, время, лицо, число, для того чтобы осознанно употреблять слова с непроверяемым написанием в устной и письменной речи в правильной форме.
- Синтаксические упражнения:
К словам из левого столбика подберите подходящие по смыслу слова из правого столбика. Составьте предложения. Береза в небе, Огурец в доме, Воробей в школе, Комната в лесу, Ученик в огороде. |
Выделите из предложений словосочетания со словарным словом. Определите, какое слово от какого зависит. Поставьте вопрос. Диана вынула из кармана носовой платок. Весной Тимур снова перебрал отобранные семена и посадил их на свое маленькое поле. |
Составьте предложения с данными словами: ветер, капуста, осина. |
Составьте предложения с данными словосочетаниями: веселый праздник, красивая одежда, детский рисунок, узкая лестница. |
Со словарными словами составьте предложения, различные по цели высказывания: повествовательные, вопросительные, восклицательные. |
Из слов составьте предложение: огород, растет, в, картофель. |
Синтаксические упражнения ставят перед собой задачу закрепить те теоретические сведения, которые дети получили по синтаксису, показываю школьникам роль языковых единиц в речи, в общении между людьми, помогают разобраться в структуре не сложных по своему построению и составу словосочетаний и предложений, сознательно составлять словосочетания и предложения.
- Упражнения по грамматике:
Назовите одним словом: сентябрь, октябрь, ноябрь и т.д., понедельник, вторник, среда и т.д. Крупное промышленное предприятие. (завод). Руководитель школы. (директор) |
Найдите в каждой строке лишнее слово. Подчеркните его. По какому признаку отобраны слова? автомобиль, урожай, трамвай, самолет; капуста, помидор, солома, морковь; пенал, тетрадь, телефон, карандаш. |
Выпишите из словаря слова на заданную тему: «Птицы», «Овощи», «Одежда» |
Сгруппируйте слова по темам. Малина, лисица, земляника, заяц, тетрадь, пенал, корова, карандаш. |
Игра «Кто как голос подает?». |
К словам багаж, вместе, дорога подберите синонимы. Составьте с ними предложения. |
В связи с изучением грамматики проводятся лексические упражнения, т.е. дети объясняют значение слов как прямые, так и переносные, выясняют многозначность слов, разбираются в отношениях между синонимами и антонимами, составляют с ними словосочетания и предложения.
2.2. Примерная рабочая программа лингвистического кружка по внеурочной деятельности
«Словари – наши друзья и помощники»
Словарные занятия на уроках русского языка в начальных классах являются одним из работ по развитию информационной культуры учащихся. Овладение словарным составом литературного языка является необходимым условием освоения учащимися родного языка: его орфоэпии, орфографии, грамматики, пунктуации правильного словоупотребления, и, наконец, связной речи в целом. В целях повышения речевой культуры главное место должны занимать упражнения, направленные на расширение активного словаря детей, а также на выработку у них умения выбирать из своего словарного запаса для выражения мысли те слова, которые наиболее соответствуют содержанию высказывания.
Пояснительная записка
Углублённое изучение русского языка в начальной школе направлено на расширение лингвистического кругозора учащихся. Неоценимую роль в этом играют различные лингвистические словари. Обращение к словарным материалам открывает перед учащимися богатства человеческой мысли, отражённые в языке и зафиксированные в словарях, способствует формированию целостного научного представления о системе языка.
Наиболее полно система языка, особенно её лексический уровень, представлена в академических словарях общего типа. Иные задачи стоят перед учебными словарями. Они ориентированы на процесс обучения. Информация о слове, содержащаяся в учебных словарях, определённой степени минимизирована. В процессе работы со справочной лингвистической литературой (словарями), школьники усваивают орфоэпические нормы, обогащают свой лексикон, развивают орфографическую зоркость, овладевают сложным умением работать со словарями и со всей справочной литературой.
При углубленном изучении русского языка словари должны использоваться не только при осмыслении определённых тем основного курса. В 1 – 4 классах можно рекомендовать курс «Словари как средство познания мира». Основные цели этого курса:
- Знакомство учащихся с системой лингвистических словарей, со словарями различных типов, с лексикографической теорией и практикой составления словарей;
- Формирование у учащихся представления о системном характере языка, его иерархическом строении;
- Обогащение и расширение знаний учащихся об отдельных аспектах языковой системы;
- Повышение культуры речи.
Данная программа актуальна. Основное содержание данного курса «Словари как познание мира» составляет изучение различных типов больших и малых лингвистических словарей, каждый из которых охватывает определённый фрагмент языковой системы. Рассмотрение каждого типа словарей, их особенностей должно осуществляться в неразрывной связи с анализом языковых явлений, нашедших отражение в материалах словарей. Богатейший материал словарей стимулирует интерес учеников к предмету «Русский язык», прививает любовь к родному языку, развивает языковые чутьё, повышает культуру речи. Словарь должен стать настольной книгой для каждого учащегося, помогающей самостоятельно добывать знания.
Задачи:
- Развитие интереса к русскому языку как к учебному предмету;
- Развитие мотивации к изучению русского языка;
- Развитие творчества и обогащение словарного запаса;
- Углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке.
- Приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе;
- Развивать умение пользоваться разнообразными словарями;
- Учить организации личной и коллективной деятельности в работе с книгой.
Наконец, самостоятельная работа над ошибками диктанта, изложения, сочинения проходит при использовании словарей эффективно и увлекательно. Часто ученики просто не знают к какому словарю необходимо обратиться за той или иной справочной формой; не знают они и того, какие вообще существуют лингвистические словари. Для этого на занятиях необходимо применять игры с использованием различных словарей. Игра раскрепощает ребят, снимает психологическую нагрузку, способствует преодолению барьера страха, когда школьник, зачастую зная правильный ответ, молчит, боясь ответить неправильно. Все это исчезает в игре, дети становятся самими собой, они легко усваивают, даже не подозревая того, порой очень сложный материал, главное найти правильный подход и правильно преподнести.
Календарно - тематическое планирование
№ п\п |
Тема урока |
Содержание и приёмы работы |
Кол – во часов |
1 |
Вводное занятие. Типы словарей. |
Знакомство с лингвистическими словарями. «Словарь русского языка» С. И. Ожегова. |
1 |
2 |
Орфографические словари. Урок-игра.
|
Анализ содержания словаря (обложка, титульный лист, содержащийся на нём текст, название книги). Просмотровое чтение, знакомство со структурой книги (предисловие, алфавит и название букв, объяснение сокращений, собственно словарь; Игра « Самый внимательный», игра «Самый грамотный» с использованием орфографического словаря. |
1 |
3– 4 |
Морфемные и словообразовательные словари. |
Характеристика «Школьного словообразовательного словаря» З. А. Потихи под ред. С. Г. Бархударова. |
2 |
5 |
Урок- практикум |
Практические задания со словообразовательным анализом. |
1 |
6 |
Защита проектов |
Защита лингвистических бюллетеней |
1 |
7 |
Защита проектов |
Выпуск лингвистических газет |
1 |
8 |
Урок-игра
|
Развивающие игры с лингвистическими словарями. Буквенная мозаика «Назови словарь, игра « Словарь – твой друг и помощник». Игры по таблице Шульте. (см. приложение). |
1 |
9 |
Этимологические словари. |
Сообщение учащихся на тему «Занимательная наука энциклопедия», «К истокам слова». |
1 |
10 |
Урок-КВН: «Занимательная этимология»
|
1. Разминка «Лексические слухи» 2. Командный конкурс «Этимологический микроскоп» 3. Конкурс болельщиков «Старославянские родственники» 4. Конкурс капитанов «как вы думаете?...» 5. Домашнее задание «сказка о цветах». |
2 |
11 |
Толковые словари.
|
Знакомство со «Школьным толковым словарём русского языка». ( Авторы:М. С. Лапатухин, Е.В. Скорлуповская, Г.П. Снетова). |
1 |
12 |
Общие толковые словари. |
«Толковый словарь» В.И. Даля - подлинная сокровищница меткого народного слова. Словарь русского языка С. И. Ожегова. |
1 |
13-14 |
Урок-спектакль. |
«Собирал человек слова...», посвященный В. И. Далю. |
2 |
15 –16 |
Сочинение и их анализ.
|
Анализ сочинений, темы: «Как меня удивило (обрадовало, огорчило...) слово», «Как я раскрыл «загадку» слова (узнал его значение, происхождение...)», «Какое слово й считают самым добрым». |
2 |
17 |
Словари синонимов. |
Назначение словарей синонимов Игра «Цветное синонимическое лото». |
1 |
18 |
Словари антонимов.
|
Как пользоваться словарём антонимов. (Состав словаря, структура словаря, структура словарной статьи). Игра «Назови антоним». Мозаика «Синонимы и антонимы». |
1 |
19 |
Урок – игра. Антонимы и синонимы. |
Игра «Найди пару антониму», «Найди пару синониму»; Игра «Пара синонимов», «Антоним да антоним». |
1 |
20 |
Словари иностранных слов.
|
Лексика иноязычного происхождения. Сообщения учащихся на темы: «Почему слова из одного языка проникают в другой?», «Что происходит со словами «иностранцами» в русском языке?» Знакомство со «Школьным словарем иностранных слов» (1983г., авторы В. В. Одинцов, Г.П. Смолицкая, Е.И. Голанова), со «Словарем иностранных слов» (М.: Рус.Яз., 1986г.) Игра «справочная бюро». |
1 |
21 |
Фразеологические словари.
|
«Школьного фразеологического словаря русского языка»- В. П. Жукова. Устный журнал «Почему мы так говорили». Игра «Фразеологическая мозаика». |
1 |
22 |
Урок-игра. |
КВН « Знаешь ли ты фразеологизмы?» |
1 |
23 |
Орфоэпические словари.
|
Знакомство с «Орфоэпическим словарём русского языка» под редакцией Р.И. Аванесова. Нормативная характеристика слов. Ролевые игры «Культура речи - показатель общей культуры человека». Игра «Диктор». |
1 |
24-25 |
Урок-практикум. |
Выпуск бюллетеней «Говори правильно». |
2 |
26 |
Урок – творчества. |
Подготовка к творческой работе «Словарь вежливых слов». |
1 |
27 |
Урок - творчества.
|
Сочинение «Словарь-это вся вселенная в алфавитном порядке». |
1 |
28 |
Обобщающий урок.
|
Обобщающий урок «В гостях у словарей». |
1 |
29 |
Обобщающий урок. |
Обобщённая игра «Дорогой словарик»: «Поможем словарям вместе». |
1 |
30 |
Итоговый урок. |
Самостоятельная работа. Подведение итогов. Рефлексия. |
1 |
Планируемые результаты/знания, умения и навыки, которые должны быть сформированы при изучении курса «Словари как познания мира»
Учащиеся должны:
- Научится соблюдать нормы русского языка, получит возможность оценивание соблюдения этих норм в письме;
- Ориентироваться в типологии словарей, определять тип словаря по содержанию отобранного материала;
- Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи;
Учащиеся должны:
- Ориентироваться в основных словарях каждого типа;
- Определять значение слов по толковым словарям;
- Определять происхождение слова по этимологическим словарям, иметь представление об изменчивости значения слова;
- Определять значение заимствованных слов, пользуясь словами иностранных слов;
- Определять значение, лексическую и грамматическую сочетаемость фразеологизмов, находить в соответствующих словарях значение пословиц, поговорок, афоризмов;
- Выявлять сочетаемость слова с помощью специальных словарей сочетаемости для правильного образования грамматических форм слова;
- Находить в орфоэпическом словаре сведения о произношении, об ударении, образовании грамматических форм слова;
- Пользоваться орфографическими словарями в целях предупреждения ошибок в написании слов.
Раздел 3. Выставка «Словарный запас»
/data/files/u1638796601.PNG (0x0)
/data/files/p1638796610.PNG (0x0)
/data/files/u1638796619.PNG (0x0)
/data/files/z1638796625.PNG (0x0)
/data/files/i1638796633.PNG (0x0)
/data/files/d1638796641.PNG (0x0)
/data/files/o1638796648.PNG (0x0)
/data/files/b1638796655.PNG (0x0)
/data/files/q1638796662.PNG (0x0)
/data/files/y1638796669.PNG (0x0)
/data/files/l1638796677.PNG (0x0)
Раздел 4. «Советуем прочитать»
Список литературы, который советуем прочитать:
- Варламова, Т.Н. Формирование информационной культуры личности в условиях современной библиотеки // "Культура как предмет междисциплинарных исследований": материалы конференции / под общ.ред. Ю.В. Петрова. - Томск, 2009.
- Галлингер И.В. О работе со справочной литературой на уроках русского языка в начальных классах. М., 1986г.
- Горецкий В. Г., Степанова С. В. Работа со словарями на уроках русского языка как средство формирования культуры школьников // Начальная школа, М. 2008 год, №4, с. 43 – 45.
- Горецкий В. Г., Степанова С. В. Развитие познавательных и творческих способностей при запоминании словарных слов // Начальная школа, М. 2015 год, №5, с. 41 – 45.
- Збаровская, Н. Информационная культура личности. Проблемы формирования // Библиотечное дело. - 2005.
- Ожегов С.И. О трёх типах толковых словарей современного русского языка. Учеб.пособие для вузов // С.И. Ожегов. – М.: Высшая школа, 1974.
- Рождественская Р.Л, Пахомова Е.С использование словарей и развитие универсальных учебных действий младших школьников на уроках русского языка// Новая наука: современное состояние и пути развития (09мая 2016 года, г. Оренбург): В 3 ч. Ч 2. Стерлитамак, 2016 г.
- Терехина Г.А. Работа с лингвистическим словарем как путь формирования речевой культуры учащихся и устойчивого интереса к чтению /Г.А.Терехина //Вне-школьник.-2009. - №3.
- Узорова О. В., Нефёдова Е.А Словарные слова: 1 – 2 классы. – М.: Высшая школа, 1981.
- Щербин В.К. Вселенная в алфавитном порядке. – Минск, 2000.
Панов Егор Игоревич
Рыжова Марина Викторовна
Дубровина Юлия Олеговна