Статья «Направления работы с одаренными детьми в начальной школе»

2
0
Материал опубликован 26 July 2021

Направления работы с одаренными детьми в начальной школе

 

                                                     Одарённость человека – это маленький росточек,

 едва проклюнувшийся из земли

 и требующий к себе огромного внимания.

 Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним,

 сделать всё, чтобы он вырос

 и дал обильный плод.

 В.А.Сухомлинский

      Сегодня для России чрезвычайно актуальна проблема выявления, развития и поддержки одарённых детей. Раскрытие и реализация их способностей и талантов важны не только для одарённого ребёнка как для отдельной личности, но и для общества в целом. Одарённые, талантливые дети – это потенциал любой страны, позволяющий ей эффективно развиваться и конструктивно решать современные экономические и социальные задачи. В этой связи работа с одарёнными детьми является крайне необходимой.

    В настоящее время  существуют две  точки зрения: «все дети являются одаренными» — «одаренные дети встречаются крайне редко». Сторонники одной из них полагают, что до уровня одаренного можно развить практически любого здорового ребенка при условии создания благоприятных условий. Для других одаренность — уникальное явление, в этом случае основное внимание уделяется поиску одаренных детей.

      Какими же должны быть основания, чтобы ребенок считался одаренным?

«Одарённость – генетически обусловленный компонент способностей, развивающийся в соответствующей деятельности или деградирующий при ее отсутствии». К. К. Платонов

Одарённость — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

Одарённые дети - это дети, которые признаны образовательной системой превосходящими уровень интеллектуального развития других детей своего возраста.

      Выделяют следующие виды одарённости:

одарённость в практической деятельности;

одарённость в познавательной деятельности;

одарённость в художественно-эстетической деятельности;

одарённость в коммуникативной деятельности;

одарённость в духовно-ценностной деятельности. 

     В начальную школу приходят дети, которых можно отнести к категории одарённых. Они имеют более высокие, по сравнению с большинством, интеллектуальные способности, творческие возможности и проявления; доминирующую активную, ненасыщенную познавательную потребность; испытывают радость от умственного труда. Отличаются умением чётко излагать свои мысли, демонстрируют способности к практическому применению знаний. Для них характерна острота восприятия окружающего мира, способность сосредоточиться сразу на нескольких видах деятельности, высокий порог восприятия, продолжительный период концентрации внимания.

    Исходя из этого, выявление одарённых детей, развитие степени их одарённости должно начинаться уже в начальный период обучения.

     У одарённых детей ярко проявляется потребность в  поисковой деятельности – это одно из условий, которое позволяет им погрузиться в творческий процесс обучения и воспитывает в них  жажду знаний, стремление к открытиям, активному умственному труду, самопознанию.

  Для выявления одаренности детей, преподаватель должен провести диагностику.  Наблюдение за ребятами проводится во время урочной, а также внеурочной деятельности. Что позволяет выявить наклонности, способности и интересы учащихся.

    Одна из главных задача преподавателя построить весь учебно-воспитательный процесс и его психологическое обеспечение таким образом, чтобы учесть любые индивидуальные особенности детей, поддержать ребенка и развить его способности, подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы.

    При обучении и воспитании одаренного ребенка необходимо, чтобы любопытство вовремя переросло в любовь к знаниям - «любознательность», а последняя - в устойчивую «познавательную потребность».

  Учитывая особенности одаренных детей,  важно создавать на занятиях ситуацию познавательного затруднения,  ставить   школьников перед необходимостью самостоятельно воспользоваться для изучения новой темы одной или несколькими мыслительными операциями: анализом, синтезом, сравнением, аналогией, обобщением.

         Одна из форм работы с одарёнными детьми – научно-исследовательская деятельность учащихся, которая способствует развитию и индивидуализации личности, а также формированию мотивации к получению новых  знаний.

   Уроки окружающего мира  и занятия кружков «Эрудит», «Юный эколог» помогают максимально реализовать  разно-уровневое обучение,  индивидуальный подход, применяя разные виды работы: наблюдение, эксперимент, исследование, работа с научной литературой. Огромное внимание на занятиях  уделяется  обсуждению различных ситуаций, групповым дискуссиям, самовыражению, самоанализу.

   Повысит уровень преподавания  использование  на уроках в начальной школе следующих приемов  работы:

1) Прием «Вопрос-ответ» основан на умении детей задавать вопросы содержательного характера.

2) Прием « Удивительное рядом» основан на повышении мотивации детей в начале урока, когда учитель показывает что-то обыденное с новой, неизведанной стороны.

3)Прием «Диалог с текстом» применяется для проведения индивидуальной работы, когда ученик самостоятельно работая с текстом,  выполняет задание.

4)Прием «Возможно или не возможно», который основан на столкновении двух противоположных мнений.

   Игра «Правда или ложь», которую легко организовать на уроке и во внеклассной работе.

 Использование  дидактических игр дает возможность совершенствовать  у ребят естественных процессов, как внимание, мышление, память, смекалка, находчивость, сообразительность.

 В целях поддержки заинтересованности к предмету и улучшения индивидуальных особенностей  учащихся используются   занимательные квесты, логические задачи по математике, окружающему миру, творческие задания по русскому языку и  литературе. Проводятся конкурсы, викторины, интеллектуальные игры, «мозговые штурмы»,и т.д. Во время участия каждый может проявить свои индивидуальные способности.    Конкурсы и конференции различного уровня для учащихся называют «стартом в науку, в  жизнь», и подготовку к этому самому старту нужно начинать в начальной школе.

  Одной из новых форм работы с одарёнными детьми в школе     является проектирование. Метод адаптируется к особенностям практически каждого учебного предмета и в данном моменте несёт в себе черты универсальности. 

  Очень важным в организации современного учебно-воспитательного процесса с одарёнными учащимися является использование ИКТ на всех этапах обучения: при изучении нового материала, закреплении, повторении, контроле.

  Методически правильно организованная и систематически осуществляемая, учебно-воспитательная деятельность по развитию одарённости будет вызывать  у обучающихся   стремление  к самосовершенствованию, развитию творческих способностей, навыков проектно – исследовательской деятельности. Необходимо, чтобы работа с одарёнными детьми  развивала чувство самостоятельности, желание  идти по непроторенному пути.

   Также работа с одаренными детьми включает и работу с родителями:

- проведение тематических родительских собраний («Проблема детской одаренности», «Какого ребенка считать одаренным?», «Развитие творческого потенциала младших школьников» и т.п.);

-  консультации для родителей и индивидуальные встречи;

- открытые уроки и внеклассные мероприятия;

- привлечение родителей и других лиц, заинтересованных в судьбах одаренных детей к организации кружков, клубов;

- проведение совместной с родителями научно-практической конференции по теме «Воспитание и развитие одаренности в ребенке»;

- творческие отчеты перед родителями и местным сообществом

Работу с одаренными детьми составляют:

- отслеживание уровня развития, обученности и воспитанности школьников;

- диагностика индивидуальных особенностей каждого ребенка;

- систематическое отслеживание результативности участия одаренных детей в мероприятиях различного уровня (каждая четверть);

- создание банка данных «Одаренные дети»;

- организация работы НОУ и подготовка детей к участию в малой научно-практической конференции учащихся;

- проведение цикла семинаров по теме «Творческое развитие учащихся»;

- содействие созданию портфолио учащегося;

- проведение в конце каждого учебного года интеллектуально-творческих марафонов (смотров достижений учащихся за год), парадов лучших творческих работ;

- проведение школьного смотра методического мастерства учителей «Таланты может воспитать учитель, если сам талантлив», обобщение опыта работы по развитию детской одаренности;

- дессиминация опыта работы в данном направлении (участие в семинарах, презентациях, конференциях, публикации в методических сборниках разного уровня).

        По возможности мы стараемся поощрять одаренных детей грамотами и дипломами, книгами, подарками из школьного и благотворительного фонда родителей, поездками, бесплатным посещением различных мероприятий. Награждение проходит торжественно на общей линейке учащихся начальной школы, что является особо значимым для наших детей.

        Ежегодно в начале и в конце года мы проводим диагностику школьной мотивации и познавательной активности учащихся начальной школы. Около половины учащихся (47-59 %) имеют высокий уровень школьной мотивации, познавательной активности. От 25 до 45% ребят показывают хорошую школьную мотивацию. От 8 до 12% детей имеют положительное отношение к школе, которая интересна учащимся внеучебной деятельностью. Менее 10% составляют учащиеся с низкой школьной мотивацией. Таким образом,  можно сделать вывод, что детям в школе комфортно, им интересен в целом учебно-воспитательный процесс. Мы – учителя, стараемся способствовать развитию познавательного интереса учащихся и удерживать высокий уровень школьной мотивации.

         Дети быстро взрослеют. Но жить самостоятельно и успешно они смогут, если сегодня мы поможем развиться их способностям и талантам. А талантлив по-своему каждый ребенок. Выявление и воспитание одаренных, талантливых детей – чрезвычайно важный вопрос. Основная наша задача – так построить учебную и внеурочную деятельность, чтобы любые индивидуальные особенности детей, таящие в себе зерно опережающего развития в той или иной сфере, не прошли мимо нашего внимания, реализовались и выращивались в нашей педагогической деятельности с этими детьми.

 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.