12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Струкова Светлана Юрьевна24

МКОУ «Рогачевская СОШ»














Доклад


на тему:

Работа с одаренными детьми в начальной школе.










Подготовила:

учитель начальных классов

Струкова С.Ю.

2019г.




Одарённый ребенок… Сколько ожиданий, надежд, сомнений и тревог связано с этими словами. Одаренный, т.е. наделенный определенным даром, способный к какой-либо деятельности более, чем другие, и, следовательно, обладающий выдающимися способностями

Задача учителя - во-первых, увидеть способности у каждого учащегося,  благодаря которым у него появляется потребность в их реализации, и, во-вторых, умело их развивать и применять на практике. Опытный педагог уже на  первом этапе обучения может заметить у учеников определенные способности, благодаря которым они будут выделяться среди своих сверстников. Так, например, у одного ученика проявляется нестандартность мышления, у другого - отличная долговременная память, у третьего – неординарный подход и оригинальность в решении различных учебных задач.   Такие ученики, как правило, имеют высокую мотивацию к изучению предмета. Учитель, наблюдая за учениками во время урока при выполнении различного рода учебных задач во всех видах речевой деятельности (монолог, диалог, письмо, чтение), постепенно замечает быстрое осмысление и переосмысление информации у одних; запоминание, удерживание в памяти и вспоминание полученной информации у других; а концентрация внимания и легкость  усвоения материала свойственны третьим.

Одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

Одаренность может проявляться:

1.      как одаренность явная (проявленная), которая «у всех на виду». Специалисты утверждают, что число таких явно одаренных детей составляет примерно 1-3% процента от общего числа детей;

2.      как одаренность возрастная, т.е. в одном возрасте ребенок показывает явную одаренность, а потом, по истечении нескольких лет эта одаренность куда-то исчезает;

3.      как одаренность скрытая (непроявленная), т.е. одаренность, которая по каким-то причинам не проявила себя в учебной или иной деятельности данного ребенка. Детей со скрытой одаренностью примерно 20-25% от общего числа учащихся.

Все маленькие дети наделены с рождения определенными задатками и способностями. Однако не все они развиваются. Нераскрытые возможности постепенно угасают вследствие невостребованности. Процент одаренных (с точки зрения психологов) с годами резко снижается: если в десятилетнем возрасте их примерно 60-70%, то к четырнадцати годам - 30-40%, а к семнадцати - только 15-20%.

Вот почему учителя начальных классов должны создавать развивающую, творческую образовательную среду, способствующую раскрытию природных возможностей каждого ребенка.

Кого считают одаренным?

Специалисты выделяют несколько категорий детей, называемых обычно одаренными.

1.          дети с высокими показателями по специальным тестам интеллекта;

2.        дети с высоким уровнем творческих способностей;

3.        дети, достигшие успехов в каких-либо областях деятельности

4.        дети, хорошо обучающиеся в школе

5.        дети, которые любят спорт, игры, хорошо развиты физически, энергичны.

Каждая из этих категорий отражает определенное отношение к пониманию одаренности как психического явления.

Выявление, поддержка, развитие и социализация одаренных детей становятся одной из приоритетных задач современного образования.

Выявление одаренных и талантливых детей – достаточно продолжительный процесс.

Для эффективного выявления одаренных детей необходим комплексный подход к процедуре исследования. Центральные фигуры в педагогическом процессе - педагог и ребенок. Исходя из этого, наблюдения педагога, его критерии выявления одаренных детей наиболее ценны. В педагогическом процессе возрастает роль педагога как диагноста, где самый главный его инструментарий: педагогическое чутье, интуиция и опыт.


Одаренность бывает:

академической (способность   учиться): у детей незаурядный интеллект, они обладают хорошей памятью, легко и быстро схватывают школьный материал.

интеллектуальной (умение анализировать, мыслить): задают много необычных вопросов, рассудительны не по годам, ясно мыслят, остро реагируют на все новое, неизведанное.

художественной (музыкально-художественной): дети любят музыку, легко запоминают мелодии и ритмы, поют с большим чувством и удовольствием, пытаются научиться играть на музыкальном инструменте, любят рисовать и лепить умеют видеть прекрасное и необычное рядом, с помощью рисунка и лепки пытаются выражать свои эмоции и чувства» с удовольствием рассматривают художественные произведения искусства

творческой (не шаблонное мышление): дети интересуются разными механизмами и машинами, используют испорченные приборы для создания новых поделок, конструируют модели.

психомоторной (спортивная): дети энергичны и все время хотят двигаться, любят спортивные игры, часто  в них выигрывают, хорошо развиты физически, координированы в движениях, ловко управляются со скакалками и мячами.

Признаки одаренности связаны с высоким уровнем выполнения деятельности.  Такой ребенок стремится завершить начатое дело. Причем он не просто создает, а создает новое, меняет   привычное.   Он   часто   критичен   к  результатам   своего   труда,   стремится   к совершенству.  Одаренные дети опережают других в количестве и силе восприятия окружающих событий и явлений: они больше улавливают и понимают. Они больше видят, слышат и чувствуют, чем другие в тех же условиях, могут следить одновременно за несколькими событиями.  Они редко попадают впросак.  Из  поля их восприятия не выпадают интонации, жесты, позы и модели поведения окружающих людей. Одаренного ребенка нередко сравнивают с губкой, впитывающей самую разнообразную информацию. Одаренные дети обычно обладают отличной памятью. Большой словарный запас, сопровождающийся сложными синтаксическими конструкциями, умения ставить вопросы чаще всего привлекают внимание окружающих к одаренному ребенку. Маленькие вундеркинды с удовольствием читают словари и энциклопедии, придумывают слова, которые должны, по их мнению, выражать их собственные понятия и воображаемые события, предпочитают игры, требующие активизации умственных способностей.

Одаренный, талантливый ребенок - это, прежде всего ребенок. Как и другим детям, ему нужны ласка, любовь, внимание и помощь близких. Создать среду, которая обеспечит успешное развитие ребенка, уважение его точки зрения, любопытства, поощрение его интересов, даже если эти интересы не всегда понятны взрослым, - задача педагогов и родителей. Всегда важно найти время радоваться ребенку. Не стоит забывать о том, что одаренном ребенку нужен тот же опыт в общении и деятельности, что и всем, но только в большей мере.

Одаренному ребенку нужна и дисциплина, и возможность делать ошибки и брать на себя ответственность. Следует помнить, что одаренный ребенок уже в очень раннем возрасте склонен к очень серьезным размышлениям, интересуется глобальными проблемами, о которых часто говорят взрослые, устанавливает для себя высокие критерии, стремится к совершенству, в любом вопросе доходит до самой сути.

Одаренный ребенок проявляет понимание к другим людям, очень чувствителен несправедливости, крайне критичен к взрослым, которые идут на компромисс с совестью во избежание конфликтов, склонен самонаблюдению и постоянно оценивает, что хорошо и что плохо в нем самом. Одаренный ребенок не выносит глупости, особенно когда она маскируется чьим-то авторитетом. Он стремится быть творческим, изобретательным и, как результат, ищет необычные, новые способы выполнения обычных дел. Такой ребенок, конечно же, проявляет склонности к занятиям наукой и искусством.                                                                    

Составим портрет одаренного ребенка.

Портрет одаренного ребенка

1.        Проявляет любопытство ко многим вещам, постоянно задает вопросы.

2.        Предлагает много идей, решений задач, ответов на вопросы.

3.    Свободно высказывает свое мнение, настойчиво, энергично отстаивает его.

4.       Склонен к рискованным действиям.

5. Обладает богатой фантазией, воображением. Часто озабочен преобразованием, улучшением общества, предметов.

6.        Обладает хорошо развитым чувством юмора, видит юмор в ситуациях, которые могут не казаться другим смешными.

7.        Чувствителен к красоте, внимателен к эстетике вещей.

8.        Не конфликтен, не приспособленец, не боится отличиться от других.

9.        Конструктивно критичен, не принимает авторитарных указаний без критического изучения.

10.        Стремится к самовыражению, творческому использованию предметов.

Без организации развивающей среды, планомерных занятий индивидуальной  работы, активного участия родителей развития способностей ребенка невозможно.

Для поддержки одаренных детей  я  использую:

•    индивидуальный подход на уроках;

•   дополнительные  занятия  с  одаренными  учащимися;

•    участие в олимпиадах;

конкурсы, интеллектуальные игры, спортивные соревнования;

•   посещение предметных и творческих кружков по способностям, а также спортивных секций по интересам;

•     использование      современных    средств    информации;

•     создание детских портфолио.

Академик А.Н. Колмогоров сказал: «Не существует сколько-нибудь достоверных тестов на одаренность, кроме тех, которые проявляются в результате активного участия хотя бы в самой маленькой поисковой исследовательской работе».

Часто про одаренных людей говорят, что в них есть «искра Божья». Но чтобы из этой искры разгорелось пламя таланта, нужно приложить немалые усилия.

На уроках математики я во время устного счета даю задания разгадать ребусы, расположенные на полях страницы учебника, либо решить задачу повышенной сложности с нестандартным, но простым решением. При решении таких задач учащиеся используют краткую запись или схематический рисунок. После самостоятельного решения таких заданий один из учащихся объясняет их классу и коллективно обсуждаем правильность их решения. Много подобных заданий и на «Страничках для любознательных» учебника по математике, которые находятся в конце каждой темы. Такие задания способствуют развитию логического мышления, формируют такие качества, как инициатива, самоконтроль и расширяют умственный кругозор. Для дополнительной работы на уроке предлагаю работу по карточкам. Для подготовки таких карточек я использую КИМы по математике. Например,

Запиши числа в порядке возрастания и прочитай слово.

Вычисли устно и запиши ответ.

Поставь «+», если согласен с утверждением и «- «, если не согласен.

Вычисли, поставь ответы в порядке возрастания, прочитай загадку. Разгадай ее.


На уроках русского языка одаренные учащиеся быстрее других выполняют упражнения и задания к ним. Поэтому я предлагаю им задания творческого характера по учебнику. Например, составить текст-сказку на одну из тем: Особое внимание я уделяю сочинениям-рассуждениям. Для этого подбираю темы, например:

Разговор Солнышка и Подснежника.

Разговор Зайчика и Ежика.

Разговор Крапивы и Сирени.

Разговор Дождика и Цветов.

Затем эти сочинения слушаем в классе и ребенок получает за них оценку.

Или предлагаю задания: вставить пропущенную безударную гласную в глаголах в зависимости от лексического значения глагола. Например, сп(е,и)ши упражнение- сп(е,и)ши быстрее в школу; зап(е,и)вать песню- зап(е,и)вать лекарство водой.

На уроках окружающего мира мои одаренные учащиеся любят готовить сообщения по изучаемой теме. Один из учеников, дома, пользуясь интернетом или энциклопедией часто находил дополнительный материал по темам «Государственный бюджет», «По знаменитым местам мира», а также выступал с проектами по теме «Кто нас защищает» и др. Любят готовить сообщения и проекты и другие учащиеся.

Некоторые учащиеся в этом учебном году принимали участие во Всероссийских олимпиадах «Фгостест» по лит. Чтению, по математике, русскому языку , «Человек и космос». За занятые 1-2 места по России или Воронежской области они получили наградные дипломы и сертификаты участников. Я очень рада, что учащиеся моего класса заинтересовались и приняли участие в этих олимпиадах.

В дальнейшем мне хотелось бы, чтобы учащиеся моего класса также активно участвовали и в исследовательской работе, чтобы проекты имели исследовательский характер. Учебная исследовательская деятельность - специально организованная, познавательная творческая деятельность учащихся, по своей структуре соответствующая научной деятельности, характеризующаяся целенаправленностью, активностью, сознательностью, результатом которых является формирование познавательных мотивов, исследовательских умений, субъективно новых для учащихся знаний или способов деятельности. По этому направлению планирую работать в дальнейшем.

Если дети – национальное  достояние любой страны,  то одаренные дети – её интеллектуальный творческий потенциал. Чем раньше учитель обнаружит незаурядные  способности в своих учебниках и сумеет создать для них условия для обучения, тем  больше  надежд  на то, что  в будущем эти дети составят гордость и славу своего отечества.



Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.