Работа с одаренными детьми
Министерство образования и науки Республики Казахстан
Государственное учреждение образования
Утверждаю: Согласовано:
«_____»______ 2015 год «______» ______2015 год
Доклад на тему:
Из опыта работы
Подготовила: Раимбердиева Г.Е.
учитель начальных классов,
категория высшая,
педагогический стаж 30 год
2009-2010 учебный год
Город Тараз
Толковый словарь под редакцией С.И.Ожегова объясняет слово "талантливый" следующим образом "…это человек, обладающий врождёнными качествами, особыми природными способностями". Если вдуматься в это определение, то можно прийти к старой истине, что неталантливых, а, следовательно, не одарённых от природы людей не бывает. Учитель должен верить, что каждый его подопечный по-своему одарён.
И способности, и талант – это понятие индивидуальное. Создать условия для раскрытия этих способностей и является одной из задач, которые я ставлю в своей работе. Подготовка национальной элиты – молодых людей, способных занимать ключевые места в управлении государством, экономике, культуре – одно из приоритетных направлений построения национальной модели образования. Добиться же успехов в профессиональной деятельности можно, лишь обладая недюжинными общими и специальными способностями, образованностью, творчеством. Поэтому перед родителями, перед детьми, перед учителями стоит новая задача – выявление, развитие личности, потенциальных возможностей и на этой основе определения своего будущего. В настоящее время эта проблема настолько актуальна, что, по выражению доктора психологических наук Н.С. Лейтеса, вряд ли надо сейчас доказывать, как важно своевременно выявлять и поддерживать проявление одаренности.
Определение своих педагогических целей я начинаю с уточнения
представлений об одаренности. Единой общепринятой концепции одаренности нет и на современном уровне развития науки быть не может, но вместе с тем есть множество весьма серьезных разработок, проливающих свет на многие стороны этого явления.
“Произнося словосочетания “одаренные дети”, мы постоянно подчеркиваем, что существует особая группа детей, качественно отличающаяся от сверстников. Действительно, природа свои дары поровну не делит и кому-то дает сверх меры, не скупясь, а кого-то “обходит стороной”.
Итак, “одаренным” принято называть того, чей дар явно превосходит некие средние возможности, способности большинства. Это генетический дар и перед нами он предстает как сложный итог взаимодействия средовых и генотипических факторов. Генетический дар раскрывается благодаря среде, и она либо подавляет его, либо помогает ему раскрыться. И подобно тому, как «опытный ювелир может превратить природный алмаз в роскошный бриллиант, благоприятная окружающая среда и умное педагогическое руководство способны превратить природный дар в выдающийся талант.» (А. Савенков)
Как не потерять таких детей?
Как различить их в классе?
Мне ближе, понятнее и кажется более приемлемым определение различий, которые изложены психологом Калмыковой З.И. в ее работе “Продуктивное мышление, как основа обучаемости”. Она считает, что дети, прежде всего, различаются:
различным объемом времени, затрачиваемым на усвоение нового материала;
уровнем работоспособности;
различным типом мышления;
обучаемостью.
Работая более 15 лет в инновационных учреждениях, я, педагог с 31 летним стажем, понимаю, что должна думать обо всех детях сразу, которые сидят в классе, и о каждом ребенке отдельно. Именно осознавая тот факт, что даже в гимназических классах дети очень различаются по своему уровню развития, умению учиться, мотивации, пришла к выводу, что необходимо создать банк данных по каждому предмету. Опираясь на банк данных и результаты диагностики (память, внимание, мышление, креативность), можно строить работу по выявлению одарённости у учащихся.
И так как главная работа учителя осуществляется на уроках, то основное внимание уделила учебной программе. Пересмотрев программу, выделила задачи каждого предмета в целом, определила роль каждого предмета в среднем звене, сопоставила уровни требований начальной школы и среднего звена, дополнила содержание материала развивающим компонентом, ввела элементы опережения, большее количество теоретического материала, дополняя учебник гос. стандарта дидактическим материалом развивающего обучения. Подготовила УМК по всему курсу, а также составила УМК по работе с одаренными детьми. Планирование каждой темы начинаю с постановки задач. Остановлюсь на общих задачах (учебных, развивающих и воспитательных).
В учебные задачи ввожу формирование основных знаний и представлений по теме, причем на дифференцированной основе. Это знакомство с терминами, правилами, которые необходимо запомнить всем учащимся, теоретические вопросы.
Развивающие задачи: развитие творческого мышления через алгоритмизацию решения задач, развитие речи (по мнению ученых, именно речь – мерило одаренности ребенка), интереса, памяти, воображения, через применение специальных методов и форм работы.
Воспитательные задачи: воспитание таких черт характера, как трудолюбие, целеустремленность, упорство, организованность, настойчивость, стремление довести дело до конца. Воспитание самоконтроля и самооценки своей деятельности.
Составляя планы, продумываю типы уроков, которые приемлемы при изучении данной темы. Использую наряду с традиционными типами уроков, типы уроков развивающего обучения:
урок постановки учебной задачи;
урок моделирования и преобразования модели;
урок решения частных задач по применению открытого способа;
урок контроля и оценки знаний
Изменения в содержании уроков сказались на развитии детей. У четырех из семи учащихся на уроках ярко проявляются предметные умения и навыки, они умеют определить для себя цель работы на уроке, причины своих успехов и затруднений, могут оценить свою учебную деятельность.
Уместно привести в качестве примера проявление высокой творческой активности учащихся на интегрированных уроках литературы и риторики, логики, экономики, познания мира и художественного труда. Результатом учебной деятельности было создание индивидуальных и коллективных творческих работ, проектов, сочинений и рисунков.
Для более четкого представления всего педагогического процесса по работе с детьми, имеющими высокий уровень развития, составила технологическую карту работы с одаренными детьми, (Приложение 1) куда включила разделы:
работа на уроке;
внеурочная деятельность;
работа с родителями.
Внеурочная деятельность осуществляется в кружковой работе и на занятиях НОУ“ Искорка”, где отрабатывается мышление, внимание, креативность.
Большое место занимают “проекты” - ситуации из современной жизни, рассматриваемые с математической точки зрения; например, о современных и старинных деньгах, о почте, о человеке, о планетах Солнечной системы и т.д. Данные занятия не только положительно влияют на мотивацию, но и учат применять знания в реальной жизни. На занятиях вводится много материала, имеющего отношение к истории (запись чисел римской и египетской нумерации); к познанию мира (сравнение и применение некоторых знаний, связанных с физиологией и анатомией); к охране окружающей среды. В деятельности клуба предусмотрены разные виды групповой работы. Большое количество практических заданий, связанных с вырезанием фигур, исследованием их на симметричность, изготовление мерной емкости, измерение площади фигур с помощью различных мерок, черчение фигур с увеличением и уменьшением исходных параметров. Но работа в этом направлении не закончена. Следующим моим шагом будет создание индивидуальных программ для детей склонных к научной деятельности. Этим детям я помогаю строить проекты, которые представляются на конкурс творческих и исследовательских работ «Портфолио», городские олимпиады и конкурсы. Данные работы принимают участие в общешкольном Дне науки.
В этом направлении я работаю уже несколько лет, тем не менее, целенаправленная работа с одаренными детьми влияет на общее развитие всего класса, в том числе и “слабых”, создает атмосферу сотрудничества. Идет формирование алгоритмических и эвристических приемов действий; осознания процесса учения не только с пониманием изученного, но и анализом хода познания. Развивается интеллектуальная активность, формируется положительное отношение к учебе, потребность в знаниях.
Когда я начинала работу по данной теме, мне казалось, что я о ребенке знаю все. Когда пишу последние строчки, осознала, нет, я не знаю почти ничего. Он – тайна. Он – загадка. Он - маленькое чудо, а чудеса непостижимы. Его можно сравнить только с утренней звездой, холодный блеск которой разогреет Солнце. От всех нас зависит, чтобы новая звезда не стала падающей или гаснущей.
Учителю не следует уделять слишком много внимания игровому обучению с ярко выраженным элементом соревновательности. Одаренный ребенок будет чаще всего оказываться победителем, что может вызвать неприязнь соучеников и не благоприятствует созданию атмосферы всеобщей заинтересованности, к которой стремится учитель.
Учителю следует избегать укрепления перфекционистских тенденций в одаренном ребенке, перехваливая лучшую или самую аккуратную работу. Ему не стоит выделять одаренного ребенка за прекрасные индивидуальные успехи, а лучше поощрять совместные занятия с другими детьми.
Учитель не должен возводить одаренного ребенка на пьедестал или делать из него вундеркинда в глазах других учеников. Успехи его будут должным образом оценены, а неуместное выпячивание его исключительности достижений рождает чаще всего раздражение, ревность и отторжение вместо ожидаемой похвалы. Другая крайность — преднамеренное публичное принижение уникальных способностей и даже сарказм со стороны учителя,— конечно, недопустима.
Учителю следует помнить, что в большинстве своем одаренные дети плохо воспринимают строго регламентированные, повторяющиеся занятия. Учителям нередко необходима помощь методистов, чтобы разнообразить программу с учетом потребностей высокоодаренных учеников.
Нестандартность мышления. Одаренные дети редко обладают школьной одаренностью, поэтому среди них почти никогда не бывает отличников и медалистов (например, А.С. Пушкин, которому тяжело давалась математика).
Одержимость в определенной области знания. Талантливый ребенок должен иметь положительную познавательную мотивацию и быть готовым к самостоятельной серьезной умственной нагрузке.
Достижение высоких результатов в одной или более областях. Участие ребенка в олимпиадах, конкурсах, смотрах.
Результаты педагогического наблюдения за характером действий ребенка (любознательность,
предрасположенность к усвоению языков, специфические познавательные способности, креативность и яркость фантазии).
Когда я начинала работу по данной теме, мне казалось, что я о ребенке знаю все. Когда пишу последние строчки, осознала, нет, я не знаю почти ничего. Он – тайна. Он – загадка. Он - маленькое чудо, а чудеса непостижимы. Его можно сравнить только с утренней звездой, холодный блеск которой разогреет Солнце. От всех нас зависит, чтобы новая звезда не стала падающей или гаснущей.
Не нужно никого убеждать, что каждый ребенок-личность,
обладающая неповторимыми индивидуальными особенностями. Потенциально - почти каждый талантлив, чем-то одарен природой. Сколько их - ребят, которые не смогли реализовать свои природные способности? Не оказалось рядом учителя, которому удалось бы выявить дремлющий в ребенке талант.
Насколько больше возможностей проявить себя у ученика хорошей гимназии, чем у его сверстника из глубинки! Современной школе нужны яркие, талантливые личности. Да, хорошее образование всегда было и остается дорогостоящим, но разве дешевле обходится образование дешевое? Хорошее образование-это серьезная материально-техническая база, высоко оплачиваемые педагоги и т.д. Легко заметить: все взаимосвязано. Серость рождает серость. Талант зажигает талант.
Талант явление не массовое. В средней школе, среди обычных
детей найти "алмаз" очень трудно, но еще труднее огранить и превратить в "бриллиант"! И только талантливый учитель способен воспитать талантливого ученика!