12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Гущина Елена Николаевна49
Россия, Коми респ., Печора

Работа с одаренными детьми

( МОУ « Гимназия №1» г. Печора Республика Коми)

Гущина Е.Н.,

учитель истории и обществознания

Десять лет назад я пришла работать в гимназию и на протяжении всего этого времени мои учащиеся становились победителями и призёрами олимпиад по истории, обществознанию и праву различного уровня. Высокие результаты достигаются, в первую очередь, благодаря высокому потенциалу обучающихся гимназии и систематической работе с одарёнными детьми.

Каждый одаренный ребенок — индивидуальность, нуждающаяся в  особом подходе. Порой непросто найти такой подход, ведь одаренные дети осознанно или неосознанно требуют к  себе отношения как к  полноправному субъекту учебной деятельности и общения, поэтому учитель, во-первых, должен принимать ученика как индивидуальность со  своими особенностями, уже сложившимися, т.е. придерживаться принципа «принятия другого». Во-вторых, учителю важно уметь аргументировано убеждать, быть справедливым, эмоционально уравновешенным, тактичным, чтобы не  «отбить» желания творчества. В-третьих, быть гибким, способным к самоанализу, самокритике, пересмотру своих позиций.

Очень важно уметь наладить с учениками партнерские отношения, предоставлять детям свободу выбора и возможность принятия решений.

Важным фактором в  использовании специальных методов обучения является компетенция учителя. Именно учитель создает атмосферу, которая способствует укреплению уверенности ученика в своих способностях, поощрению его интересов.

Обществу нужны одаренные люди. Но далеко не всегда человек способен реализовать свои способности. Очень многое зависит от семьи и от школы.

Задача семьи  состоит в том, чтобы вовремя увидеть, разглядеть способности ребенка, задача школы — поддержать ребенка и развить его способности, подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы.

Уже в 5-х классах на уроках истории и обществознания я вижу таких учеников, которых не удовлетворяет работа со школьным учебником, им может быть неинтересно на уроке, они читают словари и специальную литературу, смотрят научно-популярные программы. Они задают много вопросов, подчас ставя меня в неудобное положение, пытаются дойти до сути проблемы. И я понимаю, что передо мной неординарный ученик, одаренный, талантливый.

В обыденной жизни одаренность - синоним талантливости. В психологии же под одаренностью понимают системное качество личности, которое выражается в исключительной успешности освоения и выполнения одного или нескольких видов деятельности, сочетающиеся с интересом к ним.

Мне показалась любопытной одна из наиболее известных концепций одаренности - теория трех колец, разработанная американским исследователем Джозефом Рензулли. Он считает, что одаренность есть сочетание трех основных характеристик:

  1) интеллектуальных способностей (превышающих средний уровень);

 2) высокого уровня  креативности;

  3) высокой увлеченности поставленной задачей.

Многих одаренных детей отличает исключительная успешность обучения, что связано с высокой скоростью переработки и усвоения информации. Но одновременно с этим такие дети могут быстро утрачивать интерес к ежедневным кропотливым занятиям. Им важны принципиальные вещи, широкий охват материала. Работать с такими детьми, с одной стороны, интересно, а с другой - трудно, ведь они требуют особого подхода, особой системы обучения.

Работу с одаренными детьми я часто сравниваю с огранкой алмаза. Чтобы алмаз засиял всеми своими гранями, необходимо приложить усилия, применить знания, потратить время. То же самое можно сказать и о работе с одаренными детьми. Учитель выступает и как наставник, и как тьютор, и как психолог. На протяжении многих лет своей педагогической деятельности я занимаюсь развитием и воспитанием одаренных детей, что включает в себя следующие компоненты:

1) выявление одаренных детей;

2) развитие творческих способностей на уроках;

3)развитие способностей во внеурочной деятельности (олимпиады, конкурсы, исследовательская работа);

4) создание условий для всестороннего развития одаренных детей.

Прежде всего, одаренных детей надо уметь выявить. Они имеют ряд особенностей: любознательны, настойчивы в поиске ответов, часто задают глубокие вопросы, склонны к размышлениям, отличаются хорошей памятью. Как правило, таких детей сразу видно, нужно только внимательно наблюдать и анализировать.

Определив таких ребят, я должна научить их думать, а для этого необходимо заинтересовать предметом, сделать его изучение увлекательным.

На уроках я стараюсь использовать дифференцированные задания: для способных детей я предлагаю более сложные творческие задания, занимательные задачки, кроссворды, проблемные вопросы.

В практике своей работы использую «горизонтальное» и «вертикальное» обогащение. «Горизонтальное» означает расширение изучаемой области, а «вертикальное» - более быстрое продвижение к высшим познавательным уровням в области предмета.

Большое внимание я придаю вовлечению талантливых детей во внеурочную работу по истории, обществознанию, праву. Это участие в различных викторинах, конкурсах, проектах гимназического, муниципального, республиканского и всероссийского уровня. Например, Турнир имени М.В.Ломоносова, Международный конкурс «Олимпус 2017- Весенняя сессия», школьный и муниципальный этап научно-практической конференции «Первые шаги в науку», конкурс эссе на тему «Экономика и общество» в рамках региональной НПК ЧГПУ им.И.Я. Яковлева. На протяжении последних трех лет моя ученица, Хоменко Ирина, становилась победителем I этапа и дипломантом « Малой Нобелевской премии Республики Коми» в номинации « За достижения в изучении обществознания», а Романенкова Ольга в 2013 году в этом же проекте стала победителем.

В нашей гимназии активно поддерживается и продвигается такая форма работы с одаренными детьми как интеллектуальные игры, например, «Что?Где?Когда?», интеллектуальный марафон, « Дебаты» . Будучи организатором и членом жюри, стараюсь вовлекать детей в эту деятельность.

Важнейшей формой работы с одаренными учащимися в практике моей работы являются олимпиады. Они способствуют выявлению наиболее способных и одаренных детей, становлению и развитию образовательных потребностей личности, подготовке учащихся к получению высшего образования, творческому труду в разных областях, научной и практической деятельности. Мои ученики активно и результативно участвуют в школьных, муниципальных, республиканских олимпиадах, среди них олимпиада по основам права «ЗнатоК+ 2015», ОВИО «Наше наследие», МАН «Интеллект будущего» и, конечно же, во Всероссийской олимпиаде школьников. Канев Никита в 2016-2017 учебном году стал победителем муниципального этапа по истории и участником республиканского. На протяжении 2015-2017 гг. Хоменко Ирина становилась победителем муниципального тура по истории, обществознанию, праву, дважды победителем по обществознанию и призером по истории республиканского этапа ВОШ, а также участником заключительного этапа ВОШ в Москве.

В течение всего времени работы в общеобразовательной школе у меня сложилась определенная система подготовки учащихся к олимпиадам по истории, обществознанию, праву. Работа начинается в сентябре с выявления тех учащихся, кто хотел бы поучаствовать в школьном этапе. Это своего рода «сито», через которое проходит отбор. Далее я организую работу по подготовке к олимпиадам по разным направлениям: дополнительные занятия и консультации группового и индивидуального характера.

Тема определяется заранее, с обсуждения ее теоретической подготовки и начинается каждое занятие. В ходе обсуждения обращаю внимание на главные понятия, их признаки, рекомендую дополнительную литературу.

В практической части занятий мы решаем задачи, кроссворды, ищем ответ на проблемный вопрос, пишем эссе. Среди других видов заданий практикую работу с графической информацией, схемами, таблицами, иллюстративным материалом. Предлагаю выполнить задания комплексного характера: поиск противоречий в текстах, интерпретация различных точек зрения на общественно-политические события или роль исторической личности, оценка достоверности сообщений, анализ источников и другие.

Одаренному ребенку необходима не только поддержка педагога, но и сопровождение психолога. Ситуация успеха, к которой одаренный ребенок быстро привыкает, требует постоянной «подпитки» (вершина взята, вперед к новой!). А если вдруг провал? Если вершина не покорилась? Подчас справиться с неудачей бывает непросто, да и психолога рядом может не оказаться. Поэтому рассказываю учащимся как преодолеть страх, например, с помощью дыхательных упражнений или его визуализации, а также арт - терапии.

В.А.Сухомлинский писал: « Одаренность человека – это маленький росточек, едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе огромного внимания. Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним, сделать все необходимое, чтобы он вырос и дал обильный плод».

Одарённые, талантливые дети и молодёжь – это потенциал любой страны, позволяющий ей эффективно развиваться и конструктивно решать современные экономические и социальные задачи. В этой связи работа с одарёнными и высоко мотивированными детьми является крайне необходимой.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.